Отец андроник церковный суд за что отвечает

Обновлено: 23.04.2024

Если мы обращаемся в первую очередь к деятельной христианской любви, все остальное начинает выстраиваться, и у Бога появляется возможность войти в нашу жизнь. Потому что как получается? Я вроде не помню о Боге сейчас, в эту секунду, в эту минуту, но я делаю доброе дело, я христианин, я верю Христу, Который дал заповедь о любви. Соответственно, я эти добрые дела делаю из любви к Богу, по Его заповеди. И Господь использует каждое доброе дело христианина, чтобы войти в его жизнь, воздать ему благодатью. Об этом очень подробно говорит в своих беседах преподобный Паисий Святогорец. То есть если мы обращаем свое внимание на эти дела любви к ближнему, мы даем возможность Христу войти в нашу жизнь. И каждый раз, когда мы оказываем доброе дело окружающим нас людям, каждый раз мы даем возможность Господу дать нам благодать, дать нам возможность еще больше и глубже приобщиться к Его Небесному Царству.

Отсюда начинает рождаться правильное смирение, а это смирение, в свою очередь, рождает любовь. Потому что если понимаешь, что моих человеческих сил не хватает, даже когда сосредотачиваешься на этом (здесь попросили – не сделал; здесь не помог), то начинаешь хвататься за каждую мелочь. Есть возможность помочь человеку книги донести – сразу хватаешься и несешь. Потому что Господь за это дает благодать, входит в мою жизнь. И я хочу использовать каждый момент, потому что понимаю, что потом мне позвонит человек, а я в это время уже захочу пойти спать и мне будет не до того; я не захочу ему помогать, а вот сейчас у меня есть силы, время, от меня много не требуется. И вот это внутреннее смирение, сознание, что моих человеческих сил на исполнение простой главной заповеди не хватает, дает особое усердие в любви. И христианин начинает хвататься за самые небольшие дела, чтобы помочь окружающим его людям. Это очень важный момент, потому что есть много ближних вокруг нас, которым действительно нужна помощь.

Бывает, мы много думаем о том, подавать или не подавать нищим на улице, как повести себя в ситуации с каким-то человеком, который нам встретился один раз в жизни. Это все хорошо, это правильные вопросы, о них нужно размышлять, но в свое время. Потому что вокруг нас есть ближние, те, кого Господь нам дал в первую очередь: это наша семья и наши друзья, знакомые, наше окружение на работе или в учебе. И это те люди, на которых мы должны сосредоточить свое внимание в первую очередь. А то может так получиться, что я такой замечательный христианин вне стен своего дома, а прихожу домой, бросаю грязную посуду в раковину, ложусь на диван и ничего не делаю. Или прихожу, смотрю, кто-то оставил грязную посуду, и начинаю выяснять, кто это сделал в очередной раз, вместо того чтобы просто спокойно ее помыть, потому что я вижу, что жена, допустим, устала и не может. То есть такие мелкие дела дают обильную благодать Божию.

С этим сталкиваются педагоги время от времени, потому что есть такие воспитанники (и в школах, и в духовных учебных заведениях). Я понимаю, что, с одной стороны, у меня есть призвание проявлять любовь к ближнему, делать хорошие, добрые дела. Пока ребенок, допустим, в семье шалит и понимает, что он нашалил, и даже попадает в неприятную ситуацию, его можно простить всегда, поговорить с ним. Но единственная преграда, когда я не могу поступить мягко, оказать деятельную любовь, – это наглость. Потому что если я потакаю этой наглости, то становлюсь соучастником греха. И, конечно, мы не можем по доброте душевной помогать человеку красть, воровать, убивать, строить козни против других людей и так далее.

Кстати, любовь душевная, человеческая обязательно требует взаимности. Потому что если я к человеку расположен, если я его люблю, а он меня нет, я начинаю страдать. Отсюда появляется этот романтизм, этот байронический герой-поэт, который стоит над бушующим морем, всматривается вдаль и думает какие-то тягостные думы. Вот этот романтизм: потому что я люблю, а меня нет. Трагедия!

А если плотская любовь становится выше, то она перекрывает плоды не только духовной любви, но и душевной. За что отвечает душа? За разум, чувства и волю, если обозначить схематично. И аскетическая традиция отцов единогласно говорит о том, что человек, который искажает любовь и у которого плотская любовь становится выше всей остальной, теряет и в разуме: появляется рассеянность, сложности с сознанием, и воля его становится слабой, и чувства притупляются. Кстати, это один из тех моментов, почему Церковь считает сожительство до брака невозможным. Потому что в этом случае плотская любовь становится выше и человек получает повреждения, а любое душевное повреждение называется в Церкви грехом. А если у меня внутри неустроенность, тоска, печаль, я не знаю, что делать, в этом случае даже некоторые психологи посоветуют: если тебе плохо, сделай или делай другому человеку хорошо.

В то же самое время важно участвовать в таинствах Церкви, то есть это должна быть некая совокупность всех дел и религиозной жизни, и жизни повседневной.

Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Действительно, очень сложную тему мы затронули, и надеюсь, что частички нашего с Вами разговора останутся в сердцах, душах наших телезрителей. Давайте подытожим наш сегодняшний вечер.

– Дорогие братья и сестры, большое спасибо за общение! Будем помнить о главной заповеди Божией, о деятельной любви, увидим наших ближних в нашем доме, в нашем окружении, увидим возможности для проявления нашей христианской любви к ним и будем помнить, что за это Господь дает нам благодать и постоянно присутствует в нашей жизни.


Отец Андроник

21 марта Церковь празднует день памяти одного из последних старцев Глинской пустыни, схиархимандрита Андроника (Лукаша).

Постриг

Однажды на пути он повстречал странника, который побывал во многих святых местах. Его рассказы пробудили в Алексее внутреннее стремление к монашескому служению, которое у него постепенно зрело уже давно, с самых юных лет. Взяв благословение у матери и втайне от отца, который был бы однозначно против такого выбора сына, в 1906 году, семнадцати лет отроду, Алексей уходит в монастырь Глинской пустыни.

Первая мировая

Из всех послушников обители Алексей отличался особым прилежанием к послушанию и трудолюбию. На это сразу обратили внимание опытные Глинские подвижники. Но духовный путь монашеского восхождения прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Глинская обитель отправляет на фронт семьдесят пять послушников, среди которых оказался и Алексей. В первом же бою взвод, где он служил, попал в окружение и большинство солдат были взяты в плен и перевезены в Австрию. Пленных почти не кормили и давали очень тяжелую работу. Они строили дороги, копали глубокие канавы под канализации. Многие пленные тогда умерли от истощения. В плену Алексей пробыл три с половиной года.

Первый арест

По окончании войны ему удалось вернуться в родную обитель, но революционное лихолетье дошло и до стен Глинской пустыни. В 1922 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, а в помещениях обители был размещен детский городок имени Ленина. К тому времени Алексей уже был пострижен в монашество с именем Андроник.

После закрытия монастыря, он трудится чернорабочим на мельнице, а в 1925 году становится помощником епископа Курского Павлина, будущего новомученика, который рукополагает его в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1929 году следует первый арест и заключение в Сиблаг, где отец Андроник будет находиться до 1935 года.

После освобождения начинаются его скитания по стране, которые длились три с половиной года. В течение этого времени отец Андроник не мог нигде приписаться и постоянно подвергался угрозам повторного ареста. Наконец батюшке удалось остановиться в Перми, где он получил прописку и должность сторожа одного из храмов. Но идет 1938 год. Нарастает новая волна репрессий и гонений на духовенство.


Второй арест

В другой раз батюшку раздели до нижнего белья, вывели во двор и заперли в огромный железный ящик на сорокаградусном морозе. Доведя старца почти до смертельного состояния, открыли ящик и вынесли оттуда батюшку – сам он идти уже не мог.

В мае 1940 года отца Андроника осуждают на пять лет лагерей и ссылают на Колыму. Это был самый жестокий период жизни лагерных заключенных в северо-восточном ИТЛ. Мизерные дозы питания, тяжелый нечеловеческий труд приводил к тому, что люди погибали в лагерях тысячами. Молитвенный, внутренне благородный отец Андроник, вызывал уважение даже тюремной шпаны.

После освобождения отца Андроника, его, как и других заключенных, не выпускали из Колымы, поскольку еще шла война. Начальник лагеря, где содержался старец, проникся к нему глубоким уважением и взял к себе домой в качестве прислуги. Жена начальника также полюбила старца, как родного отца, и после окончания войны они не хотели с ним расставаться. Но когда поняли, что удержать отца Андроника будет невозможно, дали денег на дорогу и проводили как близкого человека.

Возвращение в Глинскую пустынь

А старец торопился вернуться в родной монастырь, который снова стал возрождаться, благодаря смягчению репрессивной сталинской политики в отношении верующих, которая началась с 1943 г. В монастырь он стремился всей душой, как в свой родной, любимый всем сердцем, дом.

По приезде в Глухов он, не мешкая, пошел в монастырь, до которого было тридцать километров пути. Братия, узнав о приближении старца, вышли его встречать с иконой Божией Матери. Подойдя к монастырю, отец Андроник упал в обморок, по его словам, от усталости. Но по некоторым, случайно оброненным в последствии фразам, можно думать, что ему вновь было явление Божией Матери.

Жизнь в обители

Читая о том, как подвизались в эти голодные послевоенные годы старцы Глинские, становится стыдно за себя. Утреннее богослужение начиналось в четыре утра и заканчивалось в семь тридцать. Далее читали Акафист Богородице и служили литургию, потом требы. Так в молитве они проводили время до обеда. В полдень был обед, а после обеда послушания. Вечернее богослужение начиналось в четыре и заканчивалось в девять вечера. Ужина после службы было не положено, ели раз в день, пост был строгий. После общественного богослужения, каждый вычитывал свое колейное правило, которое заканчивалось далеко за полночь. Короткий отдых и снова подъем в пол четвертого ночи на богослужение.

Незлобие его было удивительным. Однажды в монастырь принесли икону Богородицы, всю обезображенную от уколов ножей, которые в нее метали красноармейцы. Старец, увидев икону, упал перед ней на колени и стал молиться о прощении грехов тех, кто это сделал. Ни слова упрека, возмущения или раздражения на богохульников!

Старец Андроник был наделен от Бога дарами прозорливости и чудотворений. Он видел насквозь все, что находится в сердце человека. Описать все случаи его чудесной помощи и прозорливости нет возможности ввиду множества таких свидетельств. Нужно сказать, что благодаря двум великим Глинским старцам – чудотворцам, отцу Андронику (Лукашу) и отцу Серафиму (Романцову), обитель стала известна на весь Советский Союз.

Народ прибывал в Глинскую пустынь, ища встречи с прозорливыми старцами, прося их святых молитв. А сама обитель стала за эти годы постепенно возрождаться. Но период оттепели проходил и наступали времена хрущевских гонений.


Митрополит Зиновий (Мажуга) и отец Андроник (Лукаш)

Закрытие обители

С 1953 года начинается жесткий контроль над обителью со стороны партийный структур. Позже к этому подключается и КГБ. Учащаются проверки паспортного режима, приезды комиссий санэпидстанций и прочь. Все это было предзнаменованием скорого закрытия монастыря. Сама Глинская пустынь была закрыта 14 июля 1961 году. План мероприятий по ликвидации монастыря был разбит на двадцать шесть пунктов и проводился, как крупномасштабная военная операция, в которой участвовали несколько сот милиционеров, дружинников, сотрудников КГБ и партийных активистов.

После закрытия монастыря, старец Андроник вместе с схиигуменом Серафимом оказались в далекой Грузии, где в то время подвизался другой Глинский старец, митрополит Зиновий (Мажуга).

Закавказье

В дороге отец Андроник потерял документы, и ему пришлось, опасаясь ареста, не один раз менять место жительства, пока он не оказался в Тбилиси, под покровительством митрополита Зиновия. В это время старца уже мучили множество болезней, тяжелы годы лагерной жизни давали о себе знать. Но отец Андроник продолжал смиряться, как и прежде. Он смирялся, когда его унижала монахиня, во дворе которой он жил в небольшом домике, смирялся, когда его унижали служащие храма, не давая старцу места для отдыха и покоя. Таким было общее отношение к русским монахам. Нередко спать ему приходилось свернувшись калачиком на клиросе или в часовне при храме.

Болезнь и смерть

Читайте также: