Особенности судебной системы ссср

Обновлено: 19.05.2024

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

Судебная система — это особое упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть посредством отправления правосудия, имеющих общие цели и задачи, действующих на единых демократических принципах.

20 июля 1918 года был принят Декрет о суде, который устранил двойственность в организации советской судебной системы. Декрет расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела за исключением контрреволюционных преступлений, разбой, убийства, изнасилований, взяточничества, спекуляции, подделки денежных знаков (данные преступления были подсудны революционным трибуналам).

30 ноября 1918 года в советском государстве была окончательно претворена в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы. Народные суды были созданы на территории каждого района (городского или уездного) и рассматривали гражданские и уголовные дела. В состав народного суда входили: народный судья; народные заседатели (в зависимости от особенностей рассмотрения дела 2 или 6). Кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов рассматривались советом народных судей губернии.

К моменту создания СССР (30 декабря 1922 года) в стране сформировались 2 системы судебных органов:

  • общие суды, включающие народные суды, губернский совет народных судей, Высший Судебный Контроль (народный комиссариат юстиции);
  • революционные трибуналы (трибуналы крупных городов и центров), Верховный революционный трибунал при ВЦИК), кассационная инстанция для революционных трибуналов.

Помимо военных трибуналов для рассмотрения особых категорий дел создавались земельные комиссии, трудовые сессии народных судов, арбитражные комиссии. Эти учреждения действовали временно, их подсудность была ограничена. Единство общих и специальных судебных учреждений обеспечивал факт поднадзорности Верховному Суду.

Губернские суды представляли собой второе звено судебной системы, к их компетенции относились:

  • наиболее сложные дела, ранее отнесенные к подсудности революционных трибуналов;
  • функции, принадлежащие ранее советам народных судей;
  • судебный надзор.

С 1934 года губернские суды могли с согласия прокурора отменять приговоры и решения народных судов.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность всех судебных учреждений объединял Верховный Суд, в его составе функционировала дисциплинарная коллегия. Верховный Суд действовал в составе пленума, президиума, кассационных коллегий по гражданским и уголовным делам, военной, судебной, военно-транспортной коллегий.

Согласно Конституции, Верховный Суд должен был:

  • обеспечить соблюдение союзного Основного закона;
  • осуществлять надзор за соответствие постановлений, принимаемых ЦИК союзных республик Конституции;
  • предоставлять толкования и разъяснения общесоюзного законодательства.

Конституция 1936 года закрепила и расширила демократические принципы организации и деятельности судов:

  • рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей;
  • осуществление правосудия исключительно судами;
  • выборность народных заседателей и судей;
  • обеспечение обвиняемому права на защиту;
  • ведение судопроизводства на языке автономной или союзной республики и др.

Принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, закрепил судебную систему Советского Союза.

Судебная система СССР второй половины XX века

Для второй половины 1950 — первой половины 1960-х гг. характерно введение в систему государственной власти демократических принципов.

В сфере надзора Верховных Судов автономных и союзных республик, областных и краевых судов, судов автономных областей были значительно расширены права: право пересматривать кассационные определения и решения по гражданским и уголовным делам. Председатели Верховных Судов получили право вносить протесты в порядке надзора (ранее таким правом обладали только Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда).

В 1956 году, после упразднения Министерств юстиции СССР и союзных республик, функции управления в сфере юстиции были переданы Верховному Суду.

В 1957 году ликвидировали транспортные суды, все дела, относившиеся к их ведению, были переданы в областные, краевые и народные суды, Верховные суды республик. В этом же году значительно восстанавливалась самостоятельность республик в сфере правосудия.

  • учреждался единый народный суд города, района;
  • увеличены полномочия народных судей с 3 до 5 лет;
  • народные заседатели стали избираться на общих собраниях трудовых коллективов.

Устанавливались 2 уровня судебных органов: суды Союза ССР (Верховный Суд, военные трибуналы) и суды союзных республик (Верховные суды союзных, автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды национальных округов и автономных областей, народные суды).

В начале 1960-х годов упразднили республиканские министерства юстиции. В 1963 году Верховному Суду был передан ряд функций:

  • управление и контроль деятельности судебных органов народных, городских, краевых, областных судов, судов национальных округов, автономных областей и республик;
  • подготовка и подбор кадров для органов суда;
  • ведение судебной статистики;
  • общее руководство государственными нотариальными конторами.

Судебная система СССР, сложившаяся после ВОВ и закрепленная в Конституции 1977 года, просуществовала до конца 80-х гг. практически без изменений. Конституция 1977 г. закрепила систему органов правосудия, порядок избрания народных заседателей и судей.

В Конституции был воспроизведен ряд основополагающих принципов, в частности закреплены демократические принципы правосудия:

Слом прежней системы государственной власти в 1917 г. повлек за собой и упразднение ранее существовавших правоохранительных и судебных органов. Период с 1917 по 1922 г. характеризовался поиском приемлемых форм осуществления правосудия и органов, реализующих функции судов в условиях формирования новой системы государственной власти и граж­данской войны.

Для разрешения правосудия по уголовным делам на фронтах также создавались местные суды, которые избирались полковыми советами, а где их нет — полковыми комитетами.

Декрет о суде № 1 имел несколько особенностей, которые по своей сущности имели отличие от других законов, регламентирующих правосудие рассматриваемого периода. Местные суды должны решать правосудие от имени РСФСР. При этом при вынесении судебных решений они должны были руководствоваться законами свергнутых правительств только в той части, в которой используемые законы не отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными считались все законы, которые противоречили декретам ЦИК, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам РСДРП.

Этим же Декретом было предусмотрено создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Декрет о суде № 2 отменял апелляционный порядок обжалования судебных решений и допускал только кассационный порядок обжалования судебных решений (ст. 4). При этом в качестве кассационных инстанций для судебных решений, принятых окружными народными судами, выступающими в качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел по существу, создавались постоянные члены окружных народных судов. При этом суд кассационной инстанции имел право отменить судебное решение нижестоящего судебного органа при наличии двух оснований:

1) факта признания обжалованного судебного решения несправедливым;

2) формальных нарушений, признанных судом кассационной инстанции существенными. Кроме того, кассационному суду принадлежало право на помилование и смягчение наказаний (ст. 5).

К концу гражданской войны возникла необходимость упорядочить существующую судебную систему. В 1922 г. были упразднены революционные трибуналы. В этом же году было принято первое советское Положение о судоустройстве, в результате применения которого сложилась новая судебная система. Она состояла из трех звеньев. Основным звеном стали районные (городские) народные суды, действовавшие в составе судьи и народных заседателей. Судами среднего звена стали губернские суды. Выс­шим судебным органом — Верховный Суд РСФСР. В 1923 г. в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР.

Эта система сохраняла свои существенные черты долгие годы. Принятие в 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Конституции СССР 1977 г., Закона о судоустройстве СССР 1981 г. вносило лишь отдельные незначительные корректировки в существующую судебную систему, не затрагивая в целом основ ее организации и сущности.

Социально-экономические, политические и идеологические изменения в конце 80-х — начале 90-х гг., развал СССР поставили на повестку дня вопрос о необходимости радикального реформирования судебной системы. С 1991 г. начала осуществляться судебно-правовая реформа, Концепция которой была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР. В контексте данной реформы изменению были подвергнуты фундаментальные принципы, на которых основывалось судоустройство, изменилась не только система судебных органов, но и роль суда, его функции и т.д. (см. гл. 4, 6 настоящего учебника).

1.4.Становление и развитие института военных судов в России

Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразом военных судов в России. Однако эти суды нельзя было назвать судами по существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям.

Вместе с тем можно сделать вывод, что зарождение военных судов обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий.

В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно с развитием других государственных органов и армии. Особенно значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I.

Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом — в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров.

Согласно Уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды (кригсрехты) трех видов:

— высший (генеральный кригсрехт) суд в составе председателя — фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

— низший (полковой кригсрехт) суд в составе председателя полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

— скорорешительный суд — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными в 1720 г. Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы — Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения, части, которые не единожды императорскими указами переименовывались — Аудиторский департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды. Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждении составляли следующие основные полномочия:

— конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути),

Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции они не наделялись.

В 1711 г. был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, дела о казнокрадстве военнослужащих рассматривались с участием представителей от Военной коллегии.

Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного суда в соответствии с гл. 50 Воинского устава следует считать Указ Петра I от 15 февраля 1723 г.

Военный суд был образован в 1723 г. и в Санкт-Петербурге, однако вскоре был ликвидирован. В качестве постоянно действующего органа 16 августа 1724 г. в северной столице начала функционировать постоянная военно-судебная комиссия во главе с Петербургским комендантом, исполнявшим обязанности ее президента, т.е. председателя.

В 1867 г. в контексте знаменитых реформ Александра II был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями — в Сибири и на Кавказе.

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.

Суд присяжных, учрежденный в системе общих судов, в армии не вводился.

Данная система военных судов просуществовала до 1917 г.

Полковой командир имел право осуществлять надзор над про­изводством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал приговоры суда.

В то же время сложная политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности Красной Армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий, судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 г. стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования называться военными трибуналами.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики 14 октября 1918 г. учредил в своем составе Революционный военный трибунал Республики (РВТР).

Революционные военные трибуналы в период гражданской войны находились в политическом и организационном подчинении у политических органов и военного командования.

И первые годы после Октябрьской революции революционные военные трибуналы действовали на основании принятых о них положений от 4 февраля 1919 г., 20 ноября 1919 г.

Высшим звеном системы военных трибуналов являлся Революционный военный трибунал при Революционном Военном Совете Республики. Нижестоящими звеньями системы военных трибуналов были революционные военные трибуналы фронтов, армий и их отделения в дивизиях.

После гражданской войны в правовом положении военных трибуналов произошли изменения. В июне 1921 г. был учрежден Верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образована Военная коллегия, которая в январе 1923 г. была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а в апреле 1924 г., с образованием Верховного Суда СССР, Военная коллегия включена в его состав и все воен­ные трибуналы стали судами Союза ССР.

По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. (ст. 86) военно-судебные учреждения состояли: при революционных военных советах военных округов и фронтов — военные трибуналы военных округов и фронтов; при корпусах — военные трибуналы корпусов; при дивизиях — дивизионные отделы окружных военных трибуналов. Они фактически превратились в специализированные судебные органы для осуществления правосудия в вооруженных силах.

В последующем задачи, компетенция и система военных трибуналов определились общесоюзными Положениями о военных трибуналах 1926 г., а затем 1958 г. и 1980 г.

Общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежало Верховному Суду СССР, а непосредственное руководство и управление военными трибуналами осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР.

По Закону о судоустройстве СССР 1938 г. военные трибуналы относились к специальным судам и рассматривали дела о воинских преступлениях и некоторых других преступлениях, отнесенных к их подсудности (ст. 58).

В связи с возникновением угрозы войны произошло расширение подсудности уголовных дел военным трибуналам. Им стали подсудны дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними учебных сборов. Это положение о подсудности дел военным судам сохранено в законодательстве до сего времени.

В период войны военные трибуналы действовали при военных округах, фронтах и военно-морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизированных учреждениях,

В связи с объявлением в г. Москве осадного положения постановлением Государственного Комитета Обороны от 20 октября 1941 г. все гражданские суды, как и органы прокуратуры, столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Основные усилия военных трибуналов были направлены на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялось законодательство об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию.

После окончания Великой Отечественной войны все военные трибуналы стали применять законодательство мирного времени. С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных трибуналов, которая стала строго определяться общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на безопасность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Закон СССР от 25 июня 1980 г. утвердил новую редакцию Положения о военных трибуналах. Система военных трибуналов состояла из военных трибуналов видов войск (военный трибунал Ракетных войск стратегического назначения), военных округов (флотов) и военных трибуналов гарнизонов.

Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР, а организационное руководство осуществлялось Министерством юстиции СССР и его Управлением военных трибуналов, которые были созданы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 г. Сохранялась определенная зависимость военных трибуналов от Министерства обороны СССР. Так, установление структуры и штатов военных трибуналов находилось и совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны, личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы этого министерства осуществлялось также материально- техническое снабжение военных трибуналов, их финанси­рование, обеспечение транспортом, средствами связи и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте дореформенный период развития российской судебной системы.

2. Какова сущность преобразований в судебной системе, осуществившихся в 60-х гг. XIX в.?

3. В чем, по вашему мнению, заключаются основные итоги судебной реформы 1864 г.?

4. Какие преобразования претерпела российская судебная система в послеоктябрьский период?

5. Охарактеризуйте основные черты судебной системы Российской Федерации на рубеже XX и XXI вв.

6. Как происходило становление и развитие института военных судов в России?

7. Какие факторы влияли на формирование института военных судов в России?

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 93.

[2] Байчурин И. Есть такой факультет — православной культуры // Ориентир. 1997. № 3. с. 29-30.

[3] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1. С. 627. Другого мнения придерживался Б. Сыромятников, который считал, что основным судом рассматриваемого периода был суд самой общины (см.: Очерк суда древней и новой России // Судебная реформа : сб. / под ред. Н. Давыдова и Н. Полянского. М., 1915. С. 47.

[4] Юшков С. В. История государства и права. М.: Юриздат, 1947. Ч. 1. С. 121.

[5] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ. соч. С. 648.

[6] См.: Очерки истории СССР. XIV-XV вв. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. Т. 2. С. 59.

[7] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ соч. С. 649.

[8] См.: Там же. С. 656.

[10] См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. 4-е изд. М., 1911. Ч. 2. С. 433.

[12] См.: Хрестоматия по истории СССР. М„ 1940. Т. 1. С. 380-385

[13] См.: Гуценко К. Ф. Ковалев М. А. Правоохранительные органы : учебник. М„ 1997. С. 236.

[14] См.: Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997. С. 206; Аксаков И. С. Соч. М., 1887. Т.4. С. 525: Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. М„ 1967. Т. 4. С. 320.

[15] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 34.

[16] Чельцов-Бебутов М. A. Kvpc советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1.С. 744-745.

[17] Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы. М., 2004. С. 40.

[18] Середонин С. М. Исторический обзор деятельности комитета министров // Судебная власть России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. М., 2003. Т. 3. С. 239.

[19] Победоносцев К. Юридические заметки и вопросы // Судебная власть России. История. Документы. С. 265.

[20] Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 159.

[21] Джаншиев Г. А. Указ соч. С. 40.

[22] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть в России. История. Документы. С. 158.

[23] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы. С. 165—166.

[24] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[25] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 158.

[26] См:. Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 43.

[27] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М„ 1957. Т. 1. С. 743.

[28] См.: Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[29] Цит. по: Бочкарев В. Указ. соч. С. 162—163.

[30] Победоносцев К. Указ соч. С. 267.

[31] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 162-163.

[32] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 44.

[33] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. :Мысль, 2003. Т. 3. С. 241.

[34] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 33—34.

[35] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. : Мысль, 2003. Т. 3. С. 240-243.

[36] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 42, 44.

[37] Чичерин Б. Несколько современных вопросов // Судебная власть России. История. Документы. С. 268.

[38] См.: Калинин Ю. А. Производство по уголовным делам в окружных судах Российской империи. М„ 2009. С. 24.

[39] Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. III. С. 13-252.

[40] Подробнее см.: Петухов Н. А. История военных судов России : монографии / под ред. В. М. Лебедева. М„ 2003. 352 с.

[41] См.: Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 398,416.

В большей степени это научная статья, информация взята из самих декретов и учебников об истории российского государства. Скажу от себя: действия советской власти всегда отличались резкостью, небывалой решительностью, что мы и можем проследить данную закономерность в этой статье. Советую прочитать другие публикации на канале.

Первые советские декреты о суде.

Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1 , принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами.

Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.

В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.

Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.

15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов.

Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение, как о факте преступления, так и о мере наказания.

Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.

Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В суде допускалось судоговорение на местных языках.

Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.

Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.

13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3 . Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

Создание системы народных судов. Положение о народном суде 1918 г.

Смена общественного строя требовала и установления новой системы правосудия. После Октябрьской революции 1917 г. в ряде мест страны население, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Они поначалу носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д.

Обобщая опыт судебного строительства, 24 ноября 1917 г. СНК принимает декрет "О суде" (№ 1). Этим декретом упразднялись прежние суды и ликвидировались адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система: местные суды в составе судьи и двух заседателей. Им были подсудны гражданские дела с ценою иска до 3000 руб. и уголовные – с наказанием не свыше двух лет лишения свободы.

Новые суды создавались на принципах выборности судов и участия населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи должны были избираться на основании прямых выборов населением, а до назначения выборов – местными Советами. Советы составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на сессию.

Декрет временно возложил предварительное следствие на местных судей. Это была чрезвычайная мера, поскольку она нарушала принцип разделения следствия и суда. Для следствия по делам, подсудным ревтрибуналам, Советы создавали следственные комиссии.

30 ноября 1918 г. декретом ВЦИК "О народном суде" учреждался единый народный суд, действовавший либо в составе одного постоянного судьи, либо в составе судьи и двух или шести заседателей. Народный суд рассматривал все уголовные и гражданские дела, за исключением дел, подсудных ревтрибуналу.

Судьи избирались Советами и исполкомами. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совете народных судей. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках.

Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавались коллегии правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.

Особенностью процесса создания новых судебных органов в первый период было широкое местное правотворчество. Оно объяснялось высокой творческой активностью населения, вовлеченного в общественную жизнь революцией, отсутствием юридического опыта, а также медленным поступлением нормативных актов из центра.

Лишь Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.

Спасибо, что достали стаю до конца, оставляйте комментарии, а также читайте другие публикации на канале.

Читайте также: