Переход спорной территории по решению компетентного международного суда это

Обновлено: 16.05.2024

Сегодня, с юридической точки зрения, очевидно, что в обоих слу­чаях речь идет лишь о расширении государствен­ной тер­рито­рии de facto. Но ни факт аннексии, ни факт “оккупации” сами по себе не мо­гут порождать юридических оснований для включения территорий в состав других госу­дарств – даже если речь не идет о присоединении террито­рии в результате агрес­сии. Ибо если эти территории насе­лены, то вопрос об их вхож­дении в то или иное государство может ре­шаться только по­ли­тическим самоопреде­ле­нием населения.

Цессия (лат. cessio – официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного го­су­дарства к другому по договору. Нередко цессия происхо­дит по окончании войны в результате заключения мирного до­го­вора. Как правило, при этом ме­няется госу­дар­ственная при­над­лежность на­селения передаваемой тер­рито­рии. Но чтобы не унижать нацио­нальное самосознание этого на­селения, жи­телям передаваемой территории часто предос­тавляется воз­можность оптации – право выбора гра­ждан­ства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio – присуждение) – это пе­ре­ход спор­ной территории по решению компетентного ме­жду­на­род­ного суда.Здесь, как и в случае “оккупации безго­су­дар­ст­вен­ной терри­тории”, территория, присоединяемая к го­су­дар­ст­ву, рас­сматрива­ется как некий “объект”, на кото­рый не­кий вла­ст­ный “субъект” приобретает право собст­венности – по давно­сти вла­дения, в ре­зультате присужде­ния и т.д. Оче­видно, что такая по­зиция в во­просе о юриди­ческих ос­нова­ниях при­соеди­нения к государству других территорий явля­ется резуль­татом силовой трактовки права. Она соответ­ствует феодальным или абсолю­ти­стским пред­ставле­ниям о террито­рии государства как о при­надле­жащей суве­рену земле с “людишками”, “городишка­ми”, “сельцами” и т.д. и никоим образом не соот­ветствует со­времен­ному междуна­род­ному праву, праву наро­дов на самооп­ределе­ние. Если бы речь шла о ненасе­ленных территориях, то­гда можно было бы говорить об этих тер­риториях как “объек­тах”. Но если речь идет о насе­ленных террито­риях, то, в кон­тексте совре­мен­ного междуна­родного пра­вопо­рядка, вопрос о право­мерности из­менения го­сударственной при­надлеж­ности этих территорий не может решаться без и по­мимо волеизъ­явле­ния на­селения этих терри­торий. В ча­ст­ности, адъюдикация воз­можна лишь как под­тверждение правовых по­следствий такого волеизъявления.

Таким образом, следует различать два принципиально воз­мож­ных варианта изменения государственной террито­рии – си­ловой и право­вой. Критерий их различения – поли­тическое са­мо­определе­ние насе­ления территорий.

Институциональный элемент государства составляют инсти­туты государственной власти (государственно-властные учре­ж­дения). Это государственный аппарат, система государственных органов, или государство в узком смысле (правительство).

Потестарная интерпретация положения инди­вида в го­сударстве утверждает безуслов­ную обязан­ность под­чи­няться власти и признает права по от­ношению к госу­дар­ствутолько как права ок­трои­рованные. С юридической же позиции госу­дарст­венная власть, госу­дар­ст­венный суве­ренитет произ­водны от сво­боды людей, составляющих государство. С юридической точки зре­ния оправ­дана обя­занность пови­нове­ния государст­венной власти, но не может быть юри­диче­ской обязанности по­ви­но­ваться любой политической власти. Со вре­мен антич­ности поли­тико-правовая мысль при­знает право на непо­вино­ве­ние; в частно­сти, в со­временной науке различа­ются “консервативное” право на со­противление по­пыт­кам узур­пиро­вать власть в демократиче­ском конститу­ционном госу­дарстве (право на защиту сущест­вующего правового по­рядка) и револю­ционное право на непо­винове­ние тираниче­ской, правонарушаю­щей вла­сти. Если власть нетер­пимо на­рушает права чело­века, то это дает под­вла­ст­ным основа­ние реализовать свое право на (гражданское) неповиновение вплоть до восста­ния. Правда, ни теория, ни между­народно-право­вая практика не ставят вопрос о четких критериях, по­зволяющих устано­вить, до какого предела под­властные обя­заны повино­ваться и терпеть противоправ­ные проявления власти. Оче­видно, это вопрос кон­кретной право­вой и поли­тической куль­туры.

Право на неповиновение правонарушающей власти может и должно быть га­ран­тировано ми­ровым или макро­ре­гиональ­ным государст­венно-правовым сооб­ществом. Но здесь возникает вопрос о до­пустимо­сти силового вме­ша­тельства (“гуманитар­ной интер­венции”) и правовых основа­ниях та­кого вмешатель­ства со сто­роны право­вого сообще­ства го­су­дарств. По суще­ству, это тот же вопрос о пределах противо­прав­ности власти: до какого пре­дела междуна­родно-право­вое со­обще­ство обя­зано уважать су­верени­тет государства, в котором грубо нару­ша­ются права че­ловека? Или: каковы критерии, по­зво­ляющие различать право­мер­ные и юридиче­ски неоправ­данные акции неповиновения (со­противле­ния) противоправ­ному ре­жиму? В каких слу­чаях юри­дически до­пустимо вме­шиваться во внут­ренние дела суве­ренного госу­дарства ради защиты прав че­ло­века?

Исторический опыт показывает, что на практике о праве на не­по­виновение, на восстание говорят тогда, когда вос­ста­ние по­бе­дило. В противном случае говорят, что был бунт против закон­ной власти или попытка государственного пе­реворота, но власть вос­становила закон­ный порядок. От­сюда можно за­клю­чить, что право на неповиновение вплоть до восстания – это не норматив­ная, а объяснительная кате­го­рия: с помощью этой ка­тегории нельзя ус­тановить, до ка­ких пор сле­дует тер­петь произ­вол власти и когда его сле­дует считать нестерпи­мым; зато эта категория по­зволяет post factum давать правовое объяс­не­ние ре­волюций, ме­няющих ор­ганизацию власти.

По существу, то же самое относится и к правам на поли­ти­че­ское самоопределение, на родину: если у определенной эт­ни­че­ской группы достаточно силы или за ней стоит сило­вая под­держка ми­рового или макрорегионального сообще­ства, то, в слу­чае сецессии, признается, что эта этническая группа реа­ли­зовала свое право на создание госу­дарства на территории, ко­то­рая явля­ется ее родиной. Но если такой силы (силовой или иной автори­тетной поддержки) нет, то эту этниче­скую группу просто не при­знают субъектом права на внешнее поли­ти­ческое само­определе­ние, а ее стремление к сецессии расце­нивается как преступная дея­тельность, уг­рожаю­щая целостно­сти госу­дар­ства. Воз­ни­кает впечатление, что права на непови­новение и внешнее поли­тиче­ское само­определение су­щест­вуют лишь как “право сильного”, “право силы”, достаточной для револю­ции или сецессии.

Но, с другой стороны, не всякая сила, способная осуще­ст­вить госу­дарственный переворот или сецессию, призна­ется со­времен­ным меж­дународно-правовым сообществом в каче­стве силы, имеющей право­вые основания. Так что оценка прав на неповино­вение и на внешнее политическое самоопределе­ние в качестве объяснительных категорий от­нюдь не отрицает собст­венно юри­ди­ческий характер этих категорий.

3.Юридическое понятие государственного суверенитета. Суверенитет есть качество независимости и верховенства власти. Суверенитет принадлежит тому властному субъекту, который обладает независимой и верховной властью.

Если в качестве такого субъекта выступает организация государственной власти (государство узком смысле), то следует говорить о государственном суверенитете. Говорить же о народном суверенитете можно лишь в том случае, если считать, что верховная и независимая власть осуществляется народом – совокупностью граждан (“непосредственная власть народа”).

Понятно, что может быть только одна суверенная власть – по определению суверенитета. Либо государственный суверенитет, либо суверенитет народный. Но, во-первых, последний противоречит самому понятию государства, ибо публичная политическая власть осуществляется не народом, а аппаратом, частью народа. Во-вторых, не существует народа как некой целостности, но существует множество индивидов, с разными и даже противоположными интересами. В-третьих, в демократическом конституционном государстве избрание высших должностных лиц “народом” – то, что изображается как “непосредственное осуществление народом своей власти” и якобы демонстрирует то, что источником государственной власти является народ, – в действительности представляет собой свободную конкуренцию индивидов и их групп в борьбе за доступ к формированию и осуществлению суверенной государственной власти. В-четвертых, о народном суверенитете предпочитают говорить те правители, которые присваивает себе способность выражать волю всего народа, те, кто изображает народ в виде некой абстрактной целостности и не допускает по отношению к своей власти никакой оппозиции.

В юридической интерпретации народа постулируется, что отдельный гражда­нин об­ла­дает правами по отношению к любому большинству людей, составляющих народ, и “народному правительству”, даже если оно реально выра­жает волю большинства. В этом отношении права че­ловека и гражданина защищают индивида от произвола большинства, от “народного сувере­нитета”, как и от любого деспотизма или абсолютизма. В ча­стности, та­кую за­щиту при­зван обеспечи­вать суд кон­сти­туцион­ной юрис­дик­ции. Такой суд вправе при­знавать за­коны, принятые органами народ­ного представитель­ства, даже принятые квалифи­цированным боль­шинст­вом, недейст­витель­ными (не имеющими юридической силы). Это оправ­дано тем, что высшей ценно­стью в пра­во­вом госу­дарстве признается человек, его права и сво­боды, а не воля некой большой группы – даже если она выражена в за­коне, приня­том пу­тем рефе­рендума.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве суверенная власть – это власть, осуществляемая аппаратом государства, а суверенитет – это суверенитет государственный, а не народный.

В си­ло­вой парадигме суверенитет государ­ства изобра­жа­ется как “право силы”, как верховенство вла­сти, не имеющей пра­вовых границ. С этой позиции внут­ренний су­ве­ренитет го­су­дар­ства означает ничем не свя­занную монопо­лию на принуж­дение, на при­ме­не­ние силы внутри страны (ни­ка­кая другая социаль­ная власть не вправе применять силу, если это не санкционировано государст­вом). Внут­рен­ний су­верени­тет трак­туется как “полновла­стие” – в том смысле, что организация верховной власти сама явля­ется ис­точ­ником и носи­телем всех возможных власт­ных полно­мочий и сама, произвольно, опре­деляет пре­делы этих пол­номочий (в частности, она может “самоограничиваться правом”). Внеш­ний же сувере­нитет объясняется не про­сто как независимостьгосу­дарства, но и как его принци­пиаль­ная несвязанность междуна­род­ными догово­рами, выполнение обяза­тельств лишь по сооб­ражениям силы или целе­сооб­разности. Та­кая пара­дигма соответствует исторически неразвитой правовой ситуации, но уже в XIX в. она устарела. В ча­стности, в этой пара­дигме невоз­можно объяс­нить природу и назначение кон­ституци­онного права (как отрасли, ус­танав­ли­вающей правовые пределы вла­сти внутри страны) и меж­дуна­родного права (как пра­вовой системы, ограни­чивающей силу в межго­су­дарствен­ных от­но­шениях).

В юридической трактовке государственный су­ве­рени­тет означает верховенство и независимость власти, подчи­нен­ной праву, монополию на принуждение в рамках право­мочий и независимость государства в рам­ках меж­дународ­ного право­порядка.

Внутренний государственный суверенитет в юридическом понимании – это право го­сударства на принуждение по отно­шению к субъ­ектам права, т.е. полномочие, ограниченное обязанностью при­знавать и соблюдать права этих субъектов. Свобода ин­ди­видов пер­вична по от­ношению к соз­да­ваемой ими организации госу­дар­ствен­ной власти, и правомо­чия государ­ственной власти произ­водны от этой свободы. Уста­навли­вая госу­дарствен­ную власть, инди­виды, образующие публично-правовую ас­социацию, отчуж­дают в пользу учреждаемой власти часть своей свободы и в этих пределах обя­зуются подчи­няться власти.

Официально-властное принуждение за пределами дозволенного правом – это такое же правонарушение, преступное насилие, как и противоправное принуждение со стороны частных лиц.

Внешний суверенитет – это равноправие, формальное равенство всех членов правового сообщества государств, взаимодействие государств по принципу: “свобода каждого государства в международных отношениях ограничена такой же свободой каждого другого государства”. Все государства обязаны в равной мере подчиняться нормам межгосударственного правового сообщества. И это не ограничение государственного суверенитета (это ограничение великодержавного произвола), а необходимое условие суверенитета всех государств. Ибо все государства могут быть суверенными только в рамках общего и одинакового для всех международного правопорядка. В противном случае “суверенными” (в смысле потестарной интерпретации суверенитета) будут лишь немногие – и то лишь до тех пор, пока не столкнутся с более сильными державами.

Территориальный принцип действия государственной власти. Государственная власть территориально "распространяется", т. е. воздействует, не на саму территорию, не на пространство, а на людей, находящихся в пределах определенной территории, в определенном пространстве, включая водное и воздушное. Таким образом, территориальный элемент государства — это пространство, в пределах которого действует власть определенного государства и которое эта власть защищает как жизненное пространство граждан или подданных.

Любая публичная власть в той или иной мере регулирует отношения подвластных к объектам, находящимся на территории действия этой власти, в частности, отношения к земле и другим природным ресурсам. Но территориальный элемент государства — это не объекты, составляющие государственную территорию.

Государство возникает с появлением собственности, с разделением частного владения (dominium) и публичной власти (imperium). Это еще не обособление сфер гражданского общества и государства, которое достигается в индустриальном обществе (в доиндустриальном, например феодальном, обществе власть может быть соединена с собственностью на землю), но это уже появление сферы экономической деятельности, свободной от публичной власти. Так что государственная власть может распространяться на объекты, включая природные, в пределах территории государства постольку, поскольку они находятся в государственной собственности, или постольку, поскольку отношения людей к этим объектам являются предметом правового регулирования.

Деспотическая же власть исключает свободу подвластных в отношении территориальных объектов, особенно в отношении земли и других природных ресурсов. Следовательно, она Распространяется на определенную территорию в более широком смысле, нежели государственная власть, а именно она Распространяется на все объекты, включая природные, находящиеся в пределах ее пространственного действия, полностью определяет отношения людей к этим объектам.

Территориальный и субстанциональный элементы государства. Территориальный элемент непосредственно свя-

552 Раздел VII. Государство: сущность, понятие, структура, функцци

зан с субстанциональным элементом государства. Территории на которых возникают государства, суть территории, освоенные этносами, формирующими государство.

Исторически государственность возникает в процессе перехода от кровнородственных форм социальной организации этносов к территориальной социальной (политической) организации. И первоначально государственная власть распространяется только на территорию обитания этнической общности, создающей государство. Затем кровнородственные связи на этой территории и даже этническая принадлежность отдельных людей утрачивают свое определяющее значение для социальной организации: государственная власть — это такая власть, которая распространяется на всех, кто находится на территории ее действия. Подобно тому как нация формируется на этнической основе, но затем в ее состав включаются подвластные независимо от их этнической принадлежности, территория государства возникает как территория обитания этноса, формирующего государство, но государственная власть распространяется на всех находящихся в пределах этой территории независимо не только от их этнической, но и от их государственной принадлежности.

Вместе с тем положение на территории государства лиц, принадлежащих и не принадлежащих к этому государству, различно. С точки зрения идеологии естественных прав человека граждане и неграждане должны быть равноправны в сфере личной свободы и собственности. Но в государстве до-индустриального общества даже в этой сфере положение граждан и неграждан могло существенно различаться. Кроме того, даже современное/ государство возлагает на своих подданных такие обязанности и дает им на своей территорий такую защиту и покровительство, которые не распространяются на иностранцев.

Итак, территориальный элемент — это не просто территория в признанных границах государства, а географическая область существования этнической общности, образовавшей государство. Это область, естественные границы которой предопределяют демаркацию и политическое признание границ-Но в тех случаях, когда территория государства изменяется в результате захвата других территорий, граница может быть установлена произвольно, вне связи с естественными грани цами проживания этносов, особенно если захватчика интере суют не людские, а природные ресурсы территории.

Политическое самоопределение этносов происходит на территории, которая является для них родиной. Следователь

Ti

Глава 2. Элементы государства 553

fjo, территория государства — это страна, являющаяся роди-цой для нации или ее этнического ядра1. Признание в современном мире естественных прав на самоопределение с необходимостью ведет к признанию естественного права этноса на родину, т. е. территориальное самоопределение2. С этой точки зрения территориальный элемент государства можно рассматривать как территорию, на которую нация, этнос, создающий государство, имеет право — право на родину. Однако возможна такая конфликтная ситуация, когда два этноса или две нации претендуют на одну и ту же географическую область как на свою родину. Примером служит Палестина, являющаяся родиной и для евреев, и для палестинских арабов. Разрешение такого конфликта происходит в пользу той нации (этноса), у которой достаточно силы для реализации территориальных притязаний и за которой стоит силовая поддержка мирового сообщества (великих держав). Вместе с тем силовое решение такого конфликта в пользу одного этноса не лишает другой этнос права на внутреннее политическое самоопределение на своей родине.

Изменение государственной территории. В общем учении о государстве основания изменения государственной территории ранее (до возникновения современного международного права) трактовались главным образом с силовой позиции. В частности, различались "оккупация", аннексия, цессия и адъюдикация3.

"Оккупацией" (лат. occupatio — занятие, завладение) называлось занятие территории, не принадлежащей другому государству. Так, колониальные державы придерживались доктрины, согласно которой "ничья" территория или страна, населенная неевропейскими аборигенами, может быть правомерно (в смысле старой доктрины) присоединена к европейскому государству путем "оккупации", в результате длительного фактического владения. Это понятие "оккупации" не

В любой нации есть хотя бы одно этническое ядро, для которого территория его государства является родиной. Так, североамериканскую (США) Нацию называют нацией эмигрантов. Но возникла она на основе англоязычного этнического ядра — этнической общности, которая сформиро-валась в XVII—XVIII вв. в колониях на территории будущих штатов водочного побережья, а затем колонизировала всю территорию современных США. errvthaler P. Allgemeine Staatslehre und Verfassungslehre. S. 49—50.

Fleiner-Gerster Th. Allgemeine Staatslehre. Berlin; Heidelberg; N. Y., 1980. S- 144—145; Zippelius R. Allgemeine Staatslehre. 7. Aufl. Munchen, 1980. S. 87—88.

554 Раздел VII. Государство: сущность, понятие, структура, функции

имеет ничего общего с существующими в международном праве понятиями occupatio belloca и occupatio pacifica/ Последние означают захват территории другого государства без ее формального включения в состав оккупирующего государства Аннексия (лат. annexio — присоединение) означает одностороннее, не основанное на договоре присоединение территории другого государства.

Сегодня с юридической точки зрения очевидно, что в обоих случаях речь идет лишь о расширении государственной территории de facto. Но ни факт аннексии, ни факт "оккупации" сами по себе не могут порождать юридических основании для включения территории в состав других государств, даже если речь не идет о присоединении территории в результате агрессии. Ибо если эти территории населены, то вопрос об их вхождении в то или иное государство может решаться только политическим самоопределением населения.

Цессия (лат. cessio — официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного государства к другому по договору. Нередко цессия происходит по окончании войны в результате заключения мирного договора. Как правило, при этом меняется государственная принадлежность населения передаваемой территории. Но чтобы не унижать национальное самосознание этого населения, жителям передаваемой территории часто предоставляется возможность оптации — право выбора гражданства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio — присуждение) — это переход спорной территории по решению компетентного международного суда. Здесь, как и в случае "оккупации безгосударственной территории", территория, присоединяемая к государству, рассматривается как некий "объект", на который некий властный "субъект" приобретает право собственности по давности владения, в результате присуждения и т. д. Очевидно, что такая позиция в вопросе о юридических основаниях присоединения к государству других территорий является результатом силовой трактовки права. Она соответствует феодальным или абсолютистским представлениям о территорий государства как о принадлежащей суверену с "людишками, "городишками", "сельцами" и т. д. и никоим образом не соответствует современному международному праву, праву наро-дов на самоопределение. Если бы речь шла о ненаселенных территориях, тогда можно было бы говорить об этих территориях как "объектах". Но если речь идет о населенных террИ" ториях, то в контексте современного международного право-порядка вопрос о правомерности изменения государственной

Глава 2. Элементы государства 555

принадлежности этих территорий не может решаться без и ромимо волеизъявления населения этих территорий. В частности, адъюдикация возможна лишь как подтверждение правовых последствий такого волеизъявления.

Таким образом, следует различать два принципиально возможных варианта изменения государственной территории — силовой и правовой. Критерий их различения — политическое самоопределение населения территорий.

Территориальный элемент непосредственно связан с суб­стан­цио­нальным элементом государства. Территории, на ко­торых возни­кают государства, суть территории, освоен­ные этно­сами, форми­рую­щими государство.

Исторически государственность возникает в процессе пе­ре­хода от кровнородственных форм социальной органи­за­ции эт­но­сов к террито­риальной социальной (политиче­ской) орга­ни­за­ции. И пер­воначально государственная власть рас­про­страня­ется только на территорию оби­тания этнической общ­ности, создаю­щей государ­ство. Затем кров­но­родствен­ные связи на этой терри­тории и даже этническая принадлеж­ность от­дельных лю­дей утра­чивают свое опреде­ляющее зна­чение для социаль­ной организа­ции: государст­венная власть – это такая власть, кото­рая распро­страняется на всех, кто находится на террито­рии ее действия, и в развитом государственно-правовом обще­нии “снимаются” этнические, расовые и подобные различия между людьми. По­добно тому как на­ция формиру­ется на эт­ни­ческой ос­нове, территория го­сударства воз­никает как терри­то­рия оби­тания этноса, форми­рующего го­сударство; но за­тем в состав нации включаются подвластные независимо от их этни­ческой при­над­лежности, и так же го­судар­ственная власть рас­простра­няется на всех, находя­щихся в пределах этой террито­рии – не­зави­симо не только от их этниче­ской, но и от их госу­дарствен­ной принадлежно­сти.

Вместе с тем на территории государства положение лиц, при­над­лежащих и не принадлежащих к этому государству, раз­лично. С точки зрения идеологии естественных прав че­ло­века граждане и неграждане, неравноправные в сфере политической активности, должны быть равноправны в сфере личной сво­боды и собственности. Но в государстве до­индуст­риального обще­ства даже в этой сфере по­ложение гра­ждан и неграждан могло суще­ст­венно различаться. Кроме того, даже современное госу­дарство возлагает на своих под­данных та­кие обязанности и дает им на своей тер­ритории та­кую защиту и по­кро­вительство, кото­рые не рас­пространяются на иностранцев. Гражданин го­судар­ства – это исторически последняя категория привилеги­рован­ного человека, последний привилегированный человек.

Итак, территориальный элемент – это не просто террито­рия в при­знанных грани­цах го­сударства, а географиче­ская об­ласть су­ществова­ния этнической общности, образовав­шей го­судар­ство. Это область, ес­тественные границы кото­рой предо­преде­ляют де­маркацию и полити­ческое призна­ние гра­ниц. Но в тех случаях, ко­гда территория государ­ства изме­няется в ре­зуль­тате захвата дру­гих территорий, гра­ница мо­жет быть ус­тановлена произ­вольно, вне связи с есте­ствен­ными грани­цами прожива­ния этно­сов – осо­бенно, если за­хватчика интересуют не люд­ские, а при­родные ре­сурсы тер­ритории.

Политическое самоопределение этносов происходит на тер­ри­то­рии, которая является для них родиной. Следова­тельно, терри­тория го­сударства – это страна, являю­щаяся ро­ди­ной для нации или ее этниче­ского ядра. Признание в со­времен­ном мире естест­венных прав на са­моопределение с не­обходимо­стью ведет к при­знанию естественного права эт­носа на родину, т.е. территориаль­ное самоопределение. С этой точки зрения терри­ториальный элемент государства можно рас­сматривать как территорию, на ко­торую нация, этнос, соз­дающий го­судар­ство, имеет право – право на ро­дину. Однако возможна такая кон­фликтная ситуация, когда два этноса или две нации претен­дуют на одну и ту же гео­графиче­скую об­ласть как на свою ро­дину. Примером слу­жит Палестина, яв­ляющаяся родиной и для евреев, и для пале­стин­ских арабов. Разрешение такого кон­фликта проис­ходит в пользу той нации (эт­носа), у которой дос­таточно силы для реализации террито­ри­аль­ных притязаний и за ко­торой стоит си­ловая поддержка мирового сообщества (ве­ли­ких держав). Вме­сте с тем силовое решение та­кого кон­фликта в пользу одного эт­носа не лишает другой этнос права на внут­рен­нее политическое самоопреде­ление на своей ро­дине.

Основания изменения госу­дар­ст­венной территории ранее (до возникновения совре­мен­ного ме­ж­ду­народного права) трактовались, главным образом, с си­ловой по­зи­ции. В частности, различались “оккупация”, аннек­сия, цес­сия и адъюдикация.




“Оккупацией” (лат. occupatio – занятие, завладение) на­зы­ва­лось за­нятие территории, не принадлежащей другому госу­дар­ству. Так, коло­ниальные державы придерживались док­трины, со­гласно которой “ничья” территория или страна, на­селенная неев­ропей­скими абориге­нами, может быть пра­во­мерно (в смысле ста­рой доктрины) присоеди­нена к евро­пей­скому госу­дарству путем “оккупации”, в резуль­тате дли­тель­ного фактиче­ского владения. Это понятие “оккупа­ции” не имеет ничего об­щего с существую­щими в международ­ном праве поня­тиями occupatio bellica и occu­pa­tio paci­fica. Послед­ние означают за­хват территории другого го­су­дар­ства без ее формального включения в со­став окку­пирую­щего го­су­дар­ства.

Аннексия (лат. annexio – присое­ди­нение) озна­чает одно­сто­роннее, не ос­нованное на дого­воре присоеди­нение территории другого го­сударства.

Сегодня, с юридической точки зрения, очевидно, что в обоих слу­чаях речь идет лишь о расширении государствен­ной тер­рито­рии de facto. Но ни факт аннексии, ни факт “оккупации” сами по себе не мо­гут порождать юридических оснований для включения территорий в состав других госу­дарств – даже если речь не идет о присоединении террито­рии в результате агрес­сии. Ибо если эти территории насе­лены, то вопрос об их вхож­дении в то или иное государство может ре­шаться только по­ли­тическим самоопреде­ле­нием населения.

Цессия (лат. cessio – официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории от одного го­су­дарства к другому по договору. Нередко цессия происхо­дит по окончании войны в результате заключения мирного до­го­вора. Как правило, при этом ме­няется госу­дар­ственная при­над­лежность на­селения передаваемой тер­рито­рии. Но чтобы не унижать нацио­нальное самосознание этого на­селения, жи­телям передаваемой территории часто предос­тавляется воз­можность оптации – право выбора гра­ждан­ства.

Адъюдикация (лат. adjudicatio – присуждение) – это пе­ре­ход спор­ной территории по решению компетентного ме­жду­на­род­ного суда.Здесь, как и в случае “оккупации безго­су­дар­ст­вен­ной терри­тории”, территория, присоединяемая к го­су­дар­ст­ву, рас­сматрива­ется как некий “объект”, на кото­рый не­кий вла­ст­ный “субъект” приобретает право собст­венности – по давно­сти вла­дения, в ре­зультате присужде­ния и т.д. Оче­видно, что такая по­зиция в во­просе о юриди­ческих ос­нова­ниях при­соеди­нения к государству других территорий явля­ется резуль­татом силовой трактовки права. Она соответ­ствует феодальным или абсолю­ти­стским пред­ставле­ниям о террито­рии государства как о при­надле­жащей суве­рену земле с “людишками”, “городишка­ми”, “сельцами” и т.д. и никоим образом не соот­ветствует со­времен­ному междуна­род­ному праву, праву наро­дов на самооп­ределе­ние. Если бы речь шла о ненасе­ленных территориях, то­гда можно было бы говорить об этих тер­риториях как “объек­тах”. Но если речь идет о насе­ленных террито­риях, то, в кон­тексте совре­мен­ного междуна­родного пра­вопо­рядка, вопрос о право­мерности из­менения го­сударственной при­надлеж­ности этих территорий не может решаться без и по­мимо волеизъ­явле­ния на­селения этих терри­торий. В ча­ст­ности, адъюдикация воз­можна лишь как под­тверждение правовых по­следствий такого волеизъявления.

Таким образом, следует различать два принципиально воз­мож­ных варианта изменения государственной террито­рии – си­ловой и право­вой. Критерий их различения – поли­тическое са­мо­определе­ние насе­ления территорий.

Институциональный элемент государства составляют инсти­туты государственной власти (государственно-властные учре­ж­дения). Это государственный аппарат, система государственных органов, или государство в узком смысле (правительство).

Потестарная интерпретация положения инди­вида в го­сударстве утверждает безуслов­ную обязан­ность под­чи­няться власти и признает права по от­ношению к госу­дар­ствутолько как права ок­трои­рованные. С юридической же позиции госу­дарст­венная власть, госу­дар­ст­венный суве­ренитет произ­водны от сво­боды людей, составляющих государство. С юридической точки зре­ния оправ­дана обя­занность пови­нове­ния государст­венной власти, но не может быть юри­диче­ской обязанности по­ви­но­ваться любой политической власти. Со вре­мен антич­ности поли­тико-правовая мысль при­знает право на непо­вино­ве­ние; в частно­сти, в со­временной науке различа­ются “консервативное” право на со­противление по­пыт­кам узур­пиро­вать власть в демократиче­ском конститу­ционном госу­дарстве (право на защиту сущест­вующего правового по­рядка) и револю­ционное право на непо­винове­ние тираниче­ской, правонарушаю­щей вла­сти. Если власть нетер­пимо на­рушает права чело­века, то это дает под­вла­ст­ным основа­ние реализовать свое право на (гражданское) неповиновение вплоть до восста­ния. Правда, ни теория, ни между­народно-право­вая практика не ставят вопрос о четких критериях, по­зволяющих устано­вить, до какого предела под­властные обя­заны повино­ваться и терпеть противоправ­ные проявления власти. Оче­видно, это вопрос кон­кретной право­вой и поли­тической куль­туры.

Право на неповиновение правонарушающей власти может и должно быть га­ран­тировано ми­ровым или макро­ре­гиональ­ным государст­венно-правовым сооб­ществом. Но здесь возникает вопрос о до­пустимо­сти силового вме­ша­тельства (“гуманитар­ной интер­венции”) и правовых основа­ниях та­кого вмешатель­ства со сто­роны право­вого сообще­ства го­су­дарств. По суще­ству, это тот же вопрос о пределах противо­прав­ности власти: до какого пре­дела междуна­родно-право­вое со­обще­ство обя­зано уважать су­верени­тет государства, в котором грубо нару­ша­ются права че­ловека? Или: каковы критерии, по­зво­ляющие различать право­мер­ные и юридиче­ски неоправ­данные акции неповиновения (со­противле­ния) противоправ­ному ре­жиму? В каких слу­чаях юри­дически до­пустимо вме­шиваться во внут­ренние дела суве­ренного госу­дарства ради защиты прав че­ло­века?

Исторический опыт показывает, что на практике о праве на не­по­виновение, на восстание говорят тогда, когда вос­ста­ние по­бе­дило. В противном случае говорят, что был бунт против закон­ной власти или попытка государственного пе­реворота, но власть вос­становила закон­ный порядок. От­сюда можно за­клю­чить, что право на неповиновение вплоть до восстания – это не норматив­ная, а объяснительная кате­го­рия: с помощью этой ка­тегории нельзя ус­тановить, до ка­ких пор сле­дует тер­петь произ­вол власти и когда его сле­дует считать нестерпи­мым; зато эта категория по­зволяет post factum давать правовое объяс­не­ние ре­волюций, ме­няющих ор­ганизацию власти.

По существу, то же самое относится и к правам на поли­ти­че­ское самоопределение, на родину: если у определенной эт­ни­че­ской группы достаточно силы или за ней стоит сило­вая под­держка ми­рового или макрорегионального сообще­ства, то, в слу­чае сецессии, признается, что эта этническая группа реа­ли­зовала свое право на создание госу­дарства на территории, ко­то­рая явля­ется ее родиной. Но если такой силы (силовой или иной автори­тетной поддержки) нет, то эту этниче­скую группу просто не при­знают субъектом права на внешнее поли­ти­ческое само­определе­ние, а ее стремление к сецессии расце­нивается как преступная дея­тельность, уг­рожаю­щая целостно­сти госу­дар­ства. Воз­ни­кает впечатление, что права на непови­новение и внешнее поли­тиче­ское само­определение су­щест­вуют лишь как “право сильного”, “право силы”, достаточной для револю­ции или сецессии.

Но, с другой стороны, не всякая сила, способная осуще­ст­вить госу­дарственный переворот или сецессию, призна­ется со­времен­ным меж­дународно-правовым сообществом в каче­стве силы, имеющей право­вые основания. Так что оценка прав на неповино­вение и на внешнее политическое самоопределе­ние в качестве объяснительных категорий от­нюдь не отрицает собст­венно юри­ди­ческий характер этих категорий.


Жена повелителя эльфов


Мир лишённый тайн


Карота Мудроты [18+]


Предначертанное (СИ)


Откриването на инсулин: Специално издание на столетието


Боль в твоей голове. Откуда она берется и как от нее избавиться


По-добре мъртви

Новые Комментарии

ukflbjkec

Вожди и разведка. От Ленина до Путина - Дамаскин Игорь Анатольевич

Как заказать икупить книгу. "Вожди и разведка.От Ленина до Путина" Дамаскин Игорь Анатольевич. У меня все книги этой тематики. А эту дала почитать и не вернули. Хочу иметь в своей библиотеке. Помогите,

Ее холодное пламя - Веймар Ника

LaraI63

Жестокий Отбор - Гринберга Оксана

Такое ощущенеие, что автор слишком любит "Голодные игры" и много что скопировала оттуда - типажи героев, сам отбор, антураж. Примерно на середине стало скучно - основной сюжет развивается слабо, погрязнув в

Александр Львов

Аутем. Книга 1 - Кронос Александр

за такую муть еще денег хотят

Жить и умереть в Париже - Лоули Надя

очень не удобно что нет памяти на остановке прочтения .Каждый раз начинается сначала. А книга очень хорошая и чтеца прекрасная

Восьмой Лист [litres] - Керн Максим Александрович

Автор привет.давай проду книна очень зацепила

SocialEX

Kujin Крыло отбрасывает тень - Оришин Вадим Александрович

Просто нет слов. Как можно настолько подробно, практически до мельчайших деятелей, прописать даже второстепенных персонажей? Прекрасные сюжетные качели, Ружья Чехова устроили перекрестный

Популярные Книги


Любовь начинается с боли


Джури козака Швайки


Архивариус


Мужчины с Марса, женщины с Венеры


Мы с истекшим сроком годности (СИ)


Сказка о самоубийстве


Великан на поляне или первые уроки экологической этики


Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера

Исторические любовные романы

Помогите пожалуйста вспомнить исторический любовный роман. Главные герои должны были пожениться. Но героиню обвинят в измене и они расстанутся. Потом герой узнаёт правду и шантажом заставит героиню

Скачивание книг

Lorochka

Помогите вспомнить сборник рассказов

Очень прошу, помогите вспомнить это был сборник рассказов писательницы, опубликованный в 80-гг 20 века, в одном из них главная героиня девушка Нина, очень скромная по характеру. Она помогает незнакомой

Саша Крылова

Помогите пожалуйста вспомнить книгу

Книга является романом, по сюжету рассказывает о девушке, которая вышла замуж не по любви, МВД часто избивал и дочь в связи с этим перестала разговаривать, пока главная героиня не встретила прекрасного


Жена повелителя эльфов


Мир лишённый тайн


Карота Мудроты [18+]


Предначертанное (СИ)


Откриването на инсулин: Специално издание на столетието


Боль в твоей голове. Откуда она берется и как от нее избавиться


По-добре мъртви

Новые Комментарии

ukflbjkec

Вожди и разведка. От Ленина до Путина - Дамаскин Игорь Анатольевич

Как заказать икупить книгу. "Вожди и разведка.От Ленина до Путина" Дамаскин Игорь Анатольевич. У меня все книги этой тематики. А эту дала почитать и не вернули. Хочу иметь в своей библиотеке. Помогите,

Ее холодное пламя - Веймар Ника

LaraI63

Жестокий Отбор - Гринберга Оксана

Такое ощущенеие, что автор слишком любит "Голодные игры" и много что скопировала оттуда - типажи героев, сам отбор, антураж. Примерно на середине стало скучно - основной сюжет развивается слабо, погрязнув в

Александр Львов

Аутем. Книга 1 - Кронос Александр

за такую муть еще денег хотят

Жить и умереть в Париже - Лоули Надя

очень не удобно что нет памяти на остановке прочтения .Каждый раз начинается сначала. А книга очень хорошая и чтеца прекрасная

Восьмой Лист [litres] - Керн Максим Александрович

Автор привет.давай проду книна очень зацепила

SocialEX

Kujin Крыло отбрасывает тень - Оришин Вадим Александрович

Просто нет слов. Как можно настолько подробно, практически до мельчайших деятелей, прописать даже второстепенных персонажей? Прекрасные сюжетные качели, Ружья Чехова устроили перекрестный

Популярные Книги


Любовь начинается с боли


Джури козака Швайки


Архивариус


Мужчины с Марса, женщины с Венеры


Мы с истекшим сроком годности (СИ)


Сказка о самоубийстве


Великан на поляне или первые уроки экологической этики


Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера

Исторические любовные романы

Помогите пожалуйста вспомнить исторический любовный роман. Главные герои должны были пожениться. Но героиню обвинят в измене и они расстанутся. Потом герой узнаёт правду и шантажом заставит героиню

Скачивание книг

Lorochka

Помогите вспомнить сборник рассказов

Очень прошу, помогите вспомнить это был сборник рассказов писательницы, опубликованный в 80-гг 20 века, в одном из них главная героиня девушка Нина, очень скромная по характеру. Она помогает незнакомой

Саша Крылова

Помогите пожалуйста вспомнить книгу

Книга является романом, по сюжету рассказывает о девушке, которая вышла замуж не по любви, МВД часто избивал и дочь в связи с этим перестала разговаривать, пока главная героиня не встретила прекрасного

Читайте также: