Обязанности адвокатов и нотариусов в сфере под фт

Обновлено: 18.05.2024

В информационном письме содержатся ответы на вопросы по взаимосвязи № 115-ФЗ с деятельностью нотариусов, адвокатов и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг.

Так первый ответ поясняет, что непосредственно распространяется этот закон на указанный перечень лиц в случае, если их деятельность связана:

  • с проведением сделок с недвижимостью,
  • с управлением деньгами, ценными бумагами, банковскими счетами и прочим имуществом физлиц,
  • с привлечением финансирования на создание организаций, управления ими и их куплю-продажу.

В случае, если указанные категории лиц в своей деятельности затрагивают эти аспекты деятельности, требования закона в сфере ПОД/ФТ они обязаны соблюдать.

Второй вопрос в информационном письме касается подключения указанных лиц к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга. Регулирующий орган объясняет, что лицам, ведущим деятельность в области бухгалтерских и юридических услуг, необходима регистрация в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга, поскольку при наличии полагать, что сделки, финансовые операции, возникающие в рамках их деятельности, могут быть связаны с отмыванием доходов и ФТ, у данных лиц есть обязательство уведомить об этом Росинмониторинг.

Ответ на третий вопрос касается необходимости создания личного кабинета на сайте Росфинмониторинга арбитражному управляющему, если его деятельность связана с оказанием услуг юридического характера лицам в процедуре банкротства. В письме содержатся пояснения, что оказывая услуги в процессе процедуры банкротства, на арбитражного управляющего не распространяются нормы законодательства в сфере ПОД/ФТ. Однако если он занимается другой предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических услуг, он обязан соблюдать нормы ПОД/ФТ, а значит и иметь Личный кабинет.

Далее письмо разъясняет, обязаны ли организации, деятельность которых связана с регистрацией юридических лиц, подключиться к Личному кабинету.

«4. Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юридических лиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ? Необходимо ли организации, оказывающей такие услуги, подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (государственной регистрации).

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Закон N 115-ФЗ распространяется на тех лиц, которые подготавливают либо проводят от имени клиента сделки по созданию, управлению, купле-продаже, обеспечению функционирования организаций. Следовательно, эти лица должны соблюдать требования в сфере ПОД/ФТ и иметь Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

Эти услуги могут быть оказаны на основании заключенного договора. Лицо, с которым был заключен договор на услуги, обязан соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Кроме этого, документ разъясняет, что лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги в рамках предпринимательской деятельности, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать специальное должностное лицо, ответственное за реализацию разработанных правил внутреннего контроля. При этом предприниматель, оказывающий услуги юридического или бухгалтерского характера, может исполнять функции должностного лица сам, либо назначить сотрудника, который прошел обучение в сфере ПОД/ФТ.

«7. Обязан ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?

Кристина Шперлик

ЦБ РФ и Росфинмониторинг ужесточают контроль за исполнением требований по идентификации и оценке клиентов и отправке отчетов в надзорные органы субъектами 115-ФЗ. Чтобы избежать наказаний за нарушение требований закона, нужно своевременно собирать необходимые данные, присваивать им уровень риска и отправлять информацию в надзорные органы.

Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.

Основные требования 115-ФЗ

К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ

Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

  • идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
  • получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
  • определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

Автоматический скоринг клиентов, открытые и закрытые списки в одном сервисе.

Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

Важные изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ

В Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 рекомендуется уточнить у клиента, кто является его бенефициарным владельцем, изучить учредительные документы, провести полную идентификацию бенефициарного владельца и не реже раза в год обновлять информацию о нем.

Если клиент отказывается предоставить информацию по бенефициарному владельцу, принимая его на обслуживание, ему можно автоматически присвоить высокий уровень риска.

Также ювелирным компаниям нужно фиксировать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть сделкам по договору купли-продажи от 600 000 руб. О них и сомнительных операциях нужно также сообщать регулятору.

Компании также должны отслеживать среди всех своих клиентов, причем даже тех, кто не выполняет никакие операции, физические лица или организации, находящиеся в перечне экстремистов/террористов, и блокировать их денежные средства или иное имущество, если они обнаружены в этом списке.

Те же требования относятся к спискам оружия массового поражения. Это новые списки, которые публикуются на сайте Росфинмониторинга и приравниваются к спискам террористов/экстремистов. Их также нужно регулярно проверять.

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 обязывает организации устанавливать дополнительные сведения в отношении лиц с повышенным уровнем риска. Если компания присвоила клиенту высокий уровень риска по итогам идентификации, у него нужно запросить дополнительные сведения.

У физических лиц нужно запросить:

  • cведения о целях и предполагаемом характере деловых отношений, о финансовом положении и источниках происхождения денежных средств.

Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.

У юридических лиц нужно запросить:

  • сведения о финансово-хозяйственной деятельности и деловой репутации.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.

Регулятор хочет, чтобы компании заранее проверяли клиентов до приема на обслуживание, чтобы исключить вероятность сомнительных или незаконных операций уже после начала работы с ним. Потенциально полная доскональная проверка всех клиентов заблаговременно позволяет поддерживать клиентскую базу в идеальном состоянии и не сталкиваться с сомнительными операциями.

С 22 марта 2019 года все субъекты 115-ФЗ обязаны отчитываться по перечням экстремистов и террористов не раз в квартал, а еженедельно.

Закон об оскорблении власти может потенциально расширить список террористов/экстремистов за счет попадания туда авторов оскорбительных репостов. Если клиент попал в список экстремистов, нужно будет провести весь перечень мероприятий, которые требует Росфинмониторинг.

Перечни экстремистов/террористов обновляются в личном кабинете Росфинмониторинга каждую неделю. Субъекты закона 115-ФЗ должны раз в неделю скачивать перечень, сверять его с клиентской базой и в течение трех дней отчитываться в Росфинмониторинг о факте наличия или отсутствия среди своих клиентов лиц из данного перечня.

Штрафы за невыполнение требований 115-ФЗ

За неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ ст. 15.27 КоАП предусматривает определенные штрафные санкции.

  • Невыполнение требований в части обеспечения внутреннего контроля (отсутствие тщательной идентификацию клиента, несвоевременное обновление данных). Это наиболее частая причина штрафов.

Размеры штрафов: от 10 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.

  • Непредставление в Росфинмониторинг или другой надзорный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операциях; представление недостоверных сведений.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток.

Деятельность организаций чаще всего приостанавливают, когда у них неоднократно выявляют нарушения в течение года.

  • Отсутствие блокировки или неприостановление операций с денежными средствами или иным имуществом среди клиентов с высоким уровнем риска.

Размеры штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; приостановлением деятельности до 60 суток.

Этот штраф можно получить, например, если компания не провела своевременную сверку своего клиента со списком террористов/экстремистов и совершила операцию с конкретным клиентом уже после обновления перечня, не заблокировала его денежные средства или имущество и продолжает работать с ним по заключенному ранее договору.

Судебная практика показывает, что по этому пункту суды не снижают штрафы, в отличие от двух предыдущих пунктов.

  • Непредоставление сведений о случаях отказа от проведения операций.

Размер штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – на должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток в случае неоднократных нарушений в течение года.

  • Непредставление информации в уполномоченный орган по запросу.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

  • Препятствование проведению проверок и неисполнение предписания.

Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 700 000 до 1 млн руб. – для должностных лиц; дисквалификация на срок от года до двух лет; административное приостановление деятельности до 90 суток или полный отзыв лицензии.

По последним двум пунктам штрафы встречаются редко.

Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ

Чтобы удовлетворить требования Центробанка и Росфинмониторинга, компания должна быть готова высвободить временные и человеческие ресурсы и научиться собирать и своевременно обновлять информацию из разных источников.

Чтобы автоматизировать и ускорить проверку клиентов, СКБ Контур разработал интеграционное решение Контур.Призма, которое может автоматически проверять клиентов, учитывая все требования 115-ФЗ и его подзаконных актов.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Контур.Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Контур.Призма оценивает клиентов по более чем 60 критериям, включая идентификационные критерии, финансовое положение, деловую репутацию и связанные организации клиента, и сразу же позволяет понять, стоит ли с ним работать или нет. Можно сразу же отслеживать, из-за каких именно критериев клиент оказался в группе с высоким, средним или низким риском.

Как рассчитывать риск клиента

Чтобы провести полную идентификацию клиента и оценить его уровень риска, нужно в Контур.Призме ввести ОГРН или ИНН организации и выбрать модель проверки — например, 115-ФЗ для некредитных финансовых организаций.

Программа отслеживает нахождение клиентов в списках террористов, экстремистов, санкционных списках, таких как перечень публичных должностных лиц, санкционный список Евросоюза, санкционный список HM Treasury.

При определении уровня риска сервис:

  • учитывает идентификационные факторы, деловую репутацию, связанные организации и факты хозяйственной деятельности, подтверждающие деловую репутацию клиента;
  • отражает лицензии, уплаченные налоги и сборы, сведения о финансовом положении клиента, список всех руководителей и учредителей организации, конечных бенефициаров и всю идентификационную информацию (налоговый орган, дата образования, ОГРН, ИНН, уставный капитал, ОКВЭД и т.д.).

Физических лиц можно проверять через ФИО и проверку паспорта клиента на действительность. Отслеживать актуальность паспортов всех клиентов можно одним файлом, а также через нахождение в санкционных списках и списке террористов/экстремистов. Сотрудничество с клиентом с недействительным паспортом считается нарушением.

С помощью сервиса Контур.Призма субъекты 115-ФЗ могут также проверять новых сотрудников — физических лиц.

Модель проверки можно настроить самостоятельно с учетом критериев, которые важны для конкретной компании при приеме клиента на обслуживание. Настройку уровня риска клиентов можно протестировать в демодоступе.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.

Каждый четверг, когда в Росфинмониторинге обновляется список террористов/экстремистов, в систему можно загрузить файл со списком организаций и ИП или физических лиц в xlsx, txt или csv-форматах. Список не должен превышать 3 000 записей. Через несколько секунд можно увидеть, входят клиенты в этот список или нет.

Контур.Призма доступна в двух версиях:

  1. Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
  2. API-версия. Интегрируется в информационную систему организации. Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.

Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Что регулирует этот закон?

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в "черный список ФАТФ", следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

  1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
  3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

Постановление Правительства № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок";

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
  2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  • Обучение СДЛа.

Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

Фиксирование информации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
  • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе "Обучение" (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Настоящая лекция посвящена роли нотариуса, адвоката, других независимых юристов и иных лиц юридической профессии в осуществлении первичного финансового мониторинга на основе рискового подхода к противодействию легализации (отмыванию) незаконных доходов. На примере документов ФАТФ и законодательства России автор рассматривает проблему внедрения данного подхода, его положительные и отрицательные стороны. Предлагаются пути решения указанных проблем.

Согласно Сорока рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) нотариус относится к лицам "определенных профессий", которым следует предпринять определенные меры в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Нотариусу, адвокату, другим независимым юристам следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов, при:
- установлении деловых отношений;
- совершении разовых сделок на сумму, превышающую установленное пороговое значение;
- наличии подозрений относительно отмывания денег или финансирования терроризма или
- наличии подозрений относительно достоверности или адекватности полученных ранее данных о личности клиента.
Основные меры по надлежащей проверке клиентов сводятся к следующим:
- идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;
- определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят считать, что ему известно, кем является бенефициарный собственник. Также это должно включать принятие разумных мер по выяснению того, кому принадлежат права собственности, оформленные на клиента, и кто и как осуществляет контроль над ними;
- получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;
- проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали установленным сведениям о клиенте, его деловой деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.
Когда нотариус должен проводить указанные меры по надлежащей проверке своего клиента? Когда нотариус готовит или совершает сделки в следующих областях:
- купля-продажа недвижимости;
- управление денежными средстВами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг;
- аккумулирование средств для целей создания, обеспечения функционирования или управления компаний;
- создание, обеспечение функционирования или управление юридическим лицом или образованием и куплей-продажей предприятий .
--------------------------------
Сорок рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Рекомендация 22.

Более того, Рекомендация 23 Сорока рекомендаций ФАТФ указывает на необходимость обязать нотариусов сообщать о подозрительных сделках, когда они от имени или по поручению клиента вступают в финансовые отношения в указанных областях. В 2003 г. ФАТФ указывает на значительную роль нотариусов в предотвращении незаконной легализации (отмывания) преступных доходов. Впоследствии многие государства принимают законодательство, регулирующее обязанность нотариусов информировать уполномоченный орган по финансовому мониторингу.

В 2006 г. ФАТФ установила обязанность каждой страны определить вопросы, подпадающие под привилегию на сохранение профессиональной тайны . Не все государства последовали данной рекомендации, и в 2008 г. ФАТФ принимает собственное Руководство для лиц юридической профессии . Здесь ФАТФ использует широкий термин - "лица юридической профессии". То есть это всепоглощающий термин: он включает в себя и адвокатов, и юридические лица, оказывающие юридические услуги, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги, и работников юридических служб юридических лиц, и работников юридических служб органов государственной власти и органов местного самоуправления, и физических лиц, безвозмездно разово оказывающих юридические услуги. Сюда же можно отнести и нотариусов и патентных поверенных .
--------------------------------
FATF, 2006. P. 1.
RBA Guidance for Legal Professionals, dated 23 October 2008.
Bainbridge, Stephen M. 2001. "Abolishing Veil Piercing". The Journal of Corporation Law 26 (spring): 479 - 535.

В зависимости от уровня риска следует применять те или иные процедуры при противодействии незаконной легализации. Логичным является применение расширенного спектра процедур в областях с высоким уровнем риска, таких, как расширенные меры по выполнению комплексной юридической проверки клиента (например, установление личности клиента и проверка достоверности сведений, указанных в удостоверении личности; определение бенефициара; получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений; осуществление текущей юридической проверки и т.д.), а также расширенные меры мониторинга сделки. В случае низкого риска можно использовать упрощенные процедуры финансового мониторинга.
Конечно, для лиц юридической профессии данный подход означает применение своих профессиональных знаний и объективных оценок ситуации. высока вероятность переоценки риска, в случае чего необходимые ресурсы будут отвлекаться на ту область, где они совершенно не нужны, при этом действительно рисковые области могут остаться незащищенными. Здесь будет применяться подход "обучение действием", включающий в себя обучение, правильный подход к набору персонала и профессиональный совет. Разработка соответствующего руководства на предприятии явилась бы в данном случае значительным подспорьем.
К чему можно свести преимущества и недостатки внедрения рискового метода? Преимущества состоят в следующем:
- лучшее управление рисками и снижение как государственных затрат, так и затрат частных лиц;
- фокус на реальных и идентифицированных угрозах;
- гибкость в адаптивности к изменению риска, которое будет происходить с течением времени .
--------------------------------
Шашкова А.В. Адвокат как субъект первичного финансового мониторинга. Применение рискового подхода в противодействии легализации (отмыванию) незаконных доходов к лицам юридической профессии // Вопросы экономики и права. 2010. N 6. С. 39.

Недостатками можно отметить следующие:
- необходимы здравый подход к оценке риска и профессиональная оценка полученной информации, что никогда не предсказуемо;
- краткосрочные расходы неизбежно увеличиваются;
- более высокая потребность в профессиональных работниках, могущих делать обоснованные выводы, а также необходимость взаимного сотрудничества с государственными органами для направленного изменения рисковых приоритетов со временем.
ФАТФ и ранее предлагал применение подхода, учитывающего следующие риски:
- бизнес (например, розничное обслуживание, кредитование, инвестиции и т.д.);
- клиент (например, физическое лицо, юридическое лицо, видный политический деятель);
- продукт (например, кредит, маржевая торговля, наличные средства);
- доставка (например, лично в руки).
Руководство для лиц юридической профессии ФАТФ впервые было принято в качестве специального документа, учитывающего особенности деятельности лиц юридической профессии. Какие же риски закладывает сюда ФАТФ? Основных рисков немного:
- географические риски или риски взаимодействия с определенной страной;
- клиентский риск;
- риск определенной услуги.
С точки зрения географического риска здесь нет какого-то специального подхода, что та или иная страна представляет собой более высокий или более низкий уровень риска. В 2000 г. ФАТФ опубликовала первый черный список несотрудничающих стран и территорий, в котором оказалась и Российская Федерация. Если государство оказывается в черном списке, это фактически означает экономическую блокаду этого государства и его граждан: невозможно осуществлять денежные переводы, снимать денежные средства, пришедшие с территории иного государства, и т.д. Однако уже в 2002 г. Россия была удалена из данного списка , на 2005 г. в черном списке ФАТФ осталось всего три фигуранта: Нигерия, Мьянма и Науру , а с октября 2006 г. ФАТФ фактически не применяет мер и не ведет списка несотрудничающих стран и территорий .
--------------------------------
Шашкова А.В. Russian Business Law. М., 2007. С. 454.
Информационное агентство REGNUM от 11 февраля 2005 г.
FATF. Annual Review of Non-Cooperative Countries and Territories 2006 - 2007: Eighth NCCT Review, dated 12 October 2007.

Оценка риска в зависимости от клиента или категории клиента является основной для общей оценки ситуации с позиции риска. В этой ситуации самостоятельно лица юридической профессии должны оценить каждого клиента, с которым им приходится работать. Естественно, высокий риск будет в ситуациях, когда уже известный клиент осуществляет значительную операцию , производит значительные изменения в документации или существенные изменения в порядке ведения счета.
--------------------------------
Установленный финансовый критерий значительности операции ФАТФ составляет для финансовых учреждений для разовых клиентов, а также для дилеров по драгоценным металлам и дилеров по драгоценным камням при участии в любой сделке с наличностью 15 000 долларов США/евро; для казино, включая интернет-казино, 3000 долларов США/евро.

Что касается критерия риска определенной услуги, то и здесь нельзя выделить какую-либо определенную услугу, представляющую особый риск. Однако в Руководстве ФАТФ приводятся некоторые факторы, которые заставляют лиц, занимающихся юридической профессией, оценить уровень риска. Это такие факторы, как, например, действие лиц, оказывающих юридические услуги от имени клиента напрямую, без физического участия клиента, начиная и закрывая сделку; услуги по сокрытию реального бенефициара по сделке от компетентных государственных органов или платежи, полученные от третьих лиц наличными.
В России нет каких-либо специальных актов, следующих Руководству для лиц юридической профессии ФАТФ. Каков же юридический статус документов ФАТФ? Из самого названия Рекомендаций следует, какой характер имеет данный документ - рекомендательный, т.е. юридически необязательный. Однако это не так. Принятая в 2005 г. Резолюция Совета Безопасности ООН 1617 настоятельно призывает все государства соблюдать Сорок рекомендаций ФАТФ . Тем самым документам ФАТФ на международном уровне придается весомое и юридически обязательное значение, а игнорирование и несоответствие данным Рекомендациям влекут для государства неблагоприятные финансовые последствия, что необходимо учитывать и в Российской Федерации при принятии нормативных актов, а для долгосрочной перспективы борьбы с отмыванием денег государстВам необходимо соответствовать международным стандартам ФАТФ.
--------------------------------
Резолюция Совета Безопасности ООН от 29 июля 2005 г. 1617, п. 7.

Читайте также: