Особенности фрахтования пассажирских судов

Обновлено: 28.06.2024

Похожие материалы

Как показывают проведенные исследования, передача пассажирских судов в аренду оператору производится в основном на условиях тайм-чартера.

Приложение 1 (Description of the Vessel) содержит сведения:

  • о пассажирских помещениях судна;
  • вместимости грузовых отсеков, предназначенных для хранения пассажирского багажа;
  • объеме принимаемой на борт пресной воды;
  • вместимости спасательных шлюпок и плотов;
  • числе посадочных мест в ресторанах и салонах;
  • характеристиках систем кондиционирования и успокоителей качки.

Приложение 2 (Vessel's Passenger Accomodation Plan) содержит план-схему пассажирских помещений. Все помещения, обозначенные в план-схеме, должны быть предоставлены в распоряжение фрахтователя.

Приложение 3 (Services to Be Provided by Owners) содержит:

  • услуги, которые судовладелец обязуется предоставлять пассажирам для обеспечения их отдыха и лечения, с обязательством содержания устройств в состоянии, пригодном к эффективной работе в процессе эксплуатации;
  • услуги, которые судовладелец предоставляет пассажирам на борту судна бесплатно (первая медицинская помощь, игры, бассейн и т.д.);
  • перечень платных услуг, которые судовладелец обязан предоставлять на борту судна (услуги связи, специальное бытовое обслуживание, демонстрация кинофильмов и т.д.).

Приложение 4 (Inventory) представляет собой формуляр инвентаризационной ведомости и содержит:

  • оборудование;
  • приспособления;
  • игры, автоматы и т.п., состав которого уточняется сторонами при сдаче и при возврате судна из тайм-чартера.

Приложение 5 (Owner's Standard Form of Passenger Ticket) - содержит типовую форму пассажирского билета, разработанную судовладельцем и используемую фрахтователем. Эта форма должна быть одобрена Обществом взаимного страхования (То be Approved by Owner's P&I Association) и признана олицетворять договор, заключаемый между фрахтователем и пассажиром (Embodied in Charterer's Contract with Passenger).

Обязательным приложением к контракту является также график круиза с указанием маршрута, портов захода и времени прихода и отхода судна по каждому порту. Специфика фрахтования судна для исполнения одного или нескольких круизов позволяет точно определить общий срок аренды судна, что упрощает планирование работы судна и расчеты по аренде.

Как в любом тайм-чартере, в договоре фрахтования пассажирского судна согласовывается порядок разрешения спорных дел, расторжения договора, изменения убытков, регламентации учета действий непредвиденных обстоятельств и непреодолимой силы.

Проведем краткое исследование основных коммерческо-правовых условий указанного договора. Они могут быть сведены в шесть групп.

Судовладелец предоставляет фрахтователю пассажирское судно с указанием в договоре его пассажировместимости, с разбивкой по отдельным классам. К договору прилагается план размещения пассажирских кают, специально оговаривается мореходность судна и обязанность судовладельца поддерживать его в надлежащем техническом состоянии.

Проформа, помимо общего требования к судовладельцу в части мореходности судна, содержит требования в отношении уборки жилых и других помещений, которыми пассажиры пользуются. В распоряжение фрахтователя, в принципе, передается все пространство и вместимость судна за исключением помещений для капитана, командного состава, экипажа, снабжения, инвентаря, бункера, провизии и снаряжения.

Период нахождения судна у фрахтователя и регламентирование его работы

Фрахтователь фрахтует судно на определенный срок, исчисляемый в сутках. Время начала и окончания этого срока, а также количество рейсов точно обозначены. Характерной чертой данного договора является наличие согласованного расписания, твердо определяющего регламент движения судна в единичных или последовательных рейсах. Это расписание прилагается к договору и является его составной частью. Следует также отметить, что в договоре говорится о том, что судно предоставляется фрахтователю для организации круизов, т.е. цель его работы определена четко и однозначно.

Распределение расходов между судовладельцем и фрахтователем. Предоставляемые на борту судна услуги

Расходы на выполнение круизных рейсов между судовладельцем и фрахтователем распределяются по принципу отнесения неизменных (постоянных) - на судовладельца, а переменных - на фрахтователя. Однако перечень статей постоянных расходов в этом случае несколько иной, чем при тайм-чартерных сделках грузовых судов. Не следует забывать, что режим работы при аренде пассажирского судна и порты захода регламентированы расписанием. Поэтому топливные расходы, портовые судовые сборы судовладелец может точно калькулировать заблаговременно и их логичнее отнести к категории постоянных.

К переменным расходам, относящимся на фрахтователя, в частности, необходимо отметить следующие статьи:

  • портовые сборы за посадку и высадку пассажиров, транзитные сборы, оплата рейдового обслуживания судна, сборы за посадку и высадку пассажиров в портах посадки и высадки, так же как и возможные cборы за транзитных пассажиров в планируемых портах захода;
  • оплата разницы между фактической суммой портовых cборов и суммой этих же сборов, рассчитанных по льготным тарифам, в случае потери судовладельцем права на льготы в этой области, предоставляемые круизным судам, вследствие посадки или высадки фрахтователем пассажиров в промежуточных портах захода;
  • оплата плавсредств порта захода, доставляющих пассажиров с рейда на берег и обратно в случае рейдовой стоянки судна в тех портах, где подход судна к причалу невозможен по техническим причинам (небольшие глубины, малая длина причала и т.д.). Если во время круиза судно не сможет быть поставлено к причалу или не будет принято в каком-либо из предусмотренных расписанием портов захода, из-за форс-мажорных обстоятельств (метеоусловия, карантин и т.д.), что повлечет за собой производство рейдовых операций по посадке-высадке пассажиров или вынудит по взаимному согласию заменить намеченный расписанием порт захода на другой с более высокими ставками портовых сборов, то все дополнительные расходы должны быть распределены между судовладельцами и фрахтователем равными долями на паритетных началах;
  • расходы по береговому экскурсионному обслуживанию пассажиров;
  • реклама круиза и другие подобные расходы.

Расходы на приобретение топлива и смазочных материалов для судна, камбуза и электроосвещения относятся на фрахтователя, топливо для моторных спасательных шлюпок обеспечивает - судовладелец. Естественно, что это условие никоим образом не отражается на коммерческих условиях аренды, а преследует только усиление ответственности судовладельца за техническое состояние спасательных средств.

В договоре подробно оговариваются те виды услуг, которые должны быть предоставлены пассажирам на борту судна, в круизе за счет судовладельца, фрахтователя или оплачиваемых лично пассажирами. В частности, это касается вопросов смены постельного белья, пользования ванными, душевыми, библиотекой, различными играми, шезлонгами. Все это учитывается в ставке фрахта и пассажирам предоставляется бесплатно. За дополнительную плату они могут пользоваться услугами телеграфа, парикмахерской, прачечной.

Организация досуга и развлечений туристов на борту судна проводится фрахтователем (по согласованию с капитаном судна). Медицинская помощь на борту судна предоставляется бесплатно.

Если в процессе круиза в результате форс-мажорных обстоятельств или распоряжений властей возникают экстраординарные расходы, они обычно распределяются между судовладельцем и фрахтователем поровну.

Ставка фрахта и порядок оплаты

Судовладелец гарантирует выполнение круиза в точном соответствии с графиком и несет ответственность за любые задержки, если только они не связаны с виной или упущениями фрахтователя. Фрахтователь может в одностороннем порядке считать круиз законченным и потребовать возврата незаработанной арендной платы, если судно вышло из эксплуатации более чем на три последовательных дня. При гибели судна или при невозможности продолжить круиз по форс-мажорным обстоятельствам или другим причинам, находящимся вне контроля судовладельца и фрахтователя, плата за аренду судна выплачивается до момента фактического прекращения круиза.

Обязательно оговаривается валюта платежа. При фрахтовании судов применяется валюта страны фрахтователя. В последнем случае возможно применение клиринга.

В договоре предусматриваются сроки платежа, штрафные санкции за несоблюдение, наименование банков операторов. В ряде случаев при фрахтовании судов фрахтователями из зарубежных стран предусматривается предоставление судовладельцу банковской гарантии.

Особое внимание уделяется регулированию вопросов питания пассажиров, содержания баров и обеспечения напитками, проведения протокольных мероприятий и презентаций. Кроме того, в контракте согласовываются число приемов пищи и суточная стоимость рациона пассажиров, снижать которую судовладелец не имеет права. По окончанию круиза расходы судовладельца на питание пассажиров компенсируются фрахтователем, исходя из фактического количества пассажиров на борту.

Стоимость питания фрахтователи оплачивают дополнительно, исходя из фактического наличия туристов на судне. В договоре устанавливается суточная ставка на одного пассажира и, исходя из нее, часть стоимости питания пассажиров оплачивается фрахтователем судовладельцу вперед, а окончательный расчет производится после выполнения круиза.

Здесь прежде всего следует отметить регламентацию вопросов, связанных с расторжением договора, которые могут возникнуть в случае наступления непредвиденных, не зависящих от судовладельца и фрахтователя обстоятельств (война, блокада, задержка судна по распоряжению властей в портах захода, распоряжения правительств, повреждения корпуса или машины судна). В этом случае фрахт взимается только за число фактических дней нахождения судна у фрахтователя.

В отдельных статьях договора определяется порядок его расторжения по инициативе судовладельца или фрахтователя и штрафные санкции, связанные с этим как (правило, покрытие фактических убытков другой стороны). Отдельно оговариваются вопросы возможного прекращения круиза, связанного с аварией судна, которая не может быть устранена в трехдневный срок. В связи с этим устанавливается обязанность судовладельца возместить фрахтователю часть фрахта за оставшиеся недоиспользованные им дни. Вопросы залогового права здесь не затрагиваются.

Интересно, что одна из статей чартера предусматривает обязательное вхождение фрахтуемого судна в Клуб взаимного страхования. При этом оплата указанной коммерческой операции относится на фрахтователя.

Хотя судно сдается в аренду с экипажем судовладельца, данный чартер имеет определенные элементы и бербоут-чартера. В частности, фрахтователь на время аренды имеет право окрасить корпус и надстройки судна в другие цвета, нанести на дымовую трубу свою эмблему, ходить под флагом своей компании.

Все претензии пассажиров относительно программы, организации и проведения круиза регулируются фрахтователем.

Наличие на борту пассажирского лайнера представителей туристической или круизной фирмы и круглосуточная, по существу, работа с туристами и пассажирами требует регулирования трудовых вопросов и взаимоотношений судна с пограничными и эмиграционными властями. Обычно фрахтователь, если это предусмотрено судовым Уставом (The Vessel's Article), оплачивает экипажу сверхурочные (Overtime), а судовладелец - вписывает в судовые документы обязательных представителей фрахтователя (туристической фирмы и др.) как "персонал, нанятый сверх штата" (". be signed on as supernumeraries on the Vessel's Articles").

Как показывает проведенное исследование, в соответствии с требованиями и опытом международной морской практики организации эксплуатации морских круизных судов, передача пассажирского судна оператору на условиях тайм-чартера значительно эффективней экономически, чем приобретение в собственность того или иного судна, тем более в условиях неопределенности периода эксплуатации.

Список литературы

Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница

Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.

Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.

Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.

Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера

При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:

  • Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
  • Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
  • Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.

Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:

  • Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
  • Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
  • Не менять цели аренды или регион плавания.
  • Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
  • Оплачивать региональные торговые сборы.
  • Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
  • Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
  • По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).

Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера

Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).

В бербоут-чартере указываются:

  • наименования сторон договора,
  • сведения о названии, классе и флаге судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
  • количество расходуемого топлива,
  • цель заключения договора фрахтования,
  • район плавания,
  • размер фрахта (арендной платы),
  • срок действия аренды,
  • время и место передачи/возврата судна.

Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.

В тайм-чартере должны быть указаны:

  • наименования сторон,
  • название судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики ,
  • район плавания,
  • цель фрахтования,
  • время и место передачи/возврата судна,
  • ставка фрахта,
  • срок действия тайм-чартера.

Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.

Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.
Запросить решение

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.

2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 96 настоящего Кодекса видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Комментарий к Статье 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Договор перевозки пассажира имеет место независимо от вида маршрута. Не зависит от вида маршрута и правовая природа данного договора. По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловленный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установленную плату. Данная дефиниция договора является легальной, содержащейся в п. 1 ст. 786 ГК РФ. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным.

Следующая особенность данного договора состоит в том, что, так как перевозки пассажиров осуществляются часто перевозчиками общего пользования, он является публичным договором, основные положения которого регулируются ст. 426 ГК РФ. Такой договор заключается коммерческой организацией, которая должна осуществлять действия, составляющие предмет договора (в нашем случае - оказание услуг по перевозке) в отношении каждого, кто к ней обратится. Здесь не допускается отказ предоставить услугу при наличии возможности ее предоставить, не допускается предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора. Цена и иные условия такого договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, а нарушение этого условия является ничтожным. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ при необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора потенциальный пассажир вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В силу указанных свойств данного договора, он по способу заключения является, как правило, договором присоединения. Что касается природы договора перевозки багажа, то здесь прослеживаются в основном две точки зрения: согласно одной из них перевозка багажа является составной частью договора перевозки пассажира, а согласно другой - это отдельный договор. Но данные разногласия не являются важными с точки зрения практики применения норм о перевозке багажа, так как багаж принимается к перевозке только при заключении договора перевозки пассажира, несмотря на то, что оформляется он отдельно. Если же потребитель не заключает договор перевозки пассажира, а его целью является только перемещение определенных вещей, то это уже будет договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Вместе с тем договор перевозки багажа, в отличие от перевозки пассажира, является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. Он тоже является публичным договором.

Как уже указывалось, отношения между пассажиром и перевозчиком регулируются, помимо норм КВВТ РФ и гл. 40 ГК РФ, также нормами гл. III Закона РФ "О защите прав потребителей", нормы которого имеют в данном случае прямое действие.

2. Пункты 2 и 4 комментируемой статьи следовало бы расположить один за другим, или вообще объединить их в один, поскольку речь идет в них об одном - о документах, подтверждающих заключение договора.

Как уже указывалось, способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Такими документами являются: билет, путевка или билет на массовую перевозку, багажная квитанция. Цены на билеты устанавливаются на основании тарифов, которые разрабатываются в зависимости от вида перевозки, вида маршрута, класса занимаемого места. Если договор заключает пассажир, имеющий право льготного проезда, это тоже имеет признаки конклюдентного действия, когда предъявляется документ, удостоверяющий льготу - вместо оплаты. Все данные документы являются доказательствами заключения договора и исполнения пассажиром своей основной обязанности - внесения проездной платы (провозной платы в случае с багажом). Если заключается договор перевозки груза для личных нужд, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза для перевозки. Заявки здесь не применяются. Такие грузы помечаются в транспортной накладной под общим наименованием "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества. Если такой груз перевозится в контейнерах, он принимается по описи, представляемой потребителем (грузоотправителем) в 3 экземплярах с оценкой погруженных в контейнер предметов. Такая опись подписывается потребителем и исполнителем (перевозчиком) и удостоверяется календарным штемпелем порта отправления. Как и при перевозке груза вообще. Формы билетов и иных документов устанавливаются в правилах перевозки, но принципиального юридического значения это не имеет (не думается, что перевозчик вместо стандартного билета будет продавать бумажку), главное - что данный документ должен быть в наличии. Тем более, что все установленные формы билетов и иных указанных документов устанавливаются как стандарт, от которого отступать нельзя.

Пассажирские билеты подразделяются по разным признакам, что имеет значение в том смысле, что для соответствующего вида перевозки должен быть установленный билет.

1) по видам перевозок они делятся на:

- бесплатные (последние - разновидность льготных);

3) по количеству поездок:

- абонементные. Здесь уже играет роль форма билета, например, единичный билет не может предъявляться как абонементный.

Устанавливаются также сроки годности билетов при поездках на скоростных судах и водоизмещающих судах в зависимости от дальности расстояния. Отказ в выдаче билета допускается только в случае отсутствия свободных мест и в случае отмены отправления судна. Перевозка на туристических маршрутах осуществляется по путевкам (выдаваемым туристскими организациями) и групповым билетам, которые выдаются представителю туристской организации, который представляется капитану судна и хранится до окончания рейса.

Регламентируются также и условия перевозок, цитировать которые здесь не позволяет ни объем, ни соображения необходимости. Основное значение порядка осуществления перевозок, устанавливаемых в данных правилах, в том, чтобы в деталях урегулировать, конкретизировать основные нормы о таких перевозках, содержащихся в КВВТ РФ и в гл. 40 ГК РФ. В частности, регулируется порядок предоставления определенных видов услуг, например правил предоставления детских игр, устанавливаются в конкретизированной форме обязанности по отношению к грузам, например, обязанность пломбировать контейнеры при перевозке в них грузов для личных нужд, перечень предоставляемых услуг, например услуг комнаты матери и ребенка, и иные конкретизирующие правила.

3. Как устанавливается в п. 3 комментируемой статьи, перевозки пассажиров могут осуществляться на основании договора фрахтования судна. Суть договора фрахтования в случае перевозок пассажиров в том, что фрахтовщик (судовладелец) обязуется предоставить фрахтователю для выполнения одного или нескольких пассажирских рейсов определенные помещения на судне. Условия такого договора аналогичны общим при фрахтовании, кроме того, в них должно включаться:

- количество и названия судов;

- количество мест по категориям (классам);

- маршруты и сроки перевозок (круизов);

- стоимость билетов на каждый рейсооборот.

Основные условия - права и обязанности сторон, порядок внесения платы и ответственность сторон.

Трамповые перевозки должны оформляться юридически, договорной формой является чартер. Обычно такой вид договора заключается через третье лицо (посредника или фрахтового брокера). Договор чартера имеет несколько условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.

Перевозчик, который доставляет груз в порт назначения, должен получить плату за перевозку. Такая плата называется фрахтом. Ставка фрахта зависит от конъюнктуры рынка. Вес, мера, стоимость груза влияют на калькуляционные расчеты. Если рассмотреть примеры из международной практики, то можно проследить, что чартерные договоры бывают стандартными и частными, а также по видам грузов.

Договор рейсового чартера

Если для транспортировки груза требуется все судно или определенные помещения судна используется договор рейсового чартера.

Рейсовый чартер имеет несколько этапов. Судно совершает рейс в порт погрузки, принимает груз, совершает рейс в порт разгрузки, выдает груз. Если рассматривать типовой договор, то можно отметить, что он содержит большое количество условий рейсового чартера.

Типовых форм договора несколько:

  • тайм-чартер – владелец судна обязан предоставить фрахтователю свое судно на срок определенный договором, для целей, прописанных в договоре, за плату, внесенную в договор;
  • димайз-чартер – фрахтователь имеет право владеть судном.

Чартер – договор морской перевозки со сложными условиями. Ответственность и режим чартера устанавливаются вместе с соглашениями о коносаменте, которые бывают многосторонними и двусторонними. Выявляется право наиболее свойственное договору, и на этой основе происходит коллизионное регулирование.

Перечислим основные коллизионные привязки:

  • закон флага;
  • личный закон и закон места нахождения собственника судна;
  • закон места заключения договора;
  • закон языка и места исполнения договора;
  • закон валюты фрахта;
  • личный закон и закон места нахождения сторон договора;
  • закон порта отправления и порта назначения;
  • закон места совершения соглашения.

Так как договор является договором присоединения, закон места совершения соглашения считается главной коллизионной привязкой.

Фрахтование судов

Процесс заключения договора фрахтования судна называется фрахтованием судов.

Фрахтование может осуществляться по рейсовому чартеру, существует несколько видов.

Если судно предоставлено в распоряжение фрахтователя – это фрахтование на один рейс. Если судно перевозит большое количество груза в одном направлении – это фрахтование на последовательные рейсы. Если перевозка груза происходит в обе стороны – это фрахтование на круговой рейс. Если владелец судна дал обязательство перевезти груз в определенных количествах за определенное время – это фрахтование по генеральному контракту.

Тайм-чартер

Фрахтование может осуществляться по тайм-чартеру. Владелец судна, продолжая контролировать судно и экипаж, предоставляет его в распоряжение фрахтователя. Обычно тайм-чартер предусматривает отдельный район плавания судна. Существует несколько видов тайм-чартера. Судовладелец может предоставить судно вместе с командой и взять на себя все расходы по ее содержанию, а также поддерживать судно в надлежащем состоянии и обеспечить его страхование; Фрахтователь берет на себя расходы на приобретение топлива, налоговые платы, сборы в портах, оплачивает лоцманские и буксировочные услуги; Фрахтователь платит аренду. Исключение составляет время простоя из-за поломки судна или аварии.

Фрахтование может осуществляться бербоут-чартером.

Это вид договора, по условиям которого владелец судна передает его фрахтователю без экипажа за арендную плату. Иными словами, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Существует еще соглашение об услугах или об управлении, когда эксплуатацию судна осуществляет оператор.

В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транс­портного средства: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). В действующем сегодня Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятель­ные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм-чартера и бербоут-чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, который по своей правовой природе отличается от договора мор­ской перевозки.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладе­лец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового морепла­вания (ст. 198 КТМ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) су­довладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрах­тователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплек­тованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажи­ров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Существенными условиями тайм-чартера являются следующие усло­вия договора: наименование сторон, название судна, его технические и экс­плуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ). Круг су­щественных условий бербоут-чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого им топлива.

Следует подчеркнуть, что как при тайм-чартере, так и при бербоут-чартере пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назна­чение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, прове­дение морских научных исследований, разведка минеральных и других ре­сурсов морского дна и его недр и др.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтова­ния имеет условие о сроке действия тайм-чартера (бербоут-чартера). Типо­вые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, поме­сячно либо на время проведения определенных работ или совершения оп­ределенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахто­вателем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает воз­можность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтова­телю для завершения последнего рейса[50]'

Названные разновидности договора фрахтования - тайм-чартер и бер-боут-чартер - различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм-чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут-чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм-чартеру судно передается с экипажем, оказывающим фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут-чартеру фрахтователь полу­чает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу право фрахтователя пользоваться судном (при тайм-чартере) или владеть и пользоваться последним (при бербоут-чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно субтайм-чартер и суббербоут-чартер). Требования КТМ, предъявляемые к субтайм-чартеру и суббербоут-чартеру, являются иден­тичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими ли­цами от своего имени; как субтайм-чартер, так и суббербоут-чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера или суббербоут-чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед су­довладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм-чартера или бербоут-чартера) (ст. 202 и 215 КТМ).

Основной обязанностью судовладельца по тайм-чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, преду­смотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту переда­чи судна фрахтователю привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования), уком­плектованию его экипажем и надлежащему снаряжению судна. Обязанность судовладельца поддерживать мореходное состояние судна распространяется на весь срок действия тайм-чартера. Кроме того, в период действия тайм-чартера судовладелец должен нести расходы на страхование судна и своей ответствен­ности, а также на содержание членов экипажа (ст. 203 КТМ).

В практике международного мореплавания нередко возникают разно­гласия между судовладельцами и фрахтователями относительно последст­вий неисполнения судовладельцем обязанности по передаче фрахтователю судна к сроку, предусмотренному договором. Суды иностранных госу­дарств обычно исходят из того, что в подобных случаях фрахтователь впра­ве не принять судно от судовладельца, что означает по существу односто­ронний отказ от договора. Однако встречаются и другие судебные решения, основанные на том, что одностороннее расторжение фрахтователем дого­вора допускается только в тех случаях, когда в связи с несвоевременным предоставлением судна фрахтователь в дальнейшем не может его использо­вать для целей, ради которых оно было зафрахтовано.

При бербоут-чартере обязанность судовладельца по приведению судна в мореходное состояние ограничена моментом передачи судна фрахтователю. В течение же срока действия договора после передачи судна фрахтователю обя­занность по поддержанию судна в мореходном состоянии возложена на фрах­тователя, который укомплектовывает судно своим экипажем и в силу этого от­вечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключе­ние составляют лишь случаи, когда выявляются скрытые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу (ст. 216 КТМ)[51].

Что касается фрахтователя, то можно выделить три его основные обя­занности как по тайм-чартеру, так и по бербоут-чартеру. Во-первых, на фрахтователя возложена обязанность пользоваться зафрахтованным судном (а при тайм-чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и усло­виями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В до­полнение к этому при бербоут-чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и нести все связанные с такой эксплуатацией расходы, включая расходы на страхование судна и ответственности фрахтователя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (п. 1 ст. 204, п. 1 ст. 218 КТМ).

Во-вторых, фрахтователь обязан уплачивать судовладельцу аренд­ную плату (фрахт). Порядок и сроки уплаты фрахта определяются по-разному применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру. При тайм-чартере фрахт выплачивается судовладельцу в порядок и сроки, преду­смотренные договором; фрахтователь освобождается от уплаты фрахта за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации по причине его немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями фрахтователя (п. 1 ст. 208 КТМ). При бербоут-чартере фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (п. 1 ст. 221 КТМ).

Неисполнение фрахтователем обязанности по уплате фрахта влечет для последнего весьма жесткие негативные последствия: в случае, если просрочка по внесению фрахта составляет свыше четырнадцати календарных дней, су­довладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки (п. 2 ст. 208, п. 2 ст. 221 КТМ).

В-третьих, к числу основных относится обязанность фрахтователя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено фрахтователем, с учетом нормаль­ного износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата фрахтователь должен уплачивать судовла­дельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку фрахта (пп. 2, 3 ст. 204, п. 2 ст. 218 КТМ).

Вместе с тем КТМ (ст. 223) допускает применительно к бербоут-чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна фрахтователем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия бербоут-чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в соб­ственность фрахтователя.

Еще одна особенность правового регулирования тайм-чартера и бер­боут-чартера проистекает из того, что пользование зафрахтованным судном предполагает вступление фрахтователя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, фрахто­ватель по бербоут-чартеру выступает ответственным за вред, причиненный в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жиз­ни и здоровью граждан[52].

Так, фрахтователь по тайм-чартеру от своего имени заключает с третьи­ми лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коноса­менты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно фрахтователь, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную КТМ для перевозчика по договору морской перевозки (ст. 205 КТМ).

При бербоут-чартере фрахтователь несет ответственность перед треть­ими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с экс­плуатацией судна, в том числе по деликтным обязательствам (ст. 219 КТМ).

Нельзя не отметить еще один важный момент, касающийся регулиро­вания договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на морском транспорте: содержащиеся в КТМ нормы, регламентирующие как тайм-чартер, так и бербоут-чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 199, 212 КТМ). Данное пра­вило означает, что все нормы КТМ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.

(фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за пла­ту для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воз­душных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК).

Ранее действовавший Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г.[53]'содержал четкое определение договора фрахтования воздушных судов (чартера) и его доволь­но подробное регулирование (ст. 134-138), которые свидетельствовали о том, что этот договор рассматривался в качестве отдельного вида договора пере­возки и не имел никакого отношения к договору аренды. Под договором чар­тера (фрахтования воздушных судов) понимался договор, по которому фрах­товщик обязывался предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздуш­ных судов (но не само воздушное судно!) на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или для иных целей.

Вопрос о том, имел ли в виду российский законодатель, принимая новый Воздушный кодекс Российской Федерации, допустить применение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на воздушном транс­порте, лишен практического значения, поскольку ВК не устанавливает ника­ких особенностей аренды воздушных судов, а также запретов или ограниче­ний заключения таких договоров на воздушном транспорте. Поэтому в случае передачи в аренду воздушных судов, требующих квалифицированного управ­ления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа, соответствующие правоотношения подпадают, на наш взгляд, под действие норм ГК о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (§3 гл. 34), которые подлежат применению без учета каких-либо особенно­стей в силу отсутствия таковых в Воздушном кодексе РФ.

О повсеместном применении договоров аренды (фрахтования на время) воздушных судов свидетельствует, например, включение в Федеральные авиа­ционные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. № 375, специ­альных положений о порядке сертификации эксплуатанта воздушного судна, переданного в аренду как с экипажем, так и без экипажа (п. 5 разд. III)[54]

Таким образом, по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладе­лец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового морепла­вания (ст. 198 КТМ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) су­довладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрах­тователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплек­тованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажи­ров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Договор фрахтования должен быть заключен в письменной форме и к нему применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.

Читайте также: