Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 список самых длинных судов по типу

Обновлено: 27.04.2024

ВМФ России решил больше не заказывать строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр", пишет газета "Известия" со ссылкой на источник в штабе ВМФ. Вместо них для флота планируется строить новые катера динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут использоваться на различных десантных кораблях, включая вертолетоносцы типа "Мистраль".

По словам источника газеты в оборонно-промышленном комплексе, новые десантные катера будут меньше "Зубров". Другие технические подробности перспективного средства доставки десанта не сообщаются. Между тем, два корабля проекта 12322 - "Мордовия" и "Евгений Кочешков", стоящие на вооружении Балтийского флота, планируется поддерживать в боевом состоянии, пока они не выработают полностью свой ресурс.

Разработка МДКВП "Зубр" началась в СССР в 1978 году, а первый серийный корабль вошел в состав флота в 1988 году. Десантная вместимость корабля составляет три основных боевых танка общей массой до 150 тонн или десять бронетранспортеров массой до 131 тонны и 140 десантников, или восемь боевых машин пехоты массой до 115 тонн. Вместо боевой техники на "Зубре" могут уместиться еще 366 десантников.

За все время производства "Зубров" со стапелей сошли 14 таких кораблей, два из которых в настоящее время остаются на вооружении России. Пять МДКВП были утилизированы, два - не достроены, а пять - проданы Греции в настоящее время используются в качестве туристических судов. По данным судостроительного предприятия "Янтарь", "Зубры", стоящие на вооружении России, нуждаются в капитальном ремонте.

Средств на ремонт и модернизацию кораблей пока нет, поэтому незначительное финансирование тратится лишь на поддержание "Зубров" в боевом состоянии. По словам представителя завода "Янтарь", на каждом МДКВП установлено пять газотурбинных двигателей, ресурс каждого из которых составляет четыре тысячи часов. Купить новые силовые установки можно только на заводе "Зоря-Машпроект" по цене в миллион долларов за штуку.

В середине 2011 года интерес к покупке кораблей проекта 12322 проявлял Китай. По данным "Рособоронэкспорта", сделка была совершена - Китай приобрел четыре десантных корабля у Украины, при этом были нарушены права интеллектуальной собственности России. Помимо самих МДКВП Китай также получит всю техническую документацию, которая позволит стране развернуть самостоятельное строительство "Зубров".

Первый проект судна на воздушной подушке еще в XVIII веке предложил шведский инженер Эммунэль Сведенбург. Впрочем, даже сам автор изобретения понимал его несостоятельность, так как требовался довольно мощный и компактный движитель, которого в то время просто не существовало. В Советском Союзе к этой идее причастен Константин Циолковский. В 1924 год он предложил создать безколесный вездеход на воздушной подушке движимый вперед при помощи реактивной струи. Позже профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков еще в студенческие годы прочитал книгу Циолковского и буквально заболел идеей судов на воздушной подушке .

После нескольких экспериментальных машин в 1937 году под руководством Левкова был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, прежде всего скорость около 130 км/час. На полном ходу катер Л-5 не могла догнать ни одна торпеда, а также он был способен двигаться как над водой, так и над сушей. Возможности такой техники поразили военных моряков. Амфибийными качествами катера Л-5 даже заинтересовались сухопутные войска.

Владимир Левков продолжал работать над проектами судов на воздушной подушке вплоть до своей смерти - 1954 год. Он так и не сумел воплотить мечту об идеальном корабле. В последствие два гениальных изобретения вывели технологию из тупика.

Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.

Самым интересным местом судна на воздушной подушке является центральный командный пункт. Он оборудован штурвалом авиационного типа. Особенностью кораблей этого типа является то, что им управляет один человек, которого называют пилот. Название говорит само за себя. Управление таким судном требует большого опыта и умений для обеспечения безопасного мореплавания. С командного поста через пять экранов и электротехнических приборов, осуществляется контроль состояния ходовых и подъемных двигателей, генераторов и различных вспомогательных систем.

И все таки, почему у этих кораблей такая судьба ? Они действительно не вписываются с современную реальность ? Или это опять непродуманные и поспешные действия российского руководства МО ?


РОЖДЕНИЕ ГИГАНТА

КОНСТРУКТИВНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В средней части десантного корабля, самой большой, расположен отсек для десантируемой техники, в котором устроены танковые дорожки и аппарели. В бортовых отсеках (размещены слева и справа от центрального отсека) находятся главные и вспомогательные энергетические установки корабля, помещения (кубрики и каюты) личного состава десанта, жилые помещения экипажа, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП. Последнее обеспечивается, в значительной степени, за счет наличия герметичного контура помещений боевых постов, кубриков и кают команды и десанта, а также наличия необходимого количества противогазов и комплектов защитной одежды. Высадка техники и десанта может производиться как с использованием носовой, так и меньшей по размерам кормовой аппарелей.

Противопожарная защита корабля обеспечивается за счет применения самовспенивающегося огнезащитного покрытия марки ВПМ-2 на переборках огнеопасных помещений, а также благодаря установке систем воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Кроме того, во время стоянки МДКВП на воде для борьбы с пожаром может быть использована и система водяного пожаротушения.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


Основной путь совершенствования газотурбинных двигателей (ГТД) определялся повышением начальной температуры газа до 1100°С и степени повышения давления воздуха до 20, а также увеличением окружных скоростей рабочих лопаток компрессоров и турбин. Удельная масса двигателей морской серии была доведена до уровня авиационных за счет применения высоконагруженных одноступенчатых турбин, двухопорных роторов ТКВД, противоточной камеры сгорания, использования новых материалов, покрытий и технологий. При этом для сокращения срока разработки двигателей в кратчайший срок была создана специальная научно-исследовательская база для поузловой доводки и стендовой проверки характеристик двигателей в условиях, имитирующих эксплуатационные.

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) корабля проекта 12322 применена газотурбинная установка (ГТУ) типа М35. Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. Суммарная мощность ГЭУ при температуре окружающего воздуха +15°С составляет 50000 л.с. Масса всей установки достигает 28550 кг, расход топлива в среднем не превышает 159 кг на милю, а показатель удельного расхода топлива ГТУ М35 составляет 190 г/л. с. ч.

Электроэнергетическая система (ЭЭС) МДКВП проекта 12322 обеспечивает корабельных потребителей электрическим током (220В, 400 Гц), а ее номинальная мощность составляет 400 кВт (при температуре +15°С). В состав ЭЭС, разделенной на две корабельные электростанции, входят 4 газотурбогенератора марки ГТГ-100К (трехфазный, синхронный, бесконтактный), каждый из которых является автономным энергоузлом корабельной электростанции, а также главные распределительные щиты. Реализованная в генераторе блокированная конструкция позволяет вырабатывать электроэнергию высокого качества. ГТГ-100К разработан в 1986 г., а серийное производство ведется с 1987 г.

Конструктивные особенности данного газотурбогенератора: компрессор центробежный (1 ступень, степень сжатия 5,5), камера сгорания трубчатая, выносная (1 жаровая труба, 1 форсунка, 1 воспламенитель), турбина осевая (3 ступени, охлаждение воздушно-конвективное, частота вращения – 43000 об./мин.), подшипники – 2 радиально-упорных шариковых и 2 упорных скольжения. Система смазки циркуляционная под давлением с навесным маслоагрегатом. Стартер электрический (24В, 4,6 кВт), а управление генератором – дистанционное, автоматическое. Редуктор – соосный, звездного типа, одноступенчатый, с растроением потока мощности (передаточное отношение 3,58). Упруго-демпферные опоры обеспечивают долговечность подшипников и низкий уровень вибрации ротора. Установленный ресурс работы ГТГ до капитального ремонта составляет не менее 4000 часов.

Режим работы преобразователей – длительный, непрерывный. Предусмотрена защита от нештатных ситуаций и аварий оборудования. Управление их работой – ручное с автоматическим поддержанием выходного напряжения заданной частоты, что подразумевает местное включение/выключение с пульта ПЧ и возможность отключения ПЧ при исчезновении входного напряжения питания. Для обеспечения синусоидальности выходного напряжения и работоспособности в условиях корабельных сетей преобразователи частоты РЭН2С поставляются в комплекте со специальными фильтрами (выходной фильтр массой 15 кг и фильтр согласования массой 28 кг). К настоящему времени за весь период их эксплуатации на греческих КВП от заказчика не было получено ни одной рекламации по аварии или сбою РЭН2С.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В состав радиотехнического вооружения корабля также входят различные средства связи и наблюдения, такие как:

• радиостанция СВЧ диапазона Р-622;

• радиоприемное устройство Р-697;

• портативные радиостанции Р-855УМ и Р-159;

• два монокулярных прибора дневного и ночного видения ВНЦ-452;

• светосигнальный прибор МСНП-250М;

• традиционная для всех кораблей аппаратура громкоговорящей связи.

СУПЕРВОЗМОЖНОСТИ УНИКАЛЬНОГО КОРАБЛЯ

Потрясает любого, кто сталкивается с этим гигантом, и десантовместимость МДКВП проекта 12322:

• три основных боевых танка общим весом до 131 т, либо

• 10 БТР и 140 человек экипажей бронетехники и десантников с личным оружием в четырех кубриках десанта – около 115 тонн, либо

• 500 человек десанта с личным оружием, причем из них 360 человек – в грузовом помещении взамен перевозимой боевой техники.


Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 \

Десантные корабли на воздушной подушке в 70-80-е годы прошлого века были настоящим символом советского флота, современного и стремительно развивающегося. О них рассуждает военный журналист Александр Кудрявцев, которому на протяжении всей службы довелось встречаться с этими славными кораблями – прообразом будущего флота и их экипажами.

К моменту распада СССР его Военно-морской флот был на пике своей боевой формы – технологической, технической, профессиональной подготовки экипажей и опыта офицеров и мичманов.

В считанные секунды отсек наполнился специальной воздушно-пенной массой, средством объемного пожаротушения. Морские десантники не пострадали. И, корабль выполнил свою боевую задачу, благополучно вернулся на базу – на озеро Донузлав, расположенную на северо-западе Крымского полуострова.

Впервые, когда побывал в Каспийске, приятно удивил сам факт расположения десантных кораблей в непосредственной близости от морских пехотинцев.


Малый десантный корабль на воздушной подушке


Проект десантных катеров на воздушной подушке 1206


Десантный корабль проекта 12322

Созданию этого уникального десантного корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы.

При эксперименте на этих моделях были положительно решены и многие другие технические проблемы. Особо выделялись значительные величины метацентрических высот данного проекта, благодаря которым корабль имел практическую непотопляемость. Понтоны и трюм МДК обеспечивали его положительную плавучесть в любой ситуации.

МТЛБ в твиндеке десанстного корабля на воздушной подушке. Фото автора

Бронетехника в твиндеке десантного корабля на воздушной подушке

Атака начинается с берега. Фото автора.

Атака начинается с берега

ДКВП \

Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л.с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

Посадка десанта. Фото автора.

Десантная вместимость

Десантные корабли проекта рассчитаны на перевозку 2 средних танков, или 3-4 плавающих танков ПТ-76, или 5 БТР, или 200 человек десанта. В десантно-штурмовом варианте: 2 ПТ-76 и 50 человек десанта.

Основные ТТХ МДКВП проекта 12321:

Десант пошел. Фото автора.

О том, как проходит совместная боевая учеба морской пехоты Каспийской флотилии и десантных кораблей на воздушной подушке – в репортаже автора.

Сегодня в роте морской пехоты гвардии старшего лейтенанта Александра Чоговадзе вполне обычные занятия по боевой подготовке. Необычно лишь то, что у гвардейцев сейчас работают комиссии Министерства обороны, прибыл первый заместитель министра обороны России. Впрочем, плановость во флотской организации традиционно на первом месте. Кроме того, подразделение почти полностью укомплектовано контрактниками.

ДКВП типа Джейран и Кальмар на стоянке. Фото автора.

ДКВП типа Джейран и Кальмар на стоянке

Предстоит потренироваться в погрузке на ДКВП дивизиона капитана 2 ранга Олега Малкина. Механики-водители матросы Михаил Бычкович и Константин Кадынцев прогревают двигатели боевых машин.

Санинструктор роты старший сержант Асият Рамазанова занимает привычное место на броне. Звучит команда начать движение. . Колонна преодолевает поросший кустарником и камышами болотистый участок, стремительно разворачивается влево и выскакивает на песчаный каспийский берег.

Оттого и тренировки, учения по общим разделам, проходят совместно. Руководит занятиями заместитель командира бригады по морской подготовке гвардии подполковник Ильгиз Имашев. Начальник штаба дивизиона ДКВП капитан 3 ранга Алексей Луговой принимает доклады подчиненных о готовности к совместной с морскими пехотинцами тренировке.

Десантировоние техники. Фото автора

ДКВП уходит в рассвет. Фото автора.

ДКВП уходит в рассвет

Десантные катера на воздушной подушке проекта 1206

Десантные катера на воздушной подушке проекта 1206 "Кальмар"

Артиллерия обеспечивает высадку десанта с ДКВП типа Кальмар. Фото автора.

Артиллерия обеспечивает высадку десанта с ДКВП типа Кальмар

Корабль, безусловно, обладает прекрасными боевыми качествами. Но он уже не один десяток лет находится в составе флота. Оттого на механика старшего лейтенанта Павла Ильюхина возлагается особая ответственность по поддержанию его в назначенной технической готовности. Экипажи действуют уверенно, при выполнении задачи отличаются главный корабельный старшина Ильмудин Масумов, старший матрос Тимур Абдуллаев и матрос Резван Гасанов.

С первыми лучами солнца начинается стремительный бросок морской пехоты на берег, где по легенде учений находится группа террористов. Корабль и катера встречают гидрографы из манипуляторной партии, они уже осуществили разведку глубин и назначили наиболее удобные подходы для высадки техники и морских пехотинцев.

Высадка морского десанта на каспийский берег. Фото автора.

Высадка морского десанта на каспийский берег

Едва глубина достигает метра, с десантного катера прямо в воду высаживаются отделения, которыми командуют гвардии младшие сержанты Тагир Магомедов, Александр Жертвин. Меры безопасности сейчас на первом месте.

Десант на волжский берег с ДКВП типа Кальмар. Фото автора.

Десант на волжский берег с ДКВП типа Кальмар

Десантный катер на воздушной подушке типа "КАЛЬМАР" (проект 1206), СССР, 1972 год

Основные ТТХ:

  • водоизмещение - 113 т
  • длина - 24,6 м
  • ширина - 10,8 м
  • осадка на плаву - 1,1 м
  • скорость - 55 узлов
  • дальность плавания - 100 миль
  • автономность - 1 сутки
  • силовая установка - 2х10000 л.с., ГТУ МТ-70, 2 ГТГ по 16 кВт
  • вооружение - 1х2 12,7 мм "Утес-М"
  • РТВ - РЛС "Кивач-2"
  • десантовместимость - 80 человек или 1 средний танк Т-54 (прим. автора - когда на вооружении морской пехоты Каспийской флотилии были Т-72, он без проблем загружался в десантный отсек), или 2 легких танка ПТ-76, или 37 т груза
  • экипаж - 6 человек (2 офицера)

«Газета "Известия" со ссылкой на источник в штабе ВМФ России сообщает, что ВМФ России решил больше не заказывать строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Два корабля проекта 12322 - "Мордовия" и "Евгений Кочешков", стоящие на вооружении Балтийского флота, планируется поддерживать в боевом состоянии, пока они не выработают полностью свой ресурс.

Вместо "Зубров" для флота планируется строить новые катера динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут использоваться на различных десантных кораблях, включая вертолетоносцы типа "Мистраль".

Когда работал в Каспийске, встретил своего давнего, еще с лейтенантских лет, знакомого – гвардии полковника Владимира Белявского.

Тогда он был еще заместителем командира гвардейской Московско-Черниговской, Краснознаменной, ордена Суворова 2 степени бригады морской пехоты Каспийской флотилии. (Сейчас он командует вновь созданной бригадой морской пехоты на Черноморском флоте). До поступления в академию Владимирович Анатольевич дослужился до командира разведывательного батальона ЧФ, пользовался непререкаемым авторитетом.


Один из боевых эпизодов в послужном списке комбата иначе как уникальным не назовешь. Историкам еще только предстоит дать оценку событиям октября 1993 года, произошедшим возле берегов Абхазии. Несколько лет необъявленной войны унесли жизни более 20 тысяч человек. Сотни тысяч беженцев оказались изгоями на своей родине.

С приходом к власти в Грузии Эдуарда Шеварнадзе на многострадальной земле появилась надежда остановить жестокую усобицу, и грузинам и абхазам, если не договориться о мире, то, по крайней мере, перестать убивать друг друга. Партия войны в те годы чувствовала себя замечательно на некогда благословенной земле древней Колхиды.

На учениях

На учениях "Запад-2009"

Ситуация требовала немедленных действий. Рота российских миротворцев-десантников немедленно выдвинулась на помощь президенту и с ходу вступила в бой. Вертолетчики из Тбилиси получили драгоценное время для эвакуации Эдуарда Шеварнадзе и его ближайшего окружения.

Но за сотни и сотни километров от места событий, в тишине штабов уже был продуман план отхода десантников.


Комендоры не подведут, противник получит свою смертельную порцию реактивных снарядов. Невозможно переоценить события тех октябрьских дней, возле кавказских берегов. Горстка отчаянных российских крылатых и морских десантников, великолепно обученный экипаж корабля на воздушной подушке изменили ход событий уставшем от войны регионе.

ДКВП \

ДКВП "Зубр" в море

Через пятнадцать лет, во время августовского конфликта, вряд ли кто в Грузии вспомнил добрым словом Эдуарда Шеварнадзе, президента, "при котором была остановлена война".

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распределительных щитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Зубр

"Зубр" может перемещаться по воде, льду, суше и болоту

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека.

В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).

Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Корабль способен перевозить:

  • или 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек). Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.

Основное вооружение

Основное вооружение "Зубра"

Строительство кораблей

По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в первую очередь в состав быстро меняющегося радиоэлектронного вооружения. К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 ДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля "Краматорск", "Горловка", "Артемовск" и 2 недостроенных на верфях в Феодосии.

Один из них ("Донецк") в июне 1993 году был достроен и введен в состав ВМС Вооруженный сил Украины. Ввод в боевой состав ВМС ВС Украины сложного в эксплуатации корабля был весьма затруднен из-за отсутствия соответствующих специалистов. Так в 1995 году, летом, при попытке выйти в море, командир не справился с управлением – если возможно применить такой термин – и корабль не столкнулся с инженерным сооружением в Саках.

А сами по себе десантные корабли и катера на воздушной подушке достойно отслужили и продолжают служить России на море. И если уходит время данных проектов, то технологии, разработанные при их создании и в процессе эксплуатации, вполне востребованы и продолжают использоваться. Время покажет, насколько эффективно.

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Вымпел2011

опытный


AK-630 30mm (Greek Turkish Affairs Forum)

17.0.963.56


Eagle_rost

аксакал

10.0.1


опытный


опытный

Вымпел2011> ВМС Греции. Наш "Зубр"
это как раз не наш а Гречиский "Зубр" - МДК-Иван Богун (Итаки), борт U421, L181


Вымпел2011

опытный

Вымпел2011>> ВМС Греции. Наш "Зубр"
yrok> это как раз не наш а Гречиский "Зубр" - МДК-Иван Богун (Итаки), борт U421, L181

Имелось в виду, что нашего производства

17.0.963.56


Ne formal

опытный

yrok> вот новость о том что в Украине удалось востановить поврежденный корпус "Зубра" и то что на осень заплонированы ходовые испытания ейного меня потрясла. интересно почему Украинские коллеги об этом ничего не сообщают

да потому что какая-то дикая завеса секретности, все молчат, даже официалы с завода, остается только ждать когда его выведут на ходовые! я тут грешным делом подумал, что вы говорите о восстановлении "Зубра", который хотели продать грекам, его судьба видимо давно предрешена

10.0.2


svytopolk

втянувшийся

Capt(N)

Старожил

пытливый808>>> Или военная тайна или слух.
yrok>> вот я спрашиваю тех кто живет в Украине. или подтвердите или опровергните
пытливый808> Это лучше к любителям ВМСУ. Задайте вопрос в той ветке
есть отдельная ветка дквп типа "Зубр" для ВМС Китая

10.0.2


svytopolk

втянувшийся

После аварии уж очень всё строго и закрыто!! А 303 жив и здоров и вокруг него очень много разных идей и скорее всего на нём будут проходить практику экипажи из "Поднебесной", в противном случае одна единичка из новых останется без моторесурса, и кому она будет нужна.


Ne formal

опытный

svytopolk> После аварии уж очень всё строго и закрыто!! А 303 жив и здоров и вокруг него очень много разных идей и скорее всего на нём будут проходить практику экипажи из "Поднебесной", в противном случае одна единичка из новых останется без моторесурса, и кому она будет нужна.

Ну я надеюсь,что он содержался в нормальных условиях, судя по фотографиям, в отличии от "Донецка", правда простоял от если мне не изменяет память 12 лет, получится ли его привести в чувство, грекам же он не подошел

10.0.2


ju_jutsu_zp

опытный

пытливый808>> На февраль 2012 года - КФЛ осталась полностью без подушек.
Eagle_rost> а кто оставался?

Была информация,что на Амуре у Пограничников были катера пр.1205 типа Скат.
Они еще в строю-?
Это бывшие ДКВП КТОФ-? или эти единицы изначально принадлежали Пограничникам-?

17.0.963.56


havron

аксакал

ju_jutsu_zp> Была информация,что на Амуре у Пограничников были катера пр.1205 типа Скат.
ju_jutsu_zp> Они еще в строю-?

списаны давно. последние на рубеже 90-2000-х гг.

ju_jutsu_zp> Это бывшие ДКВП КТОФ-? или эти единицы изначально принадлежали Пограничникам-?

да, флотские. с 25.11.1994 переданы Амурской флотилии.


svytopolk

втянувшийся

Читайте также: