Положительный имидж адвоката как условие возникновения доверия в деловых отношениях

Обновлено: 19.04.2024

Статья освещает весьма актуальный вопрос - способность адвоката правильно выстроить взаимоотношения со своим доверителем. Отмечается, что профессионализм, умение держать позицию, готовность к состязательности, последовательность, гибкость мышления и доброжелательность способны обеспечить успех профессиональной коммуникации.

Одним из важнейших аспектов деятельности адвоката на всех этапах оказания квалифицированной юридической помощи является способность правильно выстроить взаимоотношения со своим доверителем. При анализе этого профессионального или любого другого, а также межличностного общения выделяются его обязательные аспекты: "коммуникация" (обмен информацией между людьми), "социальная перцепция" (восприятие и понимание человека человеком), "интеракция" (взаимодействие). При том что все эти аспекты лежат в основе общения, важнейшим все равно является восприятие и понимание человека человеком. В.М. Рогинский справедливо отмечает, что общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Способность к комфортному общению всегда считалась важнейшим человеческим качеством. Способность к профессиональному общению - необходимая компетентность в любой сфере, но особенно в профессии адвоката. Трудно переоценить значение этого качества, когда от этого зависят судьба или имущественные претензии доверителя. Отечественные исследователи (Н.В. Кузьмина, А.Я. Никонова, Н.А. Аминов, Л.М. Митина и др.) к таким качествам относят: оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергентность мышления, активность, высокий темп реакции, лабильность, эмоциональная устойчивость, высокий и устойчивый уровень саморегуляции и т.д. Сами адвокаты отмечают такие необходимые качества для успешного общения: внимательность, корректность, умение правильно понимать другого человека.

Понятие "доверитель" происходит от слова "доверие", в психологической науке отмечается, что "понятие доверия, являясь достаточно сложным и многоплановым, до сих пор не введено в контекст общей системы психологического знания" . Значение слова "доверие" имеет много очевидных синонимов, таких как вера, искренность, открытость, зависимость и т.д. Изучению доверительного общения в контексте межличностных отношений уделялось и уделяется большое внимание. Доверие между людьми как компонент "психологической дистанции" активно исследуется А.Б. Купрейченко. Она в своей книге "Нравственно-психологическая регуляция экономической активности" разработала достаточно уникальную методику измерения доверия личности другим людям. Основой предлагаемой ею методики являются ведущие компоненты феномена доверия - это предсказуемость, надежность, единство. Пытаются ответить на этот вопрос и практикующие адвокаты, понимая значимость этого явления. Сложность решения этой задачи в том, что доверие должно возникнуть у адвоката и подзащитного. И эта "дистанция" то уменьшается, то увеличивается. Но происходит это по определенным законам.

Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998. N 7. С. 83.

Другой исследователь этой проблемы психолог В.С. Сафонов выделяет другие три основные функции доверия.

Первая функция им обозначена как "функция обратной связи в процессе самопознания личности" . Рассмотрим, как эта функция работает при общении и с доверителем.

Сафонов В.С. Особенности доверительного общения: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. С. 92.

Подзащитный в процессе доверительного общения получает от адвоката обратную связь на свои проблемы, трудности, переживания и, наконец, чувства. Он получает принципиально значимую для себя правовую и личностную информацию, которую можно систематизировать следующим образом:

а) справки по законодательству, куда включаются прежде всего процессуальные особенности положения обвиняемого или подозреваемого, анализ предполагаемого или предъявленного обвинения, судебная практика по аналогичным составам;

б) предварительные прогнозы по конкретному обвинению;

в) задачи защиты; возможные варианты защитительной позиции, их особенности и преимущества; возможные способы реализации позиции;

г) лично значимая информация для подзащитного (о здоровье, семье и бизнесе);

д) информация об адвокате и адвокатской тайне (стаж, опыт ведения аналогичных дел, правовой режим и защищенность адвокатской тайны). Подзащитный соизмеряет получаемую информацию со своими представлениями, собственными мыслями и чувствами, а главное - внутренними прогнозами. Анкетирование показало, что оценивает доверитель эту информацию с точки зрения интуитивного (верю - не верю) доверия к защитнику.

Вторая функция, разработанная В.С. Сафоновым, получила название "психологическое облегчение" .

Там же. С. 192.

Эта функция доверия заключается в том, что после раскрытия адвокату своих проблем и мотивов наступает момент психологического облегчения для того, кто был внимательно выслушан и правильно понят человеком, который может решить его проблемы. Доверитель начинает надеяться на помощь защитника.

Рассмотрим третью функцию - это "функция углубления взаимоотношений". Главная идея этой функции состоит в том, что доверительное отношение приводит к желанию не только взаимодействовать, а главное - решать свои проблемы, дальше общаться по этой проблеме только со своим адвокатом. У доверителя возникает чувство защищенности. 60% доверителей по уголовным делам берут второго или третьего адвоката. 35% доверителей меняют адвоката на другого или других защитников. Безусловно, это картина дел по соглашению. Причин отказа от защитника две - "отсутствие профессионального и личного доверия". Причем обе ставятся на первое место.

В результате выполненных исследований психолог Б. Дано пришел к выводу, что на возникновение доверия влияет прежде всего репутация конкретной личности (общение в прошлом с кем-то либо личный опыт общения с ним). Не случайно почти все наши доверители обращаются к адвокату только по рекомендации, которой они доверяют. 100% опрошенных граждан сказали, что в случае необходимости искали бы адвоката только по рекомендации. При этом 85% сказали, что рекламе не доверяют.

Другой не менее интересный исследователь П. Коллок считает, что ситуация риска, т.е. та ситуация, которая имеет опасность, требует проявления доверительности между людьми . Именно в такой опасности находятся наши подзащитные.

Журавлева Л.А. Связь общительности и доверия к людям: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. С. 99.

Сопоставим полученные результаты с исследованием П.Н. Шихирева "Этические принципы ведения дел в России". Он приводит условия, которые способствуют установлению доверия в деловых отношениях. И наши результаты оказываются очень соотносимыми. Бесспорно, что адвокат, который хочет, чтобы ему доверяли подзащитные, должен проявлять на деле следующие качества:

  1. Порядочность - должен иметь репутацию абсолютно честного и верного своему слову и делу человека.
  2. Профессиональную компетентность - должен обладать специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения взятых на себя обязательств. Он должен обладать бесспорным профессиональным авторитетом.
  3. Последовательность - должен быть понимаемым, надежным, предсказуемым и проявлять здравый смысл в различных ситуациях.
  4. Лояльность - должен быть доброжелательным.
  5. Открытость - должен иметь готовность свободно объяснять и делиться информацией и принятыми решениями.

На уровне более общих социальных отношений и структур психолог Л.А. Журавлева выделяет четыре основных фактора, обусловливающих формирование доверия.

Среди них я особенно хочу выделить "психологическое, личностное сходство, общность разделяемых социокультурных норм и ожиданий, правил и стандартов поведения". Это феномен социального родства, который позволяет наиболее эффективно достигнуть необходимого доверия.

К факторам, препятствующим или разрушающим доверие, она относит фактически противоположные, полярные качества:

  1. Человек непорядочный не будет вызывать доверие.
  2. Тот, кто необязателен, непоследователен, не умеет держать слово.
  3. Ненадежность и предвзятость в отношениях с другими.
  4. Нелояльность, неприветливость.
  5. Закрытость, неумение представлять и делиться целями, задачами, принятыми решениями и информацией с другими.

Обладая одним из этих качеств и демонстрируя его, адвокат не успешно вступит в профессиональную коммуникацию, что бесспорно помешает решить поставленную пред ним профессиональную задачу.

Однако доверие, как и восприятие, в деловых отношениях имеет последовательные фазы своего развития. С момента делового знакомства отношения проходят три основные стадии.

Фаза расчета. На этом этапе доверитель сверяет свои предположения, ожидания с реальностью. У него есть практическая проблема, которую необходимо наиболее эффективно решить. Он соотносит все плюсы и минусы. Если этот этап пройден успешно, наступает вторая стадия.

Фаза информации. Здесь в первую очередь имеют значение опыт общения, ценность и понятность информации, а главное - ее практическая направленность.

Фаза тождества. На этом этапе цели по достижению желаемого результата уже общие. Адвокат и доверитель понимают друг друга. Доверитель уверен в советах и конкретных действиях своего адвоката. Адвокат уверен в искренности своего доверителя.

"Несмотря на то что фазы развития доверия последовательно связаны друг с другом, это не означает их автоматический переход. Чаще всего доверие прерывается в самом начале. Различным может быть и темп перехода из одной фазы и другую. Она зависит от большого числа объективных и субъективных факторов" .

Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 115.

Исследователь этой проблемы Л.А. Журавлева разделяет точку зрения И. Олтмена и О. Тейлора о том, что важным элементом доверительных межличностных отношений является взаимное получение тех ожиданий, которые являются значимыми для каждого из партнеров . Чувства доверия и недоверия являются фундаментальными чувствами, которые определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим людям .

См.: Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дис. канд. пед. наук. М., 2004. С. 27.
См.: Там же. С. 33.

Психологический контакт определяется И.А. Зимней как общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг другу сторон взаимодействия . Значит, необходимо не просто поставить себе цель добиться возникновения доверия, но и понимать, какие этапы существуют, какие шаги необходимо предпринять для реализации этой задачи.

См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. С. 43.

Подзащитный доверяет адвокату, а главное - видит в нем профессионала, если он:

  • явно для него компетентен в области передаваемой профессиональной информации;
  • ясно и понятно излагает возможные варианты разрешения правовой ситуации;
  • проявляет понятные, прогнозируемые и позитивные намерения.

Доказано, что доверительность в общении возрастает, если:

  • проявлять истинно теплое и доброжелательное намерение и отношение;
  • демонстрировать свою компетентность в сфере обсуждаемого вопроса;
  • уметь убедительно, доказательно излагать свои мысли .

Проведенный опрос дал интересную картину: 95% опрошенных обвиняемых, которых защищали адвокаты по назначению, сообщили, что после первого контакта доверия к адвокату не возникло. Однако иначе обстоит дело у подзащитных, чьи интересы представляют адвокаты по соглашению. О невозникновении доверия сообщили только 15% опрошенных. Интересно, что у первой группы подзащитных после прений сторон только у 40% так и не возникло доверия. А у второй результат обратный - неоправданные ожидания оказались уже у 35% подзащитных. Цифры легко объясняются: во-первых, при первой встрече адвоката по назначению у него, как правило, нет цели понравиться подзащитному, и во-вторых, за гонорар ожидания и требования всегда выше.

Человек, умеющий быстро и оперативно реагировать на то, как воспринимаются и понимаются его слова, имеет больше шансов повысить эффективность своего общения с партнером . Это обязательное качество для адвоката, он обязан хорошо понимать и умело применять законы человеческого общения.

См.: Мелибурда Е.Я. Я - Ты - Мы: психологические особенности общения. М.: Прогресс, 1986. С. 152.

Исследование и опыт работы показывают, что профессионализм, умение держать позицию, готовность к состязательности, последовательность, гибкость мышления и доброжелательность способны обеспечить успех профессиональной коммуникации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Мастерство юристов ораторов иногда называют красноречием. Словарь русского языка (в 4-х томах) определяет красноречие: во-первых как способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант; во-вторых как ораторское искусство.

Красноречие это умение говорить не только красиво, но и убедительно. Значит это сочетание таланта оратора и определенных знаний и умений усвоенных о процессе изучения.

Красноречие является эффективным средством эмоционального воздействия. Средствами языка судебный оратор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела.

Поэтому, раскрывая в речи картину преступления, объективно анализируя действия подсудимого, собранные доказательства, мотивы преступления и его последствия необходимо помнить, что при произнесении защитительной речи важно обратить внимание на следующие факторы:

2) осторожно обращайтесь с иностранными словами. Их не все могут понять и оценить Вашу эрудицию;

3) избегайте сокращений. Эффектнее звучит полное наименование и производит большее впечатление;

4) соблюдайте ясность речи, просто и точно формулируя предложения;

6) не увлекайтесь жестикуляцией, когда произносите речь и не отводите глаза. Это производит неприятное впечатление;

7) не старайтесь копировать чьи-то приемы произнесения речи. Ищите свой стиль. Не все может подойти адвокату по многим признакам (одежда, обувь, манеры и т. п.);

8) звучание речи рассчитывайте на аудиторию, площадь суда и др.

Нельзя в речи кричать или говорить шепотом. Это крайности которые никто не любит. Необходимо использовать все приемы речи-паузы, темп речи, громкость для достижения своей цели, чтобы убедить присяжных или судей в своей правоте.

Особо следует помнить, что нельзя пренебрегать мелкими фактами. Они как правило бесспорны, а большое их количество создает уверенность у слушателей о том, что объективно речь идет о проверенных фактах и уже не вызывает сомнения.

Соблюдения перечисленных факторов позволит не только хорошо составить защитительную речь, но и достойно ее произнести и достичь необходимого результата.

Глава 7
Психология и имеджелогия в деятельности адвоката

7.1. Психологические особенности деятельности адвоката

Адвокатура и адвокаты, работающие в ней, воплощают в жизнь конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Адвокат выступает как бы гарантом защиты прав граждан и особенно тех которые вступили в конфликт с обществом. Адвокат с одной стороны официальный участник процесса и наделен УПК РФ соответствующими полномочиями, а с другой стороны он должен строить отношения с подзащитным на основе полного доверия при отсутствии любого контроля в этом вопросе со стороны государства. В такой ситуации без умения адвоката устанавливать психологический контакт с подзащитным, без понимания общности интересов успеха не добиться.

Адвокат должен быть точным психологом, т. к. ему необходимо выстроить защиту человека, а не права человека на совершение преступления. Нельзя дистаницироваться от интересов общества игнорируя право людей жить в спокойной и не криминальной обстановке. И общество это должно понимать – не существует адвокатов, которым нравится, когда убивают, грабят, воруют, насилуют и т. п. Адвокаты как и все люди относятся к этим проявлениям крайне отрицательно. Главное в работе адвоката соблюдение закона. Адвокаты не делятся на разряды, уровни квалификации. Формальных критериев оценки их деятельности не существует. Популярность не синоним высокого уровня мастерства.

Быть хорошим адвокатом это психологически понимать самому и уметь объяснить другим, что при любой ситуации торжествовать может и должен только закон, причем стремление придерживаться закона у адвоката должно строится на развитом правосознании и нравственных мотивах.

Какие психологические особенности можно отметить у адвокатов?

Прежде всего это коммуникабельность. Повседневная деятельность адвоката протекает в общении. Встречи с клиентами, участие в переговорах, при проведении следственных действий, судебные заседания и т. д. Умение сотрудничать с людьми, не противопоставлять себе им, понимать их проблемы и трудности не легкая задача, но без ее решения успеха не будет.

Важное место в деятельности адвоката занимает воспитательная функция. Юридическая безграмотность людей, недоверие к государству, неосведомленность о своих правах приводит иногда к тяжким последствиям. Низший уровень правосознания не дает возможность людям оценить правильно происходящие события, дать им оценку и удержаться от правонарушений. Воспитательная работа адвоката должна быть направлена на формирование уважения к закону, способствовать формированию умения применять на практике знания закона, т. е. находить законные способы и методы отстаивания своих прав.

Адвокат осуществляет воспитательную деятельность вежливо, мягко, с особой деликатностью в процессе общения с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний.

Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень развития личности, постоянное стремление и самореализация к самосовершенствованию. Юрист не способный к сопереживанию, неумеющий общаться, неорганизованный, не коммуникабельный не сможет работать адвокатом, т. к. для этой профессии необходим особый талант, артистизм, умение перевоплощаться и другие качества высокопрофессионального юриста.

7.2. Имидж адвоката

Имидж в переводе с английского означает – образ. Многие адвокаты – особенно молодые мужчины сдержанно относятся к необходимости создания привлекательного имиджа. Лишь к 40–45 годам наблюдается некоторое возрастание их интереса к работе над своим образом. Связано это с тем, что к этому возрасту мужчины начинают замечать существенное снижение к себе внимания со стороны женщин. Практика же зарубежного опыта подтверждает следующее положение имидж делового человека – мощное психологическое средство, оказывающее эффективное воздействие на его клиентов и на него самого.

Основная масса людей стоят свое первое впечатление на основе внешних данных о адвокате. Поэтому огромное значение в создании положительного имиджа адвоката играют его внешность, прическа, одежда, у женщин – макияж.

Классический стиль всегда говорит о хорошем вкусе. Одежда адвоката должна быть простой, но отличного качества. Для мужчин предпочтительнее сдержанные тона, всегда свежая рубашка, отглаженный костюм, хорошая обувь.

У многих популярных личностей есть некие неотъемлемые детали одежды, которые стали как бы их визитными карточками. Такая находка в образе может стать вашей отличительной особенностью, ненавязчиво подчеркнуть индивидуальность. Ведь именно индивидуальность так ценится в хорошем имидже.

Мужчины-адвокаты должны выбирать ювелирные изделия с большой осторожностью. Часы, кольца не должны быть блестящими, вызывающими. Если вам нравятся подобные украшения, оставьте их для того, чтобы носить в свободное от работы время. Избегайте носить цепочки. Даже голливудские звезды не надевают их, выступая на телевидении или перед аудиторией в расстегнутых рубашках.

Внимательно отнеситесь к выбору обуви. Обувь желательно иметь темных расцветок, в тон костюму, удобную и по возможности дорогую. Деловой женщине не рекомендуется носить туфли на высоком каблуке. Уместным будет средний, устойчивый каблук.

Важным для женщины-адвоката является макияж, который не должен быть избыточным, вызывающим. Не забывайте о прическе.

Прическа играет важную роль во внешнем облике адвоката. От мужчин требуется содержать волосы опрятными, чистыми, хорошо подстриженными. Седина в волосах мужчины может выглядеть изысканно. Допустимы ухоженные усы и борода.

Женщинам обычно труднее подобрать удачную стрижку. Имиджмейкеры рекомендуют деловой женщине носить волосы средней длины.

Они не должны быть короткими, как у мужчины, и слишком длинными, ниже плеч. Женщине-адвокату не следует делать сложные прически.

В профессиональной деятельность адвоката немаловажное значение имеет общение с представителями средств массовой информации. Адвокату они бывают необходимы, если возникает потребность быстро распространить определенную информацию, создать определенное общественное мнение по поводу рассмотрения какого-либо дела в суде, а также для собственной рекламы. Поэтому нужно стремиться к налаживанию хороших отношений с прессой, к использованию возможности для того, чтобы воздействовать на людей, но при этом необходимо помнить об адвокатской тайне и не стараться опередить приговор суда. Необходимо уважительно относится к судейскому решению, даже если оно Вам не нравится.

7.3. Методы психологического воздействия адвоката на людей

Для достижения необходимого результата в процессе общения адвокату бывает необходимо использовать различные методы психологического воздействия на окружающих его людей.

Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение окружающей обстановки.

Рассмотрим эти средства воздействия более подробно.

Убеждение. Интеллектуальное воздействие на сознание собеседника путем использования логических обоснований собственных идей. Для этого необходимо тщательно подобрать аргументы, факты и примеры.

Принуждение. Насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Физическое принуждение основано на применении силы. Психологическое принуждение основано на побуждении интересующего адвоката лица к определенным действиям против его воли.

Физическое принуждение в практике адвокатов как правило не встречается.

Вознаграждение. Подкрепленное материальными или духовными стимулами желаемое поведение нужного лица. Нельзя путать с подкупом (взяткой).

Угроза. Словесное обещание воздействия различными способами на лицо с целью побуждения совершения, какого либо действия из чувства страх.

Не должно быть угроз физическим воздействием или другими противоправными методами.

Обещание. Возможное положительное или отрицательное стимулирование необходимого поведения человека.

Внушение. Целенаправленное воздействие на человека с целью убеждения в какой то мысли. Психологическая основа внушения некритическое восприятие информации.

Изменение окружающей обстановки. Активное воздействие на ситуацию с целью изменения поведения человека.

Как использовать средства психологического воздействия зависит от опыта адвоката, его умения находить выход из сложившейся ситуации и если хотите от таланта.

Ряд простых психологических приемов необходимо просто запомнить:

1. Не садитесь спиной к открытому пространству. Это вызывает чувство неуверенности.

2. Если Вы курите, то на встрече или не курите или не садитесь далеко от пепельницы.

3. Слушайте не перебивая собеседника до того момента когда он начнет повторятся в своей аргументации, а затем твердо изложите свою позицию.

4. Старайтесь присоединиться к собеседнику (быть на него похожим).

В ходе своей деятельности неизбежно может возникнуть конфликт во взаимоотношениях с должностными лицами правоприменительных органов – прокуратура, суды, милиция.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций и т. п. Конфликтов не нужно бояться. Они были, есть и будут. Необходимо научиться конструктивно разрешать конфликты и заставить работать конфликтную ситуацию на себя. Умение правильно вести себя в конфликтной ситуации – полезное и профессионально значимые качества адвоката.

Различают пять типов поведения в конфликтных ситуациях:

1. Игнорирование. Это как бы самоустранение (выход) из конфликтной ситуации без устранения ее причины. Способ пригоден если в устранение причины от Вас не зависит.

2. Сотрудничество. Совместная выработка решения. Способ применяется если все стороны хотят прекратить конфликт.

3. Компромисс. Ведение переговоров при которых вырабатываются взаимные уступки. Требует навыков ведения переговоров, чтобы не уступить значительно больше противоположной стороне.

4. Приспособление. Предполагает изменение своей позиции для сглаживания противоречий.

5. Соперничество. Самая безнадежная форма разрешения конфликта. Упорно отстаивая свою позицию никто, не желает поступиться ничем, ставя свои интересы превыше интересов противоположной стороны.

На все случаи жизни невозможно подобрать рецепты, но несколько простых приемов необходимо запомнить:

1) Никогда не говорите человеку в лицо, что он не прав. Старайтесь найти в его словах, в чем он прав и согласитесь в этом с ним.

2) Если конфликт с представителями правоохранительных органов, то постарайтесь им напомнить, что все вы юристы, т. е. люди одного круга.

3) Если конфликт с клиентом, то постарайтесь ему напомнить, что у Вас одна цель и методы зависят от опыта.

4) Не стесняйтесь признать свою ошибку. Это сразу смягчает ситуацию.

5) Во время конфликта никогда не переходите на личности. Люди никогда не прощают личных обид.

6) Постарайтесь прежде всего расслабиться и снять стресс сами. Соблюдение этих правил поможет Вам принять верное решение в любой ситуации.

Глава 8
Адвокатское расследование

8.1. Правовые основы адвокатского расследования

В соответствии с законом доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния.

Ст. 70 УПК РСФСР определяла, что собирает доказательства орган дознания, следователь и суд, а вот предоставлять их могут все: потерпевший, обвиняемый, защитник и др.

Адвокатам не запрещалось пользоваться услугами частных детективных агентств, а если необходимо было получить какой либо документ, то нужно получить запрос следователя или суда.

С принятием УПК РФ действующего с 1 июля 2002 г. в нем в ст.86 ч. 3 записано: защитник вправе собирать доказательства сам путем:

а) получения предметов, документов и иных сведений;

б) опроса лиц с их согласия;

в) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Что означает эта новация в законе?

Это означает, что закон впервые разрешил адвокату-защитнику официально проводить собственное расследование. Опрос лиц с их согласия процедура достаточно понятная. Если кто-то может сообщить сведения по делу и готов это сделать адвокат-защитник опрашивает его, записывая показания, если свидетель не хочет давать показания, то можно обратиться с ходатайством к следователю или суду о допросе установленного свидетеля. А вот пункт первый еще нуждается в проработке, т. к. не ясно как получать предметы, документы и иные сведения.

Однако законодательная база установлена начало положено и будущее покажет.

8.2. Типы свидетелей и тактика их опроса адвокатом

Опрос свидетелей может быть двух видов. Письменно, когда свидетель дает показания адвокату в соответствии со ст. 86 УПК РФ и устно в ходе судебного заседания. Свидетели бывают различных психологических типов и делятся на две большие группы – свидетели защиты и свидетели обвинения. Психологический настрой этих групп различен. Свидетели защиты на стороне обвиняемого, свидетели обвинения на стороне государственного обвинения. Это накладывает определенный отпечаток на их поведение, но если свидетель правдив и излагает лично, ему известные факты, то для выяснения обстоятельств дела не имеет значения на чьей он стороне.

Свидетель в конечном итоге должен быть на стороне истины. Но установить ее трудная задача и поэтому рассмотрим несколько типов свидетелей:

1. Правдивый свидетель. Допрос такого человека самый простой. Прежде всего его необходимо выслушать. Затем выяснить нет ли у него предубеждения или пристрастия по существу дела. Правдивый свидетель иногда придает ту или иную окраску событию, но делает это не по умыслу и в ходе допроса легко установить действительные события, если выяснить источник добросовестной ошибки.

3. Сотрудник правоохранительных органов. Очень опасный свидетель. Профессиональный свидетель. Показания носят как правило стереотипный характер и хорошо отрепетированы, т. к. давал он их десятки раз. Все обычные вопросы он давно знает, как и ответ на них. Вопросы необходимо задавать быстро и они должны быть для него неизвестными. Причем вопросов должно быть больше чем нужно, чтобы замаскировать те, которые вам необходимы. У сотрудников правоохранительных органов иногда свое, отличное от закона понимание справедливости и они готовы его отстаивать. Конечно не всегда и не во всех без исключения случаях.

5. Свидетель отбывший наказание в местах лишения свободы. Если это свидетель обвинения никогда в ходе допроса не задевайте его прошлое. О нем и так все знают и учтут при оценке его показаний. Он может давать ложные показания в силу договоренности с обвинителем или в силу подлости души или мести. Эту возможность так же необходимо учитывать, но будет большим заблуждением думать, что он вообще не может говорить правду.

Этот список может оказаться бесконечным, т. к. свидетели бывают решительными и нерешительными, лицемерами и хитрецами, умными и глупыми, бескорыстными или подлецами. Человеческая природа не объят-на. Но адвокат должен подобрать ко всем ним нужный подход, манеру допроса и получить все возможное чтобы выполнить свой долг по защите, поэтому адвокату необходимо постоянно повышать свой уровень в области права и развивать профессионально значимые качества личности. Только при выполнении этих условий можно говорить о возможном достижении адвокатом вершин мастерства.

Читайте также: