Особенность специализации военных судов обусловлена

Обновлено: 24.04.2024

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено - Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС . Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка . Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

1. Действующее законодательство о военных судах.

2. Система военных судов и их место в российской судебной системе.

3. Категория дел подведомственная военным судам.

Действующее законодательство о военных судах

В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ.

Система военных судов и их место в российской судебной системе.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда: судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих (гражданских) судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными органам данной ветви государственной власти. На них возложено отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Сближает военные и общие (гражданские) суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуются в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них - включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).

Категория дел подведомственная военным судам.

Подведомственность уголовных дел военным судом в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.

Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.

На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;

- о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;

- о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

Важным и ответственным полномочием военных судов этого уровня, как и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан.

Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.

Эта коллегия также уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела, подсудного нижестоящему суду, к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ. Но при наличии соответствующего ходатайства подсудимого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам.

Как было отмечено выше, к ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими (гражданскими).

Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:

- когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном суде.

- если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами РФ.

- когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого таким органом и должностными лицами.

Невоеннослужащий может предстать перед военным судом в качестве подсудимого, как правило, в следующих случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его участников в совершении преступления - военнослужащий.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ 1993 г.


Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы военных судов и их место в российской судебной системе.

Военный суд Российской Федерации – Федеральный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации и имеющий общую юрисдикцию, в которой вооруженные силы Российской Федерации, другие вооруженные силы, федеральные законы осуществляют юрисдикцию в органах, регулирующих военную службу, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными и федеральными законами [3].

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Исключительной властью Федерального закона является возможность создания и упразднения военных судов. Военный суд не может быть упразднен до тех пор, пока вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не будут одновременно переданы в ведение другого суда. Верховный Суд Российской Федерации устанавливает численность судей военных судов из общего числа судей федерального суда общей юрисдикции, установленного федеральным законом О федеральном бюджете.

Создание военных судов осуществляется в свободно доступных местах по территориальному признаку в зависимости от места дислокации войск и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, военных организаций и учреждений.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации относятся к компетенции военного суда, что предусмотрено статьями 9 или 10 закона, в соответствии с которыми Военная коллегия Верховного суда является непосредственным Высшим судом по отношению к окружному (а также военно-морскому) военному суду. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председателем Военного совета является заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Военные суды и отделения военных университетов осуществляют правосудие в военных судах и военных университетах. Работники этих учреждений отвечают за обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, осуществление мероприятий по систематизации законов и другие задачи суда. Руководитель аппарата военного суда и аппарата военной коллегии является руководителем соответствующего аппарата. Председатель Военного суда несёт ответственность за обеспечение контроля за деятельностью аппарата военного суда [4].

Судьи военных судов имеют те же права, что и судьи судов общей юрисдикции. Судьи военных судов полностью обеспечены независимостью судей и подчиняются только Конституции и федеральным законам [5].

Количество военных судов и количество военных судей зависит от условий работы военных судей. Больше судей требуется в районах с высокой концентрацией войск или там, где войска действуют в экстремальных условиях. Согласно статье 3.1 закона, о которой уже говорилось, численность военных судов и численность судей устанавливаются Верховным судом Российской Федерации (количество военных трибуналов к военным судам).

Основным элементом военно-судебной системы является гарнизонный военный суд. Они действуют как суд первой инстанции. Гарнизонный суд, которому подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, состоит из председателя, его заместителя и других судей, за исключением случаев, когда они подсудны высшему окружному (военно-морскому) военному суду и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на районы дислокации одного или нескольких гарнизонов. Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Этот принцип характерен как для уголовных, так и для гражданских и административных дел, которые рассматриваются гарнизонным военным судом.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Согласно п. 1 ст. 14 характеризуемого Закона, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны.

Военные суды округов (флотов) осуществляют свои функции как суды второй и надзорной инстанций. Согласно п. 2 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает законность и обоснованность вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно п. 3 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Согласно п. 1 ст. 13 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения. Согласно п. 2 ст. 13 Закона, окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

Выделяя особенности работы военного суда сегодня, можно отметить две основные. Первая особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи. Спустя десять лет, уже в 2003 году, военный суд рассматривал около 100 тысяч таких заявлений военнослужащих. По статистике, уголовные дела составляют 10% от общей судебной работы военных судей.

Осуществление военными судами судебных функций становится все более реституционным, основанным на правах человека.

Еще одной особенностью является повышенный уровень открытости в действиях военных судов. Успешно решен вопрос о взаимодействии военного суда со всеми средствами массовой информации. Во всех округах и военно-морских судах созданы и работают внештатные пресс-службы, которые могут поддерживать деловые отношения с газетными учреждениями, теле-и радиостудиями. Эти вопросы всегда находятся на контроле военно-судебной подсистемы, регулярно анализируются, а затем в военный суд направляются информационные письма и методические рекомендации.

В целом, в настоящее время в России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

- Создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных формирований связанных с прохождением воинской службы.

Система военных судов в РФ:

- Военная коллегия Верховного Суда РФ.

- окружные и флотские военные суды.

- гарнизонные военные суды.

Состав Военной коллегии Верховного суда РФ:

- Заместитель председателя ВС РФ

3. Компетенция военных судов РФ.

- Деятельность по рассмотрению дел по протестам на решения, приговоры, определения и постановления

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

24Особенности статуса судей военных судов и Военной Коллегии Верховного Суда РФ.

Статья 26. Особенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

1. Статус судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

(в ред. Федерального конституционного закона от 28.11.2009 N 7-ФКЗ)

1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 28. Статус присяжных заседателей военных судов

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

Статус присяжных заседателей военных судов и порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

1. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.

2. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судей Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.

О гарантиях пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявших деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенных со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретших право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание см. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ.

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для других граждан.

Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

1. Судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел и командование воинских частей, в том числе за пределами территории Российской Федерации, по месту нахождения военного суда обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

По вопросу, касающемуся накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, см. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ.

4. Жилое помещение предоставляется судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих во внеочередном порядке соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с последующей компенсацией понесенных ими расходов за счет средств федерального бюджета либо приобретается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

5. Жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

6. Медицинское обслуживание судей военных судов (в том числе судей, пребывающих в отставке) и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом. Медицинское обслуживание судей Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 29.06.2009 N 3-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

6.1. При отсутствии по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение судей военных судов осуществляются медицинскими учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент).

(часть шестая.1 введена Федеральным конституционным законом от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ

25 Правовая основа организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Система арбитражных судов в РФ: понятие, основные черты, звенья.

Арбитражный суд РФ - государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий рассмотрение споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой основой деятельности арбитражных судов в РФ являются следующие нормативные правовые акты:

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

Задачи арбитражных судов РФ:

- Защита законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

- Восстановление нарушенных прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

- Предупреждение нарушений правовых норм, в установленной сфере.

- Укрепление законности и соблюдения законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

- Реализация государственной политики в пределах своих полномочий.

Функции арбитражных судов РФ:

- Деятельность по осуществлению правосудия.

- Разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности.

Система (подсистема) военных судов, как отмечалось, строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. По сравнению с подсистемой гражданских судов общей юрисдикции она является намного более компактной — в 2004 г. она должна состоять из 13 военных окружных (флотских) и почти 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немногим более 900 человек.

Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она, как отмечено выше, тоже состоит их трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суд. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным судам среднего звена, и тех, которые при определенных условиях могут быть приняты к рассмотрению Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Им приходится принимать решения и по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Гарнизонные суды уполномочены также пересматривать свои вступившие в силу решения по гражданским делам ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, осуществляется, как правило, единолично судьей-профессионалом. Коллегиальный суд (три судьи-профессионала) может быть сформирован при наличии заявленного подсудимым ходатайства.

Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. Полномочия председателей весьма сходны с полномочиями председателей районных судов, о которых сказано выше. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:

  • по первой инстанции — уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к ведению верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним гражданских судов (см. § 1 предыдущей главы учебника), и воинских преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах и ч. 3 и 6 ст. 31 УПК). Они уполномочены также рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной;
  • в качестве второй (кассационной) инстанции — дела по кассационным жалобам и (или) по представлениям государственных обвинителей или вышестоящих прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вынесенные ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона и ч. 4 ст. 355 УПК);
  • дела по проверке в надзорном порядке законности, обоснованности и справедливости (см. § 3 гл. III учебника) вступивших в законную силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона, п. 3 ч. 2 ст. 402 УПК, ч. 2 ст. 377 ГПК);
  • дела о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вступивших в законную силу приговоров военных гарнизонных судов, а также вынесенных самими окружными (флотскими) судами решений по гражданским делам (ч. 4 ст. 14 Закона, п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК и ст. 393 ГПК).

Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов — президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум образуют председатель данного суда, его заместители, председатели судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:

  • проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;
  • рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации деятельности судебных коллегий и судебных составов;
  • утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.

Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах.

Они включают в себя разбирательство:

  • в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • дел по жалобам и протестам (представлениям) прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
  • дел о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств своих вступивших в силу решений по гражданским делам.

При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:

  • по гражданским или административным делам — как правило, из одного судьи;
  • по уголовным делам — из одного судьи, а при наличии ходатайства обвиняемого — из трех судей-профессионалов либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение кассационных жалоб и (или) представлений на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.

Права и обязанности у председателя военного суда среднего звена в основном те же, что и у председателей аналогичных гражданских судов общей юрисдикции. Во многом похожи военные суды на соответствующие гражданские суды своими вспомогательными аппаратами и организацией работы. Основное отличие заключается, пожалуй, в том, что помощники председателей судов и судей, администраторы, консультанты, секретари и некоторые другие работники должны быть военнослужащими.

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия.

Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает:

  • гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда или состоящий на военной службе депутат Федерального Собрания, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (подсудимого).

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:

  • по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело — одним судьей, коллегией, состоящей из трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей). Составы судов по конкретным делам и в Военной коллегии формируются по общим правилам;
  • при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.

Законность, обоснованность и справедливость не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленных по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Проверка вступившего в силу приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть предпринята Президиумом Верховного Суда РФ.

Полномочия председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей судебных коллегий и заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом о статусе судей. Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов: военным судьей может стать не любой гражданин, достигший 25-летнего возраста и получивший высшее юридическое образование, а тот, который состоит на военной службе по контракту и имеет офицерское звание; кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов или флотов; военный судья, в отличие от судьи гражданского суда, подлежит увольнению со своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе:; он может быть переведен без его согласия в другой военный суд, если этот суд находится за пределами территории Российской Федерации или действует в местностях, где введено чрезвычайное положение и т. д. (подробнее см. ст. 26—31 Закона о военных судах).

В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (администраторы судов, помощники председателей судов или судей, начальники канцелярий, секретари судебных заседаний, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты других категорий и т. д.).

Их штатная численность и структура прямо зависят от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций. Руководят работой аппаратов председатели соответствующих судов, несущие ответственность за организационное обеспечение их деятельности. Значительную роль в выполнении данной правоохранительной функции в отношении всех военных судов призвано играть Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Читайте также: