Основания для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются

Обновлено: 17.05.2024

Кодекс административного судопроизводства > РАЗДЕЛ IV КАС РФ. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ > Глава 27 КАС РФ. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИЛИ ИНОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ДРУГОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ИНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЛИБО О ЗАПРЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ЛИБО О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ > Статья 263. Рассмотрение административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису

1. Административное дело о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда.

2. По административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

1) приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

2) приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

3) наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

4) запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности извещаются уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, руководящий орган политической партии и другого общественного объединения, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации, представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности, учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица. Если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

5. При наличии оснований и в порядке, установленном статьей 11 настоящего Кодекса, суд может рассмотреть административное дело в закрытом судебном заседании.


Конституционный Суд вынес Определение № 2683-О/2019 по жалобе религиозной организации на положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях и Кодекса од административных правонарушениях РФ, на основании которых она была оштрафована за миссионерскую деятельность.

Основания для обращения в Конституционный Суд

Судья посчитал, что церковь нарушила территориальную сферу деятельности, так как выдала иностранным гражданам документ, подтверждающий их полномочия на осуществление миссионерской деятельности на территории, превышающей территорию г. Йошкар-Олы.

При вынесении постановления мировой судья сослался на п. 3 ст. 8 и п. 3 ст. 24.2 Закона о свободе совести. Он посчитал, что территориальная сфера церкви ограничена наименованием, а также п. 1.1 и 3.9 Устава, которые описывают создание религиозной организации.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл постановление мирового судьи оставил без изменений. Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл, рассмотрев кассационную жалобу, оставил ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные решения без изменения.

Суд отметил, что в соответствии с п. 2 и 3 ст. 8 Закона о свободе совести религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. По смыслу приведенных норм территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения.

Оспариваемые нормы не позволяют предвидеть правовые последствия своих действий

Конституционный Суд посчитал, что для разрешения дела рассмотрение жалобы не требуется

Изучив материалы дела, КС отметил, что основная деятельность религиозных объединений (совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, проведение молитвенных и религиозных собраний, благотворительная и культурно-просветительская деятельность) по смыслу ст. 6–8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях предусматривает необходимость совместного проживания в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, по буквальному смыслу, сфера миссионерской деятельности религиозных объединений, предусмотренная данным законом, значительно шире, нежели территориальная сфера их основной религиозной деятельности.

КС отметил, что данное толкование следует и из системной связи оспариваемых норм с иными положениями ст. 24.2 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в соответствии с п. 1 и 3 которой иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной группы на территории субъекта РФ, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, то есть как на территории проживания участников религиозной группы, так и за ее пределами в границах субъекта.

В Обзор практики за 2018 г. вошли 20 правовых позиций по конституционным основам публичного права: 14 постановлений и 6 определений, способных повлиять на правоприменение

Суд также сослался на свое Определение от 15 октября 2018 г. № 2514-О и указал, что привлечение граждан, юридических лиц к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 5.26 КоАП требует учета всей совокупности обстоятельств совершенного правонарушения. Назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в ст. 2.1 КоАП общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности. При этом в соответствии со ст. 26.11 КоАП оценка судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решении по делу об административном правонарушении (Определение КС от 17 июля 2018 г. № 1723-О).

Следовательно, указал Суд, оспариваемое заявителем положение КоАП не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права.

При этом он отметил, что правоприменительные решения, в которых оспариваемые законоположения были применены вопреки их действительному смыслу, указанному в решениях Конституционного Суда, могут быть пересмотрены с помощью механизмов и

процедур, предусмотренных для исправления судебных ошибок КоАП, не исключающих в этих целях, в частности в силу ч. 4 его ст. 30.16, возможности подачи повторной жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы.

Таким образом КС признал жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного ст. 71 Закона о Конституционном Суде итогового решения в виде постановления.

Представитель заявителя и адвокаты об определении КС

По мнению адвоката АП г. Москвы Юрия Ершова, определение в целом имеет положительный аспект в плане расширения уж совсем узких границ деятельности местных религиозных организаций до границ субъекта РФ.

По его мнению, КС правильно указал на деликатность проблемы, поскольку оскорбить чувства верующих несложно. Когда осуществляется миссионерская деятельность, нужно прежде всего обращать внимание на содержание проповеди, а не на ее форму. Константин Ерофеев отметил, что если миссионеры несут идеи добра, мира, единства, то не столь важно, делается ли это в пределах данного муниципального образования или по соседству с ним.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже 1 раза в 3 года.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

-в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

-на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

-в местах паломничества;

-на кладбищах и в крематориях;

-в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой. Установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Также статьей предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 рублей.

За это же нарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

1 августа 2019, 00:00

Ответственность религиозных объединений за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже 1 раза в 3 года.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

-в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

-в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

-на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

-в местах паломничества;

-на кладбищах и в крематориях;

-в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой. Установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Также статьей предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 рублей.

За это же нарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы" на решение Московского городского суда от 23 ноября 2015 года об удовлетворении административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы", исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы" Ершова Ю.Л., Мелешко А.В., Караханяна С.Г. и Султанова А.Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Борисовой С.К. и Мезенцевой М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы", исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что данным религиозным объединением допускались неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Решением Московского городского суда от 23 ноября 2015 года заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворено, религиозное объединение "Саентологическая церковь Москвы" ликвидировано, на общее собрание этого религиозного объединения возложена обязанность создать ликвидационную комиссию, установив срок ликвидации объединения шесть месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда; судом также постановлено исключить сведения о религиозном объединении "Саентологическая церковь Москвы" из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и определяющий в связи с этим особенности гражданско-правового положения религиозных объединений, а именно, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями, обязывает религиозное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепринятые принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами религиозного объединения.

Так, в соответствии со статьями 8, 9, 10, 11, 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозная организация должна действовать на основании устава, утверждаемого ее учредителями и отвечающего требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации необходимо указывать наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование, цели, задачи и основные формы деятельности, порядок создания и прекращения деятельности, структуру организации, ее органы управления, их формирование и компетенцию, источники образования денежных средств и иного имущества организации, порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности, другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации, в том числе указывать полное наименование религиозной организации при осуществлении деятельности.

Строгое следование религиозной организации требованиям закона обусловлено интересами общественной безопасности и общественного порядка; предотвращением действий, направленных на осуществление экстремистской деятельности; защитой прав и свобод других лиц, охраной здоровья и общего благосостояния, целями удовлетворения справедливых требований морали, имея в виду исключение фактов принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан, нанесения установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противозаконных действий, исключение фактов принуждения членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, побуждения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению других противоправных действий, с которыми законодатель связывает ликвидацию религиозной организации (пункт 2 статьи 14 названного выше Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ).

Впоследствии распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 30 июля 2014 года N 5473 объединению отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по заявлению объединения от 3 июля 2014 года, поводом для принятия которого, как это усматривается из уведомления заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Г. от 31 июля 2014 года N 77/03-29368, явилось несоответствие Устава и других представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации, фактической деятельности Саентологической церкви Москвы в полном объеме формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации и непризнание ее в качестве религиозной организации, препятствующие его перерегистрации в качестве религиозного объединения.

В частности, Саентологическая церковь Москвы, будучи по своему статусу местной религиозной организацией (на это прямо указывает ее наименование), пренебрегая требованиями пункта 3 статьи 8 Федерального закона 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", предъявляемыми к статусу местной религиозной организации, в подпункте 6 пункта 4.3 Устава, предусмотрев возможность создания организацией филиалов и открытия представительств, религиозная организация, неправомерно расширила свою территориальную сферу деятельности.

Вопреки предписаниям статей 49 и 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающих религиозные организации осуществлять лишь те виды предпринимательской деятельности, которые предусмотрены их уставом и соответствующие целям, для достижения которых созданы религиозные объединения, в подпункте 17 пункта 2.4 Устава религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы" указывается на осуществление данной организацией "предпринимательской деятельности", без конкретизации ее видов, чем допускается осуществление видов предпринимательской деятельности, не предусмотренных Уставом этой религиозной организации и не соответствующих целям и характеру ее деятельности.

Имели место быть нарушения требований пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" относительно ее органов управления, порядка их формирования и компетенции. В частности, в соответствии с пунктом 2 протокола Общим собранием членов (участников) религиозной организации принято решение о подтверждении полномочий руководящих органов организации, а именно избрано Правление религиозной организации "Саентологическая церковь Москвы" в составе Н., М., М., Лычкина А.Ю. Однако такой орган управления организации Уставом в новой редакции не предусмотрен. В то же время в силу пункта 43 Устава постоянно действующим коллегиальным органом управления организации является Совет. Вместе с тем этот новый руководящий орган управления организации общим собранием не сформирован. В протоколе общего собрания членов (участников) организации от 1 июля 2014 N 28 отсутствуют сведения о времени проведения собрания и лицах, проводивших подсчет голосов. Между тем указание этих сведений в протоколе - обязательное требование подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В представленных объединением на государственную регистрацию документах выявлены недостоверные сведения: Устав был заверен печатью с наименованием религиозной организации, отличным от наименования, указанного на титульном листе Устава. На титульном листе сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики, а также в списке членов (участников) организации, представленных на государственную регистрацию, отсутствовало наименование организации, представляющей данные сведения.

5 сентября 2014 года объединение вновь обратилось в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

7 октября 2014 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в удовлетворении данного заявления вновь отказано по мотивам невозможности отнесения объединения к религиозным организациям.

Ставить под сомнение законность отказа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Саентологической церкви Москвы, о несоответствии ее фактической деятельности в полном объеме формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации, и невозможности отнесения к религиозным организациям, у суда нет оснований.

Все выводы Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сделаны с учетом результатов правовой экспертизы и заключения Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 22 июля 2013 года N 35338. Согласно выводам экспертизы фактическая деятельность Саентологической церкви Москвы не соответствует в полном объеме формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации, и она не может быть отнесена к религиозным объединениям.

Решением Измайловского районного суда города Москвы от 1 июля 2015 года, и вступившим в силу 16 октября 2015 года, отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, признан законным.

Разрешая вопрос о законности отказа в перерегистрации, Измайловский районный суд города Москвы согласился с выводами экспертизы, указав в решении, что религиозное объединение "Саентологическая церковь Москвы" фактически религиозную деятельность не осуществляет, его деятельность носит не религиозный, а социальный характер, и не соответствует в полном объеме формам и методам, сведениям об основах вероучения.

В свете установленных судом обстоятельств, суд справедливо пришел к выводу о неправомерности получения религиозным объединением "Саентологическая церковь Москвы" от государства значительных преференций в вопросе налогообложения и других сферах своей хозяйственной деятельности.

Согласно статьям 9 и 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Законом прямо запрещены распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Между тем ряд трудов Л.Рона Хаббарда, являющихся частью саентологического писания, лежащих в основе саентологической системы верований и философии, и распространяемых административным ответчиком, признаны на основании решения Щелковского городского суда Московской области от 29 июня 2011 года, вступившего в законную силу 20 марта 2012 года, экстремистскими материалами, разжигающими религиозную рознь, и включены Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный список экстремистских материалов.

Поскольку такая деятельность религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы", со всей очевидностью, демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, создает угрозу публичному порядку и угрозу общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд первой инстанции, справедливо пришел к выводу о ликвидации религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы".

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям) (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного постановления, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционных жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Московского городского суда от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу религиозного объединения "Саентологическая церковь Москвы" - без удовлетворения.

Читайте также: