Почему евреям в варшаве нельзя было иметь раввинские суды в конце 19 го века

Обновлено: 17.05.2024

В архи­ве глав­но­го редак­то­ра VATNIKSTAN Сер­гея Лунё­ва обна­ру­же­на бро­шю­ра 1882 года, вклю­ча­ю­щая речи мос­ков­ско­го рав­ви­на Соло­мо­на (так­же Зали­ка, Зал­кин­да, Зал­ма­на) Мино­ра. Рав­вин выска­зы­вал­ся о бес­пре­це­дент­ных погро­мах, кото­рые после­до­ва­ли после убий­ства импе­ра­то­ра Алек­сандра II в резуль­та­те поку­ше­ния 1 мар­та 1881 года. Вос­поль­зу­ем­ся этим инте­рес­ным доку­мен­том и выяс­ним, каким было поло­же­ние евре­ев в Рос­сий­ской импе­рии 1880‑х годов, кто такой Зал­кинд Минор и мно­го ли вооб­ще было евре­ев в то вре­мя в Москве.

Слово, произнесённое 25 января в молитвенном доме, что на Солянке, при совершении молебствия об охранении Богом русских евреев от дальнейших бедствий, З. Минором, московским общественным раввином.

Москва, 1882 год


Облож­ка брошюры

Страш­ные погро­мы поверг­ли сот­ни тысяч евре­ев в неопи­сан­ные бед­ствия, а на всё еврей­ское насе­ле­ние вооб­ще они про­из­ве­ли потря­са­ю­щее вли­я­ние. Кто устра­и­вал эти погро­мы? Наши про­тив­ни­ки, разу­ме­ет­ся, утвер­жда­ют, что эти погро­мы были пло­дом еврей­ской экс­плу­а­та­ции — но неуже­ли во внут­рен­них губер­ни­ях нет экс­плу­а­та­ции? Нет пьян­ства? Нет кула­че­ства? Неуже­ли вопрос пере­се­лен­че­ский не был вызван крайне неза­вид­ным поло­же­ни­ем кре­стьян­ско­го сосло­вия во внут­рен­них губер­ни­ях боль­ше, чем в запад­ных? Где боль­ше школ? Где боль­ше сви­реп­ству­ют раз­ные болез­ни, осо­бен­но тай­ные? Где боль­ше совер­ша­ет­ся уго­лов­ных пре­ступ­ле­ний меж­ду хри­сти­а­на­ми? Где народ боль­ше при­ви­ва­ет себе оспу? Где жизнь дешев­ле? Пусть наши про­тив­ни­ки с циф­ра­ми — но истин­ны­ми — в руках нам дока­жут, что во всех выше­из­ло­жен­ных отно­ше­ни­ях поло­же­ние хри­сти­ан­ско­го насе­ле­ния хуже в губер­ни­ях, насе­лён­ных евре­я­ми, чем во внут­рен­них, где нет евре­ев. Мы же име­ем доволь­но осно­ва­ний утвер­ждать, что погро­мы были вызва­ны искус­ствен­но, изда­ле­ка под­го­тов­ле­ны, а не были неволь­ной вспыш­кой народ­ной; что­бы убе­дить­ся в этом доволь­но вспом­нить, что для воз­буж­де­ния наро­да при­бе­га­ли к рас­про­стра­не­нию лож­ных ука­зов об изби­е­нии евре­ев, что быва­ли коно­во­ды, управ­ляв­шие тол­пою, ука­зы­ва­лись дома, где жили евреи, да и само то обсто­я­тель­ство, что тол­па уни­что­жа­ла толь­ко еврей­ское иму­ще­ство, а не гра­би­ла и не пося­га­ла на жизнь евре­ев — как это утвер­жда­ют наши про­тив­ни­ки, — всё это дока­зы­ва­ет, что погро­мы были устро­е­ны и управ­ля­е­мы какой-то тай­ной рукой, но чьей?


Мос­ков­скую Хораль­ную сина­го­гу в 1882 году ещё не постро­и­ли, её откро­ют через несколь­ко лет. Тем не менее, в этом рай­оне (око­ло Солян­ско­го про­ез­да и неда­ле­ко Заря­дья) ком­пакт­но про­жи­ва­ли евреи, и при­мер­но здесь нахо­дил­ся молит­вен­ный дом, где рав­вин Минор читал свою речь.
На фото: сина­го­га в 1911 году

Нашим же еди­но­вер­цам мы можем напом­нить в уте­ше­ние, что Рос­сия не Испа­ния и что на её пре­сто­ле сидят не Фер­ди­нан­ды Като­ли­ки и Иза­бе­лы Кастиль­ские, но Алек­сан­дры и Марии, и поэто­му пусть не дума­ют о каких-то эми­гра­ци­ях, спо­соб­ных толь­ко навлечь беду на весь наш народ, — пусть не забы­ва­ют, что Рос­сия была и оста­нет­ся нашей роди­ной на зло всем нашим противникам.

Бла­го­че­сти­вые мои собратья!

Всё вокруг нас живёт и дви­жет­ся спо­кой­но, спо­кой­но рабо­та­ет, отды­ха­ет, сеет, пожи­на­ет, весе­лит­ся, под­час и пла­чет, и горю­ет, но всё пра­виль­но нор­маль­но под бла­го­твор­ной сенью мира — толь­ко мы, мы, бра­тья, лише­ны это­го спо­кой­ствия, это­го Божье­го дара — мира — вот уже почти целый год! С того момен­та, как в Бозе почив­ший Госу­дарь Алек­сандр II, дви­жи­мый бла­го­род­ны­ми чув­ства­ми чело­ве­ко­лю­бия, даро­вал нам неко­то­рые льго­ты и пра­ва, осо­бен­но пра­во, под извест­ны­ми усло­ви­я­ми, жить во внут­рен­ней Рос­сии, просну­лась зависть и нена­висть в серд­цах зло­умыш­лен­ных людей, про­бу­дил­ся страш­ный, неуго­мон­ный фана­тизм и почти сря­ду пят­на­дцать лет откры­тая зло­ба неуто­ми­мо раз­жи­га­ла стра­сти и раз­ду­ва­ла про­тив нас враж­ду и нена­висть рус­ско­го наро­да. Нашу рели­гию они покры­ва­ли позо­ром, а нас они выстав­ля­ли посто­ян­но неиз­ме­ри­мым злом для рус­ских и Рос­сии. С горе­чью в серд­це, с изра­нен­ной душой над нами мы слу­ша­ли, чита­ли эти бес­че­ло­веч­ные глум­ле­ния над нами и над рели­ги­ей нашей, с сожа­ле­ни­ем смот­ре­ли мы, как этот убий­ствен­ный яд широ­кой, отрав­ли­ва­ю­щей стру­ёй вли­вал­ся в здо­ро­вый орга­низм рус­ско­го наро­да, — мы горе­ва­ли, пла­ка­ли, но всё-таки не зна­ли, не подо­зре­ва­ли даже, како­го рода будет пагуб­ный для нас плод бро­шен­но­го наши­ми вра­га­ми в поч­ву рус­ско­го наро­да зло­го семени.


Поку­ше­ние на Алек­сандра II
Цвет­ная лито­гра­фия В. В. Поно­ма­рё­ва по рисун­ку А. Бальд­ни­ге­ра. 1881 год

А теперь — наши комментарии.


Еврей­ский погром в Кие­ве. 1881 год

Царь-рефор­ма­тор Алек­сандр II смяг­чил дис­кри­ми­на­ци­он­ную поли­ти­ку по отно­ше­нию к еврей­ству. Куп­цы пер­вой гиль­дии еврей­ско­го про­ис­хож­де­ния, а затем и выпуск­ни­ки уни­вер­си­те­тов мог­ли селить­ся по всей импе­рии, евреи были урав­не­ны в пра­вах с дру­ги­ми наро­да­ми в рекрут­ском вопро­се — был лик­ви­ди­ро­ван инсти­тут кан­то­ни­стов (слу­жив­ших в армии несо­вер­шен­но­лет­них). Ранее еврей­ские общи­ны были вынуж­де­ны отправ­лять еже­год­но в сол­да­ты 12-лет­них под­рост­ков по 10 чело­век на каж­дую тыся­чу. В целом поли­ти­ка Алек­сандра II отно­си­тель­но евре­ев была срав­ни­тель­но бла­го­при­ят­ной. Одна­ко аги­та­то­ры погро­мов уве­ря­ли, что имен­но евреи несут ответ­ствен­ность за гибель императора.


Моля­щи­е­ся евреи. Худож­ник Анто­ни Козакевич

Совре­мен­ный иссле­до­ва­тель В. Мала­хов пишет:

Исто­рик назы­ва­ет эпи­цен­тром собы­тий горо­да ново­рос­сий­ских и укра­ин­ских губер­ний. Погро­мы затро­ну­ли 166 насе­лён­ных пунктов.

О соци­аль­ном соста­ве погром­щи­ков мож­но судить по исполь­зо­ван­ной дру­гим исто­ри­ком Юли­ем Гес­се­ном цита­те из запис­ки коман­ди­ро­ван­но­го рас­сле­до­вать бес­по­ряд­ки гра­фа Кутай­со­ва о собы­ти­ях в Елисаветграде:

По мне­нию Гес­се­на, погро­мы 1881 года про­хо­ди­ли по шаблону:

До Моск­вы еврей­ские погро­мы нача­ла 1880‑х годов не дока­ти­лись. Более того, в Вели­ко­рос­сии, за исклю­че­ни­ем инци­ден­тов 1883 года в Ниж­нем Нов­го­ро­де, антие­в­рей­ских выступ­ле­ний не было. Хоть цен­траль­ная часть Рос­сии нахо­ди­лась за пре­де­ла­ми чер­ты осед­ло­сти, еврей­ские общи­ны появ­ля­лись в круп­ных горо­дах. В Москве на момент 1880 года насчи­ты­ва­лось 16 тысяч евре­ев, из кото­рых 8 тысяч про­жи­ва­ло офи­ци­аль­но. Соглас­но одно­днев­ной пере­пи­си 1882 года, в Москве было 753 тыся­чи жите­лей. Соци­аль­ный состав мос­ков­ских евре­ев был таким:


Коли­че­ство евре­ев, про­жи­вав­ших за пре­де­ла­ми чер­ты осед­ло­сти в Вели­ко­рос­сии. Из кни­ги Юлия Гессена


Учре­ди­тель­ный съезд сио­нист­ско­го дви­же­ния Хове­вей Цион 1884 года — одной из пер­вых сио­нист­ских орга­ни­за­ций на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской империи

Убий­ство Алек­сандра II 1 мар­та 1881 года ста­ло пово­рот­ным момен­том в исто­рии Рос­сии — в том чис­ле и в еврей­ском вопро­се. Тен­ден­ция к посте­пен­ной эман­си­па­ции еврей­ско­го насе­ле­ния — а в Рос­сии на момент 1880 года про­жи­ва­ло 67 % от всех евре­ев мира — была пре­рва­на. Имен­но в 1880‑е годы евреи окон­ча­тель­но утвер­ди­лись в ста­ту­се наи­бо­лее угне­та­е­мо­го наро­да Рос­сий­ской империи.

Новогрудок. Рыночная площадь

Новогрудок. Рыночная площадь

Что такое штетл?


Исторически сложилось так, что появление евреев в Беларуси и Украине было обусловлено сугубо прагматичными целями местной знати. Польские магнаты приглашали их из Центральной Европы для экономического развития своих латифундий. Причем во многих городах и местечках, основанных польскими магнатами в XVI – XVII веках, евреи были в числе первых поселенцев. Владелец местечка выдавал его жителям специальные грамоты, в которых фиксировались их права и обязанности. Евреи получали участок земли под кладбище в бессрочную аренду, право построить синагогу и открыть микву – бассейн для ритуального омовения. И местечко начинало жить и развиваться.

В XVII – XVIII столетиях в штетлах жила половина евреев мира и около 80% еврейского населения Речи Посполитой. До 1844 года штетлами управляли кагалы. Кагал – это выборная администрация, сходная с польским магистратом, где право голоса было только у домовладельцев. Кагал содержал синагогу, приглашал раввина, отвечал за сбор налогов с общины.


В XIX веке традиционная жизнь штетлов начала постепенно разрушаться: население нищало, после убийства Александра II по еврейским местечкам прокатились волны погромов. Молодежь уезжала в большие города: Одессу, Варшаву, Лодзь. Многие, чтобы получить высшее образование, эмигрировали в США. В местечках все чаще начали селиться люди иных национальностей. Но, несмотря на это, в конце XIX века еврейское население составляло большую часть жителей штетлов: 46% – в Правобережной Украине, 54% – в Виленской губернии, 65% – в Беларуси.

Практически до ХХ века типичное местечко сохраняло пространственно-планировочную структуру поселений времен Речи Посполитой XVI – XVII веков. Его даже не коснулись городские изменения XIX века: выравнивание улиц и введение регулярной планировки. Жители местечек были упрямы в своей консервативности. После пожаров и иных бедствий постройки возводились на прежних местах. Планировка была такова – в центре находился замок владельца, рыночная площадь, костел и синагога, расположенные в противоположных концах площади. Границей штетла служила река, ручей, овраг, вал или крепостная стена. Костел обычно находился в верхней части, ближе к замку, а синагога – внизу. Иногда на окраине, ближе к крестьянским предместьям, строили православную или униатскую церковь. На окраине местечка, как правило, размещались кварталы, которые больше напоминали села. В них жило полусельское, не еврейское население. У въезда в еврейские кварталы часто возводили символические ворота – конструкцию из стоек и перекладины. В Шаббат к ним крепили веревку или проволоку, которая создавала так называемую границу эрува – территорию, внутри которой можно было перемещаться в субботу с вещами в руках.





Шпрехалке за заговором, Витебская область, 1930 год. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук




Берлин Нафтали Цви Иехуда, один из ведущих раввинов своего поколения, в 1854 году возглавлявший иешиву в Воложине


Вместо эпилога


Около белорусского штетла Ружаны находится еврейское кладбище. На нем более 200 мацев (надгробий). Причем самая древнее из них относится к 1782 году.


Мацева на еврейском кладбище (крупный план), Ружаны

Читайте также: