Персональные данные новые правила ответственность за нарушение законодательства судебная практика

Обновлено: 16.05.2024

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые правила обработки и распространения общедоступных персональных данных. Рассказываем, что изменилось в работе с общедоступными личными сведениями граждан, и какие штрафы теперь грозят за нарушение правил сбора и распространения таких персональных данных.

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

shutterstock_1017337375.jpg

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Персональные данные − это прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу информация, с помощью которой он может быть идентифицирован. К персональным данным относятся ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата рождения, адрес (регион, город, улица, дом, квартира), образование, место работы, семейное и социальное положение, сведения о здоровье, уровень дохода и т.д., то есть, любые сведения, по которым можно идентифицировать человека. При этом, чтобы считать данные персональными, их необходимо использовать в совокупности, так как только лишь по фамилии или по данным об образовании идентифицировать личность невозможно.

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

shutterstock_1794229696.jpg

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Штрафы в области персональных данных в 2021 году

С 27 марта 2021 года вступили в силу новые штрафные санкции за нарушения в области персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ. Суммы штрафов увеличены в 2 раза и более. Кроме этого, по некоторым статьям введено увеличенное наказание за повторное нарушение.

Также увеличился и срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных. Вместо трех месяцев теперь он составляет один год.

Административная ответственность по статье 13.11 предусматривает дифференциацию в зависимости от последствий нарушения. Так ответственность для юридического лица предусматривает наложение штрафа в размере от 30 тысяч до 6 миллионов рублей, а при повторном нарушении — до 18 миллионов рублей.

Максимальный совокупный штраф для должностного лица составляет 336 тысяч рублей, а при повторном нарушении может превышать 1 миллион рублей.

КоАП РФ не возлагает на организации, осуществляющие обработку персональных данных, дополнительных обязанностей и не изменяет содержание существующих требований, которые предусмотрены законодательством в области персональных данных (152-ФЗ).

Стоит отметить, что КоАП наделяет должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в области персональных данных, которым является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях.

Представляем вашему вниманию сводную таблицу штрафов за нарушения законодательства в области персональных данных (в редакции, действующей с 27.03.2021):

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи

Статья актуализирована с учетом изменений статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ.

Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получится

С 1 марта 2021 г. в нашей стране введен новый порядок распространения персональных данных граждан 1 . В статье мы расскажем об этих изменениях и рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у предпринимателей уже сейчас.

Договоримся о терминах

Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес, e-mail и т.д.

Оператор – лицо (компания), которое осуществляет любые действия с персональными данными (в законе эти действия называются обработкой), например собирает, записывает, систематизирует, копит, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает, распространяет, предоставляет доступ.

ПД, размещенные в открытом доступе, – это ПД, размещенные в интернете, доступ к которым предоставлен всем желающим без необходимости регистрации на сайте.

Касаются ли изменения вашей компании?

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе.

Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.

Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.

Как регулировалось распространение ПД до 1 марта 2021 г.?

1. Законность распространения ПД подтверждалась несколькими способами.

    Оформление согласия на обработку ПД. Оно могло оформляться как письменно, так и путем заполнения формы на сайте 4 .

Пример: предоставление согласия на обработку ПД на сайте объявлений о продаже автомобилей. Сайт получает согласие продавца, размещает его имя и номер телефона, чтобы с ним могли связаться покупатели.

Пример: заключение договора с рекрутинговым агентством, по которому оно размещает на своем сайте анкету с ПД соискателя и к ней получает доступ неограниченное число лиц.

Пример: гражданин получил на свой e-mail именное предложение оформить кредит. Он обращается письменно в банк (к оператору) с требованием уничтожить ПД как полученные незаконно и ссылается на то, что никогда не передавал свои ПД в этот банк и не заключал с ним договор.

3. Если оператор получал от лица отзыв согласия на обработку ПД, у него было 30 дней на то, чтобы прекратить обработку ПД и уничтожить их 7 .

Что изменилось в регулировании распространения ПД с 1 марта 2021 г.?

Введено новое понятие – ПД, разрешенные субъектом ПД к распространению.

Под этим термином закон понимает ПД, к которым лицо предоставило доступ неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения (далее – согласие на распространение) 8 . Это означает, что установлен отдельный порядок регулирования распространения ПД, который не соответствует общему порядку регулирования обработки ПД. Если раньше для распространения ПД достаточно было получить общее согласие на обработку ПД, то теперь для этого нужно получить отдельное согласие.

Иными словами, оператор должен получить:

  • согласие на обработку ПД, по которому сможет собирать, систематизировать, хранить и осуществлять иные действия с ПД;
  • отдельное согласие на распространение ПД, без которого распространение ПД будет незаконным.

Законность распространения ПД и их сбора из открытых источников подтверждается исключительно наличием согласия на распространение.

Если ранее оператор мог законно распространять ПД путем получения согласия на обработку ПД, заключения договора или сбора ПД из открытых источников, то теперь законное условие одно – получение отдельного согласия на распространение ПД 9 .

Установлены требования к оформлению согласия на распространение ПД.

Форма согласия на распространение ПД, которую предлагает Роскомнадзор, на наш взгляд, перегружена лишней информацией. Например, оператор должен будет указывать в согласии свои коды по классификаторам (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС). Каким образом знание этих кодов может помочь лицу в спорах с оператором – непонятно.

2. В форме согласия на распространение ПД оператор обязан дать возможность лицу предусмотреть:

  • перечень и категории ПД (общие, специальные, биометрические), на которые распространяется его согласие на распространение 11 ;
  • запрет на распространение и предоставление ПД неограниченному кругу лиц 12 ;
  • запрет на обработку ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа;
  • условия обработки ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа.

Чтобы соответствовать этим требованиям, операторам придется потратиться на создание на своих сайтах отдельных форм согласий, которые будут учитывать все возможные варианты запретов и ограничений.

При этом обыватели часто не знают, что такое ПД и какие у них есть права относительно обработки их ПД. Непонятно, как они самостоятельно смогут заполнить такое согласие и не допустить ошибок.

3. Согласие на распространение ПД может быть получено оператором непосредственно или с использованием информационной системы Роскомнадзора 13 .

Согласие оператор может получить от лица в письменной форме или через специальную онлайн-форму на своем сайте. При этом молчание или бездействие лица не являются согласием на распространение ПД 14 .

Информационная система Роскомнадзора должна заработать с 1 июля 2021 г. Пока она находится на стадии разработки, и о ней ничего не известно, а разъяснений со стороны Роскомнадзора нет. Поэтому комментировать данную норму еще рано.

4. Оператор обязан не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на распространение ПД опубликовать информацию:

  • об условиях обработки ПД;
  • об условиях обработки ПД неограниченным кругом лиц 15 ;
  • о наличии запретов на обработку ПД.

Согласно комментариям Роскомнадзора, озвученным на дне открытых дверей 28 января 2021 г., данная информация должна быть опубликована оператором на своем сайте таким образом, чтобы доступ к документу был у всех желающих. Как мы указывали выше, письменных разъяснений нет, и нам остается довериться данной позиции.

Так как четкие требования к форме согласия не установлены, возникает риторический вопрос: в каком объеме должны быть раскрыты ПД в данном документе, чтобы лицо нельзя было спутать с тезкой? Такой пример: на сайте размещены ПД двух человек, Ф.И.О. которых идентичны. При этом один из них разрешает распространять все свои ПД, а другой – только Ф.И.О. и номер телефона. Как стороннее лицо должно определять, к кому из них относятся те или иные условия обработки ПД?

Что делать оператору, если согласие на распространение ПД составлено некорректно?

1. Если из текста документа не следует, что лицо согласно на распространение ПД, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения 16 . Данный пункт позволяет сделать вывод о том, что малейшее сомнение в правильности оформления согласия будет трактоваться не в пользу оператора.

2. Если из текста согласия на распространение ПД не следует, что субъект ПД не установил запреты и условия обработки ПД или он не указал перечень и категории ПД, в отношении которых установлены запреты и условия, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения и предоставления неограниченному кругу лиц 17 . Это означает, что если есть сомнения в правильности установления лицом запретов или условий обработки ПД, то оператор обязан обрабатывать ПД без их раскрытия неограниченному кругу лиц.

Порядок прекращения распространения ПД.

1. Если ранее оператор должен был прекратить обработку ПД в течение 30 дней с момента получения от лица отзыва согласия, то сейчас он должен прекратить распространение, предоставление ПД и закрыть доступ к ним в любое время по требованию лица 18 . Согласие на распространение ПД прекращает действовать с момента, когда оператор получил такое требование 19 . При этом в законе не определена форма требования. Скорее всего, оно может быть оформлено как письменно, так и в электронном виде.

Возникает вопрос: что делать оператору, если требование было получено на e-mail ночью или в выходной день? Формально он должен удалить ПД с сайта немедленно, поскольку согласие больше не действует. Такой порядок может привести к недобросовестному поведению со стороны граждан (субъектов ПД).

2. Субъект ПД вправе обратиться к любому лицу, обрабатывающему его ПД, т.е. не только к оператору, которому было дано согласие на распространение ПД, но и к другим лицам, которые стали обрабатывать ПД в последующем. Гражданин вправе требовать от таких лиц:

  • прекратить распространение ПД, или
  • прекратить предоставление ПД и доступ к ним в случае, если такое лицо не соблюдает требования, установленные ст. 10.1 Закона о персональных данных (особенности обработки ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения), или
  • обратиться в суд.

В случае такого обращения лицо, обрабатывающее ПД, обязано прекратить распространение, передачу ПД и доступ к ним:

  • в течение 3 рабочих дней с момента получения требования, или
  • в срок, указанный в решении суда, или
  • в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда 20 .

Возникает вопрос: как оператор будет доказывать тот факт, что ПД были распространены субъектом самостоятельно? Здесь также есть шанс, что субъекты ПД будут злоупотреблять своими правами.

Закон указывает, что если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то лицо, в последующем распространяющее или обрабатывающее ПД, обязано доказать законность распространения или обработки ПД.

Что делать компаниям, которые собирают ПД из открытых источников?

С 1 марта 2021 г. компании больше не могут так делать: норма исключена из закона. Теперь они обязаны получить согласие лица на обработку ПД, даже если данные были взяты из открытых источников.

Ответственность оператора за распространение ПД без согласия субъекта

Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

  • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании 24 .

С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

  • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

Рекомендации предпринимателям

Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

  • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
  • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.

Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получится

С 1 марта 2021 г. в нашей стране введен новый порядок распространения персональных данных граждан 1 . В статье мы расскажем об этих изменениях и рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у предпринимателей уже сейчас.

Договоримся о терминах

Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес, e-mail и т.д.

Оператор – лицо (компания), которое осуществляет любые действия с персональными данными (в законе эти действия называются обработкой), например собирает, записывает, систематизирует, копит, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает, распространяет, предоставляет доступ.

ПД, размещенные в открытом доступе, – это ПД, размещенные в интернете, доступ к которым предоставлен всем желающим без необходимости регистрации на сайте.

Касаются ли изменения вашей компании?

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе.

Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.

Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.

Как регулировалось распространение ПД до 1 марта 2021 г.?

1. Законность распространения ПД подтверждалась несколькими способами.

    Оформление согласия на обработку ПД. Оно могло оформляться как письменно, так и путем заполнения формы на сайте 4 .

Пример: предоставление согласия на обработку ПД на сайте объявлений о продаже автомобилей. Сайт получает согласие продавца, размещает его имя и номер телефона, чтобы с ним могли связаться покупатели.

Пример: заключение договора с рекрутинговым агентством, по которому оно размещает на своем сайте анкету с ПД соискателя и к ней получает доступ неограниченное число лиц.

Пример: гражданин получил на свой e-mail именное предложение оформить кредит. Он обращается письменно в банк (к оператору) с требованием уничтожить ПД как полученные незаконно и ссылается на то, что никогда не передавал свои ПД в этот банк и не заключал с ним договор.

3. Если оператор получал от лица отзыв согласия на обработку ПД, у него было 30 дней на то, чтобы прекратить обработку ПД и уничтожить их 7 .

Что изменилось в регулировании распространения ПД с 1 марта 2021 г.?

Введено новое понятие – ПД, разрешенные субъектом ПД к распространению.

Под этим термином закон понимает ПД, к которым лицо предоставило доступ неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения (далее – согласие на распространение) 8 . Это означает, что установлен отдельный порядок регулирования распространения ПД, который не соответствует общему порядку регулирования обработки ПД. Если раньше для распространения ПД достаточно было получить общее согласие на обработку ПД, то теперь для этого нужно получить отдельное согласие.

Иными словами, оператор должен получить:

  • согласие на обработку ПД, по которому сможет собирать, систематизировать, хранить и осуществлять иные действия с ПД;
  • отдельное согласие на распространение ПД, без которого распространение ПД будет незаконным.

Законность распространения ПД и их сбора из открытых источников подтверждается исключительно наличием согласия на распространение.

Если ранее оператор мог законно распространять ПД путем получения согласия на обработку ПД, заключения договора или сбора ПД из открытых источников, то теперь законное условие одно – получение отдельного согласия на распространение ПД 9 .

Установлены требования к оформлению согласия на распространение ПД.

Форма согласия на распространение ПД, которую предлагает Роскомнадзор, на наш взгляд, перегружена лишней информацией. Например, оператор должен будет указывать в согласии свои коды по классификаторам (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС). Каким образом знание этих кодов может помочь лицу в спорах с оператором – непонятно.

2. В форме согласия на распространение ПД оператор обязан дать возможность лицу предусмотреть:

  • перечень и категории ПД (общие, специальные, биометрические), на которые распространяется его согласие на распространение 11 ;
  • запрет на распространение и предоставление ПД неограниченному кругу лиц 12 ;
  • запрет на обработку ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа;
  • условия обработки ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа.

Чтобы соответствовать этим требованиям, операторам придется потратиться на создание на своих сайтах отдельных форм согласий, которые будут учитывать все возможные варианты запретов и ограничений.

При этом обыватели часто не знают, что такое ПД и какие у них есть права относительно обработки их ПД. Непонятно, как они самостоятельно смогут заполнить такое согласие и не допустить ошибок.

3. Согласие на распространение ПД может быть получено оператором непосредственно или с использованием информационной системы Роскомнадзора 13 .

Согласие оператор может получить от лица в письменной форме или через специальную онлайн-форму на своем сайте. При этом молчание или бездействие лица не являются согласием на распространение ПД 14 .

Информационная система Роскомнадзора должна заработать с 1 июля 2021 г. Пока она находится на стадии разработки, и о ней ничего не известно, а разъяснений со стороны Роскомнадзора нет. Поэтому комментировать данную норму еще рано.

4. Оператор обязан не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на распространение ПД опубликовать информацию:

  • об условиях обработки ПД;
  • об условиях обработки ПД неограниченным кругом лиц 15 ;
  • о наличии запретов на обработку ПД.

Согласно комментариям Роскомнадзора, озвученным на дне открытых дверей 28 января 2021 г., данная информация должна быть опубликована оператором на своем сайте таким образом, чтобы доступ к документу был у всех желающих. Как мы указывали выше, письменных разъяснений нет, и нам остается довериться данной позиции.

Так как четкие требования к форме согласия не установлены, возникает риторический вопрос: в каком объеме должны быть раскрыты ПД в данном документе, чтобы лицо нельзя было спутать с тезкой? Такой пример: на сайте размещены ПД двух человек, Ф.И.О. которых идентичны. При этом один из них разрешает распространять все свои ПД, а другой – только Ф.И.О. и номер телефона. Как стороннее лицо должно определять, к кому из них относятся те или иные условия обработки ПД?

Что делать оператору, если согласие на распространение ПД составлено некорректно?

1. Если из текста документа не следует, что лицо согласно на распространение ПД, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения 16 . Данный пункт позволяет сделать вывод о том, что малейшее сомнение в правильности оформления согласия будет трактоваться не в пользу оператора.

2. Если из текста согласия на распространение ПД не следует, что субъект ПД не установил запреты и условия обработки ПД или он не указал перечень и категории ПД, в отношении которых установлены запреты и условия, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения и предоставления неограниченному кругу лиц 17 . Это означает, что если есть сомнения в правильности установления лицом запретов или условий обработки ПД, то оператор обязан обрабатывать ПД без их раскрытия неограниченному кругу лиц.

Порядок прекращения распространения ПД.

1. Если ранее оператор должен был прекратить обработку ПД в течение 30 дней с момента получения от лица отзыва согласия, то сейчас он должен прекратить распространение, предоставление ПД и закрыть доступ к ним в любое время по требованию лица 18 . Согласие на распространение ПД прекращает действовать с момента, когда оператор получил такое требование 19 . При этом в законе не определена форма требования. Скорее всего, оно может быть оформлено как письменно, так и в электронном виде.

Возникает вопрос: что делать оператору, если требование было получено на e-mail ночью или в выходной день? Формально он должен удалить ПД с сайта немедленно, поскольку согласие больше не действует. Такой порядок может привести к недобросовестному поведению со стороны граждан (субъектов ПД).

2. Субъект ПД вправе обратиться к любому лицу, обрабатывающему его ПД, т.е. не только к оператору, которому было дано согласие на распространение ПД, но и к другим лицам, которые стали обрабатывать ПД в последующем. Гражданин вправе требовать от таких лиц:

  • прекратить распространение ПД, или
  • прекратить предоставление ПД и доступ к ним в случае, если такое лицо не соблюдает требования, установленные ст. 10.1 Закона о персональных данных (особенности обработки ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения), или
  • обратиться в суд.

В случае такого обращения лицо, обрабатывающее ПД, обязано прекратить распространение, передачу ПД и доступ к ним:

  • в течение 3 рабочих дней с момента получения требования, или
  • в срок, указанный в решении суда, или
  • в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда 20 .

Возникает вопрос: как оператор будет доказывать тот факт, что ПД были распространены субъектом самостоятельно? Здесь также есть шанс, что субъекты ПД будут злоупотреблять своими правами.

Закон указывает, что если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то лицо, в последующем распространяющее или обрабатывающее ПД, обязано доказать законность распространения или обработки ПД.

Что делать компаниям, которые собирают ПД из открытых источников?

С 1 марта 2021 г. компании больше не могут так делать: норма исключена из закона. Теперь они обязаны получить согласие лица на обработку ПД, даже если данные были взяты из открытых источников.

Ответственность оператора за распространение ПД без согласия субъекта

Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

  • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании 24 .

С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

  • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

Рекомендации предпринимателям

Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

  • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
  • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.

Читайте также: