Обязанности группы разведки и тушения пожара на судне

Обновлено: 02.05.2024

Правила пожарной безопасности на морских судах

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207);

судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;

оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;

центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

соблюдением противопожарного режима на судне;

выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 05.12.2000". - Примечание изготовителя базы данных.

5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850*).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993*).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 04.11.1993. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

9. За противопожарную безопасность несет ответственность:

судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

устройств и конструктивных особенностей судна;

организации пожаротушения на судне;

схем противопожарной защиты;

мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

аварийных дыхательных устройств;

личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.

19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.

Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

— обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

— ограничение распространения пожара;

— предупреждение возможных при пожаре взрывов;

— ликвидация пожара и его последствий.

Индивидуальные действия. Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

– нажать кнопку ближайшего пожарного извещателя;

– громкими криками оповестить людей, находящихся в соседних помещениях о пожаре, и указать им пути эвакуации;

– по возможности сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику) более подробную информацию о месте очага пожара и его характера;

– если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;

– если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;

– принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

– убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;

– охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – EmergencyEscapeBreathingDevice), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут. Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:

— прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей вдыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;

— обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;

— организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;

— доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается. Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

— прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;

— изолировать очаг пожара от доступа воздуха:

— охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов. Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара. При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях. При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы. В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

— влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;

— возможность всплытия горящего груза под палубу;

— увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки. Для тушения наружного огня необходимо:

— по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

— подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;

— охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;

— вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;

— сбивать за борт струями водыразлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

При горении топлива у борта судна необходимо:

— вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;

— отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 — 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;

— применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;

— охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями. Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается. Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 минут.

В помещение, где осуществлялось объемное пожаротушение, до окончания полной вентиляции входить разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С. Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.


К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.


Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

    ;
  1. локализация;
  2. предупреждение взрывов;
  3. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Роль судового экипажа при тушении пожара исключительно велика. Четкость и слаженность действий аварийной пожарной партии и успех выполнения задачи зависят, прежде всего, от подготовки каждого члена экипажа.

По сигналу “Пожарная тревога” сразу должна быть организована разведка места пожара. Разведка должна производиться не только в горящих помещениях, но и в смежных с ними. Целью разведки является ознакомление с обстановкой пожара, и в, частности, выяснение, где и что именно горит, куда огонь распространяется, не угрожает ли опасность людям, какие силы и средства нужны для тушения, с каких позиций лучше вести наступление на огонь, т.е. где поставить пожарные стволы дл сбивания огня с горящих предметов или помещений, а также пути эвакуации застигнутых огнем или дымом людей и имущества.

Разведку пожара производят два-три человека, возглавляемые начальником аварийной пожарной партии.

Чтобы получить все необходимые данные о пожаре в возможно короткий срок, лица, ведущие разведку, обязаны: использовать наиболее выгодные и кратчайшие пути следования; принимать меры к предотвращению распространению огня всеми доступными способами и средством и средствами: закрывать иллюминаторы, двери, перекрывать вентиляцию, использовать пожарные рожки и другие средства и способы в зависимости от обстановки на пожаре; принимать меры к предотвращению попадания воды на дорогостоящие и ценные предметы, вещи, материалы и оборудование всеми доступными способами и имеющимися под руками средствами.

При обнаружении в ходе разведки очагов пожара, требующих немедленного тушения, необходимо силы и средства для ликвидации этих очагов вводить немедленно с учетом общей обстановки на пожаре.

В целях безопасности при проведении разведки пожара необходимо:

· иметь при себе спасательные верёвки, инструмент для вскрытия и разборки конструкций, приборы освещения и противодымные приборы;

· в задымлённых и загромождённых помещениях 1 конец верёвки оставляют у матроса, находящегося у входа в помещение;

· осторожно открывать двери, ведущие в горящее помещение, используя дверные плоскости для защиты от ожогов при возможном выбросе пламене или нагретых газов;

· не входить с открытым огнём в помещения, в которых предполагается наличие горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ и горючих газов;

· входить в помещение, оборудованное электрическими установками и в помещения, опасные в отношении взрыва или отравления, только приняв все меры предосторожности, установленные для этих помещений инструкциями;
соблюдать меры предосторожности от возможных обвалов и обрушений судовых конструкций;

· при малейшем подозрении на присутствие отравляющих веществ надевать противодымные приборы.

При передвижении рекомендуется придерживаться коридорных переборок. Проходя помещение, под которым находится очаг пожара, необходимо все время ударять перед собой палубу топором или ломом. Если палубы деревянные и звук от ударов получается гулкий, то продвигаться можно, это указывает на прочность палубы, если же звук глухой, то это указывает на горение в этом месте перекрытия. Такое место надо обойти или вернуться обратно.

Выяснив обстановку пожара и его характер, производящий разведку должен быстро сообщить результаты капитану по телефону или передать через связного. Руководитель группы в процессе разведки должен составить план наступления на огонь и отдать распоряжения пожарной партии приступить к тушению пожара.

Начальник аварийной пожарной партии, возвращаясь с разведки, должен закрывать за собой двери и другие отверстия, через которые ему приходилось проходить, чтобы не допустить притока свежего воздуха к месту горения.

В целях пресечения возможности распространения пожара необходимо:

- не оставлять открытыми иллюминаторы, световые фонари, двери не только в горящем помещении, но и в смежных с ними, а также закрывать двери в противопожарных переборках

- если пожар произошел в трюме, немедленно остановить действие вентиляционных наружных раструбов путем задрайки их специальными брезентовыми чехлами; грузовые люки полностью задраить брезентами;

- остановить действие механической приточно-вытяжной вентиляции путем выключения агрегатов, приводящих их в действие. По возможности стараться закрыть клапаны на вентиляционных каналах. Во все каюты, помещения данной группы, а также в ближайшие от места пожара отверстия канала ввести распыленную струю воды. Если эта мера не может пресечь распространение огня в соседние помещения, то следует немедленно сильными ударами рукоятки лома или обуха топора сплющить металлический канал вентиляции или засыпать песком отверстия канала. Это следует производить несколько отступя от места пожара по направлению возможного распространения огня по каналу ли группе каналов;

- немедленно вскрыть дощатую или фанерную подшивку подволока или переборки возле плинтуса палубы, где проходит пенал с электрокабелем или электросетями, прекратить подачу энергии в эти электролинии и только после выключения тока распыленной струей воды смочить деревянные переборки или подшивку подволока. Если такой пенал проходит в палубе или в переборке вблизи палубы, то в данном случае следует использовать песок, засыпать пенал на длину 1 – 2 м и установить на время тушения постоянное наблюдение, чтобы огонь не прошел по наружной части пенала;

- для пресечения проникновения огня сквозь открытые отверстия в переборках, где проходят трубопроводы отопительной системы, следует поступить так же, как и со сгораемыми пеналами;

- для предупреждения явного распространения огня между переборками и проволочной подшивки необходимо, несколько отступив по направлению тяги, вскрыть сгораемые переборки и опустить часть подволочной подшивки, после чего в эти места поставить людей для наблюдения, вооружив их пожарным рукавом со стволом;

- при пожаре тарного груза в трюме, если имеется возможность быстро потушить огонь, необходимо убрать близлежащие сгораемые предметы на палубу и одновременно производить тушение очага пожара всеми доступными палубными средствами. Если в трюмах невозможно ликвидировать пожар палубными средствами, то необходимо задраить вентиляционные раструбы и грузовые люки и затем пустить в действие объемное пожаротушение.

Необходимо помнить, что такая герметизация способствует скоплению угарного газа в горящем трюме или помещении и с приведением в действие объемного пожаротушения горение может быть приостановлено или вовсе ликвидировано.

Читайте также: