Обжалование решения фсс в суде

Обновлено: 30.04.2024

ФСС как страховщик проводит проверки того, чтобы страхователем были правильно произведены расходы на выплату страхового обеспечения, контроля по жалобам застрахованных лиц и т.д. Какие проверки проводит фонд и как, будем разбираться в настоящем материале.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по проверкам ИП и организаций. Звоните нам прямо сейчас, чтобы получить профессиональный совет адвоката.

Плановые и внеплановые проверки ФСС

Плановые проверки так называются, потому что они должны проводиться в соответствии с планом-графиком проверок, т.е. планироваться заранее. План-график должен быть утвержден приказом руководителя территориального органа фонда. При этом такие мероприятия должны проводиться не чаща 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года в отношении одного лица.

Необходимость в проведении внеплановых проверок возникает, если поступила, например, жалоба или обращение гражданина, юрлица или ИП. Чтобы проверить доводы жалобы (обращения) необходимо провести контрольные мероприятия, а поскольку такая процедура не планировалась, поэтому она и называется внеплановая.

ПОЛЕЗНО: еще больше по вопросу плановых проверок по ссылке на нашем сайте

Порядок выездной проверки фонда социального страхования

Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.

В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.

Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.

Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:

  • выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
  • выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
  • в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
  • после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
  • после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, чтобы понять подробнее линию защиты при налоговой проверки или любой иной — звоните нашему адвокату прямо сейчас

Как проходит камеральная проверка ФСС?

Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

Какие документы может запросить ФСС в ходе проверки?

В ходе проведения проверки должностные лица ФСС вправе запросить документы, которые имеют отношение к предмету контроля.

Таким образом, когда проверяющие запрашивают какие-либо документы, необходимо проверить, имеют ли эти документы отношение к конкретной ситуации. Если документы не относятся к предмету вылазки, соответственно необходимо ответить, что проверяющие запрашивают документы не в рамках.

Необходимо быть внимательным и осторожным при отказе проверяющим предоставлять документы, поскольку лицо за отказ в предоставлении документов может быть привлечено к ответственности.

Обжалование акта проверки ФСС

Порядок проверки ФСС

Акты проверки ФСС могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо в суд.

При этом жалоба может быть подана одновременно как в вышестоящий орган страховщика, так и в суд.

Жалоба в вышестоящий орган подается непосредственно в данный орган в письменной форме либо в форме электронного документа. Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав, это будет считаться день получения акта. Решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца и в течение 3-х рабочих дней о нем должно быть сообщено лицу.

При обжаловании акта в суде необходимо подготовить и подать в суд заявление по правилам, установленным АПК РФ. Если заявление подается физлицами (не ИП), тогда оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. В суд общей юрисдикции акт обжалуется по правилам КАС РФ. Срок для обжалования составляет 3 месяца.

СОВЕТ: не смотря на то, что срок для обжалования составляет 3 месяца, не стоит до последнего ждать и не подавать жалобу. Поскольку жалобу можно подать сразу в вышестоящий орган и в суд, следует воспользоваться такой возможностью и подать жалобу, так сказать, в обе инстанции. Если же сроки позволяют, можно сначала подать в вышестоящий орган, а потом в суд.

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание штрафа ФСС по ссылке на сайте

Срок обжалование проверки фонда социального страхования

Из предыдущего раздела мы уже знаем, что результаты проверки могут быть обжалованы в течение 3-х месяцев.

Если по уважительным причинам, указанный срок пропущен, тогда следует обратиться с ходатайством о восстановлении срока на обжалование.

Трехмесячный срок обжалования в вышестоящий орган установлен соответствующим федеральным законом, а при обжаловании в суд, данный срок установлен процессуальными кодексами на оспаривание решений органов.

Как выиграть суд с фондом социального страхования?

Чтобы выиграть суд с ФСС необходимо прежде ответить себе на несколько вопросов, а именно:

  1. допущены ли нарушения ФСС при проведении проверки
  2. имеются ли доказательства, опровергающие выводы проверяющих о наличии нарушений

При положительном ответе на указанные вопросы, останется только подготовить мотивированное заявление в суд со ссылками на доказательства и нормы права, а также на положительную судебную практику, если она имеется.

Если нет 100% уверенности, что Вы правы, но и нет уверенности, что прав ФСС, стоит попробовать посудится с данным органом.

Как вариант, для того, чтобы выиграть суд с данным органом исполнительной власти, когда не совсем уверен в своих силах, стоит обратиться к адвокату, который специализируется на подобной категории споров и знающий на что обратиться внимание при споре.

Адвокат по ФСС в Екатеринбурге

  1. проконсультировать Вас по проверке, которая проводится фондом
  2. проведет анализ предоставленных документов, в том числе, результатов работы надзорного органа и выскажется о возможных вариантах развития событий и перспективах дела
  3. подготовит мотивированную жалобу в вышестоящий орган ФСС
  4. подготовит заявление в суд на обжалование результатов контроля
  5. будет представлять интересы доверителя при проверке, при обжаловании результатов проверки, в ином споре с ФСС в суде

Помимо оказания приведенного перечня услуг, наш адвокат готов оказать иные юридические услуги, которые связаны с фондом соцстрахования и иными органами власти, в том числе, запрос документов, обжалование решений судов и т.д. Звоните нам уже сегодня.

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

  • Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если государственная услуга была получена на Едином портале);

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Фонд сетовал на то, что пособия сотрудницам компании выплачены в завышенном размере – в пределах МРОТ. Они трудились не весь день, значит, расчет следовало производить исходя из МРОТ, но пропорционально продолжительности рабочего времени этих женщин. Но суды всех инстанций с контролерами не согласились. Организация верно рассчитала пособия, исходя из среднего заработка, равного полному МРОТ, без каких-либо корректировок (Постановление АС ВСО от 14.04.2021 № Ф02-1570/2021).

Соцстрах: пособия завышены

По результатам выездных проверок ФСС принял решение о возмещении расходов, излишне понесенных фондом. По мнению контролеров, в результате действий фирмы пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачены в завышенном размере – в пределах МРОТ. Занятость сотрудниц на условиях неполного рабочего времени компания во внимание не приняла.

Ревизоры не смирились, подав кассационную жалобу. Они упирали на то, что представители правосудия неправильно применили часть 1.1 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ. Данной нормой предусмотрен расчет среднего заработка при наступлении страхового случая пропорционально продолжительности рабочего времени физлица.

Кассация: равнение на МРОТ без всяких корректировок

Проанализировав законодательные нормы, арбитры пришли к следующему умозаключению. Предположим, сотруднику установлен сокращенный режим (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня). Тогда средний дневной заработок (СДЗ) определяют так же, как и в ситуации, когда специалисту установлен нормальный режим.

На момент наступления страховых случаев средний заработок работниц организации для целей выплаты пособий был ниже МРОТ. А значит, рассчитывать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам следовало из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени. Данный подход соответствует тому, что изложен в определениях ВС РФ от 16.07.2020 № 301-ЭС20-9094, от 18.11.2019 № 309-ЭС19-20504 и от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727.

Вопреки доводам кассационной жалобы, периодическое повышение МРОТ направлено на улучшение благосостояния граждан и не может иметь последствием снижение выплачиваемых соцпособий. Доводы фонда отклонены как основанные на неверном толковании норм права. Решение соцстраха о возмещении ему излишне понесенных расходов на выплату пособий признано незаконным.

По стопам высших арбитров

Как мы видим, арбитры взяли за безусловный ориентир устоявшуюся позицию Верховного Суда РФ. Высокая инстанция подчеркивает: пособие лицу, занятому на условиях неполного рабочего времени, исчисляют исходя из среднего заработка, равного МРОТ. Умозаключение соответствуют части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ и Положению № 375.

К вышеприведенным вердиктам с данной позицией добавим определения ВС РФ от 17.01.2018 № 309-КГ17-20636 и от 07.08.2017 № 309-КГ17-9589.

Обратите внимание: сравнение среднего месячного заработка физлица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через СДЗ (письмо ФСС России от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129).

Напомним, что с 1 января нынешнего года величина минимального размера оплаты труда равна 12 792 руб. в месяц (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ).


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
№Ф02-1570/21 от 14.04.2021

Об отмене решения ФСС о возмещении ему излишне понесенных расходов на выплату пособий

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 года по делу № А10-3996/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2021 года по тому же делу,

общество с ограниченной ответственностью "Асти" (ОГРН 1150327004112, ИНН 0323388006, далее - ООО "Асти", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Фонд социального страхования, фонд) о признании незаконными решения от 10.06.2020 № 9/380/ПДС о возмещении излишне понесенных фондом расходов по выплате пособий в сумме 57 170 рублей 24 копеек, решения от 10.06.2020 № 9н/с о доначислении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 рубля 33 копеек, пеней в сумме 3 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шевченко Наталья Александровна, Садыкова Оксана Игоревна, Балсахаева Марина Евгеньевна, Давыдова Оксана Юрьевна, Балданова Арюна Бимбаевна.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2021 года, заявленные обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Фонд полагает, что суды при рассмотрении дела неправильно применили часть 1.1 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ), поскольку данной нормой предусмотрен расчет среднего заработка при наступлении страхового случая пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Общество и третьи лица в отзыве просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения выездных проверок Фондом социального страхования составлены акты от 30.04.2020 № 9/380/ПДС, от 30.04.2020 № 9 н/с и приняты решения от 10.06.2020 № 9/380/ПДС, от 10.06.2020 № 9н/с о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом фонда в сумме 57 170 рублей 24 копеек, и доначислении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 рубля 33 копеек, пени в сумме 3 копеек.

Фонд пришел к выводу, что в результате действий страхователя неправомерно выплачены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в завышенном размере - в пределах минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), без учета занятости работниц общества на условиях неполного рабочего времени.

Не согласившись с решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что страхователь не допустил неправильного исчисления пособий, поскольку правомерно учитывал МРОТ в отношении застрахованных лиц, работавших на условиях неполного рабочего времени, в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд округа полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Пунктом 11 (1) Положения № 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 15 указанного Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения № 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с пунктом 15 (3) данного Положения в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Согласно пункту 16 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.

Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент наступления страховых случаев средний заработок работниц общества для целей выплаты пособий был ниже МРОТ. Следовательно, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам рассматриваемым застрахованным лицам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени.

Позиция судов соответствует правовому подходу, изложенному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727, от 18.11.2019 № 309-ЭС19-20504, от 16.07.2020 № 301-ЭС20-9094.

Вопреки доводам кассационной жалобы, проводимое в Российской Федерации повешение МРОТ направлено на повышение благосостояния граждан, и не может иметь последствием понижение выплачиваемых социальных пособий.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.

Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 года по делу № А10-3996/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Читайте также: