Особенности обороны судов в пунктах постоянного и маневренного базирования

Обновлено: 19.04.2024

1343870_39395793

Защита судоходства организуется военно-морским командова­нием и является важной задачей при ведении боевых действий на море. Она осуществляется путем уничтожения группировок подвод­ных лодок, авиации и надводных кораблей противника, угрожаю­щих судоходству, а также организацией охранения судов на пере­ходах морем, при стоянке в портах, в пунктах рассредоточения и формирования конвоев, промежуточных пунктах, пунктах укрытия, погрузки и выгрузки; борьбой с минной опасностью.

В целях обес­печения безопасности судоходства военно-морским командованием устанавливается также режим плавания судов, осуществляется контроль за морским судоходством, вводится конвойная служба.

При определении способов обеспечения морских перевозок учи­тываются объем и сроки перевозок, наличие сил и средств для ре­шения задачи, возможности пунктов погрузки и выгрузки, удаление маршрутов движения конвоев и одиночных транспортов от мест базирования сил противника и их возможность оказывать проти­водействие нашим перевозкам, а также военно-географические ус­ловия района.

Конвой—это временное соединение, состоящее из одного или нескольких транспортов, объединяемых в отряд, и сил их охране­ния. В зависимости от количества входящих в них тран­спортов конвои подразделяются на малые, средние и большие.

Под конвойной службой понимается совокупность мероприятий, проводимых флотом на морском театре в порядке систематических боевых действий, направленных на обеспечение безопасности перехода морем конвоев, одиночных транспортов и производственной деятельности судов от воздействия военно-морских сил противника.

Режим плавания в военное время обычно предусматривает вы­полнение установленного военно-морским командованием порядка выхода (входа) из порта (в порт), переходы по строго установ­ленным маршрутам, выполнение рекомендаций, связанных с обо­роной и защитой судов.

Для включения в один конвой отбираются суда, имеющие сход­ные маневренные и мореходные качества. Большая разница в ско­рости и маневренности может вызвать дополнительные трудности в пути следования при перестроениях, изменениях курсов и уклоне­нии от атак противника. Увеличение скорости судов, безусловно, способствует улучшению маневренности конвоев, сокращает время перехода и уменьшает напряженность сил охранения.

Военно-морское командование осуществляет контроль за подго­товкой судов к переходу, определяет состав охраняемых судов и сил охранения, намечает наиболее благоприятные маршруты и по­рядок перехода, пункты формирования, назначения и укрытия кон­воев, время выхода и сроки перехода конвоя, организацию управ­ления силами и связи, проводит ряд других мероприятий, обеспечи­вающих безопасность плавания. Большое значение для безопаснос­ти плавания имеет маршрут перехода, на выбор которого влияют многие условия. Наиболее благоприятными считаются направления морских перевозок, проходящие вдоль своего берега или в своих шхерных районах, хорошо прикрытых с воздуха силами противовоз­душной обороны, оборудованных береговыми ракетно-артиллерийскими установками, радиотехническими постами, обеспечивающими своевременное обнаружение противника, а также в районах, прикры­тых минными заграждениями, затрудняющими действия надводных кораблей и ПЛ противника.

Во время войны военно-морские флоты воюющих государств часто использовали прибрежные фарватеры для следования конво­ев. Двигаясь вблизи берега, конвои использовали природные усло­вия с целью маскировки, обороны судов на переходе, при необхо­димости отстаивались в глубине заливов, бухт, в шхерных районах и за островами. Значительно сложнее выбрать маршрут перехода в открытом море, вдали от своих берегов, где практически невозмож­но обеспечить полную скрытность от наблюдения противника и на­дежно прикрыть конвой от ударов с воздуха. При выборе маршру­та учитываются степень угрозы от ударов ПЛ, надводных кораблей и авиации, минная опасность, гидрометеорологические и навигаци­онные условия перехода, а также возможности выделенных сил ох­ранения и прикрытия.

После выбора маршрутов, пунктов формирования, укрытия и определения состава конвоя конвойная служба разрабатывает не­обходимую документацию согласно руководящим документам. Маршруты движения конвоя, пункты формирования и укрытия сооб­щаются всем соединениям, обеспечивающим конвой. Командиром конвоя назначается, как правило, один из командиров корабель­ных соединений флота, осуществляющих охранение транспортов. На него возлагается ответственность за подчиненные ему силы ох­ранения и суда с момента сформирования конвоя и до при­хода его в пункты назначения. Он устанавливает боевые готовнос­ти на кораблях и судах на весь период перехода, своевремен­но оповещает суда и силы охранения конвоя об угрозе напа­дения противника, организует все виды обороны и защиты, а также осуществляет руководство уклонением конвоя от встречи с против­ником и отражением его атак.

В помощь командиру конвоя создается походный штаб, который формируется из офицеров штаба соединения, выделенного для ох­ранения судов. На больших и средних конвоях могут назна­чаться отдельно командиры сил охранения и отряда судов, ко­торые подчиняются командиру конвоя. При этом командиром сил охранения обычно является один из командиров соединений, осу­ществляющих охранение конвоя, а командиром отряда судов назначается офицер Военно-Морского Флота или капитан одного из судов конвоя.

Командир сил охранения отвечает за оборону судов с момента сформирования конвоя и до прихода его в пункты назна­чения. Командир отряда судов контролирует удержание мест судами в ордере, инструктирует капитанов судов по обеспе­чению безопасности плавания в навигационном отношении, несет ответственность за готовность судов к обороне и защите от воз­действия сил противника, а также осуществляет управление суда­ми на переходе морем и при отражении нападения противника.

Перед капитаном каждого включенного в конвой судна стоит задача: принять на судно запланированный груз, пополнить запасы топлива, воды, продовольствия и других видов снабжения на рейс (наличие запасов на судах должно быть не ниже неснижаемых норм), укомплектовать и подготовить экипаж, отремонтировать и проверить исправность установленного оружия, механизмов, обору­дования, приборов, противопожарных и аварийно-спасательных средств; иначе говоря, всесторонне подготовить судно к выходу в море с расчетом прибытия точно к назначенному сроку в пункт формирования конвоя. Особое внимание уделяется снабжению судна специальным оборудованием для плавания в конвое, картами, ин­струкциями, средствами маскировки, сигнализации и связи.

Капитан судна переходит в подчинение командира конвоя (от­ряда судов) с прибытием в пункт формирования конвоя и находится в его распоряжении до расформирования конвоя. Капи­таны судов с получением извещения о включении в конвой, а также о месте и сроках прибытия в район формирования принимают все Меры к выполнению требований командира конвоя. Суда, не при­бывшие в срок в пункт формирования, как правило, из конвоя ис­ключаются.


Оглавление
Глава 1 Организация подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1 .1. Цели, руководящие документы и содержание подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства
1.2. Планирование и организация проведения подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1.3. Организация контроля за отработкой курсовой задачи ЧС
Глава 2 Основные угрозы российскому гражданскому судоходству в современных условиях
2.1. Определение терроризма
Преступная сущность идеологии терроризма
2.2. Предпосылки, причины возникновения терроризма
2.3. Противодействие терроризму
2.4. Пиратство, морской разбой и морской терроризм
2.5. Контроль за судоходством и разведка судов
2.6. Борьба с судоходством в угрожаемый период и в ходе боевых действий
Глава 3 Краткая характеристика военно-морских сил США и стран НАТО
Глава 4 Общесудовая организация на военное время
4.1. Назначение и задачи общесудовой организации
4.2. Командные пункты и судовые посты. Судовой номер
4.3. Боевые готовности судна и судовые расписания
4.4. Объявление тревог на судне
Глава 5 Инженерно-техническая подготовка судна к плаванию в условиях военного времени
5.1. Герметизация судна
5.2. Пункты коллективной защиты экипажа
5.3. Пункты санитарной обработки
5.4. Защита запасов продовольствия и пресной воды на судне
5.5. Средства обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ
5.6. Светомаскировка судна
5.7. Судовые химические посты
Глава 6 Подготовка одиночного судна к переходу морем в условиях военного времени
6.1. Мероприятия, проводимые на судне при подготовке к плаванию
6.2. Особенности обороны судов в пунктах постоянного и маневренного (рассредоточенного) базирования
6.3. Маскировка судов на стоянке
6.4. Организация обороны судов от подводных диверсионных сил и средств (ПДСС) при стоянке в порту и на рейде
Глава 7 Плавание и оборона одиночного судна на переходе морем
7.1. Выход одиночного судна из порта
7.2. Организация обороны судна на переходе морем
Глава 8 Организация плавания и обороны судов в составе конвоя
8.1. Подготовка судна к плаванию в составе конвоя
8.2. Съемка судна с якоря, выход из порта (с рейда) и порядок занятия своего ме в строю (ордере)
8.3. Переход судна морем в составе конвоя
8.4. Оборона конвоев на переходе морем
8.5. Типовые строи и ордера конвоев
8.6. Правила маневрирования судов при плавании в строях
Глава 9 Организация наблюдения, опознавания и связи при одиночном плавании судна и плавании в составе конвоя
9.1. Организация наблюдения на судах
9.2. Организация опознавания на судах
9.3. Организация связи на судах
Глава 10 Подготовка и использование судов для выполнения воинских перевозок, участия в десантных операциях
10.1. Особенности выполнения воинских перевозок, использование судов для участия в десантных операциях
10.2. Государственный, специальный и военный учет судов
10.3. Государственный контроль за судоходством
10.4. Порядок привлечения судов для выполнения воинских перевозок, определения их загрузки и времени обработки
10.5. Расчет на эшелоны, порядок составления грузового плана
10.6. Отбор и подготовка судов для выполнения воинских перевозок
10.7. Подготовка судна для перевозки личного состава воинского эшелона
10.8. Способы засгропки и крепления, нормы погрузки и выгрузки вооружения и военной техники
10.9. Организация погрузки воинских эшелонов и грузов на суда, посадки и высадки десанта
Глава 11 Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.1. Краткая характеристика оружия массового поражения
11.2. Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.3. Приборы радиационного и химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения на судне
11.4. Технические средства предотвращения заражения и специальной обработки судна
11.5. Средства защиты органов дыхания и кожи
11.6. Медицинские средства индивидуальной защиты от OB, РВ и БС
Глава 12 Организация борьбы за живучесть судна при боевых повреждениях
12.1. Организация борьбы за непотопляемость судна при значительных боевых повреждениях
12.2. Организация борьбы с пожарами и обеспечение взрывопожаробезопасности судна при боевых повреждениях
12.3. Организация защиты и спасения экипажа при борьбе с боевыми повреждениями и угрозе гибели судна
Глава 13 Методика отработки и оценки качества отработки элементов курсовой задачи на судне
Список литературы

Читайте также: