Отказ в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг судебная практика

Обновлено: 08.05.2024

Назначение, приостановление, прекращение, возобновление предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидия) либо отказ в ее предоставлении осуществляется по решению филиала (отдела филиала) государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения (далее — ГКУ РЦСПН).

Основания для приостановления предоставления субсидии

1) Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:

а) неуплата получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

б) невыполнение получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате ЖКУ;

в) непредставление получателем субсидии в месячный срок в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН по месту жительства документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства получателя субсидии либо изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).

2) Основанием для приостановления (не более чем на 1 месяц) рассмотрения филиалом (отделом филиала) ГКУ РЦСПН заявления о предоставлении субсидии в виде электронного документа (пакета документов) является непредставление всех или части документов, подлежащих представлению заявителем, в течение 10 дней со дня направления заявления в виде электронного документа (пакета документов).

Основания для прекращения предоставления субсидии

Основаниями для прекращения предоставления государственной услуги являются:

а) изменение места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представление заявителем и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо непредставление получателем субсидии в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН по месту жительства документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства получателя субсидии либо изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии), в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашение задолженности или несогласование срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Основания для отказа в предоставлении субсидий

1) Основаниями для отказа в назначении субсидии являются:

а) представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, в том числе если:

- сведения, указанные в заявлении и в предоставленных заявителем документах, явно не соответствуют фактическим обстоятельствам, о котором заявителю известно в момент предоставления заявления и соответствующих документов;

- гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, при наличии документально подтвержденных сведений;

- представлен неполный пакет документов, подлежащих представлению заявителем;

в) несоответствие представленных документов условиям, указанным в Перечне категорий граждан, имеющих право на получение субсидии, в том числе если в результате расчета субсидии по формулам, предусмотренным пунктами 23 и 24 Правил, получилась отрицательная величина либо нулевое значение (до копеек).

2) Основания для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления субсидии, не предусмотрены.

Основания для возобновления предоставления субсидий

Основанием для возобновления предоставления субсидии является поступление в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН документов, подтверждающих выполнение одного из следующих условий:

1) погашение задолженности по оплате ЖКУ или согласование срока ее погашения;

2) выполнение получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате ЖКУ;

3) наличие уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок):

а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности;

в) непредставления получателем субсидии в месячный срок в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН по месту жительства документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства получателя субсидии.

УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЧЕРЕЗ ИХ УХУДШЕНИЕ

Узнав о возможности получить деньги на улучшение своих жилищных условий, супруги Хадисовы решили, что Гургену следует выписаться из квартиры матери в городе и прописаться в селе в доме тещи. Это было сделано с целью, во-первых, показать, что молодая семья проживает в сельской местности, во-вторых, — нуждается в улучшении жилищных условий, так как имеет меньше установленного минимума жилой площади на одного человека.

Деньги нельзя было просто снять со счета, поскольку Типовое положение предписывало банкам производить списание средств только в адрес продавцов жилья, подрядчиков строительства жилья, застройщика, указанного в договоре долевого участия и т. п.

Хадисова представила в банк договор покупки строительных материалов, предназначенных для строительства жилого помещения, на всю сумму. Таким образом, деньги со счета были списаны и использованы.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБВИНЕНИЯ

Свидетельские показания. Безусловно, свидетельские показания можно назвать ключевыми доказательствами виновности супругов Хадисовых. Часть свидетелей — сотрудники администрации муниципалитета, которые проверяли и оформляли документы для последующего включения Хадисовых в программу поддержки жителей села, исчерпывающе изложили только законную часть общения с ними: как принимали документы, разъясняли об ответственности за предоставление ложных сведений и т. д. Однако один из чиновников — архитектор показал, что Алена Хадисова просила у него поскорее оформить разрешение на строительство дома, поскольку полиция занялась уже проверкой законности получения ими денег из бюджета.

Свидетелями, чьи показания доказывали объективную сторону преступления, явились многочисленные соседи матери Алены Хадисовой, проживавшие в селе.

Следствию удалось найти хозяйку квартиры, в которой несколько лет проживали супруги. Она сообщила, что Хадисовы действительно снимали у нее квартиру и жили в ней с 2011 года до мая 2013 года, затем съехали. Более того, свидетель сообщила, что знакома с Хадисовыми давно и знает, что они занимаются торговлей продуктами в павильоне, она часто видела их вместе в городе в 2009–2010 годах.

Сельский участковый, который пояснил, что знает всех жителей лично и поименно, в том числе родителей Алены Хадисовой, сообщил, что в период с 2009 по 2011 год Алена не проживала в доме родителей.

Свидетелями того, что Хадисовы действительно проживали в городе, а не в селе, выступили медицинские работники. Так, допрошенная в суде руководитель фельдшерско-акушерского пункта, в чьи обязанности входит наблюдение за беременными женщинами и патронаж новорожденных, проживающих в селе, сообщила, что Алена Хадисова у нее на учет не вставала, а после рождения сына не наблюдалась. При этом акушерка сообщила, что Алена сама рассказывала ей о том, что проживает в городе и стоит на учете в центральной районной больнице. Медработник также пояснила, что когда Алена приезжала с ребенком к родителям в село, то обращалась иногда к ней. При посещении дома матери Алены она не видела детских вещей и принадлежностей, а ребенок лежал на взрослой кровати.

Документы. Среди документальных доказательств совершенного преступления, представленных следствием, были не только собственно документы, связанные с предоставлением субсидии, банковские выписки и медицинская карта Алены Хадисовой. Обвинение продемонстрировало, например, фотоснимки земельного участка, которые свидетельствовали об отсутствии каких-либо признаков строительства дома в селе.

ПОЗИЦИЯ ЗАЩИТЫ

Позиция самих обвиняемых и их адвокатов состояла в полном отрицании инкриминируемого деяния.

Защита, разумеется, представила своих свидетелей, которые утверждали, что супруги Хадисовы жили в селе. Однако суд отнесся к этим показаниям с недоверием и посчитал, что совокупность доказательств обвинения опровергает сказанное ими.

РЕШЕНИЯ СУДОВ

Суд первой инстанции полностью согласился с позицией обвинения и признал супругов Хадисовых виновными в мошенничестве при получении выплат, совершенном группой лиц по предварительному сговору. При этом суд также дал оценку доводам защиты о том, что решение о праве Хадисовых на субсидию не было оспорено или отменено.

Хадисовы были приговорены судом к штрафам в 300 тыс. и 350 тыс. руб., а также по иску Министерства сельского хозяйства о возмещении причиненного материального ущерба были обязаны вернуть всю похищенную ими сумму денег.

Считает вышеуказанное Решение необоснованным и незаконным по следующим причинам:

Согласно пункту 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктом 8 Правил.

По смыслу пункта 42 Правил, решение принимается после получения всех документов, но Ответчик принял решение об отказе в предоставления субсидии по причине непредставления всех документов, тем самым нарушая указанный пункт Правил.

Ответчик своими действиями также нарушил пункт 13.2 Правил, согласно которому в случае непредставления всех или части документов по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов), рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц. Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления.

Заявление о предоставлении субсидии Ответчиком получено 04 апреля 2017 года, а Решение принято 10 апреля 2017 года. Таким образом, Ответчиком не был соблюден установленный Правилами срок для подачи недостающих документов, а также не был соблюден порядок приостановления рассмотрения заявления о предоставлении субсидии. Ответчик не уведомил Истца о недостатках при подаче заявления и порядке их устранения, что могло существенно повлиять на принятие решения о предоставлении субсидии.

Считает, что Истец предоставил Ответчику полный пакет документов.

Каких-либо доходов в период с 01.10.2016г. по 31.03.2017г., подлежащих учету при назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Истец не имел, о чем сообщал (декларировал) Ответчику.

В трудовых отношениях Истец ни с кем не состоял (доказательство - трудовая книжка), поэтому доходов от трудовой деятельности не имел.

Индивидуальным предпринимателем Истец никогда не был, что подтверждается Справкой Отдела Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Кемерово от 23.03.2017г.

Также Истец не состоял на учете в службе занятости населения и не получал пособие по безработице, что подтверждается Справкой ГКУ Центра занятости населения г. Кемерово от 23.03.2017г.

Справку по форме 2-НДФЛ о наличии или об отсутствии доходов Истец мог бы предоставить Ответчику в случае приостановления рассмотрения заявления о предоставлении субсидии. Поскольку Истцу не предоставили возможность представить дополнительные документы, им был направлен запрос в ИФНС России по г. Кемерово о предоставлении справки по форме 2-НДФЛ.

Вышеуказанная Справка, бесспорно, является документом, подтверждающим доходы заявителя (хотя и неподлежащие учету в силу закона при назначении субсидии).

Согласно пункту 12 Правил, при наличии у Уполномоченного органа возможности получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пункте 8 настоящих Правил.

Кроме того, согласно пункту 42.1 Правил, Уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

Таким образом, считает, что к заявлению был представлен полный пакет документов.

Если бы Ответчик указал на недостатки в пакете документов, Истец смог бы представить дополнительные документы в течение срока приостановления рассмотрения заявления.

Также, у Ответчика есть возможности и обязанности в порядке проверки и истребовании документов или части документов у органов государственной власти, владеющих соответствующими сведениями.

Но Ответчик не воспользовался своими возможностями в части истребования части документов и не исполнил обязанности в части проверки представленных Истцом сведений путем направления запросов в органы и организации.

В соответствии с пунктом 44 Правил, при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Определением Заводского районного суда г.Кемерово от 12.05.2017 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – Заводского отдела социальных выплат и льгот УСЗН администрации г. Кемерово, на надлежащего - Администрацию г.Кемерово, дело передано по подсудности в Центральный районный суд г.Кемерово.

Представитель ответчика Абрамова А.Ю., действующая на основании доверенности от 22.12.2016 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражение на исковое заявление в письменном виде.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Ступникова В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения субсидии, содержится в пунктах 8 и 9 Правил Согласно пункту 10 Правил требовать от гражданина документы, ж предусмотренные пунктами 8, 9 правил, не допускается.

В соответствии с п.п. д п. 8.Постановления правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помешения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основание доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Так, согласно п.13.2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.

Представитель ответчика указывает, что Ступниковым В.В. документы были сданы непосредственно в Заводский ОСВиЛ и тем самым истец сразу был предупрежден о недостающих документах.

Указанные доводы суд находит несостоятельными, поскольку они, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ничем не подтверждены.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Заводский отдел социальных выплат и льгот УСЗН администрации г. Кемерово приостанавливал рассмотрение заявления Ступникова В.В., предоставляя ему право дополнительно представить необходимые документы.

Вместе с тем, суд не находит основной для удовлетворения требований в части обязания ответчика предоставить Ступникову В. В., ежемесячную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 01.04.2017г., поскольку понуждение Заводского отдела социальных выплат и льгот УСЗН администрации г. Кемерово к совершению указанных действий является ограничением их права на самостоятельное решение этого вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 96 настоящего Кодекса.

С учетом удовлетворенных требований, государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Ступникова В. В. удовлетворить частично.

Обязать Заводский отдел социальных выплат и льгот УСЗН администрации г. Кемерово повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление Ступицкого В.В. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Взыскать с администрации г.Кемерово в пользу Ступицкого В. В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 30.06.2017 г.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании незаконно полученных денежных средств

Истец ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово обратился в Рудничный районный суд г. Кемерово с иском к ответчику Крайцеву О.Ф. о взыскании незаконно полученных денежных средств. Свои требования мотивировал тем, что ответчик, Крайцев О.Ф., **.**.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (пункт 2). Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3).

Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители Правительства Российской Федерации Р. и Н. заявление Б. не признали, пояснив, что требование о регистрации по месту жительства как необходимое условие выплаты субсидии не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, которое обязывает граждан регистрироваться в первую очередь по месту жительства. Подтверждением места проживания является регистрация по месту жительства, таким образом, без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно достоверно установить сам факт проживания гражданина в жилом помещении.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя удовлетворить частично, суд находит заявление Б. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Условия предоставления гражданам субсидий регламентированы статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 этой статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1). Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).

Из данных законоположений следует, что право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг имеют в том числе граждане - наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, если их расходы на оплату коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений таких граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно абзацам первому, второму пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства; при этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма). В таких случаях место фактического проживания указанных граждан и место их регистрации по адресам воинских частей не совпадают. Однако это обстоятельство не может служить основанием для лишения граждан права на получение субсидий на оплату коммунальных услуг (если они отвечают критериям, закрепленным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства ими выполнено.

Данный вывод подтверждается также частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", закрепляющей, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Оснований для признания подпункта "б" пункта 8 Правил недействующим в остальной части, касающейся предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг, не имеется. Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем.

Согласно частям первой, второй статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Б. удовлетворить частично.

В остальной части Б. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Читайте также: