Можно ли обращаться в суд мусульманам

Обновлено: 08.07.2024

Я уже писал о том, что большинство мусульман сегодня не читают Коран. У нас много чтецов, много хафизов, но мало тех, кто понимает и задумывается над его смыслом. Коран читают в молитвах, читают для благословения и лечения, для получения награды от Аллаха за прочтение букв, наслаждаются голосом того или иного чтеца, словно песней… Всё это хорошо, но кто будет изучать его смысл?

Переходя непосредственно к теме обсуждения профессии юриста, напомню, что мы любой вопрос, связанный с нашей мирской жизнью, обязаны рассматривать, опираясь на правило, установленное в Коране:

То есть в исламском праве действует принцип дозволительной направленности: разрешено всё, что прямо не запрещено. Этот принцип касается всей нашей мирской жизни, не связанной с выполнением религиозных обрядов. Поэтому любая профессия и любая работа в основе своей дозволена с точки зрения шариата, если на неё нет однозначного запрета. А что же тогда запрещено?

Запрещена любая деятельность, направленная на содействие в обмане, воровстве, мошенничестве, коррупции, распространении зла, мерзости и всего остального, что признано шариатом как грех. Если мусульманин работает на кого-то и знает, что помогает своему руководству в греховном деле, то такие средства к существованию для него запрещены и не принесут никакого блага. Поэтому юрист, защищающий интересы сборщиков налогов, торговцев алкоголем и табаком, кредитных учреждений, занимающихся ростовщичеством, разумеется, зарабатывает грязные деньги. Юрист, намеренно прибегающий ко лжи в стремлении отсудить своим доверителям то, что им не принадлежит по праву, также зарабатывает грязные деньги. Юрист, произносящий ложное свидетельство, по причине которого невиновный человек лишается свободы или имущества, а равно иным образом подвергается незаконному притеснению, зарабатывает ещё более грязные деньги, так как лжесвидетельство – один из наихудших грехов.

Подозреваю, что мои друзья сделали заключение о запретности моего заработка на основании нижеследующих аятов:

Не все мои друзья знают, что такое арбитражный суд и какие дела он рассматривает. А между тем, ещё во времена пророка Мухаммада ﷺ существовал такой институт, как банкротство.

Абдуррахман ибн Каб ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ арестовал имущество Муаза и продал его для того, чтобы выплатить имеющиеся у него долги (Абу Дауд, ад-Дараккутни, аль-Хаким).

Наибольшим камнем преткновения, конечно, служит уголовное судопроизводство, в сфере которого в этой стране больше всего грязи, мерзости и лжи. Но, хвала Аллаху, уголовные дела в моей работе сведены к минимуму и достаточно редки. Сводятся они в основном к кражам либо хулиганству на транспорте. У нас воруют рельсы, шпалы, проводку, сливают топливо, бьют стёкла в поездах. Иногда мне приходится участвовать в таких делах в качестве представителя потерпевшего. Соглашусь, кто-то из этих убогих непросыхающих полубомжей, ворующих всякий хлам, заслуживает того, чтобы ему отрубили руку. Но не будем опять же торопиться с выводами и забывать, где мы находимся. Если у нашего брата, не дай Аллах, украдут что-либо и он обратится в полицию, то в случае поимки преступника он вынужден будет предстать перед судом в качестве потерпевшего. Отказ от дачи показаний по УК РФ – самостоятельное преступление. А разница между приведённым примером и моей работой… См. предыдущий абзац.

Запрещено заменять наказания за преступления, установленные Аллахом, на уголовные наказания по придуманному кодексу. Тот, кто считает, что вместо установленных Аллахом смертной казни, отсечения руки или ударов плетью следует применять тюремное заключение или штраф, становится неверным. В то же время запрещён самосуд. И если мусульманин становится потерпевшим от преступления в государстве, где не действуют законы шариата, он вынужденно наказывает преступника теми методами, которые имеются в наличии по закону этой страны. Принуждение снимает ответственность при условии, если он убеждён, что наказания, установленные шариатом, лучше и правильнее, чем всё остальное.

Далее подкреплю вышесказанное словами исламских учёных.

И специально для братьев, невнимательно читающих Коран, хочу напомнить о пророке Юсуфе, который, как мы помним, сам попросил правителя Египта поставить его на высокую государственную должность. И Египет тоже был кяфирским государством, а его правитель – многобожником.

Кто-то из вас может сказать, что во времена пророка Юсуфа действовал другой шариат. А я вам отвечу, что шариат пророка Мухаммада ﷺ ещё лучше и совершеннее, чем шариат, действовавший во времена Юсуфа. И этот шариат тем более должен вести нас к прогрессу, процветанию и продвижению, а не к застою и упадку.

благословит его Аллах и приветствует, сказал:Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем виде:

В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Ислам представляет собой совершенный путь жизни, составными частями которого являются чистое вероучение, искреннее поклонение, достойные нравы и возвышенные законы, которые гарантируют каждому обладающему правом соблюдение его прав и защищают жизнь, имущество и честь каждого человека.

Поскольку право является источником и основой решения споров и прекращения препирательств и окончательным установлением, определяющим права и гарантирующим их соблюдение тем, кто ими обладает, в Исламе были разработаны соответствующие основоположения и нормы, которые препятствуют посягательствам и самовластию людей с больными душами и защищают общину от попирания прав и всевозможных притеснений. Лучшим примером этого является рассматриваемый в данной главе хадис, который выдвигает в качестве необходимого условия предоставление аргументов для подтверждения обоснованности исков и определяет, что может считаться приемлемым аргументом для подающих иски и жалобы и выдвигающих обвинения и на что может полагаться судья в попытках установления законных прав в процессе вынесения сообразующегося с ними решения.

Все ученые сходились на том, что под доказательством подразумевается свидетельство, поскольку в большинстве случаев оно обнаруживает истину и подтверждает правдивость истца. Свидетельство используется как метод этого обнаружения и подтверждения, так как оно основывается на видении воочию и личном присутствии.

Доказательства, под которыми подразумеваются свидетельства, могут отличаться друг от друга в зависимости от предмета иска и возможных его последствий. В шариате Всемогущего и Великого Аллаха говорится о четырёх видах свидетельств:

В подобном случае необходимым условием является свидетельство четырёх мужчин, тогда как свидетельство женщины не принимается.

· 4 - Свидетельство о таких женских делах, которые мужчинам неизвестны, например, о родах, девственности, кормлении и так далее. В подобных случаях свидетельства женщин принимаются, даже если вместе с ними не было мужчин, а иногда может быть принято свидетельство и одной женщины, о допустимости чего говорят ханафиты. Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что когда он женился на дочери Абу Ихаба бин Азиза, к нему пришла одна женщина и сказала:

И (после этого) Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека. И никто за исключением этой женщины не говорил Укбе об этом.

Мусульманский судя обязан вынести решение в пользу того человека, о правдивости которого свидетельствуют аргументы, независимо от того, истцом он является или ответчиком. Мудрый шариат объявляет доказательство аргументом истца, и если он приведёт его, то получит право на то, на что претендует. Таким же образом шариат объявляет клятву аргументом ответчика, и если он принесёт её, то будет считаться невиновным в том, в чём его обвинили. Прямые указания на это содержатся в некоторых версиях того хадиса, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Мудрость подобного разделения состоит в том, что обвинитель утверждает, что имело место нечто тайное, а поэтому ему необходим весомый аргумент для выявления этого. Представление свидетелей является таким весомым аргументом, поскольку оно представляет собой свидетельство того, кто не является соперником, и поэтому оно толкуется в пользу истца. Клятва же подобной силой не обладает в силу того, что является заявлением одного из двух соперников. Кроме того, обвиняемый не утверждает, что случилось нечто тайное, и на него распространяется принцип прецумпции невиновности и он не стремится ни к каким изменениям, а поэтому для него подходит не столь сильный аргумент, каковым является клятва, которая толкуется в его пользу.

Если жалоба удовлетворяет всем необходимым условиям судопроизводства, судя выслушивает её. Затем он задаёт ответчику вопрос по существу дела, и если тот подтверждает сказанное, выносит решение не в его пользу, поскольку признание является таким аргументом, который для признавшегося носит обязательный характер. Если же ответчик станет отрицать обвинение, то судя должен потребовать от истца представить необходимые доказательства. В случае их представления судье следует вынести приговор в его пользу, не обращая внимания на утверждения и отрицания ответчика, даже если он будет давать страшные клятвы. Если же истец не сумеет представить необходимые доказательства и потребует, чтобы ответчик дал клятву, судье необходимо взять с него эту клятву, и если он даст её, то будет считаться, что он невиновен, а дело будет закрыто.

Указанием на это являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который однажды сказал человеку, обратившемуся к нему с жалобой:

Итак, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прежде всего спросил истца о доказательствах, а когда выяснилось, что их нет, указал на необходимость принесения клятвы ответчиком. Таким образом, установленным является то, что аргументы истца следует выслушать раньше аргументов ответчика.

Если от ответчика требуют принести клятву, а он отказывается сделать это, в свою очередь требуя от судьи, чтобы клятву принёс истец, после чего он может взять то, на что он претендует, то следует ли выполнять подобное требование?

Некоторые факихи, в том числе и шафииты, считали, что это требование следует выполнить, так как ответчик имеет право на то, чтобы принести клятву и быть оправданным, и если он соглашается на то, чтобы решение о нём приняли на основании клятвы противной стороны, то тем самым он выносит приговор самому себе.

Некоторые другие, например, ханафиты считали, что возвращать клятву истцу не следует, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал обратившемуся к нему с жалобой человеку:

Это является указанием на то, что решение в пользу истца на основании его клятвы вынесено быть не может. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, распределил аргументы, которые могут приводить стороны, выдвигающие претензии друг к другу, сказав:

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объявил клятву и ей подобные заявления аргументом ответчика, а это указывает на то, что принесение клятвы должно касаться только ответчика. Если же клятвы будут возвращаться к истцам, то некоторые из них отношения к ответчикам иметь не будут, а это противоречит указанию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно ограничения.

Здесь речь идёт об ответчике, и это указание необходимо выполнять. Разумный и религиозный человек не станет отказываться от выполнения своих обязанностей, а его уклонение от клятвы послужит указанием на его согласие с тем, на что претендует истец, или же на его согласие на то, чтобы предоставить право на это другому, так как дееспособный человек может передать то, на что он имеет право, другому, чтобы на основании этого было вынесено соответствующее решение.

Маликиты и шафииты утверждали, что выносить решение против ответчика по причине уклонения от клятвы не следует, а нужно только вернуть клятву истцу, и если он поклянётся, то необходимо взять то, на что он претендует, в противном же случае этого делать не следует. Их аргументы сводятся к тому, что исходить следует из принципа презумпции невиновности ответчика и его не следует обязывать ни к чему до тех пор, пока не появятся указания на то, что он нарушил права другого. Уклонение подобным указанием не считается, поскольку оно может быть как мерой предохранения себя от принесения ложной клятвы, так и свидетельством опасения принести правдивую клятву, а решение на основании предположений выносить не следует.

Трое имамов - Абу Ханифа, аш-Шафи'и и Ахмад, да смилуется над ними Всевышний Аллах, утверждали, что каждый ответчик должен принести клятву сразу же, как только этого от него потребуют, и в этом случае не следует делать никаких различий между ответчиком и другим лицом. При этом они ссылались на универсальность хадисов, в которых говорится о необходимости принесения клятвы ответчиком.

Его аргумент состоит в том, что необходимо думать об общих интересах, не допуская того, чтобы люди использовали свои жалобы как средство причинения друг другу вреда, что могло бы выразиться в том, что они стали бы безосновательно привлекать к суду кого угодно. Не следует допускать и того, чтобы лишённые стыда люди посягали на людей достойных, тем самым унижая их, таская их по судам с помощью себе подобных или незаконно лишая их имущества.

Если от одного из участников судебного разбирательства потребуется принесение клятвы, то судья должен обязать его поклясться Всевышним Аллахом и никем иным независимо оттого, является ли он мусульманином или нет. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Можно также потребовать поклясться Аллахом Всевышним, который ниспослал Тору Мусе, если человек является иудеем, или же потребовать поклясться Аллахом, ниспославшим Евангелие Исе, если он исповедует христианство, или же поклясться Всевышним Аллахом, который создал человека и придал ему его образ, если человек является идолопоклонником, и так далее.

Если судья или кто-нибудь иной собирается потребовать у кого-либо принесения клятвы, желательно, чтобы он сначала обратился к нему со словами увещания, предостерёг его от ложных клятв и прочитал ему что-нибудь из аятов Корана и хадисов, где говорится о греховности этого.

Если от человека, который знает, что он лжёт, потребуют принести клятву, ему следует признать должное и поостеречься давать клятву, чтобы не навлечь на себя гнев Всевышнего Аллаха и не лишиться Его милости.

Если же он знает, что говорит правду, то ему будет лучше принести клятву, и это, как нам уже известно, может быть и обязательным для него, поскольку Всевышний Аллах узаконил принесение клятвы в подобных случаях, чтобы мусульманин мог уберечь своё имущество от утраты и чтобы лишённые стыда люди не превращали судебные иски в средство незаконного присвоения имущества других людей и не выдвигали против них неправомерных претензий, зная о том, что они могут остерегаться давать клятвы, в результате чего таким людям будет доставаться то, на что они претендуют.

Если истец не в состоянии представить свои доказательства полностью, приведя лишь одного свидетеля, а его иск может быть изнан обоснованным только при наличии двух свидетелей, то можно ли вместо второго свидетеля принять его клятву и вынести решение в его пользу?

Ханафиты считали, что решение на основании показаний одного свидетеля и клятвы не следует выносить ни при каких обстоятельствах, так как по каждому иску необходимо представить доказательства в полном объёме. В противном случае ответчик должен принести клятву, тогда как истец никогда её не приносит. Они ссылаются на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

Что же касается маликитов, шафиитов и ханбалитов, то они говорили, что если дело касается имущественных прав и всего того, что связано с деньгами, то решение на основании показаний одного свидетеля и клятвы истца принимать можно. В качестве аргумента они используют приводимый Муслимом хадис, в котором со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение на основании клятвы и показаний одного свидетеля.

Это значит: как же это может быть неправильным, если так делал Али? И это указывает на то, что Али, да будет доволен им Аллах, придерживался того же мнения.

Кроме того, в подобных обстоятельствах судья имеет право потребовать поклясться и свидетелей, чтобы подкрепить их свидетельство и устранить сомнения.

Если судья осведомлен о сути поданного ему иска, он не должен выносить решения, руководствуясь исключительно своими знаниями. Ему следует делать это только на основании явных аргументов, которые представляют ему истец или ответчик, даже если эти аргументы противоречат тем сведениям, которыми он располагает. Основанием для этого является хадис, в котором со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно заявляет о том, что он судит на основании того, что он слышит, а не на основании того, что знает. Смысл этих слов состоит в том, чтобы не допустить несправедливости и причинения вреда, лишить плохих судей возможности действовать по собственному произволу и наказывать людей на основании предположений, заявляя, что им известна истинная суть дела, и удалить судопроизводство от влияния обвинений и всего сомнительного, если решение судьи окажется несоответствующим желаниям тяжущихся сторон и они станут обвинять судью в пристрастном отношении, получении взятки и тому подобных вещах. Таковы общие положения фикха.

Если судья располагает средствами подтверждения или отклонения иска, к числу которых относятся явные аргументы наподобие доказательства или клятвы, он выносит решение на основании этого, поскольку, как мы узнали, он должен следовать указаниям, которые представляются ему убедительными, а тот человек, в отношении которого выносится решение, обязан его выполнить. Тем не менее, это решение фактически может оказаться противоправным, например, в тех случаях, когда истец приводит двух лжесвидетелей или когда ответчик даёт ложную клятву. В подобных случаях тому человеку, в пользу которого выносится решение, не разрешается пользоваться этим, если он и сам знает, что не имеет на это права. То же самое относится и к тому, кто проигрывает дело, так как для него не становится запретным то, чего его лишают по суду, если он сам знает, что это для него дозволено и он имеет на это право.

В пример можно привести тот случай, когда два свидетеля лжесвидетельствуют о том, что женщине был дан развод, муж отказывается подтвердить правдивость их показаний относительно развода с ней, но судья выносит решение о том, что их следует развести. В подобном случае этой женщине не разрешается выходить замуж ни за кого, кроме своего первого мужа, так как по шариату Всемогущего и Великого Аллаха она всё ещё является его женой.

Точно также её мужу не запрещается поддерживать с ней супружеские отношения, поскольку фактически oна с ним не разведена.

Основой этого служит содержание вышеупомянутого хадиса Умм Саламы, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тому человеку, в пользу которого выносится судебное решение, брать то, что ему присудили, если ему самому известно, что он не имеет на это права, и сообщил, что это - часть адского пламени. И он указал, что если человеку присудят что-нибудь, это не станет дозволенным для него, а, следовательно, не является запретным для его противника. Этому решению следуют все четыре мазхаба ислама.

Если судья сделает это, то решение его будет справедливым, и он получит награду за свои действия независимо от того, будет ли он прав или ошибётся, поскольку он сделал всё, что должен был сделать, в стремлении выяснить истину и вынес решение на основании очевидных аргументов и в соответствии с тем, что вменяется ему в обязанность.

Передают со слов Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Одним из условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы человек мог занимать должность судьи, является знание им того, что является дозволенным и запретным по шариату Всемогущего и Великого Аллаха, а также его способность работать с первоисточниками по исламскому законодательству и извлекать установления шариата, применимые к тем делам, которые к нему попадают. Кроме того, как мы уже знаем, он обязан прилагать все усилия в поисках решения, стремиться к правильному и принимать эти решения на основании того, что он считает верным. Если же человек станет судить, не имея об этом ясного представления и не прилагая соответствующих усилий или же не зная шариата Всемогущего и Великого Аллаха, то он совершит грех, даже если его решение будет соответствовать истине, поскольку это соответствие окажется случайным, и если он один раз что-то сделает правильно, то во всех остальных случаях будет ошибаться. И горе такому судье, который знает истину, но принимает решение вопреки ей за ничтожные мирские блага или под влиянием своих пристрастий, желания отомстить или совершить несправедливость.

Ислам уделяет большое внимание личной жизни верующих. К разводам религия относится крайне отрицательно. По ее канонам, подобное действие считается нежелательным (макрух) и свидетельствует о слабости веры человека. И хотя оба супруга имеют право инициировать расторжение брака, но разводы в мусульманских странах крайне редки.

Согласно шариатским законам, существует сложная процедура развода. Только после ее выполнения брак действительно считается расторгнутым. Нарушение данных норм считается серьезным грехом и ослушанием Всевышнего.


Что говорится о разводе в исламе?

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.

Виды развода в исламе

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

  • предварительный;
  • полный;
  • окончательный.

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.

Расторжение никаха

Кроме талака, в исламе есть еще и фасх или расторжение брака. Он возможен только по решению шариатского судьи – причины фасха должны быть очень вескими. Например, болезнь одного из супругов или отречение от ислама.

Брак аннулируется, если супруг не способен содержать семью или жена обвиняется в измене.

Аннулирование отношений не является талаком. Оно крайне нежелательно – макрух.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Когда жена может сама подать на развод

В мусульманском мире женщины также могут потребовать развода. Однако для этого необходимы очень веские причины.

Например, если супруг не обеспечивает семью или имеет какие-то изъяны, которые он скрывал до брака. Или он не выполняет свои мужские обязанности. Уважительными причинами считаются:

  • сумасшествие;
  • кастрация или импотенция;
  • зависимость от алкоголя или наркотиков;
  • слишком близкое родство супругов;
  • исчезновение мужчины;
  • долгое нахождение в плену или в тюремном заключении;
  • бесплодие.

Если имеется любая из указанных причин, то женщина может обратиться в шариатский суд.

Кроме обычного талана, исламом предусмотрен еще и развод-хула, который может инициировать женщина. Его проводят, если мужчина добросовестно выполняет все свои обязанности, но женщина все чувства к нему утратила и не желает оставаться его женой. Если женщина хочет развестись, то она выплачивает мужу определенную сумму и получает свободу.

Мужчины может передать право на талан своей жене. Оно передается устно, письменно или через доверенное лиц. Иногда это делается с определенным условием. Например, оговаривается, что супруга может быть свободна, если ее муж нарушит какое-то правило или обет.

Материальное содержание жены после развода

В исламе серьезное внимание уделяется материальным отношениям супругов. Не является исключением и процедура развода.

Мужчина обязан содержать супругу во время идды. Также она может рассчитывать на получение подарка после развода. Богословы спорят, является ли он жестом доброй воли или обязанностью со стороны мужчины.

Дальнейшее содержание женщины зависит от наличия детей. Если они есть, то муж обязан оказывать помощь. Стандартом считается обеспечивать своих детей материально до их совершеннолетия.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Несет ли ответственность жена перед мужем после развода

У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.

Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Как и большинство других религий, ислам придерживается традиционных ценностей. Поэтому к разводам он относится отрицательно. Однако он признает право супругов на подобное решение, но с серьезными оговорками.

Этим он решительно отличается от двух других великих монотеистических учений Ближнего Востока: иудаизма и христианства .

В Новом Завете развода нет вовсе, брачные узы считаются нерасторжимыми. Такая бескомпромиссность кажется чрезмерной, потому что требует от людей практически недостижимого морального совершенства. Когда семейные отношения разрушены, совместная жизнь приносит лишь страдания, которые лучше остановить.

Развод без причины

Подобный вид расторжения брака считаются в исламе грехом и оскорблением Всевышнего. Пророк сказал, что жена, которая хочет получить развод без серьезной причины даже не услышит запаха Рая. Только если супругам не удается вернуть былую радость и отношения между ними ухудшаются, то талак возможен.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

В исламе право на развод находится в руках мужчины. Считается, что он менее эмоционален и способен более объективно оценить последствия этого серьезного шага. Однако и на него могут воздействовать критические или необычные ситуации.

Пошутил о разводе

Вопросы брака – важная часть ислама, поэтому шутки о разводе, мягко говоря, не приветствуются. Они расцениваются, как пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего, что в исламе считается недопустимым. Правила талака записаны в Коране и Сунне, поэтому они заслуживают серьезного отношения. При этом развод, даже объявленный в шутку, считается действительным.

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Талак в состоянии опьянения признается в исламе действительным. Считается, что человек должен сам нести ответственность за свое состояние. В Коране пьяным запрещается даже возносить молитвы, поскольку в таком состоянии люди не понимают их сути. В отношении развода учитываются причины опьянения. Если оно вызвано запрещенными веществами, типа алкоголя или наркотиков, то талак признается действительным.

Развод, данный по принуждению

Развод, объявленный против воли человека, считается недействительным. Так считает большинство мусульманских богословов. Если талак сделан под угрозой насилия, то его можно не выполнять. Прямые указания на этот счет можно найти в Коране.

Развод, данный при смерти

Если развод дан в момент тяжелой болезни, но мужчина находился в здравой памяти и рассудке, то он считается абсолютно действительным. Это важный момент, который влияет на вопросы наследства и дальнейшего юридического статуса женщины.

Бывает, что мужчина в тяжелом состоянии дает развод женщине, чтобы лишить ее прав наследства. В этом случае он может быть признан недействительным.

В исламе разрешен развод. Это право имеют оба супруга, но обычно им пользуется мужчина. Развод у мусульман считается крайней мерой, на нее идут, если нет никаких возможностей сохранить брак. Талак – это сложная процедура, состоящая из нескольких этапов. Развод признается легитимным только в случае их полного и добросовестного выполнения. Расторжение брака без причины считается в исламе серьезным грехом и оскорблением Всевышнего.

Вопросы, связанные с талаком

Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Однако несмотря на то, что талак отвратителен, в Шариате он является дозволенным. Иногда, когда брак распался безвозвратно, исключая любую надежду на примирение, лучшим вариантом является развод, чтобы стороны могли с достоинством расстаться и пойти своими путями, чтобы начать все заново.

Прежде чем брак достигнет данной точки, должны быть предприняты все усилия на то, чтобы проконсультироваться с учёными и разрешить проблемы и препятствия, которые могут привести к разводу. Следование законам Шариата и практическое соблюдение Сунны являются жизненно важными факторами в любом браке, способствующими сохранению спокойствия, гармонии и любви.

Несмотря на решающую природу развода, большинство мусульман не понимают этого. Как и в любой другой составляющей религии, мусульманам необходимо изучать и понимать законы, регулирующие расторжение брака. Невежество является одной из основных причин импульсивного и непреднамеренного развода, что приводит к разбитию сердец для многих пар.

Что такое Талак?

Кто может выдать талак?

Талак является правом мужа. Женщина не может выдать талак. Если же она даст его, то он будет недействительным. Как только муж выдаёт талак, он становится обязательным и действительным.

Женщина, желающая развестись, может потребовать того же от своего мужа. Если он отказывается, она может обратиться в исламский суд/организацию учёных для расторжения её брака (фасх).

Когда происходит талак?

Виды талака

Талак Радж’и (обратимый развод)

Талак Ба’ин (безвозвратный развод)

Талак Мугалляза (необратимо обязывающий и решающий)

Если муж выдал три развода одновременно или раздельно, будь то в одном маджлисе или в разных маджлисах, то все три развода будут действительны, и брак расторгается немедленно и безвозвратно. Воссоединение будет невозможным. Даже если пара снова заключит брак, то брак будет считаться недействительным.

Единственное исключение — если женщина выходит замуж за другого мужчину, между ними происходит [интимная] близость, а затем этот брак заканчивается либо разводом, либо смертью мужа. После этого ей дозволено повторно выйти замуж за мужа, который развёлся с ней трижды.

Важно отметить, что недопустимо планировать второй брак с намерением на то, чтобы женщине было дозволено выйти замуж за своего первого мужа. Поступать так — большой грех и унизительно для жены и института никяха.

Каким образом талак вступает в силу

Другими словами, он выдаёт развод такими словами, что невозможно подобрать никакое другое значение. Такой развод известен как талак сарих (развод в ясной форме).

  1. Муж не произносит слов развода ясно. Вместо этого, он использует неоднозначные термины, которые могут потенциально означать развод.

В вышеперечисленных случаях, если муж намеревается на талак, то происходит талак ба’ин, и не происходит в противном случае.

Важные правила

  • Идда означает период, в течение которого женщина вынуждена оставаться дома в течение определенного периода времени в связи с прекращением действия ее никяха в результате развода или кончины мужа. Идда талака обычно представляет собой три (3) полных менструальных цикла. Для беременной женщины он длится до рождения ребёнка, а для женщины с менопаузой он составляет 3 месяца (90 дней).
  • Запрещено выдавать талак, когда женщина находится в состоянии хайда (менструации). Талак должен быть выдан женщине, когда она находится в состоянии тухр (чистоты), в котором не происходит половой акт. Однако, необходимо отметить, что даже если талак был дан в запрещённое время, талак все равно вступит в силу, и жена немедленно вступит в период идды. Если талак был дан в период месячных, то эти месячные не будут засчитаны для завершения идды. Идда будет завершена только по завершению трёх полных менструальных циклов.
  • Развод происходит в момент произнесения слов развода. Это не зависит от того было ли у мужа намерение на развод со своей женой или нет, выдал ли он развод всерьез или в шутку.
  • Человек выдал один развод. Пока жена находится в состоянии идды, если муж выдаёт второй или третий развод, то это будет действительным и вступит в силу. После окончания идды, выдача развода не имеет никакого эффекта.
  • Талак действителен, если он выдан письменно либо по СМС, E-mail или текстом.

Правила развода сложны. Незначительные вариации в формулировках могут изменить правила. Решение всегда следует запрашивать у компетентного органа (алима/муфтия), изложив дело честно и добросовестно.

Основные причины свирепствующего развода носят двоякий характер: невежественность и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых каждый мусульманин должен искать убежища. Получение знаний и тщательное обдумывание являются лекарством от этих болезней.

Распространённые заблуждения

Несколько распространённых заблуждений, касающихся талака:

Заблуждение №1

Талак происходит только при выдаче трёх талаков.

Из приведенной выше информации легко сделать вывод, что это неправда. На самом деле, выдача трех разводов ставит пару в такое положение, когда она не может повторно заключить брак, и является самым глупым поступком.

Каждый выданный развод засчитывается, и к его выдаче следует подходить с особой осторожностью.

Заблуждение №2

Когда муж выдаёт первый талак, остальные два развода происходят автоматически.

Ни один талак не происходит автоматически. Талак происходит только при его выдаче.

Заблуждение №3

Если муж и жена разлучены более чем на три месяца, то они разводятся автоматически.

Разлука, независимо от её длительности, не аннулирует никях. Даже если бы пара была разлучена на 100 лет, их никях остался бы цел.

Заблуждение №4

Муж вербально выдаёт один, два или три талака, но заявляет, что он не намеревался на них или произнёс их в гневе, поэтому талак не происходит.

Выдача развода путём произнесения слов развода в здравом уме, с намерением или без намерения приведет к тому, что развод будет действительным. Развод происходит как в состоянии спокойствия, так и в состоянии гнева.

Заблуждение №5

Существует общее заблуждение, что талак всегда запрещён и является грехом. Это не верно. Талак является запретным тогда, когда выдаётся необоснованно. Однако, в случаях, когда талак обоснован, то его выдача может быть рекомендуемой или даже необходимой. Преимущества и недостатки развода следует понимать с их правильной точки зрения. Необходимо прибегнуть за советом к опытному алиму.

Примечание: Рекомендуем к просмотру следующие видео на тему развода (талака) в Исламе:

Читайте также: