Особенности обороны судов в пунктах постоянного и маневренного базирования
Обновлено: 19.04.2024
Защита судоходства организуется военно-морским командованием и является важной задачей при ведении боевых действий на море. Она осуществляется путем уничтожения группировок подводных лодок, авиации и надводных кораблей противника, угрожающих судоходству, а также организацией охранения судов на переходах морем, при стоянке в портах, в пунктах рассредоточения и формирования конвоев, промежуточных пунктах, пунктах укрытия, погрузки и выгрузки; борьбой с минной опасностью.
В целях обеспечения безопасности судоходства военно-морским командованием устанавливается также режим плавания судов, осуществляется контроль за морским судоходством, вводится конвойная служба.
При определении способов обеспечения морских перевозок учитываются объем и сроки перевозок, наличие сил и средств для решения задачи, возможности пунктов погрузки и выгрузки, удаление маршрутов движения конвоев и одиночных транспортов от мест базирования сил противника и их возможность оказывать противодействие нашим перевозкам, а также военно-географические условия района.
Конвой—это временное соединение, состоящее из одного или нескольких транспортов, объединяемых в отряд, и сил их охранения. В зависимости от количества входящих в них транспортов конвои подразделяются на малые, средние и большие.
Под конвойной службой понимается совокупность мероприятий, проводимых флотом на морском театре в порядке систематических боевых действий, направленных на обеспечение безопасности перехода морем конвоев, одиночных транспортов и производственной деятельности судов от воздействия военно-морских сил противника.
Режим плавания в военное время обычно предусматривает выполнение установленного военно-морским командованием порядка выхода (входа) из порта (в порт), переходы по строго установленным маршрутам, выполнение рекомендаций, связанных с обороной и защитой судов.
Для включения в один конвой отбираются суда, имеющие сходные маневренные и мореходные качества. Большая разница в скорости и маневренности может вызвать дополнительные трудности в пути следования при перестроениях, изменениях курсов и уклонении от атак противника. Увеличение скорости судов, безусловно, способствует улучшению маневренности конвоев, сокращает время перехода и уменьшает напряженность сил охранения.
Военно-морское командование осуществляет контроль за подготовкой судов к переходу, определяет состав охраняемых судов и сил охранения, намечает наиболее благоприятные маршруты и порядок перехода, пункты формирования, назначения и укрытия конвоев, время выхода и сроки перехода конвоя, организацию управления силами и связи, проводит ряд других мероприятий, обеспечивающих безопасность плавания. Большое значение для безопасности плавания имеет маршрут перехода, на выбор которого влияют многие условия. Наиболее благоприятными считаются направления морских перевозок, проходящие вдоль своего берега или в своих шхерных районах, хорошо прикрытых с воздуха силами противовоздушной обороны, оборудованных береговыми ракетно-артиллерийскими установками, радиотехническими постами, обеспечивающими своевременное обнаружение противника, а также в районах, прикрытых минными заграждениями, затрудняющими действия надводных кораблей и ПЛ противника.
Во время войны военно-морские флоты воюющих государств часто использовали прибрежные фарватеры для следования конвоев. Двигаясь вблизи берега, конвои использовали природные условия с целью маскировки, обороны судов на переходе, при необходимости отстаивались в глубине заливов, бухт, в шхерных районах и за островами. Значительно сложнее выбрать маршрут перехода в открытом море, вдали от своих берегов, где практически невозможно обеспечить полную скрытность от наблюдения противника и надежно прикрыть конвой от ударов с воздуха. При выборе маршрута учитываются степень угрозы от ударов ПЛ, надводных кораблей и авиации, минная опасность, гидрометеорологические и навигационные условия перехода, а также возможности выделенных сил охранения и прикрытия.
После выбора маршрутов, пунктов формирования, укрытия и определения состава конвоя конвойная служба разрабатывает необходимую документацию согласно руководящим документам. Маршруты движения конвоя, пункты формирования и укрытия сообщаются всем соединениям, обеспечивающим конвой. Командиром конвоя назначается, как правило, один из командиров корабельных соединений флота, осуществляющих охранение транспортов. На него возлагается ответственность за подчиненные ему силы охранения и суда с момента сформирования конвоя и до прихода его в пункты назначения. Он устанавливает боевые готовности на кораблях и судах на весь период перехода, своевременно оповещает суда и силы охранения конвоя об угрозе нападения противника, организует все виды обороны и защиты, а также осуществляет руководство уклонением конвоя от встречи с противником и отражением его атак.
В помощь командиру конвоя создается походный штаб, который формируется из офицеров штаба соединения, выделенного для охранения судов. На больших и средних конвоях могут назначаться отдельно командиры сил охранения и отряда судов, которые подчиняются командиру конвоя. При этом командиром сил охранения обычно является один из командиров соединений, осуществляющих охранение конвоя, а командиром отряда судов назначается офицер Военно-Морского Флота или капитан одного из судов конвоя.
Командир сил охранения отвечает за оборону судов с момента сформирования конвоя и до прихода его в пункты назначения. Командир отряда судов контролирует удержание мест судами в ордере, инструктирует капитанов судов по обеспечению безопасности плавания в навигационном отношении, несет ответственность за готовность судов к обороне и защите от воздействия сил противника, а также осуществляет управление судами на переходе морем и при отражении нападения противника.
Перед капитаном каждого включенного в конвой судна стоит задача: принять на судно запланированный груз, пополнить запасы топлива, воды, продовольствия и других видов снабжения на рейс (наличие запасов на судах должно быть не ниже неснижаемых норм), укомплектовать и подготовить экипаж, отремонтировать и проверить исправность установленного оружия, механизмов, оборудования, приборов, противопожарных и аварийно-спасательных средств; иначе говоря, всесторонне подготовить судно к выходу в море с расчетом прибытия точно к назначенному сроку в пункт формирования конвоя. Особое внимание уделяется снабжению судна специальным оборудованием для плавания в конвое, картами, инструкциями, средствами маскировки, сигнализации и связи.
Капитан судна переходит в подчинение командира конвоя (отряда судов) с прибытием в пункт формирования конвоя и находится в его распоряжении до расформирования конвоя. Капитаны судов с получением извещения о включении в конвой, а также о месте и сроках прибытия в район формирования принимают все Меры к выполнению требований командира конвоя. Суда, не прибывшие в срок в пункт формирования, как правило, из конвоя исключаются.
Оглавление
Глава 1 Организация подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1 .1. Цели, руководящие документы и содержание подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства
1.2. Планирование и организация проведения подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1.3. Организация контроля за отработкой курсовой задачи ЧС
Глава 2 Основные угрозы российскому гражданскому судоходству в современных условиях
2.1. Определение терроризма
Преступная сущность идеологии терроризма
2.2. Предпосылки, причины возникновения терроризма
2.3. Противодействие терроризму
2.4. Пиратство, морской разбой и морской терроризм
2.5. Контроль за судоходством и разведка судов
2.6. Борьба с судоходством в угрожаемый период и в ходе боевых действий
Глава 3 Краткая характеристика военно-морских сил США и стран НАТО
Глава 4 Общесудовая организация на военное время
4.1. Назначение и задачи общесудовой организации
4.2. Командные пункты и судовые посты. Судовой номер
4.3. Боевые готовности судна и судовые расписания
4.4. Объявление тревог на судне
Глава 5 Инженерно-техническая подготовка судна к плаванию в условиях военного времени
5.1. Герметизация судна
5.2. Пункты коллективной защиты экипажа
5.3. Пункты санитарной обработки
5.4. Защита запасов продовольствия и пресной воды на судне
5.5. Средства обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ
5.6. Светомаскировка судна
5.7. Судовые химические посты
Глава 6 Подготовка одиночного судна к переходу морем в условиях военного времени
6.1. Мероприятия, проводимые на судне при подготовке к плаванию
6.2. Особенности обороны судов в пунктах постоянного и маневренного (рассредоточенного) базирования
6.3. Маскировка судов на стоянке
6.4. Организация обороны судов от подводных диверсионных сил и средств (ПДСС) при стоянке в порту и на рейде
Глава 7 Плавание и оборона одиночного судна на переходе морем
7.1. Выход одиночного судна из порта
7.2. Организация обороны судна на переходе морем
Глава 8 Организация плавания и обороны судов в составе конвоя
8.1. Подготовка судна к плаванию в составе конвоя
8.2. Съемка судна с якоря, выход из порта (с рейда) и порядок занятия своего ме в строю (ордере)
8.3. Переход судна морем в составе конвоя
8.4. Оборона конвоев на переходе морем
8.5. Типовые строи и ордера конвоев
8.6. Правила маневрирования судов при плавании в строях
Глава 9 Организация наблюдения, опознавания и связи при одиночном плавании судна и плавании в составе конвоя
9.1. Организация наблюдения на судах
9.2. Организация опознавания на судах
9.3. Организация связи на судах
Глава 10 Подготовка и использование судов для выполнения воинских перевозок, участия в десантных операциях
10.1. Особенности выполнения воинских перевозок, использование судов для участия в десантных операциях
10.2. Государственный, специальный и военный учет судов
10.3. Государственный контроль за судоходством
10.4. Порядок привлечения судов для выполнения воинских перевозок, определения их загрузки и времени обработки
10.5. Расчет на эшелоны, порядок составления грузового плана
10.6. Отбор и подготовка судов для выполнения воинских перевозок
10.7. Подготовка судна для перевозки личного состава воинского эшелона
10.8. Способы засгропки и крепления, нормы погрузки и выгрузки вооружения и военной техники
10.9. Организация погрузки воинских эшелонов и грузов на суда, посадки и высадки десанта
Глава 11 Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.1. Краткая характеристика оружия массового поражения
11.2. Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.3. Приборы радиационного и химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения на судне
11.4. Технические средства предотвращения заражения и специальной обработки судна
11.5. Средства защиты органов дыхания и кожи
11.6. Медицинские средства индивидуальной защиты от OB, РВ и БС
Глава 12 Организация борьбы за живучесть судна при боевых повреждениях
12.1. Организация борьбы за непотопляемость судна при значительных боевых повреждениях
12.2. Организация борьбы с пожарами и обеспечение взрывопожаробезопасности судна при боевых повреждениях
12.3. Организация защиты и спасения экипажа при борьбе с боевыми повреждениями и угрозе гибели судна
Глава 13 Методика отработки и оценки качества отработки элементов курсовой задачи на судне
Список литературы
Читайте также:
- Судебная практика по подготовке дела к судебному разбирательству
- Каким образом на пассажирских судах должны быть обозначены пути эвакуации
- Широкова предъявила иск к широкову о принудительном обмене
- Выводы суда не соответствуют обстоятельствам и доказательствам дела коап
- Является ли доказательством заключение специалиста полученное адвокатом