Особенности судебного делопроизводства в арбитражном суде

Обновлено: 04.05.2024

от 26 марта 1996 года N 7

О введении в действие Инструкции по делопроизводству
в арбитражных судах Российской Федерации

(в редакции Приказа ВАС России от 30 июля 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 мая 2004 года на основании
приказа ВАС России от 25 марта 2004 года N 27
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным Конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", определяющим основные положения организационного обеспечения деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации и ввести ее в действие с 1 апреля 1996 года.

3. Председателям арбитражных судов:

3.1. Организовать изучение Инструкции в аппарате арбитражного суда, обеспечив четкое исполнение ее основных положений и требований, устанавливающих единую систему организации делопроизводства, порядка работы с процессуальными и иными документами, а также ввода информации о них в автоматизированные программные подсистемы "Делопроизводство" и "Судопроизводство".

3.2. Привести действующие в арбитражных судах инструкции по делопроизводству в соответствие с настоящей Инструкцией с учетом структуры, штатной численности и технической оснащенности арбитражного суда.

4. Председателям судебных составов судебных коллегий, руководителям структурных подразделений и Общего отдела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации организовать изучение настоящей Инструкции в судебных составах и подразделениях, обеспечив ее неуклонное исполнение в практической работе по совершенствованию организационной деятельности арбитражных судов.

5. Отделу информатизации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (В.П.Иванов) при разработке и внедрении автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов предусмотреть единую технологию регистрации и учета прохождения документов.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Общий отдел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Руководителя Росархива
В.А.Еремченко
15 марта 1996 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 26 марта 1996 года N 7

ИНСТРУКЦИЯ
по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратила силу с 10 мая 2004 года на основании
приказа ВАС России от 25 марта 2004 года N 27
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, письмами и обращениями граждан и носит обязательный характер при ведении делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации применительно к особенностям структуры с учетом штатной численности и технической оснащенности каждого конкретного арбитражного суда.

1.2. Общее ведение делопроизводства и методическое руководство работой с документами в структурных подразделениях арбитражного суда возлагается на службу делопроизводства - канцелярию, иное подразделение или специалиста суда.1

1. Далее - канцелярия.

1.3. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, обращениями граждан в судебных составах и структурных подразделениях 2 возлагается на их руководителей.

2. Далее - подразделения.

Руководитель подразделения назначает ответственного за ведение делопроизводства, который утверждается приказом по арбитражному суду.

1.4. Работники арбитражного суда несут персональную ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции, сохранность процессуальных и других документов.

Об утрате документов немедленно докладывается руководству арбитражного суда, по данному факту руководитель подразделения составляет акт, в необходимых случаях назначается служебное расследование.

1.5. Сведения, содержащиеся в служебных документах, не подлежат разглашению лицам, не имеющим отношения к работе с этими документами.

Передача документов или их копий работникам сторонних организаций, а также использование содержащихся в них сведений в средствах массовой информации допускаются только с разрешения руководства арбитражного суда.

1.6. Передача документов из подразделения в подразделение осуществляется через канцелярию под расписку лица, принимающего документ, по указанию руководителя, ранее установившего исполнителя.

1.7. Судьи и специалисты арбитражного суда при уходе в отпуск, выезде в командировку обязаны по указанию руководителя подразделения передать через ответственного за ведение делопроизводства в подразделении находящиеся у них на исполнении документы другим исполнителям. При увольнении или переходе на работу в другое подразделение арбитражного суда все числящиеся за работником документы передаются лицу, ответственному за ведение делопроизводства в подразделении.

1.8. Правила работы с секретными документами определяются специальной инструкцией.

2. Прием, регистрация и распределение корреспонденции

2.1. Поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается и регистрируется в канцелярии.

2.2. Корреспонденция принимается от почтовых отделений и от граждан в течение всего рабочего дня.

2.3. При приеме корреспонденции сотрудники канцелярии проверяют состояние конвертов или упаковки, правильность адресования. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности или возвращается отправителю.

2.4. При вскрытии конвертов (упаковок) проверяется наличие документов и материалов, указанных в приложении; сверяются исходящие номера документов с учетными номерами, указанными на конвертах. Конверты прилагаются к документам.

2.5. В случае отсутствия указанных в приложении документов или повреждения документов составляется акт в двух экземплярах (приложение 1), который подписывается сотрудниками канцелярии. Один экземпляр акта прилагается к поступившему документу и передается вместе с ним на рассмотрение исполнителю, второй хранится в наряде канцелярии.

2.6. Пакеты с пометкой "Лично" не вскрываются. Они направляются адресатам, их содержимое не является официальным документом до возвращения в канцелярию и регистрации.

2.7. Поступившая корреспонденция подбирается (сортируется) по категориям: исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, дополнительные материалы к судебным делам, законодательные, нормативные, служебные документы и т.д.

2.8. Сотрудники канцелярии в правом углу нижнего свободного поля первого листа документа проставляют штамп с полным наименованием арбитражного суда, указывают дату поступления документа, входящий номер и индекс.

2.9. В приемной (секретариате) ведется журнал приема-передачи телефонограмм, факсограмм. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Регистрационный номер искового заявления должен включать в себя обязательные реквизиты: индекс арбитражного суда и порядковый номер искового заявления, присваиваемый в пределах одного календарного года, а также год поступления заявления. При необходимости может дополняться индекс судебного состава.

Например: А01-125/96-С4, где А01 - индекс Арбитражного суда Республики Адыгея (приложение 4), 125 - порядковый номер искового заявления, 96 - календарный год, С4 - индекс судебного состава.

2.11. Регистрационный номер искового заявления присваивается арбитражному делу и не подлежит изменению при последующем рассмотрении дела в судебных инстанциях.

2.12. При заполнении регистрационно-контрольных карточек (приложение 2) сотрудниками канцелярии вносятся следующие данные: регистрационный номер искового заявления и дата его поступления в суд, исходящий номер и дата искового заявления, полное наименование истца, ответчика и других лиц, участвующих в деле (название организации, фамилия, имя, отчество гражданина-предпринимателя).

2.15. Первый экземпляр регистрационно-контрольной карточки с распиской о поступлении искового заявления в коллегию (судебный состав) хранится в картотеке канцелярии. Второй экземпляр карточки передается вместе с исковым заявлением в коллегию (судебный состав) и хранится в наряде у ответственного за делопроизводство. В последующем в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) вносятся данные о произведенных действиях.

2.16. После передачи искового заявления по назначению второй экземпляр регистрационно-контрольной карточки помещается в отдельную картотеку коллегии или соответствующего подразделения арбитражного суда.

2.17. Судебное дело формируется в коллегии (судебном составе) в следующем порядке: внутренняя опись документов (приложение 3); определение о принятии искового заявления к производству; исковое заявление и документ, подтверждающий направление копии искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле; платежное поручение (квитанция) об уплате государственной пошлины; копия претензии и квитанция о ее отправке, ответ на претензию (когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором); документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования; отзыв ответчика с прилагаемыми документами; доверенность (если исковое заявление подписано представителем истца); дополнительные документы, представляемые сторонами; ходатайства и принимаемые по ним определения; решение; протокол судебного заседания; определение о назначении к слушанию апелляционной жалобы; апелляционная жалоба; отзывы и другие документы, представленные в апелляционную инстанцию; определения, постановление апелляционной инстанции; кассационная жалоба, отзывы, определения, постановление и т.д. Документ-ответ помещается за документом-запросом.

2.18. Наименование всех документов вносится во внутреннюю опись дела в порядке поступления. Нумерация листов дела ведется карандашом арабскими цифрами в правом верхнем углу.

Указанные материалы подшиваются в дело с твердой обложкой (приложение 5). Объем одного тома дела не должен превышать 150 листов.

К арбитражному делу не должны приобщаться материалы, подлежащие возврату, дубликаты уже имеющихся в деле документов, черновики.

2.19. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда принимается и регистрируется в порядке аналогичном порядку приема и регистрации исковых заявлений.

2.20. Сотрудники канцелярии после регистрации апелляционной жалобы подбирают соответствующее арбитражное дело, рассмотренное судом первой инстанции, и приобщают к нему жалобу. В регистрационном штампе на апелляционной жалобе проставляется номер дела, соответствующий номеру искового заявления, и дата регистрации.

2.21. Данные по апелляционной жалобе вносятся канцелярией в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) в следующем порядке: дата поступления, исходящий номер апелляционной жалобы, наименование заявителя. Апелляционная жалоба вместе с делом не позднее следующего дня передается канцелярией под расписку в регистрационно-контрольной карточке секретарю заместителя председателя суда, курирующего рассмотрение апелляционных жалоб, либо председателю судебного состава по рассмотрению апелляционных жалоб.

2.22. После назначения судебного состава для рассмотрения апелляционной жалобы информация о судебном составе и судье-докладчике вносится в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) и жалоба вместе с делом передается исполнителю под расписку.

Сведения об этом сообщаются в канцелярию не позднее следующего дня.

2.23. Регистрационно-контрольная карточка помещается в отдельную картотеку "Апелляционные жалобы" для последующего контроля за сроком рассмотрения жалобы и справочной работы.

2.24. Кассационная жалоба принимается и регистрируется арбитражным судом первой инстанции в порядке аналогичном порядку приема и регистрации исковых заявлений и апелляционных жалоб.

2.25. При регистрации кассационной жалобы канцелярией проверяется наличие указанных в приложении документов, подписей, наличие документов в деле согласно описи, состояние обложки и документов (отсутствие залитых чернилами листов, целостность листов и т.п.), наличие в описи дела подписи лица, ответственного за делопроизводство, нумерация листов и т.д.

2.26. В регистрационном штампе на кассационной жалобе проставляется номер дела, присвоенный ранее исковому заявлению, и дата поступления жалобы.

2.27. В регистрационно-контрольных карточках (компьютере) канцелярией вносятся регистрационные данные о жалобе.

2.28. После регистрации кассационной жалобы сотрудники канцелярии подбирают дело и вносят соответствующую информацию о поступлении жалобы на внутреннюю сторону обложки дела.

2.29. Правильно оформленная кассационная жалоба вместе с делом не позднее следующего дня передается из канцелярии под расписку секретарю (помощнику) председателя или заместителя председателя арбитражного суда с сопроводительным письмом о направлении жалобы и дела в федеральный арбитражный суд округа.

2.30. Кассационная жалоба вместе с делом должна быть отправлена заказной почтой в федеральный арбитражный суд округа в пятидневный срок со дня ее поступления.

Копия сопроводительного письма подшивается в наряд канцелярии для контроля за движением дела.

В регистрационно-контрольные карточки (компьютер) вносится информация об отправке.

2.31. В случае поступления заявлений о принесении протестов они принимаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденным распоряжением от 14 июля 1995 года N 14.

2.32. Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта принимается в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 23).

Заявление вместе с делом передается канцелярией секретарю (помощнику) председателя или заместителю председателя для определения судебной инстанции, которая должна рассмотреть это заявление в соответствии со ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

2.33. Все дополнительные материалы по делу (отзывы, ходатайства и т.д.) регистрируются в хронологическом порядке в день их поступления.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Ведение дел – это автоматизированный процесс, который оптимизирует процесс обработки файлов первичного типа, а также делает процедуру защиты гражданами своих прав более быстрой и удобной. Как правильно вести юридическую документацию, и какие требования для этого предусмотрены?

Судебный документооборот и делопроизводство

Это базовый элемент для обеспечения деятельности ВС РФ и других инстанций. Механизм разрабатывался в соответствии с требованиями закона, а также инструкциями, распоряжениями и приказами Верховного суда.

За последние пять лет все отделы судебного делопроизводства автоматизированы, вся информация заносится в специальные компьютерные программы, что позволяет систематизировать и упорядочить процедуру.

В чем сущность, развитие

Особенности документооборота определяются инструкцией, определяющей судебное делопроизводство. Основная функция – обеспечение четкого движения бланков (входящих и исходящих), быстрота обработки, контроль выполнения предписаний.

Все поступившие в орган материалы, в том числе в электронном виде, регистрируются в журналах учета.

В связи с большим объемом корреспонденции с течением времени потребовалось упорядочить эту систему, оптимизировать и упростить труд работников (секретарей и делопроизводителей). Во всех судах действуют механизмы автоматизации. На дела заводятся электронные статистические карточки, на их основе формируется регулярная отчетность.

Развитие делопроизводства в суде позволило упростить работу с официальными бумагами, предотвратить их потерю, наладить своевременную обработку официальных писем, заявлений.

Функции мирового судьи в судебном делопроизводстве

Это должностное лицо занимается непосредственным руководством процедуры, отвечает за организацию процесса. В обязанности входят систематические проверки на судебном участке, выявление ошибок и недочетов, меры для их устранения, совершенствования процесса.

В функции юриста входит:

  • Организация работы аппарата на основе инструкций.
  • Контроль за выполнением другими сотрудниками обязанностей.
  • Проверка сроков прохождения документации.
  • Организация хранения официальных бумаг, ежегодного уничтожения материалов в установленные сроки.
  • Каждый квартал – проверка учета вещественных доказательств.
  • Выдача разрешения на передачу дел по запросам других органов.

Автоматизация процесса

Одноименное программное обеспечение систематизирует информацию по делам, организует коллективную работу юристов в судебных инстанциях, компаниях.

Программы предусматривают следующие функции:

Оформление дел в делопроизводстве в автоматизированном порядке предполагает защиту данных, некоторая информация не передается третьим лицам. Использование системы простое, доступно всем участникам и юристам.


Приказ ФССП России № 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов"


Как правильно оформлять судебные дела

При выполнении своих обязанностей сотрудники руководствуются государственными стандартами. Также действуют унифицированные образцы инструкций по делопроизводству, которые регламентируют особенности приема, отправки корреспонденции. Учитывается регистрация обращений внепроцессуального характера, ведется статистика уголовных, гражданских, административных дел.

К правилам относится:

  • Тексты создаются на бланках по форме.
  • Если в материале более одной страницы, он включает в себя заголовок, соответствующий содержанию.
  • Официальные бумаги подписываются должностными лицами на основании их полномочий с расшифровкой инициалов.
  • Судебные акты заполняются на листах формата А4, шрифтом размером 14, а также с разделенными абзацами. В тексте этой бумаги запрещено подчеркивание, выделение моментов полужирным шрифтом.
  • Не употребляются сокращения и аббревиатуры, не предусмотренные нормативными актами.
  • Резолюция в документах включает в себя Ф. И. О. исполнителей, содержание требований, срок выполнения предписания, дату с подписью.
  • Текст составляется на русском языке или на государственных языках субъектов страны. Эта часть документации отделяется от заголовка.

Все дела, которые поступили в инстанцию, регистрируются уполномоченным лицом в информационной системе с одновременным формированием электронных учетных карточек. Последующий вывод на бумажные носители – обязателен. Дополнительные данные вносятся рукописным методом.

Требования к оформлению официальных документов в процессе делопроизводства закреплены в должностных инструкциях, при нарушении таких норм бланк может быть признан недействительным.

Оформление судебных дел в районных и арбитражных судах на сегодняшний день практически полностью автоматизировано. Все данные заносятся в компьютерные программы, система дает возможность быстро найти нужный материал, ознакомиться с текстом.

Как сделать доверенность в арбитражный суд, читайте здесь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

от 26 марта 1996 года N 7

О введении в действие Инструкции по делопроизводству
в арбитражных судах Российской Федерации

(в редакции Приказа ВАС России от 30 июля 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 мая 2004 года на основании
приказа ВАС России от 25 марта 2004 года N 27
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным Конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", определяющим основные положения организационного обеспечения деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации и ввести ее в действие с 1 апреля 1996 года.

3. Председателям арбитражных судов:

3.1. Организовать изучение Инструкции в аппарате арбитражного суда, обеспечив четкое исполнение ее основных положений и требований, устанавливающих единую систему организации делопроизводства, порядка работы с процессуальными и иными документами, а также ввода информации о них в автоматизированные программные подсистемы "Делопроизводство" и "Судопроизводство".

3.2. Привести действующие в арбитражных судах инструкции по делопроизводству в соответствие с настоящей Инструкцией с учетом структуры, штатной численности и технической оснащенности арбитражного суда.

4. Председателям судебных составов судебных коллегий, руководителям структурных подразделений и Общего отдела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации организовать изучение настоящей Инструкции в судебных составах и подразделениях, обеспечив ее неуклонное исполнение в практической работе по совершенствованию организационной деятельности арбитражных судов.

5. Отделу информатизации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (В.П.Иванов) при разработке и внедрении автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов предусмотреть единую технологию регистрации и учета прохождения документов.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Общий отдел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Руководителя Росархива
В.А.Еремченко
15 марта 1996 года

УТВЕРЖДЕНО
приказом Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 26 марта 1996 года N 7

ИНСТРУКЦИЯ
по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратила силу с 10 мая 2004 года на основании
приказа ВАС России от 25 марта 2004 года N 27
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, письмами и обращениями граждан и носит обязательный характер при ведении делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации применительно к особенностям структуры с учетом штатной численности и технической оснащенности каждого конкретного арбитражного суда.

1.2. Общее ведение делопроизводства и методическое руководство работой с документами в структурных подразделениях арбитражного суда возлагается на службу делопроизводства - канцелярию, иное подразделение или специалиста суда.1

1. Далее - канцелярия.

1.3. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, обращениями граждан в судебных составах и структурных подразделениях 2 возлагается на их руководителей.

2. Далее - подразделения.

Руководитель подразделения назначает ответственного за ведение делопроизводства, который утверждается приказом по арбитражному суду.

1.4. Работники арбитражного суда несут персональную ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции, сохранность процессуальных и других документов.

Об утрате документов немедленно докладывается руководству арбитражного суда, по данному факту руководитель подразделения составляет акт, в необходимых случаях назначается служебное расследование.

1.5. Сведения, содержащиеся в служебных документах, не подлежат разглашению лицам, не имеющим отношения к работе с этими документами.

Передача документов или их копий работникам сторонних организаций, а также использование содержащихся в них сведений в средствах массовой информации допускаются только с разрешения руководства арбитражного суда.

1.6. Передача документов из подразделения в подразделение осуществляется через канцелярию под расписку лица, принимающего документ, по указанию руководителя, ранее установившего исполнителя.

1.7. Судьи и специалисты арбитражного суда при уходе в отпуск, выезде в командировку обязаны по указанию руководителя подразделения передать через ответственного за ведение делопроизводства в подразделении находящиеся у них на исполнении документы другим исполнителям. При увольнении или переходе на работу в другое подразделение арбитражного суда все числящиеся за работником документы передаются лицу, ответственному за ведение делопроизводства в подразделении.

1.8. Правила работы с секретными документами определяются специальной инструкцией.

2. Прием, регистрация и распределение корреспонденции

2.1. Поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается и регистрируется в канцелярии.

2.2. Корреспонденция принимается от почтовых отделений и от граждан в течение всего рабочего дня.

2.3. При приеме корреспонденции сотрудники канцелярии проверяют состояние конвертов или упаковки, правильность адресования. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности или возвращается отправителю.

2.4. При вскрытии конвертов (упаковок) проверяется наличие документов и материалов, указанных в приложении; сверяются исходящие номера документов с учетными номерами, указанными на конвертах. Конверты прилагаются к документам.

2.5. В случае отсутствия указанных в приложении документов или повреждения документов составляется акт в двух экземплярах (приложение 1), который подписывается сотрудниками канцелярии. Один экземпляр акта прилагается к поступившему документу и передается вместе с ним на рассмотрение исполнителю, второй хранится в наряде канцелярии.

2.6. Пакеты с пометкой "Лично" не вскрываются. Они направляются адресатам, их содержимое не является официальным документом до возвращения в канцелярию и регистрации.

2.7. Поступившая корреспонденция подбирается (сортируется) по категориям: исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, дополнительные материалы к судебным делам, законодательные, нормативные, служебные документы и т.д.

2.8. Сотрудники канцелярии в правом углу нижнего свободного поля первого листа документа проставляют штамп с полным наименованием арбитражного суда, указывают дату поступления документа, входящий номер и индекс.

2.9. В приемной (секретариате) ведется журнал приема-передачи телефонограмм, факсограмм. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Регистрационный номер искового заявления должен включать в себя обязательные реквизиты: индекс арбитражного суда и порядковый номер искового заявления, присваиваемый в пределах одного календарного года, а также год поступления заявления. При необходимости может дополняться индекс судебного состава.

Например: А01-125/96-С4, где А01 - индекс Арбитражного суда Республики Адыгея (приложение 4), 125 - порядковый номер искового заявления, 96 - календарный год, С4 - индекс судебного состава.

2.11. Регистрационный номер искового заявления присваивается арбитражному делу и не подлежит изменению при последующем рассмотрении дела в судебных инстанциях.

2.12. При заполнении регистрационно-контрольных карточек (приложение 2) сотрудниками канцелярии вносятся следующие данные: регистрационный номер искового заявления и дата его поступления в суд, исходящий номер и дата искового заявления, полное наименование истца, ответчика и других лиц, участвующих в деле (название организации, фамилия, имя, отчество гражданина-предпринимателя).

2.15. Первый экземпляр регистрационно-контрольной карточки с распиской о поступлении искового заявления в коллегию (судебный состав) хранится в картотеке канцелярии. Второй экземпляр карточки передается вместе с исковым заявлением в коллегию (судебный состав) и хранится в наряде у ответственного за делопроизводство. В последующем в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) вносятся данные о произведенных действиях.

2.16. После передачи искового заявления по назначению второй экземпляр регистрационно-контрольной карточки помещается в отдельную картотеку коллегии или соответствующего подразделения арбитражного суда.

2.17. Судебное дело формируется в коллегии (судебном составе) в следующем порядке: внутренняя опись документов (приложение 3); определение о принятии искового заявления к производству; исковое заявление и документ, подтверждающий направление копии искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле; платежное поручение (квитанция) об уплате государственной пошлины; копия претензии и квитанция о ее отправке, ответ на претензию (когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором); документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования; отзыв ответчика с прилагаемыми документами; доверенность (если исковое заявление подписано представителем истца); дополнительные документы, представляемые сторонами; ходатайства и принимаемые по ним определения; решение; протокол судебного заседания; определение о назначении к слушанию апелляционной жалобы; апелляционная жалоба; отзывы и другие документы, представленные в апелляционную инстанцию; определения, постановление апелляционной инстанции; кассационная жалоба, отзывы, определения, постановление и т.д. Документ-ответ помещается за документом-запросом.

2.18. Наименование всех документов вносится во внутреннюю опись дела в порядке поступления. Нумерация листов дела ведется карандашом арабскими цифрами в правом верхнем углу.

Указанные материалы подшиваются в дело с твердой обложкой (приложение 5). Объем одного тома дела не должен превышать 150 листов.

К арбитражному делу не должны приобщаться материалы, подлежащие возврату, дубликаты уже имеющихся в деле документов, черновики.

2.19. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда принимается и регистрируется в порядке аналогичном порядку приема и регистрации исковых заявлений.

2.20. Сотрудники канцелярии после регистрации апелляционной жалобы подбирают соответствующее арбитражное дело, рассмотренное судом первой инстанции, и приобщают к нему жалобу. В регистрационном штампе на апелляционной жалобе проставляется номер дела, соответствующий номеру искового заявления, и дата регистрации.

2.21. Данные по апелляционной жалобе вносятся канцелярией в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) в следующем порядке: дата поступления, исходящий номер апелляционной жалобы, наименование заявителя. Апелляционная жалоба вместе с делом не позднее следующего дня передается канцелярией под расписку в регистрационно-контрольной карточке секретарю заместителя председателя суда, курирующего рассмотрение апелляционных жалоб, либо председателю судебного состава по рассмотрению апелляционных жалоб.

2.22. После назначения судебного состава для рассмотрения апелляционной жалобы информация о судебном составе и судье-докладчике вносится в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) и жалоба вместе с делом передается исполнителю под расписку.

Сведения об этом сообщаются в канцелярию не позднее следующего дня.

2.23. Регистрационно-контрольная карточка помещается в отдельную картотеку "Апелляционные жалобы" для последующего контроля за сроком рассмотрения жалобы и справочной работы.

2.24. Кассационная жалоба принимается и регистрируется арбитражным судом первой инстанции в порядке аналогичном порядку приема и регистрации исковых заявлений и апелляционных жалоб.

2.25. При регистрации кассационной жалобы канцелярией проверяется наличие указанных в приложении документов, подписей, наличие документов в деле согласно описи, состояние обложки и документов (отсутствие залитых чернилами листов, целостность листов и т.п.), наличие в описи дела подписи лица, ответственного за делопроизводство, нумерация листов и т.д.

2.26. В регистрационном штампе на кассационной жалобе проставляется номер дела, присвоенный ранее исковому заявлению, и дата поступления жалобы.

2.27. В регистрационно-контрольных карточках (компьютере) канцелярией вносятся регистрационные данные о жалобе.

2.28. После регистрации кассационной жалобы сотрудники канцелярии подбирают дело и вносят соответствующую информацию о поступлении жалобы на внутреннюю сторону обложки дела.

2.29. Правильно оформленная кассационная жалоба вместе с делом не позднее следующего дня передается из канцелярии под расписку секретарю (помощнику) председателя или заместителя председателя арбитражного суда с сопроводительным письмом о направлении жалобы и дела в федеральный арбитражный суд округа.

2.30. Кассационная жалоба вместе с делом должна быть отправлена заказной почтой в федеральный арбитражный суд округа в пятидневный срок со дня ее поступления.

Копия сопроводительного письма подшивается в наряд канцелярии для контроля за движением дела.

В регистрационно-контрольные карточки (компьютер) вносится информация об отправке.

2.31. В случае поступления заявлений о принесении протестов они принимаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденным распоряжением от 14 июля 1995 года N 14.

2.32. Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта принимается в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 23).

Заявление вместе с делом передается канцелярией секретарю (помощнику) председателя или заместителю председателя для определения судебной инстанции, которая должна рассмотреть это заявление в соответствии со ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

2.33. Все дополнительные материалы по делу (отзывы, ходатайства и т.д.) регистрируются в хронологическом порядке в день их поступления.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Ведение дел – это автоматизированный процесс, который оптимизирует процесс обработки файлов первичного типа, а также делает процедуру защиты гражданами своих прав более быстрой и удобной. Как правильно вести юридическую документацию, и какие требования для этого предусмотрены?

Судебный документооборот и делопроизводство

Это базовый элемент для обеспечения деятельности ВС РФ и других инстанций. Механизм разрабатывался в соответствии с требованиями закона, а также инструкциями, распоряжениями и приказами Верховного суда.

За последние пять лет все отделы судебного делопроизводства автоматизированы, вся информация заносится в специальные компьютерные программы, что позволяет систематизировать и упорядочить процедуру.

В чем сущность, развитие

Особенности документооборота определяются инструкцией, определяющей судебное делопроизводство. Основная функция – обеспечение четкого движения бланков (входящих и исходящих), быстрота обработки, контроль выполнения предписаний.

Все поступившие в орган материалы, в том числе в электронном виде, регистрируются в журналах учета.

В связи с большим объемом корреспонденции с течением времени потребовалось упорядочить эту систему, оптимизировать и упростить труд работников (секретарей и делопроизводителей). Во всех судах действуют механизмы автоматизации. На дела заводятся электронные статистические карточки, на их основе формируется регулярная отчетность.

Развитие делопроизводства в суде позволило упростить работу с официальными бумагами, предотвратить их потерю, наладить своевременную обработку официальных писем, заявлений.

Функции мирового судьи в судебном делопроизводстве

Это должностное лицо занимается непосредственным руководством процедуры, отвечает за организацию процесса. В обязанности входят систематические проверки на судебном участке, выявление ошибок и недочетов, меры для их устранения, совершенствования процесса.

В функции юриста входит:

  • Организация работы аппарата на основе инструкций.
  • Контроль за выполнением другими сотрудниками обязанностей.
  • Проверка сроков прохождения документации.
  • Организация хранения официальных бумаг, ежегодного уничтожения материалов в установленные сроки.
  • Каждый квартал – проверка учета вещественных доказательств.
  • Выдача разрешения на передачу дел по запросам других органов.

Автоматизация процесса

Одноименное программное обеспечение систематизирует информацию по делам, организует коллективную работу юристов в судебных инстанциях, компаниях.

Программы предусматривают следующие функции:

Оформление дел в делопроизводстве в автоматизированном порядке предполагает защиту данных, некоторая информация не передается третьим лицам. Использование системы простое, доступно всем участникам и юристам.


Приказ ФССП России № 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов"


Как правильно оформлять судебные дела

При выполнении своих обязанностей сотрудники руководствуются государственными стандартами. Также действуют унифицированные образцы инструкций по делопроизводству, которые регламентируют особенности приема, отправки корреспонденции. Учитывается регистрация обращений внепроцессуального характера, ведется статистика уголовных, гражданских, административных дел.

К правилам относится:

  • Тексты создаются на бланках по форме.
  • Если в материале более одной страницы, он включает в себя заголовок, соответствующий содержанию.
  • Официальные бумаги подписываются должностными лицами на основании их полномочий с расшифровкой инициалов.
  • Судебные акты заполняются на листах формата А4, шрифтом размером 14, а также с разделенными абзацами. В тексте этой бумаги запрещено подчеркивание, выделение моментов полужирным шрифтом.
  • Не употребляются сокращения и аббревиатуры, не предусмотренные нормативными актами.
  • Резолюция в документах включает в себя Ф. И. О. исполнителей, содержание требований, срок выполнения предписания, дату с подписью.
  • Текст составляется на русском языке или на государственных языках субъектов страны. Эта часть документации отделяется от заголовка.

Все дела, которые поступили в инстанцию, регистрируются уполномоченным лицом в информационной системе с одновременным формированием электронных учетных карточек. Последующий вывод на бумажные носители – обязателен. Дополнительные данные вносятся рукописным методом.

Требования к оформлению официальных документов в процессе делопроизводства закреплены в должностных инструкциях, при нарушении таких норм бланк может быть признан недействительным.

Оформление судебных дел в районных и арбитражных судах на сегодняшний день практически полностью автоматизировано. Все данные заносятся в компьютерные программы, система дает возможность быстро найти нужный материал, ознакомиться с текстом.

Как сделать доверенность в арбитражный суд, читайте здесь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Читайте также: