Независимость судей арбитражных судов в чем заключается

Обновлено: 04.05.2024

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантной должности секретаря судебного заседания

13.12.2021
13.12.2021

10 12.2021 состоялась VII Деловая игра по конституционному праву


Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

Правовой статус арбитражного суда субъекта российской федерации:
понятие и структура

Правовой статус арбитражного суда субъекта Российской Федерации - это его нормативно закрепленное правовое положение в механизме Российского государства.

В правовом статусе коллективного субъекта, к которому относится и арбитражный суд субъекта Российской Федерации, выделяют следующие четыре блока: целевой (цели, задачи, функции, закрепленные юридически; принципы организации и деятельности); структурно-организационный (нормативное регулирование порядка образования, легализации, организации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установление и изменение их организационных структур, право на организационное самоуправление, право на официальный символ); компетенционный (совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения); обеспечительный (гарантии деятельности, ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий) [2, С.12-13].

Остановимся более подробно на каждом из них.

Целевой блок (цели, задачи, функции, принципы деятельности).

Цель деятельности органа государства - это тот результат, для достижения которого создается тот ли иной орган. Действующим законодательством конкретно не сформулированы цели деятельности арбитражных судов в целом и арбитражных судов субъектов как части этой системы.

Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым беспристрастным судом является нормативно закрепленным средством для достижения названных конечных целей деятельности арбитражных судов, то есть задачами судопроизводства.

Представляется целесообразным внести соответствующие изменения, в действующие законодательные акты, определив в них цели деятельности арбитражных судов и задачи, посредством решения которых достигается поставленная конечная цель.

Арбитражные суды субъектов РФ строят свою деятельность на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, содержание которых раскрывается в положениях гл.7 Конституции РФ, ст. ст. 5-11 АПК РФ.

Следующий блок правового статуса арбитражного суда субъекта РФ - структурно- организационный.

Структура арбитражных судов субъектов РФ может быть различной. Обязательным элементом структуры суда в соответствии с законом является Президиум арбитражного суда субъекта, судебные составы. По решению Пленума ВАС РФ в арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В отдельных случаях в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Компетенционный блок. Компетенция - это совокупность властных полномочий и обязанностей государственных органов по реализации своих функций в пределах предметов его ведения [1, С.13].

Анализ главы 4 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что компетенция арбитражных судов включает в себя два вопроса: подведомственность и подсудность.

Подведомственность можно определить как предметную компетенцию арбитражного суда по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов [3, С.65].

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В подведомственности дел арбитражному суду следует выделить два элемента: экономический характер спора и субъектный состав участников спорного правоотношения.

С учетом этих признаков АПК РФ к подведомственности дел арбитражному суду относит:

1) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

2) экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

4) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

5) дела о приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, ст. 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам, дела указанные в данной статье подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от состава участников данных правоотношений. К ним относятся дела о несостоятельности банкротстве, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам об отказе от государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и другие.

Второй аспект компетенции арбитражных судов - это подсудность, под которой понимается институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения в первой инстанции. В юридической науке выделяют два вида подсудности: родовую (подсудность конкретных дел судам определенного звена судебной системы) и территориальную (распределение дел между судами одного уровня) [3, С.96-97].

В соответствии со ст. 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (родовая подсудность).

Территориальная подсудность определяется ст.ст.35-38 АПК РФ. По общему правилу спор, подведомственный арбитражному суду подлежит рассмотрению в арбитражном суде субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Закон предусматривает подсудность по выбору истца, договорную подсудность, исключительную подсудность.

Последний блок правого статуса арбитражного суда - это обеспечительный.

Список использованных источников

1. Белоусов С.А. Компетеционные нормы российского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

2. Ельцов Н.С. Правовой статус территориальных органов юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.А. Комарова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, КГПИ, 2003. 214 с.

4. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. М., 1987. С.454, 458.

О. А. Подольская,
г. Тамбов

Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - 128 с.

Пленум Верховного суда России принял постановление, которое эксперты назвали прорывным. По сути у нас закрепляются элементы прецедентного права. Судьи арбитражных судов будут обязаны ориентироваться на правовые позиции Верховного суда России по аналогичным делам.

 Фото: iStock

Разъяснения заложены в постановлении пленума Верховного суда России, прописывающего правила рассмотрения дел в арбитражном суде кассационной инстанции. Да, данный документ касается только арбитражных судов. Однако речь об универсальном принципе, так что эксперты не исключают, что в ближайшей перспективе Верховный суд даст аналогичные разъяснения и для гражданских процессов, то есть споров обычных граждан.

В постановлении дано четкое указание кассационным судам проверять выводы первой и апелляционной инстанции на предмет соответствия правовым позициям Верховного суда России.

"Это существенный шаг вперед, так как несмотря на неоднократные разъяснения Верховного суда России, арбитражные суды не всегда прислушиваются к его практике и, бывает, выносят решения без учета практики Верховного суда", - подчеркивает адвокат Вячеслав Голенев.

Кассационный суд - это третья инстанция, ее задача выявлять ошибки в уже вступивших в силу решениях. Формально точка в деле поставлена, но если эта точка несправедлива, кассация полномочна ее убрать. Теперь вступившие в силу решения судов должны в обязательном порядке проверяться на соответствие правовым позициям Верховного суда России, выраженным в постановлениях пленума, президиума, а также в обзорах судебной практики Верховного суда. Если постановления пленума это скорее общие разъяснения - как толковать те или иные нормы права, - то постановления президиума выносятся по конкретным делам. Обзоры же судебной практики по сути - сборники живых примеров с пояснениями.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении обязан указать действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и судом первой или апелляционной инстанции. "Указания суда кассационной инстанции, например, о толковании закона, о том, какими нормами законодательства суду следовало руководствоваться, должны быть конкретными и исполнимыми, основанными на всесторонней оценке доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, выводах суда первой или апелляционной инстанции о применении нормы права, установленных ими по делу фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, - говорит Вячеслав Голенев. - Иначе говоря, кассация вправе указать нижестоящим судам на необходимость рассмотреть вопросы (однако самостоятельно не предрешая их), в частности, о замене лиц, участвующих в деле, об изменении основания или предмета иска, о проведении экспертизы по делу, об истребовании доказательств, в том числе в случаях, когда соответствующие письменные ходатайства были приобщены судами к материалам дела, но оставлены без рассмотрения, а доводы об этом не приняты во внимание".

Фото: iStock

По его словам, аналогичные подходы могут и должны быть закреплены в отношении кассационных судов общей юрисдикции - как по делам, рассматриваемым по ГПК, так и рассматриваемым по Кодексу административного судопроизводства. "Кассационная практика арбитражных кассационных судов нарабатывалась почти 30 лет, - говорит адвокат. - Нормы ГПК и КАС по "новой кассации" во многом заимствованы из положений АПК РФ об арбитражном кассационном судопроизводстве. Поэтому обоснованным является распространение положительного опыта арбитражных кассационных судов и в кассационных судах общей юрисдикции".

В свою очередь председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что пленум Верховного суда России подготовил разъяснения, которые давно ожидались. "Ведь от качества работы арбитражных судов зависит стабильность правоотношений в экономическом обороте, - сказал он. - Одно из принятых нововведений - расширение круга лиц, которые вправе подавать жалобы на решения арбитражных судов".

Солдатов Виталий Александрович, аспирант кафедры арбитражного процесса ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Статья раскрывает содержание и роль принципа независимости судей как конституционной основы арбитражного правосудия. Автор рассматривает независимость судей как социально-правовое явление, используя методику дефиниции, и приходит к выводу об особом месте организационных гарантий принципа независимости в процессе защиты прав участников арбитражного правосудия.

Ключевые слова: арбитражное процессуальное право, защита прав предпринимателей, Конституция Российской Федерации, принципы права, принцип независимости, гарантии принципа независимости.

The article opens the contents and a role of a principle of independence of judges as constitutional basis of arbitration justice. The author considers independence of judges as the social and legal phenomenon, using a definition technique, and comes to a conclusion about a special place of organizational guarantees of a principle of independence in the course of protection of the rights of participants of arbitration justice.

Key words: arbitration procedural law, protection of the rights of businessmen, Constitution of the Russian Federation, legal principles, principle of independence, guarantee of a principle of independence.

Исключение всякого внешнего влияния, и тем более давления, на судью арбитражного суда представляет собой основное содержание принципа независимости в арбитражном процессуальном праве. В теории процессуального права и законодательстве определяется, что вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность по осуществлению правосудия, равно как и оказание влияния на судью гражданами и организациями, не допускается . Указанный принцип, при всей очевидности его содержания, представляет собой некий недостижимый идеал в жизни российского общества. Простые психологические приемы влияния, естественная вовлеченность судьи в общественную жизнь - все это отдаляет его от "идеальной независимости" в принятии решений. Поэтому в праве само понятие рассматривается исключительно в аспекте отсутствия влияний, обусловленных заинтересованностью в решении третьих лиц.

Амиров К.Ф., Сидоров Б.В., Харисов К.Н. Ответственность за преступное вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих правосудие. Казань, 2003. С. 44.

Создатели и сторонники теории разделения властей придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, что судебная власть не будет зависеть от других властей. Полагаем, что рассматривать это явление можно только в аспекте юридической и материальной заинтересованности. Содержательным синонимом независимости, полагаем, может являться только отсутствие юридической и материальной заинтересованности у судьи, вне зависимости от мотива ее возникновения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы стать неконтролируемой и неуправляемой, не для самоутверждения судейского корпуса и создания нового элитного слоя в обществе, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом . Современные исследователи полагают, что назначение судебной власти проявляется в выполняемых ею функциях, к которым относят:

  • осуществление защиты прав и свобод личности;
  • обеспечение реализации принципа разделения властей;
  • предотвращение сосредоточения абсолютной власти в компетенции какого-либо одного государственного органа;
  • гарантирование принципа конституционной законности;
  • исключение применения силы при политических конфликтах;
  • обеспечение принятия правовых законов, их реализация;
  • способствование обществу в осуществлении контроля над государственным аппаратом . Таким образом, фактическая реализация принципа независимости влияет на все аспекты отправления арбитражного правосудия и опосредует его главную цель - защиту прав и свобод участников экономических отношений.

Принципы организации правосудия регламентированы Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Таким образом, независимость во многом представляет собой универсальное понятие всей системы правосудия, а не "узкий" отраслевой принцип. По нашему мнению, принцип независимости судей, а также все судоустройственные принципы, традиционно выделяемые как организационные (осуществление правосудия только судом, государственный язык судопроизводства и др.), по сути своей являются объединяющими все отрасли отечественного процессуального права, так как они действуют во всех отраслях российского процессуального права с определенными особенностями, которые обусловлены специфической отраслью, и поэтому не относятся к собственным принципам арбитражного процессуального права.

Гарантии реализации независимости также нельзя в полной мере отнести к сфере регулирования арбитражного процессуального права. Вопрос об организационных гарантиях независимости судей находится на стыке юридических дисциплин. В полной мере все организационные гарантии нельзя отнести к сфере арбитражного процессуального права. В теории права их относят к сфере различных отраслей. Так, ряд ученых полагают, что независимость судьи, в том числе и арбитражного суда, представляет собой объект исключительно уголовно-правовой охраны, что предполагает отнесение к организационным гарантиям только нормы уголовного закона, которая препятствует совершению преступлений против правосудия . Противоречит данной позиции отраслевая точка зрения на организационные гарантии независимости судей. Так, по мнению Л.А. Кротовой, уголовно-процессуальные гарантии представляют собой правовой механизм, выражающийся в совокупности предусмотренных законом средств (как нормативной базы) и определяемых на их основе способов (как действий по реализации последних), в единстве обеспечивающих достижение задач уголовного судопроизводства . Г.А. Жилин также указывает на тесную связь задач гражданского и арбитражного судопроизводства и организационных гарантий независимости судей . В гражданском и арбитражном процессе к организационным гарантиям независимости судей принято относить обеспеченный нормами процессуального права механизм отправления правосудия, который направлен на обеспечение независимости суда. В самом широком смысле указанное понятие коррелирует с арбитражной процессуальной формой . Полагаем, что уголовно-правовые гарантии организации правосудия необходимо относить не к гарантиям принципа независимости суда и судьи, а к гарантиям отличного по содержанию принципа неприкосновенности судьи. Последний представляет собой принцип международного правосудия, содержанием которого является недопущение привлечения судьи к уголовной ответственности в порядке, который бы позволил оказать на него давление как на лицо, непосредственно отправляющее правосудие. Принцип неприкосновенности судей рассматривается в международном праве как составляющая уголовного законодательства. Так, в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г., и Европейской хартии о статусе судей, принятой в Страсбурге 8 - 10 июля 1998 г., необходимо было закрепить этот принцип в уголовно-процессуальном законодательстве, что и было сделано путем введения в новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации гл. 52 "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", которым были регламентированы особый порядок возбуждения уголовного дела, привлечения судей в качестве обвиняемых, проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий и специальная подсудность. В арбитражном процессуальном праве принцип независимости судей относится к конституционным наряду с такими основными началами, как принцип законности и принцип осуществления правосудия только судом .

Амиров К.Ф., Сидоров Б.В., Харисов К.Н. Ответственность за преступное вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих правосудие. Казань, 2003. С. 48.
Кротова Л.А. Процессуальные гарантии достижения задач уголовного судопроизводства: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1982. С. 104.
Власов А.А. и др. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. М.: ТК Велби, 2004. С. 16.
Давыдова Е.Ю. Системообразующие факторы арбитражного процессуального права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 12.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 98.

Принцип неприкосновенности, таким образом, может рассматриваться в качестве своеобразной юридической гарантии принципа независимости суда, однако считать его тождественным всем организационным гарантиями было бы слишком широким, на наш взгляд, обобщением. Европейский суд по правам человека подчеркнул, что сам по себе принцип независимости суда носит инструментальный, обеспечивающий характер по отношению к праву человека на справедливое судебное разбирательство беспристрастным и независимым судом. В арбитражном процессе, как указывалось выше, принцип независимости служит гарантией реализации задач правосудия. Организационные гарантии независимости суда, таким образом, недопустимо отождествлять ни с процессуальной формой в целом, ни с задачами правосудия. Их определение, на наш взгляд, требует большей конкретности. Единство статуса судей в Российской Федерации позволяет утверждать, что организационные гарантии для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеют общую правовую природу. Указанные гарантии содержатся как в Законе "О статусе судей в Российской Федерации", так и в арбитражном процессуальном законодательстве. В.В. Ярков полагает, что к указанным гарантиям можно отнести предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; систему органов судейского сообщества; несменяемость судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком) и другие юридические гарантии . Центральным звеном концепции организационной независимости судебной власти выступает положение о свободе суда от действий законодательной и исполнительной ветвей власти, его полной беспристрастности и самостоятельности. Законодатель не имеет права принимать законодательные акты, аннулирующие решения суда, обладающие по отношению к ним эффектом обратной силы или иным образом вторгающиеся в исполнение судебной функции . Полагаем, что в свете изложенного право судьи рассматривать и разрешать дела на основе закона и в соответствии со своим внутренним убеждением также может найти свое место в системе организационных гарантий независимости суда. Указанное право позволяет применять закон в соответствии с его смыслом и может быть ограничено только принципом правовой определенности. В то же время ряд ученых относят принцип независимости судей к гарантиям законности в гражданском и арбитражном процессе. Так, условиями и в известной степени гарантиями осуществления принципа законности А.Т. Боннер справедливо называет независимость судей, широкие процессуальные права лиц, участвующих в деле, осуществление судебного надзора и институт пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам . Таким образом, к организационным гарантиям независимости судей в арбитражном процессе следует относить арбитражную процессуальную форму, принцип неприкосновенности суда, само построение системы арбитражных судов и ее самостоятельное место в системе разделения властей.

Ярков В.В. Гражданский процесс. М., 1999. С. 21.
Салимзянова Р.Р. Возникновение и развитие института неприкосновенности судей в дореволюционной России // Сборник трудов молодых ученых и преподавателей КЮИ МВД России. Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006. С. 130.
Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессуальном праве. М., 1987. С. 15.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: