Оперативно розыскные мероприятия судебного санкционирования процедура санкционирования

Обновлено: 15.05.2024

Статья посвящена вопросам пробелов в регулировании оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и ее соответствия международным обязательствам. Автор выделяет четыре проблемных области: санкционирование оперативных мероприятий и контроль за их проведением, использование агентов в оперативных мероприятиях и фиксация результатов ОРМ, доступ стороны защиты к делу оперучета и отмечает недостаточность существующего нормативного регулирования, порождающего безграничные возможности для злоупотреблений.

Ключевые слова: провокация, санкционирование оперативных мероприятий, агенты, прокурорский надзор за ОРД, текущий судебный контроль над ОРМ.

В течение довольно длительного периода времени в правовом регулировании проведения оперативно-розыскных мероприятий наблюдается неудовлетворительная ситуация.

О каких гарантиях идет речь?

Санкционирование оперативных мероприятий

Использование агентов.

Если рассматривать то, какие практики используются в других государствах, то мы увидим, что привлечение агентов сопряжено с необходимостью получения дополнительных разрешений от суда или прокурора. Кроме того, такие разрешения действуют строго ограниченный период времени. На практике это означает, что инструктаж и контроль за деятельностью агента осуществляется судьей, а не оперативным сотрудником, и детально фиксируется в протоколе судебного заседания или иным образом.

В наиболее вопиющих известных случаях сотрудники правоохранительных органах вкупе с агентами не гнушаются подпаиванием своих жертв алкогольными напитками, манипулируют чувствами жалости и сострадания, заставляют лиц, которых они сами хотят видеть в качестве посредников для передачи взяток должностным лицам искать незаконные пути решения проблем мнимых предпринимателей, мотивируя их тем, что многократно — даже в сотни раз завышая суммы предполагаемых взяток по сравнению с издержками при получении государственных и муниципальных услуг законным путем и аналогичных предложений на рынке, нацеливают своих жертв только на выбор незаконного пути поведения, загоняя их в ловушку обмана, шантажируют возможностью привлечения к уголовной ответственности близких родственников, осведомленных вольно или невольно о происходящем.

Аудио и видеофиксация хода оперативного эксперимента.

Весь объем законно полученной информации должен быть в последующем представлен в материалы уголовного дела для того, что бы суд в последствии смог вынести справедливое решение, в том числе и проверив не перешел ли агент-информатор грань и не превратился ли из пассивного участника оперативного мероприятия в агента-провокатора.

Мы неоднократно наблюдали ситуации, когда при наличии сведений об аудио и видеофиксации оперативных мероприятий (они иногда обрывочные) в материалах уголовных дел не оказывается этих доказательств, сторона обвинения ссылается на то, что копии и оригиналы по каким-то причинам утрачены. Оперативные службы объясняют это, как правило либо тем, что аудио или видеофиксация не проводилась, хотя имеются доказательства обратного, либо носитель утрачен в связи с технической ошибкой. В тех случаях когда по таким фактам не проводятся служебные и виновные не привлекаются к ответственности, очевиден вывод о согласованности таких действий с руководством и службами, ответственными за сохранность аудио и видеозаписей. Комплексный выход из этой ситуации возможен только один- службы, проводящие контроль записи телефонных переговоров должны быть структурно отделены от организаций, которые осуществляют оперативные мероприятия и расследование. В случае же аудио и видеозаписи оперативных мероприятий- оригиналы записей немедленно после проведения каждого этапа оперативного эксперимента должны сдаваться в на хранение в отдельную структуру. При возможностях современной техники он-лайн фиксация независимым органом так же не представляет никакого труда.

Такой контроль необходим над всеми этапами оперативного эксперимента для недопущения удаления оправдательной информации.

Доступ к делу оперативного учета.

Несмотря на то, что законом предусмотрена обязанность оперативных служб предоставить дело оперативного учета по требованию судьи, и эта обязанность зачастую не исполняется со ссылкой на государственную тайну, а в тех случаях когда она предоставляется суду, защита все равно не имеет возможности изучить материалы со ссылкой на государственную тайну. Таким образом, вся ключевая информация об оперативных мероприятиях от защиты скрыта, говорить о равенстве сторон обвинения и защиты в таком процессе не приходится.

Никакого прогресса в этой сфере с момента вынесения первых постановлений Европейским Судом по правам человека в 2005 году и до настоящего времени не достигнуто.

4 декабря 2015 года Европейский Суд вынес очередное постановление, которым признаны значительные пробелы в регулировании оперативно-розыскной деятельности. В деле Романа Захарова против Российской Федерации ЕСПЧ постановил, что российское законодательство содержит ряд гарантий против злоупотреблений, однако эти гарантии не достаточны. Хотя злоупотребления возможны при любой системе организации негласных наблюдений, их вероятность особенно высока в такой системе как в России, где правоохранительные органы имеют с помощью технических средств прямой доступ ко всем мобильным телефонным переговорам.

В частности, ЕСПЧ пришел к выводу, что российское законодательство не предоставляет адекватных и эффективных правовых гарантий в следующих сферах: оно недостаточно четко определяет ситуации, в которых правоохранительные органы имеют право использовать негласные оперативно-розыскные мероприятия (например, прослушивание телефонных переговоров), и ситуации, в которых данные мероприятия должны быть прекращены, а собранные данные уничтожены; процедура выдачи разрешений на прослушивание телефонных переговоров не предоставляет достаточных гарантий того, что прослушивание проводится только в тех случаях, когда это оправданно и необходимо; надзор за законностью проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий неэффективен; отсутствуют эффективные средства обжалования. ЕСПЧ особенно подчеркнул, что эффективность имеющихся средств обжалования подрывается тем, что они доступны только тем людям, которые могут представить доказательства прослушивания их телефонных переговоров. В отсутствии системы уведомления о прослушивании телефонных переговоров или возможности запросить информацию о прослушивании, получить такие доказательства практически невозможно.

Подводя итог изложенному, необходимо заключить, что проблемы в регулировании оперативно-розыскной деятельности могут быть преодолены только комплексно при организации подлинно независимой судебной системы, которая сможет обеспечить такой уровень профессионализма и, одновременно способность обеспечить надлежащую секретность делопроизводства и передача ей функций контроля за санкционированием и проведением оперативных мероприятий, включая начало проведения оперативного эксперимента, привлечение агентов и использование средств аудио и видеозаписи. Очевиден и превентивный эффект последующего уведомления лица об оперативных мероприятиях, которые проводились в отношении него ранее.

Автореферат статьи.

Автор выделяет проблемные области в существующем регулировании оперативных мероприятий: санкционирование оперативных мероприятий и контроль за их проведением, использование агентов в оперативных мероприятиях и аудио и видеофиксация результатов ОРМ, доступ стороны защиты к делу оперучета. Недостаточность существующего нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, порождающего безграничные возможности для злоупотреблений, была отмечена в ряде постановлений Европейского Суда по правам человека. Автор предлагает комплекс мер по совершенствованию правоприменительной практики, таких как текущий судебный контроль над санкционированием и проведением оперативных мероприятий, ограниченное использование агентов и преимущественное использование аудио и видеофиксации. Кроме того, автор отмечает неравенство прав защиты со стороной обвинения при доступе к делу оперучета и отмечает роль особую суда в обеспечении прав защиты.

Садчикова Оксана Валерьевна, кандидат юридических наук, адвокат адвокатской палаты Ставропольского края, член Совета адвокатской палаты Ставропольского края, тренер Школы Адвоката Адвокатской палаты Ставропольского края, международный тренер образовательной платформы HELP Совета Европы

Батурин Сергей Сергеевич, старший лейтенант полиции, адъюнкт Дальневосточного юридического института (ДВЮИ) МВД России.

В статье анализируются такие процессуальные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий судебного санкционирования, как наличие возбужденного уголовного дела и поручение следователя. Автор разъясняет значимость и различия каждого из обозначенных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также важность уяснения сущности каждого из оснований (уголовного дела и поручения следователя) для правоприменителя.

Ключевые слова: наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя, основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

The article analyses such procedural grounds for carrying out of operative-search measures of judicial sanctioning as availability of the initiated criminal case and the commission of an investigator. The author explains significance and differences of each of the noted grounds for carrying out of operative-search measures as well as importance of understanding of the essence of each of them (the criminal case and the commission of an investigator) for a legal practitioner.

Key words: availability of the initiated criminal case, commission of an investigator, grounds for carrying out of operative-search measures.

Правовая регламентация оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, отвечающая требованиям как теории, так и практики, - это состояние, при котором обеспечиваются и соблюдаются конституционные права граждан, которые государство в лице своих правоохранительных органов гарантирует защищать и ограничивать только на предусмотренных законом возможностях. На наш взгляд, в настоящее время основания проведения оперативно-розыскных мероприятий не учитывают реалии практической деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и не отвечают требованиям практики.

Чечетин А.Е. Проблемы обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы уголовного права и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. С.Д. Назаров. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД РФ, 2007. С. 68.
Гусев В.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории и практики. Препринт. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2011. С. 11.
Глазунов Б.Б. Опыт применения "закона бережливости" к основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2012. N 1. С. 25 - 26.
Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Чечетина. 3-е изд., доп. и перераб. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. С. 83.
Осипов Д.В., Кузнецова Н.А. Организация и формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания // Процессуальная деятельность милиции: Материалы научно-практической конференции (ВНИИ МВД России, ноябрь 2005 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 59.
Малышев С.Я. К вопросу об оперативной информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. N 2. С. 69.
Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 84.
Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М.: Норма, 2006. С. 144.

Таким образом, наличие возбужденного уголовного дела, несомненно, является самостоятельным и основополагающим основанием проведения любого вида оперативно-розыскных мероприятий, особенно судебного санкционирования, поэтому его исключение из перечня оснований ФЗ "Об ОРД" нецелесообразно, поскольку в таком случае существенно ограничатся полномочия оперативных сотрудников, а также возникнет закономерный вопрос о правомерности действий субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Также уголовное дело является основанием для истребования каких-либо документов и проведения различных проверок и экспертиз, которые, так же как и результаты оперативно-розыскных мероприятий, имеют неоценимое доказательственное значение в расследовании преступления.

Батурин С.С. Некоторые проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы личности // Оперативник (сыщик). 2011. N 3. С. 42 - 43.
Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Чечетина. 3-е изд., доп. и перераб. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. С. 85.
Чечетин А.Е. Проект законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Полицейское право. 2006. N 4. С. 84.
Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. проф. А.Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. С. 95.

Проблема заключается в том, что большинство следователей не имеют ни малейшего представления о негласных способах получения оперативной информации и о ценности процессуальных документов для проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых играют решающую роль для полноценного и быстрого расследования преступления. Давая поручение органу дознания в лице оперативного подразделения о проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий, "следователь должен постоянно контактировать с оперативными сотрудниками, отслеживать вновь получаемую оперативную информацию, сопоставляя ее со следственными данными, и учитывать при разработке оперативно-следственной операции" . Но на практике следователей интересуют различные справки, рапорты и протоколы допросов, свидетельствующие о проделанной по поручению работе, а не информация, полученная негласным путем и в силу этого носящая более объективный характер. Но негласная информация доказательственной силой не обладает и имеет ориентирующее значение, поэтому она не может использоваться в уголовном процессе. В большинстве случаев такие сведения сообщаются следователю в устном порядке с разъяснением способа и объема их использования при проведении следственных мер. Сложившееся положение объясняется тем, что большинство следователей и дознавателей не понимают предназначения оперативно-розыскной деятельности, а оперативные сотрудники не осведомлены обо всех нюансах процессуальной деятельности.

Мазунин Я.М. Тактика использования результатов оперативно-розыскной деятельности при подготовке и проведении следственных действий по делам об организованной преступной деятельности // Российский следователь. 2004. N 9. С. 6.

Также невозможно обойти вниманием проблему судебного правоприменения оперативно-розыскного законодательства. На наш взгляд, для судей, санкционирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, не должно иметь принципиального значения, прилагают ли оперативные сотрудники поручение следователя к постановлению начальника, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, или нет. В поручении следователя излагаются в требуемом для его выполнения объеме обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть в ходе оперативно-розыскной деятельности . В свою очередь, решение вопроса о том, какие именно мероприятия будут осуществлять оперативные сотрудники, - это их прерогатива, не терпящая каких-либо процессуальных указаний, т.к. оперативники лучше всего осведомлены о преимуществах того или иного оперативно-розыскного мероприятия и методах негласной работы. Следователь вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения оперативно-розыскных мероприятий . В данном случае поручение является лишь процессуальным подтверждением факта возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, т.е. подтверждением наличия основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а также достоверности номера телефона объекта заинтересованности правоохранительных органов, в отношении которого будет осуществляться мероприятие. Но если данный вопрос решать таким способом, не лучше ли к постановлению начальника прикладывать постановление следователя о возбуждении уголовного дела? На наш взгляд, постановление начальника органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, уже является гарантом того, что имеются все правовые основания для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Ведь в таком случае руководитель несет персональную ответственность за обоснованность проведения этих мероприятий и правомерность действий своих подчиненных, именно в этом и заключается ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Поэтому поручение следователя является лишь мотивирующим поводом, свидетельствующим о его затруднительности или невозможности разрешить какие-либо важные для следствия вопросы, а знание судейским корпусом этих важных процессуальных отличий об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий будет способствовать правильному и объективному рассмотрению материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, т.е. о возможности и целесообразности их осуществления.

Федоров А.В., Шумилов А.Ю. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА, 2001. Серия "Высшее образование". С. 329.
Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА, 2006. С. 295.

В заключение хотелось бы отметить, что уяснение правоприменителем фактических оснований и поводов проведения оперативно-розыскных мероприятий весьма важно как для возможности осуществления конкретных мероприятий, так и для использования их результатов на предварительном следствии и в суде с целью усиления позиции государственного обвинения о совершении преступления конкретным лицом, а также защиты нарушенных конституционных прав потерпевших.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

К мероприятиям судебного санкционировния относятся оставшиеся три ОРМ: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

В теории и практике ОРД вскрытие и просмотр почтовых отправлений издавна назывались перлюстрацией корреспонденции, однако современные средства передачи информации все в большей степени используют различные возможности электрической связи вместо традиционной почтовой. В связи с этим следует признать, что употребляемое в законе название данного оперативно-розыскного мероприятия значительно шире понятия перлюстрации корреспонденции.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, о его криминальных связях, о местонахождении разыскиваемого.

Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или фиксации иным способом оперативно значимой информации, повторной упаковке и отправлении в адрес.

Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей; досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях учреждений по исполнению наказаний не являются оперативно-розыскными мероприятиями. Основания и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" 1998 г. для осуществления контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров правоохранительные органы наделены правом производства досмотра почтовых и багажных отправлений при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные операции с наркотиками. Такой досмотр также не является оперативно-розыскным мероприятием и не требует судебного решения, однако может использоваться для решения задач ОРД.

- наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию заключается в запрещении доставлять ее адресату без разрешения следователя, т. е. почтовая связь между объектами прерывается;

- исполнение постановления об аресте поручается сотрудникам почтового ведомства, а не оперативно-техническим подразделениям ФСБ России;

- задержанная почтово-телеграфная корреспонденция подвергается осмотру непосредственно следователем, вынесшим постановление о ее аресте, в присутствии понятых.

Контроль почтовых отправлений следует отличать от контролируемой поставки предметов, отправляемых по почтовой связи. Если контроль почтовых отправлений носит длящийся характер, то контролируемая поставка распространяется на конкретную посылку и носит разовый характер. Кроме того, их отличают цели и субъекты проведения.

Максимальный срок оперативного контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя, прежде всего вынесение постановления руководителем правоохранительного органа с ходатайством о разрешении на установление контроля почтовых отправлений, получение судебного решения по этому вопросу и подготовку задания на его проведение, которое направляется исполнителю. Важным элементом организации данного мероприятия является установление взаимодействия с предприятиями почтовой связи. Законодательной основой такого взаимодействия выступает Федеральный закон "О связи", в соответствии с которым предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования. Материальные носители информации, полученные в результате проведения данного мероприятия, на основании постановления руководителя ОВД и с согласия исполнителя, могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.

К телефонным переговорам, являющимся объектом данного ОРМ, следует относить передачу информации путем речевого (аудиального) общения, осуществляемого в непрерывном режиме, между двумя или более собеседниками, с помощью средств электросвязи, а также одностороннюю передачу речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого. Телефонные переговоры, в зависимости от месторасположения абонентов, могут быть местными (т.е. осуществляемыми в пределах одного административного района, города), междугородними и международными.

К телефонным линиям связи относятся любые сети электросвязи общего пользования, предоставляющие соответствующие услуги населению; ведомственные сети связи, имеющие выход на сети связи общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети подвижной радиотелефонной связи, а также системы глобальной подвижной персональной спутниковой связи. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, спутниковой связи и т. д.). Абонентами телефонной связи являются граждане и организации, с которыми заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.

Объектом ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Целью мероприятия является получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц, содержащейся в телефонных разговорах, а также установление их криминальных связей.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении аппаратуры прослушивания к линиям телефонной связи, электронной записи ведущихся переговоров на автоматические записывающие устройства и последующем прослушивании полученной фонограммы.

По своему содержанию данное ОРМ аналогично следственному действию, предусмотренному ст. 186 УПК РФ, - контролю и записи переговоров, поэтому по возбужденным уголовным делам целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Срок проведения ПТП не может превышать шести месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости его продления судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов. О возникновении такой угрозы может быть известно от них самих либо из других источников, в т.ч. конфиденциальных. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним совершеннолетние члены семьи.

При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

Организационное и техническое обеспечение ПТП включает в себя подготовку необходимых юридических документов. Для принятия судьей соответствующего решения выносится мотивированное постановление руководителя правоохранительного органа. В постановлении на проведение ПТП указываются данные контролируемого объекта, абонентский номер его телефона, вопросы, подлежащие выяснению, а также предполагаемое использование результатов прослушивания в доказывании по уголовным делам.

По требованию судьи ему могут предоставляться необходимые материалы. После получения соответствующего судебного решения инициатор мероприятия составляет задание на его выполнение для подразделения оперативно-технических мероприятий.

Если телефонным аппаратом кроме проверяемого лица пользуются другие граждане, не являющиеся объектом контроля, то инициатор ПТП указывает в задании необходимые данные, на основании которых осуществляется отбор информации, относящейся к проверяемому лицу, а информация о других лицах уничтожается.

Обязательным элементом организации ПТП является использование специальных технических средств и аппаратуры аудиозаписи.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. При возбуждении уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи контролируемых переговоров направляются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств по постановлению, утвержденному руководителем правоохранительного органа.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, подлежат уничтожению в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем должен быть составлен протокол.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Уяснение сущности данного мероприятия зависит от правильного понимания содержания термина "технические каналы связи", который, кроме Закона об ОРД, в других законодательных актах не встречается.

В Наставлении о порядке организационного обеспечения оперативно-технических мероприятий в ходе осуществления оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности, утвержденным приказом МВД России от 10 апреля 2003 г., к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), а также линии абонентского телеграфирования, ГР-телефонии, электронной почты и иных каналов связи.

Объектом данного мероприятия является информация, передаваемая проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении специальной аппаратуры к техническим каналам связи, фиксации на электронные носители передаваемых электромагнитных сигналов и последующем декодировании и расшифровке полученной информации.

Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление его результатов регламентируется отдельными межведомственными, ведомственными нормативными актами и соответствует порядку проведения ПТП.

Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. В отдельных случаях снятие информации с технических каналов связи может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия во многом аналогично проведению ПТП и также, прежде всего, включает в себя подготовку необходимых юридических документов.

Для осуществления данного мероприятия, в отличие от ПТП, используется более сложная электронная аппаратура, поскольку здесь возникает необходимость съема и преобразования (дешифровки) иных по своей физической природе сигналов.

Электронные носители информации, полученные в результате проведения этого мероприятия, могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.

Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), — Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица).

Оперативно-розыскные мероприятия

1. Опрос


Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.


Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.

После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.

Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.

Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.

Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.

Провокация преступления – искусственное создание умысла на совершение преступления оперативными сотрудниками или связанными с ними лицами. Особенно актуально это по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Более подробно о провокации преступления вы можете прочитать здесь.

В качестве закупщика запрещенных веществ могут выступать как сами сотрудники оперативных подразделений, так и лица, привлекаемые ими на добровольной основе (при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения закупки и зависимости от сотрудников полиции).

При этом истинные данные закупщика могут быть оставлены в тайне, часто это происходит именно для сокрытия фактов его заинтересованности или зависимости.

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, его криминальных связях, местонахождении разыскиваемого.

Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или иной фиксации оперативно-значимой информации, повторной упаковке и отправлении по адресу.

на предприятиях почтовой и телеграфной связи;

иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;

линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;

по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).

Функциональная сторона этого мероприятия предполагает: а) негласное обнаружение на предприятиях связи почтовых отправлений; б) вскрытие писем, посылок, бандеролей; в) изучение их содержания и снятие копий, фотографирование и видеозапись.

Вместе с тем могут осуществляться криминалистические и иные исследования маскируемых текстов, а также исследование содержимого посылок и бандеролей.

В ходе его проведения оперативный работник обязан:

обеспечить сохранение в тайне факта контроля;

обеспечить сохранность почтового отправления;

сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД. Оно проводится по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения и на основании судебного решения. Организация и тактика проведения данного ОРМ регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Изъятие и замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Организационно-техническое обеспечение данного ОРМ включает в себя: вынесение постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД; получение судебного решения; взаимодействие с предприятиями почтовой связи для обеспечения технического содействия операторов связи в проведении данного мероприятия.

Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отбираемые образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП)— это негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.

К телефонным линиям относятся любые сети электросвязи общего пользования; ведомственные сети, имеющие выход на сети общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети передвижной радиотелефонной связи, системы подвижной персональной спутниковой связи.

Объектами ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.

Цель ПТП — получение информации о преступной деятельности лиц и об их криминальных связях.

Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания — шесть месяцевсо дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Без предварительного получения разрешения судьи допускается (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД) прослушивание телефонных переговоров граждан в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью и собственности. Телефоны ставятся на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проведенном мероприятии в течение 48 часов обязательно уведомляется суд(судья). При осуществлении ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Субъектами ПТП являются специализированные подразделениями (УСТМ). В результате прослушивания в распоряжении оперативного сотрудника оказываются сведения об абонентах телефонных переговоров, номера телефонов, данные о личности, частоте контактов между соучастниками и др. В процессе проведения данного ОРМ осуществляется взаимодействие оперативно-розыскных органов с операторами связи.

Обязательными элементами организационно-техническою обеспечения являются: мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД; решение судьи и использование специальных технических средств и аппаратуры звукозаписи.

Результаты ПТП оформляются оперативно-служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и различные технические носители информации. В дальнейшем документы с приложениями представляются инициатору задания в опечатанном виде.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

По своему содержанию рассматриваемое ОРМ аналогично следственному действию — контролю и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ), поэтому по возбужденному уголовному делу целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Снятие информации с технических каналов связи— это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, а также телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.

Объектами данного ОРМ являются различные технические каналы связи.

Цель ОРМ — получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц и их криминальных связях, а также местах хранения запрещенных в обороте предметов, веществ, похищенного имущества.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении специальной аппаратуры к техническим каналам связи, фиксации передаваемой информации на магнитные носители с последующим ее декодированием и расшифровкой информации.

В ч. 4 ст. 15 Закона о ФСБ закреплено, что физические и юридические лица, предоставляющие в Российской Федерации услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, - по требованию органов ФСБ включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ.

Субъектами данного мероприятия выступают сотрудники оперативно-технических подразделений ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков.

Результаты ОРМ находят отражение на физических носителях (дисках, дискетах и т.п.), которые прилагаются к справке, и в документах и могут быть впоследствии представлены в следственные органы с соблюдением определенной процедуры для использования в процессе доказывания по уголовным делам.

Наличие в арсенале оперативно-розыскных органов рассмотренных ОРМ и появление новых технических средств существенно повышают эффективность борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. При этом законодательство устанавливает возможность их проведения только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем обеспечить решение оперативно-розыскных задач.

Читайте также: