Об установлении административного надзора какой суд

Обновлено: 19.05.2024

Возникает вопрос: как составить и подать заявление об установлении административного надзора в суд? Давайте вместе разберемся, что такое административный надзор.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и правонарушений лицами, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Считается, что такая мера позволит органам внутренних дел держать таких граждан под контролем и будет производить на них воспитательное воздействие.

Пример заявления об установлении административного надзора

В Поспелихинский районный суд Алтайского края
Заявитель: МО МВД России по Алтайскому краю в с. Поспелиха,
адрес: 659700, с. Поспелиха, ул. Мира, д. 48,
Заинтересованное лицо: Марков Виктор Семенович,
адрес: 659700, с. Поспелиха, пр. Ленина, д. 71

Заявление об установлении административного надзора

18 августа 2008 г. Солнцевским районным судом г. Москвы Марков Виктор Семенович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанному лицу назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет. Марков В.С. отбывал наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 г. Москвы, затем в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю. 20 июня 2015 г. Марков В.С. освобожден от отбывания наказания по истечению его срока, прибыв на территорию с. Поспелиха Алтайского края для проживания.

Согласно сведениям участкового уполномоченного полиции Марков В.С. характеризуется отрицательно: вспыльчив, агрессивен, в период с июля 2014 г. по март 2015 г. на него неоднократно поступали жалобы соседей и совместно с ним проживающих гражданской жены Синичкиной Елены Сергеевны, связанные с агрессивным поведением Маркова В.С. Трудовую деятельность указанный гражданин не осуществляет, злоупотребляет спиртными напитками. 17 августа 2014 г., 29 сентября 2014 г., 25 марта 2015 г. Марков В.С. привлекался к административной ответственности по 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Установить в отношении Маркова В.С. административный надзор в виде запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
  2. Установить обязательную явку Маркова В.С. дважды в течение календарного месяца в МО МВД в с. Поспелиха
  1. Копия заявления об установлении административного надзора
  2. Копия приговора
  3. Копии дел об административных правонарушениях
  4. Копия рапорта участкового уполномоченного полиции
  5. Начальник МО МВД России по Алтайскому краю майор Гералов А.А.

Основания обращения в суд с заявлением об административном надзоре

Административный надзор устанавливается в отношении следующих лиц:

  • в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
  • в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
  • в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
  • лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Подача заявления об административном надзоре

Заявление об административном надзоре подается в суд в порядке административного судопроизводства. Правом подачи заявления обладают администрация исправительного учреждения, если гражданин еще отбывает наказание или орган внутренних дел, если вопрос об административном надзоре ставится в отношении лица, освобожденного из мест заключения.

Исправительное учреждение подает заявление об административном надзоре в районный суд по месту своего нахождения. Орган внутренних дел подает заявление в суд по месту жительства гражданина, в отношении которого будет установлен административный надзор.

При подаче административного искового заявления истец освобожден от уплаты госпошлины.

Содержание заявления об административном надзоре

В административном исковом заявлении об установлении административного надзора указываются следующие сведения:

  • наименование суда, в который подается заявление; сведения об истце и ответчике;
  • требования об установлении административного надзора и доводы на которых основаны требования административного истца;
  • основания подачи административного искового заявления;
  • сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора;
  • сведения об образе жизни и о поведении лица после освобождения.

Заявление об установлении административного надзора исправительного учреждения подписывается его начальником; административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем.

К заявлению об установлении административного надзора прилагаются документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении сведения.

Возникает вопрос: как составить и подать заявление об установлении административного надзора в суд? Давайте вместе разберемся, что такое административный надзор.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и правонарушений лицами, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Считается, что такая мера позволит органам внутренних дел держать таких граждан под контролем и будет производить на них воспитательное воздействие.

Пример заявления об установлении административного надзора

В Поспелихинский районный суд Алтайского края
Заявитель: МО МВД России по Алтайскому краю в с. Поспелиха,
адрес: 659700, с. Поспелиха, ул. Мира, д. 48,
Заинтересованное лицо: Марков Виктор Семенович,
адрес: 659700, с. Поспелиха, пр. Ленина, д. 71

Заявление об установлении административного надзора

18 августа 2008 г. Солнцевским районным судом г. Москвы Марков Виктор Семенович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанному лицу назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет. Марков В.С. отбывал наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 г. Москвы, затем в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю. 20 июня 2015 г. Марков В.С. освобожден от отбывания наказания по истечению его срока, прибыв на территорию с. Поспелиха Алтайского края для проживания.

Согласно сведениям участкового уполномоченного полиции Марков В.С. характеризуется отрицательно: вспыльчив, агрессивен, в период с июля 2014 г. по март 2015 г. на него неоднократно поступали жалобы соседей и совместно с ним проживающих гражданской жены Синичкиной Елены Сергеевны, связанные с агрессивным поведением Маркова В.С. Трудовую деятельность указанный гражданин не осуществляет, злоупотребляет спиртными напитками. 17 августа 2014 г., 29 сентября 2014 г., 25 марта 2015 г. Марков В.С. привлекался к административной ответственности по 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Установить в отношении Маркова В.С. административный надзор в виде запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
  2. Установить обязательную явку Маркова В.С. дважды в течение календарного месяца в МО МВД в с. Поспелиха
  1. Копия заявления об установлении административного надзора
  2. Копия приговора
  3. Копии дел об административных правонарушениях
  4. Копия рапорта участкового уполномоченного полиции
  5. Начальник МО МВД России по Алтайскому краю майор Гералов А.А.

Основания обращения в суд с заявлением об административном надзоре

Административный надзор устанавливается в отношении следующих лиц:

  • в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
  • в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
  • в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
  • лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Подача заявления об административном надзоре

Заявление об административном надзоре подается в суд в порядке административного судопроизводства. Правом подачи заявления обладают администрация исправительного учреждения, если гражданин еще отбывает наказание или орган внутренних дел, если вопрос об административном надзоре ставится в отношении лица, освобожденного из мест заключения.

Исправительное учреждение подает заявление об административном надзоре в районный суд по месту своего нахождения. Орган внутренних дел подает заявление в суд по месту жительства гражданина, в отношении которого будет установлен административный надзор.

При подаче административного искового заявления истец освобожден от уплаты госпошлины.

Содержание заявления об административном надзоре

В административном исковом заявлении об установлении административного надзора указываются следующие сведения:

  • наименование суда, в который подается заявление; сведения об истце и ответчике;
  • требования об установлении административного надзора и доводы на которых основаны требования административного истца;
  • основания подачи административного искового заявления;
  • сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора;
  • сведения об образе жизни и о поведении лица после освобождения.

Заявление об установлении административного надзора исправительного учреждения подписывается его начальником; административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем.

К заявлению об установлении административного надзора прилагаются документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении сведения.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

4) место фактического нахождения - избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения. (Пункт введен - Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 2283, частью первой статьи 231, частью первой статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 252-ФЗ)

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 2823, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи).

(Часть в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

21. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

(Часть в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

Статья 5. Срок административного надзора

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 252-ФЗ)

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

3) лиц, указанных в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

1) лиц, указанных в частях 2 и 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 432-ФЗ; от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу;

4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

5) осуждения поднадзорного лица к принудительным работам. (Пункт введен - Федеральный закон от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

7. В случае приостановления течения срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 5 настоящей статьи, течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора. (Часть введена - Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Глава 2. Установление, продление, прекращение и осуществление административного надзора

Статья 6. Порядок установления, продления и прекращения административного надзора

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Продление административного надзора

Административный надзор может быть продлен судом в случае:

1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;

4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(Статья в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

Статья 8. Осуществление административного надзора

1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона); (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона); (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее. (Пункт введен - Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 432-ФЗ; от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 10. Права поднадзорного лица

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Статья 11. Обязанности поднадзорного лица

1. Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического н

1. Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.

2. Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.

4. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.

5. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.

6. В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

8. При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Комментарии к ст. 272 КАС РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

В ст. 272 КАС РФ регламентировано рассмотрение административного дела об административном надзоре. Ранее такое регулирование частично устанавливалось положениями ст. 261.7 "Рассмотрение дела об административном надзоре" ГПК РФ.

Часть 1 ст. 272 КАС РФ содержит правила, которые в ст. 261.7 ГПК РФ не устанавливались. Предусмотрено, что административное исковое заявление принимается к производству суда незамедлительно. Это является изъятием из общей нормы ч. 1 ст. 127 данного Кодекса о сроке рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству (в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд). Исключением является случай неподсудности требований данному суду, - в этом случае административное исковое заявление возвращается на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Подсудность соответствующего административного дела в данном случае определяется по правилам ч. ч. 5 и 6 ст. 270 данного Кодекса.

В ч. 1 ст. 272 КАС РФ также определены действия, осуществляемые судом после принятия административного искового заявления. При этом реализованы следующие разъяснения, которые были даны в п. п. 12 и 14 Постановления Пленума ВС России 2013 г. N 22:

- с учетом ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона 2011 г. об административном надзоре в случаях, когда орган внутренних дел обращается с заявлением об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений, суд вправе обязать орган внутренних дел, обратившийся с соответствующим заявлением, обеспечить явку указанного лица в судебное заседание (п. 12);

- в силу ч. 2 ст. 249, ч. 6 ст. 261.6 ГПК РФ при рассмотрении дел данной категории суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для разрешения дела. Исходя из этого в случае, когда поднадзорное лицо ходатайствует о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных административных ограничений, однако представленных документов и материалов недостаточно для принятия законного и обоснованного решения, суд вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 14).

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15, с учетом того, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое административное исковое заявление не может быть оставлено без движения; недостатки указанного административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству; вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано (ч. 1 ст. 128, п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Часть 2 ст. 272 КАС РФ воспроизводит положение ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ, устанавливавшее, что обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе. Это правило следует и из общей нормы ч. 1 ст. 62 КАС РФ.

В части 4 и 5 ст. 272 КАС РФ вошли с соответствующими изменениями и с соответствующей детализацией положения ч. ч. 1 и 2 ст. 261.7 ГПК РФ, которыми предусматривалось следующее:

- дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора (ч. 1);

- неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела (ч. 2).

В отличие от положений ч. ч. 1 и 2 ст. 261.7 ГПК РФ в ч. ч. 4 и 5 ст. 272 КАС РФ указано на исключения - случаи, когда судом будет признана обязательной явка представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел. При неявке в таких случаях без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел в соответствии с ч. 6 ст. 272 КАС РФ на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, которые установлены ст. ст. 122 и 123 данного Кодекса.

В пункте 11 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15 даны следующие разъяснения:

- исходя из положений ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 272 КАС РФ о дате и времени рассмотрения дела об административном надзоре извещается лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление, а также представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, обратившихся в суд, и прокурор;

- участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в т.ч. при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видеоконференц-связи;

- явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица (ст. 84 КАС РФ);

- если административный ответчик отсутствует по месту жительства (месту пребывания) и место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (ч. 4 ст. 54, ст. 272 КАС РФ);

- в случае признания обязательной явки лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, суд возлагает на орган внутренних дел обязанность обеспечить его явку в судебное заседание (ч. 1 ст. 272 КАС РФ, п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона 2011 г. об административном надзоре);

- если указанное требование не исполнено, суд вправе применить к административному ответчику меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение его явки в судебное заседание (ст. ст. 120, 122 КАС РФ);

- при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.

В ч. 7 ст. 272 КАС РФ определены сроки рассмотрения административного дела об административном надзоре (ст. 261.7 ГПК РФ таких положений не содержала): в отношении административных дел, связанных с административным надзором, - 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд; в отношении административных дел об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, - не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы. Эти сроки рассмотрения административного дела являются изъятиями из общих сроков рассмотрения и разрешения административных дел, указанных в ч. 1 ст. 141 данного Кодекса.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15, административное дело об административном надзоре рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска; при этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ; названные дела не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку срок их рассмотрения менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке гл. 33 КАС РФ; следует иметь в виду, что при наличии обстоятельств, указанных в ст. ст. 190 и 191 КАС РФ, производство по делу может быть приостановлено (например, в случае нахождения административного ответчика, участие которого в судебном заседании признано судом обязательным, в лечебном учреждении).

Часть 8 ст. 272 КАС РФ также содержит положения, которые в ст. 261.7 ГПК РФ не устанавливались. О соответствующих правилах говорилось в следующих разъяснениях, которые были даны в п. 25 Постановления Пленума ВС России 2013 г. N 22: согласно положениям ст. 245, ч. ч. 1 и 3 ст. 246 ГПК РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона 2011 г. об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона; при обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.

В пункте 27 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15 даны такие же разъяснения: согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона 2011 г. об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона; при обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.

Задайте вопрос юристу:

Читайте также: