Писарь в суде это

Обновлено: 18.05.2024

Армия – место, где из мальчиков делают мужчин, которые верно служат своей стране и смогут в случае опасности на ее границах защитить ее территории. В армии очень много должностей, и каждый солдат отвечает за собственные обязанности. Распределение занятости труда очень важно в данной структуре. Отбывать службу можно не только рядовым солдатом, есть должности достаточно хорошие, без особой нагрузки.

Кто такой писарь в истории

Писарь всегда считался тем человеком, который профессионально занимается переписыванием книг и документов вручную. Данная должность всегда присутствовала во всех культурах и начала свое развитие еще с Древнего Египта.

Интересно знать! Намного позже были войсковые писаря при атаманах. Это была очень почетная должность, так как для нее выбирали одного из самых образованных и умных казаков.

В полках армии была должность полкового писаря, а также волостного, которая уже ведет к нашему времени. На данный момент многие считают, что писарь – это утерянная профессия, так как на замену пришло книгопечатание и компьютерные технологии.

Что за должность – писарь?

Пришло время разобраться, кто же такой писарь в армии и чем он занимается? Писарь, их еще называют канцелярами, в большинстве случаев являются солдатами срочниками. Их предназначение на данной должности – обрабатывать бумаги вместо офицеров. Грубо говоря, то такой служивый выполняет непосредственную роль во взаимосвязях между руководящим звеном. В его обязанности может входить:

Канцеляр – очень востребованная профессия в армейских условиях, ведь, как известно, у вышестоящего начальства немало дел, а времени не так уж много. Именно поэтому канцеляр занимается всей бумажной работой. Данная должность необходима для командиров, начальников отделений, офицеров, замполиту.

На данный момент писарь – это секретарь, причем выполняющий роль личного ставленника в воинской среде. Выбирают на эту должность человека образованного, с максимально приближенной профессией. Так, канцеляр должен разбираться в делопроизводстве, иметь представление об использовании пишущих машинок, уметь пользоваться звукозаписывающими устройствами, отлично владеть компьютером. Солдат должен быть грамотным и знать все правила, ориентироваться в составлении документов и их правильном оформлении.

Важно! В его обязанности входит также секретные данные, которые он может вести самостоятельно, архивировать их и правильно с ними обращаться.

Следует иметь хотя бы среднее профессиональное образование, грамотное письмо и речь, дабы стать писарем.

Как правило, человек, служащий на этой должности, должен следовать четким инструкциям, ведь он самостоятельно выполняет все свои обязанности и несет за проделанную работу ответственность.

Он много общается с людьми, как по телефону, так и вживую. Располагается канцеляр в отдельной комнате, где выполняет свои дела и принимает посетителей. Весь этот перечисленный список профессиональных обязанностей может показаться пугающим, много ответственности, работа с важными документами, но на самом деле все приходит постепенно. Конечно, там обучат и помогут наладить процесс.

Как известно, человек, находящийся на этой должности мало видит все реалии армейской жизни, в большинстве он просиживает свой срок службы за столом с многочисленными бумажками. И как бы заманчиво это не казалось, но не все согласны огромное количество времени отдавать на кропотливую работу.

Преимущества и недостатки роли писаря в армии

Писарь – это внештатная должность. Она имеет как ряд достоинств, так и ряд минусов. Плюс такой работы в том, что есть особые послабления:

Еще одним минусом является то, что все промахи заметнее, а ответственность за проступки выше. Тем более, что перекинуть вину не на кого.

Многие руководители требуют выполнить именно его задачу первой, но ведь, как оказывается, не только он. Тогда у солдата срочника возникает диссонанс задач.

Интересно знать! Очень важно держаться за свое место, ведь если при каких-либо ситуациях он длительное время будет отсутствовать на своем рабочем месте, ему смогут легко найти замену.

Подытожив, можно сделать заключение, что писарь – это ответственная и трудная работа, и даже, несмотря на большинство положительных моментов, многие не хотят быть на должности канцеляра по своим объективным причинам.

Волостной писарь – знаковая, актуальная фигура народной жизни XIX в. Отношение к писарю в народной среде. Сибирский контекст писарской службы. Регламентация деятельности крестьянского самоуправления в Сибири. Писарские школы в Сибири: проекты, результаты.

Рубрика История и исторические личности
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.12.2019
Размер файла 51,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

II. Имперские институты власти: азиатский контекст

Волостной писарь: слуга двух господ, или хозяин сибирской деревни

Интерес интеллигентного автора к этому персонажу в его переходных чертах, близости к крестьянству и одновременно образованному обществу. Для XIX в. с его утопическими надеждами на просвещение народа, на неограниченные возможности закона писарь - одна из нереализованных возможностей, потенциальная перспектива и постепенно нарастающая тревога и разочарование - грамотный элемент деревне не только не помогает, но усугубляет ее положение. Именно фигура писаря наиболее ярко свидетельствовала о деградации крестьянского мира, разрушении представительного правления, бюрократизации выборных должностных лиц.

Образ писаря в отечественной литературе и публицистике достаточно негативный. Писарь - один из многочисленных типажей российской бюрократии - традиционного объекта критики и сатиры отечественных литераторов. Порядочных и добросовестных чиновников, справедливых администраторов, принципиальных судей в произведениях русской литературы практически нет. Канцелярская крыса, взяточник, крючкотвор, чинуша, чернильная душа, крапивное семя - это далеко не полный список (достаточно однозначно негативных по смыслу) синонимов, используемых для определения русского чиновника Лотман Ю. М. Люди и чины // Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1997. .

2.Сибирский контекст писарской службы

Сибирский волостной писарь имел не принципиальные, но характерные отличия от своего российского коллеги. С одной стороны, он имел еще большее значение для государства и крестьянского общества, а с другой - в гораздо меньшей степени был зависим от крестьянской среды.

Регламентация деятельности крестьянского самоуправления в Сибири более отчетливо проявляется с середины XVIII в. в связи с попытками законодателя четко определить правовое положение крестьянского сословия и инкорпорировать крестьянские учреждения в состав государственного аппарата. Государство, возлагая на крестьянских выборных сбор податей, суд и управление, ликвидируя при этом должность приказчика, лишалось и возможности постоянного контроля. Собственного делопроизводства община не имела.

Пищики и копиисты земской судной избы не выбирались миром, но назначались воеводой или управителем, поэтому относились к приказным служителям, а не выборным должностным лица. На основании этого как посторонним наемным служащим им от крестьянских обществ было положено жалованье. Крестьянские выборные жалованье от мира не получали, льгот при выплате податей и исполнении повинностей не имели. Это обстоятельство решительно отличало наемную службу писаря от почетных обязанностей крестьянских должностных лиц.

Принципиальным моментом в развитии института волостных писарей стало включение их в состав волостной администрации. Закрепление этого положения было связано с волостной реформой генерал-губернатора Пермского и Тобольского наместничеств Е.П. Кашкина. С этого момента основным требованием государства к кадровому составу волостной администрации, включая писарскую должность, станет обязательное крестьянское происхождение. Характерно, что дальнейшая регламентация положения волостной канцелярии будет не только связана с определением сферы полномочий, обязанностей, усовершенствованием организации контроля за ним со стороны крестьянского общества и государства, но и направлена на способы улучшения состава писарей.

Крестьянское происхождение кандидата предполагало сохранение общего образа жизни и, следовательно, знание нужд и интересов мира. В то же время более весомыми последствиями общности происхождения были зависимость выборного от избирателей и заинтересованность в результатах своей управленческой деятельности как одного из представителей данного общества. Надежды на чиновничий контроль за этим крестьянским бюрократом было мало. Единственное условие, которое нарушало эти оптимистические предположения государства - отсутствие и у российских, и у сибирских крестьян необходимого уровня грамотности и навыков делопроизводства.

Таким образом, всякий грамотный человек свободного состояния мог стать писарем, а величина его жалованья зависела от обоюдного согласия с обществом. Попытки ограничить писарское жалованье, а затем указ 29 декабря 1824 г., предписывавший определять в волостные писари только крестьян своей или соседней волости, только дезорганизовали волостное управление. Посыпались жалобы о трудностях его выполнения, о том, что за 400 руб. почти невозможно найти хорошего писаря. Добиться выполнения этих требований не удалось. В Восточной Сибири это правило не применялось никогда. В Западной Сибири попытались его осуществить, но также безуспешно. ГУЗС ходатайствовало в 1829 г. об отмене, ссылаясь на отсутствие достаточного числа грамотных среди сибирских крестьян. Но Комитет министров не принял тогда объяснений западносибирской администрации. В 1833 г. Томский губернский совет, со ссылкой на утвержденное царем 20 мая 1831 г. Положение Сибирского комитета, что никакой новый закон не распространяется на Сибирь, если в нем об этом не упомянуто, утверждал, что и закон 1824 г. о волостных писарях не может быть применен к сибирским губерниям ГАОО. Ф. 3. Оп. 13. Д. 952. Л. 101-105. . 29 ноября 1833 г. Сибирский комитет вынужден был приостановить действие Указа от 29 ноября 1824 г. на территории Сибири, запретив допуск в волостные писари ссыльных и ограничив жалованье писаря 600 рублями ПСЗ-II. № 6597. . Впрочем, и эти ограничения никогда не исполнялись.

Достаточно полная картина по составу волостных правлений, уровню образования, размерам жалованья волостных и сельских начальников была собрана в начале века земскими учреждениями Пермской губернии. Согласно собранным данным преобладающее большинство писарей (77,9 %) имели крестьянское происхождение Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В., Миненко Н.А., Побережников И.В. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII - начале XX века. М., 2003. С. 94. . Почти 70 % имели за плечами подготовку в 2-классных училищах. Подобные результаты свидетельствуют не только об успешной настойчивости чиновников по реализации собственной образовательной программы, но и об изменении отношения крестьян и к образованию, и к канцелярской службе. Однако следует заметить, что сведения о писарях могли подавать только писари, и в этом случае необходимо учитывать возможные погрешности.

3.Писарские школы в Сибири: проекты и результаты

Сохранение принципа комплектования волостной администрации на первый план выдвигало задачу специальной подготовки потенциальных кандидатов крестьянского происхождения и повышения общего уровня грамотности сельского населения.

Таким образом, нужды крестьянского управления привели к мысли о необходимости расширения сети начальных школ в селениях, насчитывающих более 500 ревизских душ. В школах должны были в обязательном порядке обучаться все 10-12-летние сироты мужского пола, остальные дети - по желанию родителей. Сироты должны были обеспечиваться от крестьянского общества одеждой, обувью и питанием. Для этого предусматривалось ежегодно собирать по 8 коп. с каждой ревизской души ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 880. Л. 133-134. . Однако разрешения на такой сбор получено не было, и устройство школ фактически остановилось. Тобольский губернатор 22 апреля 1826 г. предложил готовить волостных писарей в уездных училищах, но и эта мера не имела успеха Там же. Д. 952. Л. 21-22; . Только в Алтайском горном округе с конца 30-х гг. начали готовить мальчиков к писарским должностям в горно-заводских школах. Впрочем, осталось неясным, сколько из них действительно заняли должности писарей в волостях, а не осели в канцеляриях горного управления Овчинников В. А. К вопросу о подготовке кадров чиновников Алтайского горного округа в первой половине XIX в. // Актуальные проблемы региональной лингвистики и истории Сибири. Кемерово, 1992. С. 159-168. .

Для крестьянского населения официальная школа была менее привлекательной, нежели частное обучение. Конкуренция между различными типами образовательных программ была, очевидно, достаточно серьезной, поскольку даже от учителей поступали ходатайства о запрещении обучать детей у частных лиц.

4.Волостная канцелярия в Сибири: статус, обязанности, ответственность

Писарь по закону должен был ограничивать свою деятельность исключительно канцелярской работой, не претендуя на содержательную сторону любого вопроса. Поэтому, рассматривая функции волостного общества, исследователи, как правило, не характеризуют роль писаря в текущих небумажных делах. Вместе с тем знание законов и знакомство с вышестоящим начальством писаря позволяли обществу весьма эффективно, с прибылью для мирского капитала проводить операции по сдаче в аренду оброчных статей, производству торгов. Верно составленное ходатайство, вовремя поданный отчет могли избавить крестьян от долгой волокиты и принести весомую материальную выгоду. Все эти и многие другие обязанности по закону выполняли волостные начальники, но без бывалого писаря выполнить их было нереально.

Избранный миром писарь представлялся через земский суд на утверждение гражданского губернатора (Устав о службе по выбору ст. 581). Отрешение от должности и предание суду зависели по закону от тех же вышестоящих инстанций, которые утверждали. Обществу предоставлялось право подавать ходатайства об удалении от должности и замещении кандидатом в случае нерадения, явной неспособности и нетрезвой жизни. За дурное поведение, допущенные беспорядки, непослушание и буйство волостных писарей из государственных крестьян по постановлению земских судов наказывали денежной пеней, не превышающей размер месячного жалования; аресту с употреблением в работы от 1 до 8 дней (упоминания в документах о подобных наказаниях отсутствуют), а также телесному наказанию до 15 ударов розгами (в последнем случае наказанный уже не мог исполнять обязанности и выбираться впредь) ГАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 3530. Л. 276. .

Обнаружить влияние земского начальства на выборы крестьянской администрации или наем волостных писарей ревизорам, как правило, не удавалось, но факты частой смены писарей (до пяти раз в год), с последующим переводом их в другие волости, наталкивали именно на эти мысли.

В докладе Экспедиции государственного хозяйства 1797 г. размер жалованья писаря определялся 15 рублями в год, что должно было подчеркнуть его подчинение голове (20 руб.), но более высокий, волостной уровень, в сравнении с выборными старостами (10 руб.). Реально уже в конце XVIII в. сверх жалованья писари получали от общества дополнительное вознаграждение от 100 до 200 руб. в год, без учета отдельной платы на жалованье помощникам волостного писаря. В дальнейшем и расхождение между официально определенной и реально получаемой суммой будет увеличиваться, так же как и и разница между оплатой службы главных начальников и канцеляристов. В 40-е гг. XIX в. по действующим постановлениям для Сибири годовой оклад волостного головы составлял 5 руб. 71 Ѕ коп. серебром, а писаря 171 руб. 45 коп. ГАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3038. Л. 201. Данный должностной оклад писаря соответствовал определенному МГИ: кандидату из государственных крестьян - 120 руб., из вольнонаемных - 180. Волостной голова на службе сибирскому волостному обществу явно оказывался обделенным в сравнении с российским коллегой, который получал жалованье от 60 до 120 руб. В законах верно отражена тенденция, но совершенно искажены реальные или абсолютные доходы представителей волостной администрации.

Публикуемый ниже дневник принадлежит Андрею Егоровичу Петрову. Он родился 19 августа 1874 года в крестьянской семье в деревне Григорьевской Черевковской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, умер 7 ноября 1908 года в Ярославле. Закончил Черевковское одноклассное училище Министерства народного просвещения.[1] С 1893-го по 1894 год работал писарем Черевковского сельского общества, с 1 января 1895 года по 8 мая 1900 года – писарем Ляховского волостного правления,[2] затем, вплоть до смерти, служил письмоводителем одного из учреждений Ярославля, вероятно, относившегося к органам юстиции.

Дневник А. Е. Петрова определенным образом дополняет воспоминания уроженца Ляховской волости, крестьянина И. С. Карпова (1888–1986), опубликованные С. С. Гречишкиным и Г. В. Маркеловым в журнале “Новый мир” в 1992 году.[3]

В конце XIX – начале XX веков ведение дневника не считалось чем-то оригинальным. Тем не менее если для представителей высших сословий русского общества оно было, как правило, юношеской интеллектуальной привычкой и почти обязательным элементом бытового поведения в более зрелые годы, то в крестьянской среде, где зачастую отсутствовала даже элементарная грамотность, а человеческая личность с ее эмоциями и размышлениями довольно жестко регламентировалась традиционными поло-возрастными поведенческими моделями, публикуемый памятник – явление достаточно редкое. Его ценность состоит в том, что автором является не государственный деятель, вельможа или военачальник, а юный волостной писарь, выходец из обыкновенной крестьянской семьи, занимавший скромное место в административно-бюрократическом аппарате дореволюционной России.

Несколько слов необходимо сказать о должности волостного писаря. Писарь являлся правой рукой волостного старшины, возглавлявшего волость: несколько крупных сел или до нескольких десятков деревень с населением не более девятнадцати тысяч человек. Должность волостного старшины была выборной, его выбирали на волостном сходе сроком на три года из числа наиболее уважаемых, авторитетных и зажиточных крестьян. Нередко волостным старшиной мог быть избран и неграмотный человек. В свою очередь, писарь волостного правления назначался уездным Присутствием по крестьянским делам. Срок его нахождения на должности был не ограничен. В этих условиях опытный писарь выходил на первые роли и нередко являлся фактическим руководителем волостного правления. От него требовались глубокие знания делопроизводства и тонкостей действующего законодательства. Все это приобреталось постепенно: сначала на должности сельского писаря, затем в качестве помощника волостного. Только после такой подготовки в течение нескольких лет можно было рассчитывать на успешную работу. Существовали и определенные ограничения. После активной работы в 70-е годы XIX века на этих должностях представителей революционеров-народников (известное “хождение в народ”) в волостные писари было запрещено принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием.

Объем писарских обязанностей был чрезвычайно велик. В волостное правление постоянно поступали многообразные запросы и нередко противоречащие друг другу циркуляры самых разных ведомств: Казенной палаты, земских управ, полицейских управлений, Присутствия по крестьянским делам. Писарь обязан был готовить всевозможные справки: ведомости о видах на урожай, о движении народонаселения, о числе рогатого скота и лошадей, отчеты о взыскании податей и различных платежей, доклады о поставке лошадей в войска, о проведении рекрутского набора, о призыве запасных солдат на службу, ответы на запросы по розыску различных лиц, в том числе государственных преступников, сведения о нищенстве и т. д.

В обязанности писаря входила и подготовка дел для слушания в волостном суде. Поэтому нередко от квалификации писаря зависели судьбы людей, что накладывало на него дополнительную ответственность. Часто недобросовестные и нечистые на руку люди использовали эту должность как источник достаточно быстрого обогащения. Безусловно, она требовала особых нравственных качеств: честности, дисциплинированности, понимания нужд крестьянства, готовности прийти на помощь. К счастью, судя по дневниковым записям, таковым и являлся Андрей Егорович Петров.

Помимо знакомства с профессиональной деятельностью писаря, дневник дает нам возможность почувствовать тяготы жизни в деревне, удаленной на тысячи верст от столичных и губернских центров, интимные переживания и сентиментальные порывы юной томящейся души. Интересен его внутренний мир, гамма чувств, вызываемых повседневностью и службой. С другой стороны, документ наглядно демонстрирует нравственную позицию автора, который, бесспорно, является не безмолвным мелким чиновником, а гражданином, остро реагирующим на несправедливости со стороны волостного или уездного начальства в отношении местного крестьянства.

Три основных мотива проходят красной нитью через весь дневник.

Первый – это одиночество. Оторванный от родных и друзей, оказавшийся в условиях, когда рядом нет ни единой души, понимающей и разделяющей его переживания, Петров и начинает дневник, в котором ведет постоянный диалог с невидимым собеседником. Здесь, в Ляхове, в мезонине волостного правления, только дневнику он может доверить свои мысли и чувства. Отсутствие друзей и невозможность их найти среди окружающих переживаются им наиболее остро. Единственный человек, с которым писарь может поддерживать хоть какие-то дружеские отношения – земский учитель Евтюков, посматривает на него свысока. Если что-то их иногда сближает, то это совместные возлияния.

Второй мотив – всепоглощающее стремление найти спутницу жизни, мечты о женитьбе. Заметим, не роман или мимолетная интрижка, а полновесная супружеская жизнь занимает все мысли автора. Петров отчетливо сознает свою ответственность за будущее семьи, ее содержание, воспитание детей. Его рассуждения по этому поводу содержат, наряду с определенными сомнениями, уверенность, что он справится с обязанностями главы семейства. Но осуществить мечту нелегко. На страницах дневника постепенно вырисовывается идеальный образ будущей невесты автора: “…умна, умеющая понимать книги бы по-моему. Работница, отчасти могущая сама питаться, отчасти с “городскими” манерами… не боящаяся нищеты, но не поклоняющаяся золотому тельцу, одним словом, одинаковых со мною взглядов только, и больше ничего… бесприданница – ладно, лучше еще”. Найти такую оказывается весьма сложным делом: автор ездит в Красноборск, Сольвычегодск, собирается даже в далекую Тотьму в поисках невесты, но тщетно. Неудача следует за неудачей.

Третий мотив – стремление найти достойное приложение своим силам, поиски цели и смысла жизни. Извечный вопрос русской интеллигенции “Что делать?” появляется на страницах дневника двадцать один раз: “О, Боже великий, что со мной, я терзаюсь о слове “жизнь” всеми сомнениями человека. Что думать прежде и что делать потом… нет или не нахожу в жизни цели, смысла?”

В записях Петрова отчетливо видны приметы эпохи рубежа двух столетий, его дневник включает в себя меткие психологические зарисовки, философские отступления, стихи. Но прежде всего он интересен читателю как исповедь автора, своеобразное зеркало, в котором тот внимательно разглядывает себя, иногда весьма беспощадно анализируя собственные действия и поступки.

Дневник позволяет нам, кроме всего прочего, взглянуть на жизнь и формирование мировоззрения того поколения, которое со всеми нерастраченными силами души бросилось в водовороты трех русских революций, стало носителем идей радикального переустройства общества. Автор дневника избежал этой судьбы, вероятно, исключительно из-за удаленности Ляхова и Черевкова от основных мест революционных событий, но нет сомнений, что в иных условиях и он влился бы в ряды борцов за “народное счастье”.

Уже в восемнадцать лет став сначала сельским, а затем волостным писарем, Петров тем самым сделал решительный шаг, отрывавший его от родной почвы: отойдя от традиционного жизненного пути крестьянина, он встал на новую, неизведанную доселе дорогу, которую в то время выбирали тысячи, – дорогу разночинца, пока еще полуинтеллигента, но уже зарабатывающего себе на жизнь умственным трудом. Именно в этот момент обозначилась драма всей жизни автора дневника, которую можно охарактеризовать как дуализм сознания: раздвоенность внутреннего мира, двойственность мировосприятия уже не крестьянина, но еще не вполне ощущающего себя разночинцем-интеллигентом человека, неоднозначное отношение к религии.

Любопытно, что раздвоенность внутреннего мира Петрова спровоцирована страстью к чтению. “Чтению предпочитаю все”, – отмечает он в 1895 году. Автор дневника читает И. Дмитриева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Фета, И. Тургенева, Л. Толстого. Он знаком с творчеством Сервантеса и Мольера, трудами философа-позитивиста О. Конта и естествоиспытателя Ч. Дарвина. Судя по записям, идеалом для него становится романтический герой Лермонтова. 2 мая 1895 года Петров записывает: “Иду я себе, холодный, как автомат, не обращая ни на кого внимания. Радости и горе мне нипочем, не принимаю никакого участия ни в праздниках, ни торжествах, ни похоронах”. Или там же: “… у меня железная воля, несокрушимая энергия…” Иногда он любуется собой со стороны, рассказывая о событиях от третьего лица и именуя себя N., как в дневниковой записи от 24 июля 1899 года, содержащей описание похорон своей сестры, когда он якобы действует быстро и решительно, высокомерно разговаривая со священником, свысока – со своими родственниками. На самом же деле автор дневника робкий и нерешительный человек, мечтающий о любви, заботливый сын и брат, отдающий практически все свое жалованье родителям, которые на эти деньги строят новый дом. Он любит комнатные цветы, играет на скрипке, переписывает стихи, пробует рисовать. Петров тонко чувствует красоту сельского пейзажа: “Как хороши показались мне стоящие суслоны хлебов, гряды овощей, гряды капусты! А эти холмы – то постепенные, то крутые с зрелым ячменем, и жница, распевающая песни!!” Поэтому читатель скорее увидит в нем Макара Девушкина из “Бедных людей” Ф. Достоевского, нежели лермонтовского Печорина. Вместе с тем пессимизм и скепсис, подчеркнутый индивидуализм и отъединенность героя дневника от окружающего мира – все это характерные черты человека эпохи декаданса, которая непосредственно предшествовала возникновению символизма, или неоромантизма, как нередко именовали его современники. Таким образом, эмоциональный строй личности Андрея Петрова в полной мере отвечает доминирующим настроениям своего времени. Это тем более любопытно, что формирование подобного психологического типа на рубеже XIX – XX веков обычно связывают с интеллектуальной элитой, прежде всего с определенным кругом поэтов и художников. Между тем дневник волостного писаря красноречиво свидетельствует о наличии, условно говоря, декадентских настроений и в иных социальных средах.

Двойственность восприятий выразилась и в том, как автор дневника смотрит на окружающий мир. Он мечтает уехать в город, в деревне для него плохо все: “В избу заглянешь: духота, грязь, ругань… Младшие… рваные, грязные…”, “Сам я деревенский, но терпеть не могу своих”. В традиционных развлечениях деревенской молодежи волостной писарь не участвует, народные песни для него “тарабарщина”. В то же время, уже живя и работая в Ярославле, Петров считает свое положение канцелярского служащего непрочным, временным, а единственным источником стабильности и прочности – крестьянское хозяйство. В письмах 1903–1904 годов брату,[4] который остался в деревне, он пишет: “Моя надежда тоже больше на дом… Приехал новый пристав и привез своих писарей. Куда я?”; “Ты, живя, умножаешь свое богатство… Я живу – к старости силы теряются, и не могу больше работать… А Боже сохрани заболеть… Что тогда? Придется домой приехать”.

Так же обстоит дело и с отношением автора дневника к религии. С одной стороны, он подвергает сомнению необходимость религиозных убеждений (“Без веры мне ничего”), критикует деятельность местных священников. С другой, посещает церковь, подчеркивая, что обязан это делать, цитирует в своем дневнике Священное Писание, в его комнате висит икона. Он преисполнен религиозного чувства в день Алексея, человека Божьего, ругает себя за неправильное поведение во время Великого поста, с нетерпением ожидает наступления Пасхи.

Ярким подтверждением двойственности мироощущения Петрова служит и его язык. С одной стороны, это язык интеллигента, насыщенный множеством иностранных слов: элемент, резюме, суррогат, эгоизм, экспромт, солидарность, прогресс, феномен, идиллия и т. д., причем только в одном случае неправильно употребляет слово “суррогат”. С другой стороны, писарь выступает и как носитель народной речи, полной пословиц и поговорок, причем даже таких, которые отсутствуют в словаре В. И. Даля или справочнике М. И. Михельсона. Например, “И через золото меды льются” или “В мире, что в море – что-либо деется”. Всего на страницах дневника отмечено около двадцати пословиц. В рукописных сборниках стихов та же картина: со стихами русских поэтов-классиков соседствуют тексты таких народных песен, как “Камаринская” и “Возле речки, возле мосту”.

Увы, дуализм сознания не мог не привести к традиционной беде русского человека – автор все чаще и чаще отмечает: “Пьянствовал два дня…”, “Вчера опять стукнули с учителем…”, “Напился до положения пальта (sik!) и самого себя”. Все больше им недовольно как местное, так и уездное начальство. И как результат – увольнение от должности в 1900 году. Однако к чести Петрова он сумел взять себя в руки. Отправившись сначала в Архангельск, а потом в Ярославль, волостной писарь начинает новую жизнь. То, о чем он мечтал, но не мог осуществить в Ляхове, сбылось: жизнь и работа в городе, долгожданная женитьба, новые друзья. В 1904 году, приехав в деревню в отпуск, Петров торжествующе записывает в дневнике: “И вернулся победителем!” Но, к сожалению, его жизнь не становится безоблачной. Один за другим следуют удары судьбы: умирают жена, сестра и мать, болен брат. Последняя запись в дневнике относится к 1906 году. Петров полон радужных планов – он вновь собирается жениться. Казалось бы, жизнь опять обретает устойчивость. В 1907 году у него рождается дочь. Но в следующем году жизнь тридцатичетырехлетнего Андрея Егоровича неожиданно обрывается, он умирает от болезни сердца.

Так завершился круг жизни несомненно одаренного выходца из крестьянской среды, стремившегося к счастью, мечтавшего о лучшем будущем, задумывавшегося и о нашем времени: “А ведь будет же начало 2000-го года? Вот бы дожить, да чтоб не терять жизни, силы, взглядов… Интересно, до чего дойдут еще люди?”

Дневник хранится в Красноборском собрании (№ 111),[5] Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН куда поступил в 1970 году от дальних родственников автора. Он представляет собой одиннадцать тетрадей (из них шесть – сшитых, пять – несшитых) и двадцать отдельных листов. Для тетрадей использована бумага со штемпелем “Фабрики наследников Сумкина № 8”, листы размером 180 x 225 мм. В некоторых тетрадях нарушена первоначальная последовательность листов, отдельные листы утрачены. При подготовке текста к публикации хронологическая последовательность записей нами восстановлена. Дневник не имеет заглавия. Записи выполнены чернилами, один лист заполнен грифельным карандашом. Почерк менялся от легко читаемого до крайне неразборчивого в зависимости от условий, в которых делались записи, эмоционального состояния автора, раскрываемой темы. В некоторых случаях А. Е. Петров допускал сокращения, опускал окончания слов, имена и фамилии заменял инициалами. При публикации текста нами восстановлены окончания слов и личных имен, раскрыто большинство инициалов. Подобное вторжение в оригинал обозначено угловыми скобками. Нечитаемые места текста обозначены пометой “нрзб.” в квадратных скобках. Там, где имеются пропуски слов, отчего фраза становится трудной для понимания, вставлены слова-связки, редко – словосочетания, позволяющие восстановить смысл текста. Они помещены в угловые скобки. Имена собственные даются в транскрипции автора.

Орфография и пунктуация приближена к современной, стилистические особенности, характеризующие речь автора, оставлены без изменений. Слова, подчеркнутые автором, обозначены нами курсивом.

Примечания:

[1] Одноклассное училище Министерства народного просвещения – начальное образовательное учреждение с трехгодичным сроком обучения. Подобные училища создавались как образцовые, эталонные, преподавание в них поручалось наиболее подготовленным и опытным учителям. Выпускники этих учебных заведений выгодно отличались высоким уровнем знаний от своих сверстников, закончивших начальные земские училища или церковно-приходские школы. Наиболее способные из них могли рассчитывать на должности в местной или земской администрации.

[2] Ляховская волость располагалась в верхнем течении Северной Двины, в пятнадцати верстах от Черевкова и ста двадцати верстах от уездного города Сольвычегодска. До 1893 года входила в состав Черевковской волости на правах сельского общества. В настоящее время Ляхово относится к Черевковскому сельскому округу Красноборского района Архангельской области.

[3] См.: Карпов. И. С. По волнам житейского моря // Новый мир. 1992. № 1. С. 7–76.

[4] Письма А. Е. Петрова родным и письмо вдовы с извещением о его смерти см. в Приложении.

[5] Кроме дневника, в Красноборском собрании имеется ряд других документов из архива А. Е. Петрова: рукописный сборник стихов русских поэтов (№ 110), рукописный лечебник (№ 112), шесть писем А. Е. Петрова родителям и брату из Ярославля в Черевково 1902–1906 годов и письмо вдовы с известием о его смерти (1908 год) (№ 114).

"Дневник волостного писаря А. Е. Петрова" предоставлен для публикации в ХРОНОСе автором составителем Владимиром Щипиным. Ранее публиковался в журнале "Русская литература" №№ 2, 3, 2005.


Писе́ц [1] [2] , пи́сарь — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки.

Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты, включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности, как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция.

Содержание

Древний Египет [ | ]


Древнеегипетский писец — это человек, специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины, принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.


Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, зачастую случайно.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели.

Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.

Древняя Месопотамия [ | ]

Письменность в Древней Месопотамии возникла, судя по всему, из необходимости документировать различные торговые сделки. Фактически ранние образцы месопотамской письменности — это длинные клинописные списки и таблицы, нанесённые на глиняные таблички специально обученными арифметике и грамоте писцами. Чуть позже стали появляться записи различных астрономических наблюдений и даже литературные произведения. Например, одно из известнейших — Эпос о Гильгамеше. Кроме глиняных табличек, месопотамские писцы активно использовали папирус.

Древний и современный Израиль [ | ]

Древнейшим еврейским писцом считается сам пророк Моисей (XIV в. до н. э.), написавший 13 Свитков Торы. Заповеди пользоваться рукописными Свитками Торы, тефиллин и мезузами обеспечили непрерывное существование профессиональных переписчиков священных текстов иудаизма до наших дней. Во время Вавилонского пленения евреев Иерусалимский Храм был разграблен и сожжён, вместе с ним погибли некоторые манускрипты. Приблизительно через 70 лет евреи, возглавляемые Ездрой — писцом, учёным человеком и первосвященником, — вернулись в Иерусалим. Ездра канонизировал свод правил для писарей, благодаря которому до нас доходят точные, практически идентичные тексты.

Профессия писца во все времена пользуется у евреев особым почётом.

Средние века [ | ]


Профессия писарей бурно развивалась на протяжении Средневековья: с распространением христианства в Европе и ислама в Азии, с распространением ростовщичества, торгового и банковского дела спрос на писцов неизменно рос. В Европе писцами становились преимущественно монахи. Первые скриптории появились в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. С развитием книгопечатания профессия писца постепенно сошла на нет.

Войсковой писарь [ | ]

В казачьем войске одной из выборных должностей была должность войскового писаря [3] . Он избирался Войсковым кругом вместе с атаманом. Должность считалась очень почётной, на неё выбирали казака из самых грамотных и умных. Кроме войскового писаря, никто не имел права писать и посылать бумаги от войска с его подписью. Писарь также заведовал внутренними и внешними сношениями войска, был членом войскового правления и хранителем войсковой печати [4] .

Полковой писарь [ | ]

В полках русской армии была должность полкового писаря. Писари были и в подразделениях — ротный писарь. Должность сохранилась и в ВС РФ [5] .

Волостной писарь [ | ]

В Российской империи волостной писарь являлся помощником волостного старшины, возглавлявшего волость. Волостной писарь назначался уездным Присутствием по крестьянским делам. Сначала он приобретал опыт на должности сельского писаря, затем в качестве помощника волостного писаря. Обладая определенной грамотностью и основами юридических знаний, волостной писарь зачастую являлся фактическим руководителем волостного правления.

Писарь обязан был составлять ведомости о видах на урожай, о движении народонаселения, о числе рогатого скота и лошадей, отчёты о взыскании податей и различных платежей, доклады о поставке лошадей в войска, о проведении рекрутского набора, о призыве запасных солдат на службу, ответы на запросы по розыску различных лиц, в том числе государственных преступников, сведения о нищенстве и т. д.

В обязанности писаря входила и подготовка дел для слушания в волостном суде. Поэтому нередко от него зависели судьбы крестьян, и часто коррумпированные волостные писари использовали эту должность как источник обогащения.

После хождения в народ в волостные писари запретили принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием [6] [7] .

До сих пор самым лучшим образцом правовой системы считается римское право, по которому, в том числе, жила и Византия. Впрочем, это не значит, что в других странах с юридическими документами и нормативами дела обстояли хуже.

На Руси гражданское право все еще соотносилось с народным. И только после крещения, когда был установлен церковный суд, началась история русской судебной практики.

Церковный суд на Руси обладал огромными полномочиями. Те дела, которые в самой Византии рассматривались бы в гражданском суде, на Руси рассматривались церковниками.

русская правда

По уставам князей Владимира и Ярослава все гражданские отношения, касающиеся нравственности и религии, были вынесены на епископский суд. Церковь защищала родительская права, права детей, вела дела, касающиеся родственных взаимоотношений.

Источники древнерусского права

Вплоть до IX века нельзя установить точную структуру и положения русского права. Но нам известные его основные источники:

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.


Княжеский суд. Гравюра


В Московской Руси в XV-XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.


Судебник Ивана III. Заглавный лист


Судебник Ивана Грозного (схема)


Древнерусское законодательство

Светское законодательство существовало на Руси и раньше, просто в форме обычного права. А вот церковное законодательство, не зависящее от решений киевского князя, было привезено из Византии. У греков переняли номоканон: постановления церковных соборов, а также эклогу – светские законы для уголовного и гражданского суда.

Все перенятые у византийцев законы были объединены в один общий свод – Кормчую книгу. А с XI в. главным источником законодательства становится Русская Правда.

Этот законодательный документ очень точно отражают юридическую действительность Руси XI-XII вв., однако назвать это отражение полным нельзя. В Русской Правде сформированы частные юридические отношения, затрагивающие материальные интересы граждан. Нравственные же нормы были целиком и полностью в церковном ведомстве.

О чем говорит этот устав? Князь просит своих потомков нерушимо блюсти постановления вселенских соборов и законов греческих царей. То есть документ основан на греческом Номоканоне.

церковный суд в древней Руси

Устав попал и в новгородскую Кормчую книгу. Именно в ней сохранился древнейший список владимирского устава, дошедший до наших дней. Густой слой правок, переделок, вставок и дописок дает нам основание полагать, что устав действовал (и изменялся) на протяжении длительного времени.

Русская Православная Церковь

1. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

2. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде.

3. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается:

а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства;

б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу.

4. Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;

в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви.

5. Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

6. Порядок наделения полномочиями судей церковных судов устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде.

7. Судебные иски принимаются к рассмотрению церковным судом в порядке и на условиях, установленных Положением о церковном суде.

8. Вступившие в законную силу постановления церковных судов, а также их распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие предписания являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян.

9. Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое.

10. Епархиальный суд является судом первой инстанции.

11. Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии.

Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане.

12. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает по представлению епархиального архиерея не менее двух членов епархиального суда. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок.

13. Досрочный отзыв председателя или члена епархиального суда осуществляется по решению епархиального архиерея.

14. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии председателя и как минимум двух членов суда.

15. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются Положением о церковном суде.

16. Решения епархиального суда вступают в законную силу и подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем, а в случаях, предусмотренных статьей 5 настоящей главы, — с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

17. Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов.

18. Высший общецерковный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по церковным правонарушениям архиереев и руководителей синодальных учреждений. Высший общецерковный суд является судом второй инстанции по делам о церковных правонарушениях клириков, монашествующих и мирян, подсудных епархиальным судам.

19. Высший общецерковный суд состоит из председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года.

20. Досрочный отзыв председателя или члена высшего общецерковного суда осуществляется решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с последующим утверждением Архиерейским Собором.

21. Право назначать временно исполняющего обязанности председателя или члена высшего общецерковного суда в случае образовавшейся вакансии принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.

22. Компетенция и процедура судопроизводства высшего общецерковного суда определяются Положением о церковном суде.

23. Постановления высшего общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

В случае несогласия Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с решением высшего общецерковного суда в силу вступает решение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

В таком случае для окончательного решения дело может быть передано на суд Архиерейского Собора.

24. Высший общецерковный суд осуществляет в предусмотренных Положением о церковном суде процессуальных формах судебный надзор за деятельностью епархиальных судов.

25. Высший общецерковный суд финансируется из общецерковного бюджета.

26. Суд Архиерейского Собора является церковным судом высшей инстанции.

27. Суд Архиерейского Собора, действующего в составе Поместного Собора, является первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

28. Архиерейский Собор осуществляет судопроизводство в соответствии с Положением о церковном суде.

29. Обеспечение деятельности церковных судов осуществляется аппаратами этих судов, которые подчинены их председателям и действуют на основании Положения о церковном суде.

Что входило в этот устав?

Определение церковного положения. Церковники не только служат Богу, но занимаются и вполне земными делами, в том числе – судят.

Предоставление церкви юрисдикцией над всем христианским населением русской земле.

Определение дел, подконтрольных церковному суду: это семейные дела, дела о неприкосновенности христианских символов, дела о ереси и вероотступничестве, о противоестественных грехах, изнасилованиях и оскорблениях словом.

Помещение под попечение церкви особой категории населения – церковных людей. Этих людей во всех делах (в том числе юридически относящихся к княжескому суду) судила только церковь.

  • Белого духовенства с семьями;
  • Черного духовенства;
  • Мирян, служивших церкви;
  • Бесприютных и убогих людей, опекаемых церковью.

Кроме того, уставом Владимира определено и церковное ведомство, куда входят еще и монастыри, больницы, богадельни.

Читайте также: