Подлежали ли крестоносцы папскому суду

Обновлено: 16.05.2024

Деятели Реформации считали таинственных катаров своими предшественниками. Сокровища, якобы спрятанные ими, до сих пор сводят с ума кладоискателей.

В последние годы 10-го века весь христианский мир замер в ожидании второго пришествия. Люди готовились к Страшному суду, который, по мнению учёных богословов, должен был наступить в 1000 году. Никто не строил планов на несколько лет вперёд. В 999 году были случаи, когда крестьяне даже не убирали урожай: зачем набивать амбары, когда вот-вот грянет апокалипсис?

Наступил 1001 год, а в подлунном мире мало что изменилось, разве что земледельцы, чересчур поверившие церковникам, разорились и обнищали. Богословы хлопнули себя по лбам и заявили, что Страшный суд, естественно, должен наступить через тысячу лет не после рождества Христа, а после его воскресения. Христиане перевели дух и приготовились ждать ещё 33 года. В 1034 году все обнаружили, что второе пришествие так и не состоялось.

Эти игры церкви со своей паствой во всё откладывающийся конец света сильно подорвали веру людей в проповеди, читаемые им с амвонов. Когда спала оторопь от долгого ожидания апокалипсических ужасов, христиане обнаружили, что их пастыри — вовсе не образцы христианского смирения, целомудрия и благочестия. Грань тысячелетий — как раз тот период, когда уровень нравов в среде монахов и священников упал ниже плинтуса в самой глубокой крипте. Епископы, кардиналы и сами святейшие папы, не скрываясь от мирян, заводили любовниц, погрязали в роскоши и, предаваясь всем семи смертным грехам, нарушали все десять божьих заповедей. От церковных иерархов не отставало и священство на местах, ставившее себя выше человеческих и божьих законов. Клирики и монахи и не думали обращать внимание на такую суетную и никчёмную вещь, как общественное мнение. Это вышло им боком.

Во второй половине 11-го века в западной Европе пышными клумбами расцвели самые разнообразные ереси. Люди не могли заставить себя верить в то, чему их учат лживые пастыри, они сами пытались найти сокровенный смысл слова божьего. Ищущие правды христиане кучковались вокруг немногочисленных грамотеев, по своему разумению толковавших библию. Проповедники-самоучки, зачастую обладавшие гораздо большими ораторскими способностями, чем церковные иерархи, собирали толпы слушателей.

Католическая церковь пыталась бороться с несанкционированными ею попытками толкования догматов, но поначалу не очень усердно. Естественная монополия на посредничество между небом и землёй казалась церковникам столь незыблемой, что над попытками подорвать её, они лишь смеялись. А зря. Всё больше пытливых христиан объединялись в собственные общины, отказывались слушать проповеди и принимать причастие от священников, погрязших, по их мнению, во грехе. Эти правдоискатели начинали сомневаться в многочисленных церковных таинствах. Например, они отказывались крестить детей, утверждая, что это должен быть осмысленный акт самого человека, и отвергали таинство брака, которое как раз в то время активно вводила в повседневную жизнь католическая церковь. Некоторые адепты новых учений отказывались поклоняться кресту, утверждая, что это орудие убийства. Словом, со всех сторон, велись подкопы под фундамент казавшегося незыблемым огромного церковного сооружения.

Официальная церковь поспешно искала способы борьбы с катарской ересью. Первые костры, на которые взошли еретики, вспыхнули в Орлеане и Тулузе в 1022 году. Однако эти казни имели противоположный эффект. В 1143 году монах из Кёльна Эвервин де Стейнфельд жаловался, что катары принимают огненную муку с достоинством первых христиан. И это вызывает сочувствие к ним среди многочисленных зрителей.

Катары 2 казнь на костре.jpg

Святой Доминик де Гусман и альбигойцы. Педро Берругете.

Святой Доминик де Гусман и альбигойцы. Педро Берругете. Источник: Музей Прадо

Катары 4 Безье.jpg

После этого кошмара всё население Лангедока вне зависимости от вероисповедания встречало крестоносцев как кровавых оккупантов и оказывало им упорное сопротивление. Лангедокцы тогда не считали себя французами, и их яростное сопротивление незваным гостям, пришедшим с севера с крестом и мечом, приобрело характер национально-освободительной борьбы. Она растянулась на несколько десятилетий, получивших в истории название периода Альбигойских войн. По подсчётам историков, жертвами этих войн стали до млн человек.

Катары 5 Каркассон.JPG

Сопротивление крестоносцам возглавил граф Тулузский Раймонд VI. Дело было не только в его симпатиях к еретикам, но и в том, что де Монфор открыто заявлял о своих претензиях на Тулузу. Раймонд организовал из своих рыцарей-вассалов и пеших ополченцев солидное войско. На протяжении 1210−1212 годов оно давало достойный отпор захватчикам. Мешало крестоносцам и то, что в их тылу постоянно вспыхивали восстания в уже покорённых городах.

27 января 1213 года притесняемых катаров взял под своё покровительство король соседнего Арагона Педро II. Его армия двинулась в Лангедок и объединилась с войском Раймонда Тулузского. Теперь под их флагами находилось огромное войско численностью до 50 тыс. человек. Казалось, что настало время освобождения Лангедока. Решающее сражение состоялось 12 сентября у стратегически важного города Мюре.

Силы были явно не равны. Под началом де Монфора находились всего около 1 тыс. рыцарей и 600 пехотинцев. 45-тысячное катарское войско заранее праздновало победу. Король Педро накануне битвы провёл бурную ночь с любовницей и наутро находился не в самой лучшей форме, поэтому не смог оказать достойное сопротивление внезапной атаке крестоносцев. В яростной рубке король Арагона был убит мечом в грудь. Узнав о смерти предводителя, катарское ополчение побежало с поля боя. За ними отступили лангедокские и арагонские рыцари. Сотни их утонули при переправе через реку. Разгром был полным. Потери катаров составили до 20 тыс. человек, а крестоносцы потеряли убитыми лишь 150 рыцарей. После этого поражения Арагон вышел из войны.

Катары 6 Арагонцы.jpg

В 1226 году антикатарское движение возглавил французский король Людовик VIII. Силы лангедокцев уже находились на исходе, и через 3 года Раймонд VI запросил мира. Лангедок был присоединён к владениям французской короны, однако катарская ересь ещё не была истреблена полностью. Последним очагом сопротивления стал замок Монсегюр, стоявший на высокой скале в отрогах Пиренеев. В нём в 1232 году нашли приют катарские епископы из Тулузы вместе со своими наиболее фанатичными сторонниками. В течение 10 лет из Монсегюра проповедники-катары расходились по всему югу Франции для подпольных богослужений и проведения таинств. Католики с ненавистью посматривали в сторону Монсегюра, но поделать ничего не могли — крепость казалась неприступной.

Катары 7 Монсегюр.jpg

Крестовые походы

Причины

Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.

Начало крестовых походов

крестоносцы

Первый крестовый поход

За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.

Взятие Иерусами крестоносцами

Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.

Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.

Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.

На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.

Второй крестовый поход

Положение молодого Иерусалимского королевства было с самого начала весьма шатко, что не удивительно для государства окруженного совсем недружественными соседями, причем не только мусульманами, ведь вскоре и византийский император вступил в союз с турками-сельджуками. А последние не сидели сложа руки, и в 1144 году захватили Эдессу – один из ключевых городов крестоносцев в регионе.

крестовые походы

Для ее отвоевания был организован второй крестовый поход, участниками которого стали в основном французские рыцари, что неудивительно ведь основной костяк крестоносцев Иерусалимского королевства также составляли французы. Поход был возглавлен французским королем Людовиком VII и немецким императорам Конрадом III Гогенштауфеном. Однако крестоносцы основательно поредели еще по пути к Иерусалимскому королевству, вследствие брака продовольствия, и болезней в войсках. Дойдя, наконец, до цели, они потерпели ряд военных поражений от арабов, после чего оба предводителя отказались от своих намерений отвоевать Эдессу и вернулись в свои владения. Второй крестовый поход закончился полным провалом.

Саладин наносит ответный удар

В 1173 году эмиром Египта стал очень талантливый и энергичный правитель – султан Салах ад-Дин, которого крестоносцы прозвали просто Салладин. Салладин оказался действительно гениальным полководцем, мудрым правителем и дипломатом, а его деятельность стала подлинным проклятием для крестоносцев.

Правивший в то время Иерусалимским королевством король Балдуин IV хотя и был также весьма мудрым правителем и полководцем, тем не менее, оказался болен проказой и вскоре умер от этой болезни, а следующим королем стал муж сестры Балдуина – Гвидо де Лузиньян, человек сколь богатый, столь и чванливый. И когда его вассал, французский барон Рено де Шатильон совершил набег на арабский караван, Гвидо поддержал его, чем дал поводу Салладину начать полномасштабную войну против Иерусалимского королевства.

пленные крестоносцы

Пленные крестоносцы в лагере Салладина.

После этого поражения Иерусалим был осажден армией Салладина, тамошний небольшой гарнизон не мог долго сдерживать осаду и вскоре капитулировал. Иерусалимское королевство было уничтожено, а святой город Иерусалим снова оказался в руках мусульман.

Весть о падение Иерусалим повергла всю христианскую Европу в глубокое уныние, а наиболее активные европейские короли стали собираться в третий крестовый поход.

Третий крестовый поход

Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.

Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.

крестоносцы

Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.

Четвертый крестовый поход

Этот крестовый поход является самым странным, первоначально его целью, как у других походов была война с мусульманами, предполагалось напасть на Египет, но по стечению обстоятельств главной целью стала… Византийская империя. Незадолго перед началом похода византийский император Исаак Ангел был свергнут своим братом в ходе дворцового переворота. Сын свергнутого императора обратился к крестоносцам с просьбой помочь восстановить законного правителя. Это и стало поводом к тому, что вместо Египта крестоносцы вторглись в Византию, разбили ее войска, а вместо нее основали Латинскую империю, просуществовавшую 57 лет.

крестовые походы

Другие крестовые походы

Но уже через 15 лет после окончания шестого крестового похода вследствие нарушения христианскими пилигримами мирного договора, Иерусалим был снова осажден и снова потерян, на этот раз уже навсегда.

Последний восьмой крестовый поход, предпринятый французским королем Людовик IX Святым в 1270 году закончился полным провалом, смертью самого короля и многих его подданных, участвующих в этом походе. После этого поражения европейское рыцарство окончательно разочаровалось в крестовых походах.

Помимо канонических крестовых походов, были и многие другие религиозные войны, которые также порой называли крестовыми походами. Среди них можно выделить борьбу с еретиками в самой Европе, так был альбигойский крестовый поход против еретиков-катаров во Франции, гуситский крестовый поход против гуситов в Чехии, неудачные крестовые походы против набирающей силу Османской империи и многие другие.

Последствия

Хотя эпоха крестовых походов принесла и немало бедствий, она имела и определенную пользу. Так оказавшись на ближнем востоке и вступив в тесный контакт с арабами, европейцы принесли много интересного в Европу, например секрет изготовления бумаги. А это в свою очередь положительно повлияло на развитие книжного дела и привело к удешевлению книг. Помимо бумаги они познакомились и со многими другими достижениями древней культуры Востока в области медицины, географии, математики, алхимии, подготовив почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Европейские рыцари во время крестовых походов научились дисциплине и даже организовались в настоящие рыцарские ордена со своим строгим уставом, кодексом поведения, правилами. Наиболее известными среди них были госпитальеры и тамплиеры. Последние стали очень влиятельными, но пожалуй им стоит посвятить отдельную статью.

КрестовыеПоходы..jpg

Палестину, принадлежавшую Византии, в 637 году завоевали арабы. Она стала местом паломничества и христиан, и мусульман. Ситуация изменилась с приходом турок-сельджуков. В 1071 они прервали паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 обратился за помощью к Западу. Это стало поводом к организации похода. Причинами, побудившими людей участвовать в опасном мероприятии, были: - стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства; - желание монархов и знати расширить территории; - надежды крестьян на получение земли и свободы; - стремление купцов установить новые торговые связи со странами Востока; - религиозный подъем.

В 1095 году на Клермонском соборе Папа Римский Урбан II призвал освобождать святые земли из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Многие рыцари сразу приняли крест и провозгласили себя воинственными пилигримами. Позже определились и руководители похода

Покорив мусульманские области Ближнего Востока, сельджуки (названные так по имени своего вождя Сельджука) не остановились и вторглись на византийские территории. В Византии вспыхнула паника. Её император Роман IV попытался остановить завоевателей, но в 1071 году, в битве при городе Манцикерте, византийское войско потерпело сокрушительное поражение, а сам он попал в плен. После этого у византийцев уже не было сил сопротивляться. Сельджуки, постепенно продвигаясь на запад, отняли у Византии почти всю Малую Азию.

Хлынув в огромном количестве на христианские города и деревни, сельджуки нещадно их грабили, разоряли и жгли. Пылали и рушились церкви и монастыри. Завоеватели оскверняли христианские святыни, подвергали изощрённым пыткам, а затем убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя тех, кто сопротивлялся. В 1071 году в руки сельджуков перешёл Иерусалим, город Христа, со всеми главными святынями христиан. Несколько столетий до этого святой город находился под властью арабов, которые терпимо относились к местным христианам и паломникам, постоянно прибывавшим из Европы для поклонения Гробу Господню. Новые хозяева города стали подвергать поруганию христианские храмы, ущемлять права местных христиан, чинить препятствия паломникам: их могли оскорбить, избить, продать в рабство, убить. Даже ходить по улицам города христианам стало опасно. Особенно безжалостно завоеватели издевались над иерусалимским патриархом, обращаясь с ним как с последним рабом. Однажды сельджуки, схватив его за бороду, стащили с престола на пол, а затем протащили по улицам на потеху толпе мусульман и без всякого повода засадили в темницу.

В Европе знали о затруднениях Византии. Начиная с 60-х годов XI века римские папы несколько раз выступали с идеей похода в помощь ей. Эта идея все больше и больше распространялась среди западных христиан. Огромную роль здесь сыграли известия о бесчинствах сельджуков в Иерусалиме, приносимые из Святой Земли многочисленными паломниками. От рассказов о творимых там злодеяниях сердца слушателей сжимались, наполнялись гневом и стремлением покарать нечестивцев.

В ноябре 1095 году в Клермоне состоялся церковный собор — собрание, на котором присутствовали все видные представители католической церкви: кардиналы, архиепископы, епископы, настоятели монастырей. Это было событие первоочередной важности, на которое съехалось также много рядовых священников, монахов и огромное множество мирян, как знатных сеньоров, рыцарей, так и простолюдинов. Именно здесь Урбан II и призвал к походу на Восток, чтобы освободить Гроб Господень и другие святыни, помочь Византии.

Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом идея распространилась весьма широко и стала популярной.

КрестовыеПоходы2..jpg

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

КрестовыеПоходы3..jpg

Не получая помощи с запада крестоносные колонии в Сирии долго не продержались. В 1268 году была взята Антиохия, в 1289 — Триполи, в 1291 — Акра. Крестоносцы закрепились только на Кипре, который в XV веке стал владением Венеции, которая вместе с Генуей и остались в выигрыше от крестовых походов, потому что стали хозяевами средиземноморской торговли. Однако нельзя считать, что крестовые походы прошли для Европы бесследно. Благодаря общению с более высокой культурой арабов, в Европе появились:

15 июля исполнилось 915 лет со дня взятия Иерусалима.

Осада Иерусалима (1099), миниатюра, XV век.

От болезни погиб знаменитый епископ Адемар Монтейльский. Крестоносцам пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход. Но войско рыцарей сократила не только эпидемия. Один из предводителей — Боэмунд Тарентский — после победы задумал провозгласить себя князем Антиохии, сесть на трон и не ходить дальше до Иерусалима. Два брата французского короля тоже удовлетворились захватом Антиохии и благополучно отчалили домой.

В конце 1098 года из Антиохии на Иерусалим вышел граф Раймунд Тулузский и рыцари Прованса. По дороге граф задумал захватить ещё один город — Маарру (крестоносцы называли этот город Марре), но встретил ожесточённое сопротивление. Армия Прованса вполне могла бы потерпеть поражение под градом из камней и огненных стрел, которые сыпались на неё из осаждённого города, но тут на помощь со своими войсками подошёл Боэмунд Тарентский. Он так бы и сидел в своей Антиохии, если бы не узнал, что Маарру осаждает не кто иной, как его личный враг и соперник Раймунд Тулузский. Боэмунда обуяла зависть, он не желал, чтобы Раймунда провозгласили освободителем Маарры. Помогая сопернику, Боэмунд смог записать и себе в заслуги взятие ещё одного города. Маарра под натиском двух армий пала. Рыцари разграбили город и пустились в разгул. Только спустя месяц, когда стали раздаваться недовольные возгласы о том, что все уже и думать забыли про Иерусалим, военачальники приказали собраться и двигаться вперед к заветной цели. Правда, у города Триполи Раймонд Тулузский снова задержался, пытаясь взять и его. Но Триполи не сдавался, не сдавался в течение полугода и Раймонд. Командующий крестоносцев отступился только тогда, когда его подчинённые всё-таки решились напомнить ему, что шли-то они вовсе не в Триполи, а в Иерусалим.

Крестоносцы дошли до Иерусалима только 7 июня 1099 года. Историки пишут, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, рыцари упали на колени и начали молиться.

В этот миг с другой стороны за пришедшими наблюдали стражи халифа. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не хотел сражений, поэтому предложил рыцарям, сложив оружие, пройти к святым местам, помолиться там и уйти домой. Ни одного желающего среди крестоносцев не нашлось. Начался месяц осады и страшных смертей, как с одной, так и с другой стороны. Мусульмане, желая прогнать рыцарей, отравили ближайшие колодцы и водоёмы, они перекрывали дороги для доставки продовольствия крестоносцам. Первая битва произошла 13 июня, когда рыцари начали штурм Иерусалима. Но они потерпели поражение. В дальнейшем судьба не предвещала христианам ничего хорошего. Несколько кораблей, доставлявших продовольствие для армии крестоносцев, были захвачены мусульманами, а из Египта на них уже шла фатимидская армия.

Был ли это хитроумный план военачальников или же действительно кому-то пришло видение, но уже отчаявшимся, оголодавшим крестоносцам было объявлено, что к ним явился скончавшийся от тифа епископ Адемар Монтейльский и потребовал совершить крестный ход вдоль Иерусалима. И тогда удача снова будет на их стороне.

8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима. Конечно, с другой стороны подобное явление не осталось незамеченным. Многие мусульмане забрались на стены и начали высмеивать шествующих. Конечно, после подобных выходок войско христиан морально было готово стоять насмерть и сложить голову за свою веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. 14 июля на Иерусалим полетели стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Уже через сутки, 15 июля, Иерусалим пал. То, что случилось потом, до сих пор вызывает исторические споры. Кто-то называет крестоносцев спасителями, а кто-то — жестокими варварами.

Факты таковы, что после падения Иерусалима внутри города началась резня. Убивали не только воинов, но и простых жителей, уже 16 июля город застилали трупы. Кто-то говорит, что другого выхода у крестоносцев просто не было — мусульмане, вне зависимости от того, были ли это военные или мирные граждане, продолжили бы мстить захватчикам.

Вскоре был выбран правитель Иерусалима. Раймунд Тулузский отказался от трона, посему корону отдали Готфриду Бульонскому. Но он, в свою очередь, не захотел называться королём Иерусалима и избрал для себя звание Защитника Гроба Господня. Постепенно христианские святыни были восстановлены в городе, разрушения устранены, а в августе христиане обнаружили Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалим снова стал христианским.

Чудеса вели крестоносцев в Святую землю, они сопровождали их на всём пути следования. Но никакое чудо не смогло уберечь жителей Иерусалима от пришедших с запада.

Осада Иерусалима (1099), миниатюра XV век.

Больше 9 столетий прошло с того момента, когда европейские христиане решили объединиться и совершить марш-бросок в Святую землю с целью освободить Гроб Господень от мусульман, якобы не пускающих к нему паломников. В результате же благое дело закончилось тем, что в июле 1099 года крестоносцы захватили Иерусалим и утопили его в крови.

Поход бедноты

Взятию Иерусалима предшествовал утомительный трёхлетний поход крестоносцев из Европы до Палестины. Его принято считать первым Крестовым походом. Но это не совсем верно. К этому моменту уже была предпринята одна попытка вернуть европейским христианам утраченные святыни, вырвав их из рук мусульман. Это был Крестовый поход версии 0.0, поход бедноты.

Дело в том, что арабы, ранее заселявшие эту землю, достаточно терпимо относились к христианским паломникам. Но в период с 1063 по 1092 годы практически весь Ближний и Средний Восток был завоёван менее толерантными в религиозном плане турками-сельджуками. Они достаточно пренебрежительно относились к христианским святыням и к их почитателям. Информация об этом быстро дошла до правящей верхушки в Риме.

Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет Крестовый поход. Фото: Public Domain

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Одновременно с походом Петра был совершён и германский Крестовый поход, во время которого собранное войско отправилось в противоположном от Иерусалима направлении и устроило геноцид всем попадавшимся на пути евреям и мусульманам. Рыцари, истребляя иноверцев вместе со стариками и детьми, апеллировали к словам Урбана II, который якобы призвал карать мечом всех, кто исповедовал другую религию.

Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.)

Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.). Фото: Public Domain

Поход на Иерусалим

Первый Крестовый поход не был единым организованным мероприятием. Он состоял из отдельных, но происходящих одновременно походов разных отрядов, собранных разными европейскими правителями — норманнами, французами, англичанами, лотарингцами.

Чудесное обретение копья в Антиохии

Чудесное обретение копья в Антиохии. Фото: Public Domain

Захват Иерусалима в 1099 г. Эмиль Синьол, XIX в

Захват Иерусалима в 1099 г. Эмиль Синьол, XIX в. Фото: Public Domain

Во время правления братьев был возведён храм Иоанна Крестителя, как грибы после дождя, создавались различные ордены. Но в городе всё ещё оставалось много неверных.

По свидетельствам историков, город утонул в крови практически буквально. Людей вырезали целыми семьями, а их жилища и всё имущество крестоносцы обращали в свою собственность. За год до взятия Иерусалима та же страшная участь постигла и жителей вставшей на их пути Маарры, население которой крестоносцы истребили практически полностью. Дамаск уцелел лишь чудом — войско крестоносцев подняло мятеж и напомнило своим военачальникам о конечной цели похода.

Исторически Иерусалим был святым местом и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. Войдя в город, крестоносцы жгли иудеев, спасавшихся в своих храмах, разрушали и грабили святые места мусульман. В храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников, а головы младенцев разбивали о мостовые, чтобы кровью неверных очистить город, свидетельствуют летописцы.

Иерусалимское королевство фактически просуществовало вплоть до XIII века, поддерживая себя всё новыми крестовыми походами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: