Особенности судебной речи виды

Обновлено: 01.05.2024

2. «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо. — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и

3. ПЛАН

4. Вступление

Судебная речь существенно отличается от других видов
публичных выступлений.
• Это официальная профессиональная речь
• Она является обязательным компонентом важнейшей
судебной процедуры - судебных прений - это особая
часть судебного разбирательства, в котором участники
уголовного или гражданского процесса подводят итоги
не только судебному следствию, но и
предварительному расследованию, излагают суду свои
предложения по вопросам, подлежащим разрешению в
приговоре или судебном решении.

5. Обвинительная речь

• Особенности:
1. Состязательный характер.
Обвинение и защита на равных
основаниях отстаивают свою точку
зрения перед судом
2. Речь обязана быть доказательной и
убедительной, содержать
обоснованные выводы по вопросам,
подлежащим разрешению судом
3. Нравственно-правовая и
воспитательная направленность
4.
5.
6.
7.
8.
Оценочный характер
Построение речи
Обоснование квалификации
обвинения
Анализ причин и условий,
способствовавших совершению
преступления
Заключение

6. Пример

Адвокат Назаров Ерлан Булатович
Судебная речь по уголовному делу об
убийстве одного лица и причинении
тяжкого вреда здоровью другому.
Пример
ВАША ЧЕСТЬ!
Необычность данного уголовного дела, которое стало предметом
рассмотрения судом под Вашим председательством, заключается в
том, что невиновность моего подзащитного Чекушкина Михаила
Викторовича в инкриминируемых ему преступлениях, а именно в
убийстве Гергеля А.С. и причинении тяжкого вреда здоровья
Беликову А.А., является очевидной.
В области фактов выяснять нечего.
Чекушкин М.В. не отрицает, что именно он причинил ножевые
ранения Гергелю А.С. и Беликову А.А., что наступившие последствия
стали результатом именно его действий, квалифицированных
органом следствия по ч.1 ст.105, ч.1 ст.111 УК РФ.
Спор идет о том, в какой степени можно поставить в вину Чекушкину
смерть Гергеля и повреждение здоровья Беликова в свете
установленных в судебном заседании фактов.

7. Пример

8. Пример

Тем не менее, ознакомление с материалами уголовного дела, протоколом
судебного заседания, непосредственное участие в процессе дает мне
уверенность в правильности сформировавшейся у стороны защиты позиции о
незаконном и необоснованном привлечении Чекушкина к уголовной
ответственности.
Внимательный анализ материалов уголовного дела, пояснения моего
подзащитного, принимавшиеся процессуальные решения по делу однозначно
свидетельствует о том, что следствие грешило односторонностью,
тенденциозностью, предвзятостью. Ряд обстоятельств дает основание
полагать, что следователь лично, прямо или косвенно, был заинтересован в
исходе дела.
Не страдает излишней объективностью и государственный обвинитель в
судебном процессе, отчаянно отстаивая ошибочную, мягко говоря,
следственную версию, предлагая суду признать Чекушкина виновным по тем
же статьям Уголовного кодекса, что ему были инкриминированы
предварительным следствием.

9. Защитительная речь

Она должна учитывать все аспекты речи
государственного обвинителя, но в плане
поиска несоответствий между реальным
противоправным деянием и
классификацией его, заключенным в
конкретном тезисе, между тезисом и
аргументами, обосновывающими этот тезис,
между тезисом и формой, приемами
демонстрации этих аргументов
Профессиональной составляющей
речи защитника выступает выявление
нарушений в процессуальной части
следствия, несоответствий между
классифицированным деянием и
аргументами, его подтверждающими

10. Защитительная речь

В своей речи защитник обязан
использовать все указанные в законе
средства и способы защиты в целях
выявления обстоятельств,
оправдывающих подозреваемого
или обвиняемого, смягчающих его
ответственность, оказывая ему
необходимую юридическую помощь
Речь защитника должна носить не
столько правовой, сколько
преимущественно оценочный
характер и обладать
определенной нравственной
направленностью
Речь должна быть яркой,
красочной,
психологически
действенной

11. Защитительная речь

Для речи защитника должна быть
характерна осторожность в
высказываниях и оценках,
обусловленная как общественным
мнением, так и сложившимся в
обществе менталитетом граждан
Защитительная речь адвоката
должна содержать ссылку не
только на букву закона, но и на
смысл нормативно-правового
акта, которым обязаны
руководствоваться и прокурор, и
судьи, и присяжные заседатели
Выступление защитника
должно соответствовать
требованиям теории
красноречия и его реальным
возможностям произносить
речь в судебном заседании

12. Пример

13. Реплика

Реплика — это ответ, возражение
одного участника судебных прений на
заявление другого, сделанное в
судебной речи или реплике.
Считаем приказ №73/ок от
11.08.2009 года «О прекращении
трудового договора с работником
(увольнение) с Моисеевым
Валентином Александровичем)
незаконным, изданным с
нарушением процедуры
согласования с профсоюзным
органом а основания увольнения
надуманными и абсурдными.
В приказе об увольнении не
указано, за какой прогул было
произведено увольнение.
Представители ответчика даже в
суде не смогли объяснить за какой
прогул был уволен Моисеев В., за
неучастие в работе комиссии 15
июля, за не выход в ночную смену
15 июля с 20.40Мск., или с 22.00
мск., или с 00.00 Мск. 16 июля.

14. Заключение

Рассмотрев специфику судебной речи, можно прийти к
следующим выводам:
Судебные речи произносятся сторонами во время судебных
прений и являются их составной частью. И в уголовном и в
гражданском процессах после окончания исследования
доказательств суд предоставляет сторонам возможность
высказать свою позицию по обстоятельствам дела, дать
оценку доказательствам, предложить наиболее
справедливый способ разрешения правового конфликта.
Возможность изложить свою точку зрения по делу участники
судебного процесса имеют и ранее. Они сообщают суду свое
мнение в заявлении о совершенном преступлении, исковом
заявлении или жалобе, возражениях на исковое заявление,
объяснениях и показаниях, разнообразных ходатайствах и
жалобах.

15. Глоссарий

1. Акт (от лат. actus — действие; actum est —
сделано, совершено) — термин, применяемый
во многих сферах деятельности, обозначающий
отдельное действие или его оформление,
документальную фиксацию.
2.
3.
4.
5.
Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) —
одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с
определённой точки зрения.
Аргумент (лат. argumentum) — суждение (или совокупность
взаимосвязанных суждений), посредством которого
обосновывается истинность другого суждения (или теории).
Вердикт (от лат. vere dictum — истинно сказанное) присяжных
заседателей в уголовном процессе — решение коллегии
присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам,
включая основной вопрос о виновности подсудимого.
Обвинение — в уголовном процессе деятельность
уполномоченных законом органов и лиц, а также потерпевшего
(его представителя), заключающаяся в доказывании виновности
лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

17. Литература

• Риторика для юристов: Н. В. Михалкин, С. С.
Антюшин.—2012. С. 168 –195
• Юридическая этика: Аминов И.И. Культура
судебной речи — 2010. С. 1 – 3

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

Особенности судебной речи

В юридической практике обычно выделяются различные виды судебных речей, а именно:
• прокурорская, или обвинительная, речь;
• общественно-обвинительная речь;
• адвокатская, или защитительная речь;
• общественно-защитительная речь;
• самозащитительная речь обвиняемого.

Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения содержания.
После произнесения речей участники судебных прений могут выступить еще по одному разу с репликой по поводу сказанного. Реплика — это самостоятельная речь, ответ, возражение одного участника судебных прений на заявление другого.
Своеобразным видом судебной речи является напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

Характеристика судебной аудитории

Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень разнородна по своему составу и функциональным ролям. В нее входят следующие группы:
- профессиональные участники процесса (судья, прокурор, адвокат, принимающие участие в рассмотрении деда в силу своих профессиональных и процессуальных обязанностей);
- народные заседатели (граждане РФ, избранные в установленном законом порядке для участия в отправлении правосудия судами первой инстанций по уголовным и гражданским делам. Они избираются на предприятиях и в организациях открытым голосованием.
- присяжные заседатели (граждане РФ, включенные в описки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Списки присяжных заседателей составляются краевой, областной, районной, городской администрацией и публикуются в местной печати. Присяжные заседатели составляют коллегию из 12 человек. В совещательной, комнате без участия профессионального судьи они самостоятельно принимают решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения.
- представители общественности (общественный обвинитель, общественный защитник; представителей общественных организаций и трудовых коллективов, выполняющие в судебном заседании общественные обязанности);
- иные участники процесса (подсудимьй, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты, специалисты, защищающие свои интересы или оказывающие помочь в рассмотрении дела, исполняющие возложенные на них законом процессуальные обязанности.
- близкие, друзья подсудимого или потерпевшего, заинтересованные в исходе дела;
- публика (лица, пришедшие в суд по различным мотивам).


Каждая группа выполняет свои процессуальные обязанности или играет определенные функциональные роли.
Присутствие разных адресатов в суде осложняет деятельность оратора, обязывает его тщательно продумывать свое выступление, отбирать соответствующие языковые средства, использовать специальные приемы воздействия на публику.
Кроме того, следует иметь в виду, что находящиеся в зале суда представляют собой два противоположных лагеря - обвинения и защиты. Каждая сторона стремится оказать влияние на судей, народных, присяжных заседателей и на противную сторону, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому зал суда нередко называют полем битвы за умы.
Все участники судебных прений в той или иной степени испытывают также давление общественного мнения, руководствуются социально-политическими и нравственными установками общества.
Сложный процесс взаимодействия всех групп судебной аудитории можно представить схематично .
Важной особенностью судебной аудитории является ее повышенная эмоциональная напряженность. На суде сталкиваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, любовь и ненависть. Нередко стороны стараются возбуждать в присутствующих нужные им чувства: жалость, презрение, гнев, страх и т. п.

Этика судебного оратора

Начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции говорящего.
Особую значимость нравственный начала приобретают в деятельности судебного оратора, который несет моральную и социальную ответственность за содержание своей речи, за приводимые доказательства. Его слова могут оказать существенное влияние на судьбу человека, доказать его виновность или невиновность.
Следует отметить, что положение юриста, в том числе судебного оратора, с точки зрения этических условий деятельности, очень непростое. Нередко он оказывается в центре коллизий права и морали. Он, безусловно, должен быть одновременно блюстителем закона и высокоморальной личностью, быть образцом гражданственности и нравственности для всех, с кем ему приходится общаться и взаимодействовать. Законность и нравственность — вот та духов¬ная атмосфера, в которой должен действовать юрист.
Мораль и право выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей. И мораль, и право представляют совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), отражающих общее представление о справедливом и должном. Однако требования закона, как известно, не всегда согласуются с требованиями морали.
Для права характерна большая четкость, строгость и формализованность регулирования.
Разрабатывают правовые нормы государственные органы или общественные структуры с согласия государства. Вводить же правовые нормы, изменять их или отменять может только государство. А мораль возникает и формируется стихийно в народных массах как продукт социальной жизни общества. Мораль вобрала в себя тысячелетний опыт поколений людей в их борьбе за выживание. Поэтому мораль лежит в основе права, а не наоборот. Моральные нор¬мы не нуждаются в санкции властей, достаточно, чтобы их приняли те люди (коллективы, корпорации, классы), которые их признают и намерены ими руководствоваться.
Право и мораль различаются методами их обеспечения. Правовые нормы носят безусловный, обязательный характер. Нарушение или несоблюдение этих норм преследуется и карается государством. Нормы морали имеют другой статус. Соблюдение их определяется чувством совести субъекта, личными убеждениями и общественным мнением. На¬рушение этих норм не преследуется законом, но осуждение общественное, групповое, корпоративное бывает часто более действенно, чем угроза юридических санкций. Право не может потребовать от человека быть порядочным, справедливым, честным, великодушным, отважным, совершать подвиги и т. д., как это свойственно морали. Но оно формализует и регламентирует процедуры деловых процессов, оптимизирует их, делает более корректными и продуктивными. Мораль и право дополняют друг друга. Мораль в определенной мере детерминирует (определяет, обусловливает) поведение члена общества, а право регламентирует его. Между правом и моралью имеются также существенные противоречия, которые должны учитываться в социальной и юридической практике.
Противоречия права и морали отражают диалектические противоречия жизни общества. Отметим, что право для всех членов общества одно и для всех одинаково, в то время как общество весьма разнородно, особенно современное российское.
Моральное же чувство универсально, потому что оно руководствуется принципом, а не формальным предписанием. В этом превосходство моральной ориентации над правовой
Существует немало примеров появления антигуманных законов, игнорирующих нормальную человеческую мораль или даже враждебную ей. Эти законы обычно порождаются, экстремистскими социальными режимами, проповедующими фашизм, религиозный фанатизм, войну. Однако они, как правило, не приживаются надолго и уходят обычно с законодателями, их принявшими. Гуманные, демократические законы, напротив, отличаются гораздо большей жизнеспособностью и стабильностью. Их социальное поле все время расширяется. Например, Билль о правах человека, принятый в Великобритании еще в 1689 году, не уходит из социальной жизни и количество его приверженцев неукоснительно увеличивается.
Нельзя забывать также, что ценностные установки российского общества в последние годы динамично меняются. Раньше многие нравственные проблемы решались на основании всем известного принципа: нравственно то, что служит делу революции, делу строительства коммунизма. На этом фундаменте строилась вся система ценностей и деятельностных ориентиров.
Сегодня, когда прежняя воодушевляющая идея исчезла, и когда идет коренная ломка социально-экономических отношений, меняются функции государства и направление его политики, когда общество стратифицируется, происходит кардинальное переосмысление понимания общественного долга, моральной ответственности личности и других моральных ценностей.
Kaк утверждают социологи, в России сейчас господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой моральный кодекс, который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого.
В таких условиях важное значение приобретает профессиональная этика, под которой принято подразумевать требования нравственности, связанные со специфическими условиями деятельности определенной профессии. Профессиональная этика устанавливает этические принципы и нормы взаимоотношений между членами профессиональной группы, а также с теми, с кем она взаимодействует. Профессиональная этика не вырабатывает новых моральных принципов и установок, а приспосабливает существующие к специфическим условиям определенной профессии.
Одним из разделов профессиональной этики юристов является судебная этика, представляющая собой учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия; определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства.

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ И СУДЕБНОЙ РЕЧИ

Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия.

  • оборновывают доказанность или недоказанность (полностью или частично) обвинения, предъявленного подсудимому;
  • предлагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами;
  • выявляют смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства;
  • анализируют причины преступления;
  • дают характеристику личности подсудимого и потерпевшего.

В судебных прениях участвуют государственный и общественный обвинитель, защитник и подсудимый (если защитник в судебном заседании не участвует). По делам частного обвинения (о причинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении) в судебных прениях участвуют потерпевший и его представитель.

Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать участников судебных прений, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.

Участники судебных прений анализируют в речах свою версию рассматриваемого события, стремясь повлиять на благоприятный для себя исход дела, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.

Судебные прения - форма публичного, официального общения посредством судебной речи.

Искусство судебной речи - искусство убеждения, способность систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логического анализа и образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играют психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций - познания, общения, психического воздействия. Строго официально-деловой стиль общения здесь перемежается с элементами разговорного, научного и литературно-художественного языка. Неофициальная, бытовая сторона жизни людей обсуждается простым разговорным языком, что придает судебной речи доступность, понятность, жизненную реальность. Правовые аспекты дела требуют использования научных терминов, юридических и психологических категорий, норм закона, унифицированных языковых формулировок.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реализуется образностью изложения, различными эмоционально-оценочными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описания и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи - ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи - убедительно, аргументированно воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключительная части судебной речи.

Эффективное построение вступительной части судебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача вступления - вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления разными приемами, но все они отличались единой психологической направленностью - вызвать повышенную ориентированную реакцию слушателей. Вступительные части речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода - стимул, обеспечивающий направленность сознания судебной аудитории. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.

Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцветно, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и искусственным пафосом - аудитория еще не готова к эмоциональному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повышенной критичности. "Зацепить" же внимание слушателей можно и очень простыми, близкими аудитории проникновенными словами. Эти слова должны быть "эмоциональным ключом" к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступления: внезапное, естественное и искусственное.

При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обращение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудиторией, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вводит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоздает основные его эпизоды, прибегая к психологическому стилю описания.

При искусственном вступлении оратор начинает свою речь "издалека". (И нередко надолго застревает на этих отдаленных подступах.)

В основной части судебной речи выдвигаются главные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи - изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде - так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка - центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости.

Особое место занимают так называемые "личностные доказательства" - психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными.

Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

  • систему базовых ценностных ориентации личности, ее направленность, иерархию устойчивых мотивов поведения;
  • психодинамические особенности психической саморегуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устойчивые позиции), полезависимость или поленезависимость (зависимость или независимость от ситуативных обстоятельств);
  • обобщенные способы поведения, характерологический тип личности;
  • способы поведения, адекватные и неадекватные адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации;
  • особенности эмоционально-волевой регуляции личности;
  • личностные акцентуации - "слабые места" в психической саморегуляции данного индивида, наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств);
  • дефекты социальной адаптации личности, мера деформированности ее правосознания.

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень ее криминализации.

При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов. Судебная аудитория, как правило, очень чутко реагирует на любые "перехлесты" в характеристике человека.

Характеристика личности должна быть основана на фактических данных уголовного дела. Но следует помнить, что иногда малозаметные поведенческие факты являются выражением глубинных личностных качеств. (Как говорили древние философы, о человеке правильнее всего судить по мелочам его поведения.)

Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки - отзыв о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми.

Большинство известных судебных деятелей России проявляли глубокие познания в психологии человеческого поведения. А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако значительную часть своих речей посвящали психологии личности подзащитного. И это был высококвалифицированный анализ поведенческих особенностей защищаемых ими людей. Литературно-образные описания человеческих судеб в судебных речах зачаровывали и восхищали слушателей [149].

Раскрывая психологию поведения Бартенева, обвинявшегося в убийстве, Ф. Н. Плевако блестящим психоаналитическим путем показал основания для оправдания подсудимого. Ни одного дела не проиграл этот "король защиты", юрист-психолог. Он свободно прочитывает и цитирует нужные места из научно-психологических работ Шульца, Каскара и многих других ученых, привлекает необходимые данные о роли наследственности, о психотравмирующих факторах пренатального и постнатального периодов жизни человека.

Шел 1880 год. Еще только разгоралась полемика между антропологической и социологической криминологическими школами, а Ф. Н. Плевако уже успешно преодолевает односторонность обоих направлений.

(Процесс по делу Прасковьи Качки.) Аффектогенная ситуация еще сужена судьями и прокурорами до обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению, а московский адвокат Плевако восклицает: "Нет, неверно! Психотравмирующая ситуация может длиться неделями, месяцами, даже годами. Событие, на которое отреагировал аффективной вспышкой подсудимый, само по себе выглядит поводом ничтожным. Необходимо видеть, что оно лишь последняя капля, переполнившая чашу терпения, и проследить, как и чем наполнялась эта чаша" [136].

На суде всегда возникает необходимость психологического анализа различных поведенческих ситуаций, межличностных отношений - всего того, что называется житейской психологией. И здесь речь не идет о тайнах психоанализа. Житейской мудрости часто бывает достаточно, чтобы понять психологию взаимодействия людей. Важно только придать значимость всему тому, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях.

Каждое судебное дело конкретно. К нему нельзя подходить с общими мерками, оценочными стандартами. Бывают случаи, когда и убийцу можно оправдать, и строго осудить тех, кто, стоя в стороне, провоцировал преступление. Встречаются и такие дела, где в равной мере виновны и преступник, и его жертва. И часто, выступая по одному делу, могут оказаться правыми и обвинитель, и защитник. Один говорит о зле преступления, другой - о несчастье преступника. Поведение человека многомерно.

Говоря о мотивах преступления, следует учитывать, что мотив поведения - явление системно-личностное, сложное и многоплановое. Бывают и такие преступления, в которых не обнаруживается конкретный его мотив. Здесь на сцену выходят личностные дефекты на уровне подсознания.

Многие преступления совершаются на уровне личностных автоматизмов - поведенческих установок и привычек. Здесь традиционная трактовка преступления как продукта только сознательной деятельности оказывается несостоятельной.

Юристам необходимо быть осведомленными и в проблеме взаимосвязи сознательной и подсознательной регуляции поведения, ввести эту категорию в обиход юридической теории и практики.

Нравственно-психологическая оценка поведения подсудимого - итоговое заключение основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый навстречу своему преступлению или оно как рок неумолимо настигало его? Стремился ли сознательно человек к совершению зла или зло настигало его самого?

Искусство судебной речи - сказать так, чтобы судьи молчаливо сами добавили недоговоренное, чтобы вызвать их позиционную солидарность. Но это не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения сущности дела.

В заключительной части судебной речи акцент делается на юридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора.

Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой. На стороне правды, как заметил еще Аристотель, всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.

  • лучшее орудие спора - доводы по существу дела; апелляции к личности оппонента - свидетельство слабости позиции оратора;
  • необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опасное; все опасное должно быть тщательно обойдено; неизбежное можно признать, если имеется возможность его объяснения, или вовсе не касаться его;
  • следует остерегаться обоюдоострых выводов; ф не следует доказывать очевидного;
  • следует эффектно преподнести основное доказательство или основной тезис, подготовить аудиторию к его восприятию; Ф следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных доводов;
  • не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента; соглашайтесь с его второстепенными утверждениями - это делает вас беспристрастным в глазах судей;
  • если прямые улики весомы, следует тщательно проанализировать каждую из них; если незначительны - в совокупности;
  • при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми уликами;
  • не следует объяснять то, что плохо понимается самим оратором; любые противоречия в судебной речи равносильны ее провалу;
  • отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимоходом, как нечто хорошо понятное всем слушателям;
  • изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оппонентом;
  • для возражения противнику используйте его же выводы;
  • противопоставляйте словам факты;
  • отрицайте то, что не доказано;
  • не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника;
  • не возражайте против обоснованных доказательств, найдите им такое объяснение, которое примирило бы их с вашей позицией;
  • не опровергайте того, вероятность чего очевидна для всех;
  • тщательно исследуйте факты, признанные противником, используйте их в своих целях;
  • если неопровержимая улика обойдена оппонентом, подчеркните ее неопровержимость, но не опускайтесь до личных нападок.

Дать толчок самостоятельному развитию мысли слушателей - один из основных приемов ораторского искусства. "Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось торжество завершенного творчества и с рождением мысли родилось и пристрастие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственною проницательностью" [145].

Нравственность судебного деятеля - основа судопроизводства. И если защита или обвинение превращаются в орудие против истины - это безнравственно. Судебный деятель неизменно должен быть верен себе, своему человеческому достоинству. Только тогда он будет правым и перед другими людьми.

Эмоции и чувства на суде - не менее сильные властители, чем разум и истина. Множество неправосудных решений принималось под воздействием чувства жалости или мщения. Эмоциональная наэлектризованность судебной аудитории отражается и на психическом состоянии судей. Однако прямую апелляцию сторон к чувствам судей следует рассматривать как проявление психического давления на них.

Перед судом должны раскрываться только доказательства, и суд обязан обращать внимание только на имеющиеся достоверные доказательства. Это, конечно, не означает, что в судебных прениях недопустим пафос гражданственности, нравственно обоснованного негодования, гневного порицания низости и подлости. Но стержнем этих чувств должны быть доказанные и относящиеся к делу факты.

Все акты мышления движутся эмоциональной энергетикой. Но на "судебном выходе" должен быть "сухой остаток" рационального, соотнесенного с законом логического вывода.

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ И СУДЕБНОЙ РЕЧИ

Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия.

  • оборновывают доказанность или недоказанность (полностью или частично) обвинения, предъявленного подсудимому;
  • предлагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами;
  • выявляют смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства;
  • анализируют причины преступления;
  • дают характеристику личности подсудимого и потерпевшего.

В судебных прениях участвуют государственный и общественный обвинитель, защитник и подсудимый (если защитник в судебном заседании не участвует). По делам частного обвинения (о причинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении) в судебных прениях участвуют потерпевший и его представитель.

Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать участников судебных прений, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.

Участники судебных прений анализируют в речах свою версию рассматриваемого события, стремясь повлиять на благоприятный для себя исход дела, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.

Судебные прения - форма публичного, официального общения посредством судебной речи.

Искусство судебной речи - искусство убеждения, способность систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логического анализа и образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играют психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций - познания, общения, психического воздействия. Строго официально-деловой стиль общения здесь перемежается с элементами разговорного, научного и литературно-художественного языка. Неофициальная, бытовая сторона жизни людей обсуждается простым разговорным языком, что придает судебной речи доступность, понятность, жизненную реальность. Правовые аспекты дела требуют использования научных терминов, юридических и психологических категорий, норм закона, унифицированных языковых формулировок.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реализуется образностью изложения, различными эмоционально-оценочными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описания и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи - ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи - убедительно, аргументированно воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключительная части судебной речи.

Эффективное построение вступительной части судебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача вступления - вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления разными приемами, но все они отличались единой психологической направленностью - вызвать повышенную ориентированную реакцию слушателей. Вступительные части речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода - стимул, обеспечивающий направленность сознания судебной аудитории. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.

Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцветно, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и искусственным пафосом - аудитория еще не готова к эмоциональному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повышенной критичности. "Зацепить" же внимание слушателей можно и очень простыми, близкими аудитории проникновенными словами. Эти слова должны быть "эмоциональным ключом" к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступления: внезапное, естественное и искусственное.

При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обращение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудиторией, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вводит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоздает основные его эпизоды, прибегая к психологическому стилю описания.

При искусственном вступлении оратор начинает свою речь "издалека". (И нередко надолго застревает на этих отдаленных подступах.)

В основной части судебной речи выдвигаются главные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи - изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде - так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка - центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости.

Особое место занимают так называемые "личностные доказательства" - психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными.

Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

  • систему базовых ценностных ориентации личности, ее направленность, иерархию устойчивых мотивов поведения;
  • психодинамические особенности психической саморегуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устойчивые позиции), полезависимость или поленезависимость (зависимость или независимость от ситуативных обстоятельств);
  • обобщенные способы поведения, характерологический тип личности;
  • способы поведения, адекватные и неадекватные адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации;
  • особенности эмоционально-волевой регуляции личности;
  • личностные акцентуации - "слабые места" в психической саморегуляции данного индивида, наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств);
  • дефекты социальной адаптации личности, мера деформированности ее правосознания.

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень ее криминализации.

При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов. Судебная аудитория, как правило, очень чутко реагирует на любые "перехлесты" в характеристике человека.

Характеристика личности должна быть основана на фактических данных уголовного дела. Но следует помнить, что иногда малозаметные поведенческие факты являются выражением глубинных личностных качеств. (Как говорили древние философы, о человеке правильнее всего судить по мелочам его поведения.)

Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки - отзыв о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми.

Большинство известных судебных деятелей России проявляли глубокие познания в психологии человеческого поведения. А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако значительную часть своих речей посвящали психологии личности подзащитного. И это был высококвалифицированный анализ поведенческих особенностей защищаемых ими людей. Литературно-образные описания человеческих судеб в судебных речах зачаровывали и восхищали слушателей [149].

Раскрывая психологию поведения Бартенева, обвинявшегося в убийстве, Ф. Н. Плевако блестящим психоаналитическим путем показал основания для оправдания подсудимого. Ни одного дела не проиграл этот "король защиты", юрист-психолог. Он свободно прочитывает и цитирует нужные места из научно-психологических работ Шульца, Каскара и многих других ученых, привлекает необходимые данные о роли наследственности, о психотравмирующих факторах пренатального и постнатального периодов жизни человека.

Шел 1880 год. Еще только разгоралась полемика между антропологической и социологической криминологическими школами, а Ф. Н. Плевако уже успешно преодолевает односторонность обоих направлений.

(Процесс по делу Прасковьи Качки.) Аффектогенная ситуация еще сужена судьями и прокурорами до обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению, а московский адвокат Плевако восклицает: "Нет, неверно! Психотравмирующая ситуация может длиться неделями, месяцами, даже годами. Событие, на которое отреагировал аффективной вспышкой подсудимый, само по себе выглядит поводом ничтожным. Необходимо видеть, что оно лишь последняя капля, переполнившая чашу терпения, и проследить, как и чем наполнялась эта чаша" [136].

На суде всегда возникает необходимость психологического анализа различных поведенческих ситуаций, межличностных отношений - всего того, что называется житейской психологией. И здесь речь не идет о тайнах психоанализа. Житейской мудрости часто бывает достаточно, чтобы понять психологию взаимодействия людей. Важно только придать значимость всему тому, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях.

Каждое судебное дело конкретно. К нему нельзя подходить с общими мерками, оценочными стандартами. Бывают случаи, когда и убийцу можно оправдать, и строго осудить тех, кто, стоя в стороне, провоцировал преступление. Встречаются и такие дела, где в равной мере виновны и преступник, и его жертва. И часто, выступая по одному делу, могут оказаться правыми и обвинитель, и защитник. Один говорит о зле преступления, другой - о несчастье преступника. Поведение человека многомерно.

Говоря о мотивах преступления, следует учитывать, что мотив поведения - явление системно-личностное, сложное и многоплановое. Бывают и такие преступления, в которых не обнаруживается конкретный его мотив. Здесь на сцену выходят личностные дефекты на уровне подсознания.

Многие преступления совершаются на уровне личностных автоматизмов - поведенческих установок и привычек. Здесь традиционная трактовка преступления как продукта только сознательной деятельности оказывается несостоятельной.

Юристам необходимо быть осведомленными и в проблеме взаимосвязи сознательной и подсознательной регуляции поведения, ввести эту категорию в обиход юридической теории и практики.

Нравственно-психологическая оценка поведения подсудимого - итоговое заключение основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый навстречу своему преступлению или оно как рок неумолимо настигало его? Стремился ли сознательно человек к совершению зла или зло настигало его самого?

Искусство судебной речи - сказать так, чтобы судьи молчаливо сами добавили недоговоренное, чтобы вызвать их позиционную солидарность. Но это не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения сущности дела.

В заключительной части судебной речи акцент делается на юридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора.

Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой. На стороне правды, как заметил еще Аристотель, всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.

  • лучшее орудие спора - доводы по существу дела; апелляции к личности оппонента - свидетельство слабости позиции оратора;
  • необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опасное; все опасное должно быть тщательно обойдено; неизбежное можно признать, если имеется возможность его объяснения, или вовсе не касаться его;
  • следует остерегаться обоюдоострых выводов; ф не следует доказывать очевидного;
  • следует эффектно преподнести основное доказательство или основной тезис, подготовить аудиторию к его восприятию; Ф следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных доводов;
  • не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента; соглашайтесь с его второстепенными утверждениями - это делает вас беспристрастным в глазах судей;
  • если прямые улики весомы, следует тщательно проанализировать каждую из них; если незначительны - в совокупности;
  • при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми уликами;
  • не следует объяснять то, что плохо понимается самим оратором; любые противоречия в судебной речи равносильны ее провалу;
  • отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимоходом, как нечто хорошо понятное всем слушателям;
  • изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оппонентом;
  • для возражения противнику используйте его же выводы;
  • противопоставляйте словам факты;
  • отрицайте то, что не доказано;
  • не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника;
  • не возражайте против обоснованных доказательств, найдите им такое объяснение, которое примирило бы их с вашей позицией;
  • не опровергайте того, вероятность чего очевидна для всех;
  • тщательно исследуйте факты, признанные противником, используйте их в своих целях;
  • если неопровержимая улика обойдена оппонентом, подчеркните ее неопровержимость, но не опускайтесь до личных нападок.

Дать толчок самостоятельному развитию мысли слушателей - один из основных приемов ораторского искусства. "Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось торжество завершенного творчества и с рождением мысли родилось и пристрастие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственною проницательностью" [145].

Нравственность судебного деятеля - основа судопроизводства. И если защита или обвинение превращаются в орудие против истины - это безнравственно. Судебный деятель неизменно должен быть верен себе, своему человеческому достоинству. Только тогда он будет правым и перед другими людьми.

Эмоции и чувства на суде - не менее сильные властители, чем разум и истина. Множество неправосудных решений принималось под воздействием чувства жалости или мщения. Эмоциональная наэлектризованность судебной аудитории отражается и на психическом состоянии судей. Однако прямую апелляцию сторон к чувствам судей следует рассматривать как проявление психического давления на них.

Перед судом должны раскрываться только доказательства, и суд обязан обращать внимание только на имеющиеся достоверные доказательства. Это, конечно, не означает, что в судебных прениях недопустим пафос гражданственности, нравственно обоснованного негодования, гневного порицания низости и подлости. Но стержнем этих чувств должны быть доказанные и относящиеся к делу факты.

Все акты мышления движутся эмоциональной энергетикой. Но на "судебном выходе" должен быть "сухой остаток" рационального, соотнесенного с законом логического вывода.

Читайте также: