Лоцманская проводка судов это

Обновлено: 18.05.2024

§ 1. Лоцманская проводка судов

Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 86. Цели лоцманской проводки судов

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:

обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;

защиты морской среды.

Статья 87. Морские лоцманы

1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

2. Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 113-ФЗ)

Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора. (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение: (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах. (Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ)

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.

2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой. (Пункт введен - Федеральный закон от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Статья 93. Лоцманское удостоверение

1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.

2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.

2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.

Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.

2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Статья 100. Оставление судна лоцманом

Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.

Статья 101. Возвращение лоцмана

1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.

2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор

Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

Статья 106. Лоцманский сбор

С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 107. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 132-ФЗ)

2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег.

3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

подъему затонувшего морского имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне.

4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XX настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.

Статья 108. Подъем затонувшего имущества его собственником

1. Собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

2. Капитан морского порта в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 109. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество

1. В случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 261-ФЗ; от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

2. В случае, если собственник затонувшего имущества известен, капитан морского порта уведомляет его о своем решении. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

В случае, если собственник затонувшего имущества не известен, капитан морского порта делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". В случае, если при этом известен флаг затонувшего судна, капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Статья 110. Права собственника на затонувшее имущество

В случаях, если собственник затонувшего имущества не сделает заявление согласно пункту 1 статьи 108 настоящего Кодекса или не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктом 2 статьи 108 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 111. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества администрацией морских портов

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

1. Администрация морских портов имеет право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если: (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с пунктом 1 статьи 109 настоящего Кодекса, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок;

затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим); (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 261-ФЗ; от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации.

2. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет собственника такого имущества.

Статья 112. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником

Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.

Статья 113. Право администрации морских портов на полное возмещение понесенных ею расходов

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, по истечении срока, предусмотренного статьей 112 настоящего Кодекса, администрация морских портов имеет право: (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)

продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов;

получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества - возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Статья 114. Случайно поднятое затонувшее имущество

Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший морской порт. В таком случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Статья 86. Цели лоцманской проводки судов

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:

обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;

защиты морской среды.

Статья 87. Морские лоцманы

1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

Морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

2. Морской лоцман (далее - лоцман) является работником лоцманской службы государственной организации.

Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

1. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб государственных организаций и за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов соответственно федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства вправе принимать решение:

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

о прекращении деятельности таких организаций, не отвечающих требованиям к их оснащенности, численности и квалификации их работников для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов и доводит такие районы до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и "Извещениях мореплавателям".

Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке.

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов и доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах.

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.

Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов

1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.

2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые:

сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде. Категории таких судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и "Извещениях мореплавателям";

имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в порту. В таком случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.

Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:

любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Статья 93. Лоцманское удостоверение

1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.

2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана

1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.

2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.

Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне

1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.

Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.

2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому

Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна

В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом

В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

Статья 100. Оставление судна лоцманом

Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.

Статья 101. Возвращение лоцмана

1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.

2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна

1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.

2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор

Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности

1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Статья 105. Ответственность перед третьими лицами

Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

Статья 106. Лоцманский сбор

С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы насудах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания "Речной лоцман" выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта", утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

- об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

- о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

- о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

- о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной

лоцманской проводки

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение "Речной лоцман" или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

- судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

- судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

- крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в "извещениях" судоводителям.

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку за выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта - за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна на лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания "Речной лоцман" 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории "Речной лоцман" 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию - английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со "Стандартным морским навигационным словарем-разговорником", рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным "Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации". Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Министерство Образования Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

2. Лоцманская проводка судна

Лоцманская проводка судна - это оказание
морским лоцманом помощи судоводителю
по проводке судна наиболее безопасным
путем.
Основной целью лоцманской проводки
исторически считалось обеспечение
безопасности мореплавания, поскольку она
была направлена на оказание помощи
капитану при плавании в недостаточно
знакомом районе, в сложных навигационных
условиях и т.д. Безопасность мореплавания и
сегодня является ее первоочередной
задачей, поскольку с помощью различных
мероприятий, в том числе и лоцманской
проводки, можно предотвратить
происшествие с судами.
Увеличение размера морских судов,
особенно танкеров, вызвало к жизни новую
проблему - загрязнение окружающей
морской среды, принимающее
катастрофические размеры при крупных
разливах. Выделяя в качестве
самостоятельной цели лоцманской проводки
защиту морской среды, КТМ подчеркивает
актуальность этой проблемы, имея в виду,
что лишь предотвращение происшествия с
судном наиболее полно гарантирует
сохранение морской среды.

3. Виды лоцманской проводки судов

КТМ РФ называет четыре вида лоцманской
проводки судов:
-
на подходах к морским портам;
-
в пределах акватории морских портов;
-
между морскими портами;
-
в открытом море.
Помимо лоцманов, работающих в порту или
вблизи него, в настоящее время появились так
называемые лоцманы открытого моря, которые
есть на Балтийском и Северном морях, а также в
ряде других районов.
В целях обеспечения безопасности плавания
судов по внутренним водным путям и
предотвращения транспортных происшествий с
судами создаются государственные лоцманские
службы и негосударственные организации по
лоцманской проводке судов. Государственные
лоцманские службы создаются в составе
администраций бассейнов внутренних водных
путей.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N
160-ФЗ, от 05.04.2011 N 47-ФЗ, от 28.07.2012 N
131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Услуги государственных лоцманских служб и
негосударственных организаций по лоцманской
проводке судов оказываются на возмездной
основе.

4. Кто же такой Лоцман?

5. Виды лоцманской проводки

6. Обязательная лоцманская проводка

Как правило, при обязательной лоцманской проводке лоцман
принимается на судно не только по воле капитана, но и в силу
предписаний законов прибрежного государства (включая
местные правила плавания) и некоторых международных
норм(Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция
о международном режиме портов 1923 г. и т.д.).
Прибрежное государство устанавливает районы обязательной
лоцманской проводки по следующим причинам:
1) Существуют сложные местные гидрографические,
гидрометеорологические, навигационные и иные условия
плавания, которыми не в состоянии быстро и комплексно
овладеть капитан иностранного или национального судна,
чтобы эффективно применить полученную информацию для
проводки вверенного ему судна (например, сложные
местные условия плавания, количество и интенсивность
движения судов, особенности конструкции проводимого
судна – большие размеры, осадка и т.д.);
2) Существуют опасные для мореплавания и окружающей
среды эксплуатационные и иные характеристики судна,
критерии которых определены в нормативных актах
прибрежного государства, международных нормах или
рекомендациях международных организаций (например,
ядерная энергетическая установка; судно в аварийном
состоянии; на борту судна имеются опасные грузы – нефть,
газ, радиоактивные вещества и т.д.).
В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан
судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за
исключением случаев, если судно относится к категории
судов, освобождаемых от обязательной лоцманской
проводки, или капитану судна предоставлено право
осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского
порта в установленном порядке.Капитан судна, нарушивший
это правило, несет административную ответственность.
В районах, в которых лоцманская проводка судов является
необязательной, капитан судна может взять на судно
лоцмана, если в этом есть необходимость. Судовладелец
оставляет за капитаном право (по своему усмотрению)
пользоваться услугами лоцмана, возлагая при этом
ответственность за безопасное плавание судна на капитана.
Капитан приглашает морского лоцмана для получения
недостающей информации, необходимой для безопасного
управления судном в районе лоцманской проводки. Он
получает точную информацию от лоцмана как до начала
проводки, так и во время ее осуществления, поскольку
возможно возникновение каких-либо новых навигационных и
иных фактов, правильное истолкование которых способен
лучше дать лоцман.

7. Необязательная (факультативная) лоцманская проводка

При необязательной лоцманской
проводке капитан судна не обязан
запрашивать лоцмана и брать его на борт
судна, но имеет право пригласить его на
судно.
В районах, в которых лоцманская
проводка судов является необязательной,
капитан морского порта может
устанавливать обязательную лоцманскую
проводку судов, которые имеют
серьезные повреждения корпусов,
механизмов или оборудования, что может
существенно влиять на безопасность
мореплавания в морском порту. В этом
случае капитан судна уведомляется о том,
что его судно должно следовать под
лоцманской проводкой.

8. Принудительная лоцманская проводка

При принудительной лоцманской проводке лоцман
является лицом, самостоятельно управляющим судном и
контролирующим его движение .На данной территории
лоцманского обслуживания профессиональные
действия лоцмана в отношении осуществления
проводки судна заменяют действия капитана.
Принудительная лоцманская проводка установлена в
Коринфском и Панамском каналах.
Прибрежное государство, не имея права устанавливать
свои порядки на проводимом судне, правомочно в
определенных пределах ограничивать свободу его
плавания и обязать принять лоцмана на борт судна.
Прибрежное государство не правомочно обязывать
капитана передавать управление судном лоцману, так
как такое действие прямо нарушало бы права
иностранного государства, флаг которого носит судно, а
также права судовладельца, который доверил
управление судном только капитану и возложил на него
за это ответственность.
Лоцман, прежде всего, при обязательной лоцманской
проводке исполняет функции советника, т.е. обязан
добросовестно, ясно и четко излагать необходимую
капитану достоверную информацию обо всех опасностях
на пути следования, а также местных правилах
плавания. Лоцман обязан рекомендовать капитану
использовать определенные судовые средства, а также
вспомогательные средства – СУДС, буксиры и т.д. В
некоторых случаях лоцман имеет право требовать от
капитана использовать буксиры (при обязательной
лоцманской проводке) или СУДС.

9. Правовое положение лоцмана на судне

До принятия действующего КТМ РФ лоцманская
проводка могла осуществляться исключительно
государственными морскими лоцманами. Сейчас
морской лоцман может являться не только работником
лоцманской службы государственной организации, но и
представителем негосударственной организации по
лоцманской проводке судов (Постановление
Конституционного суда РФ от 06.04.2004 г. № 7-П).
Положением о морских лоцманах Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от
22 июля 2008 г. № 112 [131], установлены требования к
кандидатам на должность морских лоцманов.
Во время проводки судов государственный морской
лоцман обязан наблюдать за состоянием и
правильностью ограждения фарватера, состоянием
береговых навигационных знаков и немедленно сообщать капитану морского порта о любых переменах на
фарватере и об аварийных морских происшествиях с
проводимыми им судами.
Государственный морской лоцман обязан указать
капитану проводимого им судна на выявленные
нарушения правил судоходства, обязательного
постановления начальника морского порта и иных
правил, требовать устранения замеченных нарушений, а
в случае невыполнения капитаном судна этих или других
законных требований государственного морского
лоцмана — немедленно сообщить об этом капитану
морского порта.
Присутствие на судне государственного морского
лоцмана не освобождает капитана от ответственности за
управление судном.
В случаях оставления капитаном судна командного
мостика он обязан указать государственному морскому
лоцману лицо, ответственное за управление судном в
его отсутствие.

Читайте также: