Можно ли федеральным законом изменить состав судебных округов

Обновлено: 20.05.2024

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Состав судебных округов может быть изменен только федеральным законом.

Главная задача федеральных арбитражных судов округов – проверка законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Полномочия федеральных арбитражных судов округов.

Федеральный арбитражный суд округа:

· проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, и судебных актов, принятых арбитражными апелляционными судами;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

· изучает и обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику;

· подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Состав федерального арбитражного суда округа. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума суда и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Их создание на рассматриваемом уровне обязательно.

Судебные коллегии создаются из числа судей этого звена и утверждаются президиумом данного суда по представлению председателя суда. Они возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя федерального арбитражного суда округа.

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут образовываться судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет — председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу (в судах общей юрисдикции кассационная инстанция рассматривает не вступившие в законную силу акты судов).

По результатам рассмотрения дела в порядке кассации федеральный арбитражный суд округа выносит одно из следующих постановлений:

· об оставлении решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;

· об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;

· об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;

· об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;

· об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ст. 287 АПК).

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, имеют другие полномочия.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя данного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи федерального арбитражного суда, входящие в состав его президиума, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда округа. Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной статистики.

Организация работы в федеральном арбитражном суде округа.

Деятельность федерального арбитражного суда округа организуется председателем этого суда и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуществления правосудия по арбитражным делам. Председатель распределяет обязанности между заместителями председателя; формирует судебные составы; созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его заседаниях, а также вносит на его рассмотрение вопросы отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает и освобождает от должности работников аппарата суда, представляет федеральный арбитражный суд округа в отношениях с государственными и общественными органами.

В пределах своих полномочий председатель издает приказы и распоряжения.

В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя — один из заместителей председателя — председатель судебной коллегии федерального арбитражного суда округа.

Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ занимает в судебной системе место, аналогичное положению Верховного Суда РФ, являясь в соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом. Но их компетенция различается по предметам ведения. Высший Арбитражный Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве первой инстанции:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

· дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК).

Как надзорная инстанция Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела по надзорным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ имеет и другие полномочия. Он пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов; решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам арбитражной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативах актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Высший Арбитражный Суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие их международных договоров; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению, и другие полномочия.

Высший Арбитражный Суд состоит из судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ без ограничения срока полномочий.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

· Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные колле рассмотрению отдельных категорий дел.

Пленум действует в составе Председателя, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов, могут принимать участие ученые, специалисты, депутаты, граждане. Он полномочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются большинством голосов.

Пленум наделен большими полномочиями. Он решает вопрос об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов и других актов, о выступлении с законодательной инициативой; ряд организационных вопросов — утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, состав президиума арбитражного суда субъекта РФ, место пребывания федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда; решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел, а также вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей предателей соответствующих судов; решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов изучения и обобщения практики применения законодательства, представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по вопросам судебной практики. Обязательность разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда, призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда проводятся по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В его заседаниях вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции.

Основное полномочие Президиума – рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по надзорным жалобам на судебные акты, вступившие в законную силу.

Как следует из ст.304 АПК основанием для принятия к производству надзорных жалоб является, главным образом, решение задачи по обеспечению единства (единообразия) судебно-арбитражной практики, т.е. в основном Президиум рассматривает дела в тех случаях, когда есть необходимость устранить противоречия в различных судебных решениях по однородным делам, исключить неединообразное толкование и применение закона.

Президиум также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в форме писем. Постановления Президиума, выносимые по конкретным делам в порядке надзора, также оказывают важное влияние на обеспечение единства судебно-арбитражной практики в силу авторитета судебных актов суда надзорной инстанции.

Рассмотрение дел по первой инстанции происходит в судебных коллегиях: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и, как отмечалось, утверждаются Пленумом этого суда по представлению его Председателя. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Кроме рассмотрения дел по существу, судебные коллегии также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ выполняет функции по осуществлению правосудия: принимает участие в рассмотрении дел, созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда, председательствует на их заседаниях, выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению, распределяет обязанности между заместителями, формирует из числа судей судебные составы, представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами. Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства РФ.

На Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместителей возлагается организация работы Высшего Арбитражного Суда РФ. Она проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет общее руководство аппаратом суда. По вопросам организации работы всех арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними важное значение принадлежит Регламенту, обязательному для всех арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде РФ образован Научно-консультативный совет, в который входят ученые, юристы, практики, специалисты в области предпринимательства и экономической деятельности. Совет разрабатывает и представляет на рассмотрение Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и иных нормативных актов, предложения по их совершенствованию.

На здании, занимаемом арбитражным судом, поднимается Государственный флаг РФ. В зале заседаний арбитражного суда находятся изображения Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.

Федеральные арбитражные суды округов являются третьим звеном в системе арбитражных судов, являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, в некоторых судах созданы налоговые коллегии.

В Российской Федерации действуют:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Костромской области, Нижегородской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Чувашской Республики - Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (1-й, 2-й арбитражные апелляционные суды);

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Красноярского края, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (3-й, 4-й арбитражные апелляционные суды);

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (5-й, 6-й арбитражные апелляционные суды);

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы, Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (9-й, 10-й арбитражные апелляционные суды);

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Республики Татарстан, Самарской области, Саратовской области, Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (11-й, 12-й арбитражные апелляционные суды);

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Республики Карелия, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (13-й, 14-й арбитражные апелляционные суды);

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия-Алания, Ростовской области, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (15-й, 16-й арбитражные апелляционные суды);




10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (19-й, 20-й арбитражные апелляционные суды);

Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов[8]. Места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов утверждены постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 1995 г. № 26

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
Волго-Вятский округ
Восточно-Сибирский округ
Дальневосточный округ
Западно-Сибирский округ
Московский округ
Поволжский округ
Северо-Западный округ
Северо-Кавказский округ
Уральский округ
Центральный округ

Следует отметить, что Федеральные Арбитражные Суды Округов стали первыми в новейшей истории России судами, которые не связаны с административно-территориальным делением страны и имеют реальную возможность осуществлять правосудие независимо от местных властей.
Это является важнейшей гарантией независимости всей судебной системы.



При всей своей демократичности и гуманности, нормы УПК РФ, направленные на защиту интересов человека и гражданина, являются чисто декларативными.

Как следствие, большинство граждан не доверяют судам своей страны. По социологическим исследованиям (как ВЦИОМ, так и Левада-Центр), в 2007 г. доверяли судам 29 % опрошенных, то есть не доверяли – 71 %. Это страшные цифры! Ведь получается, что судебная система не выполняет свою роль регулятора правоотношений в обществе и государстве. Возрастающее число обращений граждан и организаций в суды говорит отнюдь не о том, что граждане верят судам, как любят провозглашать наши чиновники (а куда же им идти, если некоторые вопросы можно разрешить только путем обращения в суд? Управдом же не расторгнет брак!), а о том, что наше законодательство еще несовершенно.

Звучащий как заклинание довод о том, что для эффективности судебной системы необходимо принять те или иные законы, не выдерживает критики. Законы, конечно, нужны, но давайте вспомним (избитый довод, но лучше не придумаешь), что и Конституция СССР 1936 г. была супердемократичной по форме, хотя государство, основным законом которого она являлась, оставалось тоталитарным.

В-третьих, комплектование судов происходит по большей части из сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры и милиции). При всем уважении к этим ведомствам, безусловно нужным и важным, профессиональная деформация делает свое дело, и обвинительный характер прежней деятельности таких судей подспудно влияет на них при рассмотрении дел. Судьи, не вписывающиеся в устоявшуюся систему правосудия, этой системой отторгаются, благо технологии этого давно отработаны до автоматизма.

В общем-то, большевики разумно поступили, разогнав суды Российской империи, поскольку для целей государства, которое они намеревались построить, эти суды и эти судьи не подходили. Но тогда и демократическое государство невозможно построить с судьями советского, тоталитарного типа!

Интересен в этой связи опыт объединенной Германии. Когда встал вопрос о переаттестации судей бывшей ГДР, то только 10 % из них были признаны способными отправлять правосудие в условиях демократического государства. И это немцы, с их законопослушностью и всего лишь 40-летним стажем жизни при социализме!

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

2. Существующая судебная система Российской Федерации не может использоваться для целей демократического правового государства, поскольку сформирована структурно и по составу в условиях тоталитарного государства и не пользуется доверием граждан.

3. Судебная система Российской Федерации не подлежит реформированию, поскольку:

– 18 лет реформы не привели к значимому изменению качества правосудия, мерилом которого, безусловно, является доверие граждан судам.

Какие должны быть суды, и как этого достичь?

Каждый из нас хочет, чтобы в государстве существовал профессиональный и беспристрастный суд. Ведь это гарантия того, что нарушенные права гражданина будут восстановлены, спор разрешен на основании закона, виновное лицо привлечено к ответственности, а тот, чья вина не подтверждена убедительными доказательствами, не понесет незаслуженного наказания.

Поскольку существующая судебная система совершенно не удовлетворяет требованиям профессиональности и беспристрастности, то считаю возможным представить свое видение построения судебной системы в России. А так как судебная система сама по себе ничего не решает (конкретные решения принимают конкретные судьи), то невозможно не затронуть и проблему комплектования судов теми, кто, собственно, и должен будет отправлять правосудие. Исходя из этого, рассмотрим два аспекта построения судебной системы.

1. Комплектация судейского корпуса. По моему мнению, существуют два основных критерия, которым должны отвечать суды в целом и судьи в частности: профессиональная грамотность и беспристрастность. И если грамотность достигается путем получения соответствующего образования и опыта работы, что вполне достижимо при наличии желания, то беспристрастность лежит в области профессиональной морали. А мораль, как известно, либо присутствует в характере человека, либо нет. Полуморальных людей не может быть в принципе.

Следовательно, чтобы достичь заявленных выше критериев, необходимо:

– привлекать в судейское сообщество людей уже с наличием определенных моральных качеств (поскольку вряд ли сами по себе стены суда сделают из угодливого подлизы или циничного приспособленца справедливого судью), достигших как минимум 30–35-летнего возраста;

– ввести ограничение на занятие должности судьи лицами – выходцами из правоохранительных органов — сроком на 10 лет, чтобы смог сформироваться новый судейский корпус, не обремененный правосознанием обвинителя;

– создать для судей такие условия, чтобы они могли эти качества поддерживать, а не испытывать (разумеется, материальное обеспечение, статусные отличия должны быть на самом высоком уровне);

– принять открытую, четкую и понятную процедуру отрешения от должности судей, которые не справляются с возложенными на них обязанностями по осуществлению правосудия.

Верховный Суд РФ должен формироваться наполовину из членов судейского сообщества и наполовину из ученых – теоретиков права, поскольку главная функция этого суда – толкование права и выработка единой правоприменительной практики.

2. Структура судебной системы. Понятно, что помимо привлечения на судейские должности грамотных людей с высокими моральными качествами необходимо выстроить такую структуру судов, которая бы могла эффективно разрешать судебные дела, как можно раньше исправляя ошибки, которые, конечно же, неизбежны в судебной практике. Существующая структура, при которой районные суды подчинены областным (верховным в республиках), явно неэффективна и совершенно не способствует независимости судей. Известны факты, когда председатели областного (верховного) суда прямо дают указания, какие принимать решения в том или ином случае либо по тем или иным категориям дел. Разумеется, говорить о независимости судей в данном случае не приходится. В общем-то, у российского судьи три пути: либо он принимает правила системы (что большинство и делает, и я не могу их в этом упрекать), либо добровольно уходит из судей, либо его лишат полномочий с помощью отработанной процедуры.

По моему мнению, суды общей юрисдикции должны быть организованы в следующую систему.

Первым звеном системы должны быть мировые суды, которые будут рассматривать те же дела, что и сейчас, хотя возможно и расширение подсудности по гражданским делам.

Второе звено – окружные суды (аналог существующих сейчас городских и районных в городе), которые одновременно будут являться апелляционными для мировых. В этих судах будут рассматриваться уголовные дела по преступлениям средней тяжести судьями единолично, а по тяжким и особо тяжким преступлениям – коллегиями присяжных заседателей (причем изменить подсудность уголовных дел, передав тяжкие и особо тяжкие преступления на рассмотрение присяжных, можно уже сейчас, без долгих разговоров о коррупции в судах). Подсудность по гражданским делам, в принципе, можно оставить ту же, что и сейчас.

Третье звено – апелляционные суды, которые будут рассматривать дела в апелляционной инстанции, поступающие из апелляционного судебного округа, в который будет входить порядка 10–12 окружных судов. На территории субъекта Федерации таких судов должно быть несколько, в зависимости от количества окружных судов.

Четвертое звено – кассационные суды, проверяющие дела в порядке кассационного обжалования, которые будут поступать также из 10–12 апелляционных судов.

Верховный Суд РФ будет рассматривать дела по обжалованию федеральных нормативных актов, но основной его функцией должна быть выработка единообразного толкования закона на всей территории страны и надзор за единообразным применением закона судами всех звеньев судебной системы и недопущением противоречий в судебной практике.

Границы судебных округов 3-го и 4-го звена могут и не совпадать с административно-территориальным делением, так как здесь решающим фактором должно быть удобство для граждан при обращении в суд, а также количество судов, входящих в апелляционный и кассационный округа соответственно.

В рамках судебной системы должны функционировать специализированные суды: административный, военный, хозяйственный (экономический), ювенальный, которые с учетом своей специфики должны быть созданы по изложенным здесь принципам.

Я полагаю, что по затронутой теме должна быть развернута дискуссия как в юридическом сообществе, так и в обществе в целом, если мы хотим иметь суды, которым будем доверять.

Арбитражные суды округов являются судами:

  • по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов:
    1. арбитражных судов субъектов РФ;
    2. арбитражных апелляционных судов;
  • по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
  • первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В Российской Федерации действуют 10 арбитражных судов округов (п.2 ст. 24 ФКЗ):

  1. арбитражный суд Волго-Вятского округа;
  2. арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
  3. арбитражный суд Дальневосточного округа;
  4. арбитражный суд Западно-Сибирского округа;
  5. арбитражный суд Московского округа;
  6. арбитражный суд Поволжского округа;
  7. арбитражный суд Северо-Западного округа;
  8. арбитражный суд Северо-Кавказского округа;
  9. арбитражный суд Уральского округа;
  10. арбитражный суд Центрального округа.

Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

Состав арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа действует в составе (ст. 25 ФКЗ):

  1. президиума арбитражного суда округа;
  2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа действует в составе:

  • председателя арбитражного суда округа;
  • заместителей председателя;
  • председателей судебных составов;
  • судей.

Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда округа.

Полномочия президиума арбитражного суда округа:

  1. утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  2. рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  3. рассматривает вопросы судебной практики.

Полномочия арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ):

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику ;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику ;
  • рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Читайте также: