Обязанности капитана судна при получении сигнала бедствия

Обновлено: 25.06.2024

Данная Инструкция не является поправкой к Регламенту радиосвязи или Конвенции СОЛАС-74/88 и не изменяет каких-либо их положений, а в случае возникновения какого-либо конфликта, положениям Регламента радиосвязи и Конвенции СОЛАС-74/88 должно всегда отдаваться предпочтение.

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для судовых специалистов, ответственных за обеспечение связи судна, как в аварийных ситуациях, так и в условиях повседневной эксплуатации.

1.3. Операторы ГМССБ, выполняющие функциональные обязанности по обеспечению радиосвязи в случае бедствия и радиоспециалисты ГМССБ, ответственные за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРН, назначаются приказом капитана.

1.4. Записи, относящиеся к несению радиовахты на частотах, выделенных для системы цифрового избирательного вызова (ЦИВ), приему информации по безопасности мореплавания (ИБМ), передаваемой по различным системам связи, вносятся в Радиожурнал оператором ГМССБ, непосредственно выполняющим вахтенные обязанности по радиосвязи.

1.5. Записи, относящиеся к техническому обслуживанию средств радиосвязи и электрорадионавигации (ЭРН), радиосвязи в случае бедствия, ведутся радиоспециалистами ГМССБ, на которых возложено выполнение данных функциональных обязанностей.

1.7. На судне, в помещении, где установлен комплекс оборудования ГМССБ и находится рабочее место оператора ГМССБ, должна быть на видном месте расположена Инструкция по эксплуатации комплекса оборудования.

2.1. Функциональные обязанности оператора ГМССБ по обеспечению радиосвязи в случае бедствия.

2.1.1. До выхода в рейс оператор ГМССБ, выполняющий функциональные обязанности по обеспечению радиосвязи в случае бедствия, должен:

2.1.1.1. Убедиться в том, что все радиооборудование, используемое в случаях бедствия и безопасности и резервный источник энергии (аккумуляторные батареи), находятся в рабочем состоянии, и сделать соответствующую запись в Радиожурнале ГМССБ (Судовом журнале).

2.1.1.3. Сверить и установить показание часов по сигналам точного времени и сделать соответствующую запись в Радиожурнале ГМССБ (Судовом журнале).

2.2. Функциональные обязанности вахтенного оператора ГМССБ

2.2.2. При нахождении судна в море вахтенный оператор ГМССБ должен:

2.2.2.1. Осуществлять непрерывное наблюдение за вызовами на международных частотах бедствия и безопасности с использованием устройства ЦИВ.

2.2.2.2. Обеспечивать автоматический прием метеорологических и навигационных предупреждений, а также другой срочной информации, передаваемой на суда.

Твердые копии прогнозов погоды и навигационных предупреждений подшивать в отдельные папки и отмечать факт их приема в Радиожурнале ГМССБ (Судовом журнале).

2.2.2.5. Проверять показание часов по сигналам точного времени не реже одного раза в сутки с записью в Радиожурнал ГМССБ (Судовой журнал).

2.2.2.6. Записывать в Радиожурнал ГМССБ (Судовой журнал) местоположение судна и время его определения не менее одного раза в сутки

2.2.2.3. Прослушивать все передачи ТФЦ ЛИСТ, предусмотренные расписанием береговых станций, с которыми поддерживалась связь.

2.2.3. По прибытии в порт вахтенный оператор ГМССБ должен, закрывая вахту, известить местную береговую станцию и станцию, на обслуживании которой он находится, о прибытии судна в порт и о прекращении работы станции.

2.2.4. С приходом в порт заземлить передающие антенны, если это предусмотрено конструкцией оборудования.

Примечание: До 1 февраля 2005 года или до другой даты, которая будет определена, должна вестись непрерывная слуховая вахта на 16 канале УКВ и на частоте 2182 кГц, если на судне имеется соответствующий приемник (автоаларм).

2.3. Функциональные обязанности радиоспециалиста ГМССБ, ответственного за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРН.

2.3.1. Радиоспециалист ГМССБ, ответственный за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРН перед выходом в рейс должен:

- проверить правильность установки и подключения антенн;

- проверить исправность всего оборудования радиосвязи, электрорадионавигации и резервных источников питания и записать в Радиожурнал ГМССБ (Судовой журнал) о результатах этих проверок.

2.3.2. При нахождении судна в море радиоспециалист ГМССБ, ответственный за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРН должен осуществлять следующие обязательные проверки с записью в Радиожурнал ГМССБ (Судовой журнал) о результатах таких проверок:

- проверку функционирования ЦИВ без излучения радиосигналов с использованием средств встроенного контроля;

- проверку зарядки аккумуляторных батарей;

- проверку принтеров на предмет достаточного количества бумаги и удовлетворительного состояния пишущих узлов;

еженедельно:

- проверку функционирования ЦИВ посредством тестового вызова береговой станции; если судно более одной недели находится вне зоны действия береговой станции, оборудованной ЦИВ, тестовый вызов должен быть произведен при первом удобном случае;

- проверку работоспособности носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств;

- проверку состояния аварийных, спутниковых аварийных радиобуев и радиолокационных ответчиков на предмет отсутствия внешних повреждений (проверка работоспособности с использованием средств встроенного контроля, если имеются, без излучения радиосигналов в эфир);

- проверку состояния и соединений всех аккумуляторных батарей, обеспечивающих подачу энергии к любой части радиоустановки, а также мест их размещения;

- проверка состояния антенн и изоляторов (с замерами сопротивлений изоляции антенн).

2.3.3. Следить за состоянием сменных источников питания, встроенных в оборудование радиосвязи и электрорадионавигации.

2.3.4. Осуществлять своевременную замену источников питания аварийных радиобуев и аварийных спутниковых радиобуев, радиолокационных ответчиков и носимых аварийных УКВ радиостанций спасательных средств.

2.3.5. Осуществлять своевременную проверку устройств автоматического отделения аварийных радиобуев и аварийных спутниковых радиобуев.

2.3.6. Отмечать в Радиожурнале ГМССБ (Судовом журнале) выходы из строя или серьезные ухудшения эксплуатационно-технических характеристик оборудования.

3.1. Общие положения

3.1.1. Связь при бедствии используется, когда требуется немедленная помощь судну, или самолету, или частному лицу, включая медицинскую помощь. Обмен по бедствию включает в себя радиосвязь во время проведения операции по поиску и спасанию, а также связь на месте бедствия.

3.1.2 Термины и определения.

Сигнал бедствия (Distress signal)) [RR, Appendix S13, Part A3, § 3].

Вызов при бедствии (Distress call) [RR, Appendix S13, Part A3, § 4]

В радиотелефонии вызов при бедствии состоит из:

- сигнала бедствия MAYDAY, произносимого три раза;

- слова This is (или DE, произносимого как DELTA ECHO в случае языковых затруднений)

- позывного или другого идентификатора судна, терпящего бедствие, произносимого три раза.

- сигнала бедствия MAYDAY;

- названия или другого идентификатора судна, терпящего бедствие;

- сведений о местоположении судна, терпящего бедствие;

- характера бедствия и требуемой помощи;

- любых других сведений, которые могли бы облегчить оказание этой помощи.

Сигнал тревоги в случае бедствия в ГМССБ (Distress alert) [RR, S32.9]

3.1.3. Передача сигнала тревоги в случае бедствия означает, что подвижной объект или лицо подвергается серьезной и неминуемой опасности.

3.1.4. Передача сигнала тревоги в случае бедствия в направлении судно-берег используется для оповещения МСКЦ/МСПЦ через БРС или БЗС.

3.1.5. Передача сигналов тревоги в случае бедствия в направлении судно-судно используется для оповещения других судов, находящихся поблизости от терпящего бедствие судна и осуществляется с использованием устройства ЦИВ в УКВ и ПВ диапазонах. Кроме того, могут использоваться частоты бедствия в КВ диапазоне.

3.1.6. Сигнал тревоги в случае бедствия имеет абсолютный приоритет над всеми другими сигналами.

3.1.7. МСКЦ/МСПЦ, принявший сигнал тревоги в случае бедствия, должен ретранслировать его в направлении берег-судно, адресовав его всем судам, или группе судов, или конкретному судну, используя спутниковые и/или береговые средства [RR, S32.14].

3.1.8. Сигнал тревоги в случае бедствия считается ложным [RR, S32.10A], если он был передан при отсутствии ситуаций, указанных в п. 3.1.1. Передача ложных сигналов тревоги в случае бедствия может быть вызвана неисправностями аппаратуры, помехами, тестированием и непреднамеренными действиями оператора (IAMSAR Manual). Ложный сигнал тревоги в случае бедствия, переданный преднамеренно, называется фальсифицированным.

Алгоритм действий суднов в зависимости от аварийной ситуации
(IAMSAR Manual. Volume III)


3.1.10. Сигнал тревоги в случае бедствия должен передаваться только по указанию капитана.

3.1.11. По указанию капитана оператор ГМССБ, выполняющий функциональные обязанности по обеспечению радиосвязи в случае бедствия, должен:

- приступить к процедуре оповещения о бедствии (при этом могут быть задействованы устройства ЦИВ, система спутниковой связи ИНМАРСАТ, аварийные спутниковые радиобуи: системы КАСПАС-САРСАТ или ИНМАРСАТ, или аварийный радиобуй УКВ);

- установить связь с МСКЦ/МСПЦ и с другими судами используя ЦИВ на соответствующих частотах бедствия ЦИВ (см. п. 3.2.3.) с последующим ведением аварийного обмена в режиме радиотелефонии или радиотелекса;

- установить связь с МСКЦ/МСПЦ с помощью спутниковой системы связи ИНМАРСАТ;

- вести аварийный обмен с МСКЦ/МСПЦ и другими судами;

- записывать весь аварийный радиообмен в Радиожурнал ГМССБ (Судовой журнал), включая данные о судах, принимающих участие в аварийном радиообмене, их местонахождение.

3.2. Оповещение о бедствии в режиме ЦИВ

3.2.1. В системе ЦИВ используются два метода передачи сигнала тревоги в случае бедствия: одночастотный и многочастотный. В УКВ и ПВ диапазонах применяется только одночастотный метод. Передача сигнала тревоги в случае бедствия в КВ диапазоне, может быть осуществлена либо на одной частоте, либо последовательно на нескольких частотах. В последовательность может быть включена и частота ПВ диапазона

При использовании одночастотного метода оповещения о бедствии сигнал бедствия ЦИВ передается последовательно пять раз, после чего следует пауза случайной длительности в интервале между 3,5 и 4,5 минутами (ITU-R М.541-8) для приема подтверждения. Затем снова передается последовательность, состоящая из пяти сигналов бедствия ЦИВ и т.д. (некоторые разработчики устройств ЦИВ устанавливают паузу равной 5 минутам). Цикл передач прекращается при получении подтверждения приема от другой станции, а также может быть остановлен путем нажатия соответствующей кнопки на пульте управления устройства ЦИВ.

При многочастотном методе оповещения о бедствии сигнал бедствия ЦИВ передается последовательно на всех запрограммированных частотах, после чего следует пауза случайной длительности в интервале между 3,5 и 4,5 минутами для приема подтверждения. Остановка цикла передач происходит аналогично одночастотному методу.

3.2.2. В системе ЦИВ предусмотрено два способа передачи сигнала тревоги в случае бедствия: без предварительного редактирования и с предварительным редактированием формата сигнала бедствия ЦИВ.

При использовании УКВ ЦИВ передача данного сигнала бедствия ЦИВ осуществляется на частоте 156.525 Мгц (канал 70); при использовании ПВ/КВ ЦИВ обычно - на частоте 2187.5 кГц, но могут быть использованы и другие частоты, в зависимости от возможностей используемого на судне оборудования.

При передаче сигнала бедствия ЦИВ с предварительным редактированием оператор ГМССБ может указать характер бедствия из числа, предусмотренных в системе ЦИВ, откорректировать координаты и время их определения, а при передаче сигнала бедствия ЦИВ в диапазоне ПВ/КВ дополнительно выбрать частоту передачи и вид последующей связи.

3.2.3. После передачи сигнала бедствия ЦИВ, должна открываться вахта на соответствующих частотах, выделенных для аварийного радиообмена в радиотелефонном режиме или в режиме УБПЧ (радиотелекс). На этих частотах аварийное судно получает также подтверждения приема сигнала бедствия ЦИВ в режиме радиотелефонии или УБПЧ от береговых станций, от МСКЦ/МСПЦ, от других судов. При этом используются следующие частоты:

Читайте также: