Общедомовой прибор учета тепла вышел из строя как начислять за отопление судебные решения

Обновлено: 25.04.2024

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД входят:

плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ);

взнос на капитальный ремонт;

плата за коммунальные услуги.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в доме. Об этом сказано в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Если счетчики отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном Правительством РФ порядке.

На основании абз. 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае отсутствия в доме ОПУ тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по соответствующим формулам исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.

Если при наличии в доме ОПУ тепловой энергии все жилые и нежилые помещения оборудованы соответствующими ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по другим формулам исходя из показаний ИПУ и ОПУ тепловой энергии (абз. 4).

Это определение можно уточнить. Под коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в МКД, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) дома.

В связи с этим возникает вопрос: что делать, если в доме установлено несколько ОПУ тепловой энергии? Арбитражная практика дает ответы, зависящие от конкретных обстоятельств дела (точнее, от конструктивных особенностей конкретного дома).

Дело № А82-7593/2017

В этом деле речь идет об экспериментальном доме, который согласно проекту состоит из двух частей (десятиэтажной и четырехэтажной). Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) к системе (от системы) теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, различные температурные режимы и режимы потребления энергоресурса. Единый коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии в доме не установлен.

Таким образом, МКД в силу специфики конфигурации имеет два тепловых пункта (ИТП) и два обособленных прибора учета тепловой энергии. Управляющая компания осуществляла расчеты с РСО и жителями дома на основании показаний различных общедомовых приборов учета (применительно к различным частям дома), а не суммарно – по дому в целом.

Вместе с тем, как указали судьи, обозначенный МКД (десятиэтажная и четырехэтажная части дома) представляет собой единый объект капитального строительства. При раздельном расчете размера платы нужно использовать данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Наличие у дома каких-либо конструктивных особенностей не изменяет установленный указанными правилами порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

В итоге требование ГЖН о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым (Постановление АС ВВО от 13.06.2018 № Ф01-2260/2018).

Дело № А46-12324/2017

Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.

Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.

Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.

Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:

объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;

каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.

Итак, первая и вторая очереди дома являются самостоятельными объектами теплоснабжения, поэтому размер платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками помещений в этих объектах, должен был быть рассчитан исходя из объема коммунального ресурса, потребляемого каждым из названных объектов (см. Постановление АС ЗСО от 14.05.2018 № Ф04-998/2018).

Действующее законодательство не содержит норм, прямо разъясняющих, каким образом определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в доме нескольких ОПУ тепловой энергии. Судебная практика дает такие ответы. Если МКД представляет собой единый объект капитального строительства, плата должна рассчитываться суммарно по дому, а не на основании показаний различных коллективных (общедомовых) приборов учета (применительно к разным частям дома) даже несмотря на то, что два ОПУ тепловой энергии учитывают потребление различных независимых систем теплопотребления. Если же дом представляет собой разные объекты гражданских правоотношений, в каждом из которых система теплоснабжения функционирует автономно, ГЖИ может настоять на необходимости проведения расчета платы исходя из показаний ОПУ тепловой энергии каждой инженерной системы отдельно.


В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Особенности начисления оплаты за коммунальные услуги, когда прибор учета сломан

Сегодня окунемся в тему коммунальных услуг, поговорим о начислениях, производимых ресурсопоставляющими организациями, а также затронем вопрос правомерности применения нормативов в неотопительные периоды. Рассмотрим данные вопросы на конкретном примере из практики.

Ситуация из практики

Ко мне обратилась житель многоквартирного дома, где был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. В середине 2018 года он вышел из строя. Однако потребитель не известил об этом теплоснабжающую организацию вовремя. Как следствие, неисправность была выявлена сотрудниками компании в ходе осуществления проверки. После чего, теплоорганизация стала вести расчет платы за отопление, исходя из нормативов отопления, которые рассчитаны исходя из периода, равного 12 месяцам.

Общедомовой прибор учета был отремонтирован собственниками спустя 2 месяца, но данный ремонт попал на неотопительный сезон. Теперь вопрос: правомерно ли было произведено начисление по нормативу за 12 месяцев? Да и вообще, почему производят начисления в неотопительный сезон?

Что говорит закон?

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354). Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Так, согласно п. 59.1 Правил N 354, плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям коллективного общедомового прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, начиная с даты, когда вышел из строя ранее введенный в эксплуатацию общедомовый прибор учета. А если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

По истечении указанного в п. 59.1 Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, если собственники не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя общедомового прибора учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (п.п. 60.1, 42.1 Правил N 354).

Таким образом вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется:

• в течение не более 3 расчетных периодов подряд (трех месяцев) – в соответствии с п. 59.1 Правил N 354 – исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3-х месяцев отопительного периода (в том числе предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета);

• начиная с 4 расчетного периода подряд – в соответствии с п. 60.1 Правил N 354 – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента (п. 1 Приложения к письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 сентября 2016 г. N 28483-АЧ/04).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, становится ясным, что в рассматриваемой ситуации действия теплоснабжающей организации по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с момента выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии являются неправомерными.

Отопительный сезон

Но теперь нужно разобраться, с отопительным сезоном.

В соответствии с типовой формой договора газоснабжения, срок отопительного сезона составляет: 01 октября – 30 апреля. Соответственно, в данный период происходит большее потребление энергии. Но по окончании отопительного периода, потребление энергии становится минимальным, либо полностью прекращается.

Если у потребителя энергии стоит прибор учета, то с ним понятно, сколько платить, т.е. за фактическое потребление энергии. Но если применяется норматив, либо начисление по среднемесячной норме, то у многих потребителей возникает противоречие между суммой начисления в летний период.

Вышеуказанный п.59.1 правил определяет случаи применения среднемесячной нормы. Тогда предположим, что в межсезонный период потребление энергии составляет 50 куб. м, а в отопительный сезон – 600 куб. м, отопительных месяцев 7, неотопительных – 5. Здесь в помощь вступает простая арифметика:

(50 куб. м х 5 месяцев) + (600 куб. м х 7 месяцев) / 12 = 371 куб. м – среднемесячное потребление.

Таким образом, если, в случае обнаружения неисправности прибора учета, либо контрольных пломб, начисление составляет 371 куб. м, а не 600 и не 50 куб. м, это говорит о том, что большее начисление в межсезонный период не происходит и происходить не должно, т.е. среднемесячная норма уже учитывает нюансы большего и меньшего потребления за 12 месяцев (расчетный период).

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 Правил, – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Именно так и говорит п. 60 Правил №354.

Вышел из строя общедомовой счетчик тепла, жильцам год выставлялись завышенные платежки за отопление. Можно ли получить компенсацию с управляющей компании?

В конце 2016 года жители Октябрьского района Уфы получили счета-квитанции с завышенными суммами. Ежемесячная плата за тепло для жителей некоторых домов по улицам Парковая, Зорге, Шафиева, Комсомольская, Орловская, Лесотехникума, Российская, 50 лет СССР, а также проспекту Октября увеличилась почти в два раза. С этого момента и началась изнуряющая эпопея, которая длится по сей день.

Кто обязан следить за состоянием общедомовых счетчиков тепла?

— Удалось выяснить, что УЖХ Октябрьского района увеличило ставку по отоплению с предыдущих 18 рублей за квадратный метр до 36-37 рублей, и дополнительно доначислило некую сумму за предыдущий период, — рассказал блогер, правозащитник, специалист в области ЖКХ Вадим Беляков. — Такое увеличение произошло потому, что в августе-сентябре 2015 года почти одновременно вышли из строя общедомовые приборы, которые считают объем потребленного домом тепла. Так вот УЖХ эти приборы учета не отремонтировало, не поменяло, и поставщик тепла БашРТС стал начислять этой управляющей компании суммы за отопление по нормативу, а УК переложила эти затраты на жильцов. Ситуация коснулась жителей 93 домов Октябрьского района.

Как говорит Вадим Беляков, по закону, управляющая компания должна следить за нормальной работой приборов учета и своевременно проводить их ремонт. Общедомовые счетчики, в частности по отоплению, это общая собственность всех жителей дома. Поэтому управляющая компания должна сделать так, чтоб приборы учета всегда были в рабочем состоянии, своевременно ремонтировались или менялись.

Управляющая компания обслуживает общедомовой прибор учета, а в случае его поломки она обязана в максимально установленный двухмесячный срок принять меры к замене этого прибора. Но УЖХ Октябрьского района этого не сделало. В результате люди понесли финансовые потери.

По некоторым подсчетам, минимальная сумма ущерба по 93 домам составила более 72 миллионов рублей. Всего судятся 1500 жителей Октябрьского района, которым неправомерно начислили дополнительные суммы по отоплению. При этом неправильная плата начислялась людям в течение года и более.

Жилнадзор: за состояние общедомового счетчика отвечает управляющая компания

— Соответственно, Исполнитель должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в МКД, к осуществлению поставок ресурсов. Исполнитель в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета. Проверками было установлено, что замена общедомовых приборов учета тепловой энергии произведена управляющей организацией в сроки, превышающие три расчетных периода подряд.

Дело о неисправности общедомового счетчика: суд встал на сторону коммунальщиков

— Скажу честно, все шесть месяцев, пока рассматривалось это дело в Октябрьском районном суде, у меня было ощущение, что все будет хорошо. Вернее, это ощущение меня не покидает до сих пор, так как правда на нашей стороне. Только вот добиваться ее мучительно долго. Само это дело длится уже почти полтора года. В итоге суд отказал полностью, — поделился Вадим Беляков в своем ЖЖ. — Несмотря на все наши доводы, которые прописаны в десяти разных нормативных документах и куче решений судов. Несмотря на то, что Госжилинспекция поддерживает нашу позицию. Несмотря на то, что Октябрьское УЖХ ни один довод в оправдание своей позиции не предоставило. Несмотря на то, что они не ответили ни на один из наших 24 вопросов, в то время как у них к истцам не было ни одного вопроса! Очень многие мне позвонили и написали лично со словами поддержки. Огромное всем спасибо. На самом деле ничего страшного не произошло. Это решение суда первой инстанции, которое мы обязательно будем обжаловать в Верховном суде РБ.

В настоящее время жильцы получили решение суда и протокол судебного заседания. Составлена и отправлена апелляция. Теперь в течение двух месяцев Верховный суд должен рассмотреть данную жалобу и вынести свой вердикт. Управляющая компания, допустившая выход из строя счетчиков, комментировать ход дела нужным не сочла.

Теплоэнергетики рассказали, как производятся расчеты за тепловую энергию

Кроме того, не стоит забывать, что объём потребляемого тепла в доме напрямую зависит от технического состояния и эффективности работы внутридомовой системы отопления, а также от мероприятий по энергосбережению, выполняемых управляющей компанией многоквартирного дома. Обязанность по осуществлению этих действий закреплена за управляющими компаниями законодательно.

Если в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учёта, начисление платы за потреблённую тепловую энергию производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением Челябинской Городской Думы и тарифов, утверждённых Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. При таком способе расчета сумма в квитанции будет практически неизменной, даже если на улице будет стоять достаточно тёплая зимняя погода. Если отопительный сезон завершится не в конце, а например, в середине месяца, согласно законодательству оплатить необходимо счёт за полный месяц, так как по сути оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода.

1. Комсомольский проспект, дом 79, панель, год строительства 1974. Оснащен общедомовым прибором учета. За отопление в январе собственники квартиры с площадью 60 м2 заплатили 3 346 рублей, если бы расчет был произведен по нормативу, то в этом месяце хозяева квартиры действительно заплатили бы чуть меньше - 2 980 рублей. Однако если мы поднимем историю начислений за весь 2020 год, то окажется, что оплата по показаниям общедомового прибора учета составила – 16 322 рубля, если бы владельцы рассчитывались по нормативу, то за этот же период заплатили бы - 20 948 рублей.

Расчетный период Теплопотребление МКД, Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 60 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 60 м2)
Всего в 2020
857,86 16 322,72 20 948,15
Январь 2021 171,51 3 346,54 2 980,36


2. Следующий дом по улице Комарова, д. 127 Б, панель, год строительства 2002. Оснащен общедомовым прибором учета. Собственники квартиры 50 м2 заплатили за отопление по показаниям в январе 1877 рублей, если бы расчет был произведен по нормативу оплата составила бы – 2505 рублей. За год при оплате по показаниям владельцы заплатили – 8 898 рублей, расчет по нормативу за этот же период составил бы 17 607 рублей. Более низкий объем потребления тепловой энергии всего указанного дома в сравнении с другими исследуемыми говорит о том, что, по всей видимости, управляющая компания уделяет внимание энергосберегающим мероприятиям и это отражается на счетах собственников в меньшую сторону.
Расчетный период Теплопотребление МКД,
Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 50 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 50 м2)
Всего в 2020
843,54 8 898,76 17 607,58
Январь 2021 173,19 1877,04 2 505,09

3. Еще один дом по адресу: ул. Скульптора Головницкого, дом 4, панель, год строительства - 2014. Оснащен общедомовым прибором учета. За квартиру площадью 52 квадратных метра собственники заплатили за отопление в январе 2 916 рублей, оплата по нормативу составила бы 2 614 рублей, однако за весь отопительный сезон 2020 года жильцы заплатили 10 509 рублей, тогда как расчет по нормативу вынудил бы их оплатить счета на сумму - 18 373 тысячи.
Расчетный период Теплопотребление МКД,
Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 52 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 52 м2)
Всего в 2020 1 270,93 10 509,14 18 373,13
Январь 2021 2 916,82 2 614,01


Анализ расчетов показывает, что оплата по нормативу действительно нивелирует некоторые риски резких погодных изменений. Однако расчет по общедомовому прибору учета в течение всего отопительного периода позволяет жителям оплачивать только тот объем тепловой энергии, который был потреблен домом, и в конечном итоге, при правильном проведении энергосберегающих мероприятий, приводит к реальной и существенной экономии.

Читайте также: