Порядок распределения дел между судьями докладчиками конституционного суда

Обновлено: 20.05.2024

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 1 февраля 2005 года N 1

Об утверждении Регламента Конституционного Суда Республики Карелия

Утратило силу на основании

Решения Конституционного Суда Республики Карелия от 2 апреля 2014 года N 1, введенным в действие с 20.04.2014 г.

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной в целях урегулирования вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Карелия и в соответствии со Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия"

1. Утвердить Регламент Конституционного Суда Республики Карелия.

Председатель Конституционного Суда
Республики Карелия
В.В.СУХАЧЕВА


Принят
Конституционным Судом
Республики Карелия
1 февраля 2005 года

Регламент Конституционного Суда Республики Карелия

Настоящий Регламент Конституционного Суда Республики Карелия (далее - Конституционный Суд) в соответствии со Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" устанавливает порядок распределения поступающих в суд обращений, порядок определения очередности рассмотрения дел, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.


Раздел первый. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд


Глава I. Общие положения


1. Рассмотрение обращений и направление их для предварительного изучения

1.1. Обращения, поступающие в Конституционный Суд, после их регистрации в журнале входящей корреспонденции передаются Председателю Конституционного Суда либо лицу, исполняющему его обязанности.

1.2. Предварительное рассмотрение обращения осуществляется консультантами Конституционного Суда в срок не более десяти дней, после чего Председатель Конституционного Суда принимает решение о возвращении обращения заявителю либо о дальнейшем его рассмотрении.

1.3. Обращение, относящееся к компетенции Конституционного Суда в соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" (далее - Закон о Конституционном Суде), оформленное в соответствии с требованиями статей 36, 37 данного закона, регистрируется в реестре обращений и передается Председателем Конституционного Суда либо лицом, исполняющим его обязанности, одному из судей для предварительного изучения.

2. Предварительное изучение обращений судьями

2.1. Распределение обращений между судьями для предварительного их изучения производится Председателем Конституционного Суда. Передача обращений в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Конституционного Суда и регистрируется в секретариате Конституционного Суда.

2.2. Предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее месячного срока с момента регистрации обращения.

2.3. Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, от имени Конституционного Суда может осуществлять действия, предусмотренные статьей 48 Закона о Конституционном Суде, давать поручения сотрудникам аппарата Конституционного Суда, направлять требования, предусмотренные статьей 49 Закона о Конституционном Суде, осуществлять организацию и контроль за их своевременным исполнением.

2.4. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда, в котором определяется время проведения распорядительного заседания.


Глава II. Принятие обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дел к слушанию

3. Принятие обращений к рассмотрению

3.1. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, направляются всем судьям и вносятся в заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.

3.2. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт, заблаговременно, но не менее чем за три дня, уведомляются о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению, при этом им (кроме заявителя) направляются копии обращения.

3.3. Определение Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению, об отказе в принятии обращения к рассмотрению излагается в виде отдельного документа. Определение должно быть мотивированным.

4. Назначение судьи-докладчика

В соответствии с установленной Конституционным Судом очередностью рассмотрения дел, а также с учетом загруженности судей Председатель Конституционного Суда назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).

5. Замена судьи-докладчика

5.1. В случае если в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск) судья-докладчик не может исполнять свои обязанности в течение длительного времени, Председатель Конституционного Суда либо лицо, исполняющее его обязанности, назначает другого судью-докладчика.

5.2. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него Судом назначается другой судья-докладчик.

6. Рассылка материалов по обращению, принятому к рассмотрению

6.1. После принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению секретариат направляет сторонам уведомление о принятом решении. Лицам, приглашенным в судебное заседание, наряду с уведомлением направляются копии обращения и прилагаемых к нему документов.

6.2. О принятом к рассмотрению запросе о толковании Конституции Республики Карелия могут быть уведомлены также государственные органы и должностные лица, не являющиеся участниками процесса.

6.3. После завершения подготовки дела к слушанию судья-докладчик направляет всем судьям, а при необходимости и сторонам документы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, не менее чем за десять дней до начала слушания дела.

7. О проекте решения

Не менее чем за день до начала слушания дела в судебном заседании судья-докладчик составляет и направляет всем судьям проект итогового решения Конституционного Суда с перечнем вопросов, которые, по его мнению, необходимо выяснить в процессе слушания дела.

8. Оформление материалов дела

Оригиналы обращения, приложенные к нему документы, отзывы на обращения, копии направленных судьей-докладчиком требований и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, передаются секретарю судебных заседаний для формирования судебного дела.

9. Назначение дел к слушанию

9.1. Дело к слушанию назначается распоряжением Председателя Конституционного Суда в соответствии с очередностью принятия дел к рассмотрению. Слушание по делу, как правило, должно начаться не позднее трех месяцев с момента вынесения Конституционным Судом решения о принятии дела к рассмотрению.

9.2. В случаях, не терпящих отлагательства, очередность рассмотрения дел может быть изменена по решению Конституционного Суда.

9.3. В исключительных случаях Конституционный Суд может принять решение о переносе рассмотрения дела на более поздние сроки.

10. Информирование судей о поступивших и переданных на изучение обращениях

Секретариатом Конституционного Суда ведется реестр обращений, принятых к производству. Информация о реестре регулярно (не реже одного раза в квартал) направляется всем судьям Конституционного Суда.


Раздел второй. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда


Глава III. Общие положения

11. Исчисление сроков

11.1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Законе о Конституционном Суде или в решении Конституционного Суда.

11.2. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

12. Порядок допуска в зал лиц, желающих присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, и представителей средств массовой информации

12.1. Лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, в том числе и представители средств массовой информации допускаются в зал судебных заседаний до начала заседания либо во время перерыва.

12.2. Ведение киносъемки, видеозапись и звукозапись во время заседания Конституционного Суда допускаются только с разрешения председательствующего в судебном заседании.

13. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела

13.1. В случае самоотвода, заявленного судьей перед началом слушания дела, по основаниям, указанным в части 1 статьи 53 Закона о Конституционном Суде, а также в случае отказа судьи заявить самоотвод при наличии тех же оснований, председательствующий ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.

13.2. Решение об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается Конституционным Судом в совещательной комнате большинством голосов от числа присутствующих судей в результате открытого голосования.

13.3. Мотивированное решение об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела оглашается председательствующим в судебном заседании. Судья, в отношении которого Конституционным Судом принято решение об отстранении от участия в деле, обязан покинуть зал судебных заседаний и в дальнейшем рассмотрении дела, в обсуждении и принятии итогового решения не участвует.

13.4. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

14. Отложение судебного заседания

14.1. Рассмотрение дела Конституционным Судом может быть отложено по основаниям статьи 58 Закона о Конституционном Суде.

14.2. Вопрос об отложении рассмотрения дела может быть решен Конституционным Судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и их представителей, участвующих в деле.

14.3. Об отложении судебного заседания выносится мотивированное определение Конституционного Суда, которое принимается в совещательной комнате большинством голосов от числа присутствующих судей путем открытого голосования и оглашается председательствующим в зале судебных совещаний.

14.4. При вынесении Конституционным Судом определения об отложении судебного заседания одновременно назначается дата, на которую переносится заседание.

15. Приостановление производства по делу

15.1. Производство по делу приостанавливается по основаниям, предусмотренным статьей 59 Закона о Конституционном Суде, мотивированным определением Конституционного Суда о приостановлении производства по делу. Решение о приостановлении производства по делу принимается Конституционным Судом в совещательной комнате большинством голосов от числа присутствующих судей в результате открытого голосования.

15.2. Приостановленное дело возобновляется мотивированным определением Конституционного Суда.

15.3. Заседание по делу, производство по которому было приостановлено и возобновлено, начинается сначала.

16. Прекращение производства по делу

Производство по делу прекращается по основаниям, предусмотренным статьями 44, 68 Закона о Конституционном Суде, мотивированным определением Конституционного Суда, принимаемым в совещательной комнате большинством голосов от числа присутствующих судей.

17. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда

17.1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают.

17.2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости, с разрешения председательствующего, участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.

17.3. Формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно:

"Уважаемый суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".

17.4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.

17.5. В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Конституционного Суда в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

Если конституционная жалоба прошла через Секретариат, это не означает, что вопрос о ее принятии к рассмотрению Конституционным Судом РФ уже решен. Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 Закона о КС РФ).

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Пленарные заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, а заседания палаты — председательствующим в палате.

В пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и заседаниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено Законом о КС РФ или Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. В соответствии со ст. 49 Закона о КС РФ судья-докладчик имеет следующие полномочия:

— истребовать необходимые документы и иные материалы;

— поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

— воспользоваться консультациями специалистов;

— определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

— отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Пункт 21 Регламента Конституционного Суда РФ предусматривает, что судья-докладчик составляет проект итогового решения, а в зависимости от характера и сложности дела — также перечень вопросов, подлежащих, с его точки зрения, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложить мотивированные ответы на эти вопросы.

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процесса направляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов, заключения экспертов.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Непосредственно в судебном заседании при рассмотрении жалобы первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом). После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина. Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей. После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы. Исследование каких-либо документов в заседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или по ходатайству сторон.

В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

Статья 68 Закона о КС РФ предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является, как и иные решения, окончательным и обжалованию не подлежит. Основаниями прекращения являются:

— выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ (по сути дела, установление факта, что конституционная жалоба не соответствует критериям допустимости);

— установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Конституционный Суд РФ объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы.

При назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционный Суд исходит из установленного Законом о Конституционном Суде разграничения компетенции, предусматривающего, рассмотрение каких дел отнесено к исключительной компетенции пленарного заседания, а какие дела подлежат рассмотрению в заседаниях палат. Распределение дел между палатами производится с учетом необходимости обеспечения равномерной нагрузки на палаты.

Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в Конституционном (Уставном) Суде субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Конституционный суд – что это такое, его структура и особенности, порядок обращения

Судебная система государства состоит из нескольких институтов, защищающих права и свободы граждан. Одним из них является Конституционный суд, обладающий особой областью юрисдикции. Он имеет отличную от других инстанций структуру и полномочия, порядок обращений и рассмотрения дел.

Что такое Конституционный суд?

После распада СССР в независимых государствах стала формироваться самостоятельная система судебной власти, которая как строилась по аналогии с предшествующей схемой, так и имела свои новшества. Так образовался самостоятельный орган судебного контроля. Определение Конституционного суда закреплено в законе и гласит, что это специализированный орган судебного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства. Это орган федерального значения.

что такое конституционный суд

Структура Конституционного суда

Состав того, кто входит в Конституционный суд, тоже строго определен законом. Он включает:

  1. Председателя, назначаемого на определенный срок. К кандидатам предъявляются строгие требования при отборе.
  2. Двух заместителей, которые имеют круг своих обязанностей и полномочий.
  3. Научно-консультативный совет, в который входят еще 16 назначаемых судей и представители судейского сообщества.
  4. Так называемый аппарат суда, состоящий из 4 секретарей и 4 управлений по отраслям: частное, публичное, уголовное и международное право. В их обязанности входит анализ и подготовка будущих решений Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда

Выше уже упоминалось о том, кто возглавляет Конституционный суд. Эта роль отведена председателю. Такой человек назначается на должность из состава судей сроком на 6 лет. По их истечению председатель может быть назначен на новый срок, как и его заместители. Также он после личного заявления может сложить с себя полномочия, либо быть отстраненным от должности за недобросовестное исполнение обязанностей в результате голосования большинства судей (не менее 2/3), которое проводится тайно.

В обязанности председателя входит:

  1. Руководство пленарными заседаниями органа власти: их созыв и председательствование на них.
  2. Вынесение необходимых вопросов на рассмотрение на пленарных заседаниях.
  3. Представление Конституционного суда в других государственных органах, общественных организациях и объединениях, средствах массовой информации.
  4. Осуществление общего руководства вверенной ему инстанцией и выполнение некоторых других функций.

Палаты Конституционного суда

До 2010 года инстанция помимо председателя и аппарата суда состояла из двух палат, которые позже упразднили:

Таким образом общее число того, сколько судей в Конституционном суде, не изменилось после внесения поправок в закон – их было и осталось 19 человек. Состав палат определялся жеребьевкой. В них рассматривались вопросы, отнесенные к компетенции органа и те, которые не подходят для пленарных заседаний суда.

Кто назначает судей Конституционного суда?

В законе определен четкий порядок формирования Конституционного суда:

  1. Судья назначается Советом Федерации по предоставлению президента.
  2. Президенту кандидатуры могут предлагать как члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, так и высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства и сообщества, профильные учебные заведения.
  3. Предложенные президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ с обязательным составлением заключения по каждой персоне.
  4. Совет Федерации в течение 2-х недель после поручения президента рассматривает вопрос, назначая каждого судью на должность тайным голосованием. Учитывается большинство голосов от общего числа.

Требования к судьям Конституционного суда

Существуют и определенные требования, которым должны соответствовать судьи Конституционного суда:

  1. Кандидат обязательно должен быть гражданином государства.
  2. Возраст человека не менее 40-ка и не более 70-ти лет на день назначения.
  3. Удовлетворительное состояние здоровья.
  4. Высшее юридическое образование.
  5. Стаж работы в сфере юриспруденции не менее 15-ти лет.
  6. Признанная высокая квалификация в области права и безупречная репутация в профессиональном сообществе.

После назначения на должность судья:

  1. Является несменяемым, до достижения возраста 70 лет. Еще одна причина ухода с должности – неудовлетворительное состояние здоровья.
  2. Неприкосновенен, то есть не может быть задержан или арестован, приговорен к уголовной или административной ответственности без решения КС. Такой вердикт суд может вынести за недобросовестное исполнение обязанностей или уклонение от них, поведение, порочащее репутацию органа и в ряде других случаев.

Особенности Конституционного суда

В отличие от других судов, высший конституционный судебный орган имеет следующие особенности:

  1. Этот орган не вершит правосудие по конкретным делам. Он решает только нормативные вопросы права. То есть истец может выступать лишь лицом, поддерживающим жалобу о нарушении применяемого к его делу нормативно-правового акта основному закону государства.
  2. В заседаниях помимо основного состава органа власти могут принимать участие президент, председатели правительства, Госдумы и Совета Федерации, Верховного и Верховного арбитражного судов, уполномоченный по правам человека, генпрокурор и министр юстиции. Они могут излагать свою позицию вне зависимости о причастности к делу.
  3. Не может рассматривать вопросы по собственной инициативе без сторонних запросов.
  4. Лишен права рассмотрения исков о законности политических партий и общественных объединений.

Принципы Конституционного суда

Высший федеральный орган конституционного контроля в своей работе руководствуется следующими принципами:

  1. Независимости. То есть все члены организации независимы и в своей деятельности руководствуются только Конституцией.
  2. Коллегиальности. Все дела в рамках компетенции рассматриваются коллегиально составом не менее 2/3 судей.
  3. Гласности. Все слушания являются открытыми кроме случаев, предусмотренных в специальном законе.
  4. Устности, то есть все разбирательства проводятся в устной форме.
  5. Непрерывности. Заседание по одному делу происходит непрерывно кроме периодов отдыха участников и подготовки необходимых материалов для дальнейших разбирательств, устранения обстоятельств, мешающих ходу заседания.
  6. Состязательности и равноправия сторон. Все стороны пользуются одинаковыми правами для отстаивания своей позиций.

Функции Конституционного суда

Среди основных функций того, чем занимается Конституционный суд, эксперты в области юриспруденции выделяют следующие:

  1. Казуальное толкование основного закона государства, то есть понимание и интерпретацию Конституции по запросам субъектов права.
  2. Еще одна основная цель Конституционного суда – это нормоконтроль. То есть это абстрактный и конкретный контроль соответствия принятых законов и актов Конституции.
  3. Защита прав и свобод человека и гражданина.
  4. Содействие правотворчеству представительных органов власти.
  5. Реализация ответственности за нарушение Конституции главой государства.

Полномочия Конституционного суда

В сферу компетенции Конституционного суда входят следующие полномочия:

  1. Разрешение дел о соответствии Конституции законов и других нормативно-правовых актов разного уровня: федеральных, субъектов и других. Эти запросы могут направлять президент, члены Совета Федерации и Госдумы, правительства, органов законодательной и судебной власти.
  2. Разрешение споров между федеральными и региональными органами власти о компетенциях.
  3. Проверка легитимности законов при личных жалобах граждан о нарушении их прав и свобод применительно к конкретным делам. Эта же операция может выполняться по запросам судов.
  4. Конституционный суд по запросам органов законодательной и исполнительной власти дает толкование основного закона государства.
  5. Выдача заключения о законности соблюдения выдвинутого порядка обвинения против президента по запросу Совета Федерации.

Порядок обращения в Конституционный суд

  1. Составить письменную индивидуальную или коллективную жалобу, запрос или ходатайство, отвечающие требованиям соответствующего закона с обязательной подписью управомоченным лицом. Важно помнить, что жалоба подается не позднее одного года после окончания рассмотрения дела в суде.
  2. К жалобе обязательно прилагаются: тексты закона, который необходимо проверить, доверенность (если истец обращается не сам), списки свидетелей и экспертов и некоторые другие документы.
  3. В пакет документов для обращения в Конституционный суд входит и квитанция об уплате госпошлины. Ряд категорий граждан и организаций освобождаются от оплаты пошлины (например, федеральные и муниципальные органы власти, ветераны и другие).

Кто может обращаться в Конституционный суд?

Правом на обращение в высший конституционный орган судебной власти обладают граждане и их объединения, иные органы и лица, указанные в соответствующем законе, чьи права и свободы нарушаются применением нормативно-правового акта (или законом, подлежащим применению) в конкретном деле. То есть подача жалобы правомерна, если:

  1. Закон непосредственно нарушает права и свободы человека.
  2. НПА применяется в конкретном деле, рассмотрение которого начато или уже завершено в суде или другом компетентном органе власти, и изменяет закон.

С запросом или ходатайством в орган обращаются:

Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде

В законе определены основные стадии прохождения дела в Конституционном суде:

  1. На первом этапе секретариат Конституционного суда регистрирует обращение и проверяет его. Проверке подлежит как форма обращения (является ли она компетенцией органа), так и правильность составления жалобы, оплата госпошлины и наличие ранее вынесенных постановлений или отказов в принятии дела к рассмотрению.
  2. Второй стадией считается изучение фактического соответствия обращения компетенции суда, то есть имеются ли основания для рассмотрения. На этой стадии может быть вынесено как решение о принятии, так и отказ в нем.
  3. Подготовка судебного заседания: назначение даты, выбор представителей сторон и другие организационные вопросы.
  4. Само судебное заседание. На нем выступают судья-докладчик и представители сторон. После этого судьи удаляются в совещательную комнату для обсуждения решения. Оно принимается большинством голосов.
  5. Завершающий этап – исполнение решения суда, которое должно быть направлено лицу или органу не позднее 2-х недель с момента вынесения решения.

Постановление Конституционного суда

Итоговые виды решений Конституционного суда могут быть представлены:

  1. В формате заключения по существу вопроса о правомерности выдвигаемых обвинений против президента, например, в государственной измене или другом тяжком преступлении.
  2. В форме постановления, которое выносится после решения других вопросов в рамках компетенции органа.

Можно ли обжаловать решение Конституционного суда?

После того, как жалоба в Конституционный суд была принята в судебное производство, по ней обязательно должно быть вынесено решение. В соответствующем законе установлено, что решения Конституционного суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. То есть они обязательны к исполнению, а в случае нарушения сроков или порядка истец может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный.

Однако, если внутренние государственные механизмы защиты человека исчерпаны, согласно Конституции, гражданин имеет право обратиться в международные судебные органы. Такая возможность предусмотрена как документами ООН, так и Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. То есть гражданин вправе обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Суд присяжных имеет свои особенности, функции и историю появления. Стоит выяснить, кто может быть заседателем и каким образом формируется коллегия, как проходит совещание и голосование и на что влияет решение этого судебного органа.

Кто такой терапевт, какие заболевания лечит и когда к нему нужно обращаться – вопросы пациентов, редко бывающих в поликлинике. Специалисты данного профиля ведут первичный прием и направляют при необходимости к врачам узкой специализации.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.

Судебное разбирательство — основная стадия конституционно­го судопроизводства. На всех предшествующих стадиях создают­ся условия, позволяющие Конституционному Суду РФ присту­пить к разрешению дела. Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоя­тельств дела, уяснение правовой позиции сторон. На этой ста­дии формируется правовая позиция Конституционного Су­да РФ, совершается правосудие, выносится решение по суще­ству дела. Стадии судебного разбирательства предшествует подготови­тельный этап. Он включает в себя назначение и подготовку де­ла к слушанию, а также организацию судебного заседания.

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик ведет дело до его завершения, т. е. до вы­несения решения.

Судья-докладчик осуществляет следующие действия (ст. 49 За­кона):

направляет копии обращения и прилагаемые к нему докумен­ты и иные материалы другой стороне;

изучает письменные объяснения другой стороны относитель­но обращения в случае их представления;

истребует от соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы и иные материалы, имеющие отношение к делу;

поручает производство экспертиз, назначает экспертов, со­ставляет список вопросов для эксперта;

поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов, направляет соответствующие за­просы;

составляет проект итогового решения;

принимает иные меры, необходимые для разрешения дела;

извещает судей о ходе подготовки дела к рассмотрению, на­правляет им дополнительные материалы.

Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рас­смотрению осуществляются от имени Конституционного Су­да РФ.

Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения:

- о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;

- о заверении документов и текстов нормативных актов;

- о проведении проверок, исследований, экспертиз;

- об установлении определенных обстоятельств;

- о привлечении специалистов;

- о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда Российской Федерации, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности, он передает обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Конституционного Суда в заседании Конституционного Суда ставит вопрос о замене судьи-докладчика.

В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.

Читайте также: