Об открытии вакансии судьи председатель соответствующего суда должен сообщить об этом в течении

Обновлено: 10.05.2024

Ваш знакомый захотел стать судьей областного суда. Он обратился к Вам за консультацией, как можно таковым стать. Разъясните ему, какими требованиям должен отвечать кандидат в судьи областного суда и что он должен сделать, чтобы стать судьей областного суда? Каков порядок назначения лица на эту должность?

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи
1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об открытии вакансии в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Подача заявления лицом, желающим занять должность судьи

Любой гражданин, отвечающий требованиям к претенденту на должность судьи, установленным Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы или их копии, удостоверяющие личность претендента как гражданина РФ, подтверждающие юридическое образование, трудовую деятельность претендента, а также представляется документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает ее персональный состав. В экзаменационную комиссию включаются наиболее опытные судьи, а также ученые правоведы и преподаватели юридических дисциплин.

Положение об экзаменационных комиссиях утверждается Высшей квалификационной коллегией судей РФ24, где в § 4 предусмотрен Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в том случае, если они желают занять должности мировых судей (ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ").

4. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей

При наличии сданного квалификационного экзамена гражданин, претендент на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, освобождаются от получения рекомендации квалификационной коллегии судей в том случае, если они желают занять должности мировых судей.

Помимо заявления в квалификационную коллегию судей представляются необходимые документы, а также сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в них. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если установлена недостоверность документов, то гражданин не может быть рекомендован на должность судьи. Если в конкурсе на вакантную должность судьи участвуют два и более кандидата, то квалификационная коллегия указывает в заключении очередность претендентов по большинству набранных голосов при голосовании.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым Законом "О статусе судей в РФ", квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом "О статусе судей в РФ" порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

5. Согласование кандидатуры с председателем соответствующего суда и оформление представления

При отборе кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ заключение Высшей квалификационной коллегии судей направляется непосредственно Президенту РФ, по представлению которого и происходит назначение на соответствующие судейские должности.

Для всех остальных кандидатов в судьи необходимо предварительное получение согласия председателя соответствующего суда.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Кроме того, для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ необходимо также согласование кандидатуры с Президентом РФ, который вправе либо представить кандидата для назначения, либо отклонить представленную кандидатуру, сообщив об этом председателю соответствующего суда.

Что же касается мировых судей, то для них вопрос о том, с председателем какого суда должна согласовываться кандидатура на эту должность, решается субъектом РФ. Как правило, предусматривается согласование кандидатуры на должность мирового судьи с председателем областного (краевого) и равного им суда, а в ряде случаев и, дополнительно, учет мнения председателя суда соответствующего района (города).

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июля 2002 года

Ответы
Высшей квалификационной коллегии судей РФ на вопросы,
возникшие в связи с принятием Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
(далее - Закона).

1. Вопрос: Распространяются ли требования пункта 2 статьи 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в новой редакции при отборе кандидатов на должность мирового судьи?

Ответ: Требования Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в полной мере распространяются на мировых судей субъекта Российской Федерации, если Законом субъекта Российской Федерации предусмотрен порядок наделения полномочиями мирового судьи с учетом положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации. В этом случае квалификационная коллегия судей соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после получения сведений об открытии вакансии мирового судьи объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения на конкурсной основе поступивших заявлений.

2. Вопрос: Председателю какого суда квалификационная коллегия судей направляет решение о рекомендации гражданина на должность судьи в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона?

Ответ: Указанный вопрос разрешается в том же порядке, как это имело место до внесения изменений и дополнений в указанный закон. Изменился лишь порядок принятия повторного положительного заключения квалификационной коллегии судей -две трети голосов членов коллегии против ранее существовавшего порядка дачи заключения большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии.

3. Вопрос: Ограничен ли перечень субъектов по обращению в квалификационную коллегию судей о наложении на судью дисциплинарного взыскания в соответствии со ст.12-1 Закона?

Ответ: До вступления в силу Закона РФ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" перечень лиц, которые вправе обратиться непосредственно в квалификационную коллегию судей о досрочном прекращении полномочий либо о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения, остается неизменным.

4. Вопрос: В какой мере правомочны решения экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов, образованных до утверждения Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации соответствующего Положения об экзаменационных комиссия?

Ответ: Положение об экзаменационных комиссиях, установившее в том числе порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 17 января 2002 года. В соответствии с этим Положением признаются действительными удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные ранее действовавшими экзаменационными комиссиями, а также удостоверения, которые будут получены претендентами на должности судей до 17 марта 2002 года, имея в виду, что указанным Положением установлен срок образования экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в течение двух месяцев после утверждения Положения.

5. Bопрос: Распространяется ли процедура, предусмотренная пунктом 2 статьи 5 Закона на судей, в отношении которых истек трехлетний срок полномочий и в отношении которых учетно-характеризующие материалы направлены в установленном порядке?

Ответ: Положительные заключения квалификационных коллегий пересмотру лишь по мотивам вступления Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не подлежат.

6. Вопрос: Обязательно ли представление характеристики при направлении документов в Верховный Суд Российской Федерации?

Ответ: Отсутствие характеристики не является основанием для отказа квалификационной коллегией судей в рассмотрении заявления гражданина, претендующего на должность судьи. Между тем в соответствии с пунктом 6 Положения о квалификационной аттестации судей на судью, подлежащего квалификационной аттестации (в том числе при избрании в вышестоящий суд, избрании на очередной срок полномочий, избрании без ограничения срока полномочий) председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств

7. Вопрос: Распространяется ли положение пункта 6 статьи 11 Закона на судей, чьи полномочия истекли после вступления Закона в силу?

Ответ: Закон, принятый 15 декабря 2001 года и вступивший в этой части в силу через 10 дней после его официального опубликования 20 декабря 2001 года, распространяется на судей, чьи полномочия, следовательно, истекли после 30 декабря 2001 года. Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона, (с изменениями) судья, назначенный на определенный срок и чьи полномочия истекли после 30 декабря 2001 года, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи. В таком случае судья не привлекается к осуществлению правосудия на основании ст.7-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", и решения квалификационной коллегии судей о том, что в этом случае судья имеет право на осуществление правосудия, не требуется, поскольку судья в данном случае осуществляет правосудие не в силу решения председателя вышестоящего суда и не на основании заключения квалификационной коллегии судей, а в силу федерального закона.

Такой судья продолжает осуществлять полномочия до тех пор, пока в эту же должность не вступит вновь назначенный судья, либо пока после вступления в эту же должность нового судьи тот судья, чьи полномочия истекли, не окончит рассмотрение по существу дело, начатое с его участием. В то же время положения указанного закона не исключают, что после истечения срока полномочий тот же судья будет назначен на должность, которую он ранее занимал, без ограничения срока.

8. Bопрос: Следует ли объявлять конкурс до истечения срока полномочий судьи, назначенного на 3 года?

В отношении председателей судов и их заместителей, которые назначаются на указанный в Законе срок, соответствующие квалификационные коллегии судей объявляют об открытии конкурса и дают заключения до истечения срока полномочий председателей судов и их заместителей.

9. Вопрос: В какой срок необходимо подать заявление в квалификационную коллегию судей для участия в конкурсе и назначения на должность судьи с момента объявления вакансии?

Ответ: Заявления от претендентов на должность судьи принимаются в срок, указанный квалификационной коллегией судей в средствах массовой информации, объявившей об открытии вакансии на должность судьи. Срок для рассмотрения поступивших заявлений необходимо устанавливать исходя из необходимости проверки документов и сведений, указанных в пункте 6 статьи 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

10. Вопрос: Может ли в квалификационную коллегию судей подать заявление для участия в конкурсе для назначения на должность судьи гражданин, не сдавший квалификационный экзамен?

Ответ: В конкурсе на должность судьи участвуют лишь претенденты, представившие в квалификационную коллегию судей документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в том числе сведения о результатах квалификационного экзамена. В соответствии с этим Законом гражданин вправе обратиться с заявлением о рекомендации его на вакантную должность лишь после сдачи квалификационного экзамена.

11. Вопрос: Кто сообщает в квалификационную коллегию судей об открытии вакансии председателя и заместителя председателя суда?

Ответ: Об открытии вакансии заместителя председателя суда в соответствующую квалификационную коллегию судей сообщает председатель суда, в котором открылась вакансия, а об открытии вакансии председателя суда - первый заместитель, заместитель председателя или судья, исполняющий обязанности председателя суда.

12. Вопрос: Когда в результате конкурсного отбора квалификационная коллегия судей приняла решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи, следует ли в отношении других претендентов выносить мотивированные решения об отказе в рекомендации?

Ответ: Квалификационная коллегия судей принимает мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи в отношении каждого из граждан лишь в том случае, если ни один из них не соответствует требованиям, предъявляемым Законом к претендентам на должность судьи. Если будет установлено, что претендент представил недостоверные сведения или документы, то в отношении его принимается решение об отказе в рекомендации. Если квалификационная коллегия судей примет решение о том, что один из нескольких претендентов, представивших соответствующие документы, может быть назначен на должность судьи, она в своем решении отражает, что рассматривались заявления всех претендентов, но в резолютивной части своего решения указывает о рекомендации одного из них, не указывая об отказе в рекомендации остальным претендентам.

13. Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях, указанных в этом законе. С какого времени исчисляется этот стаж - с начала работы в должности или с момента получения юридического образования?

Ответ: Указанный в настоящем федеральном законе стаж исчисляется с того момента, когда гражданин, получивший высшее или среднее юридическое образование, приступит к работе или продолжит работу на указанных в этом законе должностях.

14. Вопрос: В каком порядке решается вопрос о замещении вакантной должности судьи, если имеется заявление судьи федерального суда того же уровня или вышестоящего суда о переводе его на эту должность и, кроме того, на эту должность претендуют лица, не являющиеся федеральными судьями?

Ответ: В этом случае квалификационная коллегия судей рассматривает заявления претендентов на должность судьи федерального суда и при рекомендации одного из них направляет свое заключение председателю соответствующего суда, который это заключение вместе с заявлением судьи федерального суда о переводе на вакантную должность направляет в установленном настоящим Законом порядке.

Судейский корпус российской судебной системы включает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ.

Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ).

Примечание. Общая штатная численность судейского корпуса РФ
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг.

О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи (см. схема 14)

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

Общие требования

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование,

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям,

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства,

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным,

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств,

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.[50]

Требования к гражданину, претендующему на должность судьи соответствующего суда

судья Конституционного Суда РФ гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет.
судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, мирового судьи гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей [51] .

Гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Претендент на судейскую должность помимо заявления в квалификационную коллегию судей должен представить и другие документы по установленному перечню. В перечень входят, в частности, характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, установленной приложениями к Закону о статусе судей.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через 2 месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Примечание. Только за период с января 2009 г. по сентябрь 2012 г. включительно квалификационными коллегиями рассмотрено 34296 заявлений претендентов на должность судьи, их них рекомендовано 24345 кандидатов, не рекомендовано 9756, отказано в рекомендации 195 претендентам. [52]

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом о статусе судей, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей (п. 9 ст. 5 Закона РФ о статусе судей). Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи Председателю Верховного Суда РФ.

Для отбора претендентов на судейские должности указом Президента РФ создана Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее – Кадровая комиссия).

Кадровая комиссия на своих заседаниях, которые проводятся, как правило, один раз в месяц, рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

Президент РФ назначает (наделяет судейскими полномочиями) по результатам рассмотрения представления на кандидата на Кадровой комиссии.

Назначая судью, Президент РФ, тем не менее, не имеет права лишить его судейских полномочий. Это может сделать только соответствующая квалификационная коллегия судей, которая в свое время дала этому гражданину рекомендацию на занятие должности, и при наличии строго определенных законом оснований. Это одна из гарантий независимости судьи.

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда) отличается от описанной тем, что по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации. Судьи Верховного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов. Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу судьи в порядке, установленном Советом Федерации, на заседании Совета Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а лицо, ранее приносившее присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением на этот период заработной платы (ст.20.1 Закона о статусе судей). Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать 6 месяцев. Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для Председателя Конституционный Суд РФ и Председателя Верховного Суда РФ предельный срок пребывания в должности не установлен.

Мировой судья назначается (избирается) на должность в первый раз на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; при повторном назначении (избрании) - на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на 5 лет.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи, на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании; открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи; принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Основной объем указанных выше ограничений закон распространяет и на период пребывания судьи в отставке. Закон также запрещает судье в отставке занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом РФ "О статусе судей в РФ", нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи (ст.4).

Кодекс судейской этики[53] - акт судейского сообщества, который устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей (ст.1 Кодекса судейской этики).

Кодекс судейской этики установил не только обязанности судьи при осуществлении правосудия и правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей, но и правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации, во внеслужебной деятельности.

По результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются квалификационные классы (таблица 6).

Читайте также: