Образец апелляционной жалобы на решение суда по административному делу в порядке кас

Обновлено: 18.05.2024

Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу – это способ гражданину РФ бороться за нарушение права при проведении административного производства. Претензии на решение суда первой инстанции может обжаловать любой гражданин, несогласный с вынесенным постановлением.

Расскажем, как правильно составить апелляционную жалобу по административному делу, куда её подавать, а также обозначим сроки подачи и порядок рассмотрения.

Кто имеет право подавать апелляционную жалобу

Действующим законодательством предусмотрено, что при несогласии с выводами первой инстанции, которая рассматривала административное дело, гражданин имеет право жаловаться в инстанцию выше.

Обжалование на решение первой инстанции и арбитражного суда подают в том случае, если хотят оспорить:

  • правильность вынесенного решения;
  • привлечение к административной ответственности;
  • возбуждение процедуры банкротства;
  • возврат искового заявления и т.д.

Чтобы бумаги приняли, необходимо соответствовать следующим критериям:

  • иметь гражданство России, другой страны, быть переселенцем или беженцем;
  • достичь совершеннолетия;
  • быть дееспособным.

Дееспособностью называют способность человека распоряжаться своими конституционными правами и выполнять возложенные законами страны обязанности. То есть человек должен полностью осознавать совершённые действия.

Кроме обозначенных критериев, подающий жалобу:

  • непосредственный участник административного дела;
  • лицо, права которого были нарушены в административном разбирательстве;
  • представитель, действующий на законных основаниях.

Как составить апелляционную жалобу

Для составления документа по делу об административном правонарушении желательно обратиться к юристу. Если апелляция будет составляться самостоятельно, то пишется по чёткой структуре: вступление, содержательная часть, заключение.

Вступление содержит следующие сведения:

  1. Информацию о наименовании органа судебной власти, который выступает получателем и должен её рассматривать.
  2. Актуальные личные данные (адрес проживания, номер телефона и при желании адрес электронной почты).
  3. Информацию о других участниках процесса.

Содержательная часть включает:

  1. Информацию о судебном постановлении и первой инстанции, его вынесшей.
  2. Причину обращения. Почему принятое решение не устраивает, описать лаконично допущенные судьёй нарушения со ссылками на законодательные акты.
  3. Требование к суду второй инстанции – об отмене предыдущего постановления, прекращении производства либо изменении решения.
  1. Указание о желании принимать участие при рассмотрении апелляции.
  2. В обоснование приложить копии дополнительных доказательств, на которых основана жалоба.
  3. Обязательное указание даты составления документа и оригинальная личная подпись.

Просительная часть в административной жалобе должна быть чётко сформулирована, без каких-либо эмоций и художественных оборотов.

Куда подавать

Бумаги составляются в двух экземплярах. Подаются в тот же судебный орган, который выносил постановление по данному делу.

При подаче апелляционной жалобы на постановление мирового суда получателем должен быть указан районный суд. Если же лицо не согласно с районным – областной суд.

Какие документы приложить

Помимо самого текста, в пакет прикладываются копии всех дополнительных документов, которые выступают в качестве доказательств нарушения прав.

Документы, которые ранее были поданы в первую инстанцию, подавать не нужно. Копии приложений должны быть подготовлены для всех сторон, которые будут участвовать при рассмотрении.

Сроки подачи и рассмотрения

Срок подачи, отведённый на обжалование в административном деле, указан в ст. 30. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Согласно указанной норме, на подготовку и отправление жалобы на постановление об административном правонарушении отводится 10 дней. Точный срок отсчитывается с того времени, как было получено постановление по рассмотрению административного дела.

Если за установленные 10 дней лицо не смогло подать апелляцию, то необходимо подготовить и подать ходатайство о восстановлении срока. Обычно об этом указывают в тексте. Судья удовлетворит ходатайство только в том случае, если в нём будут указаны уважительные причины пропуска срока.

Что касается срока рассмотрения, то апелляционная инстанция должна принять решение по результатам рассмотрения в течение 2 месяцев с момента поступления документа. Срок предусмотрен ст. 30.5 КоАП РФ.

Однако, этот срок считается максимальным, и для разных обстоятельств применяются свои сроки:

  • при обжаловании действий должностных лиц в порядке КАС РФ – 2 месяца;
  • при обжаловании постановления суда первой инстанции – 1 месяц;
  • при обжаловании административного ареста – 1 сутки;
  • по делу, в котором было принято решение о приостановке деятельности – 5 суток.

Порядок рассмотрения

После подачи иска в инстанцию, которая вынесла оспариваемое апелляционное определение, формируется процесс назначения дела. Приложенные копии самой жалобы и документов направляют всем заинтересованным по делу сторонам.

На данном этапе суд решает вопросы организационного характера:

При соответствии всем нормам и форме суд первой инстанции направляет апелляционную жалобу в вышестоящий суд. На этот процесс выделяется не более трёх суток.

Порядок рассмотрения практически не отличается от уголовного или гражданского порядка. При помощи судебных повесток суд вызывает стороны на заседание. В день рассмотрения проверяется явка.

Неявка одной стороны не является причиной для отложения рассмотрения дела.

На заседании будут происходить следующие этапы:

  1. Проверка полномочий явившихся сторон.
  2. Разъяснение прав и обязанностей.
  3. Объявление причины проведения заседания – рассмотрение апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
  4. Жалобщику доводят информацию о возражениях противоположной стороны, если таковые имеются.
  5. Наступает стадия заявления ходатайств от участников дела.
  6. Выслушивание сторон.
  7. Принятие решения и оглашение его вступительной и резолютивной части.

При несогласии с решением суда апелляционной инстанции, гражданин вправе подготовить и подать кассационную жалобу.

Если жалобщик получает возражения на апелляционную жалобу только на заседании, он может попросить суд перенести слушание и предоставить возможность подготовить ответ на возражения.

Госпошлина

Госпошлина при подаче апелляционной жалобы не взимается. Это предусмотрено как для физических, так и для юридических лиц ст. 30.2 КоАП РФ.

Образец

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубева С.Н. об оспаривании постановления избирательной комиссии Камчатского края от 29 июля 2016 года N 112/864 об исключении Голубева С.Н. из заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края, выдвинутого избирательным объединением Региональное объединение политической партии "Справедливая Россия" в Камчатском крае,

по апелляционной жалобе Голубева С.Н. на решение Камчатского краевого суда от 15 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Голубева С.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 10 июня 2016 года N 1363 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края.

Постановлением от 19 июля 2016 года избирательной комиссией Камчатского края заверен краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Камчатском крае, в который включен Голубев С.Н.

Постановлением избирательной комиссии Камчатского края от 29 июля 2016 года N 112/864 Голубев С.Н. исключен из заверенного краевого списка кандидатов в депутаты на основании пункта 7 части 6 статьи 40 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с п. п. "г", "д" п. 2 ч. 3 ст. 34 вышеназванного Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565, а именно - непредставлением в отношении несовершеннолетних детей Голубева С.Н. сведений о принадлежащем им имуществе, находящемся за пределами РФ, а также о расходах по сделкам и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Голубев С.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления избирательной комиссии Камчатского края от 29 июля 2016 года N 112/864, ссылаясь на то, что у его несовершеннолетних детей отсутствует имущество за пределами Российской Федерации и подлежащие контролю расходы, что, по мнению истца, исключает обязанность по предоставлению этих данных в избирательную комиссию для выдвижения кандидата на выборы. Кроме того, указал, что уведомлением избирательной комиссии от 26 июля 2016 года ему было предложено представить в отношении детей дополнительные документы, которые были направлены в избирательную комиссию 28 июля 2016 года.

Представитель избирательной комиссии Камчатского края заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного решения избирательной комиссии.

Решением Камчатского краевого суда от 15 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований Голубеву С.Н. отказано.

В апелляционной жалобе Голубев С.Н. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.

Ссылается на то, что суд принял незаконное решение, неправильно применив нормы материального права.

Считает, что десятидневный срок обращения в суд с данным административным иском им не пропущен, поскольку о принятом в отношении него решении избирательной комиссии от 29 июля 2016 года - об исключении из списка кандидатов, он был уведомлен лишь 01 августа 2016 года.

Полагает, что суд не должен был применять подпункт "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ N "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме", поскольку дополнительно представленные сведения о несовершеннолетних детях являлись уточнением и дополнением в документ, содержащий сведения о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, а не каким-либо дополнительным документом.

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Камчатского края и избирательной комиссией Камчатского края представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.

Голубев С.Н., представители избирательного объединения Региональное объединение политической партии "Справедливая Россия" в Камчатском крае, представители избирательной комиссии Камчатского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" определено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

В силу положений части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Голубева С.Н., суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с исковым заявлением о защите избирательных прав.

Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, в связи с чем, десятидневный срок подачи административного искового заявления об оспаривании постановления избирательной комиссии Камчатского края от 29 июля 2016 года N 112/864 об исключении из заверенного краевого списка кандидатов в депутаты, истек 08 августа 2016 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административное исковое заявление об оспаривании названного постановления избирательной комиссии подано Голубевым С.Н. 10 августа 2016 года, то есть с пропуском десятидневного срока обжалования.

При таких обстоятельствах суд сделал верный вывод о том, что пропуск Голубевым С.Н. срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и невозможность восстановления пропущенного срока являются основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Ссылка Голубева С.Н. на позднее получение оспариваемого постановления избирательной комиссии правомерно отклонена судом, как не способная служить поводом для восстановления пропущенного срока.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, а обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Камчатского краевого суда от 15 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубева С.Н. - без удовлетворения.

Пленум ВС: как рассматривать апелляции по административным делам

Пленум Верховного суда впервые в 2020 году представил новые разъяснения практики. В центре внимания – апелляционный процесс по административным делам по правилам Кодекса административного судопроизводства. С какого дня считать сроки для обжалования и как правильно это делать? Какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, а какие не станут? Нужно ли прикладывать к жалобе копию диплома или адвокатского удостоверения? Разбираемся.

Разъяснения правил КАС не только стали первыми, которые Верховный суд представил в 2020 году. Впервые в истории заседание Пленума ВС прошло в онлайн-формате. В нем приняли участие 89 судей Верховного суда, представители Генпрокуратуры, Минюста, Совфеда и Госдумы, члены научного сообщества. Открытую трансляцию в ВС не организовали, но по окончании заседания его запись выложили в открытый доступ в YouTube.

Проект разъяснений на заседании представила судья Елена Горчакова. Она напомнила о том, что в 2019 году начали работать новые апелляционные суды общей юрисдикции. А прошедшая параллельно процессуальная реформа привнесла существенные изменения в гл. 34 Кодекса административного судопроизводства. Поэтому ВС счел нужным разъяснить правила апелляционного процесса по административным делам.

Значительная часть разъяснений ВС касается процессуальных сроков.

Во-первых, Верховный суд напомнил, что у участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы. Эти правила применяются и в отношении апелляционных жалоб, которые заявитель подал непосредственно в суд апелляционной инстанции.

В-третьих, приводится примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и ряд процессуальных уважительных причин. Например, позднее получение копии акта суда, а также нарушение самим судом сроков составления мотивировочной части решения.

А пока дело находится в первой инстанции (а оно по общему правилу находится там до истечения сроков обжалования), у участников дела должна быть возможность ознакомиться не только с поступившими апелляционными жалобами, но и с поступившими на них возражениями.

Как только дело вместе с жалобой поступит в апелляционный суд, тот может совершить ряд важных действий: применить меры предварительной защиты, приостановить исполнение судебного акта (в том числе по собственной инициативе), а также решить вопрос об участии лиц в судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи. На такие действия может быть указано в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству и о назначении судебного разбирательства по административному делу в суде апелляционной инстанции.

По общему правилу суд апелляционной инстанции приступает к рассмотрению поданных жалоб, когда заканчивается срок на обжалование решения. Но в некоторых случаях суд апелляционной инстанции может даже начать рассматривать дело до истечения сроков обжалования. По мнению ВС, это возможно для дел, в которых предусмотрен сокращенный срок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции.

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Пленум разъясняет: хотя апелляционный суд при рассмотрении административного дела не связан доводами жалоб сторон и рассматривает дело полностью, оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. Согласно общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.

Верховный суд также подчеркивает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При этом в случаях, когда принятие судебного акта в обжалуемой части стало следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов, содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

Верховный суд обращает внимание апелляционных судов на недопустимость отказа в принятии дополнений к апелляционным жалобам, которые содержат новые основания, по которым участники процесса считают судебный акт неправильным. До начала рассмотрения административного дела по существу суду следует (с учетом мнения участников процесса) решить вопрос о возможности рассмотрения жалобы с учетом принятых дополнений в данном судебном заседании.

Срок рассмотрения сложного административного дела в апелляции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такое правило зафиксировано в ст. 141 КАС. Впрочем, даже сложность не позволит продлить рассмотрение административных дел некоторых категорий:

  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • о госпитализации гражданина в психиатрическую медицинскую организацию в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации.

В КАС есть правило о непрерывном аудиопротоколировании судебного заседания. Пленум подчеркивает: протокол судебного заседания, который составлен в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование. Поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

Если секретарь начал вести запись не с самого начала заседания, то это безусловное основание для отмены решения. Если запись прерывается, из-за чего на нее не попадают показания свидетелей, то это тоже повод для отмены акта.

Но если аудиопротокол оказался неполным из-за технических сбоев, о возникновении которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения, то решение отменять не должны.

Пленум обращает внимание: в апелляции можно обжаловать не все определения, принимаемые при рассмотрении административного дела в первой инстанции, а только те определения, на возможность обжалования которых указано в соответствующих статьях КАС, а также определения, которые исключат возможность дальнейшего движения административного дела.

На те определения, которые невозможно обжаловать, можно подать возражение в рамках общей апелляционной жалобы.

К апелляционной жалобе нужно прикладывать копии документов, которые подтверждают полномочия представителя, а также документ о высшем юридическом образовании. Пленум ВС указал: отсутствие копий этих документов в приложении к жалобе не станет поводом для оставления этой жалобы без движения. Но только при условии, что копии доверенности или диплома уже есть в материалах дела.

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его адрес или место жительства;

3) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению документов.

2. Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле.

3. Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате, или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Комментарий к ст. 299 КАС РФ

В ст. 299 КАС РФ, устанавливающей требования к содержанию апелляционных жалобы, представления, содержатся положения, в основном аналогичные положениям ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 322 "Содержание апелляционных жалобы, представления" ГПК РФ, но есть и отличительные моменты, о которых сказано ниже. Последствия несоблюдения положений п. п. 2 - 4 ч. ч. 1, 6 ст. 299 КАС РФ предусмотрены в ст. 300 данного Кодекса.

В ч. 1 ст. 299 КАС РФ вошли положения, в точности аналогичные положениям ч. 1 ст. 322 ГПК РФ, согласно которым (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

Положениями ч. 2 ст. 322 ГПК РФ установлено, что: в апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции (абз. 1); ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции (абз. 2). Подобные положения в ст. 299 КАС РФ не закреплены, поскольку установленные ими правила относятся к регламентации пределов. Соответствующие правила установлены в ч. ч. 2 и 3 ст. 308 КАС РФ.

Части 2 и 3 ст. 299 КАС РФ содержат положения, аналогичные следующим установленным в ч. 3 ст. 322 ГПК РФ: апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем; к жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие (абз. 1); апелляционное представление подписывается прокурором (абз. 2). Единственным отличием является упоминание в ч. 2 ст. 299 КАС РФ о нововведении ч. 3 ст. 55 данного Кодекса, предусматривающем представление представителями суду документов о своем образовании.

Согласно разъяснению, данному в п. 40 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 13, в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям ч. 3 ст. 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, а также что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1, абз. 4 ст. 222 и п. 4 ст. 328 данного Кодекса выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

В ч. 4 ст. 299 КАС РФ закреплено положение, в точности аналогичное положению ч. 4 ст. 322 ГПК РФ о том, что к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.19 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ) по делам, рассматриваемым ВС России в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции при подаче апелляционной жалобы размер уплачиваемой государственной пошлины составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. С учетом положений подп. 3 указанного пункта (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ ), устанавливающих размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера - 300 рублей для физических лиц и 6 000 рублей для организаций, при подаче апелляционной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в размере 150 рублей для физических лиц и 3 000 рублей для организаций.

Как разъяснено в п. 55 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 13, неуплата стороной государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 323 ГПК РФ; в этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил ст. 98 данного Кодекса, о чем указывается в апелляционном определении.

Часть 5 ст. 322 ГПК РФ устанавливает, что апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Вместо такого общего правила в ч. ч. 5 и 6 ст. 299 КАС РФ предусмотрены специальные правила:

Часть 7 ст. 299 КАС РФ содержит нововведение о возможности подачи апелляционных жалобы, представления и прилагаемых к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это положение (как и иные положения данного Кодекса, предусматривающие электронный документооборот с использованием сети Интернет) в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2017 г.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Читайте также: