Обязанности по подготовке и обеспечению безопасности при приеме лоцмана на судно в ночное время

Обновлено: 06.05.2024

Латеральные знаки (знаки левой и правой стороны) — выставляются по принципу ограждения сторон фарватера. Стороны ограждаются буями или вехами. На корпусах буев могут наноситься цифры или буквы. Нумерация буев по возрастающей величине или обозначение буквами в алфавитной последовательности ведется со стороны моря

Кардинальные знаки выставляются по принципу ограждения навигационных опасностей относительно стран света и обозначают сторону, с какой следует обходить ограждаемую опасность. С этой целью горизонт вокруг Навигационной опасности условно делится на секторы: северный N — между румбами NW и NE, восточный Е — между румбами NE и SE, южный S — между румбами SE и SW и западный — между румбами SW и NW.

Кардинальные знаки выставляются в одном, нескольких или во всех секторах и по их наименованию подразделяются на северные, восточные, южные и западные. Буи и вехи выставляются: северные к N. восточные к Е, южные к S, западные к W от опасности.

Для кардинальных знаков определенная форма не установлена, но, как правило, они представляют собой столбовидные буи и вехи

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров, выставляются непосредственно над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны

Знаки, ограждающие отдельные опасности, окрашены в черный цвет с одной или несколькими красными горизонтальными полосами.

Топовая фигура имеет вид двух черных шаров, расположенных один над другим.

Осевые знаки, или знаки чистой воды служат для обозначения оси фарватера или в качестве подходных. Они представляют собой буи сферической или столбовидной формы и вехи с топовой фигурой в виде красного шара.

Эти знаки являются единственным типом знаков, которые окрашены вертикальными полосами (красными или белыми).

На знаках могут зажигаться белые огни с характером:

Мо (А) (• —) — буква А по азбуке Морзе.

Знаки специального назначения предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные кабели и трубопроводы, обозначающие районы военных учений и зоны отдыха и другие подобные районы.

Знаки специального назначения имеют желтую окраску. На знаках может устанавливаться топовая фигура в виде желтого косого креста. Сами знаки могут иметь любую форму

На знаках зажигаются желтые огни, характеристика которых (Пр) отличается от характеристики белых огней других знаков.

На корпусе буев специального назначения могут наноситься цифры или буквы, позволяющие определить их назначение

Морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел.

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Гдачный,плоский,выбленочный,шкотовый,бралшкотовый.

Прием лоцмана на борт судна

При необязательной лоцманской проводке капитан судна не обязан вызывать лоцмана, но если он считает необходимым, то может взять лоцмана.

При обязательной проводке судно не имеет право плавания без лоцмана.

В случае принудительной лоцманской проводки лоцман является должностным лицом прибрежного государства и несет ответственность за безопасность судна, а капитан и состав навигационной вахты оказывают помощь лоцману в управлении судном.

При организации навигационной вахты при плавании с лоцманом следует учитывать следующие особенности:
• общение между членами вахты и машинным отделением должно быть на английском языке;
• лоцман является дополнительным членом навигационной вахты и включается в схему организации мостика для данных условий;
• должно обеспечиваться выполнение предварительной прокладки, согласованной с лоцманом;
• в случае ухода с мостика капитан судна обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие;
• вахтенный помощник капитана должен вести прокладку, особое внимание уделяя контролю за боковым смещением судна и подходом к точкам начала и окончания поворота;
• контакт с оператором СУДС должен быть постоянным;
• любые изменения в состоянии судна должны быть доведены до сведения лоцмана;
• для определения места судна должны использоваться дублирующие способы, дающие наибольшую точность обсерваци

Отметить на карте предполагаемое место приема лоцмана.

Установить связь с лоцманской станцией или лоцманским ботом.

Уточнить время подхода к точке приема лоцмана на борт.

Приготовить лоцманский трап (подъемник) и проверить соответствие его снабжения требованиям Конвенции СОЛАС-74.

Проверить готовность четвертого помощника капитана и вахтенного матроса встретить лоцмана и помочь погрузке его вещей.

Предупредить вахтенного механика о предполагаемом времени приема лоцмана, приготовить главный двигатель к реверсам.

Приготовить соответствующие флаги Международного свода сигналов (МСС).

Приготовить лоцманскую каюту, обеспечить лоцману питание.

Лоцману предоставляется следующая информация:

сторона вращения винта;

соответствие частоты вращения гребного винта скорости на основных режимах хода; в

озможность управления главным двигателем с мостика;

расположение кнопок тифона;

расположение радиостанции УКВ и на каком канале она включена.

Предложить лоцману судовой бинокль.

Согласовать путь судна, схему швартовки, место и способ крепления буксиров, рекомендуемое количество швартовных концов.

У лоцмана уточняют:

соответствует ли навигационная карта действительному состоянию обстановки, не появились ли новые опасности, не выстроены ли новые молы и т. д.

Согласовывают порядок подачи команд на руль и в машинное отделение.

Для упрощения передачи информации лоцману рекомендуется использовать приводимую ниже информационную карточку, выполненную на пластине, на которую карандашом наносят необходимые данные.

14) 1. Ни один моряк не должен пытаться выполнять работы в одиночку или заниматься устранением любых дефектов, не имея соответствующей подготовки и опыта, или когда необходимость применения физических усилий выходит за пределы его возможностей. Там, где это необходимо, он должен прибегать к помощи других членов экипажа.

2.Необходимо вывешивать предупредительные знаки или таблички в местах, где могут возникнуть особо опасные ситуации, и в частности там, где запрещено курение или где необходимо носить и использовать защитное снаряжение. Моряки должны быть осведомлены об этих табличках и предупредительных знаках и соблюдать указанные в них правила.

3. Моряки должны быть постоянно внимательны, чтобы не поскользнуться или не потерять равновесие во время движения судна. В особенности они должны быть внимательны в штормовую погоду на случай неожиданного, необычного и неравномерного крена.

4. Необходимо соблюдать меры предосторожности при пользовании забортными трапами и сходнями, а также при передвижении и прохождении мест, где выполняются работы. Там, где имеются поручни, леера или штормовые леера для обеспечения безопасности прохода, моряки должны иметь одну руку свободной, чтобы держаться за них.

5. Моряки должны помнить о необходимости соблюдать порядок, чистоту и гигиену, как личную, так и общую, для обеспечения безопасных условий и охраны здоровья. Отходы, мусор и особенно обтирочный материал следует немедленно уничтожать. Отбросы должны содержаться в герметичных контейнерах или в плотно закрывающихся емкостях в соответствующем месте, по возможности на наибольшем удалении от жилых помещений.

К окраске судовых помещений допускаются лица, усвоившие безопасные приемы и методы работы и не имеющие по состоянию здоровья противопоказаний к контактам с красками, лаками, растворителями и другими материалами, выделяющими вредные вещества.

До начала окрасочных работ необходимо проверить надежность применяемых лесов, подвесок, индивидуальных защитных средств, а также наметить пути для возможной эвакуации людей в случае возникновения аварийной ситуации. При выборе красителей необходимо отдавать предпочтение наименее токсичным и пожаробезопасным. Запрещается применение красок и лаков без наличия паспортов и сертификатов на них, а также инструкций по их использованию. Работать с красками, содержащими вредные вещества, а также очищать ржавчину и старую краску необходимо в спецодежде с применением респираторов и очков. Нельзя применять металлические предметы для соскабливания и перемешивания алюминиевой пудры.

Плоты, применяемые при окраске корпуса судна, должны быть, оборудованы швартовными и спасательными средствами, а также леерными ограждениями.

Внутренние помещения, в которых производятся малярные работы с применением огнеопасных и вредно-действующих веществ (кузбасслак, нитрокраски, уйат-спирит и т.д.), надо усиленно вентилировать. При необходимости работающие в этих помещениях должны надеть шланговые противогазы с принудительной подачей воздуха.

Если при окраске применяются огнеопасные материалы, то для освещения помещений надо использовать аккумуляторные фонари. Время непрерывной работы в закрытых помещениях не должно превышать 1 ч. После этого необходим отдых на свежем воздухе продолжительностью 10 мин.

Разогревать нитрокраски и другие огнеопасные материалы разрешается только горячей водой. Категори­чески запрещается разогревать их на камбузных плитах, кострах и т.д.

21) Швартов- канат с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала. По направлению относительно корпуса судна и выполняемым функциям швартовы называются продольными, шпрингами и прижимными

23)Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

В состав буксирного устройства транспортных судов входят:

- вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.

Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).

29. рулевое устройство предназначено для обеспечения движения судна в заданном направлении(по заданному курсу) и изменение направления движения. основными составляющими рулевого устройства являются: пост управления рулём, аксиометр, ограничитель перехватки руля, указатели(индикаторы), руль, рулевой тормоз, рулевой привод, рулевая машина, рулевая передача.

28. трюмный матрос обязан следить за укладкой, сепарацией и креплением груза в трюме, за состоянием тары. Судовой тальман обязан внимательно и непрерывно вести счёт груза, отмечать в тальманской книжке (тальманском листе ) погруженные (выгруженные места), контроллировать все сведения о грузе по копиям погрузочных ордеров. он должен постоянно сверять свои записи с данными портового тальмана и при расхождении в счёте немедленно докладывать второму помощнику капитана.

31.судовые спасательные средства- это совокупность предусмотренных средств на судне для спасания людей в открытом море, которые подразделяются на: индвивидуальные, коллективные и специальные.
индивидуальные: поддерживающие(спасательные круги/жилеты),; поддерживающие и изолирующие (гидротермокостюмы); изолюирующие (гидротермокостюмы без камер плавучести и индивидуальные защитные средства). Коллективные: спасательные шлюпки (закрытые, частично закрытыеЮ огнезащищённые); надувные спасательные плоты (сбрасываемые, спускаемые); жесткие спасательные плоты(сбрасываемые, спускаемые); сбрасываемые шлюпки; свободно высплывающие спасательные средства( спасательный отсек). Специальные (дежурная шлюпка)

37. МСС-65 включает в себя следующие разделы:
1)Объяснения и общие замечания
2) определения
3)способы сигнализации
4)общие указания
5)флажная сигнализация
6)световая сигнализация
7) звуковая сигнализация
8) радиотелефонная связь
9) сигнализация флажками или руками
10) знаки Морзе, фонетическая таблица и прцедурные сигнали

Стандарт устанавливает требования к морским лоцманам лоцманских служб государственных организаций и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, порядок их подготовки и аттестации. Стандарт не устанавливает требования к ледовым лоцманам на трассе Северного Морского пути.

ГОСТ Р 51874-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

Требования к морским лоцманам.
Порядок подготовки. Аттестация

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 марта 2002 г. № 100-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 51874-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ

Требования к морским лоцманам.
Порядок подготовки. Аттестация

Safety navigation.
Requirements for maritime pilots.
Standards of training. Certification

Дата введения 2003-01-01

Настоящий стандарт устанавливает требования к морским лоцманам лоцманских служб государственных организаций и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов (далее - лоцманские организации), порядок их подготовки и аттестации.

Стандарт не устанавливает требования к ледовым лоцманам на трассе Северного Морского пути.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 морской лоцман: Специалист по проводке судов на подходе к морскому порту, в пределах акватории морского порта, между морскими портами, а также в открытом море, хорошо знающий район и условия плавания [1].

2.1.2 судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания [2].

2.1.3 торговое мореплавание: Деятельность, связанная с использованием судов для:

- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

- промысла водных биологических ресурсов;

- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

- лоцманской и ледокольной проводки;

- поисковых, спасательных и буксирных операций;

- подъема затонувшего в море имущества;

- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- защиты и сохранения морской среды;

- проведения морских научных исследований;

- учебных, спортивных и культурных целей;

2.1.4 морской порт: Комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания.

В зависимости от специфики обслуживаемых судов морской порт может быть морским торговым, морским рыбным или морским специализированным портом [2].

2.1.5 район лоцманской проводки: Участок морских путей и акваторий, в которых морской лоцман осуществляет проводку судов.

2.1.6 лоцманская проводка: Процесс, заключающийся в обеспечении безопасного плавания судов и предотвращения происшествий с судами, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды с участием морского лоцмана [2].

2.1.7 диплом: Документ, выданный капитаном морского порта и дающий право его владельцу на занятие должности, указанной в этом документе [3].

2.1.8 капитан морского порта: Должностное лицо морского порта, на которое законодательством Российской Федерации возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.

2.1.9 функция: Группа задач, обязанностей и ответственностей, необходимых для обеспечения лоцманской проводки.

2.1.10 лоцманское удостоверение: Документ, выданный капитаном морского порта, подтверждающий квалификацию морского лоцмана и его право на лоцманскую проводку соответствующих судов в определенном районе этого морского порта.

2.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ГМССБ - Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

СУДС - Система управления движением судов;

АИС - Автоматизированная информационная система;

ГЛОНАС - Глобальная навигационная система;

И МО - Международная морская организация.

3.1 Лоцманскую проводку судов осуществляют морские лоцманы, имеющие лоцманское удостоверение.

3.2 Лоцманское удостоверение выдают капитаны морских портов в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, отвечающим требованиям настоящего стандарта.

Лоцманское удостоверение выдается сроком на пять лет. Продление действия лоцманского удостоверения на очередной срок осуществляется на основании решения соответствующей аттестационной комиссии согласно 6.2.2.

3.3 Морские лоцманы при лоцманской проводке судов и во взаимоотношениях с капитанами судов руководствуются международными нормами и правилами, законодательством Российской Федерации, Положением о морских лоцманах 1) утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, портовыми правилами и обязательными постановлениями по соответствующим морским портам, иными правовыми актами Российской Федерации.

3.4 Рабочими языками при осуществлении лоцманской проводки являются русский и английский.

3.5 Функции, права и обязанности морских лоцманов устанавливают в Положении о морских лоцманах 1) должностных инструкциях и других документах лоцманских организаций.

3.6 Должностные инструкции морским лоцманам разрабатывают руководители лоцманских организаций с учетом требований обязательных постановлений по соответствующим морским портам, особенностей районов лоцманской проводки и требований настоящего стандарта.

1) Находится в стадии разработки

4.1 Каждый морской лоцман должен иметь:

а) гражданство Российской Федерации;

б) высшее или среднее морское специальное образование по специальности судоводителя;

в) диплом не ниже старшего помощника капитана (для кандидатов в морские лоцманы - действующий диплом не ниже старшего помощника капитана);

г) стаж работы не менее пяти лет в должности капитана или старшего помощника капитана на судах валовой вместимостью 500 и более;

д) заключение соответствующей медицинской комиссии о пригодности к работе на морских судах;

е) свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации морских лоцманов в соответствии с программой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

ж) свидетельства о прохождении следующих видов тренажерной подготовки по программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта:

- радиолокационное наблюдение и прокладка;

- использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки;

- маневрирование и управление судном;

з) лоцманское удостоверение.

4.2 Каждый морской лоцман должен знать [4]:

- нормы международного морского права и законодательства Российской Федерации, устанавливающие требования, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды в части, касающейся функций и обязанностей морского лоцмана;

- район лоцманской проводки (далее - район);

- методы и способы решения задач судовождения с использованием технических средств судовождения и учетом особенностей района;

- применяемые в районе системы навигационных ограждений;

- характеристики и секторы видимости маяков, а также туманные сигналы, радиолокационные ориентиры, радиолокационные маяки-ответчики, СУДС, АИС, дифференциальные станции, системы ГЛОНАС и другие навигационные средства и системы, действующие в районе;

- наименования, местонахождения и характеристики плавучих маяков, буев, сигнальных огней, знаков, сооружений и иных приметных объектов района;

- названия и характеристики каналов, мелей и мысов района;

- рекомендуемые курсы и расстояния района;

- системы разделения движения, схемы судоходства в районе;

- глубины в районе с учетом приливно-отливных явлений;

- направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, а также правила применения таблиц приливов района;

- якорные стоянки в районе;

- имеющиеся в районе мосты, их оборудование и сигнальные средства;

- порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической радиолокационной прокладки;

- средства связи и сигнализации, порядок получения и использования навигационной информации;

- имеющиеся в районе системы передачи радионавигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;

- особенность проводки судов, перевозящих опасные грузы;

- маневренные качества судов, проводку которых предполагается осуществлять, недостатки и ограничения, присущие различным системам движителей и рулевых устройств;

- факторы, влияющие на управляемость судна (ветер, течение, запас глубины под килем, характер дна, берега, взаимодействие судов и др.);

- любые иные знания относительно навигационных, гидрографических, метеорологических и других условий и особенностей плавания в районе;

- изменение навигационной обстановки;

- технические характеристики имеющихся в районе ледоколов, буксиров и способы их использования при проходе узкостей, работе на ограниченных акваториях, движении в канале и при швартовных операциях;

- характерные обстоятельства и причины навигационной аварийности в районе;

- русский и английский языки в степени, позволяющей ясно излагать свои мысли в процессе общения с капитаном проводимого судна и другими участниками обеспечения плавания судов в районе.

4.3 Каждый морской лоцман должен уметь:

- применять профессиональные знания и опыт при обеспечении безопасности плавания судов;

- руководить работой буксиров при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе;

- взаимодействовать с оператором СУДС для осуществления лоцманской проводки в районе.

4.4 Морские лоцманы обязаны:

- соблюдать нормы международного морского права и законодательства Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды;

- обеспечивать лоцманскую проводку судов, постановку судов на якорь или бочку и съемку с них, швартовку судов к причалам и отход от них, перестановку судов в морском порту в соответствии с установленными правилами и обязательными постановлениями по морскому порту, руководствуясь хорошей морской практикой;

- проводить суда в любое время суток, если на это нет ограничений портовыми правилами (кроме случаев, когда по гидрометеорологическим условиям проводка судов становится небезопасной);

- использовать русский и (или) английский языки, а в случае разногласий или непонимания - Стандартные фразы ИМО для общения на море [5];

- при исполнении служебных обязанностей быть в установленной форменной одежде с соответствующими знаками различия и иметь при себе лоцманское удостоверение;

- не реже одного раза в пять лет проходить специальную и тренажерную подготовку в соответствии с 4.1, перечисления е), ж);

- один раз в два года при возрасте до 40 лет и ежегодно при возрасте более 40 лет подтверждать, что состояние здоровья и особенно зрения и слуха отвечает установленным требованиям.

4.5 Морские лоцманы открытого моря должны:

- соответствовать требованиям 4.1-4.3;

- иметь действующий диплом капитана;

- иметь стаж работы в должности морского лоцмана не менее пяти лет.

5.1 Подготовку морских лоцманов осуществляют лоцманские организации по программе подготовки, разработанной и утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5.2 Лоцманские организации, при необходимости, разрабатывают дополнения к утвержденной программе подготовки с учетом местных условий плавания и особенностей лоцманской проводки судов в обслуживаемом районе.

5.3 Программы подготовки должны содержать теоретическую и практическую части.

5.3.1 Теоретическую часть программы подготовки морские лоцманы изучают на организуемых и проводимых лоцманскими организациями занятиях.

5.3.2 Практическую часть программы подготовки морские лоцманы проходят путем стажировки на проводимых судах под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы морским лоцманом не менее пяти лет.

Стажировки на проводимых судах, а также подготовку на визуальных и модельных тренажерах для действующих морских лоцманов организуют по мере необходимости в целях повышения их квалификации.

Стажировки на проводимых судах для кандидатов в морские лоцманы обязательны, и сроки таких стажировок должны быть не менее шести месяцев. Если за указанный срок кандидат в морские лоцманы не получил достаточных навыков, срок стажировки продлевают до одного года.

5.4 Морские лоцманы, осуществляющие проводку судов в зонах действия СУДС, должны пройти стажировки в течение не менее семи дней в центрах СУДС в качестве дублеров операторов СУДС.

Морским лоцманам, прошедшим стажировку, капитаны морских портов выдают соответствующий документ.

Программы стажировок разрабатывают лоцманские организации, согласовывают с администрацией СУДС и утверждают капитаны соответствующих морских портов.

5.5 Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.

К подготовке допускают лиц, имеющих специальное заключение медицинской комиссии.

Программу специальной подготовки утверждает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5.6 Проверку знаний морских лоцманов в соответствии с требованиями настоящего стандарта и испытания кандидатов в морские лоцманы в объеме программы подготовки осуществляют лоцманские организации в установленном порядке.

По кандидатам в морские лоцманы, не прошедшим испытания в установленный срок, выносят решения о их профессиональной непригодности.

5.7 Кандидатам в морские лоцманы, прошедшим испытания в соответствии с 5.6, капитаны соответствующих морских портов по представлению лоцманских организаций присваивают звания морских лоцманов и выдают лоцманские удостоверения установленного образца.

6.1 В целях обеспечения профессионального выполнения обязанностей морскими лоцманами один раз в пять лет проводят их аттестацию.

6.2 Аттестацию морских лоцманов морских торговых и морских специализированных портов проводят аттестационные комиссии федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Аттестацию морских лоцманов морских рыбных портов проводят аттестационные комиссии федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.

6.2.1 Конкретные составы аттестационных комиссий объявляют в распоряжениях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

6.2.2 Организацию проведения аттестации морских лоцманов, состав представляемых документов, порядок работы аттестационных комиссий, выносимые решения и порядок их реализации устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

6.3 Досрочную аттестацию морских лоцманов проводят по представлению руководителей лоцманских организаций или соответствующих органов надзора федерального органа исполнительной власти в области транспорта или федерального органа исполнительной власти в области рыболовства при:

- неоднократном нарушении морским лоцманом установленных правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана;

- двух и более аварийных случаях с участием одного морского лоцмана в течение трех лет;

- аварийном случае с судном во время лоцманской проводки по вине морского лоцмана.

Библиография

[1] Морской энциклопедический словарь/ Под ред. В.В. Дмитриева. -Ленинград: Судостроение, 1991

[2] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ

[3] Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г.

Ключевые слова: безопасность мореплавания, морские лоцманы, лоцманские организации, капитан морского порта, лоцманские удостоверения, подготовка, аттестация

В целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие в установленном порядке "Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации".

2. Департаменту речного транспорта, Государственной судоходной инспекции Российской Федерации, Государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства, морским администрациям морских и устьевых портов, акционерным обществам, другим организациям руководствоваться в деятельности лоцманских служб настоящим Положением.

3. Приказ министра речного флота РСФСР от 05.04.61 N 52-пр "Об организации лоцманской службы для проводки по внутренним водным путям РСФСР судов и плавучих объектов сторонних организаций" считать утратившим силу.

Министр транспорта РФ
В.Б.ЕФИМОВ

Приложение
к Приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от 3 февраля 1995 г. N 11

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОЦМАНСКОЙ СЛУЖБЕ И ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКЕ
СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ СУДОХОДНЫМ ПУТЯМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания "Речной лоцман" выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта", утвержденным Приказом министра транспорта Российской Федерации и министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

- об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

- о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

- о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

- о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной
лоцманской проводки

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение "Речной лоцман" или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

- судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

- судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

- крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в "извещениях" судоводителям.

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку на выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта - за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (Приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, отшвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания "Речной лоцман" 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории "Речной лоцман" 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию - английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со "Стандартным морским навигационным словарем - разговорником", рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным "Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации". Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение
проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор Департамента
речного транспорта
Л.В.БАГРОВ

Приложение N 1
к Положению о лоцманской службе и
лоцманской проводке судов по
внутренним судоходным путям
Российской Федерации

Приложение N 2
к Положению о лоцманской службе и лоцманской
проводке судов по внутренним судоходным
путям Российской Федерации

РАСЧЕТ
ЛОЦМАНСКОГО СБОРА ПО ПРОВОДКЕ СУДНА

1. За проводку по фарватеру (каналу) _________________________

2. За ввод в порт и вывод из порта ___________________________

3. За швартовку и отшвартовку ________________________________

4. За перестановку в пределах порта __________________________

5. Надбавка за работу в ночное время,

воскресные и праздничные дни ______________________________

6. За напрасный вызов лоцмана ________________________________

7. За задержание лоцмана на судне ____________________________

Задайте вопрос юристу:

1.1. Морской лоцман относится к категории специалистов.
1.2. На должность морского лоцмана принимается лицо:
1) имеющие среднее или высшее судоводительское образование;
2) имеющее диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов;
3) лоцманское удостоверение установленной формы;
4) выдержавшее испытание на знание лоцманского дела в определенном районе плавания.
1.3. К работе в должности морского лоцмана допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) прошедшее инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Морской лоцман должен знать:
1) нормы международного права и законодательство Российской Федерации по обеспечению безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращению загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;
2) требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;
3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;
4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;
5) состояние судоходства в районе лоцманской проводки судна;
6) климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы и способы учета их воздействия на управление судном в районе лоцманской проводки;
7) особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;
8) системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов;
9) оборудование мостика и средства судовождения;
10) методы и способы решения задач судовождения в районе лоцманской проводки с использованием технических средств;
11) навигационные средства и системы, действующие в районе лоцманской проводки судов;
12) имеющиеся в районе лоцманской проводки мосты, их оборудование и сигнальные средства;
13) названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;
14) характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством;
15) порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов;
16) способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов;
17) отличительные глубины над навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;
18) имеющиеся в районе системы передачи навигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;
19) факторы, влияющие на управляемость судна;
20) особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;
21) расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежищ для них;
22) характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений, способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов;
23) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море;
24) способы управления судном при чрезвычайных ситуациях, порядок организации борьбы за живучесть судна, способы снятия судна с мели;
25) расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти;
26) обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов;
27) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;
28) русский и английский языки в объеме, позволяющем ясно излагать свои мысли в процессе общения с капитаном проводимого судна и другими участниками обеспечения плавания судов в районе;
29) виды информации, получаемые от радиолокатора, и факторы, влияющие на его работу и точность;
30) названия, позывные служб морского порта, службы управления движением судов, участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки, способы осуществления связи с ними;
31) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации;
32) порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;
33) способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
34) технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;
35) виды швартовных операций и способы их выполнения с помощью буксиров;
36) порядок использования различных типов буксиров;
37) способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях;
38) способы управления судном при постановке на якорь или снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них и в чрезвычайных ситуациях;
39) местоположение якорных стоянок в районе;
40) маневренные характеристики судна;
41) влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
42) способы маневрирования при съемке судна с якоря и постановке на якорь, к плавучим объектам, при швартовных операциях;
43) обязательные постановления по морским портам;
44) характеристики и особенности района лоцманской проводки судов;
45) нормы международного морского права и законодательства Российской Федерации, устанавливающие требования, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды в части, касающейся функций и обязанностей морского лоцмана;
46) нормативно-правовые документы, регулирующие судоходство в районе лоцманской проводки судов;
47) требования производственной санитарии на судах;
48) требования электробезопасности на судах;
49) требования пожарной безопасности на судах;
50) характеристики и особенности района лоцманской проводки судов;
51) требования охраны труда;
52) опасные и вредные производственные факторы, основные средства индивидуальной защиты;
53) …………… (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Морской лоцман должен уметь:
1) применять профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна;
2) ориентироваться в навигационной обстановке в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;
3) использовать электронные карты, радиолокационные станции и средства автоматической радиолокационной прокладки;
4) использовать навигационные ориентиры при определении и контроле местоположения судна;
5) применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля местоположения судна;
6) вести наблюдение за окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы;
7) учитывать гидрометеорологические и гидродинамические факторы, влияющие на судно при его движении и стоянке;
8) осуществлять безопасную лоцманскую проводку судна в штормовых, ледовых условиях, проводить судно методом лидирования;
9) пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи;
10) осуществлять общение с капитаном судна, членами экипажа и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки на русском и (или) английском языке;
11) оказывать первую помощь;
12) пользоваться способами личного выживания;
13) определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;
14) использовать радиолокатор и систему автоматической радиолокационной прокладки;
15) расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора;
16) использовать информацию и рекомендации, получаемые от системы управления движением судов и систем обеспечения безопасности мореплавания;
17) выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом;
18) руководить работой буксиров при осуществлении буксировочных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судна;
19) руководить работой буксиров при выполнении швартовных операций;
20) выдавать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;
21) выполнять процедуры постановки судна на якоря или бочки и съемки с них;
22) выполнять процедуры швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к другому судну на ходу;
23) применять профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты водной среды;
24) контролировать соответствие размещения средств навигационного оборудования объявленным в изданиях гидрографической службы;
25) контролировать состояние и исправность действия средств навигационного оборудования;
26) …………… (другие навыки и умения)
1.6. Морской лоцман в своей деятельности руководствуется:
1) …………… (наименование учредительного документа)
2) Положением о …………… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) …………… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Морской лоцман подчиняется непосредственно …………… (наименование должности руководителя)
1.8. …………… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Выдача рекомендаций капитану судна в целях обеспечения безопасного плавания, предотвращения происшествия с судном, защиты окружающей среды в морском районе лоцманской проводки судов:
1) рекомендации капитану судна в оценке навигационной обстановки и управлении судном;
2) осуществление радиолокационного и визуального наблюдения с целью выработки рекомендаций для предотвращения столкновений судов;
3) обмен информацией и согласование с капитаном судна порядка использования буксиров;
4) выдача рекомендаций капитану судна по безопасной постановке судна на якорь или бочку и съемки с них, по швартовке судна к причалу или перегрузочному комплексу и отходу от них;
5) информирование капитана морского порта о выявленных нарушениях и несоответствиях в районе лоцманской проводки.
2.2. …………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Морской лоцман исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) согласовывает с капитаном судна план предстоящей лоцманской проводки судна;
2) информирует капитана судна о навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания, состоянии судоходства, наличии на пути следования опасностей и особенностей, о характеристиках средств навигационного оборудования и навигационных ориентиров;
3) согласовывает с капитаном судна порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном;
4) контролирует местоположение судна методами инструментального и глазомерного определения навигационных параметров;
5) наблюдает за окружающей обстановкой, опознаванием ориентиров, оптических и звуковых сигналов;
6) ведет наблюдение за изменением условий плавания, оказывающих влияние на безопасность проводимого судна и иных судов в морском районе лоцманской проводки;
7) осуществляет радиосвязь с судами и береговыми центрами при помощи морских систем связи.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) ведет радиолокационное визуальное наблюдение за судами, прогнозирует маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами применительно к преобладающим обстоятельствам в условиях лоцманской проводки;
2) информирует капитана судна об имеющихся в районе лоцманской проводки системах управления движением судов, системах обеспечения безопасности мореплавания и о порядке взаимодействия с ними;
3) выполняет указания, получаемые от оператора службы управления движением судов.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) оценивает необходимость привлечения буксиров для оказания помощи судну во время его проводки сложными участками;
2) согласовывает с капитаном и выдает рекомендации по буксировке судов и плавучих объектов;
3) согласовывает с капитаном и выдает рекомендации по швартовным операциям судна с помощью буксиров.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) согласовывает с капитаном судна план предстоящей постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемку с них, швартовку к причалу или выносному перегрузочному устройству и отход от них;
2) выдает рекомендации о порядке постановки и съемки судна с якоря или бочки;
3) выдает рекомендации о порядке швартовных операций судна.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) информирует капитана морского порта о переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
2) информирует капитана морского порта о происшествиях с судном, лоцманская проводка которого осуществляется, и с другими судами в обслуживаемом районе;
3) информирует капитана морского порта о невыполнении капитаном судна, лоцманская проводка которого осуществляется, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения моря с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором.
3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.7. …………… (другие обязанности)
3.2. …………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Морской лоцман имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. …………… (иные права)

5. Ответственность

5.1. Морской лоцман привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. …………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

Читайте также: