Может ли жилищная инспекция обратиться в суд в защиту прав жителей

Обновлено: 14.05.2024

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

1. Предметом досудебного обжалования являются:

1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

3) действия (бездействие) должностных лиц инспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Жалоба должна содержать:

1) наименование инспекции, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении инспекции (или) действии (бездействии) ее должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением инспекции и (или) действием (бездействием) ее должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба.

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц инспекции либо членов их семей.

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы.

При подаче жалобы гражданином и индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в инспекцию в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.

4. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

5. Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

6. Подача жалобы на акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее – акт) осуществляется в следующем порядке.

Контролируемое лицо (в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в инспекцию в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений (далее – возражения на акт). При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений на акт, или их копии либо в согласованный срок передать их в инспекцию. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).

В случае поступления в инспекцию возражений на акт должностное лицо назначает контролируемому лицу дату и время обсуждения поступивших возражений.

В ходе таких обсуждений контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.

По итогам рассмотрения возражений на акт контролируемому лицу направляется мотивированный ответ одновременно с решением по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не позднее 20 рабочих дней со дня поступления таких возражений.

7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен инспекцией.

8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.

9. Инспекция в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции;

2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.

10. Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

11. Должностное лицо инспекции принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, если:

1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

12. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. При особой сложности, объемности мероприятий, необходимых для рассмотрения жалобы на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов, направления инспекцией запросов для получения дополнительной информации этот срок может быть продлен решением заместителя начальника инспекции на 20 рабочих дней.

13. По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо, ее рассмотревшее, принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение инспекции полностью или частично;

3) отменяет решение инспекции полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

14. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции рассматривается заместителем начальника инспекции.

Жалоба на решение, действия (бездействие) заместителя начальника инспекции рассматривается начальником инспекции.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Заинтересованное лицо имеет право на обжалование действий (бездействия) Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному служащему.

Судебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и главами 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 22,24 КАС РФ.

Суды общей юрисдикции, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1. об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2. об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Граждане имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Государственной жилищной инспекцией Санкт‑Петербурга, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга в ходе осуществления полномочий.

Предметом обжалования являются неправомерные действия (бездействие) уполномоченного на исполнение государственной функции лица, а также принимаемые им решения при исполнении государственной функции.

Обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции должностными лицами Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга, осуществляется путем направления письменного обращения (жалобы)вышестоящему должностному лицу либо обращения на личном приеме у вышестоящего должностного лица.

В письменной жалобе заинтересованное лицо указывает:

наименование органа, в который направляется письменная жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее (при наличии) для физического лица), подающего жалобу;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, адрес электронной почты если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;

существо обжалуемого действия (бездействия), т.е. требования заинтересованного лица, подающего жалобу, и основания, по которым заинтересованное лицо считает решение по соответствующему делу неправомерным;

норму закона, которая, по мнению заинтересованного лица, была нарушена;

подпись заинтересованного лица и дату направления жалобы.

Жалоба подлежит регистрации в соответствии с требованиями делопроизводства и рассмотрению в течение 30 дней с момента ее регистрации.

В исключительных случаях Начальник Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга – главный государственный жилищный инспектор Санкт‑Петербурга либо уполномоченное должностное лицо Государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заинтересованное лицо, направившее жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Государственной жилищной инспекцией Санкт‑Петербурга опечаток и ошибок в выданных в результате осуществления своих полномочий документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах.
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, гражданину в письменной форме и, по желанию, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Наименование вышестоящих органов государственной власти и должностных лиц, которым может быть адресована жалоба в досудебном порядке:

Вице-губернатор Санкт‑Петербурга, координирующий и контролирующий деятельность Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга.

Читайте также: