Ответственность стоянки за сохранность авто судебная практика

Обновлено: 27.04.2024

ДД.ММ.ГГГГ ответчику вручено требование (уведомление) об оплате задолженности в течение 7 дней с момента его получения. Поскольку требование оставлено без удовлетворения, истец обратился с иском в суд.

Представитель истца Иванова И.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика стоимость хранения транспортного средства ****, государственный регистрационный знак *** на специализированной стоянке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 379176 рублей, проценты за просрочку отплаты стоимости хранения транспортного средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1608 рублей 86 копеек.

Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о взыскании с ответчика стоимости хранения транспортного средства на специализированной стоянке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 89448 рублей, процентов за просрочку отплаты стоимости хранения транспортного средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 350 рублей 23 копейки, прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.

Ответчик Гарцуев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, лично под расписку.

Третье лицо Сакин С.С. в судебное заседание также не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

С учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают для сторон из договора, вследствие причинения вреда или из иных оснований.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в том числе задержание транспортного средства.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Согласно ч. 11 ст. 27.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей обязательства хранения и ответственность за их неисполнение, применяются к обязательствам хранения, возникшим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

В соответствии с п.1 ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Согласно ст. 896 Гражданского кодекса Российской Федерации вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. Если по истечении срока хранения, находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечении срока хранения.

Согласно ст. 889 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.

Таким образом, из совокупности указанных норм права следует, что основанием для возникновения гражданско-правового обязательства юридических лиц по хранению задержанных транспортных средств является исполнение публично-правовой обязанности, возлагаемых на них в силу закона, поскольку основанием для помещения автомобиля на специализированную стоянку является не договор хранения, заключаемый с его владельцем, а протокол о задержании транспортного средства.

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.21 мин. Сакин С.С., не имея права управления двигался на транспортном средстве ****, государственный регистрационный знак *** по , где был остановлен сотрудниками ГИБДД и не выполнил законного требования о прохождении медицинского освидетельствования.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Сакин С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного ареста на 12 суток.

Данным решением Павловского районного суда Алтайского края установлены вышеуказанные обстоятельства.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При этом, ответчик Гарцуев А.В. участвовал при рассмотрении указанного гражданского дела в качестве третьего лица, давал пояснения об обстоятельствах дела, имеющих отношение к задержанию транспортного средства и его хранению на специализированной стоянке.

Таким образом, Гарцуев А.В., знал о задержании и помещении на специализированную стоянку принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С учетом указанных выше норм права, именно собственник транспортного средства, имеющий документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения транспортным средством имел право и возможность истребовать с хранения принадлежащее ему транспортное средство.

Вместе с тем, достоверно зная о том, что лицо, совершившее административное правонарушение Сакин С.С. не имеет возможности забрать данное транспортное средство со специализированной стоянки (истребовать с хранения) в силу отсутствия у него документов на транспортное средство и права управления транспортным средством, собственник транспортного средства Гарцуев А.В. за его истребованием не обращался, каких-либо мер по возврату с хранения принадлежащего ему транспортного средства до настоящего времени не предпринял.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно на Гарцуеве А.В. лежит обязанность по возмещению убытков, связанных с осуществлением хранения задержанного транспортного средства.

Доказательств наличия обстоятельств, которые являются основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств в судебном заседании не установлено, наличие задолженности ответчиком не оспорено.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком от истца получено требование об оплате задолженности в течение 7 дней с момента получения настоящего уведомления.

Вместе с тем до настоящего времени указанное требование ответчиком не выполнено, какого–либо ответа на указанное требование не представлено.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ ***, с ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории Алтайского края.

Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате хранения транспортного средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 379176 рублей, из расчета: 259 дней* 24 часа * 61 рубль.

Проверяя представленный истцом расчет суммы долга, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в виде конкретных арифметических действий, доступных для проверки в полном объеме. Принцип выполнения расчета, примененный истцом, судом проверен. Указанный принцип и порядок совершения арифметических действий, выполненных истцом, является верным, сомнений не вызывает.

Также истец просит взыскать с ответчика проценты за просрочку оплаты стоимости хранения транспортного средства за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата истечения срока по требованию об оплате задолженности) по ДД.ММ.ГГГГ (день подачи иска в суд) в размере 1 608 рублей 86 копеек.

В соответствии с п.1 ст. 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Расчет процентов судом проверен и принимается как правильный, контррасчет ответчиком не представлен.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию начисленные проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 608 рублей 86 копеек, из расчета 354288 рублей (сумма долга на ДД.ММ.ГГГГ) *17 дней* 9,75%/365.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче настоящего искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 7906 рублей, из них 1147 рублей 03 копейки возвращены истцу, в связи с частичным отказом от исковых требований (определением от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку уточненные исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме, то с ответчика подлежит взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 6758 рублей 97 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула.

Судья О.С. Пойлова

Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2017 года.

верно, секретарь судебного заседания

Решение не вступило в законную силу на 04.07.2017

секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в гражданском деле №2-2205/2017 Индустриального районного суда города Барнаула

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании незаконными постановлений

Шукало А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Индустриального района г.Барнаула, Татьянину С.С, в котором просил признать незаконными и отменить постановления администрации Индустриального района г.Барнаула *** .


Верховный суд решил – автостоянки должны отвечать за сохранность машин

Необходимое тысячам автомобилистов решение вынес Верховный суд. Его Судебная коллегия по гражданским делам четко растолковала, в каких ситуациях за повреждение машины, оставленной гражданином на стоянке, отвечают ее охранники.

Верховный суд решил – автостоянки должны отвечать за сохранность машин

Кто и что должен доказывать в подобной спорной ситуации и какими конкретно нормами закона может руководствоваться гражданин, если его машине, оставленной на парковке, нанесен ущерб по материалам решения Верховного суда разъясняет Российская газета.

Подобные конфликты между автомобилистами и охранниками автостоянок уже давно не редкость. Все знают, что деньги с гражданина хозяева автостоянок брать никогда не забывают, но при этом стараются за машину и все, что с ней произойдет, не отвечать. В споре хозяина пострадавшей машины и охранников автостоянки Верховный суд встал на сторону автовладельца.

Спор, который пересматривал Верховный суд, начался в городе Калининграде. Там на охраняемой автостоянке, которая принадлежала некой фирме, ночью сгорел автомобиль. Машина была не новая, но все равно жалко. На место пожара приехала полиция. Было возбуждено уголовное дело, так как следователь точно установил - загорелось авто не само по себе, это был поджог. Хозяйку машины признали потерпевшей по уголовному делу. Но того, кто это сделал, так и не нашли.

Пострадавшая гражданка свои претензии изложила в иске. Ответчик - фирма, владелец автостоянки. Хозяйка машины посчитала, что стоянка не обеспечила надлежащее хранение машины. А раз так, то пусть за нее заплатит. Фирма на суд не явилась, и решение райсуда было заочным.
Суд согласился с хозяйкой сгоревшей машины. Жалобу в областной суд подала уже фирма, и районное решение там отменили, посчитав, что вины охранников нет никакой.

Истица дошла до Верховного суда, который проанализировал дело и решил, что пострадавшая автовладелица была права.
Вот как рассуждал Верховный суд. Рассматривая дело, районный судья посчитал доказанным, что между гражданкой и фирмой были совершены действия по сдаче-принятию автомобиля на хранение. То есть заключен договор хранения. А еще местный суд сказал, что фирма-ответчик, фактически принявшая на сохранение машину, не обеспечила ее нормальное содержание и не контролировала качество охраны объекта. Отменяя это решение, областной суд сослался на то, что доказательств заключения договора на хранение машины между сторонами нет. И вообще, сказал облсуд, место, где стояла машина, вовсе не автостоянка, а парковка.

С такими доводами Верховный суд не согласился и заявил следующее.

По статье 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется сохранить вещь, переданную ей другой стороной, которую на юридическом языке зовут поклажедателем, и вернуть в том виде, в котором взяла. По следующей, 887-й статье Гражданского кодекса такой договор должен быть в письменной форме. Простая письменная форма такого договора считается соблюденной, если взятие вещи на хранение удостоверено распиской, квитанцией, жетоном, номером - всем, что удостоверяет прием вещи на хранение. А еще ВС подчеркнул - несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетелей.

Статья 162 Гражданского кодекса говорит о том, что даже без письменной формы сделки в таком случае в споре можно приводить другие доказательства.
Другими словами, несоблюдение простой письменной формы не делает договор хранения недействительным, а только ограничивает стороны в средствах доказывания.

А теперь о терминах, которые имеют основное значение в такого рода конфликтах. Так, место хранения машины в таком случае - это парковка или автостоянка? По Градостроительному кодексу парковкой считается специально обозначенное место, которое может быть одновременно частью дороги или примыкает к ней. А может быть частью тротуара или обочины. Парковка предназначена для организации стоянки транспорта за деньги или даром. Последнее решает собственник здания или земли. Такое же определение парковки есть и в Правилах дорожного движения.

Вывод из всего сказанного таков: парковка - это элемент благоустройства дорог, зданий, тротуаров и прочего. Она выполняет вспомогательную роль в организации стоянки транспорта.

Ну, а работу автостоянок регулируют Правила оказания услуг автостоянок. Их утвердило правительство 17 ноября 2001 года (N 795). Там написано, что автостоянкой является здание, часть его или специальная площадка для хранения транспортных средств. По правилам оказания услуг автостоянок (пункт 32) в случае утраты, хищения, повреждения или "нарушения комплектности" машины при хранении на стоянке хозяин стоянки обязан возместить ущерб. Если из-за повреждения качество машины изменилось настолько, что пользоваться ею нельзя, водитель может требовать от хранителей возмещения полной стоимости машины.

Верховный суд особо подчеркнул, если суды выясняют, было ли место, где пострадал автомобиль, парковкой или автостоянкой, то они должны исходить из конкретных обстоятельств, говорящих о назначении площадки. В частности: самостоятелен ли этот объект, есть ли оборудование, ограждения, как оформлен въезд и выезд машин.

По Правилам оказания услуг автостоянок, если услуга предусматривает, что машина будет регулярно приезжать и уезжать, то при заключении договора оформляется постоянный пропуск. В нем записывается марка машины, ее госномер, место на стоянке, срок окончания действия пропуска. Если машину поставили, как говорится, разово (на срок больше суток), то заключением договора будет выданная расписка или квитанции с номером машины. Обязанность оформления документов и учета полученных от клиентов денег лежит на исполнителе услуг.

В нашем случае факт того, что сгоревшая машина стояла на территории фирмы и то, что ее туда поставил владелец - доказанный факт, который ни одна из сторон не оспаривала.

Из материалов дела видно, что территория стоянки, где сгорела машина, обособлена. Там есть ограждение, охрана, КПП, оборудован въезд. Из договора фирмы с городом видно, что она арендовала земли именно для автостоянки. И эксплуатация автостоянки - это один из основных видов деятельности фирмы. Автовладелица, судя по документам, ежемесячно платила фирме 1800 рублей. Но квитанции, которые одновременно были и пропуском на стоянку, сгорели вместе с машиной. Отбиваясь в суде от претензий, фирма доказывала, что машину у гражданки они приняли не на условиях хранения, а просто предоставили парковочное место. По мнению Верховного суда, фирма ничем не подтвердила свои слова. У коммерсантов не оказалось на руках данных, сколько женщина им платила, не было доказательств, что коммерсанты приняли машину только на условиях парковки и без условий сохранения .

ВС подчеркнул, что оформление договора и кассово-бухгалтерский учет оплаты услуги лежат на исполнителе услуги. То есть на фирме. А утрата гражданкой квитанции - не основание для лишения потребителя прав, предусмотренных законодательством.

Еще Верховный суд обратил внимание на правила оказания услуг автостоянки, которые в суд принесла фирма. Эти правила подписал ее директор. И там сказано, что стоянка вообще не несет никакой ответственности за утрату или повреждение машин. Судебная коллегия по гражданским делам на это заявила - апелляция проигнорировала, что есть Правила оказания услуг автостоянок, которые утвердило правительство страны. И там сказано, что исполнитель как раз несет ответственность за хранение автотранспорта.

По закону профессиональный хранитель, каким является стоянка, освобождается от возмещения ущерба только в том случае, если докажет, что вред причинен "обстоятельствами непреодолимой силы" или если вред случился из-за "свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен". Поджог к таким случаям не относится.


Необходимое тысячам автомобилистов решение вынес Верховный суд. Его Судебная коллегия по гражданским делам четко растолковала, в каких ситуациях за повреждение машины, оставленной гражданином на стоянке, отвечают ее охранники. А также разъяснила, кто и что должен доказывать в подобной спорной ситуации. И какими конкретно нормами закона может руководствоваться гражданин, если его машине, пока она оставалась на парковке, нанесен ущерб.

Подобные конфликты между автомобилистами и охранниками автостоянок уже давно не редкость. Все знают, что деньги с гражданина хозяева автостоянок брать никогда не забывают, но при этом стараются за машину и все, что с ней произойдет, не отвечать. В споре хозяина пострадавшей машины и охранников автостоянки Верховный суд встал на сторону автовладельца.

Спор, который пересматривал Верховный суд, начался в городе Калининграде. Там на охраняемой автостоянке, которая принадлежала некой фирме, ночью сгорел автомобиль. Машина была не новая, но все равно жалко. На место пожара приехала полиция. Было возбуждено уголовное дело, так как следователь точно установил — загорелось авто не само по себе, это был поджог. Хозяйку машины признали потерпевшей по уголовному делу. Но того, кто это сделал, так и не нашли.

Пострадавшая гражданка свои претензии изложила в иске. Ответчик — фирма, владелец автостоянки. Хозяйка машины посчитала, что стоянка не обеспечила надлежащее хранение машины. А раз так, то пусть за нее заплатит. Фирма на суд не явилась, и решение райсуда было заочным.

Суд согласился с хозяйкой сгоревшей машины. Жалобу в областной суд подала уже фирма, и районное решение там отменили, посчитав, что вины охранников нет никакой.

Истица дошла до Верховного суда, который проанализировал дело и решил, что пострадавшая автовладелица была права.

Вот как рассуждал Верховный суд. Рассматривая дело, районный судья посчитал доказанным, что между гражданкой и фирмой были совершены действия по сдаче-принятию автомобиля на хранение. То есть заключен договор хранения. А еще местный суд сказал, что фирма-ответчик, фактически принявшая на сохранение машину, не обеспечила ее нормальное содержание и не контролировала качество охраны объекта. Отменяя это решение, областной суд сослался на то, что доказательств заключения договора на хранение машины между сторонами нет. И вообще, сказал облсуд, место, где стояла машина, вовсе не автостоянка, а парковка.

С такими доводами Верховный суд не согласился и заявил следующее.

По статье 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется сохранить вещь, переданную ей другой стороной, которую на юридическом языке зовут поклажедателем, и вернуть в том виде, в котором взяла. По следующей, 887-й статье Гражданского кодекса такой договор должен быть в письменной форме. Простая письменная форма такого договора считается соблюденной, если взятие вещи на хранение удостоверено распиской, квитанцией, жетоном, номером — всем, что удостоверяет прием вещи на хранение. А еще ВС подчеркнул — несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетелей.

Статья 162 Гражданского кодекса говорит о том, что даже без письменной формы сделки в таком случае в споре можно приводить другие доказательства.

Другими словами, несоблюдение простой письменной формы не делает договор хранения недействительным, а только ограничивает стороны в средствах доказывания.

А теперь о терминах, которые имеют основное значение в такого рода конфликтах. Так, место хранения машины в таком случае — это парковка или автостоянка? По Градостроительному кодексу парковкой считается специально обозначенное место, которое может быть одновременно частью дороги или примыкает к ней. А может быть частью тротуара или обочины. Парковка предназначена для организации стоянки транспорта за деньги или даром. Последнее решает собственник здания или земли. Такое же определение парковки есть и в Правилах дорожного движения.

Вывод из всего сказанного таков: парковка — это элемент благоустройства дорог, зданий, тротуаров и прочего. Она выполняет вспомогательную роль в организации стоянки транспорта.

Ну, а работу автостоянок регулируют Правила оказания услуг автостоянок. Их утвердило правительство 17 ноября 2001 года (N 795). Там написано, что автостоянкой является здание, часть его или специальная площадка для хранения транспортных средств. По правилам оказания услуг автостоянок (пункт 32) в случае утраты, хищения, повреждения или "нарушения комплектности" машины при хранении на стоянке хозяин стоянки обязан возместить ущерб. Если из-за повреждения качество машины изменилось настолько, что пользоваться ею нельзя, водитель может требовать от хранителей возмещения полной стоимости машины.

Верховный суд особо подчеркнул, если суды выясняют, было ли место, где пострадал автомобиль, парковкой или автостоянкой, то они должны исходить из конкретных обстоятельств, говорящих о назначении площадки. В частности: самостоятелен ли этот объект, есть ли оборудование, ограждения, как оформлен въезд и выезд машин.

По Правилам оказания услуг автостоянок, если услуга предусматривает, что машина будет регулярно приезжать и уезжать, то при заключении договора оформляется постоянный пропуск. В нем записывается марка машины, ее госномер, место на стоянке, срок окончания действия пропуска. Если машину поставили, как говорится, разово (на срок больше суток), то заключением договора будет выданная расписка или квитанции с номером машины. Обязанность оформления документов и учета полученных от клиентов денег лежит на исполнителе услуг.

В нашем случае факт того, что сгоревшая машина стояла на территории фирмы и то, что ее туда поставил владелец — доказанный факт, который ни одна из сторон не оспаривала.

Из материалов дела видно, что территория стоянки, где сгорела машина, обособлена. Там есть ограждение, охрана, КПП, оборудован въезд. Из договора фирмы с городом видно, что она арендовала земли именно для автостоянки. И эксплуатация автостоянки — это один из основных видов деятельности фирмы. Автовладелица, судя по документам, ежемесячно платила фирме 1800 рублей. Но квитанции, которые одновременно были и пропуском на стоянку, сгорели вместе с машиной. Отбиваясь в суде от претензий, фирма доказывала, что машину у гражданки они приняли не на условиях хранения, а просто предоставили парковочное место. По мнению Верховного суда, фирма ничем не подтвердила свои слова. У коммерсантов не оказалось на руках данных, сколько женщина им платила, не было доказательств, что коммерсанты приняли машину только на условиях парковки и без условий сохранения.

ВС подчеркнул, что оформление договора и кассово-бухгалтерский учет оплаты услуги лежат на исполнителе услуги. То есть на фирме. А утрата гражданкой квитанции — не основание для лишения потребителя прав, предусмотренных законодательством.

Еще Верховный суд обратил внимание на правила оказания услуг автостоянки, которые в суд принесла фирма. Эти правила подписал ее директор. И там сказано, что стоянка вообще не несет никакой ответственности за утрату или повреждение машин. Судебная коллегия по гражданским делам на это заявила — апелляция проигнорировала, что есть Правила оказания услуг автостоянок, которые утвердило правительство страны. И там сказано, что исполнитель как раз несет ответственность за хранение автотранспорта.

По закону профессиональный хранитель, каким является стоянка, освобождается от возмещения ущерба только в том случае, если докажет, что вред причинен "обстоятельствами непреодолимой силы" или если вред случился из-за "свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен". Поджог к таким случаям не относится.

Платные автостоянки прочно вошли в нашу жизнь. Большая часть автовладельцев давно позабросили гаражи в силу дальности кооперативов и пользуются охраняемыми стоянками. Что может быть проще: оставил машину, заплатил деньги, получил талон и спи спокойно. Оказывается, не так просто обстоит дело с платными стоянками. Прежде, чем оставить железного друга на попечение сторожей - ознакомьтесь, за что именно они несут ответственность.

Ставить - не ставить?

Зачастую вопрос "ставить или не ставить машину на стоянку?" не возникает. Ставить авто во дворе негде или не безопасно. А уж, если агрегат уникальный или дорогой - выбора не остается.

Возможно, в вашем районе рядом с домом находятся сразу несколько платных автостоянок. Какую выбрать? Не будете же при каждом посещении просить документы и подписывать договор. Достаточно оценить внешний вид парковки.

Уважающие себя владельцы не будут разбивать "шатер посреди поля". Если стоянка обнесена "сеткой рабица", а машины предлагают оставлять прямо в лужах грязи - подумайте, кому вы оставляете свою любимицу.

Если вам кажется, что все автостоянки - это отгороженный кусочек охраняемой территории, то все не так просто.

В России автостоянки представлены сразу нескольких видов (зависит от времени пребывания там автомобилей). Долгосрочное хранение аля гараж обеспечивают постоянные парковки для жителей своего района. Сезонные автостоянки возникают чаще всего стихийно в местах активного отдыха и закрываются с окончанием сезона. В местах массового скопления людей располагаются дневные стоянки. А для пребывания в темное время суток и спокойного сна автовладельцев представлены ночные стоянки. Именно такие в российских городах пользуются большой популярностью.

Современная парковка в обязательном порядке должна иметь твердое покрытие (асфальт или щебенку - в зависимости от места расположения). Обязательно обратите внимание на ограждение и место охранника: достаточно ли высоко расположена вышка, будет ли видна ваша машина с любой точки положения сторожа.

Вообще, главное действующее лицо на парковке - именно охранник. На цивилизованной стоянке вряд ли это будет дедуля бомжеватого вида. На хороших парковках приемщиками работают грамотные специалисты, способные различить все виды Toyota.

Оставляя автомобиль, проверьте правила хранения. Обычно они размещаются в печатном виде в будке приемщика.

За сохранность автомобиля администрация ответственность несет

Оставляя автомобиль на стоянке - убедитесь, что она имеет должную документацию и является охраняемой территорией. У любой официально существующей организации существуют фиксированные "Правила", в которых отмечены основные пункты хранения автомобиля. В "Правилах" должны быть оговорены условия приема автомобилей, юридические адрес и название компании, реквизиты, время работы стоянки, перечень услуг, тарифы, координаты владельцев стоянки, перечень категорий льготников и другие обязательные документы.

Наряду с одноразовым помещением автомобиля на хранение, практически все стоянки готовы предоставить долговременное сотрудничество. Это гарантирует, что для вас всегда найдется место даже на переполненной парковке. Вы можете выбрать и "застолбить" наиболее удобное место, которое никто не займет.

Транспортный налог: как не запутаться

Лишают прав: что делать?

  • Оставляя автомобиль на платной стоянке, убедитесь в наличии документов у владельцев стоянки
  • Внимательно оформляйте квитанции и договоры
  • Четко следуйте фиксированным "Правилам" хранения автомобилей
  • В случае нанесения порчи имуществу или угона автомобиля - обращайтесь в правоохранительные органы. Закон на вашей стороне!

Для долговременного сотрудничества не достаточно знать приемщика в лицо, нужно оформить письменный договор. В документы прописывается название и координаты фирмы, предоставляющей услугу, данные клиента, марка автомобиля, гос. знак, цена услуг, примерная стоимость автомобиля (по договоренности клиент-владелец стоянки), дата, подписи. Договор можно заключить с любым приемщиком, если он имеет право подписи. Клиенту выдается постоянный пропуск для въезда на стоянку. В случае досрочного расторжения договоренностей, владелец парковки обязан вернуть неизрасходованную часть оплаченной суммы.

Не зарекайся

И самое главное: если случилось ЧП и автомобиль угнали/помяли/сломали зеркало - кто несет ответственность? Читайте внимательно "Правила" именно вашей стоянки. Там должна быть прописана ответственность владельца парковки за оставленные на его территории автомобили.
Если случилась непредвиденная ситуация, а приемщики не готовы взять вину на себя - смело звоните по номерам владельцев парковки. Обычно они лично отвечают за сохранность вашего передвижного средства. И сломанное зеркало, скорее всего, оплатят из своего кармана, чтобы не связываться с бумажной волокитой.

А если случилась ситуация более непредвиденная и автомобиль угнали? Вызывайте на место наряд милиции - это уже уголовное дело. В лучшем случае, работой над угоном обязаны работать владельцы парковки, а вам сообщать информацию о ходе розыска. Нечистых на руку владельцев можно адресовать отделу по защите прав потребителей. Пока милиция будет искать угнанный автомобиль, правозащитники проверят законность деятельности парковки и привлекут в судебном порядке за нарушение правил договора

Но учитывайте, действовать нужно оперативно: милиция и правозащитники продуктивно работают "по свежим следам".

Как говорят опытные автовладельцы: сохранность автомобиля зависит от внимательности хозяина. Выиграть судебную тяжбу с администрацией стоянки можно, но долго. Чтобы не допустить волокиты, нужно предельно внимательно отнестись к заполнению документов. Правильно оформленная квитанция гарантирует ответственность владельцев парковки за ваш автомобиль. Это закреплено Письмом ГНС РФ № НИ-6-14/320 от 30.08.1994 "О формах документов строгой отчетности". Хранение автомобиля на стоянке регламентируется главой 47 ГК РФ.

Читайте также: