Порядок принятия судебного решения по делам военнослужащих

Обновлено: 18.05.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

6. Медицинское обслуживание судей военных судов (в том числе судей, пребывающих в отставке) и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом. Медицинское обслуживание судей Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации. (В редакции федеральных конституционных законов от 29.06.2009 № 3-ФКЗ; от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

61. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент). (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

7. (Часть утратила силу - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

Глава IV. Финансирование и обеспечение деятельности военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

Статья 32. Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

1. Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом и Верховным Судом Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и настоящего Федерального конституционного закона. (В редакции федеральных конституционных законов от 29.06.2009 № 3-ФКЗ; от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

2. Обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также хранение архивов осуществляются соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов соответственно Судебным департаментом и Верховным Судом Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

3. Организационное обеспечение деятельности Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется аппаратом Верховного Суда Российской Федерации, а военных судов - Судебным департаментом. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

4. Порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 33. Аппарат военного суда

(Наименование в редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

1. Аппарат военного суда обеспечивает осуществление правосудия военным судом, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

2. Деятельностью аппарата военного суда руководит председатель соответствующего военного суда.

3. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

4. (Часть утратила силу - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

5. (Часть утратила силу - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

6. Работники аппарата военного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

7. Работники аппарата военного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

8. Права и обязанности работников аппарата военного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Указанным работникам присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

9. Права и обязанности работников аппарата военного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 2-ФКЗ)

Статья 34. Администратор военного суда

1. Администратор военного суда:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2) взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военного суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

10) выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

2. Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под контролем председателя соответствующего суда и под руководством соответствующего подразделения Судебного департамента.

3. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего военного суда.

(Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

(Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

Статья 361. Воинский учет судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, работников аппаратов военных судов и Судебного департамента, уволенных с военной службы

Воинский учет судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих, работников аппаратов военных судов и Судебного департамента, уволенных с военной службы, и хранение их личных дел осуществляются соответствующими военными комиссариатами в порядке, установленном федеральным законом. (Статья введена - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ; в редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

Статья 37. Здания и иное имущество военных судов

1. Военные суды размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых соответствуют конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации.

2. Судье военного суда для осуществления правосудия предоставляется помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим и иным установленным стандартам.

3. Здания, сооружения и движимое имущество используются военными судами только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются федеральной собственностью. Указанное имущество не может быть изъято.

4. Военные суды освобождаются от уплаты арендных и иных платежей за пользование землей, отведенной для размещения зданий и сооружений, которые находятся во владении военных судов. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.07.2016 № 7-ФКЗ)

Статья 38. Охрана и конвоирование лиц, содержащихся под стражей

1. Охрана в военных судах лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, под стражей на гауптвахтах, а также их конвоирование осуществляются соответственно воинскими частями или военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ)

2. Конвоирование лиц, находящихся в иных местах содержания под стражей, а также в тюрьмах и исправительных колониях, к месту рассмотрения дел военными судами осуществляется уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 39. Статус военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения

1. Военные суды гарнизонов, соединений, объединений, флотилий со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус гарнизонных военных судов.

2. Военные суды округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус окружных (флотских) военных судов.

3. Кассационный военный суд, апелляционный военный суд и окружные (флотские) военные суды обладают правами юридического лица. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; в редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

4. В отношении гарнизонных военных судов полномочия юридического лица реализуются Судебным департаментом. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 03.07.2016 № 7-ФКЗ)

Статья 40. Статус судей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии

Судьи военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус судей соответственно военных судов и Военной коллегии.

(Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 42. Статус работников аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работников Судебного департамента

1. Работники аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работники Судебного департамента со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус работников аппаратов соответственно военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента.

2. (Часть утратила силу - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 № 3-ФКЗ)

3. На шестидесятый день после вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона штатная численность Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации передается Судебному департаменту.

4. До передачи Судебному департаменту штатной численности Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации последнее выполняет функции по организационному обеспечению деятельности военных судов в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 43. Имущество военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии

За военными судами сохраняется имущество, находящееся в оперативном управлении военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, а также Военной коллегии.

Статья 44. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в переходный период

1. До 1 января 2000 года финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов, Военной коллегии и главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в объеме, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Финансирование военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также в других необходимых случаях производится соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов за счет средств, перечисляемых им Судебным департаментом.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормы части 2 статьи 15, части 3 статьи 22 и части 2 статьи 23 настоящего Федерального конституционного закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.

3. Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3300; 1999, № 1, ст. 5), постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1993 года № 4502-I "О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 331) и Федеральный закон "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции" с последующими изменениями и дополнениями (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3305; 1998, № 16, ст. 1796) применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона признать не действующими на территории Российской Федерации, а также не подлежащими применению военными судами, находящимися за ее пределами:

1) Закон СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Положения о военных трибуналах" и Положение о военных трибуналах, утвержденное указанным Законом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959, № 1, ст. 14);

2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1968 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 9, ст. 64);

3) Закон СССР от 26 июня 1968 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 27, ст. 235);

4) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1970 года "О внесении изменения в статью 9 Положения о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, № 28, ст. 250);

5) Закон СССР от 15 июля 1970 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменения в статью 9 Положения о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, № 29, ст. 275);

6) статью 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 года "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1971, № 33, ст. 332);

7) статью 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 48, ст. 679);

8) Закон СССР от 25 июня 1980 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" и Положение о военных трибуналах в новой редакции, утвержденное указанным Законом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, ст. 546);

9) Закон СССР от 4 августа 1989 года "О статусе судей в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 9, ст. 223);

10) постановление Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О статусе судей в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 9, ст. 224);

11) постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "О присяге судей и народных заседателей судов Союза ССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 22, ст. 420);

12) постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР" и Положение о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 22, ст. 421);

13) постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о квалификационной аттестации судей" и Положение о квалификационной аттестации судей, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 22, ст. 422);

14) постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР" и Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 22, ст. 423);

15) постановление Верховного Совета СССР от 3 июня 1991 года "О внесении изменений в Положение о квали

при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного прокурора Тихоокеанского флота полковника юстиции Синчурина О.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. по административному делу об оспаривании подполковником юстиции запаса Сараниным Павлом Александровичем действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с исключением из списков личного состава военной прокуратуры без предоставления дополнительных суток отдыха, неправильным подсчетом выслуги лет и выплатой денежного довольствия не в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, выступление представителя военного прокурора Тихоокеанского флота Склярова В.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Саранина П.А. удовлетворено частично.

Признаны незаконными действия военного прокурора Тихоокеанского флота, связанные с исключением Саранина П.А. из списков личного состава военной прокуратуры без предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в 2016 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также с выплатой ему с 26 февраля 2017 г. процентной надбавки за выслугу лет в размере 45 процентов.

На указанное должностное лицо возложена обязанность изменить дату исключения Саранина П.А. из списков личного состава военной прокуратуры на 10 мая 2017 г. с учетом предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в 2016 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

На военного прокурора Тихоокеанского флота и руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" также возложена обязанность обеспечить Саранина П.А. за период с 15 апреля по 10 мая 2017 г. положенными видами довольствия и доплатить административному истцу за период с 26 февраля по 14 апреля 2017 г. процентную надбавку за выслугу лет до 55 процентов к денежному содержанию.

Судом отказано в удовлетворении требований административного истца об отмене приказа военного прокурора Тихоокеанского флота об исключении Саранина из списков личного состава военной прокуратуры, повторном подсчете выслуги лет, производстве с 30 декабря 2016 г. по день исключения из списков личного состава военной прокуратуры ежемесячных дополнительных выплат, предоставлении дополнительных суток отдыха в большем объеме.

Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 22 марта 2018 г. в передаче кассационной жалобы административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе военный прокурор Тихоокеанского флота просит отменить указанные выше судебные акты в части удовлетворения требований Саранина П.А. и принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.

В обоснование жалобы он утверждает, что действие Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213, не распространяется на военных прокуроров, в связи с чем отсутствуют основания для включения в выслугу лет Саранина П.А. для соответствующей доплаты периода его обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования по юридической специальности.

Также военный прокурор Тихоокеанского флота утверждает, что обращение Саранина П.А. по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха рассмотрено в установленном порядке и мотивированно отклонено. С заявлениями об учете сверхурочного времени Саранин П.А. к должностным лицам военной прокуратуры не обращался, правильность ведения учета этого времени в соответствующем журнале военной прокуратуры еженедельно и самостоятельно не подтверждал. Случаев отказа в освобождении Саранина П.А. от исполнения служебных обязанностей после несения внутренней службы в военной прокуратуре Тихоокеанского флота не имелось.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По делу установлено, что Саранин П.А., окончивший в 2003 году юридический факультет Читинского государственного технического университета и заключивший 22 июля 2004 г. первый контракт о прохождении военной службы, 31 марта 2016 г. назначен на должность военного прокурора отдела (обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах) военной прокуратуры Тихоокеанского флота.

В период с 1 июня по 31 декабря 2016 г. Саранин П.А. неоднократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

За период с февраля по апрель 2017 года процентная надбавка за выслугу лет Саранину П.А. начислялась в размере 45 процентов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 902 Саранин П.А. уволен с военной службы по собственному желанию.

Приказом военного прокурора Тихоокеанского флота от 29 декабря 2016 г. N 153/к с учетом внесенных в него изменений приказом этого же должностного лица от 10 мая 2017 г. N 62/к Саранин П.А. исключен из списков личного состава военной прокуратуры с 17 апреля 2017 г.

Удовлетворяя требования административного истца, суды указали, что в силу п. 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213, размер указанной выше надбавки должен определяться с учетом включения в выслугу лет Саранина П.А. периода прохождения обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, а на основании п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени административный истец имеет право на предоставление 22 дополнительных суток отдыха.

Из материалов дела следует, что факт исполнения Сараниным П.А. обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени подтверждается копиями графиков дежурств оперативного состава по военной прокуратуре Тихоокеанского флота за период с июня по декабрь 2016 года. Доказательств, свидетельствующих о том, что административному истцу в связи с этим предоставлен отдых соответствующей продолжительности в другие дни недели, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Саранина П.А. права на предоставление социальной гарантии, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в виде отдыха за время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В то же время при разрешении требования Саранина П.А. о выплате ему с 26 февраля 2017 г. процентной надбавки за выслугу лет в размере 55 процентов судами допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих.

Из приведенных положений закона следует, что за выслугу лет прокурорским работникам производится доплата к денежному содержанию, а военным прокурорам выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию (в размерах, предусмотренных абз. 24 п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

В силу абз. 18 - 23 п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах:

от 2 до 5 лет - 20 процентов;

от 5 до 10 лет - 35 процентов;

от 10 до 15 лет - 45 процентов;

от 15 до 20 лет - 55 процентов;

свыше 20 лет - 70 процентов.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213 в целях определения единого порядка установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на основании п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с пп. 13 п. 2.1 названного Положения в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, по программе высшего либо среднего профессионального образования по юридической или иной соответствующей должностным обязанностям в органах или учреждениях прокуратуры специальности, независимо от формы обучения, а также в очной аспирантуре по юридической специальности, за исключением учебы в очной аспирантуре, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.

Из приведенного содержания приказа Генерального прокурора Российской Федерации и утвержденного им Положения следует, что его нормы, в том числе касающиеся включения в выслугу лет прокурорских работников периодов обучения, распространяются исключительно на лиц, получающих доплату за выслугу лет, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Военные прокуроры, которым выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию за выслугу лет, а не доплата за выслугу лет к денежному содержанию, к указанным лицам не относятся. Оснований для распространения на них требований Положения не имеется.

Таким образом, вывод судов о незаконности действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с выплатой Саранину П.А. денежного довольствия с учетом надбавки за выслугу лет в размере 45 процентов, на нормах материального права не основан.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. в указанной части и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении данной части требований Саранина П.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. по административному исковому заявлению Саранина Павла Александровича в части удовлетворения требования о признании незаконными действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с неправильным подсчетом выслуги лет и выплатой денежного довольствия не в полном объеме, отменить.

Принять в этой части по делу новое решение, которым в удовлетворении данной части требований Саранина П.А. отказать.

В остальной части решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. по административному исковому заявлению Саранина П.А. оставить без изменения.

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Туголукова Е.В. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 г. и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 25 июля 2017 г. по административному исковому заявлению подполковника Туголукова Евгения Викторовича об оспаривании отказа командира войсковой части 57849 предоставить основной отпуск за 2015 год.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Туголукова Е.В. - Дарченко Е.Н. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 25 июля 2017 г., отказано в удовлетворении искового заявления Туголукова Е.В., в котором он просил признать незаконным отказ командира войсковой части 57849 предоставить ему основной отпуск за 2015 год и выдать воинские перевозочные документы для следования к месту отпуска.

Определением судьи Западно-Сибирского окружного военного суда от 6 декабря 2017 г. и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе Туголуков Е.В. просит об отмене судебных актов ввиду нарушения судами норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование жалобы он указывает, что суды не выяснили по какой причине ему не был предоставлен отпуск за 2015 год до конца 2016 года, тогда как это имеет существенное значение для дела, поскольку, как он полагает, в силу закона основной отпуск должен быть предоставлен военнослужащему независимо от времени предоставления в случае, если он по решению командования привлекался к выполнению служебных задач и по этой причине не был своевременно отправлен в отпуск.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 28 мая 2018 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Туголуков Е.В. с октября 2014 года по ноябрь 2015 года проходил военную службу в войсковой части 55121, дислоцированной в селе Топчиха Алтайского края, а с 22 декабря 2015 г. по 11 декабря 2016 г. - в войсковой части 64772, дислоцированной в г. Новочеркасске Ростовской области.

В период прохождения военной службы в названных воинских частях административный истец основной отпуск за 2015 год не использовал.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. Туголуков Е.В. назначен на воинскую должность начальника продовольственной службы тыла войсковой части 57849, в связи с чем на основании приказа командира войсковой части 64772 от 12 декабря 2016 г. он с 14 декабря 2016 г. исключен из списков личного состава воинской части и убыл к новому месту военной службы.

Приказом командира войсковой части 57849 от 30 декабря 2016 г. административный истец зачислен в списки личного состава воинской части с 26 декабря того же года.

29 декабря 2016 г. и 6 февраля 2017 г. Туголуков Е.В. обратился по команде с рапортами о предоставлении ему основного отпуска за 2015 год и выдаче воинских проездных документов для следования к месту отпуска, однако получил отказ, который оспорил в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии с законодательством основной отпуск за прошлый год военнослужащим должен быть использован до конца текущего года, тогда как административный истец обратился с просьбой о предоставлении отпуска за 2015 года лишь 26 декабря 2016 г., что исключало возможность его использования до конца года. Кроме того, Туголуков Е.В. в период прохождения военной службы в войсковой части 55121 за предоставлением основного отпуска за 2015 год к командиру воинской части не обращался и не представил документов, подтверждающих исключительные обстоятельства, в силу которых он не смог использовать указанный отпуск в 2016 году в период прохождения военной службы в войсковой части 64772.

Между тем такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников), и никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.

В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в случаях, когда основной отпуск не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного отпуска на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно, с учетом необходимости использования отпуска до окончания следующего календарного года.

Содержание названных норм права указывает на то, что реализация права военнослужащего на ежегодный основной отпуск обеспечивается обязанностью командования по предоставлению такого отпуска в текущем году. При этом в случае своевременного неиспользования военнослужащим своего отпуска в текущем календарном году по уважительным причинам (болезнь и прочие исключительные обстоятельства) такой отпуск может быть использован военнослужащим до окончания следующего календарного года.

Вместе с тем названные нормы не допускают возможность отказа военнослужащему в реализации его конституционного права на отдых в случае своевременного непредоставления основного отпуска по служебной необходимости. По окончании такой необходимости военнослужащий подлежит направлению в отпуск в любом случае.

При этом в законодательстве предусмотрены случаи предоставления военнослужащим отпусков за прошлый календарный год после окончания текущего календарного года. Так, согласно п. 15 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, отпуска, не использованные военнослужащим в период его пребывания за границей, предоставляются ему в течение года после возвращения в Российскую Федерацию.

Таким образом, суду надлежало установить, по какой причине Туголуков Е.В. не реализовал право на основной отпуск за 2015 год до конца 2016 года. Тем более для этого имелись веские основания.

Как следует из имеющихся в материалах дела пояснений Туголукова Е.В. и представленных им дополнительных материалов, в период прохождения военной службы в войсковой части 55121 он в апреле - мае 2015 года находился в основном отпуске за 2014 год, после чего с 14 июня по 7 июля 2015 г. - в служебной командировке в Иркутской области, в июле - сентябре 2015 года - на полевом выходе и учениях в Оренбургской области, а в октябре 2015 года - на курсах повышения квалификации в Военной академии (г. Кострома). Кроме того, в период с 22 декабря 2015 г. по 12 мая 2016 г., с 1 июня по 28 августа и с 5 сентября по 11 декабря 2016 г. административный истец находился вне пункта постоянной дислокации войсковой части 64772.

Данные обстоятельства подлежали проверке, поскольку они могли указывать на невозможность предоставления Туголукову Е.В. основного отпуска за 2015 год в течение этого года и до 26 декабря 2016 г. в силу служебной необходимости, то есть по причинам, от административного истца не зависящим. Однако суд эти обстоятельства не выяснил.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве административного истца на отпуск.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарии к ст. 25 ГПК РФ

1. Подсудность военных судов определена ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" , где отмечено следующее.

См.: Собр. законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального конституционного закона, комментируемой статьей и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ военным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, подсудны все гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Иным судам общей юрисдикции и мировым судьям такие дела не подсудны .

См.: О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

3. Причем согласно ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации", рассматривает в первой инстанции гражданские дела, реально связанные с государственной тайной, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. Гарнизонный военный суд в тех же пределах рассматривает в первой инстанции не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские дела.

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 года. [Электронный ресурс]. М., 2007.

4. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

5. Непринятие Министром обороны РФ мер по жалобе на действия подчиненных ему лиц, связанные с увольнением военнослужащего в запас, подсудно военному суду .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9. [Электронный ресурс]. М., 2006.

7. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" за пределами территории Российской Федерации все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, рассматриваются дислоцирующимися в данной местности военными судами (если иное не установлено международным договором Российской Федерации).

8. Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы) .

См.: О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

9. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (ч. 8 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

1. По ходатайству военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в судебном рассмотрении указанных материалов может участвовать защитник, который допускается к участию в судебном рассмотрении указанных материалов с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения.

2. В качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

3. Защитник, допущенный к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право общаться с военнослужащим, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Участие командира воинской части (начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителя в судебном рассмотрении указанных материалов

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием командира воинской части или начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивших в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителя. Полномочия представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с федеральным законом.

2. Участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представитель имеет право знакомиться со всеми материалами, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, давать оценку совершенному военнослужащим действию (бездействию), характеризовать военнослужащего, высказывать предложение о сроке дисциплинарного ареста, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, обеспечивает явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым.

4. В случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, задержан или находится под дисциплинарным арестом, командир воинской части (начальник органа военной полиции) одновременно направляет в гарнизонный военный суд указанные материалы и обеспечивает явку в суд лиц, указанных в части 3 настоящей статьи.

Статья 16. Подготовительная часть судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

В подготовительной части судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке:

1) судья гарнизонного военного суда открывает судебное рассмотрение и объявляет, какие материалы подлежат судебному рассмотрению;

2) судья гарнизонного военного суда объявляет о явке военнослужащего, в отношении которого рассматриваются указанные материалы, других лиц, участие которых в судебном рассмотрении признано необходимым, и сообщает о причинах неявки отсутствующих;

3) судья гарнизонного военного суда разъясняет переводчику его права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

4) явившиеся лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, до начала дачи ими объяснений удаляются из зала судебного заседания;

5) судья гарнизонного военного суда устанавливает личность военнослужащего, в отношении которого рассматриваются указанные материалы, выясняя его фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место военной службы и другие данные, касающиеся его личности;

6) судья гарнизонного военного суда объявляет, кто рассматривает указанные материалы, сообщает, кто является военным прокурором, защитником, командиром воинской части (начальником органа военной полиции), направившим в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителем, специалистом, переводчиком, проверяет полномочия защитника и представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, а также разъясняет участникам судебного рассмотрения указанных материалов их право заявлять отводы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;

7) судья гарнизонного военного суда разрешает в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, заявленные отводы;

8) судья гарнизонного военного суда разъясняет военнослужащему, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителю, специалисту их права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а специалисту, кроме того, его обязанности;

9) судья гарнизонного военного суда выясняет, имеются ли у участников судебного рассмотрения указанных материалов ходатайства, выслушивает мнения по заявленным ходатайствам и принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайств;

10) судья гарнизонного военного суда в случае неявки кого-либо из участников судебного рассмотрения указанных материалов выслушивает мнения о возможности судебного рассмотрения указанных материалов в его отсутствие и принимает решение об отложении судебного рассмотрения или о его продолжении, а также о вызове или приводе неявившегося участника.

Статья 19. Постановление судьи гарнизонного военного суда по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. В постановлении судьи гарнизонного военного суда по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке (далее - постановление судьи гарнизонного военного суда) указываются:

1) дата и место судебного рассмотрения;

2) наименование гарнизонного военного суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление, данные об участвовавших в судебном рассмотрении военном прокуроре, защитнике, командире воинской части (начальнике органа военной полиции), направившем в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителе;

3) фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место военной службы и другие данные о личности военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам;

4) обстоятельства, установленные в ходе судебного рассмотрения, объяснения военнослужащего, в отношении которого рассмотрены указанные материалы, и иные доказательства, исследованные судьей гарнизонного военного суда, выводы по результатам исследования доказательств о виновности или невиновности данного военнослужащего, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

5) положения федеральных законов, предусматривающие ответственность военнослужащего за совершение грубого дисциплинарного проступка, либо основания прекращения производства по указанным материалам;

6) вид решения, принятого по результатам судебного рассмотрения указанных материалов, а при назначении дисциплинарного ареста, кроме того, срок дисциплинарного ареста;

7) срок и порядок обжалования постановления.

2. В постановлении судьи гарнизонного военного суда должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

3. Постановление судьи гарнизонного военного суда подписывается судьей, вынесшим постановление.

Статья 20. Объявление постановления судьи гарнизонного военного суда

1. Постановление судьи гарнизонного военного суда объявляется немедленно после его вынесения.

2. Копия постановления судьи гарнизонного военного суда в день его вынесения:

1) вручается под расписку (направляется) военнослужащему, в отношении которого оно вынесено;

2) вручается под расписку (направляется) командиру воинской части, в которой данный военнослужащий проходит военную службу, участвовавшему в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителю;

3) направляется военному прокурору, участвовавшему в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке.

3. Копия постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста в день вынесения постановления направляется в орган (должностному лицу), который уполномочен исполнять указанное постановление, для немедленного исполнения.

Статья 26. Порядок рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда

1. В рассмотрении жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в случае заявления ходатайств могут участвовать военнослужащий, в отношении которого вынесено указанное постановление, его защитник, командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представитель, а также военный прокурор. При необходимости в судебное заседание по решению судьи окружного (флотского) военного суда, рассматривающего жалобу (представление), могут быть вызваны лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, и специалисты.

2. При рассмотрении жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда судья окружного (флотского) военного суда:

1) объявляет, кто рассматривает жалобу (представление), какая жалоба (представление) подлежит рассмотрению и кем подана жалоба (внесено представление);

2) объявляет, кто участвует в рассмотрении жалобы (представления), проверяет полномочия защитника и представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы;

3) выясняет причины неявки лиц, вызванных для участия в рассмотрении жалобы (представления), и принимает решение о рассмотрении жалобы (представления) в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы (представления);

4) разрешает заявленные ходатайства и отводы;

5) излагает содержание постановления судьи гарнизонного военного суда и жалобы (представления);

6) предоставляет право лицам, участвующим в рассмотрении жалобы (представления), дать свои объяснения и пояснения;

7) заслушивает заключение военного прокурора.

3. При рассмотрении жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда судья окружного (флотского) военного суда имеет право по ходатайству лица, участвующего в рассмотрении жалобы (представления), исследовать доказательства, которые не могли быть представлены при рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонном военном суде.

Статья 29. Оглашение определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда

1. Определение судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда оглашается немедленно после его вынесения.

2. Определение судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в день вынесения определения направляется вместе с материалами о грубом дисциплинарном проступке судье гарнизонного военного суда, вынесшему постановление.

3. Копия определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в день вынесения определения вручается под расписку (направляется):

1) военнослужащему, в отношении которого вынесено постановление судьи гарнизонного военного суда;

2) командиру воинской части, в которой военнослужащий, в отношении которого вынесено постановление судьи гарнизонного военного суда, проходит военную службу, участвовавшему в рассмотрении жалобы (представления) командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителю.

4. Определение судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста, которым отменяется указанное постановление, исполняется в этой части немедленно, если военнослужащий, в отношении которого вынесено постановление, участвует в рассмотрении жалобы (представления). В иных случаях копия определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста в день вынесения определения направляется в орган (должностному лицу), который уполномочен исполнять указанное постановление, для немедленного исполнения.

5. Копия определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в течение трех суток со дня вынесения определения направляется военному прокурору, участвовавшему в рассмотрении жалобы (представления).

Статья 36. Порядок досрочного прекращения исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста

1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, досрочное прекращение исполнения дисциплинарного ареста осуществляется на основании решения судьи гарнизонного военного суда, принятого по результатам рассмотрения соответствующего ходатайства командира воинской части, в которой военнослужащий, отбывающий дисциплинарный арест, проходит военную службу, а в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - ходатайства начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации по месту нахождения гауптвахты.

2. Ходатайство о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста направляется в гарнизонный военный суд, судья которого вынес постановление о назначении дисциплинарного ареста, и рассматривается судьей гарнизонного военного суда единолично не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

3. В рассмотрении ходатайства о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста могут участвовать военный прокурор, а также направивший ходатайство командир воинской части (начальник органа военной полиции) или его представитель.

4. По результатам рассмотрения ходатайства о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста судья гарнизонного военного суда выносит мотивированное постановление, которое вступает в законную силу и подлежит исполнению немедленно.

5. Копия указанного в части 4 настоящей статьи постановления судьи гарнизонного военного суда в день его вынесения:

1) вручается под расписку (направляется) военнослужащему, в отношении которого оно вынесено;

2) направляется в орган (вручается под расписку должностному лицу), исполняющий постановление судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста, для немедленного исполнения;

3) вручается под расписку (направляется) командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему в гарнизонный военный суд ходатайство о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста;

4) направляется военному прокурору.

6. В исключительных случаях, когда досрочное освобождение военнослужащего от отбывания дисциплинарного ареста не терпит отлагательства, он может быть освобожден от его отбывания без судебного решения о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста на основании письменного приказа командира воинской части, в которой военнослужащий, отбывающий дисциплинарный арест, проходит военную службу, а в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - письменного приказа начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации по месту нахождения гауптвахты.

7. В случае досрочного освобождения военнослужащего от отбывания дисциплинарного ареста в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, командир воинской части (начальник органа военной полиции), издавший приказ о досрочном освобождении военнослужащего от отбывания дисциплинарного ареста, незамедлительно направляет в гарнизонный военный суд ходатайство о досрочном прекращении исполнения дисциплинарного ареста, которое подлежит рассмотрению судьей гарнизонного военного суда в соответствии с настоящей статьей.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
1 декабря 2006 года
N 199-ФЗ

Читайте также: