Особенности судебной системы и судоустройство арабского халифата

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

Основные данные о работе …..1

Государственный строй и право Арабского Халифата……………….………….3

Работа состоит из 1 файл

ТЭ по истории гос-ва и права зар.стран.doc

Версия шаблона 1.1
Филиал
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины История государства и права зарубежных стран
Тема Суд в Арабском Халифате. Коран. Сунна.
Фамилия студента Иванов
Имя студента Иван
Отчество студента Иванович
№ контракта

Основные данные о работе …..1

Государственный строй и право Арабского Халифата……………….………….3

Государственный строй и право Арабского Халифата

1.1. Образование Халифата

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и сайды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, т.к. давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной - преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.

1.2. Общественный строй Халифата

Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство -Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.

Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право — шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов было быстро завершено.

Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами, имел важные особенности. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

1.3. Судебная система.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей считался глава государства – халиф. В целом же отправление правосудия было привилегий духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом.

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государст-венной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.


Рассматриваются историческое развитие и становление судебных систем Катара и Саудовской Аравии, их организация и принципы.

Н.А. КОВЫРШИНА,

кафедра гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов

Рассматриваются историческое развитие и становление судебных систем Катара и Саудовской Аравии, их организация и принципы.

Ключевые слова: право шариата, суд шариата, суд правосудия, суд общей юрисдикции, административный суд, специализированный государственный трибунал.

Specifics of arabic east countries’ judicial systems through the example of Qatar and Saudi Arabia

This article describes historical development of Qatar and Saudi Arabia court systems, its organization and foundations.

Keywords: Shari’ah law, Sharia court, Court of Justice, Court of General jurisdiction, administrative court, specialized governmental tribunal.

Повышенный интерес к странам Арабского Востока вызван главенством религии и большим потенциалом этих стран. Во всех арабских государствах существует ряд особенностей формирования и организации судебной системы ввиду того, что они основаны на началах ислама. Одними из наиболее привлекательных среди стран Арабского Востока ввиду их значимости и экономических возможностей являются Саудовская Аравия и Катар, которые воплотили в жизнь большинство современных принципов государственного устройства и системы его управления.

Несмотря на то что Катар иногда относят и к странам романо-германской правовой семьи, основанная на каноническом мусульманском праве система всегда занимала особое место. До принятия так называемой временной Конституции Катара 1970 года (последующие изменения — 1995 и 1999 годов) его судебная система была весьма архаичной, в ней господствовало некодифицированное мусульманское право, не существовало четкого разграничения исполнительной и судебной власти. Суды подчинялись трем различным министерствам: гражданские суды — Министерству юстиции, суды шариата — Министерству вакуфов[1], прокуроры — Министерству внутренних дел. Законодательно принцип разделения властей был закреплен значительно позднее. Судебные дела решались непосредственно эмиром[2], который также обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти.

Нечеткое разграничение компетенции судов шариата и судов правосудия зачастую становилось в Катаре причиной возникновения труднопреодолимых проблем, что значительно умаляло права граждан на судебную защиту. Другим препятствием для справедливого отправления правосудия было то, что граждане имели право в любой момент ходатайствовать о передаче их спора (семейного или гражданского) в суды шариата. Право на обжалование в апелляционный суд любого решения сохранялось, однако в системе шариатских судов нередко встречались случаи, когда один и тот же судья рассматривал одно и то же дело в суде и первой, и апелляционной инстанции, ввиду чего терялся весь смысл подачи жалобы.

В Саудовской Аравии ранее существовала судебная система, введенная низамом[3] о судах 1975 года, в соответствии с которым до середины 1970-х годов система мусульманских судов[4] в стране имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали только два апелляционных суда (в Мекке и в Эр-Рияде), юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов заседал в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривалось одним судьей (в полном составе суд слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль высшей апелляционной инстанции и состоящим из 11 членов, отобранных из ведущих улемов[5].

Были организованы и нешариатские суды, охватывающие специализированные сферы права, самым важным из них является Комитет по жалобам (в некоторых редакциях — ведомство жалоб), созданный изначально для рассмотрения жалоб на государство. Впоследствии ему были переданы полномочия по разрешению коммерческих и некоторых уголовных споров (например, взяточничество, подделка документов), а также по рассмотрению апелляций на решения нешариатских государственных трибуналов. Эти административные трибуналы (так называемые комитеты) имели дело со специальными областями, регламентированными королевскими указами (например, трудовое и торговое право).

В обеих странах 1970-е годы знаменательны началом проведения реформ, значительная часть которых затронули и судебную систему. Больший доступ населения к осуществлению правосудия, улучшение качества работы органов юстиции, гарантии судебной защиты, четкое разграничение компетенции судов, закрепление фундаментальных принципов отправления правосудия — все это только часть того, что было воплощено в жизнь.

Конституция Катара 1970 года (статья 65) провозгласила, что судьи независимы при исполнении своих полномочий и никто не должен вмешиваться в осуществление правосудия; ограничила компетенцию шариатских судов, которые прежде занимались всеми спорами, конфликтами, правонарушениями и преступлениями. Был принят ряд кодексов: Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, — составленные на основе египетских образцов, а также различные законы: Закон 1971 года о гражданских и торговых отношениях, Закон 1981 года о коммерческих компаниях, Закон 1990 года об иностранных инвестициях и др.

13 июля 1999 г. Катар вступил в новую эпоху современной истории, когда шейх Хамад Бен Халифа аль-Тани издал указ № 11 о формировании комитета, который должен был разработать постоянную конституцию. Шейх произнес речь, подчеркнув, что конституция — это основной закон, содержащий существенные принципы государственной политики в различных областях, она направляет деятельность властей, определяет права и обязанности граждан. Правитель страны отметил также необходимость взаимодействия гражданского населения с парламентом, обозначил основные черты будущей конституции, которая должна быть создана с учетом стремления Катара занять достойное место среди стран Персидского залива и в мусульманском праве вообще, соблюдая основные арабские тенденции и религиозные принципы ислама.

Был учрежден комитет по составлению постоянной конституции, который возглавили президент и его заместитель, а также тридцать других правительственных лиц. Постановление ставило комитету условие: принятие проекта конституции в течение трех лет со дня выхода указа и отчет каждые шесть месяцев перед эмиром о сделанном. После завершения работы над конституцией комитету следовало представить ее эмиру, причем дополненную своими рекомендациями, что и было сделано 2 июля 2002 г. В проекте конституции были заложены основы общественных отношений, регулировалась работа властей, реализовалось участие граждан в управлении страной, а также гарантировались права и свободы граждан Катара. Конституция учреждала Консультативный совет (парламент), две трети которого должны выбираться свободным и прямым голосованием, а остальные члены — назначаться эмиром. Совету вверялись: законодательная власть, планирование бюджета, контроль за деятельностью министров и работой исполнительной власти. 8 июня 2004 г. эмир Катара издал указ по случаю утверждения постоянной конституции страны. 1 октября 2004 г. Конституция вступила в законную силу.

Шариат, как провозгласила Конституция, является основой права Катара. Судебная власть осуществляется судом. Решения суда оглашаются от имени эмира. Верховенство закона, уважение правосудия, его неприкосновенность, беспристрастие судей, гарантия прав и свобод — вот те принципы, на которых строится судебная система Катара.

Согласно Конституции Катара был создан Высший судебный совет, состоящий из председателя Кассационного суда, старшего заместителя председателя Кассационного суда, старшего судьи Суда кассационной инстанции, председателя Апелляционного суда, старшего председателя Апелляционного суда, старшего судьи Апелляционного суда, председателя суда первой инстанции и наделенный правом давать заключения по судебным вопросам. Ему принадлежит также право законодательной инициативы в области специальных законов для развития судебной системы.

Суд первой инстанции рассматривает все дела, включая уголовные, гражданские, коммерческие, административные и другие споры.

Все решения судов первой инстанции обжалуются в Апелляционный суд, который состоит из председателя, заместителя и судей. Жалобы должны содержать указания на нарушения теоретических положений и норм, предусмотренных исламским шариатом.

Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд, в который обжалуются судебные акты Апелляционного суда, однако только в случае неправильного применения или на предмет толкования норм права.

В соответствии с новым законом 2008 года создан Верховный суд, однако говорить о том, что его организация завершена, пока рано. Продолжают действовать и специальные суды (например, дорожные суды, торговые суды).

Также в судах Катара проведена компьютеризация, создана система в сети Интернет, к которой имеет доступ любой желающий (например, для получения сведений об определенном деле). Такое нововведение позволяет и судам быстро получать точную информацию о состоявшихся судебных процессах и принятых судебных актах.

Несмотря на все преобразования 1970-х годов, система юстиции Саудовской Аравии продолжала оставаться медлительной, закрытой, со слабыми гарантиями и противоречиями с новыми мировыми тенденциями в сфере отправления правосудия. В целях борьбы с таким положением король Адбулла в 2007 году издал указ о реформировании юстиции и создании новой судебной системы. Главным новшеством было создание Верховного суда и преобразование Комитета по жалобам в суды общей юрисдикции. Упомянутый указ также предусматривал внедрение прецедентного права, что возможно только со временем, после выработки соответствующей практики.

Как и в большинстве арабских стран, в Саудовской Аравии исторически сложились две судебные системы: суды шариата и административные суды. В настоящее время судебную систему шариата составляют основные органы юстиции, состоящие из судей и юристов улема. Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 году) и Высший судебный совет. Однако последней инстанцией для всех судов является король.

Суды шариата обладают общей юрисдикцией по рассмотрению большинства гражданских и уголовных дел. Суды первой инстанции делятся на суды общей юрисдикции (общие суды) и суды суммарной юрисдикции. Дела рассматриваются единолично, за исключением уголовных дел, где альтернативным наказанием является смертная казнь, отсечение или забивание камнями (рассматривается коллегиями из трех судей). Организован и суд для шиитов в восточной провинции, занимающийся семейными и религиозными вопросами. Апелляционные суды создаются в каждой провинции.

Судебную систему Саудовской Аравии можно изобразить в виде схемы (см. с. 133).

Право стран Арабского Востока всегда будет отличаться рядом особенностей, поэтому говорить о его унификации с европейским правом в полном смысле слова нельзя, несмотря на очевидные параллели построения нынешних судебных органов. Кроме того, до завершения реформ в сфере юстиции еще пройдет немало времени. Помимо приведения в настоящее время существующего положения в соответствие с введенными преобразованиями, каждый год предстоит вносить изменения в действующее законодательство.

Таким образом, на примере Катара и Саудовской Аравии можно сделать обоснованный вывод о том, что страны Арабского Востока, несмотря на значительные преобразования в законодательной сфере, сохраняют традиционные особенности своих судебных систем.

2 Избирается из своей среды мужчинами — членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 человек).

5 Собирательное название для признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама, также — главный религиозный совет.

Читайте также: