Почему евреям в варшаве нельзя было иметь раввинские суды в конце 19 го века
Обновлено: 17.05.2024
В архиве главного редактора VATNIKSTAN Сергея Лунёва обнаружена брошюра 1882 года, включающая речи московского раввина Соломона (также Залика, Залкинда, Залмана) Минора. Раввин высказывался о беспрецедентных погромах, которые последовали после убийства императора Александра II в результате покушения 1 марта 1881 года. Воспользуемся этим интересным документом и выясним, каким было положение евреев в Российской империи 1880‑х годов, кто такой Залкинд Минор и много ли вообще было евреев в то время в Москве.
Слово, произнесённое 25 января в молитвенном доме, что на Солянке, при совершении молебствия об охранении Богом русских евреев от дальнейших бедствий, З. Минором, московским общественным раввином.
Москва, 1882 год
Обложка брошюры
Страшные погромы повергли сотни тысяч евреев в неописанные бедствия, а на всё еврейское население вообще они произвели потрясающее влияние. Кто устраивал эти погромы? Наши противники, разумеется, утверждают, что эти погромы были плодом еврейской эксплуатации — но неужели во внутренних губерниях нет эксплуатации? Нет пьянства? Нет кулачества? Неужели вопрос переселенческий не был вызван крайне незавидным положением крестьянского сословия во внутренних губерниях больше, чем в западных? Где больше школ? Где больше свирепствуют разные болезни, особенно тайные? Где больше совершается уголовных преступлений между христианами? Где народ больше прививает себе оспу? Где жизнь дешевле? Пусть наши противники с цифрами — но истинными — в руках нам докажут, что во всех вышеизложенных отношениях положение христианского населения хуже в губерниях, населённых евреями, чем во внутренних, где нет евреев. Мы же имеем довольно оснований утверждать, что погромы были вызваны искусственно, издалека подготовлены, а не были невольной вспышкой народной; чтобы убедиться в этом довольно вспомнить, что для возбуждения народа прибегали к распространению ложных указов об избиении евреев, что бывали коноводы, управлявшие толпою, указывались дома, где жили евреи, да и само то обстоятельство, что толпа уничтожала только еврейское имущество, а не грабила и не посягала на жизнь евреев — как это утверждают наши противники, — всё это доказывает, что погромы были устроены и управляемы какой-то тайной рукой, но чьей?
Московскую Хоральную синагогу в 1882 году ещё не построили, её откроют через несколько лет. Тем не менее, в этом районе (около Солянского проезда и недалеко Зарядья) компактно проживали евреи, и примерно здесь находился молитвенный дом, где раввин Минор читал свою речь.
На фото: синагога в 1911 году
Нашим же единоверцам мы можем напомнить в утешение, что Россия не Испания и что на её престоле сидят не Фердинанды Католики и Изабелы Кастильские, но Александры и Марии, и поэтому пусть не думают о каких-то эмиграциях, способных только навлечь беду на весь наш народ, — пусть не забывают, что Россия была и останется нашей родиной на зло всем нашим противникам.
Благочестивые мои собратья!
Всё вокруг нас живёт и движется спокойно, спокойно работает, отдыхает, сеет, пожинает, веселится, подчас и плачет, и горюет, но всё правильно нормально под благотворной сенью мира — только мы, мы, братья, лишены этого спокойствия, этого Божьего дара — мира — вот уже почти целый год! С того момента, как в Бозе почивший Государь Александр II, движимый благородными чувствами человеколюбия, даровал нам некоторые льготы и права, особенно право, под известными условиями, жить во внутренней России, проснулась зависть и ненависть в сердцах злоумышленных людей, пробудился страшный, неугомонный фанатизм и почти сряду пятнадцать лет открытая злоба неутомимо разжигала страсти и раздувала против нас вражду и ненависть русского народа. Нашу религию они покрывали позором, а нас они выставляли постоянно неизмеримым злом для русских и России. С горечью в сердце, с израненной душой над нами мы слушали, читали эти бесчеловечные глумления над нами и над религией нашей, с сожалением смотрели мы, как этот убийственный яд широкой, отравливающей струёй вливался в здоровый организм русского народа, — мы горевали, плакали, но всё-таки не знали, не подозревали даже, какого рода будет пагубный для нас плод брошенного нашими врагами в почву русского народа злого семени.
Покушение на Александра II
Цветная литография В. В. Пономарёва по рисунку А. Бальднигера. 1881 год
А теперь — наши комментарии.
Еврейский погром в Киеве. 1881 год
Царь-реформатор Александр II смягчил дискриминационную политику по отношению к еврейству. Купцы первой гильдии еврейского происхождения, а затем и выпускники университетов могли селиться по всей империи, евреи были уравнены в правах с другими народами в рекрутском вопросе — был ликвидирован институт кантонистов (служивших в армии несовершеннолетних). Ранее еврейские общины были вынуждены отправлять ежегодно в солдаты 12-летних подростков по 10 человек на каждую тысячу. В целом политика Александра II относительно евреев была сравнительно благоприятной. Однако агитаторы погромов уверяли, что именно евреи несут ответственность за гибель императора.
Молящиеся евреи. Художник Антони Козакевич
Современный исследователь В. Малахов пишет:
Историк называет эпицентром событий города новороссийских и украинских губерний. Погромы затронули 166 населённых пунктов.
О социальном составе погромщиков можно судить по использованной другим историком Юлием Гессеном цитате из записки командированного расследовать беспорядки графа Кутайсова о событиях в Елисаветграде:
По мнению Гессена, погромы 1881 года проходили по шаблону:
До Москвы еврейские погромы начала 1880‑х годов не докатились. Более того, в Великороссии, за исключением инцидентов 1883 года в Нижнем Новгороде, антиеврейских выступлений не было. Хоть центральная часть России находилась за пределами черты оседлости, еврейские общины появлялись в крупных городах. В Москве на момент 1880 года насчитывалось 16 тысяч евреев, из которых 8 тысяч проживало официально. Согласно однодневной переписи 1882 года, в Москве было 753 тысячи жителей. Социальный состав московских евреев был таким:
Количество евреев, проживавших за пределами черты оседлости в Великороссии. Из книги Юлия Гессена
Учредительный съезд сионистского движения Ховевей Цион 1884 года — одной из первых сионистских организаций на территории Российской империи
Убийство Александра II 1 марта 1881 года стало поворотным моментом в истории России — в том числе и в еврейском вопросе. Тенденция к постепенной эмансипации еврейского населения — а в России на момент 1880 года проживало 67 % от всех евреев мира — была прервана. Именно в 1880‑е годы евреи окончательно утвердились в статусе наиболее угнетаемого народа Российской империи.
Новогрудок. Рыночная площадь
Что такое штетл?
Исторически сложилось так, что появление евреев в Беларуси и Украине было обусловлено сугубо прагматичными целями местной знати. Польские магнаты приглашали их из Центральной Европы для экономического развития своих латифундий. Причем во многих городах и местечках, основанных польскими магнатами в XVI – XVII веках, евреи были в числе первых поселенцев. Владелец местечка выдавал его жителям специальные грамоты, в которых фиксировались их права и обязанности. Евреи получали участок земли под кладбище в бессрочную аренду, право построить синагогу и открыть микву – бассейн для ритуального омовения. И местечко начинало жить и развиваться.
В XVII – XVIII столетиях в штетлах жила половина евреев мира и около 80% еврейского населения Речи Посполитой. До 1844 года штетлами управляли кагалы. Кагал – это выборная администрация, сходная с польским магистратом, где право голоса было только у домовладельцев. Кагал содержал синагогу, приглашал раввина, отвечал за сбор налогов с общины.
В XIX веке традиционная жизнь штетлов начала постепенно разрушаться: население нищало, после убийства Александра II по еврейским местечкам прокатились волны погромов. Молодежь уезжала в большие города: Одессу, Варшаву, Лодзь. Многие, чтобы получить высшее образование, эмигрировали в США. В местечках все чаще начали селиться люди иных национальностей. Но, несмотря на это, в конце XIX века еврейское население составляло большую часть жителей штетлов: 46% – в Правобережной Украине, 54% – в Виленской губернии, 65% – в Беларуси.
Практически до ХХ века типичное местечко сохраняло пространственно-планировочную структуру поселений времен Речи Посполитой XVI – XVII веков. Его даже не коснулись городские изменения XIX века: выравнивание улиц и введение регулярной планировки. Жители местечек были упрямы в своей консервативности. После пожаров и иных бедствий постройки возводились на прежних местах. Планировка была такова – в центре находился замок владельца, рыночная площадь, костел и синагога, расположенные в противоположных концах площади. Границей штетла служила река, ручей, овраг, вал или крепостная стена. Костел обычно находился в верхней части, ближе к замку, а синагога – внизу. Иногда на окраине, ближе к крестьянским предместьям, строили православную или униатскую церковь. На окраине местечка, как правило, размещались кварталы, которые больше напоминали села. В них жило полусельское, не еврейское население. У въезда в еврейские кварталы часто возводили символические ворота – конструкцию из стоек и перекладины. В Шаббат к ним крепили веревку или проволоку, которая создавала так называемую границу эрува – территорию, внутри которой можно было перемещаться в субботу с вещами в руках.
Шпрехалке за заговором, Витебская область, 1930 год. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Берлин Нафтали Цви Иехуда, один из ведущих раввинов своего поколения, в 1854 году возглавлявший иешиву в Воложине
Вместо эпилога
Около белорусского штетла Ружаны находится еврейское кладбище. На нем более 200 мацев (надгробий). Причем самая древнее из них относится к 1782 году.
Мацева на еврейском кладбище (крупный план), Ружаны
Читайте также: