Порядок подачи жалобы в суд

Обновлено: 04.07.2024

Ответчик - лицо, к которому предъявлено исковое требование, т.е. лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и охраняемые законом интересы.

Естественно, что каждая из сторон имеет противоположные интересы в судебном процессе: истец настаивает на удовлетворении своих требований, а ответчик возражает против них.

Истец и ответчик - "заинтересованные лица" (это юридический термин), поскольку лично заинтересованы в разрешении спора. Они выступают в процессе от своего имени, несут судебные расходы по делу, на них распространяется правовая сила решения суда. Помимо истца и ответчика, в процессе могут принимать участие лица, имеющие самостоятельные требования на предмет спора, а равно в случае, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Такие участники процесса именуются третьими лицами.

В качестве сторон и третьих лиц в гражданском процессе могут выступать как физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица, т.е. организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Для участия в процессе граждане и организации должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности.

Гражданская процессуальная правоспособность признается законом в равной мере за всеми физическими лицами, а также за организациями, пользующимися правами юридического лица, и возникает у физических лиц с момента рождения, а у юридических - с момента их создания.

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, а также физические лица, признанные недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, в гражданском процессе не участвуют, а их права и охраняемые законом интересы защищаются в суде их законными представителями - родителями, усыновителями или опекунами.

Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также физические лица, признанные ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, участвуют в процессе вместе со своими законными представителями - родителями, усыновителями, попечителями. В случаях, предусмотренных законом, по делам, вытекающим из трудовых, колхозных и брачно-семейных правоотношений, и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и интересы, охраняемые законом. Привлечение к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних зависит от усмотрения суда. Для защиты своих прав и интересов стороны в гражданском процессе наделены значительными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы судьям, прокурору, эксперту, переводчику, секретарю судебного заседания, представителям общественности, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать устные и письменные объяснения суду, заявлять ходатайства и представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а также возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и т.д.

Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Возбуждаются гражданские дела либо по заявлению самого лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса; либо по заявлению прокурора; либо по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и т.д.

По делам искового производства подаются исковые заявления, а по делам, вытекающим из публичных отношений и по делам особого производства - жалобы и заявления.

Судья может рассматривать дела либо единолично, либо коллегиально. Мировые судьи рассматривают дела только единолично.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Закон предусматривает, какая информация должна содержаться в исковом заявлении и предписывает обязательную его форму.

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Указание адресов сторон и других участвующих в деле лиц имеет существенное значение для определения подсудности дела (об этом см. ниже), а также для направления повесток и извещений. В случаях, когда закон предусматривает возможность объявления розыска ответчика (ст. 119, 120 ГПК РФ), истец не обязан давать точный адрес ответчика, а может ограничиться указанием на последнее известное его место жительства.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

После подачи в суд искового заявления, жалобы или заявления в порядке особого производства, судья обязан оформить свое решение о возбуждении судопроизводства в форме определения и назначить досудебную подготовку.

Все определения на данной стадии выносятся в письменной форме.
Если судья отказывает в принятии заявления либо возвращает или оставляет заявление без движения, то это решение оформляется в виде определения, копия которого выдается обратившемуся.

Определения должны содержать следующие данные:

1) время и место вынесения;

2) наименование суда, вынесшего определение, пофамильно состав суда и секретаря судебного заседания;

3) список лиц, участвующих в деле, и предмет спора;

4) вопрос, по которому выносится определение;

5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;

6) постановление суда;

7) порядок и срок обжалования (этот пункт указывается в тех определениях, которые могут быть обжалованы).

Если определение суда не содержит какого-либо из перечисленных элементов, то оно считается вынесенным с грубым нарушением процессуального законодательства.
После того как заявление попало к судье (оно может быть вручено лично, а может быть направлено по почте - это допускается законом), судья в соответствии со ст. 133, 134 ГПК РФ решает вопрос о его принятии или об отказе в принятии.

Статья 134 ГПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме заявления, т.е. судья не вправе отказать по каким-либо другим основаниям.

В случае, если определением судьи отказано в принятии заявления и подавший не согласен с этим, он имеет право обжаловать это определение в вышестоящий суд, подав частную жалобу (образец см. ниже). Частная жалоба подается через канцелярию того суда, определением которого отказано в принятии заявления, а канцелярия сама затем направляет жалобу и материалы в вышестоящий суд для рассмотрения. Частная жалоба должна быть подана (или сдана на почту) в течение десяти дней со дня вынесения определения об отказе в принятии заявления. Если этот срок окажется пропущенным по уважительной причине (болезнь, командировка и т.п.), то в частной жалобе надлежит просить о восстановлении пропущенного для подачи частной жалобы срока, приобщив к ней оправдательный документ. Государственной пошлиной частная жалоба не облагается.

Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Право вести дело в судебных органах через представителя принадлежит лицам, участвующим в деле: сторонам, третьим лицам как с самостоятельными исковыми требованиями, так и без них.
Судебное представительство возможно по любым гражданским делам и во всех стадиях гражданского процесса: в суде первой инстанции, при пересмотре судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам, в исполнительном производстве.

Ведение дела с помощью представителя не лишает сторону права лично участвовать в процессе совместно со своим представителем.
При необходимости получения судом личных объяснений, суд вправе вызвать сторону и при наличии представителя (по искам о расторжении брака; по делам об установлении отцовства и т.п.).

Статья 49 ГПК РФ устанавливает, что представителями в судебном процессе могут быть (при согласии представляемого) дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.
Судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Наиболее часто в суде в качестве представителей выступают адвокаты (на особенностях и принципах участия адвоката в гражданском процессе остановимся далее).
Представительство бывает двух видов - в силу закона и по доверенности.
Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).

Для законных представителей не требуется специального документа типа доверенности, достаточно лишь документа, удостоверяющего их статус, например свидетельства о рождении ребенка.
По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает опекун, назначенный для охраны имущества безвестно отсутствующего.
По делу, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный для охраны и управления наследственным имуществом.

Закон предоставляет законным представителям право поручить ведение в суде дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя, о чем прямо указано в ч. 3 ст. 52 ГПК РФ.

Второй вид представительства - по доверенности. В этом случае полномочия поверенного (т.е. того, кого уполномочили) оформляются специальным документом - доверенностью, заверенной нотариусом или соответствующим должностным лицом.
Полномочия представителя (поверенного) могут быть выражены и в устном заявлении доверителя (т.е. того, кто уполномочивает) на суде, занесенном в протокол судебного заседания.

Доверенность может быть выдана на ведение определенного дела, нескольких или всех дел доверителя либо на совершение отдельных процессуальных действий. Срок действия доверенности не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее выдачи.
Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяется ордером, выдаваемым юридическим образованием, например директором адвокатского бюро (старшим партнером).
Приняв поручение на ведение дела, судебный представитель становится самостоятельным участником гражданского процесса и наделяется процессуальными правами. Так, представитель вправе знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, заявлять отводы, участвовать в судебном заседании, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, выступать в прениях и т.п.

В судебном заседании представитель действует в пределах полномочий, предоставленных ему доверителем. Если судебный представитель выходит за пределы предоставленных ему прав, его действия не влекут юридических последствий для доверителя, а основанные на них судебные постановления (решения, определения) подлежат отмене вышестоящими судами. По этой причине деятельность представителя осуществляется под контролем суда, который обязан проверить объем его полномочий, не противоречат ли его действия интересам доверителя и закону, не имеется ли обстоятельств, исключающих возможности его участия в суде, и т.п.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены как в нотариальном порядке, так и предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения. Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем.

Как подать жалобу в арбитражный суд? Апелляционная, кассационная, надзорная жалобы: порядок подачи жалоб и составления, сроки, основания, когда лучше подавать жалобу. Рассказываем в нашей статье.

Апелляционная жалоба

Основания

Арбитражным судом в первой инстанции могут приниматься три вида судебных актов: решения, определения и судебные приказы. В апелляционном порядке можно обжаловать только решения и некоторые определения, обжалование которых предусмотрено действующим законодательством. Судебные приказы могут быть обжалованы только в кассационную инстанцию.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что по первой инстанции в определенных случаях дела могут рассматривать не только арбитражные суды субъектов РФ, но и арбитражные суды других уровней. Так, например, заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве суда первой инстанции рассматривают арбитражные суды округов. Большой спектр дел по первой инстанции рассматривает Суд по интеллектуальным правам. Такие решения вступают в силу в момент их принятия и потому обжалуются лишь в кассационном порядке.

На какой стадии

Подача жалобы в арбитражный суд осуществляется любым лицом, участвующим в деле, а также иными лицами в случаях, когда судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности.

Система подачи жалоб в арбитражный суд предусматривает сроки, установленные действующим законодательством. Общий срок составляет один месяц с момента изготовления решения суда в полном объеме. Наряду с общим, АПК РФ и иные федеральные законы предусматривают для отдельных категорий дел специальные (сокращенные) сроки подачи жалобы.

Сроки

Подача апелляционной жалобы в арбитражный суд может быть осуществлена на:

  • решения о привлечении к административной ответственности − в течение 10 дней со дня принятия решения;
  • решения об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности − в течение 10 дней со дня принятия решения;
  • определения о наложении судебного штрафа − в течение 10 дней со дня получения определения;
  • определения о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
  • определения об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчика; об отказе во вступлении в дело третьего лица − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
  • об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
  • определения по делам о несостоятельности (банкротстве), обжалование которых предусмотрено АПК РФ и другими федеральными законами − в течение 10 дней со дня вынесения определения;
  • определения по делам о несостоятельности (банкротстве), которые не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию − в течение 14 дней со дня их вынесения.
  • решения, принятые в порядке упрощенного производства − в течение 15 дней со дня принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

При исчислении специальных (сокращенных) сроков в расчет принимаются только рабочие (а не календарные) дни. Апелляционная жалоба может быть подана в любой момент установленного для обжалования срока. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи апелляционной жалобы в арбитражном суде может быть восстановлен по ходатайству заявителя при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения.

Куда подавать

Порядок подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд следующий: она направляется в апелляционный суд через суд первой инстанции, вынесший судебный акт, который в течение трех дней направляет апелляционную жалобу вместе с делом в апелляционный суд. Если заявитель сам направит жалобу непосредственно в апелляционный суд, то жалоба ему будет возвращена.

Порядок составления

В отношении содержания апелляционной жалобы законом установлены определенные ограничения. Так, в жалобе не могут быть:

  • заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции;
  • уменьшены или увеличены исковые требования;
  • изменены основания или предмет иска;
  • сделаны заявления о признании иска полностью или в части.

В апелляционной жалобе в обязательном порядке должны быть указаны:

1) наименование апелляционного арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

К апелляционной жалобе прилагаются:

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.

Консультация юриста в Москве

Нужно составить жалобу в арбитражный суд?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Кассационная жалоба

Куда подавать и на какой стадии

Большинство кассационных жалоб на принятые судебные акты рассматриваются в арбитражных судах округов. В арбитражный суд округа могут быть обжалованы:

1) судебные приказы, решения, определения арбитражного суда первой инстанции;

2) постановления, определения арбитражного суда апелляционной инстанции;

3) решения, определения арбитражного суда округа по делам о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

4) определения арбитражного суда округа.

В Суд по интеллектуальным правам подаются кассационные жалобы на:

1) решения, определения арбитражного суда первой инстанции и постановления, определения арбитражного суда апелляционной инстанции по делам о защите интеллектуальных прав;

2) решения, определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции.

Российским законодательством помимо указанных случаев обжалования предусмотрен еще один вид кассационного обжалования − в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ (вторая кассация). Такие кассационные жалобы подаются на

1) вступившие в законную силу судебные акты, если они ранее были обжалованы в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа, а также постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы); 2) судебные акты арбитражных судов, в отношении которых возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если они были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Основания

С кассационной жалобой могут обратиться лица, участвующие в деле, а также лица, права которых нарушаются обжалуемыми судебными актами. Кассационная жалоба, как и апелляционная, подается в бумажном или электронном виде через арбитражный суд первой инстанции.

Порядок составления

Порядок подачи кассационной жалобы в арбитражный суд и требования к оформлению такие же, как и к апелляционной. Особенности затрагивают лишь содержание кассационной жалобы, что непосредственно связано с установленными законодателем пределами рассмотрения дела в кассационной инстанции.

Основная задача кассационной инстанции – это проверка правильности применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта. Принимать дополнительные доказательства, давать самостоятельную оценку доказательствам или устанавливать обстоятельства дела кассационный суд не вправе. Поэтому в кассационной жалобе главный акцент должен быть сделан на неправильное применение закона, а не на пересмотр доказательств.

Сроки

Срок подачи кассационной жалобы в арбитраж по общему правилу не должен превышать двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебных актов (судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда).

Для обжалования определений суда установлены сокращенные сроки обжалования. По общему правилу жалоба на определение, которая в соответствии с АПК РФ может быть обжалована в кассационной инстанции, подается в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения. В отношении некоторых видов определений апелляционной инстанции применяется специальный срок − 10 дней с момента вынесения определения в случаях, когда суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (ч. 6.1 ст. 268 АПК).

Что касается Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, то по общему правилу судебные акты могут обжаловаться во вторую кассацию после исчерпания первой кассации (рассмотрения кассационной жалобы в суде округа). Исключением являются случаи, когда возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если при этом судебные акты были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Основанием для обращения в Коллегию является допущение в принятых судебных актах, по мнению заявителя, существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства и приведших к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие в жалобе таких доводов, либо признание судом отсутствия существенных нарушений является основанием для отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании

Кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу. При этом, данная кассационная жалоба, в отличие от первой кассации подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Надзорная жалоба

Основания и на какой стадии подавать

Проверку судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум Верховного Суда РФ. В Президиум Верховного Суда РФ могут быть обжалованы вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные Судебной коллегией ВС РФ.

Сроки

Надзорные жалобы подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых актов.

Порядок составления и куда подавать

Требования к содержанию надзорных жалоб аналогичны требованиям, предъявляемым к кассационным жалобам. Жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ.

Надзорное производство состоит из трех этапов:

1) решение вопроса о соответствии надзорной жалобы с точки зрения предъявляемых законом требований к форме и содержанию;

2) решение вопроса о приемлемости надзорной жалобы с точки зрения наличия оснований для пересмотра в порядке надзора;

3) рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании Президиума ВС РФ и принятие соответствующего постановления.

В случае признания жалобы неприемлемой, она возвращается заявителю без рассмотрения.

Рекомендуем обращаться за помощью только к квалифицированным адвокатам по арбитражным делам для качественной и своевременной подачи необходимой жалобы.

Все уже в курсе, что с 01 октября 2019 года вступили в действие изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ и с этой же даты начали свою работу новые, так называемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.

Теперь снова вернулись к старой системе подачи кассационных жалоб через суды первой инстанции. В своё время, кажется при Борисе Ельцине, от такой схемы отказались потому, что волокита судей в первых инстанциях с передачей этих жалоб в вышестоящие судебные инстанции приобрела масштабы эпидемии. И с тех пор все кассационные жалобы стали направлять непосредственно в кассационные судебные инстанции, прикладывая к ним заверенные копии судебных актов из первой и из второй инстанции.

По новым правилам порядок подачи кассационных жалоб теперь такой:

1. Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Таким образом, теперь не нужно очень долго ждать, когда в суде первой инстанции судьи соизволят выдать вам заверенные копии судебных актов и потом приобщать их к своей кассационной жалобе.

для выполнения нормы статьи 377 ГПК РФ.

Вчера 03.10.2019 года, по новым процессуальным правилам я сдал кассационную жалобу по одному гражданскому делу через Бутырский районный суд Москвы в новый 2-й Кассационный суд общей юрисдикции. При сдаче этой кассационной жалобы вдруг выяснилось, что в Бутырском районном суде Москвы сотрудники вообще не в курсе как именно изменились нормы ГПК.

Судя по тому, что они начали требовать у меня приобщить к моей кассационной жалобе заверенные копии решения и апелляционного определения, как это было раньше, можно с уверенностью сказать, что никакие дела, особенно многотомные, они не будут реально передавать в новый кассационный суд. А новые кассационные суды, по всей видимости, не особенно будут утруждать себя истребованием материалов дел из судов первой инстанции.

Особенно непонятно, каким образом например, будут передавать материалы дел из городских судов Московской области в город Саратов, где теперь разместили новый кассационный суд для рассмотрения кассационных жалоб жителей всей Московской области.

По почте, поездом, самолётом или специальным транспортом? Как?

Учитывая, что срок рассмотрения кассационных жалоб не такой большой, всего два месяца (статья 379.4 ГПК) как часто будет курсировать по этому маршруту этот транспорт?

Таким образом, у меня появилось ощущение, что рассмотрение кассационных жалоб в новых кассационных судах будет таким же низкокачественным, как и раньше.

Конечно же, если это будет не так и судьи в новой кассации проявят себя квалифицированными специалистами, я и многие мои коллеги будут приятно удивлены.

P.S.

Как-то не очень мне нравится выражение "подать жалобу".

Сильно веет крепостной зависимостью из прошлого.

Может быть лучшь говорить "сдать жалобу" ?

Хотя нынешняя крепостная зависимость всё-равно от этого никуда не денется.

Специалист в области процессуального права

Правовые аспекты электронной коммерции

Правовые аспекты электронной коммерции

Введение в правовую систему Англии / Introduction to English Legal System

Комментарии (32)

Теперь в жалобе необходимо также указывать:
- номер дела, присвоенный судом первой инстанции (п. 5 ч. 2 ст. 378 ГПК);
- перечень прилагаемых к жалобе документов (п. 8 ч. 2 ст. 378 ГПК).

А как могло быть иначе? В ординарную инстанцию жалобы всегда подаются через первую инстанцию, поскольку там по умолчанию находится дело.

цитата " . в город Саратов, где теперь разместили новый кассационный суд для рассмотрения кассационных жалоб жителей всей Московской области. "

А Вы не подскажете, где теперь разместили центр для виртуального участия в заседаниях кассации по делам из Московской области ?

Судя по тому, как работают сайты судов и развивается процесс с аудио/видео записью судебных заседаний, подключение человека к делу может представить определённые проблемы.
Интересно, а отказ от предоставления возможности поучаствовать в заседании "с помощью систем видео-конференц-связи" будет являться безусловным основанием для отмены судебного акта кассации ?
Что про это пишет "Российская газета"?

Поживем, увидим. Но, мне кажется, проблем быть не должно. Посмотрите на арбитражную систему, все дела передаются спокойно из одного региона в другой. Да, здесь больше судов, но это чисто логистический вопрос, он абсолютно решаем.

Итак, я не застал работу судов при Ельцине, но дела с вступившими в силу решениями хранятся в канцелярии суд. Мне сложно представить, как лично судья, может затянуть выдачу судебных актов на длительное время.
Дела, независимо от количества томов, будут направляться в кассацию вместе с жалобами. Как это будет логистически реализовано, сложно сказать, быть может, будут раз в месяц собирать все дела с региона в большую фуру, и гнать ее на Москву.
Сроки. Тут все сложнее, есть 3 месяца на подачу жалобы + 2 месяца на ее рассмотрение после истечения срока. Но сроки рассмотрения можно продлить до 4 месяцев, в связи с особой сложностью дела. Итого от 5 до 7 месяцев есть у судьи.

Срок рассмотрения кассационной жалобы исчисляется с момента ее поступления в суд кассационной инстанции (а не первой). Так что это не 3+2, а 3+X+2, где X - время в пути.

Добрый день! Меня очень интересует подача кассации по новым правилам. Но у меня КАС.
Кто-нибудь может пояснить как теперь жить будем? Честно, сама запуталась полностью.
Обратилась в суд, пока ничего не могут сказать.
Да, есть хорошая новость, представила, как "человека подключают к делу" .
И на душе стало и легко, и спокойно! Мы достигли великой поры! Невозможное стало возможным: нам открылись иные СУДЫ! Только мы их покуда достичь не смогли. ))))

Уважаемая Ирина Евгеньевна, продолжая перефразирование знаменитой песни "Я-Земля", "как долетите до самого Солнца и домой возвратитесь скорей. ", полагаю полезным будет разместит на портале материал с детальным описанием Вашей "космической Одиссеи" (конечно, при наличии времени, желания и сил у потенциального автора), который, рискну предположить, будет небезынтересен многим коллегам.

В шапке кассационной жалобы или в заголовке? ГПК не уточняет.

Если указать в шапке - это не будет являться нарушением?

Номер дела по первой инстанции обычно указывают в шапке жалобы, это упрощает работу с документом для сотрудников суда. Жалобу можно составлять творчески, главное соблюсти требования ст.378 ГПК.

Честно говоря я ничего не понял. Как всегда все позапутали. Реальный пример: в Новосибирске по гражданскому делу есть решение районного суда, далее есть апелляционное определение новосибирского областного суда, далее есть отказ в передаче кассационной жалобы на рассмотрение судьи президиума новосибирского областного суда.
Далее, по старому, шла вторая кассация в Верховный суд.
Как теперь? Вчера отправил кассациб в ВС. Вернут или как? Куда подавать теперь - в Кемерово в восьмой кассационный суд? Как подавать - через районный?
Кошмар какой-то!

Это не кошмар, а глупость Министерства юстиции и его якобы служителей, но независимых от юстиции,-советников юстиции. Бестолковость привела к недоверию прокурорам и судьям (советникам юстиции). Закон 191-ФЗ это недоверие усиливает. Подписавший закон не ведает, что творит или специально создаёт путаницу для недовольства граждан РФ Юстиции и Конституции РФ.

"В чем кошмар-то? Первая кассация у Вас уже была. Вторую Вы подали в Верховный суд. Ее рассмотрят."

Рассмотрят, но по старому ГПК (в редакции до 01 октября 2019 года). А значит по правилам выборочной кассации.
Самому приходится подавать в ВС РФ по старым правилам.

Откажут в передаче на расссмотрение - к гадалке не ходи.

Полагаю, что многие кассационные жалобы подаются за пределами трехмесячного срока, который устанавливает новый ГПК.
Но подаются в пределах шестимесячного срока, который сохранён согласно Пленуму ВС РФ от 09. июля 2019 года № 25.

Нужно ли специально указывать в тексте кассационной жалобы, что согласно Пленуму ВС РФ от 09 июля 2019 года № 25, пункт 3, пункт 5 — срок на подачу кассационной жалобы составляет шесть месяцев? То есть не пропущен.

Нужно ли просить (на всякий случай) восстановить срок на подачу кассационной жалобы?

Если попросить восстановить срок обжалования (для перестраховки) - это будет являться нарушением?

Добрый день господа! Прощу прощения за свой вопрос. Разъясните мне пожалуйста - нужно ли приобщать к своей кассационной жалобе заверенные копии решений судов первой и апелляционной инстанций? И нужно ли просить кассационную инстанцию о рассмотрении жалобы совместно с самим делом? Спасибо!

Игорь, насколько поняла (я не юрист),
1) если апелляционное определение было вынесено ДО 1 октября 2019 г., то есть решение суда первой инстанции вступило в законную силу ДО 1 октября 2019г., то сохраняется как старый (6-ти месячный) срок подачи жалобы, так и правила в отношении приложения к жалобе заверенных судом копий судебных актов.

Основание так полагать:

Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции”:
Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, со дня начала их деятельности подаются в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, в этом случае тексты судебных актов прикладывать нужно.

2) если апелляционное определение было вынесено ПОСЛЕ 1 октября 2019 г., то есть решение суда первой инстанции вступило в законную силу ПОСЛЕ 1 октября 2019г., то тексты судебных актов прикладывать к кассационной жалобе не нужно, и срок подачи кассационной жалобы в кассационный суд общей юрисдикции сокращается с 6-ти до 3-х месяцев.

Основание так полагать (редакция с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019 - ГПК РФ Статья 378. Форма и содержание кассационных жалобы, представления):

1. Кассационная жалоба подается в суд в письменной форме. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела;
7) просьбу лица, подающего жалобу, представление;
8) перечень прилагаемых к жалобе документов.
3. Кассационные жалоба, представление могут также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.

Таким образом, ст. 378 ГПК РФ в новой редакции не содержит обязательного указания на необходимость приложения к кассационной жалобе заверенных судом текстов судебных актов.

Однако, как я полагаю, если Вам не сложно их получить, лучше приложить, чем не приложить, потому как пункт 8 ч.2 ст. 378 ГПК РФ содержит указание на возможность приложения к жалобе документов, при этом, не содержит запрета на приложение заверенных копий судебных актов.

В отношении - нужно ли просить кассационную инстанцию о рассмотрении совместно с делом ОДНОЗНАЧНО - ПРОСИТЕ, ПРОСИТЕ первым требованием кассационной жалобы - ИСТРЕБОВАТЬ ДЕЛО ПОЛНОСТЬЮ, поскольку в силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции”:
Суд кассационной инстанции при необходимости вправе истребовать как дополнительные материалы дела, так и все дело в целом.

Таким образом, суд кассационной инстанции может и не истребовать дело целиком . , если Вы об этом не попросите.

Игорь, насколько поняла (я не юрист),
1) если апелляционное определение было вынесено ДО 1 октября 2019 г., то есть решение суда первой инстанции вступило в законную силу ДО 1 октября 2019г., то сохраняется как старый (6-ти месячный) срок подачи жалобы, так и правила в отношении приложения к жалобе заверенных судом копий судебных актов.

Основание так полагать:

Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции”:
Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, со дня начала их деятельности подаются в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, в этом случае тексты судебных актов прикладывать нужно.

2) если апелляционное определение было вынесено ПОСЛЕ 1 октября 2019 г., то есть решение суда первой инстанции вступило в законную силу ПОСЛЕ 1 октября 2019г., то тексты судебных актов прикладывать к кассационной жалобе не нужно, и срок подачи кассационной жалобы в кассационный суд общей юрисдикции сокращается с 6-ти до 3-х месяцев.

Основание так полагать (редакция с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019 - ГПК РФ Статья 378. Форма и содержание кассационных жалобы, представления):

1. Кассационная жалоба подается в суд в письменной форме. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела;
7) просьбу лица, подающего жалобу, представление;
8) перечень прилагаемых к жалобе документов.
3. Кассационные жалоба, представление могут также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.

Таким образом, ст. 378 ГПК РФ в новой редакции не содержит обязательного указания на необходимость приложения к кассационной жалобе заверенных судом текстов судебных актов.

Однако, как я полагаю, если Вам не сложно их получить, лучше приложить, чем не приложить, потому как пункт 8 ч.2 ст. 378 ГПК РФ содержит указание на возможность приложения к жалобе документов, при этом, не содержит запрета на приложение заверенных копий судебных актов.

В отношении - нужно ли просить кассационную инстанцию о рассмотрении совместно с делом ОДНОЗНАЧНО - ПРОСИТЕ, ПРОСИТЕ первым требованием кассационной жалобы - ИСТРЕБОВАТЬ ДЕЛО ПОЛНОСТЬЮ, поскольку в силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции”:
Суд кассационной инстанции при необходимости вправе истребовать как дополнительные материалы дела, так и все дело в целом.

Таким образом, суд кассационной инстанции может и не истребовать дело целиком . , если Вы об этом не попросите.

О том как бороться с недобросовестным судьёй.

Обращаясь в суд за защитой своих прав, участники судебных разбирательств по любым категориям дел порой сталкиваются с явной недобросовестностью, волокитой или даже хамством судьи. Бывают случаи, что представители судебной власти открыто демонстрируют свое неуважение к участникам процесса или же не скрывают своего благосклонного расположения к другой стороне судебного разбирательства. Судьи тоже люди и как любому другому человеку им присуще плохое настроение, личные интересы и другие пороки, несмотря на строго закрепленный принцип беспристрастности судьи.

Раздосадованные подобным отношением, участники судебных дел пытаются привлечь судью к ответственности и направляют соответствующую жалобу в вышестоящий суд или Квалификационную коллегию судей. Подавляющее большинство таких жалоб остается без внимания и возвращается председателю того же суда, в котором отправляет правосудие недобросовестный служитель Фемиды.

Примечание: Не стоит писать жалобу на судью в полицию, прокуратуру, следственный комитет, районные и городские муниципалитеты, губернатору и т.д., так как все эти органы не имеют никакого отношения к суду и не наделены правом контроля за судьей. То же самое касается жалобы на действия судьи в вышестоящий суд – в областной, к примеру. Апелляционная инстанция осуществляет надзор за отправлением правосудия нижестоящими судами в строго прописанном в законе порядке, а потому не будет рассматривать жалобу на действия конкретного судьи.

Какие же есть законные способы воздействия на забывшего о своем статусе судью?

Отвод судьи

Право на отвод судьи закреплено во всех отраслях процессуального законодательства. Требовать отвода судьи из дела имеет право любой участник процесса в уголовном (ст.ст. 61, 63-64 УПК РФ), гражданском (ст.ст. 15-16 ГПК РФ), арбитражном (ст. 21 АПК РФ) и административном законодательстве (ст. 31 КАС РФ). Кроме того, отвод судье может быть заявлен и в рамках судебного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.3 КоАП РФ).

Как бороться с недобросовестным судьёй

Процедура подачи и рассмотрения заявления об отводе судьи практически аналогична во всех перечисленных отраслях процессуального права. Заявление об отводе судьи… подается непосредственно тому же судье, которому заявляется отвод и им же рассматривается!

Заявление об отводе судья удовлетворяет (или же заявляет о самоотводе сам) лишь при явных и легко подтверждаемых фактами обстоятельствах, таких как:

  1. Родство, свойство или иные близкие связи с одним из участников процесса;
  2. Участие в качестве следователя, дознавателя, прокурора, адвоката или иного процессуального лица в рассматриваемом деле ранее;
  3. Имеет явную или косвенную личную заинтересованность в исходе дела.

Добросовестный судья при наличии даже малейших фактов, позволяющих усомниться в его беспристрастности, сам заявит о самоотводе во избежание возможных проблем. В остальных же случаях сторонам по делу придется доказывать судье то, что его позиция необъективна. И доказывать, как правило, безуспешно.

Именно поэтому механизм отвода судьи в законодательстве РФ практически не работает, поскольку ни один судья не признает своей необъективности или же заинтересованности, когда она явным образом не усматривается.

Жалоба председателю суда

Председатель проверяет изложенные заявлении доводы и по итогам рассмотрения такого заявления выносит процессуальный документ — определение об ускорении производства по делу с установлением для судьи конкретных сроков, в течение которых нужно приступить к рассмотрению дела или же определение об отказе в удовлетворении заявления. Если судья-волокитчик проигнорирует указание председателя, последний вправе подать представление в квалификационную коллегию для принятия мер дисциплинарного воздействия.

НЕ НУЖНО: Жаловаться председателю на принятое судьей решение или процессуальные действия судьи. Все это может быть обжаловано лишь в процессуальном порядке, путем подачи частной (на промежуточные определения) иди апелляционной (на итоговое решение по существу) жалобы в вышестоящий суд. В противном случае вы просто потратите свое время или даже пропустите срок для обжалования.

Жалоба в Квалификационную коллегию судей

В случаях, когда заявление об отводе оставлено без удовлетворения, а председатель не реагирует – остается лишь обратиться в Квалификационную коллегию судей региона, где работает недобросовестный судья.

В жалобе, адресованной ККС, следует изложить все предпринятые меры для защиты своих прав – отвод, жалобу председателю и т.д., приложив подтверждающие документы. Это снизит шансы на переадресацию жалобы председателю суда для отписки.

ККС, обычно, или же поручает суду провести проверки, возвратив материалы проверки в ККС для принятия решения или же переадресовывает поступивший документ председателю суда, поручая ему вынести решение по жалобе.

Когда обращаться в ККС: сразу или использовав все способы защиты?

Мнения юристов в данном случае разнятся. С одной стороны, обращение напрямую в ККС может дисциплинировать судью, особенно если данный орган поручит суду провести проверки и о результатах такой проверки проинформировать ККС. Члены судейского корпуса опасается попадать во внимание вышестоящих органов.

С другой стороны, в большинстве таких случаев жалоба просто пересылается обратно в суд, на действия судьи которого жалуется заявитель, и ККС даже не просит уведомления о результате ее рассмотрения. Чтобы избежать этого, желательно пройти все этапы – от отвода, до жалобы председателю, чтобы ККС явно видела нецелесообразность повторной проверки председателем суда.

Лучшее решение в этом случае – обращение к опытному адвокату, который проанализирует сложившуюся ситуацию и разработает наиболее оптимальную тактику защиты. Ведь возможно все нарушения судьи носят процессуальный характер, и наиболее разумным будет включить ссылки на них в апелляционную жалобу, не тратя время не бессмысленную переписку.

Адвокат Коченков В.В. готов оказать всю необходимую правовую помощь в защите ваших интересов от действий недобросовестного судьи.

Читайте также: