Обжалование приостановления государственной регистрации права в суде

Обновлено: 25.05.2024

Сделки с недвижимостью являются наиболее сложной сферой права. Неподготовленному человеку достаточно сложно разобраться во всех тонкостях и нюансах различных видов сделок с недвижимым имуществом. И даже когда, казалось бы, все документы подготовлены, бумаги подписаны и направлены в Росреестр для государственной регистрации права собственности (или другого вещного права) или постановки объекта на кадастровый учет нередко учетно-регистрационные действия приостанавливают.

В решении о приостановлении государственным регистратором определяются и прописываются причины такой ситуации, отражаются найденные недостатки и даются рекомендации по их устранению. К примеру, если форма и содержание договора не соотвествует законодательству, существет судебный спор, наложен арест на имущество и т.д. В любом случае государственный регистратор Росреестра уведомит о причиных приостановки и даст рекомендации по их устранению.

Если в установленный период заявитель не устранил нарушения, указанные уполномоченным органом, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается.

Общий срок приостановления регистрации недвижимости или постановки на кадастровый учет по решению регистратора составляет три месяца. Исключением считаются основания, для которых характерны иные сроки. Если в течение этих сроков причины, повлиявшие на приостановку, не будут устранены, в регистрации будет отказано. При этом госпошлина не подлежит возврату, таков закон.

Вместе с тем приоставить регистрацию возможно и по решению участников сделки. Для этого любая из сторон сделки пишет заявление о приостановлении государственной регистрации с указанием причин и направляет его в Росреестр. В этом случае срок приостановки составляет не более 6 месяцев.

Заявление, поступившее в апелляционную комиссию, рассматривается в 30-дневный срок. В результате комиссия может принять следующие решения:

– отказать в приеме заявления, если нарушена процедура направления заявления;

– отклонить заявление в ситуации, когда апелляционная комиссия признала решение о приостановлении обоснованным;

– удовлетворить требования, изложенные в заявлении и признать решение о приостановлении необоснованным.

Если по результатам подачи заявления выдано положительное решение, кадастровый учет производится в установленные законодательством сроки. В случае отказа подавать заявление в комиссию еще раз запрещено (если речь идет об обжаловании аналогичного решения).

Особое внимание следует обратить на то, что апелляционная комиссия при Росреестре не рассматривает заявления об обжаловании решений о приостановлении государственной регистрации прав. Комиссия рассматривает исключительно случаи приостановки осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав или случаи, когда кадастровый учет и регистрация прав осуществляется одновременно (например, при создании или образовании объекта недвижимости, образовании или прекращении существования части объекта недвижимости).

В иных случаях обжаловать решение о приостановлении государственной регистрации прав можно только в суде.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

Навигация

Корпорация развития МСП ПК
Микрофинансовая компания
Центр поддержки экспорта Пермского края
Карта доступности Пермского края









Полезные ссылки

Пенсионный фонд Российской Федерации

Портал Госзакупок

Госуслуги

Скажи наркотикам НЕТ!

Президент РФ

Правительство РФ

Быстрые ссылки

Противодействие коррупции

Противодействие терроризму

ППМИ

Городская среда

Генеральный план

ПЗЗ

Прокуратура информирует и разъясняет

Что касается анализа судебных дел, то статистика свидетельствует, что в 2018 году 96% дел с участием Росреестра Татарстана рассмотрено в пользу Управления. Данные показатели свидетельствуют о том, что не все заявители до обращения в суды с заявлениями об оспаривании действий Управления соблюдают внесудебный порядок, заключающийся в необходимости первичного обращения в апелляционную комиссию в случае приостановления государственного кадастрового учета или приостановления при подаче заявления об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. Вследствие чего суды отказывают в удовлетворении таких заявлений. Кроме того, Управление практически всегда, при наличии законных оснований, готово к внесудебному урегулированию спора, который возник в суде, в связи с чем заявители нередко отказываются от заявленных в суд требований к Управлению об оспаривании действий (примерно 20% от предъявленных в суд заявлений) после получения от Управления подробных отзывов на заявления с разъяснением действующего законодательства, а также того, каким иным внесудебным способом можно решить свою проблему.

Обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Досудебный порядок урегулирования спора

Согласно данной норме, обжалование решения о приостановлении государственного кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом, а в случае принятия к производству - оставлению без рассмотрения.

Обращаем Ваше внимание, что в отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:

- об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;

- об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;

- об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 Положения.

Апелляционная комиссия принимает решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Закона о регистрации, в том числе не отраженным в решении о приостановлении).

Решение апелляционной комиссии об отклонении, либо об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, при подаче искового заявления, является подтверждением соблюдения обязательного досудебного порядка, предусмотренного федеральными законами.

В случае принятия апелляционной комиссии решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении, апелляционная комиссия в течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения направляет его в орган регистрации прав, принявший решение о приостановлении.

Как обжаловать приостановку кадастрового учёта в апелляционной комиссии

Как известно, ещё в конце 2016 года заработал закон о создании нового механизма обжалования приостановок в кадастровом учёте. Речь идёт о так называемых апелляционных комиссиях по обжалованию, благодаря которым граждане, заинтересованные в решении данного вопроса, могут миновать судебные инстанции. Более того, обращаться в суд с этой проблемой теперь запрещено! Однако есть и исключения… Наш материал мы посвятили работе этих комиссий и процедуре обращения в новую инстанцию.

1 декабря 2016 года данная норма вступила в силу, и теперь такие органы формируются по всей стране. Апелляционные комиссии по обжалованию в приостановке кадастрового учёта должны быть открыты в каждом из регионов.

Кто же входит в комиссию? В её состав должны быть включены два представителя территориального органа Росреестра, один представитель от органа кадастрового учета и три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Таким образом достигается наиболее объективный подход к рассмотрению вопросов.

Специалисты Росреестра не раз выражали надежды на то, что число необоснованных решений о приостановлении государственного кадастрового учета снизится благодаря работе таких комиссий, ну или по крайней мере оно отразится на уменьшении потока обращений граждан за защитой своих прав в суд.

Как обращаться в апелляционную комиссию

Заявление об обжаловании решения о приостановлении кадастрового учета представляется в апелляционную комиссию в течение 30 дней с даты принятия такого решения. В случае истечения тридцатидневного срока, установленного для обжалования решения о приостановлении, апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления.

На данный момент заявление об обжаловании решения о приостановлении может быть подано следующими способами: явившись лично либо по почте по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении. Но в ближайшем будущем планируется ввести и возможность подать такое заявление через интернет.

Кто имеет право подать заявление об обжаловании решения о приостановлении? Во-первых, конечно же, сам податель заявления о постановке на кадастровый учёт спорного объекта недвижимости либо его представитель – правда, в последнем случае вам понадобится нотариально оформить доверенность. Однако важно, что это может быть как физическое лицо, так и юридическое. Во-вторых, процедура по обращению в комиссию может выполняться и кадастровым инженером – тем самым, кто готовил межевой или технический план либо акт обследования. Наконец, подать заявление в апелляционную комиссию может даже представитель организации, в которой работает упомянутый кадастровый инженер, занимавшийся земельным участком, в постановке на кадастровый учёт которого было отказано.

Что представляет собой заявление об обжаловании в приостановке кадастрового учёта?

• сведения о заявителе;

• сведения о кадастровом инженере;

• дата и номер заявления, поданного в орган кадастрового учета, по результатам которого было принято приостановление;

• дата и номер решения о приостановлении;

• обоснование несоответствия решения о приостановлении нормам закона (в произвольной форме).

Как работает апелляционная комиссия

Приняв ваше заявление, члены комиссии рассматривают его и обязаны принять решение об удовлетворении либо отклонении, подкрепленное ссылками на соответствующий закон, в срок не более чем 30 дней со дня принятия заявления.

Также апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления в случае истечения тридцатидневного срока, установленного для обжалования решения о приостановлении.

Что происходит, когда решение принято

О принятом апелляционной комиссией решении заявитель информируется письменно, по указанному в заявлении адресу электронной почты, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, данные решений в виде справочной информации публикуются на официальном сайте Росреестра в течение пяти рабочих дней.

При желании вы можете потребовать копии принятых апелляционной комиссией решений и протоколов заседаний. В этом случае вам нужно подать соответствующее заявление и документы будут предоставлены вам в течение пяти рабочих дней со дня обращения.

Что комиссия не рассматривает

Есть ли при этом ситуации, которые комиссия не рассматривает? К сожалению, да. Законом предусмотрено, что обжалованию апелляционной комиссией не подлежат решения о приостановлении, касающиеся реестровой ошибки или разрешения земельного спора. Упомянутые вопросы может решать только суд.

Важно учесть, что повторно подавать заявление об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа кадастрового учета законом не допускается.

В Росреестре особо отметили, что по всем остальным вопросам приостановления отныне возможно обращаться в суд только после обжалования такого решения в апелляционной комиссии.

Досудебный порядок обжалования действий Росреестра

Досудебный порядок обжалования действий РосреестраСогласно Административного регламента Росреестра (утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 года) заявитель имеет право обжаловать решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а также решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в порядке, установленном статьей 26.1 Закона № 221-ФЗ, если они приняты по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 — 10, 19 -21, 24 — 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьей 26 Закона о регистрации (часть 9 статьи 26 Закона о регистрации).

Досудебный порядок обжалования действий Росреестра

Заявители имеют право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, иных сотрудников при предоставлении государственной услуги. Однако обязанности по соблюдению досудебного порядка нет.

Заинтересованные лица или заявители могут обжаловать решения, действия или бездействие:

должностных лиц, иных сотрудников территориального отдела территориального органа Росреестра — руководителю территориального отдела территориального органа Росреестра;

должностных лиц, иных сотрудников территориального органа Росреестра — заместителю руководителя территориального органа Росреестра, курирующему данное направление деятельности;

заместителя руководителя территориального органа Росреестра, руководителя территориального отдела территориального органа Росреестра -руководителю территориального органа Росреестра;

должностных лиц, сотрудников филиала федерального государственного бюджетного учреждения, руководителей территориальных отделов филиала — руководителю филиала федерального государственного бюджетного учреждения;

руководителя филиала федерального государственного бюджетного учреждения — руководителю федерального государственного бюджетного учреждения;

руководителя территориального органа Росреестра, руководителя федерального государственного бюджетного учреждения, должностных лиц, иных сотрудников центрального аппарата Росреестра — курирующему данную сферу деятельности заместителю руководителя Росреестра;

заместителя руководителя Росреестра — руководителю Росреестра;

заместителя Министра экономического развития Российской Федерации — руководителя Росреестра — Министру экономического развития Российской Федерации.

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц, противоправные решения, действия (бездействие) должностных лиц, иных сотрудников, нарушение положений Административного регламента в ходе предоставления государственной услуги.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;

требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, иного сотрудника, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, иного сотрудника;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, иного сотрудника.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Порядок подачи жалобы

Жалоба направляется по почте, посредством официального сайта, единого портала, портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими с использованием сети Интернет, по телефону ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде документы представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и в сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб:

в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации органом, предоставляющим государственную услугу, уполномоченным на ее рассмотрение,

в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в случае обжалования нарушения установленного срока исправлений допущенных опечаток и ошибок.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в рамках компетенции Росреестра обращение сообщает.

Прежде всего, отмечаем, что:

в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации;

согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, осуществляет Минстрой России;

письма Росреестра не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, в настоящем письме высказано только мнение Управления по поставленному в обращении вопросу.

созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;

в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК).

При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.

Параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК.

сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 36 ГрК объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными для применения являются национальные стандарты и своды правил, включенные в такой перечень, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ).

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985, при этом строительные нормы и правила "СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", свод правил "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", предусматривающие отступы от построек до границ садового земельного участка не менее 3 м, в данный перечень не включены; согласно приказу Росстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" свод правил "СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" применяется исключительно на добровольной основе.

Также отмечаем, что на основании пунктов 3, 4, части 2 статьи 29.1, части 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ):

кадастровый инженер обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы: содержат недостоверные сведения, по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их издания и в месте их издания;

кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Дополнительно сообщаем, что:

решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных для осуществления осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов;

Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе принимать решения о законности (незаконности) решений, принятых государственными регистраторами прав, отменять (приостанавливать) их, давать указания своим территориальным органам о принятии каких-либо решений по конкретным делам, а также давать оценку действиям (бездействиям) государственного регистратора прав при осуществлении правовой экспертизы в территориальных органах Росреестра;

вышеназванные решения о приостановлении могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - Апелляционная комиссия); обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в Апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Закона N 221-ФЗ).

Фабула дела.

В данной ситуации был подан административный иск о признании процедуры кадастрового учета земельного участка №3 незаконной, снятии земельного участка с кадастрового учета. Основание: в ходе процедуры кадастрового учета государственными органами не были направлены соответствующие запросы, ответы на которые позволили бы государственным органам получить сведения о том, что земельный участок №1 уже выделен гражданину, является частной собственностью.

Дело шло долго и мучительно, была назначена экспертиза, заключение эксперта подтверждало, что государственные органы допустили процедурные ошибки.

Суд прекратил производство по делу, так как требования административного истца надлежало рассматривать в порядке гражданского судопроизводства. Апелляция согласилась с судом первой инстанции. Мы обратились в Президиум Санкт-Петербургского городского суда. Кассация отменила акты нижестоящих инстанций.

Первая проблема.

Сама процедура кадастрового учета должна оспариваться в рамках административного судопроизводства? У меня не возникает сомнения, что процедуру кадастрового учета мы должны оспаривать только в рамках административного процесса (в научной среде также есть сторонники этой позиции). Ниже я буду приводить ссылки на ППВС 10/22, а конкретно на п.56, где есть ответ на этот вопрос. Более того, Верховный суд РФ указал в одном из обзоров практики, что отношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер.

Вторая проблема.

Можно ли в административном судопроизводстве заявлять требования, которые являются смежными со спором о праве? Выше описано, что помимо требования о признании процедуры кадастрового учета незаконной, было заявлено требование о снятии земельного участка с кадастрового учета. Вполне можно усомниться, что это верный подход. Тем не менее, существуют разные позиции. Так, в теории есть мнения, что администратиdный иск может содержать только требование, которое находится в рамках публичных правоотношений. Но есть и другое мнение: в административном судопроизводстве могут затрагиваться вопросы, соприкосновенные со спором о праве. Итак, что делать с требованиями, которые сопутствуют основному требованию? В рамках данного дела судом кассационной инстанции было установлено, что все требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ (Санкт-Петербургский городской суд, дело № 4Га-307/2019 - (4Га-6396/2018)).

?! Требование о признании процедуры кадастрового учета незаконной охватывает требование о снятии земельного участка с кадастрового учета?

. Вопрос, как мне кажется, следует поставить иначе. Если требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не будет вовсе, будет ли решение о признании процедуры незаконной основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета?

Смотрим Постановление 10/22 (пункт 56).

1) только в том случае, когда указано в резолютивной части; 2) только в том случае, если не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц; 3) нет спора о праве.

Стоит предположить, что снятие земельного участка с кадастрового учета все-таки "немножко" затронет права других лиц. А что если они привлечены в процесс в качестве ответчиков, третьих лиц, т.е. имеют возможность приводить свои доводы, отстаивать свою позицию? Все равно следует сказать, что нельзя описать в резолютивной части - ". снять с кадастрового учета. " ?

Я упомянул, что мне встретилась заметка по похожему делу. Приведу выдержку из позиции ВС РФ по тому спору (ссылка на судебный акт):

"Между тем рассматриваемое требование по делу направлено на признание неправомерного и безосновательного внесения изменений в ГКН кадастровой палатой."

"Из вышеизложенного следует, что поскольку заявленное по делу требование о признании незаконными оспариваемых обществом действий кадастровой палаты является самостоятельным способом защиты нарушенных прав, имея свой предмет и основания, а также учитывая характер спорных правоотношений, цель обращения общества в суд за защитой своего нарушенного права, это требование подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями главы 24 Кодекса и с принятием решения, предусмотренного статьей 201 этого же Кодекса".

Здесь было только одно требование и вывод Верховного суда однозначен. В нашем деле я также ссылался на позицию Верховного суда, которая отражена в обзоре практики.

Согласно п.36 "Обзора судебной практики Верховного Суда РоссийскойФедерации № 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) Правоотношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежат рассмотрениюи разрешению в порядке административного судопроизводства (определение ВС РФ№11-КГ16-20).

Стоит обратить внимание, что Верховный суд пишет: ". отношения в сфере кадастрового учета. " В нашем деле государственный орган не произвел всех действий для того, чтобы убедиться в правомерности постановки земельного участка №3 на кадастровый учет. В итоге: незаконная постановка земельного участка №3 на кадастровый учет. И что мы получаем? Если признать, что в административном порядке можно лишь заявить требование о признании процедуры незаконной, но нельзя просить снять земельный участок с кадастрового учета, то после того, как мы получим решение о признании процедуры незаконной, нам необходимо инициировать еще один процесс, где мы в исковом порядке будем просить снять земельный участок с кадастрового учета.

Можем ли мы оспорить часть процедуры и каков итог?

Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Представим, что правовая экспертиза проведена некачественно. В административном процессе мы только установим это обстоятельство и не сможем просить снять земельный участок с кадастрового учета? Вопрос тот же: можно в административном иск просить то, что соприкасается со спором о праве или затронет права других лиц? Именно в этой части, по моему мнению, требуется единый подход. Видимо, нам придется еще подождать, пока будет достигнуто, даже если и не единое, то хотя бы руководящее мнение на этот счет.

Примеры из судебной практики.

Определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 ноября 2015 г. по делу №33-4686

По смыслу заявления Б. требование о снятии земельного участка с кадастрового учета является правовым следствием ее требования о признании недействительными решения об утверждении схемы земельного участка и схемы земельного участка, поэтому все требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления кадастровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или о границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ГКН, действительному местоположению земельного участка.

Определение Ленинградского областного суда от 28 января 2016 г. N 33а-552/2016

Суд пришел к правильному выводу о том, что основания для принятия административного искового заявления к производству в порядке, предусмотренном КАС РФ, отсутствуют в связи с тем, что истцом заявлено требование о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок

Таким образом, в данном случае подлежит разрешению вопрос не только о снятии с кадастрового учета земельного участка, но этот вопрос также связан и с вопросом о праве на земельный участок.

Апелляционное определение Владимирского областного суда от 14 апреля 2016 г. по делу №33а-1528/2016

Из административного искового заявления В. усматривается, что нарушение своих прав она связывает с незаконным, по ее мнению, исключением из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.

В качестве административного ответчика в административном исковом заявлении указан Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области, который осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости в силу действующего законодательства.

В данном случае, при оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области, требований направленных на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей истца заявлено не было, спора о праве на объект недвижимого имущества, который был снят с государственного кадастрового учета, между административным истцом и административным ответчиком, не имеется.

Поскольку правоотношения возникли непосредственно вследствие совершения должностными лицами определенных действий и носят публичный характер, административный иск В. подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановление 15ААС от 4 октября 2017 г. N 15АП-13961/2017 (Дело №А53-34553/2016)

Регистрирующий орган является органом публичной власти, осуществляющим функцию по кадастровому учету объектов недвижимости, участником спорных материальных правоотношений он не является. Действия регистрирующего органа могут лишь быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Читайте также: