Маломерные суда что это такое

Обновлено: 19.04.2024

В ходе подготовки судоводителей у новичков возникает масса вопросов. Тема судовождения насыщена разными терминами и аббревиатурами. Поэтому для упрощения понимания мы подготовили шпаргалку, которая поможет разобраться с основными понятиями.

Какие бывают маломерные суда?

Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.

Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:

  • Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
  • Катер – основное отличие от лодки – наличие мощного стационарного мотора;
  • Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
  • Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
  • Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
  • Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
  • Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
  • Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.

Не все плавательные средства, подпадающие под вышеуказанные технические характеристики нуждаются в постановке на учет и получении прав. Например, водные транспортные средства, массой до 200 кг и мощностью двигателя (при его наличии) до 8 киловатт включительно не требуют прохождения аттестации на право управления ими. К числу таких средств передвижения относят катамараны, надувные лодки, байдарки.

Что такое ГИМС и для чего она нужна?

Новичкам в судоходстве полезно будет узнать, что такое ГИМС, об ее значении и функциях. Аббревиатура расшифровывается, как Государственная инспекция по маломерным судам.

ГИМС – это исполнительный орган власти, который устанавливает и контролирует правила пользования маломерными судами на воде, а также на прилегающих участках. Например, на стоянке, пляже, переправе.

Функции ГИМС

  1. Государственная инспекция уполномочена вести надзор за соблюдением правил безопасности на воде и прилегающей территории. С ее помощью производится контроль соблюдения требований по охране труда.
  2. ГИМС освидетельствует, производит учет и регистрацию водных транспортных средств.
  3. Именно здесь можно пройти аттестацию и получить удостоверение судоводителя. Поэтому, когда нужны права для лодки, то обращаться нужно именно в государственную инспекцию.
  4. Данный уполномоченный орган проводит техническое освидетельствование плавательных средств, а также ведет общий реестр малых судов.
  5. В функции государственной инспекции входят поисково-спасательные мероприятия на воде.

Значение ГИМС для судовождения

Благодаря государственной инспекции производится разработка и внедрение новых систем обучения судоводителей. Проводится разъяснительная работа среди населения с целью снижения несчастных случаев на воде.

Государственная инспекция участвует в ликвидации последствий несчастных случаев и катастроф, связанных с водой. В том числе проводит поисково-спасательные операции.

Если обучиться судовождению можно даже в частной организации, то сдать экзамен и получить права на управление плавсредством можно только в ГИМС. Во время экзамена государственные инспекторы строго следят за соблюдением требований и соответствием уровня знаний обучившегося. Ведь от этого зависят жизни других людей.

Где плавают маломерные суда?

После успешно сданного экзамена, выдается удостоверение с отметками о том, какими типами плавательных средств разрешено управлять и где плавать. Нелишним будет разобраться в вопросе, что такое район плавания маломерного судна. Это зона, в которой разрешено находиться тому или иному плавсредству.

Существует несколько разновидностей районов плавания:

  • Внутренние пути (ВП) –водоемы, для передвижения по которым не требуется соблюдения знаков приоритета между судоводителями, как на внутренних водных путях. Данная категория разделяется еще на два подвида:
    • естественные внутренние пути – несудоходные реки, озера, пруды.
    • искусственные ВП – несудоходные каналы, рукотворные водоемы, водохранилища.

    Перед началом обучения абитуриенту необходимо определиться с тем, на каком водном транспортном средстве он предполагает плавать и в каких водах. От этого зависит, какие экзамены ему придется сдавать.

    Новичку, впервые пришедшему на обучение, может быть не понятно, что это ГИМС ВП, ВВП, МП. В зависимости от района плавания отличаются экзаменационные вопросы. Для экзамена по внутренним путям важно знать общие положения и правила судоходства.

    А, например, при сдаче экзамена для ВВП от учащегося потребуется знание правил передвижения по внутренним водоемам РФ согласно паритету между суднами. Зная, что такое ВВП в ГИМС можно подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

    Для того чтобы получить удостоверение судоводителя и иметь право управлять водным транспортным средством на море, студенту необходимо понимать что это МП ГИМС. В ходе экзамена в государственной инспекции потребуется подтвердить свои знания в области морских путей, в частности о международных судоходных правилах.

    Заключение

    Для начинающих судоводителей поначалу трудно сориентироваться в многообразии специфических терминов и понятий. Занятия в учебном центре помогут легче их освоить и подготовиться к теоретическому экзамену в ГИМС.

    После этого студенты с легкостью ориентируются в законодательных требованиях и нормах, а управление водным транспортом становится безопасным и в удовольствие.

    Какие суда относятся к маломерным и подлежат обязательной регистрации и техническому освидетельствованию?

    Понятие маломерного судна содержится в Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, а также в примечании к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    Под маломерным судном следует понимать:
    - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности;
    - парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн;
    - иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов);
    - прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости;
    - водный мотоцикл (гидроцикл).
    Пользование маломерными судами разрешается только после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра). Кроме того, должны быть соблюдены условия, нормы и технические требования по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
    Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.
    К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

    Западно-Сибирская транспортная прокуратура

    Западно-Сибирская транспортная прокуратура

    10 июня 2020, 14:09

    Какие суда относятся к маломерным и подлежат обязательной регистрации и техническому освидетельствованию?

    Понятие маломерного судна содержится в Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, а также в примечании к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    Под маломерным судном следует понимать:
    - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности;
    - парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн;
    - иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов);
    - прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости;
    - водный мотоцикл (гидроцикл).
    Пользование маломерными судами разрешается только после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра). Кроме того, должны быть соблюдены условия, нормы и технические требования по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
    Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.
    К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.


    Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.

    Оглавление

    • ВВЕДЕНИЕ
    • ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
    • ГЛАВА 2. Устройство судна

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Классификация маломерных судов

    Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

    Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.

    1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.


    Примеры маломерных судов: 1 — моторная лодка (мотолодка); 2 — катер; 3 — гидроцикл; 4 — парусная яхта

    2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.

    3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.

    4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.

    5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.

    6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.

    7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.

    8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.

    9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.

    Рассмотрим их вкратце.

    Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:

    • прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);

    • производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);

    • специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

    РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ

    По режиму движения маломерные суда делятся на:

    • суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

    • суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;

    • суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;

    • суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.

    СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

    Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).

    РАЙОН ПЛАВАНИЯ

    Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

    Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

    Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

    Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

    Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках — минимальная осадка.

    В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

    Сами же районы плавания подразделяются на:

    морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);

    внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

    несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

    МАТЕРИАЛ КОРПУСА

    По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.

    РОД ДВИГАТЕЛЯ

    Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).

    ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ

    Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.

    КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

    Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.

    ОБВОДЫ КОРПУСА

    И, в заключение различие маломерных судов по обводам корпуса. Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.

    • Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

    • Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

    • Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.

    • Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

    • Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух-носовых) образованы прямыми линиями.

    • Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S-образной линией.

    • Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.

    Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузки лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае не правильного подхода к этим вопросам иногда до 30% горючего затрачивается не на движение судна вперёд, а вхолостую на перемешивание больших масс воды за кормой.


    Александр Конт, бывший зам. начальника Судоходной инспекции Северного бассейна, ветеран ВОВ, капитан внутреннего плавания

    Больше прав инспектору

    Предложенная госпортконтролю система плановых проверок направлена прежде всего на то, чтобы удостовериться в соблюдении законодательства в части готовности судов и их экипажей к успешной безаварийной работе. Отмечая важность этого, в то же время законодателем ничего не предусмотрено по дальнейшему мобильному контролю инспекторами за соблюдением судами правил движения, стоянки, выявлению и пресечению различных нарушений. Они не наделены функцией патрулирования. А ведь именно в ходу из-за ошибок и нарушений Правил судоводителями в основном возникают транспортные происшествия с судами. Не определены даже поведение и обязанность инспекторов при выявлении случаев управления судном в нетрезвом состоянии. Да такие случаи и не входят в перечень нарушений, по которым допускается задержание судна. А само посещение инспектором судна без предварительного на то письменного приказа (распоряжения) капитана бассейна будет неправомерным, а значит, и незаконным будет и вынесенное предписание или наказание по административному правонарушению. Прецеденты тому уже были: постановление суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югра от 03.03.2017 и решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.12.2016 по подобному же делу.

    Не получается и у других неравнодушных должностных лиц пресечение грубых нарушений Правил безопасности судоходства. Вот тому пример, возникший в прошлую навигацию 2020 года. Начальник 2-го шлюза Северо-Двинской шлюзованной системы при радиоразговоре с капитаном шлюзуемого судна заподозрил его в нетрезвом состоянии, а затем в личном общении убедился в этом. Для документального оформления нарушения начальник шлюза вызвал полицейский наряд из расположенного в 12 километрах города Кириллова. Полицейские доставили нарушителя в райцентр, а там дежурный медик отказалась провести обследование, мотивируя тем, что в перечне пациентов такого рода значатся только водители автотранспорта, а капитанов нет. Так ни с чем полицейские и вернули капитана на свое судно. Правда, владелец теплохода, проинформированный об этом, пообещал строго наказать нарушителя.

    Немалый маломерный флот

    Требования Правил ко всем им остались, как к катерам и мотолодкам, и разбросаны они по семи пунктам в разных местах по тексту ПП-18. Специального раздела об этом в ПП-18 нет. Теперь, как и мотолодки, эти суда согласно п.п. 95 и 124 ПП-18 должны следовать за пределами судового хода и, где это невозможно, в 10 метрах от его кромки. Но это приемлемо разве что на просторах основных магистралей и водохранилищ. А как это соблюсти без угрозы возникновения аварии на реках со сложными путевыми условиями, как, например, на порожистой Нижней Сухоне?

    Там при гарантийных глубине судового хода 90 см и ширине 25 м отклонение от фарватера допустимо только в строго определенных местах. Не оговорен в ПП-18 и порядок расхождения и обгона таких судов при следовании их по судовому ходу. Потому судоводители вынуждены в таких случаях пользоваться установками отмененных ПП-84.

    К маломерным Правилами ныне причислены массово выпускаемые ранее 150-сильные буксиры разных проектов с длиной корпуса от 14,6 до 21,0 м и даже 300-сильные рейдовые ледоколы проекта 378 с осадкой 1,6 м. Имея относительно большую мощность при малом водоизмещении, они нередко опрокидывались под воздействием буксирного троса. Только на Сухоне было таких пять случаев, три из них с тяжелыми последствиями. Теплоходы эти ранее комплектовались профессиональными судоводителями с дипломами не ниже первой группы судов. Ныне же, перейдя в маломерные, управлять такими судами могут судоводители чуть ли не с любительскими правами без необходимой специальной подготовки, что в особенности недопустимо на переправах при перевозке людей.

    По принципу самоконтроля

    – В пункт 48 ПП-18 о дополнительном сигнальном огне на судах контрольно-надзорного органа необходимо внести добавление о том, что эти суда при пресечении нарушений правил судоходства могут отклоняться от требований Правил плавания и других нормативных документов. Этим самым законодательно защитить капитана катера и инспектора от возможных нежелательных последствий такого маневра, выполненного во исполнение своих должностных обязанностей. Радикальнее было бы принять Положение о патрульном судне, в котором отразить всю специфику его работы. Существующая практика в этом противоречива. Из известных мне пяти случаев подхода на ходу патрульного катера к судну-нарушителю только в Северном бассейне по двум случаям инспекторы были поощрены за решительные действия. Один был наказан за нарушение Правил техники безопасности (переход на судно, полностью не прекратившее движение), а в двух случаях действие инспекторов сочтено нормой без каких-либо последствий.

    Что касается контрольной деятельности за судами, возложенной на госпортконтроль, то она должна быть усилена правом посещения судов инспекторами (как источника повышенной опасности) в любое время без получения предварительного распоряжения своего руководства. Необходимо расширить перечень несоответствий и нарушений, дающих право на задержание судна, в том числе определить процедуру действий инспектора по выявленным случаям управления судном в нетрезвом состоянии. При пересмотре прав и обязанностей госпортконтроля целесообразно учесть законодательный опыт других транспортных инспекций – ГИБДД и ГИМС, у которых нет таких правовых проблем.

    Вот и пойми, что конкретно последует во исполнение этой фразы?!

    Сложно сказать, как несовершенство ПП-18 и трудное их восприятие исполнителями в целом повлияло на безопасность судоходства. В доступных источниках не встречал квалифицированного анализа аварийности судов на ВВП по причинам их возникновения, в том числе связанных с невыполнением Правил плавания. В любом случае организация безопасного судоходства начинается с создания толковых законодательно нормативных документов, чему, надеюсь, поспособствует и эта статья. Для этого же напрашиваются следующие выводы и предложения:

    Недовольство Правилами плавания по ВВП, сначала изданными в 2002 году, а затем еще более худшим вариантом ПП-18, затянулось почти на два десятилетия. И пора бы Минтрансу создать рабочую группу экспертов и профессионалов-судоводителей по изменению действующих ПП-18.

    Читайте также: