Ограничение свободы как вид наказания судебная практика

Обновлено: 17.05.2024

Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является защита конституционных прав детей и нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, в том числе мерами административной юрисдикции и уголовно-правового воздействия в отношении должников, не уплачивающих алиментных платежей.

Всего в 2017 году должностными лицами ФССП России в отношениидолжников, не исполняющих алиментные обязательства возбуждено 119,9 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 1 КоАП РФ.

Судами рассмотрено 115,7 тыс. дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения назначено 114,7 тыс.административных наказаний, из них: в виде административного ареста – по 9,3 тыс. делам; обязательных работ – по 104,1 тыс. делам; административного штрафа – по 1,2 тыс. делам.

После назначения административного наказания 3,9 тыс. должников в полном объеме погасили задолженность по алиментам, 30,1 тыс.должников приступили к выплате алиментов в установленном размере.

В отношении должников, которые не приступили к исполнению обязательств по выплате алиментных платежей в 2017 годувозбуждено 55,1 тыс. уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ (по итогам 4 месяцев 2018 года в отношении таких должников возбуждено 19,3 тыс. дел).

По окончании расследования в 2017 году в суд с обвинительным актом направлено 51,9 тыс. уголовных дел. Судами по результатам рассмотрения дел в отношении должников назначено 38,5 тыс. уголовных наказаний, из них в виде: исправительных работ – по 35,1 тыс. делам; принудительных работ – по 53 делам; лишения свободы – по 3,2 тыс. делам; иные (штраф, обязательные работы, ограничение свободы) – по 188 делам.

В результате применения мер уголовно-правового воздействия с должников в 2017 годув пользу несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей взыскано более 318 млн. руб. (за4 месяца 2018 года более 109 млн. руб.)

Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует, что значительная часть должников по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и уголовной ответственности,ведут асоциальный образ жизни изачастую меры к трудоустройству самостоятельно не принимают.

В этой связи эффективным инструментом, направленным на исправление поведения осужденного должника по алиментам и его социализацию, является такой вид наказания как принудительные работы, которые введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ в санкцию ст. 157 УК РФ и назначаются судами с 01.01.2017.

Согласно ч. 3 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принудительные работы способствуют исправлению осужденного, формируют у должника по алиментам навыки законопослушного поведения, а такжепозволяют привлечьего к труду и удерживать из заработной платы частьполучаемого дохода в пользу несовершеннолетнего ребенка либо нетрудоспособного родителя в целях восстановления социальной справедливости.

Характерным примером является обвинительный приговор мирового судьи судебного участка № 22 Советского судебного района Кировской области от 11.08.2017в отношении Б. за совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, которая являясь трудоспособной, имея реальную возможность уплаты алиментов, мер к трудоустройству не принимала, на учет в центр занятости населения с целью поиска подходящей работы не обращалась.

В связи с тем, что по предыдущему приговору Б. злостно уклонялась от отбывания исправительных работ, судьей назначено наказание виде принудительных работ на срок пять месяцев.

Осужденная Б. отбывала наказание на предприятии г. Кирово-Чепецка, на должности подсобного рабочего, с ее заработной платы взыскивались алименты.

Вместе с тем санкция ст. 157 УК РФ за совершение данного преступления предусматривает наказание в виде принудительных работ сроком до одного года.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 53.1 УК РФ Федеральным законом от 23.04.2018 № 96-ФЗ, в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Управление организации дознания

Время создания/изменения документа: 18 июня 2018 10:39 / 18 июня 2018 10:41

1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Комментарии к ст. 53 УК РФ

1. Ограничение свободы имеет двойственную природу, может применяться как основное, так и как дополнительное наказание (см. коммент. к ст. 45 УК). В зависимости от этого дифференцирована его продолжительность (срок): при назначении ограничения свободы в качестве основного вида наказания за преступления небольшой или средней тяжести - от двух месяцев до четырех лет; в качестве дополнительного - от шести месяцев до двух лет.

2. Содержание рассматриваемого вида наказания охватывает ряд ограничений: а) не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; б) не посещать места проведения массовых и иных мероприятий, не принимать в них участия; в) не изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Надо иметь в виду, что установление ограничений на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального органа является обязательным.

Кроме того, на осужденного возлагается обязанность являться в указанный специализированный орган (уголовно-исполнительную инспекцию) от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

3. Перечень ограничений в период исполнения наказания может изменяться: по представлению органа уголовно-исполнительной системы, осуществляющего надзор за лицом, отбывающим ограничение свободы, суд частично отменяет либо, наоборот, дополняет ограничения. Основанием для принятия соответствующего решения является поведение осужденного.

4. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд может (но не обязан) заменить неотбытую его часть лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Злостно уклоняющимся признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с выданным предписанием (ст. 58 УИК РФ).

5. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность по ст. 314 УК (см. коммент. к ней).

6. Ограничение свободы не может быть назначено ряду категорий осужденных: а) военнослужащим; б) иностранным гражданам и лицам без гражданства; в) лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 53. Ограничение свободы

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 17 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев с установлением ограничений и возложением обязанностей, предусмотренных ст. 53 УК РФ.

В соответствии со ст. 53 УК РФ Мильцеву О.Г. установлены следующие ограничения свободы: не выезжать за пределы территории муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы, не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, не уходить из места постоянного жительства в период с 22 часов до 06 часов, и возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц для регистрации.

при назначении наказания в виде ограничения свободы судом установлены ограничения из числа предусмотренных ст. 53 УК РФ, указанные в приговоре.

Заслушав доклад судьи Земскова Е.Ю., выступление адвоката Волобоевой Л.Ю. и осужденного Чернова Д.С., поддержавших доводы, изложенные в апелляционных жалобах, мнение представителя Генеральной прокуратуры РФ Щукиной Л.В. об отсутствии оснований для изменения либо отмены приговора, Судебная коллегия

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года и установлением ограничений из числа предусмотренных ст. 53 УК РФ.

на основании ст. 53 УК РФ Рудову установлены ограничения:

два раза в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган по месту жительства или пребывания - г. области, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы: не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по месту жительства или пребывания - г. области, не изменять место жительства или пребывания - область, район, с. ул. не уходить из места постоянного проживания (пребывания) - область, район, с. ул. , в период с 23 часов до 5 часов.

- осуждена по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы на срок 1 год, с установлением указанных в приговоре ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ.

При назначении наказания в виде ограничения свободы судом установлены ограничения из числа предусмотренных ст. 53 УК РФ, указанные в приговоре.

Заслушав доклад судьи Земскова Е.Ю., выступление адвоката Кротовой С.В., осужденного Измайлова М.К., поддержавших доводы, изложенные в апелляционных жалобах, мнение представителя Генеральной прокуратуры РФ Синицыной У.М. об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб, Судебная коллегия

на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно на 18 лет в исправительной колонии СТРОГОГО режима с ограничением свободы сроком на 2 года, с возложением на него в соответствии со ст. 53 УК РФ обязанностей: не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, не выезжать за пределы территории муниципального образования, соответствующего месту его проживания после отбывания лишения свободы, являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, 1 раз в месяц для регистрации, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функции представителя власти сроком на 2 года;

В соответствии со ст. 53 УК РФ Кораблеву М.М. установлены следующие ограничения: в течение одного года после отбытия лишения свободы запретить уход из дома после 22 часов до 6 часов утра, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы, изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и возложить на него обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации.

На основании частей 3 и 4 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено Камынину А.А. окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 22 года, с ограничением свободы на 2 года, в исправительной колонии строгого режима. В соответствии со ст. 53 УК РФ, после отбытия наказания в виде лишения свободы, Камынину А.А. в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы установлены ограничения и возложена обязанность.

8.1) об отмене частично либо о дополнении установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации;

9) об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора в соответствии со статьей 83 Уголовного кодекса Российской Федерации;

1. Приговором суда от 22 ноября 2012 года гражданин П.В. Ткаченко, проходивший на тот момент военную службу по контракту, осужден за совершение без отягчающих обстоятельств двух преступлений, предусмотренных частью первой статьи 264 УК Российской Федерации. По совокупности преступлений и учитывая, что согласно части шестой статьи 53 и части седьмой статьи 53.1 данного Кодекса предусмотренные санкцией части первой его статьи 264 ограничение свободы и принудительные работы к военнослужащему применены быть не могут, суд назначил П.В. Ткаченко наказание в виде лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами.

7. После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.";

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

9 февраля 2021, 13:53

Особенности назначения наказания в виде ограничения свободы (УСО)

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
    • по уголовным делам
      • Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления
      • Преступления против общественной безопасности и здоровья населения
      • Преступления против экологической безопасности и природной среды
      • Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности
      • Преступления против человека
      • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
      • Назначение наказания и иные меры уголовной ответственности

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О практике назначения судами наказания в виде ограничения свободы

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      20 декабря 2007 года № 18

      Изменения и дополнения:

      Обсудив результаты изучения практики назначения судами наказания в виде ограничения свободы (ст. 55 УК), Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что данный вид наказания применяется судами в основном к лицам, виновным в совершении не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлений в соответствии с санкциями статей Особенной части УК.

      Необходимым условием правильного применения уголовного закона в его измененной редакции является полное и всестороннее исследование данных о личности обвиняемого в ходе судебного разбирательства, строгое соблюдение как требований ст. 62 УК об общих началах назначения наказания, так и положений ч.ч. 3–5 ст. 55 УК, содержащих ограничения в применении данного вида наказания по кругу лиц.

      В целях предотвращения судебных ошибок при назначении уголовного наказания в виде ограничения свободы, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что наказание в виде ограничения свободы (ст. 55 УК) назначается с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела при убеждении суда в том, что исправление обвиняемого возможно путем возложения обязанностей, ограничивающих его свободу, и в условиях осуществления за ним надзора.

      Исходя из общих начал назначения наказания (ст. 62 УК) не допускать осуждения к ограничению свободы лиц, в отношении которых цели уголовной ответственности могут быть достигнуты применением более мягких видов наказания, предусмотренных санкцией соответствующей статьи УК.

      2. При наличии оснований для избрания обвиняемому ограничения свободы и отсутствии препятствий к его назначению (обвиняемый не относится к категории лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 55 УК) суд должен определить условия его отбывания: с направлением в исправительное учреждение открытого типа или без направления в такое учреждение. При этом следует иметь в виду, что ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может применяться к лицам, перечисленным в ч. 5 ст. 55 УК, а ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено только лицу, имеющему постоянное место жительства. Наряду с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, мотивами и целями содеянного судам необходимо в полной мере учитывать данные, как отрицательно, так и положительно характеризующие личность виновного, а также наличие судимости, постоянного места работы, семейное положение и т.п.

      3. Учитывая, что ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено совершеннолетним трудоспособным лицам, судам необходимо тщательно исследовать данные о личности обвиняемых, состоянии здоровья и степень их трудоспособности.

      4. Разъяснить судам, что ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может назначаться, когда исправление виновного может быть достигнуто без его удаления с места постоянного жительства: в семье, трудовом коллективе, в учебном заведении. При этом следует учитывать предшествовавшее осуждению отношение обвиняемого к труду и поведение в быту, наличие иждивенцев, нуждающихся в заботе и помощи с его стороны, иные заслуживающие внимания обстоятельства.

      Ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено и лицам, перечисленным в п. 6 ч. 5 ст. 55 УК, при убежденности суда в его достаточности для исправления лица, совершившего преступление.

      Назначая ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, суды не должны возлагать на обвиняемого обязанности, предусмотренные ст. 48 1 УИК, поскольку это входит в компетенцию уголовно-исполнительной инспекции.

      5. Судам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 114 1 УК ограничение свободы лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, назначается на срок от шести месяцев до трех лет.

      Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, ограничение свободы может быть назначено только без направления в исправительное учреждение открытого типа.

      6. Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 360 УПК в описательно-мотивировочной части приговора суду необходимо не только привести мотивы назначения обвиняемому наказания в виде ограничения свободы, но и обосновать свои выводы относительно условий его отбывания.

      Судам следует иметь в виду, что в отношении лиц, виновных в совершении нескольких преступлений, за которые они осуждаются к ограничению свободы, условия отбывания наказания (с направлением в исправительное учреждение открытого типа либо без направления в такое учреждение) определяются только после назначения окончательного наказания по правилам ст.ст. 71, 72 УК.

      При назначении наказания по совокупности приговоров суды должны указывать в приговоре размер неотбытой части наказания в виде ограничения свободы по предыдущему приговору, которая на основании ст. 73 УК подлежит полному или частичному присоединению к наказанию, назначенному по новому приговору.

      8. Разъяснить судам, что осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа в соответствии с ч. 7 ст. 55 УК могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа или освобождены от дальнейшего отбывания наказания судом в порядке исполнения приговора и только в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

      9. Обратить внимание судов, что уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, влекущее ответственность по ст. 415 УК, может выражаться: в неприбытии осужденного к месту отбывания наказания без уважительных причин; самовольном оставлении места отбывания наказания с целью уклонения от отбывания наказания; нарушении осужденным порядка и условий отбывания данного наказания после вынесения официального предупреждения.

      Лицо признается злостно нарушающим порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы в случае совершения им не менее трех нарушений порядка и условий отбывания наказания, за которые оно подвергалось взысканиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 55 УИК. Такому осужденному выносится официальное предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания. Ответственность по ст. 415 УК наступает при совершении осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания после официального предупреждения.

      10. Судам следует проверять законность и обоснованность наложения на осужденного взысканий за нарушение порядка и условий отбывания наказания, имея при этом в виду, что состав преступления, предусмотренного ст. 415 УК, характеризуется умышленной формой вины. Об этом могут, в частности, свидетельствовать уклонение осужденного от работы, нарушения им трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных для него ограничений, которые носят злостный характер, а принятые меры не оказывают должного воздействия на осужденного.

      Судам следует учитывать, что меры взыскания к осужденным к ограничению свободы имеют право применять только те должностные лица органов внутренних дел, которые перечислены в ст. 56 УИК.

      11. При осуждении к лишению свободы по ст. 415 УК лиц за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы и назначении наказания по правилам ч. 1 ст. 73 УК судам необходимо учитывать, что окончательное наказание по совокупности приговоров по своему размеру должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору.

      Если до возбуждения уголовного дела по ст. 415 УК имело место задержание осужденного к ограничению свободы по основаниям и в порядке, предусмотренном ч.ч. 7–10 ст. 55 УИК, время такого задержания засчитывается в срок отбытого наказания в виде ограничения свободы.

      12. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства при назначении наказания в виде ограничения свободы. Своевременно устранять допущенные судами ошибки, обращая особое внимание на соблюдение законности при рассмотрении дел об уклонении от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

      Читайте также: