Могут ли осуществлять регистрацию актов гражданского состояния капитаны морских судов

Обновлено: 18.04.2024

Капитан морского порта Новороссийск осуществляет государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними в следующих реестрах судов Российской Федерации:

  • Государственном судовом реестре;
  • Бербоут-чартерном реестре;
  • Российском международном реестре судов.

Образцы заявлений и прочих документов:

Подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок, могут осуществляться заявителем самостоятельно или по его поручению доверенным лицом, при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

Примерный перечень документов необходимых для государственной регистрации крупнотоннажных судов, прав на них и сделок с ними.
Примерный перечень документов необходимых для государственной регистрации маломерных судов, прав на них и сделок с ними.

Отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск осуществляет оформление и выдачу следующих документов:

  • Временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов;
  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о государственной регистрации ипотеки судна;
  • Свидетельство о приостановлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на судно;
  • Свидетельство об исключении судна из реестра судов Российской Федерации;
  • Судовой билет;
  • Выписки из реестров судов.

Оформление и выдача иных документов:

- Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судна.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

    Заявление судовладельца;
  • Штатное расписание (копия);
  • Приказ об утверждении штатного расписания (копия);
  • График несения вахтенной службы (режим работы и отдыха на судне);
  • Классификационное свидетельство (копия);
  • Копия Документа о соответствии (название компании, как она определена в МКУБ);
  • Доверенность (подлинник и копия)
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

- Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

    Заявление судовладельца;
  • Документ, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (гарантия банка или иной кредитной организации), содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью обеспечена в пределах, предусмотренных статьей 320 КТМ, либо его копия, заверенная в установленном порядке;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

- Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

    Заявление судовладельца;
  • Документ либо его копия, заверенная надлежащим образом, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения, содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения бункерным топливом обеспечена в пределах, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Конвенции 2001 года;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

- Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб причиненный опасными и вредными веществами.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

    Заявление судовладельца;
  • Документ, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (гарантия банка или иной кредитной организации), содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью обеспечена в пределах, предусмотренных статьей 331 КТМ, либо его копия, заверенная в установленном порядке;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

- Журнал непрерывной истории регистрации судна

Для получения указанного журнала заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

Это функция государственных органов, с помощью которой они фиксируют текущий правовой статус гражданина.

Понятие регистрации актов гражданского состояния

Что такое акты гражданского состояния?

Прежде всего нужно определиться с тем, чем являются сами акты, которые подлежат государственной регистрации.

С правовой точки зрения это юридические факты – то есть жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, наличие изменений или прекращение правовых отношений. Ими могут являться как действия граждан, зависящие от их воли (например, вступление в брак), так и события происходящие помимо воли любого человека (например, смерть или рождение).

Однако те факты, для которых требуется государственная регистрация актов гражданского состояния, играют особую роль. Связано это с тем, что гражданское состояние касается самых основ правового положения граждан:

  • жив ли гражданин, или он уже умер;
  • какое он носит имя;
  • состоит ли он в браке;
  • имеет ли детей – либо кому приходится сыном или дочерью, и т. д.

Для того, чтобы официально закрепить и удостоверить такое положение человека, государственные регистрирующие органы ведут особые актовые книги, в которые вносятся записи, касающиеся возникновения, изменений или прекращения гражданского состояния.

Порядок осуществления записей и внесения, при необходимости, в них исправлений определяется законом.

Какие именно акты подлежат регистрации?

Перечень актов, подлежащих регистрации с выдачей свидетельства, определяется Гражданским кодексом РФ:

Кто осуществляет регистрацию актов гражданского состояния?

По закону государственная регистрация осуществляется:

  • специализированными организациями, относящимися к ведению субъектов РФ (органы ЗАГС);
  • консульствами РФ – на территории иностранных государств;
  • капитанами торговых судов, имеющих российскую прописку. Однако капитаны имеют право регистрировать лишь два акта – рождение человека на судне и смерть в море. В том случае, если рождение или смерть произошли в порту, принципы регистрации актов гражданского состояния требуют обращения в ЗАГС (на территории России) или в консульство (в иностранном порту). Ранее, во времена СССР, капитанам дозволялось регистрировать и заверять печатью и перемену имени членом экипажа, но сейчас КТМ РФ и другие нормативные акты такого права им не дают. Нужно отметить, что капитаны лишь регистрируют факт через внесение записи в судовой журнал, но не выдают свидетельство – за ним нужно обращаться уже в государственные органы.

Законодательство, регулирующее порядок регистрации актов

Правила регистрации регулируются законодательством. Для того, чтобы регистрация получила законную силу, необходимо, чтобы произошло закрепление с помощью закона, президентского указа, либо ведомственного нормативного акта (например, инструкции Минюста РФ).

Точный же порядок определяется подзаконными актами.

Дополнительно в этой сфере действуют и нормы других отраслей права. К примеру, размер госпошлины за совершение регистрации или внесение исправлений в уже имеющиеся регулируется налоговым законодательством.

Правила регистрации актов гражданского состояния

Порядок, по которому фиксируются акты гражданского состояния подлежащие государственной регистрации, жёстко определяется нормами права. Здесь действуют следующие правила:

Порядок внесения изменений или исправлений в записи актов

В том случае, когда выданное ранее свидетельство не отражает ту реальную ситуацию, которая сложилась относительно правового положения гражданина, приходится производить внесение исправлений или изменений в уже существующие акты.

Сама по себе корректировка записей возможна в следующих случаях:

  • Если отсутствует спор между заинтересованными лицами.
  • Если спор есть.

В том случае, когда заинтересованные лица спорят между собой, внесение изменений или исправлений допускается только на основании судебного решения. Но если спор отсутствует, то записи исправляются или изменяются, если есть одно из следующих оснований:

Восстановление записей актов гражданского состояния

Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния – это особая процедура, касающаяся случаев, когда оригинальная запись либо утрачена, либо не соответствует действительности.

В каждом случае требуется решение суда, которое подтвердит, что юридический факт, касающийся либо наличия реальных обстоятельств, не подтверждающихся документально, либо отсутствия ошибочно подтвержденных событий, действительно имел место.

На документе, выданном в ЗАГСе, ставится отметка о том, что запись либо восстановлена, либо аннулирована.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для целей торгового мореплавания.
Морское судно как продукт судостроительной техники представляет собой имущество, принадлежащее собственнику.

Однако в ряде случаев судно рассматривается не только как имущество, но и как учреждение, наделенное правами и обязанностями (например, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации или иного государства, обязанность иметь название, иметь на борту надлежащий экипаж). Морское судно как учреждение, например, может быть признано виновным и невиновным (например, в столкновении с другим судном).

Однако судно не является субъектом гражданского права, оно не обладает правами юридического лица. Морские суда не несут самостоятельной имущественной ответственности. От своего имени они не могут заключать договора, вступать в иные сделки или иным образом участвовать в гражданско-правовых (имущественных) отношениях. Гражданская ответственность по обязательствам морского судна падает на судовладельца.

2. Собственник судна и судовладелец

Под собственником судна понимается субъект права собственности, лицо, которое осуществляет в отношении судна правомочия собственника.

По КТМ РФ, суда могут находиться в собственности:
граждан и юридических лиц;
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
муниципальных образований.

Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться только в собственности Российской Федерации.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам РФ и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам (отчуждение имущества – передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом). Он может, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения судном, и распоряжаться им иным образом.

Собственник судна вправе передать его по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.

В качестве доверительных управляющих собственники судов избирают компетентных в области управления судами и их эксплуатации индивидуальных предпринимателей или коммерческие организации.

Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Под эксплуатацией судна понимается комплекс действий по техническому обслуживанию судна, организации его страхования, ведению финансового планирования и отчетности, управлению экипажем, снабжению топливом, диспетчерскому оперированию и отфрахтованию.

Если собственник сам эксплуатирует судно от своего имени, он одновременно является и судовладельцем.

Если физическое или юридическое лицо осуществляет эксплуатацию судна на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или доверительного управления, то оно признается судовладельцем.

3. Лизинг судов

Лизинг (финансовая аренда) — вид прямых инвестиций, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца передать данное имущество лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных в договоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.

Лизингодатель оплачивает постройку (или покупку) судна для лизингополучателя. Лизинговые правоотношения кроме лизингодателя и лизингополучателя должны включать в себя еще один дополнительный субъект – продавца лизингового имущества (для нового судна – судостроительный завод). Лизинговую сделку составляют как минимум два обязательных договора – собственно договор лизинга и договор купли-продажи (судостроительный договор). При этом в судостроительном договоре заказчик судна – лизингодатель обязан предусмотреть положение о том, что судно строится специально для сдачи в лизинг. Лизингополучатель как пользователь судна играет определяющую роль в определении технических характеристик строящегося судна – предмета лизинга. Он обладает в отношении судна (его характеристик и качества) всеми правами и обязанностями фактического заказчика – покупателя имущества, хотя юридическим (формальным) заказчиком судна является лизингодатель.

По договору лизинга лизингодатель становится собственником построенного (или приобретенного) судна и обязуется предоставить лизингополучателю судно без экипажа за плату на определенный срок. В этом случае лизингополучатель становится судовладельцем (но не собственником).

Лизингополучатель в течение срока действия договора лизинга поэтапно выплачивает обусловленную договором стоимость судна, включающую в себя стоимость оборудования, затраты по привлечению кредитных средств банков, комиссию лизинговой компании.

Важной особенностью лизинговой схемы приобретения оборудования является отнесение всей суммы лизинговых платежей на себестоимость продукции лизингополучателя.

Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

В соответствии с действующим законодательством по отношению к оборудованию, передаваемому по договору финансового лизинга, применяется механизм ускоренной амортизации, что позволяет лизингополучателю существенно уменьшить сумму уплачиваемых налогов и сэкономить значительную часть финансовых средств.

Лизинг не требует от лизингополучателя единовременного отвлечения значительных оборотных средств, кроме выплаты в период строительства авансовых платежей в сравнительно небольшом размере. При этом построенное судно может служить достаточным обеспечением привлекаемых лизингодателем финансовых средств.

Договор лизинга обычно предусматривает, что по истечении срока его действия или до его истечения судно переходит в собственность лизингополучателя при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, рассчитанной с учетом амортизации оборудования.

Главными условиями регистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущей регистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другого государства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состоянии судна выданное одним из классификационных обществ.

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяца со дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна – в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.

5. Флаг и национальность судна

6. Судовые документы

В международных конвенциях, Кодексе торгового мореплавания РФ и нормативных актах, изданных в их развитие, содержится ряд требований, обязывающих судно иметь определенные судовые документы, имеющие важное юридическое значение. От наличия на судне надлежащих судовых документов зависит возможность выхода судна в рейс. По данным, указанным в судовых документах, исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Только при наличии необходимых документов возможна продажа – покупка судна и признание законности совершаемой сделки.

Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное значение при судебном, административном и ведомственном разбирательстве связанных с мореплаванием происшествий и споров.

При проверке судна на соответствие требованиям безопасности мореплавания оно считается не отвечающим этим требованиям, если предусмотренные международными конвенциями судовые документы отсутствуют или срок их действия истек.

Документы, определяющие правовое положение судна

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Выдается органом, осуществляющим регистрацию судна .
Свидетельство о праве собственности на судно (бессрочное). Выдается одновременно со свидетельством о праве собственности на судно. Служит исключительным доказательством права собственности на судно. Выдается судам валовой вместимостью свыше 20 рег. т, внесенным в судовой реестр.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации

Свидетельство о годности к плаванию. Выдается Российским морским регистром судоходства или признанным им зарубежным классификационным обществом сроком на пять лет с ежегодным подтверждением в пределах трех месяцев до или после истечения годичного срока со дня его выдачи. В нем указывается, в каких районах судно может плавать. Является одним из важнейших доказательств мореходности судна.

Мерительное свидетельство. Выдается инспекцией Регистра. Содержит сведения о чистой и валовой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы, определяется возможность прохождения судна через шлюзы и каналы.
Обмер судов производится в соответствии с правилами Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.
Для прохождения Суэцким и Панамским каналами выдаются специальные мерительные свидетельства.

Пассажирское свидетельство. Выдается Регистром судам, перевозящим более 12 пассажиров.

Свидетельство о грузовой марке. Выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Выдает Регистр судам валовой вместимостью свыше 150 рег. т сроком на пять лет. Удостоверяет, что нанесенные на бортах судна грузовые марки и минимальная высота его надводного борта удовлетворяют требованиям безопасности мореплавания.

Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью,
Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.
Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором –
выдаются органами технического надзора и классификации судов.

Судовое санитарное свидетельство о праве плавания. Выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации. Содержит заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Санитарная служба выдает также свидетельство о дератизации и свидетельство об освобождении от дератизации.

Судовая роль – список членов экипажа судна. Необходима для представления в органы портового надзора, таможенной и пограничной службы.

Свидетельство о минимальном составе экипажа.

Лицензия судовой радиостанции и (если судно имеет судовую радиостанцию). Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна

Машинный журнал (для судов с механическим двигателем). Ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем главного (старшего) механика. Отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов, время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах главного двигателя, подачу воды для тех или иных целей, прием и откачку балласта, расход топлива и смазочных материалов.

Радиожурнал. Ведет судовой радиооператор.

Санитарный журнал.

Журнал операций со сточными водами.

Журнал операций с мусором.

Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами. Ведется на судах, подпадающих под действие Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.

Промысловый журнал. Основной документ, служащий для учета и анализа промысла и работы добывающего судна. Записи ведет вахтенный помощник капитана. Ответственность за правильное и своевременное ведение промыслового журнала несет капитан судна.

Записи в журнале ведут с момента начала промысла до момента его окончания.

В журнале записывают порядковый номер траления, замета, постановки и т.д. орудий лова данного промыслового рейса, координаты места установки орудий лова; названия орудий лова (тралы – донные, придонные, разноглубинные, кошельковые невода, сети, яруса, ловушки и пр.), вид сетематериала, из которого они изготовлены, и минимальный размер ячеи в орудиях лова; продолжительность спуска орудия лова; продолжительность нахождения орудия лова на лову с момента окончания спуска до момента начала подъема его; продолжительность подъема трала или выборки других орудий лова; вес улова; название видов выловленной рыбы и других морепродуктов; курсы, глубины и скорость траления; время, затраченное на поиски рыбы и на переходы из одного квадрата в другой; потери промыслового времени по гидрометеорологическим и другим причинам; время, затраченное на выгрузку рыбы и получение снабжения.


Судно должно иметь и другие документы, предусмотренные правилами, изданными органом, осуществляющим технический надзор за судами.

Классификационное свидетельство удостоверяет, что корпус судна, его снабжение и устройства, главные и вспомогательные механизмы, котлы и воздухохранители освидетельствованы Российским морским регистром судоходства или другим классификационным обществом и признаны удовлетворяющими требованиям Правил Регистра, в результате чего судну присваивается класс Регистра. Класс свидетельствует о том, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности, что обеспечивает судовладельцу более выгодные условия страхования судна и его эксплуатации – возможность заключения договоров на перевозку грузов по более высоким ставкам.

Суда, подпадающие под действие международных конвенций, должны иметь документы, требуемые этими конвенциями, которые выдаются Морским регистром судоходства по уполномочию Правительства РФ.

Так, грузовые суда заграничного плавания в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74 должны иметь:
свидетельство о безопасности судна по конструкции;
свидетельство о безопасности судна по оборудованию и снабжению (спасательные средства и противопожарная защита);
свидетельство о безопасности по радиооборудованию.

Суда, на которые распространяется действие Конвенции МАРПОЛ, должны иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

Рыболовный билет выдается капитану добывающего судна органами рыбоохраны. Он действителен в течение года со дня выдачи, а в следующие четыре года – после ежегодных продлений сроков действия. По истечении пяти лет действия билет подлежит замене на новый.

Билет дает право выхода в открытое море на промысел рыбы и других водных объектов. В случае нарушения правил рыболовства государственный инспектор рыбоохраны вправе изъять у капитана рыболовный билет.

При ведении промысла в территориальных водах, рыболовных или экономических зонах других государств капитан обязан иметь лицензию или другой разрешительный документ.

В торговом мореплавании огромную роль играет морской протест, являющийся способом обеспечить доказательства для защиты законных интересов и прав судовладельца. Это происходит в ситуациях, когда во время стоянки или плавания судна (корабля) было происшествие, которое может стать основанием предъявить владельцу имущественные требования.

В число происшествий, которые подтверждаются морскими протестами, включены навал, гибель или столкновение судна (судов), порча или утрата груза, несвоевременная подача, сжатие льдом, посадка на мель, поломка одного из механизмов, повреждение портовых сооружений, попадание в шторм, ураган, разлив нефтепродуктов и др.

Морской протест нотариат рассматривает с позиции статей 35 и 38 Основ о нотариате. Такое право на совершение морских протестов имеют консульские должностные лица. Нотариусы имеют полномочие принять заявление о морском протесте, которое было сделано в порту России, а консульское должностное лицо принимает заявление о морском протесте, совершенное в зарубежном порту.

Порядок совершения морского протеста регулирует ст. 99–101 Основ о нотариате, а также ст. 394–401 КТМ РФ. Совершая такое нотариальное действие, все консульские должностные лица и нотариусы также должны руководствоваться международными договорами и соглашениями нашей страны.

Заявление о морском протесте

В соответствии с законодательством РФ капитан делает заявление о морском протесте. Основная цель заявления, которое пишет капитан, заключается в описании реальных обстоятельств происшествия и мер, которые приняты им и экипажем судна. Меры предпринимаются для обеспечения сохранности вверенного имущества.

Заявление направляется в адрес нотариуса или консульского должностного лица в сроки, установленные законом. Они могут отличаться в соответствии с тем, где было происшествие. Общие правила о сроках заключаются в том, что, когда оно происходит в порту, то заявление должно быть сделано в течение суток с момента происшествия. Если судно находится в плавании, то срок составляет сутки с момента его прибытия (прибытия капитана в случае захвата или гибели судна) в первый порт после происшествия.

КТМ РФ содержит информацию о ситуации, когда заявление можно сделать с задержкой. Если происшествие случается в ходе плавания, то заявление подается по прибытию судна (капитана) судна в порт, который может быть не первым портом после события. Это предусмотрено для исключения существенных потерь времени и издержек, которые связаны с заходом. В этом случае в заявлении необходимо указать причины, вследствие которых протест заявить невозможно в общие установленные сроки.

Нотариус принимает заявление капитана судна о морском протесте, устанавливая момент прибытия корабля (капитана) в порт и время происшествия. Время прибытия судна (капитана) в порт, как и время происшествия, нотариус устанавливает на основе записей в судовом журнале. Если судовой журнал отсутствует (например, в случае гибели судна), то время прибытия нотариус определяет по справке, которую выдает капитан порта. При этом время происшествия нотариус берет из заявления о морском протесте, где излагаются причины гибели судового журнала и обстоятельства дела.

Если есть основания предполагать, что в ходе происшествия был причинен ущерб грузу, находящемуся на судне, то заявление делается до открытия люков. Выгрузку груза в этом случае возможно осуществить до момента подачи заявления лишь в ситуациях крайней необходимости. Нотариус проверяет этот факт, используя показания свидетелей и записи в судовом журнале, что находит отражение в акте о морском протесте, который составляется в дальнейшем. Нотариус не должен лично осуществлять проверку сохранности пломб на грузовых люках.

Доказательством подтверждения обстоятельств, указанных в заявлении о морском протесте, может являться судовой журнал, который капитан передает нотариусу вместе с заявлением или в срок не более 7 дней с момента прибытия корабля (капитана) в порт, или происшествия, когда оно происходило в порту. Передать вместе с судовым журналом нужно и выписку из судового журнала, заверенную капитаном судна. Она касается фактов, содержащихся в заявлении, включая обстоятельства происшествия, которые стали причиной для заявления; меры, которые были приняты капитаном и экипажем судна для обеспечения сохранности вверенного имущества; время прибытия судна в порт, состояние люков до момента подачи заявления, объяснение крайней необходимости выгрузки судна. Если произошла гибель судового журнала, то капитан корабля должен передавать нотариусу только заявление, в котором также должны содержаться сведения о причинах гибели судового журнала и обстоятельства, при которых это произошло.

Действия нотариуса после получения заявления

В процессе составления акта о морском протесте нотариусу необходимо совершить следующие действия:

  • знакомство с судовым журналом, выпиской из него;
  • опрос капитана об обстоятельствах происшествия;
  • проверка соответствия фактов, которые содержаться в заявлении, судовом журнале и в выписке;
  • опрос свидетелей в случае гибели судового журнала (это могут быть члены экипажа судна, два из них — свидетели из командного состава, два – из судовой команды). Статья 52 КТМ РФ относит к командному составу судна помимо капитана его помощников, механика, электромеханика, радио-специалистов и врачей. Судовая команда включает тех лиц, которые не относятся к командному составу. Свидетелями не могут быть капитаны и члены экипажа других судов;
  • поиск причин расхождения при наличии несовпадения между показаниями капитана судна (свидетелей) и записями в судовом журнале;
  • установление факта закрытых люков в случае подачи заявления о морском протесте до момента их открытия (на основе показаний свидетелей и записей в судовом журнале);
  • проверка документов, которые подтверждают принадлежность, приписку и регистрацию судна.

Производя эти действия, нотариус осуществляет проверку сообщенных ему сведений на основе судового журнала или заявления о морском протесте при гибели судового журнала. Для этого не оцениваются представленные доказательства.

Акт о морском протесте нотариус составляет на основе заявления капитана, сведений из судового журнала и опросов свидетелей (капитана, членов экипажа). Он является документом, где более раскрыто должны быть изложены краткие записи судового журнала с указанием обоснованных пояснений, подтвержденных свидетельскими показаниями.

Действующее законодательство не содержит информацию о требованиях к содержанию такого акта. В рамках нотариальной практики акт содержит следующие сведения:

  • дату составления;
  • ФИО нотариуса, подготовившего акт (наименование нотариального округа или государственной нотариальной конторы);
  • название и флаг судна, его регистрационный номер, принадлежность, приписка;
  • ФИО, гражданство и место жительства капитана, от которого поступило заявление;
  • время, когда судно (капитана) прибыло в порт;
  • время поступления заявления;
  • дата предоставления для обозрения нотариуса судового журнала капитаном;
  • описание происшествия, включая меры, которые были приняты по заявлению капитана и записям из судового журнала;
  • описание доказательств, исследование которых произвел нотариус;
  • ФИО, должность, гражданство, место жительства каждого опрошенного лица, включая состав их показаний;
  • номер регистрации акта, включенный в реестр для регистрации нотариальных действий;
  • сумма государственной пошлины, нотариальный тариф.

Заверка акта о морском протесте происходит с помощью подписи нотариуса. На нем он должен проставить оттиск гербовой печати. Акт о морском протесте должен быть составлен в 2 экземплярах, один из которых получает капитан судна, а другой включается в состав дел нотариальной службы.

Портал государственных услуг

МФЦ

Управление Роспотребнадзора по Тверской области информирует:

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к условиям труда работников транспорта и отдельных объектов транспортной инфраструктуры, в том числе распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией: судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемых в коммерческих целях и (или) используемых наемный экипаж; судов рыбопромыслового флота, судов, используемых в целях добычи, обработки, приема, перевозки продукции промысла по морским и внутренним водным путям Российской Федерации; объектов инфраструктуры транспорта.

Настоящие санитарные правила не распространяются на:

- военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в государственной собственности;

- маломерные суда, не используемые в коммерческих целях, и суда, эксплуатируемые без экипажа.

Указанным документом эксплуатация судна не допускается при отсутствии на судне судового санитарного свидетельства о праве плавания, срок действия которого ограничивается навигацией текущего года, либо периодом эксплуатации судна от 12 (для судов внутреннего, портового и каботажного плавания, не выводящихся из эксплуатации на отстой в межнавигационный период) до 24 (для морских судов и судов смешанного плавания, совершающих международные рейсы) месяцев.

Для получения судового санитарного свидетельства необходимо:

Судовладелец или его представитель подает в Управление Роспотребнадзора по Тверской области заявление с указанием наименования и типа судна, его основных характеристик, порта приписки, места фактического нахождения, наличии/отсутствии организации общественного питания для пассажиров на судне, реквизитов судовладельца, его контактной информации.

Срок рассмотрения заявления - 10 рабочих дней.

К заявлению необходимо приложить:

- сведения об оплате государственной пошлины в размере 1600 рублей (Ст. 333.33 пп.70 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 17.02.2021);

- результаты лабораторного контроля проб питьевой воды (при наличии системы питьевого водоснабжения), выполненные в текущем году по окончании профилактических работ (п.2.1.49 СП 2.5.3650-20);

- результаты исследований параметров микроклимата в судовых помещениях (п. 2.1.33 СП 2.5.3650-20);

- результаты исследований освещенности в жилых и общественных помещениях судов (п. 2.1.35 СП 2.5.3650-20);

- результаты лабораторных исследований эффективности работы судовых установок очистки и обеззараживания сточных вод (лабораторные исследования проб сточных и нефтесодержащих вод, отобранных после их обработки на установке очистки и обеззараживания сточных вод) (п. 2.1.56 СП 2.5.3650-20);

- результаты исследования предельно-допустимых уровней шума, вибрации в судовых помещениях) (п. 2.1.61, п.2.1.64 СП 2.5.3650-20);

Протоколы лабораторных испытаний (оригиналы или заверенные копии) должны быть выполнены лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.

К моменту обследования на судне должны быть:

- закончены все ремонтные работы;

- укомплектован экипаж, пройдены медицинские осмотры и гигиеническое обучение;

- снабжены инвентарем жилые и общественные помещения;

- подготовлены к работе помещение и оборудование пищеблока;

- в рабочем состоянии системы водоснабжения, вентиляции, отопления, освещения, а также системы и устройства, предотвращающие загрязнение водной среды;

- достаточное количество моющих и дезинфицирующих средств, медикаментов, средств индивидуальной защиты.

В случае соответствия водного судна требованиям действующего санитарного законодательства Управлением Роспотребнадзора по Тверской области оформляется судовое санитарное свидетельство о праве плавания. Об отказе в выдаче документа заявитель будет письменно уведомлен с указанием причины.

Консультации по вопросам выдачи судовых санитарных свидетельств о праве плавания предоставляются:

Читайте также: