Особенности тушения пожаров на судах

Обновлено: 20.05.2024

В.2.3.1: На выполнение каких мероприятий должна быть направлена борьба экипажа судна с пожаром ?

О: Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на:

* обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

* установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

ограничение распространения пожара по судну;

предупреждение возможных взрывов при пожаре;

борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

В.2.3.2: Что необходимо выполнить нa судне по общесудовой тревоге (пожарной)?

остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

вывести людей из опасной зоны;

задраить все двери (противопожарные) и заслонки;

герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;

запустить насосы водо-пожарной системы;

все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;

с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;

командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;

шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить па воду.

В.2.3.3: По какому принципу создаются аварийные партии па судах?

О: Аварийные партии на судах создаются в зависимости от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек - 3 аварийные партии, при численности 50-100 человек - 2 аварийные партии и группа МП, при численности 15-50 человек - 1 аварийная группа. Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, профессиональной подготовленности и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются в "Расписание по тревогам" и в виде выписки -в каютную карточку. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования.

В.2.3.4: Какова основная задача аварийных партий?

О: Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна является локализация пожара. Для этого необходимо: В жилых каютах - вывести людей в безопасное место, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. В грузовых помещениях - прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. В судовых кладовых - привести в действие огнетушители или закрыть помещение, вентиляционные и другие проемы и отверстия до приведения в ' готовность основных средств тушения-(вода, пена). На камбузе - задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы. В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности.

В.2.3.5: Что должна установить группа разведки пожара?

О: Группа разведки пожара должна установить:

* место и размеры очагов пожара:

* опасность пожара для смежных помещений и людей;

* количество пострадавших и отрезанных огнем людей в, помещениях и пути их эвакуации;

* тип горючих материалов;

* масштаб пожара и пути его распространения по судну;

* условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

В.2.3.6: На какие судовые 'помещения разрабатываются оперативные планы по борьбе с пожаром?

О: Оперативные планы (ОП) по борьбе с пожаром разрабатываются на наиболее пожароопасные судовые помещения, а также помещения, где всегда находятся люди. Для всех судов, независимо от их назначения, ОП разрабатывается на: судовые кладовые горючих жидкостей (фонарные, малярные, шкиперские), блоки жилых кают (не менее 2-х на разных палубах по обоим бортам), судовой камбуз с примыкающими вспомогательными помещениями, один из отсеков машинных помещений. Кроме того, в зависимости от назначения судна ОП разрабатываются: на 2-3 трюма для сухогрузных универсальных, многоцелевых и балкерных судов, на один участок каждой грузовой палубы судов с горизонтальным способом погрузки (на группу укрупненных грузовых мест-), на 2 группы наливных судов, на группу жилых кают каждой палубы пассажирских и приравненных к ним судов. ОП состоит из текстовой и графической (схемы) частей. Комплект ОП судна снабжается несколькими справочными приложениями. Отработка действий аварийных партий по ОП производится путем частных и общесудовых учений.

В.2.3.7: Какие существуют способы ликвидации пожаров?

О: Способы ликвидации пожаров классифицируются следующим образом:

* охлаждение зоны горения (в основном водой);

* изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);

* разбавление реагирующих веществ (в основном окислителя-кислорода воздуха) новым не поддерживающим горение веществом (углекислый газ, азот, инертные газы, водяной пар или мелко распыленная вода);

* химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступивших во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает а горение прекращается.

В.2.3.8: Какие опасности могут возникнуть при тушении пожара на судне водой?

О: При подаче воды внутрь корпуса возникает крен судна, рост которого особенно значителен при подаче воды в помещения верхних палуб надстройки. Для сохранения плавучести и, в особенности, остойчивости судна необходимо в процессе пожаротушения принимать определенные меры безопасности: включить систему осушения, не допускать бесцельной подачи воды внутрь корпуса ("на дым"), проделать отверстия в комингсах, переборках и в других местах накапливания воды для удаления ее за борт, производить спрямление судна путем перекачивания балласта и жидких судовых запасов из-емкостей одного борта на другой.

В.2.3.9: Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?

О: Руководителем тушения пожара (РПТ) на судне (кроме случая нахождения судна в большом ремонте) является капитан (лицо, его заменяющее) аварийного судна. Обязанности РТП на судне могут быть переданы старшему пожарному начальнику по: указанию судовладельца, по указанию капитана порта, где находится судно, по просьбе капитана аварийного судна. Факт смены РТП должен быть отражен в вахтенном журнале с указанием времени и оснований смены, обстановки на момент смены.

В.2.3.10: Какие виды связи используются при пожаре на судне?

О: При пожаре на судне должна быть установлена устойчивая с дублированием связь командного пункта с аварийными партиями, работающими в очаге пожара. Это может быть: судовая телефонная сеть, переносные портативные радиостанции, радиотрансляционная сеть судна, либо с помощью посыльных. При стоянке судна у причала может быть использована система специальной связи пожарной охраны и/или портовая.

В.2.3.11: Какие меры используются для защиты топливных емкостей и трубопроводов при пожаре?

О: Система топливоподачи и емкости по хранению топлива на судне при возникновении пожара в этих местах может служить причиной резкого усиления горения. Особенно опасно нарушение целости топливных трубопроводов высокого давления и подвесных расходных цистерн.

Для защиты топливных емкостей и трубопроводов во время пожара необходимо:

* прекратить перекачку топлива по трубопроводам, проходящим в зоне повышенных температур;

* слить топливо из подвесной цистерны в емкости основного запаса и заполнить ее водой;

* покрыть стенки топливных емкостей и трубопроводы теплоизоляционными материалами: пожарное покрывало, кошма, асбестовое полотно и т.п.;

* обеспечить орошение нагревающихся поверхностей цистерн водой.

В.2.3.12: Когда обесточивают электропотребители при пожаре на судне?

О: Электрические сети и агрегаты судна, находящиеся в зоне горения под напряжением могут явиться причиной усиления горения в результате короткого замыкания при разрушении изоляции. Электросети и агрегаты в судовых помещениях обесточиваются при уходе оттуда людей (жилые, служебные, общественные, кладовые и другие вспомогательные помещения). Не допускается полное отключение освещения на путях эвакуации людей до её окончания.

Отсеки машинных помещений и другие, связанные с обеспечением движения и управляемости судна, обесточиваются по указанию или с ведома ГКП. Полное обесточивание судна допускается только по указанию капитана.

В.2.3.13: Какое место на судне называется пожарным постом?

О: Пожарным постом называется место, где хранится противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымовой) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.

В.2.3.14: Каким требованиям должны удовлетворять пожарные посты?

О: Располагаться выше палубы переборок в различных противопожарных зонах. Пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса, причем над входом в пост должны быть надпись "Пожарный пост" и знак F. Надпись наносится красной краской "пожарный пост" с высотой букв 50-100 мм, шириной штриха 5-10 мм и соответствующие знаки. В местах хрипения противопожарного снабжения на внутренней стороне двери и крышке ящика должны быть вывешена опись

2.4. Тушение пожара в судовых помещениях

В.2.4.1: Какие основные мероприятия необходимо предпринять для тушения пожара на открытой крытой палубе?

О: Для тушения пожара на открытой палубе необходимо:

* развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону от палубного груза;

* подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струи с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру;

* охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;

* установить наблюдение за смежными помещениями.

В.2.4.2: Какие первоочередные действия необходимо выполнить при пожаре в жилых помещениях?

О: В первую очередь организуют вывод людей из зоны- пожара, затем пожар локализуют. Для этого выключают вытяжную и нагнетательную вентиляцию, герметизируют помещения, противопожарные контуры. Смежные с горящими помещения должны быть под постоянным контролем и при необходимости охлаждаться. Подачу огнетушащих средств п помещениях производят через нижние филенки дверей, либо через иллюминаторы, не допуская при этом полной разгерметизации помещения, чтобы не допустить выброса пламени наружу. Члены экипажа работают в изолирующих противогазах. При необходимости используют электронасосы и вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений

В.2.4.3: Какие основные первоочередные мероприятия необходимо выполнить при тушении пожара в машинном отделении?

О: Тушение пожара в машинном отделении (МО) в первую очередь производят первичными огнегасительным средствами. Одновременно перекрывают топливо к аварийному механизму и останавливают топливный насос. Останавливают главный двигатель, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, частично герметизируют само помещение, в районе пожара отклюнают электропитание, готовят к действию основные средства пожаротушеия.

В.2.4.4: Что необходимо выполнить при возгорании опасного груза?

О: Опасные грузы при их перевозке создают дополнительные сложности по обеспечению живучести судна и сохранной транспортировке.

При возникновении пожара опасного груза или в грузовом помещении, где наряду с другими размещены опасные грузы необходимо:

* оценив обстановку, исходя из физико-химических и агрессивных свойств' грузов принять решение по выбору способов и методов тушения пожара;

* выбрать средства тушения, приняв рекомендуемые и не допуская запрещенные. Например: - при горении горючих жидкостей лучшим средством тушения является пена, не допустимы компактные струи воды;

* для волокнистых материалов (хлопок, джут и т.п.) рекомендуется использование воды.

В.2.4.5: Как тушить выброс пламени из вентиляционных труб?

О: Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмами с последующей подачек распыленной воды для охлаждения нагретых мест.

В.2.4.6: Как осуществлять тушение пожара электрооборудования, находящегося под током?

О: При горении находящегося под током электрооборудования необходимо его обесточить и приступить к тушению как обычного пожара или' использовать углекислотные огнетушители. Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо производить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках. При напряжении до 380 В при горении генератора электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительным средств запрещается.

В.2.4.7: Как осуществлять тушение обесточенного оборудования?

О: Обесточенное оборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, повышенной кратности.

В.2.4.8: Какие меры необходимо осуществить при возникновении пожара в насосных отделениях наливных судов?

О: При возникновении пожара необходимо:

* объявить общесудовую тревогу;

* прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков,

* перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;

* привести в готовность все средства пожаротушения;

* запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;

* произвести разведку пожара;

* заполнить инертным газом танки, смежные с горящим насосным отделением;

* приступить к тушению пожара.

В.2.4.9: Как тушить топливо, разлитое у борта судна?

О: При горении топлива, разлитого у борта нужно но возможности вы-весги судно из опасного района. Горящее топливо отгоняют or борта судна водяными компактными струями. Для накрытия горящего на воде топлива используют пену. В угрожаемых районах корпус судна, а также причалы охлаждают водой. Если горение разлитого у борта топлива не вызывает опасности - дают возможность ему выгореть. при этом необходимо установить наблюдение и держать в готовности средства тушения

2.5. Расследование пожара на судне

В.2.5.1: Как производится расследование и отчетность о пожаре на судне?

По прибытию в порт капитан судна капитан докладывает о происшествии: донесение капитана порта, акт судовой комиссии, выписку из вахтенного журнала, а при необходимости, и из машинного, письменные показания очевидцев и другие документы по требованию. Судовладельцем может быть создана ведомственная комиссия для расследования пожара. Капитан судна обязан представить комиссии все требуемые ею документы, создать условия для ее работы.

В отдельных случаях (при особо крупных пожарах, при пожарах с гибелью людей и т.п.) государственной властью может быть создана Правительственная комиссия. Ее создание не должно приостанавливать расследование ведомственной комиссии и капитана порта. По результатам работы комиссии готовится cooiBC-iciByioiHUH акт с выводами о причинах и обстоятельствах возникновения пожара, о ходе его тушения, с предложениями о мерах по недопущению возникновения пожаров.

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.


К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.


Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

    ;
  1. локализация;
  2. предупреждение взрывов;
  3. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Особенности тушения пожаров на различных судах

Характер развития пожаров на различных судах и й различных частях одного и того же судна неодинаков.

Судно разделено переборками и палубами, выполненными из стальных листов, способных быстро нагреваться и проводить теплоту из одного помещения в другое. Поэтому при пожарах на судах высокая температура влечет за собой загорание в соседних помещениях, если не будут приняты меры защиты.

Пожары в сухогрузных трюмах сопровождаются сильным задымлением и быстрым ростом температуры. Распространение пожара в трюме в основном зависит от вида и укладки груза, состояния люков и характера огнезащиты смежных переборок грузовых палуб. В трюмах создаются благоприятные условия для аккумуляции тепла: здесь сравнительно небольшие объемы, хорошая теплопроводность металлических переборок, затрудненный выход раскаленных газов и значительные площади поглощения теплоты грузом. Изза недостатка воздуха в трюме горение развивается медленно, так как трюмы обычно загружаются на 85—90%, а трюмные люки большую часть времени бывают закрытыми. При закрытых люках и отключенной вентиляции пожары в трюмах могут длиться сутками, а нередко и неделями. Но абсолютной герметичности трюмов достигнуть очень трудно. В практике имели место случаи, рогда тлеющие материалы горели в течение нескольких суток даже при заполнении трюма углекислотой, паром или дымовыми газами. В результате недостатка кислорода горение в трюмах происходит с большим недожогом и, следовательно, со значительным выделением дыма.

Большую роль в ограничении развития пожара имеет отключение вентиляции и задраивание вентиляционных раструбов чехлами. Если своевременно не отключить вентиляцию, горение будет развиваться и по воздухопроводам может перейти в другие помещения.

Наиболее вероятные пути распространения пожара: из трюма в надстройки, в другие трюмы и помещения, в различные грузовые, пассажирские и вентиляционные шахты, пустоты в конструкциях. Кроме того, пожар может распространиться благодаря теплопроводности переборок и палуб.

В рефрижераторных трюмах горение может распространяться по термоизоляционному слою под отделкой переборок. Доступ к очагу и тушение такого пожара очень сложны, так как требуют вскрытия переборок и обшивки.

Как показала практика, при загорании в надстройке судна последняя может быть охвачена огнем в течение 15—25 мин, если за это время не введено достаточное количество средств тушения пожара. При открытом горении наружной поверхности надстройки большое влияние оказывает положение места загорания по отношению к ветру. Если мес!о загорания находится с наветренной стороны, то надстройка может быть охвачена пламенем в течение 10— 15 мин. Это необходимо учитывать, особенно при тушении пожара на рейде, в рейсе или при отводе судна в безопасное место.

На наливных судах наибольшая опасность пожара и взрыва существует при сливе груза, так как именно в это время вследствие подсоса воздуха или выхода паров из горловин имеется наибольшая вероятность образования взрывоопасных концентраций. В начальный период пожар в грузовых отсеках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из люков, поврежденной палубы, трубопроводов, корпуса или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких грузовых отсеках. При подсосе воздуха через неплотности в переборках факельное горение может перейти во взрыв, поэтому такие очаги горения нужно ликвидировать как можно быстрее. Взрывы в грузовых отсеках могут происходить и во время пожара в результате слабого охлаждения палубы, переборок или образования трещин и выхода паров или жидкостей в зону горения. При взрывах палуба или вспучивается, с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукты; часто ее разворачивает в стороны, иногда срывает, отбрасывая на десятки метров. В большинстве случаев при взрывах стационарные противопожарные системы выходят из строя. При сильных взрывах повреждается и корпус в надводной части судна.

Серьезную пожарную опасность на танкере представляет газоотводная система, если вовремя не отключить аварийные участки.

Котельные и машинные отделения судов представляют собой трюмы, выполненные из металла. Основным горючим материалом в этих помещениях является жидкое топливо. Чаще всего пожа ры из машиннокотельного отделения быстро переходят в надстройку. Происходит это потому, что выходы из шахты отделения ведут в надстройку, а вентиляционная система его также имеет связь с помещениями надстройки. Поэтому во всех случаях при пожарах в машиннокотельных отделениях необходимо сразу обеспечить защиту надстройки.

При тушении пожаров на различных судах особое внимание необходимо уделять предотвращению перехода огня в надстройку, на верхнюю палубу и в помещения, жизненно важные для сохранения плавучести судна. Кроме того, необходимо защитить различные вертикальные и горизонтальные шахты, каналы, трубопроводы.

При тушении развившихся пожаров на судне, когда огонь перешел из трюмов или танков в надстройку, необходимо в первую очередь ликвидировать горение в надстройке.

Всему экипажу следует знать основные правила тушения пожаров сложных условиях.

При сильном ветре пожар распространяется в основном по направлению ветра. Пожар в этом случае следует тушить мощными струями воды, подавая их в первую очередь на горйщие конструкции против ветра и с боковых сторон. Для тушения горящих жидкостей пеной струю следует направлять с наветренной стороны.

Во время сильных морозов, когда возможно замерзание воды в рукавах и магистрали, нельзя прекращать подачу воды к стволам. При переходе на другую позицию не следует перекрывать полностью ствол, нужно только уменьшить расход воды.4 Нельзя обливать водой людей и открытые палубы, последние могут обледенеть, что затруднит передвижение.

После окончания тушения пожара нужно быстро разобрать рукавную линию, не допуская замерзания в ней воды. Если рукава все же обледенели, их нужно церенести в теплое помещение для просушки.

Во время качки тушить пеной жидкое топливо очень трудно изза того, что горящее топливо будет перемещаться и разрушать пену. В этом случае следует подавать пены в два раза больше, чем в обычных условиях.

В помещениях без освещения нужно пользоваться аварийными фонарями. В таких помещениях, как правило, должны действовать члены экипажа, хорошо знакомые с расположением механизмов, оборудования, люков и дверей.

При возникновении пожара на судне у причала необходимо быстро эвакуировать посторонних лиц и членов семей экипажа с судна. Грузовые операции должны быть прекращены и трюмы закрыты. Все бортовые иллюминаторы во избежание поступления воды при крене должны быть закрыты, а также должны быть плотно закрыты все двери переборок и кают.

Капитану в процессе тушения водой следует постоянно следить за остойчивостью судна и принимать меры к удалению воды из наиболее отдаленных от центра тяжести судна зон. Если при пожаре вода, подаваемая на тушение, особенно на верхних закрытых палубах, скапливается и угрожает остойчивости судна и нет возможности ее откачать, то необходимо поставить судно на ровный киль. При этом нужно учитывать/ что судно не опрокинется в том случае, если глубина под килем будет меньше одной девятой ширины судна. Если условий для притопления судна нет, его надо отвести от входных ворот порта и фарватера, чтобы в случае затопления не закрыть проходы в порт. Если судну угрожает опрокидывание, нужно прекратить тушение пожара до тех пор, пока оно не будет отведено в безопасное место.

Судно можно притопить и у причала, если возле него имеется ровное дно. Необходимо помнить, что любое затопление судна, даже частичное, не обходится без крена, а крен приводит к перераспределению действующих на судно сил, и может случиться так, что судно перевернется даже на мелководье.

Полное затопление судна является крайней мерой, к которой прибегают в исключительных случаях, когда ликвидировать развившийся пожар не представляется возможным. Решение о затоплении судна принимает капитан; выполняется оно только после того, как с судна будут эвакуированы все люди и изъята необходимая документация.

Судно от береговых сооружений обычно отводят в тех случаях, когда оно нагружено взрывчаткой, горючими газами, легковоспламеняющимися или горючими жидкостями и имеется угроза переброски огня на эти сооружения или опасность их разрушения.

Отвод наливных судов от береговых сооружений как лучшее средство безопасности рекомендуется Правилами перевозки легковоспламеняющихся жидкостей. Однако практика показывает, что это не всегда целесообразно, так как во многих случаях пожары на этих судах были успешно ликвидированы у причалов.

Суда, груженные прочими грузами, отводят от береговых сооружений и соседних судов обычно только в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на эти сооружения или соседние суда и нет достаточного количества сил и средств для их защиты. Если горящее судно может вызвать пожар на других судах, целесообразно отвести суда, соседние с аварийным. Отводить от причала суда с невзрывоопасными и трудновоспламеняющимися грузами следует лишь для перевода их на другое место для обеспечен кия лучших условий тушения пожара.

Отвод от причала пассажирских судов чаще всего нецелесообразен, но если он необходим, то отводить судно нельзя до тех пор, пока не будут сняты с него все пассажиры. Не следует отводить суда от причалов и береговых сооружений, если на тушении пожара занято значительное количество береговых пожарных подразделений. Особенно опасен отвод судна при пожаре надстройки, так как скорость распространения пожара при этом очень быстро увеличивается.

Во всех случаях отвод судна от причалов и береговых сооружений должен осуществляться под прикрытием струй, подаваемых с пожарных или других судов с соблюдением правил техники безопасности.

Для буксировки судна необходимо использовать портовые буксиры или другие суда и только в крайних случаях пожарные; при этом тушение с пожарных судов не должно прекращаться.

Для быстрого подавления открытых дожаров в надстройке пожарные суда должны максимально использовать стационарные и переносные лафетные стволы. При использовании .мощных стволов необходимо предусматривать и откачку воды с палуб и из трюмов аварийного судна, так как водоотливная и осушительная системы обычно не могут откачать всю поступающую воду.

При любых пожарах судно необходимо развернуть по отношению к ветру так, чтобы дым и пламя сносило не вдоль судна, а за борт. Пожарные и спасательные суда, прибывшие к аварийному, находящемуся в открытом море или на рейде, в первую очередь должны обеспечить безопасность путей эвакуации пассажиров. Пассажиров спасают на судовых шлюпках. На борт пожарного судна пассажиры принимаются как исключение, в ограниченном количестве, в первую очередь дети и нуждающиеся в медицинской помощи.

Пожарное судно должно подходить к аварийному с наветренной стороны, а при сильном волнении — изпод ветра к той части, куда можно высадить десант.

Если аварийное судно, находящееся в открытом море, не потеряло ход, оно должно двигаться в сторону ближайшего порта под конвоем пожарного, в противном случае пожарное судно должно буксировать аварийное, а также тушить пожар до тех пор, пока не подойдут другие суда. При подходе других судов пожарное судно отдает буксир и продолжает тушение. Главные двигатели всех судов, подошедших к горящему, не должны заглушаться на случай немедленного отхода.


На судах, эксплуатируемых до прибытия пожарных подразделений, руководство тушением пожара осуществляет капитан. Из числа экипажа для борьбы с пожарами заранее создаются, готовятся и поддерживают боевую готовность боевые расчеты. При количестве экипажа более 40 чел.создаются три боевые расчеты в виде носовой аварийной партии, кормовой аварийной партии и аварийного группы МКО. На судах с численностью до 40 чел. создаются две боевые расчеты, а при численности экипажа до 15 чел. борьба с пожарами ведется всем экипажем.

До прибытия пожарных подразделений капитан судна (КЛНС-1) вместе со своим боевым расчетом обеспечивает ввод в действие стационарных средств пожаротушения, подачи водяных и пенных стволов на путях распространения пожара, снижение интенсивности горения и уменьшения газового обмена путем плотного закрывания дверей, люков, иллюминаторов, остановкой вентиляторов и т.п.. Для предупреждения быстрого распространения пожара судно разворачивается так, чтобы место пожара находился с подветренной стороны. Опасные грузы, примыкающих к зоне горения, по возможности, изымают.

Во время тушения пожара на судне в порту старший оперативный начальник пожарных подразделений (КЛНС) обязан все действия согласовывать с капитаном судна, а на судах, находящихся на причале или в доке (строительство, ремонт) - еще с должностными лицами объекта . Как и на всех пожарах КЛНС, прежде всего, устанавливает, находящихся на судне люди (пассажиры, экипаж) и степень угрозы им. Во время проведения спасательных работ необходимо:

· Подвести судно к берегу (причалу) так, чтобы можно было использовать всю длину борту для высадки на берег спасенных;

· При наличии в воде нефтепродуктов в месте нахождения судна компактными водяными струями расчистить поверхность воды, чтобы избежать воспламенения нефтепродуктов и падения людей при эвакуации нефтепродукты горят;

Одновременно определяют необходимость отвода суда, горит, от других судов или береговых сооружений или наоборот, отвода других судов от судна, что горит. Эта работа может проводиться, если судно нагружено взрывчатыми веществами, горючими сжиженными газами, ЛВЖ и угроза перехода огня на береговые сооружения или соседние суда, а сил и средств для защиты недостаточно. Необходимость, порядок и средства, используемые для этого, КЛНС определяет совместно с руководством порта и капитаном судна.

РЛЧС выясняет также наличие и возможность использования во время тушения пожара, спасению людей и эвакуации грузов судовых систем пожаротушения, погрузочно-разгрузочных и других механизмов судна, а также портальных кранов причалов.

Работа водяных стволов в процессе тушения пожара приводит к заполнению трюмов водой, что может послужить причиной нарушения устойчивости судна (крена, осадки, опрокидывание).Поэтому РЛЧС обязан организовать наблюдение за устойчивостью судна, а если необходимо, обеспечить откачку воды водоотливной системы судна, а также насосами пожарных и вспомогательных судов.

Основными способами тушения пожаров в помещениях надстройки есть способы поверхностного тушения водой, которая подается в виде распыленных и компактных струй воды, воздушно-механической пены низкой и средней кратности. Во время тушения пожаров водой внутри помещений применяют стволы Б и распылители.Интенсивность подачи воды - 0,08 л/см2. Стволы подают так, чтобы не допустить выхода огня наружу. Применяют их и для создания петель в дверных проемах, световых и других люках для снижения температуры газов в 2-2,5 раза и недопущения прорыва пламени и искр. В условиях сильного задымления для работы со стволами используют звена ГДЗС. Для тушения внутренних пожаров в помещениях судов широко применяется воздушно-механическая пена, которую используют не только как огнетушащий средство поверхностного или объемного тушения, но и как средство пенного экрана, которое предотвращает распространение теплового воздействия и дыма, а также обеспечивает продвижение ствольщик к ячейкегорения.

Основными направлениями ввода первых сил и средств на тушение внутри надстройки являются: коридоры, трапы, люки, которыми спасают людей, важные участки судна (ходовая рубка, электростанции, машинные помещения и т.п.). Часто для введения стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочной палубе, спускают двух-трех ствольщик на шлюпках до уровня иллюминаторов. В других местах ствольщик к иллюминаторам можно опускать на веревках и канатах.

Для тушения внешних пожаров в надстройке применяют мощные стволы (А и лафетные) с интенсивностью подачи воды 0,1-0,12 л/с-м2. Если необходимо, стволы вводят для защиты береговых сооружений и соседних судов. После тушения пожара КЛНС внимательно осматривает все соседние с помещением, что горит, шахты, люки, световые фонари для устранения возможных мест тления и открытого пламени. Для этого выполняются контрольные вскрытия при наличии подготовленных средств тушения.

Пожары в сухогрузных трюмах является одним из самых тяжелых и длительных по времени тушения. Высокая температура и густое задымление затрудняет поиски очага пожара. Место горения можно ориентировочно определить по плотности и нагритости дыма, выходящего из люка. Однако характер и плотность укладки груза может значительно отклонять выход дыма. Можно также установить место пожара, пользуясь грузовой картой, а также по внешним признакам конструкций перегородок и палуб - изменение окраски и степень нагретости .

Как огнетушащий средство в трюмах применяют воду, растворы смачивателей, пену низкой кратности в виде водных и пенных струй. Интенсивность подачи такая же, как и для тушения веществ на открытом пространстве, воздушно-механической пеной средней кратности - 0,06-0,1 л/с-м2 при расчетном времени тушения 15 мин.

Стволы в трюмы подают трапами и грузовыми лифтами. Если продвижение в дальнейшем невозможно, то средства тушения вводят через грузовые, световые и вентиляционные люки или специально проделанные отверстия.

При невозможности получения огнетушащим составом поверхности вещества, горящего в трюмах используют объемное тушение. Для тушения больших грузов эффективно применять водяной пар. Огнетушащее концентрацию паров принято 35% по объему трюма. Интенсивность подачи - 0,005-0,008 кг/м3. Применять пару для тушения пожаров в трюмах или бункерах, загруженных каменным углем или веществами, способными выделять горючие газы или вступать в реакцию с водой, нельзя, так как возможны взрывы.

Подача пены средней кратности и спуск стволов-распылителей через вентиляционные каналы возможны только во время пожаров в трюме, но не в твиндеке (в твиндеке такие меры обеспечат защиту самих каналов и помешают перехода огня ними в вышележащие помещения). Необходимо, чтобы пену подавали в вентиляционные головки, развернуты навстречу ветру. Если стволы или пену подавать в очаг через люки нельзя даже на тросах с помощью погрузочных механизмов, раскрывающих отверстия в местах наибольшего прогрева палубы и переборок.

В процессе тушения пожара непрерывно охлаждают струями воды поперечные переборки, отделяющие грузовые трюмы от смежных отсеков, как со стороны грузовых трюмов, так и противоположных. После тушения внимательно осматривают все помещения трюмов, чтобы предотвратить повторного воспламенения. Затопление трюмов, горящие применяют только в крайнем случае, как последнюю меру, когда неэффективны другие средства тушения или проникновения и представления огнетушащих веществ в очаг горения невозможно. При этом учитывают плавучесть грузов, их способность гореть под слоем воды, а также разбухать.

Во время пожара на нефтеналивных судах организуется охлаждения танков, горящих палуб и бортов судна распыленным и компактными струями из стволов А и лафетных. Интенсивность подачи воды на охлаждение металлических конструкций 0,2-0,5 л/с-м2. Одновременно с помощью капитана судна и администрации порта КЛНС организует остановку всех работ по наливу или откачке нефтепродуктов, если это не сделано до прибытия, удаление из танков сливо-наливных устройств. Принимаются меры по закрывание крышек люков танков, которые не горят, закрывания всех дверей, иллюминаторов и других отверстий, прекращается работа вентиляции. КЛНС устанавливает род нефтепродукта и степень заполнения танков. Для тушения жидкостей в танках применяют как поверхностное, так и объемное тушение. Объемное тушение газами (паром) осуществляется только стационарными установками и применяется лишь в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, не более 10% площади танке. Если танки разрушены более, то стационарные установки используют для заполнения газом соседних танков, рядом с теми, которые горят.

Способы, средства и приемы гашения факелов аналогичные их тушению в резервуарных парках. Если горит много факелов, пару или газ необходимо подавать внутрь танков, горящих и соседние, а палубу и коммуникации над танками нужно интенсивно охлаждать. Для предотвращения взрывов танков необходимо: плотно закрыть все отверстия, соседние танки заполнить водой, пеной, негорючими газами или даже нефтепродуктами, отключить газопаропроводы от аварийного отсека, подавать струи на охлаждение палубы, надстройки и коммуникаций трубопроводов. Каффердамы во всех случаях заполняются водой.

Основными средствами поверхностного тушения при значительной площади раскрытия палубы является воздушно-механические пены. Для подачи пены в танки используют стационарные устройства, а также переносные закидные устройства и пенные стволы. Во время проведения пенной атаки весь личный состав, который, с п е но с ливамы и стволами должен находиться под защитой распыленных струй и в теплоотражающих костюмах. При деформации перегородок, палуб и оборудования в танках могут образовываться глухие пространства, в которые не сможет попасть пена. Для их устранения необходимо заполнить танк нефтепродуктами или водой до уровня, когда жидкость покроет деформированы перегородки и оборудование.
После ликвидации горения в танке охлаждения его стенок продолжается до полного их остывания и только после этого возможна работа по откачке или закачки в него нефтепродукта.
Если корпус судна поврежден и оно находится на поверхности жидкости, что горит, необходимо вывести танкер из зоны горения, развернуть и поставить на. Якорь так, чтобы нефтепродукт, вытекающей сходил по течению или ветром.При этом охлаждают борта танкера и отделяют нефтепродукт от танкера с помощью мощных компактных водяных стволов. Если вывести судно из нефтепродуктов невозможно, горение нефтепродуктов на поверхности воды можно ликвидировать перемешивания мощными компактными струями воды.

Для ограничения распространения растекания нефти акваторией используют Бонне заграждения. Устанавливают их так, чтобы как наименьшая часть борту танкера испытывала воздействия пламени.

Во время пожаров в МКВ эффективными средствами тушения является распыленная вода и воздушно-механическая пена.

Топливо, горит под котлами, тушат паром и распыленной водой, которую подают с помощью стационарных систем или ручных стволов. Во время тушения пожаров в МКВ перекрывают все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одних емкостей в другие, находящиеся в зоне пожара. Охлаждают водяными струями запасные и расходные топливные цистерны и цистерны с маслом, пусковые баллоны с воздухом, металлические перегородки, отделяющие машинное отделение от смежных отсеков, если на них действует огонь. Очень часто вследствие густого задымления и быстрого роста температуры не всегда возможен проход в МКВ трапу с главной палубы. Тогда используют входы через коридор гребенного вала или из соседних помещений, причем, предварительно открывают люки шахт или на некоторое время включают вентиляцию.

Сложнее тушить пожары, когда топливо вытекает из топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинного отсека. В этом случае огнем будут охвачены все помещения МКО. Тушение таких пожаров, как правило, осуществляют объемным способом (газами, парами, пеной средней и высокой кратности).

Для успешного тушения в портах начальник гарнизона пожарной охраны вместе с руководителями порта разрабатывает инструкцию о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара. Во время проведения разведки или иных операций в группу тушения включают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа. Во всех случаях разведки и тушения пожара на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, работающий в середине судна, должен иметь изолирующие противогазы, средства связи и приборы освещения. Организуются КПП и посты безопасности. Для более оперативного руководства тушением пожара на самом судне и связи с берегом необходимо, в первую очередь, использовать трансляционные сети аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также мегафоны и рупоры.

В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна или других судов, участвующих в тушении пожара. Во время тушения пожаров на судах, находящихся на рейде, важно иметь хороший связь с берегом, где всегда сосредоточен резерв сил и средств.

Читайте также: