Отказ от права на судно 7

Обновлено: 02.05.2024

Да, капитан имеет право перевести члена экипажа в пассажиры в связи с истечением срока контракта, если по каким-то причинам не может быть произведена замена.Портовыми властями на компанию может быть наложен штраф за то, что член экипажа выполняет свои трудовые обязанности после истечения срока действия контракта, во избежания данной ситуации члена экипажа могут перевести в пассажиры в связи с тем, что по каким-то причинам контракт не был продлен или не была произведена замена вовремя.

Для того, что более точно ответить на ваш вопрос, необходимо знать занимаемую вами должность, а также политику компанию о порядке смены экипажа, а также о порядке продления контракта.

Также перевод в пассажиры производится в случае отказа моряка выполнять свои трудовые обязанности, моряк не соответствует занимаемой должности, какие-либо дисциплинарные нарушения (алкогольное, наркотическое опьянение, драка и т.д.).

Виталий:
Здравствуйте, У меня такой вопрос , работаю на судне 2 месяца. Судно стоит на ремонте в кейптауне. Есть нарушения с питанием. Продукты просроченные, хлеб дают с плесенью, порции очень маленькие, если сложить то что дают за сутки тогда получится, что кормят один раз в сутки. От голода бывает голова кружится. Из-за такого питания уже есть проблемы со здоровьем. Хочу списаться с судна, с компанией заключал бессрочный трудовой договор с испытательным сроком 3 месяца. Подскажите удержит ли с меня компания за перелёт если я расторгну договор по своей инициативе. Заранее спасибо

Без привлечения представителей ITF либо инспекции флага судна, которые бы зафиксировали нарушения условий трудового договора, высока вероятность того, что компания спишет с вас денежные средства за перелет.

Сухарева Марина Владимировна:
Добрый день! Подскажите пожалуйста, как нам стоит поступить и куда обратиться. Моя мама 27.12.2020 года подписала контракт на срок 5+1. Её экипаж сменили 12.06.2021 в ОАЭ. Её нет, так как загранпаспорт заканчивался 27.07.2021. В данный момент она находится на судне, как пассажир, общий срок нахождения составляет 7,5 месяцев. Судно находится недалеко от порта города Оман. На все ее запросы о репатриации, никакого ответа не дают. Обращались в минтранс с данным вопросом, там дали ответ, что обязаны её заменить, продлив документы через посольство, но на данный момент никаких действий не сделано.

Здравствуйте! Исходя из предоставленных Вами данных, рекомендуем обратиться в консульство Российской Федерации в стране порта захода судна с ходатайством о продлении загран паспорта, а также оказании помощи в возвращении на Родину.

Кроме того, с целью содействия в реализации права на репатриацию, рекомендуем обратиться в морскую администрацию флага судна и/или профсоюз, членом которого является Кучеренко Людмила Михайловна.

Жалнин Игорь Александрович:
Здравствуйте, прошу подсказать как быть в моей ситуации: Ушли в рейс на 6 мес, но за 3 месяца до конца срочного договора я и ещё один матрос написали заявление на списание по собственному желанию. С переводом в пассажиры. Сейчас мы на судне, идет четвертый месяц. Ком состав с себя всю ответственность снял, отправив наши заявление в отдел кадров. На вопрос, когда отправят домой, никто ничего не знает и ссылаются на отдел кадров. Я написал в кадры, но получил довольно странный ответ, цитирую: суда боятся брать пассажиров в связи с ковидом. Ждите оказии. Ждём перегрузчик на котором отправят уже двоих домой. Но нас не собираются отправлять. Сколько они имеют права катать нас, не списывая и на что можно опереться? Ведь не могут же они катать нас тут до конца контракта или все таки могут?

Если вы написали заявление на списание раньше срока окончания контракта, компания вправе перевести Вас в пассажиры и списать за Ваш счет в ближайшем порту, если нет ограничений на списание в этой стране. Насильно удерживать на судне не имеют права. Однако есть минимальные требования по количеству экипажа на судне. И в случае списания моряка, должна быть замена. Если компания перевела в пассажиры, но отказалась списать, то вы вправе пожаловаться в PSC порта захода, в администрацию флага или в профсоюз членом которого вы являетесь. РФ - ратифицировала конвенцию МЛС 2006.

Повторюсь, компания вправе снять с Вас денежные средства за репатриацию, так как произошло прерывание контракта по Вашей инициативе.

Золотов Алексей Андреевич:
Здравствуйте! Интересует такой вопрос: Отработал контракт на судне 7 месяцев, 20 дней. Несколько дней назад закончился дополнительный контракт (2+-1 неделя). Новый контракт подписывать отказался, так как не устраивают даты продления контракта, а так же по ряду личностных причин. на данный момент нахожусь на судне без контракта. В компании сказали что переведут меня в пассажиры и зарплата соответственно мне не будет начисляться. На счёт конкретной даты замены - водят за нос! Имею ли я право на финансовую компенсацию, за время проведённое на судне без контракта? Ведь это время я мог бы быть уже в отпуске с семьей, а не тратить время впустую! Что будет если я обращусь в ITF за помощью? Ускориться ли процесс репатриации? Судно ходит по западной Африке (Того, Нигерия, Камерун)

Большинством трудовых контрактов моряков предусматривается обязанность судовладельца обеспечить репатриацию моряка по окончанию срока контракта, при этом, до момента, когда моряк будет доставлен домой, ему должны выплачивать полную заработную плату. В связи с этим, если Ваш контракт содержит подобные условия, заявляя требования о репатриации, Вы можете также требовать организовать выплату зарплаты до момента Вашей доставки домой.

г. Одесса, ул. Фонтанская дорога, 58/1

тел. +380 (68) 000 10 28

Беспалый Юрий Вячеславович:
Добрый день! Вопрос следующий,отработан контракт основной и дополнительный(7+1),говорят нет замены и предлагают дополнительные контракт, от которого я отказываюсь. Офис утверждает,что в случае отказа и перевода в пассажиры будет удержание за питание,ночлег. Возможно ли такое,т.к.основной контракт с плюсом обработаны в полном объёме,если не имеют права удерживать,то на какой документ или источник мне ссылаться.Спасибо!

Согласно общему правилу, после окончания трудового контракта моряки имеют право на репатриацию без каких-либо затрат с их стороны. В соответствии с пунктом 1 стандарта А2.5.1 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками, каждое государство-член обеспечивает, чтобы моряки, работающие на судах, плавающих под его флагом, имели право на репатриацию, если трудовой договор моряка истекает во время нахождения судна за границей.

Если судовладелец оказался не в состоянии организовать репатриацию или оплатить расходы в связи с репатриацией моряков, имеющих право на нее, то согласно пункта 5 Стандарта А2.5.1 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками, компетентный орган государства-члена, под флагом которого плавает судно, организует репатриацию соответствующих моряков.

Таким образом, для более корректного ответа на Ваш вопрос, нам необходимо ознакомиться с Вашим трудовым контрактом, а также знать, под каким флагом ходит судно, на котором Вы работаете.

Туров Роман Борисович:
Здравствуйте, я 3 механик, контракт 5+1 (в контракте указано только максимальное количество дней разрешённых работать между отпуском, о минимальном количестве дней речи нет, только что 3 месяца испытательный срок) отработал 4месяца 9 дней,на замену подал месяц назад , мне её не предоставили, с оправданием, что,"сейчас лето, кадров нет и я новый работник в отделе кадров и только разбираюсь" У меня есть возможность уехать без замены, находимся в России, .. Какие последствия это за собой повлекëт, могут ли лишить премии или чего ещё?

Работодатель обязан обеспечить условия труда, предусмотренные контрактом, в том числе условия о длительности трудоустройства и предоставление отпуска/репатриации моряка. Для более детальной консультации нам нужно видеть копию Вашего контракта. В свою очередь, с учетом Вашего описания, если срок указан именно 5+1 (а не 5+/-1), то судовладелец имеет право репатриировать моряка после того как он отработает 5 месяцев. Более того, не будет нарушением со стороны судовладельца, если он репатриирует вас в срок до 6 месяцев момента начала Вашей работы, так как эта возможность предусмотрена трудовым договором, подписанным обеими сторонами. По общему правилу, отсутствие замены не является основанием для отказа в репатриации, но в контрактах часто указывается условие, что срок репатриации может быть продлен по причинам производственной необходимости, например в удобном для судовладельца порту.

Если репатриация будет организована по истечению предусмотренного срока контракта, никаких финансовых последствий, таких как лишение премии моряка, быть не должно. В свою очередь, если моряк просит о репатриации до истечения срока контракта, и на это у него нет уважительных причин, на моряка могут быть возложены расходы за его репатриацию, а также доставку на судно коллеги-сменщика (конкретные условия нужно смотреть в положениях Вашего трудового договора/коллективного соглашения).

В случае продолжения нарушения Ваших прав рекомендуем обратиться за помощью в профсоюз, членом которого Вы являетесь, или коллективным соглашением которого покрыто судно, а также передать соответствующую информацию представителю ITF в порту захода судна, если в этом порту такой представитель есть.

г. Одесса, ул. Фонтанская дорога, 58/1

тел. +380 (68) 000 10 28

Хлопунов Филипп Александрович:
Можно ли не выходить на работу (грузовые, швартовки, навигационные и прочее) по истечению контракта? В контракте написано, что продолжительность 6 месяцев и по его истечению моряка должны списать в следующем порту. У меня и ещё 7 украинцев контракт заканчивается через 4 дня. Мы знаем куда идём и вчера списали троих человек (все подписывали в один день). И как они уехали, нам начали подсовывать новые контракты на 2 месяца. С расчётом на "дурака" — вот бумажка, распишитесь. Мы знаем что нам готова смена и что в местах где мы бываем смены производят. Можно ли по истечению контракта не выходить на работу, если больше в этой компании работать не собираешься?

Так, по общему правилу в соответствии со Стандартом А2.5. Конвенции о труде в морском судоходстве каждое государство-член обеспечивает, чтобы моряки, работающие на судах, плавающих под его флагом, имели право на репатриацию если трудовой договор моряка истекает во время нахождения судна за границей. Каждое государство-член способствует репатриации моряков, служащих на судах, которые заходят в его порты или проходят через его территориальные или внутренние воды, а также их замене на борту судна.

Аналогичное положение содержится в п. а) ч. 1 ст. 2 Конвенции о репатриации моряков № 166, где указано, что моряк пользуется правом на репатриацию по истечении за границей срока найма на конкретный период или на конкретный рейс.

Однако, для точного ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться с условиями трудового договора моряка, коллективного соглашения, а также определить применимое право, нормами которого в данном случае регулируется прекращение трудового договора моряка и соответствующие последствия. Так, не исключено, что условиями трудового договора или применимого коллективного соглашения может быть предусмотрено, что трудовой договор автоматически продлевается в случаях невозможности осуществления репатриации моряка, по независящим от сторон причинам и моряк обязуется исполнять свои обязанности до момента его репатриации, в связи с чем рекомендуем внимательно изучить условия Вашего трудового договора и коллективного соглашения.

Что касается законодательства Украины, в случае если к сложившимся правоотношениям применяется право Украины, то следует отметить, что истечение срока трудового договора является основанием для его прекращения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 39-1 Кодекса законов о труде Украины, если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, действие этого договора считается продленным на неопределенный срок.

Однако, в соответствии с законодательством Украины, если работником не заявлено соответствующее требование о прекращении трудовых правоотношений, а последние фактически продолжаются, то сам по себе факт окончания срока договора автоматически не прекращает трудовые правоотношения. В таком случае трудовой договор считается продленным на тех же условиях. Целесообразным в данном случае представляется самостоятельное инициирование работником прекращения трудовых правоотношений с работодателем, фактическое прекращение выполнения обязанностей, предусмотренных договором, срок которого истек.

Отдельно обращаем внимание, что подписание нового трудового договора должно быть добровольным, работодатель не может обязать Вас продлить действующий трудовой договор или заключить новый.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 217-ФЗ внесены изменения в статьи 11.4, 11.7 и 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, а также нарушение правил плавания.

Внесенными изменениями в статью 11.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ранее штраф составлял – 2 000 до 5 000 рублей); для должностных лиц - от 100 000 до 150 000 рублей (ранее – от 25 000 до 30 000 рублей); для юридических лиц осталось без изменений: от 250 000 до 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 3000 до 5000 рублей); на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ранее – от 30 000 до 50 000 рублей); на юридических лиц осталось без изменений: от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Новая редакция статьи 11.7 КоАП РФ устанавливает, что нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей (ранее – от 500 до 1000 рублей) или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.7 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Возросли также в 10 раз штрафы за иные нарушения судоводителями правил плавания в территориальных водах Российской Федерации.

Так, за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ранее – от 300 до 500 рублей), или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов предусматривает административный штраф в размере от 20 000 до 25 000 рублей (ранее – от 2000 до 2500 рублей) или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Новая редакция статьи 11.8 КоАП РФ увеличивает также размер наказания за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости (максимальный размер штрафа составит – 10 000 рублей, ранее составлял – 1 000 рублей).

За управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления, предусмотрен штраф от 10 000 до 15 000 рублей (ранее – от 1 000 до 2 000 рублей).

Указанные изменения вступили в силу с 26.07.2019.

Южная транспортная прокуратура

Южная транспортная прокуратура

19 сентября 2019, 12:34

Ужесточена административная ответственность за правонарушения, допускаемые при эксплуатации судов и использовании воздушного пространства

Федеральным законом от 26.07.2019 № 217-ФЗ внесены изменения в статьи 11.4, 11.7 и 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, а также нарушение правил плавания.

Внесенными изменениями в статью 11.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ранее штраф составлял – 2 000 до 5 000 рублей); для должностных лиц - от 100 000 до 150 000 рублей (ранее – от 25 000 до 30 000 рублей); для юридических лиц осталось без изменений: от 250 000 до 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 3000 до 5000 рублей); на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ранее – от 30 000 до 50 000 рублей); на юридических лиц осталось без изменений: от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Новая редакция статьи 11.7 КоАП РФ устанавливает, что нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей (ранее – от 500 до 1000 рублей) или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.7 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Возросли также в 10 раз штрафы за иные нарушения судоводителями правил плавания в территориальных водах Российской Федерации.

Так, за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ранее – от 300 до 500 рублей), или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов предусматривает административный штраф в размере от 20 000 до 25 000 рублей (ранее – от 2000 до 2500 рублей) или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Новая редакция статьи 11.8 КоАП РФ увеличивает также размер наказания за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости (максимальный размер штрафа составит – 10 000 рублей, ранее составлял – 1 000 рублей).

За управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления, предусмотрен штраф от 10 000 до 15 000 рублей (ранее – от 1 000 до 2 000 рублей).

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 6 июля 2020 года N 487

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 46, ст.5949.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

22 октября 2020 года,

регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 6 июля 2020 года N 487

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам.

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

* Нумерация сноски соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2013, N 43, ст.5452.

За пользование причалом нужно платить, даже если стороны не подписывали договора. Кроме того, в деле рассматривается вопрос содержания услуги по перевозке пассажиров и порядок определения размера стоимости платы за услуги, если в отношении них нет утвержденных тарифов.

Подробнее о споре

Сахморфлот выдвигал следующие возражения:

1. Истцом не представлено доказательств оказания иных услуг, кроме предоставления стоянки у причала № 5.

Довод отклонен со ссылкой на справки о стоянке судна у причала, справки о количестве перевозимых на судне пассажиров и сменного экипажа, которые, по мнению суда, подтверждают факт оказания услуг ответчику по швартовке и предоставлению морского терминала для обслуживания пассажиров.

2. Оплату услуг по обслуживанию пассажиров должны осуществлять непосредственно пассажиры.

Довод отклонен со ссылкой на Правила морской перевозки, утв. приказом Минтранса от 17.06.2015 № 190, согласно которым по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется оказать в том числе следующие услуги: обеспечение посадки (высадки) на судно, доставка пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости (пункт 22 Правил морской перевозки). Поскольку инфраструктура пассажирского терминала для безопасной посадки (высадки) пассажиров на (с) судна, проведения досмотровых процедур и других видов контроля, предоставляется именно перевозчику, то именно перевозчик обязан оплатить в числе прочего, стоимость оказанных услуг по предоставлению пассажирского терминала для обслуживания пассажиров.

3. Спорные услуги были оказаны в отсутствие утвержденных органом государственного регулирования тарифов.

Суд указал, что отсутствие в заявленный к оплате период установленных тарифов не освобождает ответчика от исполнения обязательств по оплате оказанных ему услуг. Иной подход противоречит принципу возмездности, препятствует достижению закрепленной в статье 2 ГК РФ цели осуществления предпринимательской деятельности. В связи, с этим суды применили экспертное заключение, выполненное в рамках дела N А59-6154/2018.

В деле рассматривается вопрос допустимости подачи предусмотренных договоров уведомлений (нотисов, заявок) по телефону, определение момента принятия судна к буксировке, возможность или даже обязанность одностороннего прекращения договора исполнителем в случае невозможности или нецелесообразности его исполнения, а также вопрос признания сделки кабальной.

Буксир прибыл в п. Петропавловск-Камчатский 04.11.2019 и был соединен с плавкраном 05.11.2019. Из-за неблагоприятных погодных условий, капитаном п. Петропавловск-Камчатский не было дано разрешение на выход из порта каравана вплоть до 12.12.2019. 12.12.2019 сторонами подписано соглашении о расторжении договора.

Согласно соглашению предоплата в размере 7 000 000 рублей, произведенная заказчиком, относится на покрытие затрат исполнителя на мобилизацию буксира и его переход из п. Владивосток в п. Петропавловск-Камчатский. Заказчик дополнительно оплачивает исполнителю 10 500 000 рублей за 35 дней простоя буксира в п. Петропавловск-Камчатский, а также оплачивает демобилизацию буксира в п. Владивосток в размере 5 400 000 рублей. В связи с неоплатой указанных сумм, исполнитель обратился в суд. Заказчик подал встречный иск о признании соглашения недействительным как кабальной сделки. Суд первой инстанции решил дело в пользу заказчика, апелляционный суд оставил решение без изменения.

Подробнее о споре

Заказчик выдвигал следующие доводы:

1. Конкретные сроки осуществления буксировки сторонами не оговаривались, более того, ответчик не направлял в адрес истца нотис. Именно дата и время, указанные в нотисе, должны считаться началом оказания услуг.

Суд указал, что исходя из фактически сложившихся отношений сторон допускалась подача заявок посредством телефонной связи. Указано, что между сторонами неоднократно заключались подобные договор, и по ним как заказчик письменных заявок не подавал, при этом оплата услуг производилась и в отсутствие нотиса.

2. Исполнитель не принял плавкран к буксировке.

Довод отклонен со ссылкой на запись из судового журнала о приеме плавкрана 05.11.2019, а также на Акт освидетельствования судна, произведенный РМРС, в связи с заявкой ответчика для определения возможности разового перегона по маршруту п.Петропавловск-Камчатский -п.Владивосток на буксире, в заключении которого сказано, что судну может быть разрешен разовый перегон по маршруту со сроком с 06.11.2019 по 06.12.2019, и на буксировочное свидетельство от 06.11.2019, выданное на основании Акта.

3. Стоянка буксира в ожидании благоприятных условий должна была происходить не в месте приемки объекта, а в местах укрытия в соответствии с перечнем мест укрытия и портов убежищ на переходе п. Петропавловск-Камчатский – п.Владивосток от 06.11.2019, разработанным исполнителем, и поскольку п. Петропавловск-Камчатский отсутствует в этом списке, то и не может рассматриваться в качестве места укрытия.

Данный довод формировался на конкретном пункте 3.3. договора

Вывод суда представляется спорным. Текст п. 3.3. предусматривает два основания для оплаты простоя – это простой в портах свыше 24 часов в ожидании сдачи/приемки объекта и время ожидания благоприятной погоды в местах укрытия. Поэтому, вывод суда о том, что в данном случае имеет место именно простой свыше 24-х часов, представляется неочевидным. Как и с погрузкой груза в договорах перевозки, фрахтователь оплачивает простой свыше отведенного времени до момента погрузки. После погрузки, счет сталийного или контрсталийного времени прекращается.

4. Истец был осведомлен о невозможности осуществления буксировки со второй половины ноября 2019 года, при которой он продолжал стоять в п. Петропавловск-Камчатский и не предпринимал никаких действий по возможному изменению плана перехода.

Суд указал, что договор не наделяет исполнителя правом на принятие самостоятельного решения о прекращении ожидания благоприятных погодных условий или осуществление перегона судна с отклонениями от проекта его перегона, а заказчик таких решений не принимал, несмотря на то, что обладал полной информацией о погодных условиях.

Интересное дело о возможности выведения судов на государственной (некоммерческой) службе из-под понятия торгового мореплавания

Использование судов для государственной (правительственной) некоммерческой службы также может быть отнесено к торговому мореплаванию.

Подробнее о споре

Заявитель выдвигал следующие доводы:

1. На спорные суда не распространяются требования, установленные Законом о транспортной безопасности, ввиду того, что заявитель использует спорные суда для государственной (правительственной) некоммерческой службы, к которой в соответствии с частью 2 статьи 3 КТМ РФ не применяются правила торгового мореплавания.

Довод отклонен судом, поскольку суда используются для проведения научно- исследовательских работ в области гидрометеорогологии и смежных с ней областях, мониторинга загрязнения окружающей среды, что попадает под деятельность, связанную с торговым мореплаванием согласно ст. 2 КТМ РФ.

Кроме того, в соответствии с Уставом заявителя он может осуществлять приносящую доход деятельность по договорам на возмездной основе, а также одним из видов деятельности, не являющейся основным и соответствующий целям деятельности Учреждения, является перевозка и экспедирование грузов, в том числе опасных, и пассажиров морским транспортном и внутренним водным транспортом.

Как указал заявитель, он использует суда для обеспечения функционирования и жизнедеятельности труднодоступных полярных метеостанций, что предполагает доставку грузов, перевозку пассажиров.

2. В настоящее время заявитель не осуществляет перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности.

Как указал суд, у заявитель есть право осуществлять такую деятельность, а сам факт неосуществления в настоящее время этой деятельности, не исключает возможность ее осуществления в будущем.

Также статья 2 КТМ РФ не исключает возможность использовать суда для иных целей, к которым могут быть применены правила торгового мореплавания, а следовательно, цели использования судов законом не ограничены.

3. Суда осуществляют государственную (правительственную) некоммерческую службу, а, следовательно, не используются в целях торгового мореплавания.

Суд указал, что закрепление права осуществлять деятельность, приносящую доход в Уставе организации, противоречит условию использования судна только для правительственной некоммерческой службы, что исключает возможность применения части 2 статьи 3 КТМ РФ. Выполнение работ, оплачиваемых из средств федерального бюджета, и выполнение государственного задания согласно законодательству о торговом мореплавании не является основанием для отнесения судов к судам, которые используются в интересах правительственной некоммерческой службы. В противном случае все суда, находящиеся в собственности Российской Федерации и закрепленные на вещном праве за организациями, на которые возложена обязанность по выполнению государственного задания, несут правительственную службу.

Из судебных актов по данному делу не совсем понятна причина возникновения спора. Не ясно, то ли исполнитель пытался дополнительно обогатиться на сумму требуемого демереджа, несмотря на то, что такой демередж фактически не оплачивался сумму, то ли обстоятельства дела изложены не совсем полно. Учитывая, что в споре фигурирует контейнерная перевозка, требование уплаты демереджа за простой всего судна является довольно необычным.

Подробнее о споре

Решение в пользу ответчика принято с учетом следующего:

1. Условия перевозки, на которые дана ссылка в коносаменте, не содержат условий по уплате демереджа перевозчику за простой судна. Условия закрепляют обязанность отправителя/грузополучателя только по оплате задержки контейнера в порту погрузки/выгрузки.

2. С учетом ст. 308 ГК РФ, условия договора об оказании услуг транспортной экспедиции об уплате демереджа не расширяют и не дополняют условия стандартного договора морской перевозки по коносаменту.

3. Исполнитель не является перевозчиком или судовым агентом и не может требовать уплаты демереджа.

4. Довод исполнителя об уплате демереджа компании G. Olsson logistics ltd. отклонен, поскольку компания G. Olsson logistics ltd. оказывала экспедиторские услуги истцу по организации перевозки груза ответчика на условиях LILO Санкт-Петербург - Галвестон, сюрвейерскому обслуживанию груза при погрузке, организации подачи контейнера. В актах, подписанных G. Olsson logistics ltd указано, что услуги оказывались в качестве экспедитора, а не морского перевозчика. Платежное поручение на сумму 34323,00 долларов США не содержит информации в назначении платежа об уплате демереджа морскому перевозчику.

5. Организаторы перевозки - профессиональные экспедиторы своим бездействием сами способствовали возникновению задержки в выгрузке контейнера грузополучателя с борта судна Atlantic Runner II, так как ответчик на данном этапе перевозки никаких действий предпринимать не мог и не должен был в силу условий договора, и сами несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате своих действий.

5) правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данное судно

По данному виду отказов прежде всего отметим, что правоустанавливающими документами в отношении судна могут быть:

- решение уполномоченного органа собственника судна – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования о передаче судна в оперативное управление или хозяйственное ведение,

Анализ отказов по данному основанию показал весьма редкое его использование. Конечно, трудно себе представить, чтобы для регистрации своего судна и прав на него судовладелец представил документ, из которого следует обратное, то есть отсутствие у него этого права. Более того, если строго следовать приведенной формулировке, то документ этот должен свидетельствовать об отсутствии у заявителя любых прав на данное судно.

Между тем, в практике регистрации судов и прав на них ещё встречаются случаи обращения за регистрацией иного права, чем следует из правоустанавливающего документа. Так встречались случаи обращения государственных унитарных предприятий и учреждений за регистрацией права собственности на судно, а также случаи обращений за регистрацией права собственности юридическими лицами, в уставный капитал которых внесено только право пользования соответствующими судами.

К данному виду отказов можно отнести ситуации, когда право собственности на судно подтверждается документом, выданным юридическому лицу до вступления Кодекса торгового мореплавания РФ в силу. За прошедшее время юридическое лицо несколько раз было переименовано, реорганизовано, но выстроить четкую документальную цепочку от того юридического лица, которое указано в правоустанавливающем документе, и тем юридическим лицом, которое фактически пользуется этим судном невозможно. Судно может стоять на балансе, но это не является доказательством правопреемства. С подобной ситуацией сталкиваются организации, возникшие и реорганизовавшиеся в 90-е годы.

Нет полномочий на распоряжение судном

4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно

Согласно ГК РФ и КТМ РФ судно может принадлежать на праве собственности, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

По законодательству Российской Федерации правом собственности на судно могут обладать (в Российской Федерации):

Правом хозяйственного ведения судном, находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут обладать государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые владеют, пользуются и распоряжаются (с разрешения собственника) судном в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Правом оперативного управления судном, находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут обладать учреждения и казённые предприятия, которые только владеют и пользуются судном.

Кроме того, согласно КТМ РФ, судно может быть зафрахтовано по бербоут-чартеру фрахтователем, который отвечает требованиям, предъявляемым КТМ РФ к собственнику судна (быть российским физическим или юридическим лицом).

Правоустанавливающий документ - это документ, устанавливающий право на недвижимое имущество, то есть на судно. Есть ли у правоустанавливающих документов срок действия? Если документ составлен в соответствии с действующим на тот момент законом, то он считается юридически действительным.

Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации вещных прав и ограничений (обременений) прав на судно.

Относительно судов, как особых видов недвижимости “в силу закона” правоустанавливающими могут быть следующие документы:

- решение уполномоченного органа собственника судна – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования о передаче судна в оперативное управление или хозяйственное ведение,

В соответствии с законодательством РФ распоряжаться правом собственности на судно может только собственник, а также организация, владеющая судном на праве хозяйственного ведения, но с разрешения собственника судна.

Таким образом, несоответствие представленных документов названным критериям должно привести к отказу в регистрации судна и прав на него.

Судно и права на него не подлежат регистрации

6) права на судно и сделки с судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами и сделками, подлежащими государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

Поскольку эта формулировка заимствована из Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество (ФЗ-122), система регистрации которого значительно отличается от системы регистрации судов и прав на них, то здесь уместнее было бы сформулировать данный вид отказа следующим образом:

Анализ данного основания отказа позволяет заключить, что в нём речь идет о различных типах судов, видах прав на судно (обременений прав) и сделок с судном, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат государственной регистрации.

Для практического применения данного вида отказов, необходимо выяснить, какие же типы судов, права на судно (обременения прав) и сделки с ним не подлежат государственной регистрации, то есть, в каких случаях необходимо отказывать в регистрации.

Исторически сложилось так, что система регистрации судов и прав на них предусматривает возможность регистрации судна в различных реестрах. К ним относятся:

- Реестр строящихся судов (заметим, что в данном реестре регистрируется право собственности на строящееся судно в морском порту, ближайшем к судостроительной организации).

Назначение каждого реестра, возможность регистрации в них определённого типа судов, изложена в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Правилах регистрации судов и прав на них в морских портах.

Приступая к подготовке документов для регистрации, необходимо определиться, в каком реестре можно зарегистрировать данное судно (в каком морском порту - право собственности на строящееся судно).

КТМ РФ и Правила регистрации содержат ограничения (критерии), которые позволяют произвести такой отбор.

- суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно,

- спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха,

В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, суда рыбопромыслового флота, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн,

В Реестре маломерных судов подлежатрегистрации маломерные суда, длина которых не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати. Судно должно использоваться в коммерческих целях.

2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет,

3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности,

4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 КТМ (т.е. для торгового мореплавания).

В Реестре строящихся судов подлежат регистрации права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами (в морском порту, ближайшем к судостроительной организации).

В системе регистрации судов и прав на них далеко не все права, которые перечисляет Гражданский К одекс РФ, являются правами, подлежащими государственной регистрации. И связано это с особым статусом судна, правоотношения по которому также регулируются и Кодексом торгового мореплавания РФ.

- ограничения (обременения) прав на судно (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение.

Таким образом, если судно не отвечает условиям его регистрации в том или ином реестре, а об объекте регистрации в законодательстве нет прямого указания о необходимости его регистрации, то в такой регистрации должно быть отказано.

Имеются противоречия

В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило правоустанавливающий документ без указания этих условий.

Следующий случай касается регистрации судна и прав на него на основании судебного акта, который является самостоятельным основанием как для государственной регистрации судна и прав на него, так и для погашения соответствующей записи. Однако по смыслу ст. 46 КТМ РФ при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на судно, судебный акт о признании аналогичного права на данное судно за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ в государственной регистрации судна и прав на него будет законным.

Читайте также: