Особенности движения и стоянки судов по ввп камского бассейна

Обновлено: 28.06.2024

Добрый день!
Какая формула класса будет у надувной лодки ПВХ с такими характеристиками? Вопрос вызван необходимостью использования лодки в море при удалении от берега до 2-х км.

Конструктивные особенности лодок этой серии обеспечивают ходовые и мореходные характеристики, как на реках и озерах, так и на открытых акваториях. Большая грузоподъемность и вместительность, в сочетании с компактной упаковкой, делают надувные лодки этой серии максимально удобными в эксплуатации и транспортировке.

В комплект входит брызгозащитный фартук с сумкой на молнии и фиксатор бензобака в кормовой части, сумка для переноски лодки и комплектующих, рем комплект, весла. Дно - секционный водостойкая фанера. Встроенный транец. Три изолированных отсека + надувной киль. Два жестких сиденья.
Технические характеристики:

* Модель: YUKONA (Юкона) 430 TS
* Производство:КАНАДА
* Длина наибольшая, см: 428
* Длина кокпита, см: 291
* Ширина наибольшая, см: 200
* Ширина кокпита, см: 100
* Диаметр баллона, см: 50
* Количество гермоотсеков, шт: 4+киль
* Максимальная грузоподъемность, кг: 880
* Пассажировместимость, чел: 8
* Максимальная мощность мотора, л.с.: 30
* Вес комплекта, кг: 90
* Габариты упаковки лодки, см: 35х78х135
* Габариты упаклвки настила, см: 15х70х105
* Допустимая высота волны, см: 50
* Плотность материала, г/кв.м: 1100

Эти данные взяты с сайта продавца и понятное дело, что в инструкции к лодке может не быть фразы про открытую акваторию ))

Класс маломерного судна определяется ветро-волновым характеристикам района плавания и высотой надводного борта согласно "Временных правил классификации морских прогулочных судов поднадзорных ГИМС ". Высота надводного борта для надувных судов равна диаметру баллона и высота волны может быть не более этой величины. Кроме того одним из параметров является наличие герметичной палубы.
Таким маломерным судам морской класс присвоен быть не может . На сайте более подробно ваш вопрос есть в приказе №497 от29.06.2005 МЧС.

Что-то я совсем запутался.
Приказ 497 - он на классификацию морского прогулочного судна (мощность стационарного двигателя более 50 кВт, не более 12 человек на борту), а у меня вопрос по маломерному судну с подвесным мотором. Но даже по приказу 497, прил 2 "Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности" (как я понял прибрежные воды от берега до 12 миль (до Гос. границы)) получается, что (2) класс судна 2 или 3 разряд района плавания допускает при ветре 1-3 м/с и 0,5 м волны удаление 2 км для беспалубных судов. Тоже самое (3) класс судна 3 разряд. Или я где-то что-то не дочитал?
К сожалению игрушка "проверь формулу класса" на сайте не работает.
Спасибо за информацию, что для надувных судов высота надводного борта = диаметру баллона и является максимальной высотой волны. Сколько приказов ни читал везде высота волны - двойной надводный борт. Это из каких документов про надувные суда?

Здравствуйте! Опять я со своей моторной надувнушкой и районами плавания на ней. Нашел официальное описание понравившейся лодки http://www.yukonagroup.ru/images/source/manual2010.pdf (извините, что ссылкой). Модель Yukona 430 ts с фанерным пайолом. Является ли с точки зрения Закона "Жесткий фанерный настил" и надувной киль требуемым к "Морю" жестким днищем? Или в "Море" выходят только "РИБы" у которых по сути в надувнушку без дна вставлена жесткая лодка (или к лодке приделан надувной баллон - смотря откуда смотреть )? Очень беспокоит район плавания этой Юконы, поскольку лодка выбирается под путешествия и работу, в том числе на Белом Море, возможно Онеге и Байкале. Своих мозгов разобраться как-то не очень хватает , а оказаться с недвижимостью, которая на 70% не подходит под мои требования не хотелось бы. Расскажите пожалуйста где я с этой лодкой еще законно, а где уже начинаются нарушения.

Расскажите пожалуйста где я с этой лодкой еще законно, а где уже начинаются нарушения.

Конструкция корпуса маломерного судна, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категорий сложности 1 разряда, должна предусматривать наличие жесткого днища. В данном случае фанерный настил не подходит.
Для Yukona 430TS в технических данных указаны диаметр баллона – 50 см. и допустимая высота волны 50 см. Последний параметр служит основанием для входа в приложение № 2 приказа МЧС РФ № 497 и определения класса маломерного судна. Максимально можно присвоить 2 класс для плавания в районах IV категорий сложности 2 разряда с удалением от мест убежищ не более 2 км, а для плавания в районах IV категорий сложности 5 разряда удаление от мест убежищ не ограничено.

Район плавания выбираются из следующего перечня:
Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны делятся на:
a)Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности)
прибрежные морские воды:
озера - Байкал, Ладожское, Онежское;
реки - р.Енисей (от Усть-Портадо северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м..Каменный-м.Трехбугорный), Тазовская губа (от м.Поворотный до Обской губы).
б)Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра 1%-ной обеспеченности ).
озера - Выгозеро, Телецкое (от м.Ажия до устья р. Чулышман);
водохранилища - Братское (по р.Ангаре от п.Н.Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р.Оке от п.Топорок до устья; по р.Ие от 45 км.до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Вол¬гоградской ГЭС ), Боткинское (от пристани Частые до плотины Боткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г.Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р.Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р.Тубе от д.Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р.Волге от п.Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС.по р.Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г.Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г.Череповца до д.Вичелово), Цимлянское (от Пяти-избянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС); реки - Амур (отг.Николаевска-на-Амуре до ли¬нии с.Астрахановка-с.Субботино), Дон (от г.Азова до П.Таганрог), Енисей (от г.Игарка до Усть-Пор-та), Колыма(от пос.Михалкино до м.Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п.Тикси), Мезень (от устья р. Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м.Болванский Hoc - сев.оконечность о-ва Ловецкий), Сев.Двина (по Маймаксанскому рукаву от с-Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);
канал - Волго-Каспийский (от буя № 217 -146 км - до Астраханского приемного маяка;
в)Бассейны 3 разряда ( внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности ).
озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п.Артыбаш до м.Ажин), Чудское;
водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км.), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р.Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Чериогорск, по рДербино от 30 км до устья,по р.Езагаш от 20 км до устья, по р.Сисим от 20 км до устья, по р.Сыде от 25 км до устья, по р.Тубе от п.Городок до д.Николо-Петровка), Рыбинское (от г.Череповца до д.Вичелово),Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;
реки: Алдан (от п.Усть-Мая до устья), Амур (от г.Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п.Н.Бархатово), Волга (от г.Твери до п.Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п.Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п.Бертюль), Дон (от г.Ростова-на-Дону до г.Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г.Игарка), Индигирка (от п.Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г.Омска до устья), Ия (от 180 до 4.5 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Боткинской ГЭС до г.Чистополя), Колыма (от п.Зырянка до п.Михалкино), Лена (от устья р.Витим до с.Жиганск), Мезень (от г.Мезень до устья р.Б.Чеца), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р.Б.Нева - мост л-та Шмидта, по р. М.Нева - створ Тополевской улицы, по р.Б.Невка - створ стрелки Елагина о-ва, по р-С.Невка - верхний мысок устья р-Чухонки, по р.М.Невка - Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п.Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р.Ангары: от 330 км до п.Топорок), Печора (от с.Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал.Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р.Пинеги до с.Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п.Янский до п. Уэдей);
каналы: Беломорский входной канал до приемного буя,Волго-Каспийский канал (от п.Красные. Баррикады до буя № 217);
заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);
Гавань Выборгского морского торгового порта.

движения и стоянки судов в Ленском бассейне внутренних водных

2. Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих судоходство и иную связанную с судоходством деятельность Ленского бассейна.

3. Один экземпляр настоящих Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без судовых экипажей.

4. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил на своем судне в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Участком обязательного диспетчерского регулирования движения судов в бассейне р. Лена является участок от г. Усть-Кут (3620 км) до рейда Прилукский (3195,6 км).

7. Границы диспетчерских участков СДУДСБ р. Лена:

1. Осетровский участок СДУДСБ р. Лена от г. Усть-Кут (3620 км) до

п. Макарово (3400 км), протяженность участка 220 км.

Адрес: 666781 г. Усть-Кут Иркутская обл., ул. Пролетарская, 10.

Тел/факс (395-65) 3-05-97, тел.(395-65) 3-04-89

2. Киренский участок СДУДСБ р.Лена от п.Макарово (3400 км) до

рейда Прилукский (3195,6 км), протяженность 204,4 км.

Адрес: 666703 г. Киренск Иркутская обл., ул. Ленарабочих, 37.

Тел/факс (395-68) 4-16-90, тел.(395-68) 4-40-52

9. Капитаны транспортных судов при заходе на акваторию порта обязаны получить информацию у диспетчера рейда о состоянии габаритов пути, рейдов и подходов к причалам.

10. Капитаны самоходных судов при выходе из затонов расположенных в границах Осетровского транспортного узла (3624,9 – 3596,1 км) обязаны согласовать свои действия с диспетчером рейда, с диспетчером движения и только после этого выходить на основной судовой ход, предварительно оповестив об этом другие суда на 5 канале УКВ радиосвязи.

11. Движение сухогрузных самоходных судов с Западного грузового района на другие грузовые районы осуществлять в самоходном варианте или с помощью рейдовых теплоходов, по требованию капитанов этих судов.

13. Капитан во время движения на участке Усть-Кут – Киренск обязан:

- предупреждать диспетчера движения об отклонениях в скорости движения и принимать необходимые меры по предотвращению транспортного происшествия;

- получать разрешение диспетчера движения участка о продолжении движения с места остановки, согласовывать с ним время отхода с обязательной записью в судовом вахтенном журнале, информировать по УКВ радиостанции другие суда о своем местонахождении и своих действиях;

- при движении судов с пересечением судового хода сторону расхождения определяет и показывает судно, идущее от правого берега.

16. Буксирные составы при заходе на акваторию порта должны иметь длину буксирного троса не более 25 м.

17. Буксирные составы при движении на участке Усть-Кут – Мысовая должны иметь длину буксирного троса не более 75 м.

21. Вахтенный начальник судна при подходе к границе акватории порта (пристани), обязаны согласовать свои действия с дежурным диспетчером порта (пристани).

22. Диспетчерское распоряжение, полученное непосредственно по радиотелефонной связи, вахтенный начальник судна обязан записать в вахтенном журнале с указанием даты, времени получения и фамилии диспетчера, выдавшего распоряжение.

23. Обороты судов и составов, отправляющихся в рейс со всех рейдов, расположенных на акватории Осетровского транспортного узла производится только с помощью рейдового теплохода под руководством капитана рейда.

24. Стоянка судов под обработкой у причалов Осетровского речного порта и Усть-Кутской нефтебазы разрешается в один ряд.

25. При стоянке судов под обработкой у причала (пристани) одна из судовых УКВ радиостанций должна быть включена на тот канал, на котором работает данный причал (пристань).

26. Капитан рейда осуществляет расстановку судов и составов на рейдах, контролирует их стоянку и не допускает выхода на судовой ход.

28. На рейдово-маневровых судах при работе у причалов грузовых районов порта, одна из судовых УКВ радиостанций должна быть включена на канал соответствующего грузового района.

29. Суда комплексного обслуживания флота, рейдово-маневровые не должны мешать движению транзитного флота, свои действия вахтенный начальник судна обязан согласовать с диспетчером рейда.

30. Все маневры самоходного транспортного флота по швартовке к причалам, отходу и подходу к ним производятся под руководством капитана судна, предварительно согласовав свои действия с капитаном рейда. В отсутствие капитана на транспортном судне эти маневры осуществляет старший помощник капитана. Маневры с несамоходными судами выполняются только по согласованию с капитаном рейда.

31. Все суда в ожидании грузовых и других операций обязаны, вставать и останавливаться на специально отведенных рейдах, указанных в навигационных картах ВВП Российской Федерации. (Приложение № 3).

33. Под непосредственным руководством капитана осуществляется движение судов на следующих участках судоходных рек

- река Лена: Усть-Кут – Таюра, Кокуйское колено, Любавское колено, Киренск – Петропавловск;

- река Витим: Бодайбо – устье;

- река Алдан: перекат Стремительный; Джебарики-Хая – перекат Рассыпной;

- река Яна: 28 км – мыс Уэдей.

в обоих направлениях:

- бар реки Яна: мыс Уэдей – Янский залив, приемный буй;

- бар реки Индигирка: Восточно-Сибирское море, приемный буй – остров Немково.

34. Всем судам и составам, осуществляющим движение (заход – выход) в подходном канале Якутского речного порта, в обязательном порядке сообщать информацию диспетчеру Якутского речного порта:

Адрес: 677018 Республика Саха (Якутия) г. Якутск,

ул. Новопортовская, 1.

Тел/факс (4112) , тел.(4112) 21-85-35

35. Собственники или владельцы (эксплуатирующие организации) причалов или мест погрузки-выгрузки на берегах необорудованных причальными сооружениями (далее – место погрузки-выгрузки) не должны допускать обработку флота на не принятых в эксплуатацию причалах.

36. Запрещается эксплуатация причалов и мест погрузки-выгрузки не принятых комиссией в эксплуатацию, а также постановка судов под обработку.

37. Владельцы причалов обязаны по первому требованию капитанов судов предоставлять акт приёмки причала или место погрузки-выгрузки в эксплуатацию, информацию о его длине и последнего акта траления акватории прилегающей к причалу или местам погрузки-выгрузки и подходов к ним.

38. Движение судов и составов на участках рек, не оборудованных навигационными знаками, с категорией обслуживания – без навигационного ограждения возможно только при условии разработки судовладельцем соответствующих Мероприятий. Ответственность за обеспечение безопасности движения по таким участкам возлагается на судовладельца.

39. Прохождение судна или буксируемого состава границ крупных населенных пунктов в темное время суток осуществляется под руководством капитана судна (Усть-Кут, Марково, Киренск, Алексеевск, Витим, Пеледуй, Ленск, Олекминск, Якутск, Жатай, Хандыга, Нижнеянск, Зырянка).

40. Плавкраны буксируются только с уложенными и закрепленными (по походному) стрелами, за исключением перестановки на акватории порта (пристани).

- движение судов и составов самосплавом;

- использование валогенератора при движении в обоих направлениях на участке Усть-Кут - устье р. Витим и на р. Витим;

- движение всех судов по акватории порта и пристани без разрешения дежурного диспетчера, на которого возложено регулирование движения;

- движение водоизмещающих судов по акватории Киренского речного порта, Якутского речного порта, а также в подходных каналах Якутского речного порта со скоростью более 5 км в час;

- расхождение и обгон судов на р. Алдан участке Томмот – устье реки Тимптон (протяженностью 70 км) при наступлении уровней ниже плюс 250 см над нулем графика водопоста Томмот;

- расхождение и обгон судов и составов на траверзе поворотных бакенов и буев;

- движение вниз всех судов и составов в темное время суток на р. Витим участке Лужки - устье;

- подход маломерных судов к борту крупнотоннажных судов, находящихся в движении, а также вождение маломерных судов под бортом.

41. Суда находящиеся на консервации и (или) временно выведенные из эксплуатации, ставятся только в акваториях, предназначенных для отстоя и ремонта флота.

42. Посадка пассажиров на скоростные суда и высадка с них должна осуществляться только на специально оборудованных причалах и дебаркадерах.

43. Ответственность за оборудование и содержание пассажирских причалов и дебаркадеров несут администрации муниципальных образований, в населенных пунктах в которых производится посадка – высадка пассажиров.

- посадка пассажиров на скоростные суда с маломерных судов;

- высадка пассажиров со скоростных судов на маломерные суда;

- стоянка и швартовка к причалам пассажирских речных вокзалов судам не предназначенных для перевозки пассажиров;

- постановка судов (составов) на якорь или перемена места стоянки в границах акватории порта (пристани), а также расстановка судов у причалов порта (пристани) без разрешения диспетчера рейда;

45. Заход всех видов судов и составов в протоку Мархинская осуществляется только на 1634 км р. Лена.

46. Выход судов и составов из протоки Мархинская осуществляется только на 1636 км р. Лена.

- движение водоизмещающих судов по протоке со скоростью более 5 км в час;

- стоянка судов и составов у берега и на якоре не задействованных на погрузо-разгрузочных работах.

48. Администрации муниципальных образований, владельцы судов, причалов и мест остановок паромов, судоводители, для безопасной перевозки пассажиров, животных, транспортных средств, груза и багажа на паромных переправах, в своей работе руководствуются нормативными документами:

- “Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов” ВСН 50-87 утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 1 октября 1987 года, согласованной Министерством речного флота РСФСР 14 августа 1987 года и Государственной инспекцией по маломерным судам РСФСР 20 апреля 1987 года;

- Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) “Об организации работы паромных переправ через реки при пересечении их автомобильными дорогами федерального, регионального и муниципального значения”.

- движение судов на паромных переправах в условиях ограниченной видимости (менее 1 км);

- работа судов мощностью менее 300 л.с. на паромных переправах с момента появления первых форм ледообразования на свободной водной поверхности

- Перевозка автомобилей с взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами и их остатками осуществляется в индивидуальном порядке судами, имеющими разрешение РРР на перевозку опасных грузов.

50. Движение судов на воздушной подушке амфибийного типа (далее - АСВП) в навигационный период может осуществляться за пределами судового хода по принципу правостороннего движения:

вниз – между правой кромкой судового хода и правым берегом;

вверх – между левой кромкой судового хода и левым берегом.

При этом ответственность за обеспечение безопасности судоходства за пределами судового хода возлагается на вахтенного начальника (капитана) АСВП.

51. Выход АСВП на берег для посадки – высадки пассажиров, выполнения грузовых операций осуществляется в установленных местах, на специальные площадки протяженностью вдоль уреза воды не менее двух габаритных длин наибольшего АСВП, эксплуатируемого на данном участке.

52. Владелец АСВП обязан обозначить на местности границы площадки информационными знаками и оборудовать указателем направления ветра, содержать в чистоте береговую полосу площадки, иметь в наличии акт траления подхода со стороны реки.

53. К управлению судном на АСВП допускаются лица, имеющие диплом судоводителя скоростного судна.

54. Все суда типа АСВП должны быть оснащены судовыми радиотелефонными станциями, постоянно включенными на канале межсудовой радиосвязи и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий во время движения и маневрирования судов.

55. Все суда типа АСВП перед пуском подъемно-движительного комплекса включает круговой проблесковый огонь желтого цвета, расположенный над ходовой рубкой и несет его до полной остановки двигателей.

58. С целью обеспечения контроля за безопасностью судоходства и движением судов в Ленском бассейне организованны контрольные пункты районов (участков) водных путей. (Приложение № 4).

60. ДПР должна содержать информацию в соответствии с требованиями Положения о диспетчерском регулировании движения судов по ВВП РФ. (Приложение № 5).

61. ДПР передается при прохождении каждого контрольного пункта и каждый раз при повторном прохождении одного пункта.

63. Ответственность за передачу ДПР возлагается на капитана судна.

64.Настоящие Типовые схемы разработаны на основе требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутреннего водного транспорта. (Приложение № 1 и № 2).

65. При формировании состава, с целью обеспечения безопасности движения и маневрирования, должны соблюдаться следующие условия:

1. Формирование составов производить согласно Схемам типовых составов в соответствии с габаритами пути и требованиями документов, регламентирующим безопасность судоходства.

2. Суда и составы должны быть загружены на осадку, определяемой глубиной судового хода на лимитирующих перекатах на момент выхода судна в рейс. Осадка в грузу не должна превышать грузовых марок, нанесенных на бортах судна, соответствующих районам плавания судов и составов.

3. При формировании состава должен обеспечиваться круговой обзор с поста управления и видимость сигналов.

4. При формировании составов плавкраны приравниваются к баржам следующей грузоподъемности:

- плавкран г/п свыше 16 т. - к барже грузоподъемностью 2500 т;

- плавкран г/п 16 т. и менее - к барже грузоподъемностью 1000 т;

При буксировке плавучего крана грузовая стрела должна быть уложена и закреплена в походном положении.

1. Производить отправление в рейс с рейдов г. Усть-Кута (ОТУ) большегрузных (свыше 3000 тн тоннажа) буксируемых и толкаемых составов после 11.00 часов (время – московское).

Примечание: Для обеспечения прохождения лимитирующих перекатов и достижения первой удобной якорной стоянки в светлое время суток.

2. Буксировка барж грузоподъёмностью до 1000 тн. без кормовых стабилизаторов.

3. Вождение барж, составов методом толкания судам следующих проектов Р33; Р33Б; Р14А; Р14АЛ не имеющим устройства для толкания и мощностью не менее 600 л.с.

Всвязи с тем, что баржи проектов: 282; Л125; Л125М; ВМ183; 183М; 81-210; 81-216; 81-212 и другие проекты несамоходных судов грузоподъёмностью от 200 до 500 тн имеют ряд конструктивных особенностей (небольшой надводный борт; однотрюмные (непотопляемость обеспечивается за счёт форпика, трюма и ахтерпика); кормовые упоры низкие; не предусмотрены центральные кнехты на носу и корме; при встрече набегает волна на борт и т.д., и т.п.) при формировании составов из данных барж капитанам рейда (рейдовых теплоходов), буксиров - толкачей требуется обращать особое внимание на осадку, загрузку данного вида барж, наличие кормовых стабилизаторов. При движении состава выдерживать рекомендуемую скорость 7 – 12 км/час, следить за водотечностью отсеков.

2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

3. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.

4. Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей:

1) содержание внутренних водных путей;

4) пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;

5) диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;

6) организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;

7) государственный портовый контроль;

8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;

9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;

10) выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;

11) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение);

12) иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать администрации бассейнов внутренних водных путей о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.

8. Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при плавании по внутренним водным путям подлежит государственному портовому контролю на тех же основаниях, что и суда, плавающие по внутренним водным путям.

Комментарий к Статье 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Императивной является обязанность судовладельца подготовить и поддерживать судно в таком состоянии, чтобы оно соответствовало требованиям обеспечения безопасности судоходства.

Именно так по смыслу п. 2 рассматриваемой статьи 34 КВВТ России надлежит понимать готовность судна к плаванию. Иными словами, техническая, экологическая, противопожарная, санитарная и иные виды безопасности должны быть в наличии, составляя единый комплекс соответствия требованиям безопасности. Следует отметить, что данные требования содержатся не только в законодательстве о ВВТ, но и в нормах экологического, санитарного и иных отраслей и институтов законодательства, так или иначе соприкасающихся с регулированием безопасности судоходства как непосредственно, так и косвенно. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа меньше по численности, чем предусмотрено Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138.

2. Минтранс РФ является главным контролирующим и координирующим органом в области обеспечения безопасности судоходства, реализуя свои полномочия в данной сфере как непосредственно, так и путем деятельности структурных подразделений и подведомственных организаций.

Минтранс РФ принимает нормативные правовые акты РФ в области безопасности судоходства. В целом же вопросы безопасности судоходства регулируются следующими нормативными правовыми актами РФ:

- Правилами плавания по ВВП РФ;

- Правилами движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ, утв. Приказом Минтранса от 10.07.2013 N 235;

- Правилами пропуска судов через шлюзы ВВП, утв. Приказом Минтранса от 03.03.2014 N 58.

3. Администрации бассейнов ВВП являются главным обеспечительным звеном в системе на местах, в бассейнах. Рассматриваемый пункт ст. 34 КВВТ РФ устанавливает их обязанности в области обеспечения безопасности судоходства. О содержании ВВП и НГО говорилось в комментарии к ст. 7 и ст. 8 КВВТ РФ. Данные программы разрабатываются на основе федеральных программ гарантированных габаритов судовых ходов и категорий средств навигационного оборудования по каждому бассейну. Администрация бассейнов ВВП вправе осуществлять такое обеспечение и содержание как своими средствами, так и с привлечением сторонних специализированных организаций. Правила пропуска судов через шлюзы ВВП утверждены Приказом Минтранса РФ от 03.03.2014 N 58. Согласно данному Приказу пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров, заход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть начат пропуск судов через шлюз в том же или во встречном (далее - двусторонний пропуск) направлениях.

Что касается диспетчерского регулирования движения судов по ВВП, то подробнее об этом смотри Приказ Минтранса РФ от 01.03.2010 N 47 "Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации".

4. Обязанность владельцев ГТС и иных сооружений на ВВП (в пределах береговой полосы и на акватории ВВП и прилегающей территории) информировать администрации бассейнов ВВП обо всех случаях угрозы безопасности судоходства является императивной, но действует она не всегда. К ответственности за ее нарушение можно привлекать только лиц, непосредственно отвечающих на данных сооружениях за безопасность судоходства.

Общая протяженность внутренних водных путей Камского бассейна 3347 км. Протяженность водных путей без обслуживания, отнесенных к 7-й категории, сократилась до 1448 км (в 2019 году 1470 км). Протяженность путей: с гарантированными габаритами судовых ходов выросла на 25 км до 1888 км и составила 56,4% от общей протяженности ВВП бассейна; с освещаемым навигационным оборудованием увеличилась на 105 км до 1672 км и составила 88% от обслуживаемых за счет субсидии федерального бюджета – 1899 км; обслуживаемых по договорам планируется в объеме 259 км, в т.ч. освещаемых путей 259 км.

Несмотря на непростой период, надеемся на рост грузоперевозок

В условиях роста дефицита бюджетного финансирования предусмотрено продолжение работ по восстановлению и улучшению условий судоходства:

– завершение перевода всех навигационных знаков на более эффективные светосигнальные приборы;

– продолжение замены изношенных металлических буев на пластиковые;

– восстановление освещения всех временно отключенных береговых навигационных знаков.

В навигацию 2020 года планируется большой объем гидрографических работ для обновления и переиздания бумажных и электронных навигационных карт на водных путях общей протяженностью 650 км, в том числе полностью Павловское водохранилище, река Нижняя Белая и участок Камы Чайковский шлюз – Камбарка.

При выделении дополнительного бюджетного финансирования возможно начало работ, предусмотренных утвержденным планом действий по реализации НИР на участке устье р. Уфа – Бирск – понижение отметок проектного уровня по водомерному посту Уфа и отметок проектного дна судового хода на 20 см с соответствующим увеличением глубин на этом лимитирующем участке реки Белая.

В связи с продолжающимся дефицитом бюджетного финансирования при увеличении общего объема дноуглубления объем на транзите планируется снизить с 1747,8 тыс. м3 в 2019 году до 1550,0 тыс. м3, при увеличении объема платных внетранзитных работ с 400,11 до 495 тыс. м3.

В навигацию 2020 года запланировано не только увеличение протяженности водных путей с гарантированными габаритами, но и значительное увеличение габаритов, в том числе на участке реки Белая Груздевка – Азякуль гарантированной глубины судового хода от 280 до 400 см для обеспечения эффективной и безопасной работы флота на перевозках возрастающего объема зерновых грузов.

Судоремонт

Отстой, ремонт и подготовка приписного флота к нынешней навигации преимущественно производились на ремонтных базах и отстойных пунктах филиалов Администрации. Ввиду большого объема судоремонта на договорных условиях привлекались сторонние организации, осуществляющие дефектацию и ремонт судов, капитальный ремонт судовых двигателей, а также слипование судов для проведения средних ремонтов и предъявления подводной части корпусов Российскому речному регистру.

В судоремонт 2019-2020 гг. началось внедрение программного обеспечения для формирования ремонтных ведомостей и расчета смет на судоремонтные работы. Это в ближайшей перспективе позволит снизить затраты времени на подготовку, расчет и согласование сметной документации на ремонт флота, а также ведение оперативного контроля над освоением средств и соблюдением установленных сроков в процессе работ.

Проблема отрасли – дефицит экологических судов и береговых сооружений, предназначенных для сбора, очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод, а также сбора и переработки мусора. В условиях постоянного повышения требований в части предотвращения загрязнения судов окружающей среды эта проблема постоянно обостряется.

Администрация в настоящее время располагает судами, переоборудованными под сбор подсланевых и сточных вод, которые с трудом обеспечивают потребность в комплексном обслуживании приписного флота. Все эти суда отработали нормативные сроки службы.

В процессе эксплуатации на 28 судах ведется учет расхода топлива с использованием системы контроля. Перспективы дальнейшего развития системы на судах позволят не только вести оперативный контроль расхода топлива, но и следить за техническим состоянием главных и вспомогательных механизмов, что в свою очередь даст возможность контролировать экипажи в части выполнения правил технической эксплуатации судов.

Реконструкция в особых условиях

Гидротехнические сооружения Чайковский и Нижне-Камский выполняют функции по пропуску судов и сбросу паводковых вод Камы.

Основные производственные показатели за 2019 год: продолжительность навигации – 210 суток, количество шлюзований – 6653 (109% к 2018 г.), пропущено судов – 14 879 ед. (108% к 2018 г.), в т.ч. 24 плотов (68% к 2018 г.). По вине эксплуатационного персонала аварий и транспортных происшествий на судоходных сооружениях в навигацию не допущено.

На шлюзах своевременно произведены осмотры подводных частей и оборудования, развернут межнавигационный ремонт, что позволило подготовить сооружения и своевременно открыть навигацию 2020 года на Каме. Все шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов.

В 2020 году продолжаются работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап. Реконструкция Павловского шлюза и начинаются работы по реконструкции Нижне-Камского шлюза.

Задачи флота

Ежегодно флот перевозит различное количество грузов, которое зависит от конъюнктуры рынка, корректировок производственных программ предприятий-отправителей и потребителей продукции.

Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы. За навигацию 2019 года судовладельцами перевезено 14 057,014 тыс. тонн грузов, что на 4,1% больше показателей навигации 2018 г.

Пассажирские перевозки за последние годы стабильны и остаются практически на одном уровне. Это говорит о спросе и привлекательности туристических маршрутов в города Пермского края, Башкортостана, Удмуртии и Татарстана.

Навигация 2020 года у нас, как и в ряде других бассейнов, началась раньше, что сказалось на перевозках грузов. На первую декаду мая перевезено 1048,7 тыс. тонн. За аналогичный период в 2019 г. было перевезено 672,9 тыс. тонн грузов. Увеличение по перевозкам грузов за начальный период навигации составило 55,8%. Вот почему, несмотря на сложный экономический период, связанный с распространением коронавирусной инфекции, надеемся на рост грузоперевозок в бассейне по итогам навигации.

Флот без документов и разрешений не пройдет

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП

В Камском бассейне с целью обеспечения безопасности судоходства существует постоянная система взаимодействия служб и отделов Администрации по контролю за движением судов и их состоянием. Для оперативной работы диспетчерского регулирования движения судов с 2013 года дополнительно восстановлено десять береговых объектов для УКВ-радиостанций и введены дополнительные элементы оборудования АИС.

На сегодняшний день автоматическая идентификационная система покрывает 75-90% водных путей на реках Каме и Белой. Продолжается снижение количества зон неуверенного приема УКВ-радиосвязи, оформление земельных участков в оперативное управление для установки оборудования радиосвязи на Чусовой и Белой (планируемый срок ввода объектов в эксплуатацию к 2022 году).

В начале навигации 2019 года, в том числе в полном объеме, были проведены инспекции пассажирских и нефтеналивных судов, а также паромных переправ. Всего инспекторами службы ГПК в 2019 году проверено 1221 судно. Из них пассажирских – 75, нефтеналивных – 128, сухогрузных – 339, паромов – 72, толкачей-буксиров – 272, земснарядов и плавкранов – 156. На одного инспектора Камской службы ГПК в среднем в навигационный период приходилось по 94 проверки судов.

В итоге проверок инспекторы выявили 2018 различных несоответствий требованиям документов, регламентирующих безопасность судоходства. На все несоответствия выставлены требования по устранению, 61 судно временно было задержано до устранения нарушений.

Среди причин временного задержания:

– отсутствие или несоответствие судовых документов – 69,9%;

– техническое состояние судов – 15,3%;

– навигационное оборудование и средства связи – 8,4%;

– отсутствие или несоответствие дипломов и свидетельств – 2,0%;

– неукомплектованность экипажей судов – 1,7%;

– отсутствие или несоответствие спасательных средств – 1,7%;

– отсутствие или несоответствие противопожарных средств – 1,0%.

Основная причина задержания судов – отсутствие судовых документов. В основном речь идет о документах Российского речного регистра, реже о разрешениях на судовую радиостанцию и судовое санитарное свидетельство.

Началась навигация 2020 года, возобновились проверки судов. К середине мая проверено 283 судна, выявлено 551 нарушение и оформлено два задержания (в одном случае – закончилось действие документов Российского речного регистра; в другом – неисправно аварийное питание рулевой машины).

В 2019 году Администрация организовала квалификационные комиссии в Перми, Уфе, Набережных Челнах, таким образом максимально приблизив услуги по дипломированию личного состава и экипажей судов к судоходным компаниям.

Более того, принимая во внимание эпидемию коронавируса (COVID-19), с 12 апреля организовано проведение квалификационных испытаний в формате видео-конференц-связи. Проведено более 150 квалификационных испытаний. Кандидаты на должности плавсостава судов внутреннего водного транспорта получили возможность трудоустройства по полученным должностям.

К сожалению, ограниченные возможности интернета, особенно в отдаленных регионах, осложняют проведение квалификационных испытаний таким образом. Поэтому с нетерпением ждем снятия ограничений и возобновления непосредственного приема посетителей.

В ходе работы квалификационных комиссий выявились как положительные, так и негативные моменты при исполнении требований Положения о дипломировании.

– Выпускники учебных заведений в течение одного года получают первый рабочий диплом на право занятия должности без квалификационных испытаний.

– Лица, работающие на судах, обменивают свой диплом по той же должности на новый диплом без квалификационных испытаний.

– Наличие информации о каждом специалисте в информационной системе госпортконтроля.

1. Отсутствие у членов экипажей судов образовательных документов для получения диплома по той же должности после окончания срока действия имеющегося диплома (п. 106 Положения о дипломировании).

2. Отсутствие необходимого образования для занятия должностей командного состава судов мощностью более 330 кВт (п. 59 Положения о дипломировании).

3. Несоответствие данных справок о стаже плавания записям в трудовой книжке (п. 43 Положения о дипломировании).

4. Не все подготовки занесены в информационную систему ГПК.

5. Негативно сказывается при эксплуатации несамоходных судов с экипажами отсутствие в п. 4 Положения о дипломировании должности шкипера, на которого возлагаются обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации судна, соответствию судна техническому регламенту, соблюдению на судне требований КВВТ, Правил плавания и т.д. Компетентность лиц, возглавляющих экипажи несамоходных судов, необходимо проверять в комиссиях по дипломированию.

6. Отсутствие ограничений в дипломах по району плавания. Молодые судоводители стали плохо знать специальную лоцию районов работы судна, в связи с чем совершают ошибки, теряя ориентировку, затрудняясь определить место судна относительно судового хода.

Каждый год мы ждем начала навигации, и каждая из них неповторима, имея свои особенности для всех участников, будь то администрация, компания, экипаж судна или речник. Но на всех желаю одного – безаварийной работы в навигацию 2020 года.

В этот непростой год судовладельцам не потерять наработанные грузопотоки, а пассажирам после снятия ограничений из-за коронавируса продолжить увлекательные путешествия по рекам и озерам России.

Читайте также: