Литература для подготовки судоводителей маломерных судов

Обновлено: 23.04.2024

В книге излагается элементарный курс судовождения и судовой практики, необходимый для подготовки к управлению маломерными моторными судами в морском прибрежном, озерном и речном плавании. Порядок расхождения судов в море дан в соответствии с новыми МППСС-72, намеченными к введению в действие в 1976 г., а судоходная обстановка на внутренних водных путях — в соответствии с новыми государственными стандартами на навигационные знаки.

Книга написана с учетом требований общесоюзной программы по подготовке судоводителей-любителей. Она рассчитана также на судоводителей маломерных судов, обучающихся в морских и водно-моторных школах, клубах и туристских секциях, на краткосрочных курсах старший и рулевых катеров, моторных шлюпок и лодок.

Одновременно книга является практическим руководством и справочником по управлению маломерными судами.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Глава 1. Правовые положения
§ 1. Порядок получения удостоверения на право управления маломерным моторным судном
§ 2. Технический надзор и регистрация маломерных судов

Глава II. Маломерные суда
§ 3. Основные определения
§ 4. Классификация маломерных судов
§ 5. Особенности управления маломерным судном
§ 6. Классификация плаваний

СУДОВОЖДЕНИЕ

Глава III. Речная лоция
§ 7. Общие сведения и терминология
§ 8. Берега и образования в русле
§ 9. Судоходная обстановка на внутренних водных путях
§ 10 Ориентирование и выбор курса
§ 11. Проверка правильности курса

Глава IV. Искусственные водные пути
§ 12. Водохранилища
§ 13. Каналы
§ 14. Шлюзы

Глава V. Морская лоция
§ 15. Береговая зона
§ 16. Средства навигационного оборудования (СНО)

Глава VI. Навигационные карты и пособия
§ 17. Классификация и элементы карт. Масштаб
§ 18. Пользование картами

Глава VII. Навигационные приборы и инструменты
§ 19. Магнитные компасы
§ 20. Приборы для измерения глубин и скорости
§ 21. Приборы для наблюдения и измерения расстояния и времени
§ 22. Прокладочные инструменты

Глава VIII. Навигация
§ 23. Основные сведения по навигации
§ 24. Практические работы на карте
§ 25. Счисление пути судна
§ 26. Определение места судна по береговым предметам
§ 27. Особые условия плавания
§ 28. Способы определения места с помощью компаса без пеленгатора
§ 29. Ориентирование при отсутствии компаса
§ 30. Опознание места судна с помощью радиоприемника
§ 31. Определение скорости хода судна по режиму оборотов винта

Глава IX. Навигационное обеспечение похода
§ 32. Предварительная подготовка
§ 33. Штурманская работа в походе

Глава X. Основы гидрометеорологии
§ 34. Ветер
§ 35. Волновой режим
§ 36. Приливы
§ 37. Течения
§ 38. Учет и предсказание погоды

СУДОВАЯ ПРАКТИКА

Глава XI. Краткие сведения о навигационных качествах судна
§ 39. Навигационные качества и маневренные элементы судна
§ 40. Плавучесть
§ 41. Остойчивость
§ 42. Качка
§ 43. Непотопляемость
§ 44. Ходкость и инерция
§ 45. Управляемость
§ 46. Факторы, влияющие на управляемость

Глава XII. Волнообразование и присасывание движущихся судов
§ 47. Волнообразование
§ 48. Присасывание судов

Глава XIII. Управление и маневрирование катером в различных условиях
§ 49. Элементарные сведения о движении транспортных судов и управлении ими на реках
§ 50. Выбор курса маломерного судна на реке
§ 51. Постановка на якорь
§ 52. Швартовка катера
§ 53. Повороты на обратный курс
§ 54. Прохождение участков с неправильным течением
§ 55. Шлюзование
§ 56. Плавание на волне
§ 57. Буксировка
§ 58. Снятие судна с мели
§ 59. Ликвидация аварийных повреждений
§ 60. Проводка маломерного судна по несудоходной мелководной реке
§ 61. Использование паруса
§ 62. Практические рекомендации

Глава XIV. Сигнальное, спасательное, такелажное и противопожарное дело
§ 63. Средства связи и сигнализации
§ 64. Такелажные работы
§ 65. Спасательное дело
§ 66. Противопожарные меры на малых судах

Глава XV. Плавание на внутренних водных путях
§ 67. Общие положения
§ 68. Зрительные судовые сигналы
§ 69. Звуковая сигнализация
§ 70. Движение судов
§ 71. Предупреждение и ликвидация аварий

Глава XVI. Расхождение судов в море
§ 72. Предварительные замечания и определения
§ 73. Расхождение судов в условиях визуальной видимости
§ 74. Частные случаи расхождения судов
§ 75. Применение звуковых и световых сигналов при расхождении
§ 76. Расхождение судов при ограниченной видимости
§ 77. Огни и знаки, носимые морскими судами

Глава XVII. Организация безопасности плавания маломерных судов
§ 78. Общие сведения
§ 79. Движение и стоянка маломерных судов
§ 80. Сигнальное устройство маломерных судов
§ 81. Техническая эксплуатация маломерных судов

Предметный указатель некоторых специальных слов и терминов
Приложения


Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
  • ГЛАВА 2. Устройство судна

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Классификация маломерных судов

Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.

1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.


Примеры маломерных судов: 1 — моторная лодка (мотолодка); 2 — катер; 3 — гидроцикл; 4 — парусная яхта

2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.

3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.

4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.

5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.

6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.

7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.

8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.

9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.

Рассмотрим их вкратце.

Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:

• прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);

• производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);

• специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ

По режиму движения маломерные суда делятся на:

• суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

• суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;

• суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;

• суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).

РАЙОН ПЛАВАНИЯ

Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках — минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Сами же районы плавания подразделяются на:

морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);

внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

МАТЕРИАЛ КОРПУСА

По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.

РОД ДВИГАТЕЛЯ

Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).

ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.

ОБВОДЫ КОРПУСА

И, в заключение различие маломерных судов по обводам корпуса. Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.

• Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

• Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

• Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.

• Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

• Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух-носовых) образованы прямыми линиями.

• Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S-образной линией.

• Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.

Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузки лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае не правильного подхода к этим вопросам иногда до 30% горючего затрачивается не на движение судна вперёд, а вхолостую на перемешивание больших масс воды за кормой.


г. Москва, м.Динамо
Петровско-Разумовский проезд, д.15




ВНИМАНИЕ! с 30 декабря 2021г. по 9 января 2022г. офис Центра Морского Права не работает !


Гуцуляк В.Н. МППСС-72 с комментариями. –М., 2019. – с.(220), ил.(25)

Книга содержит официальный текст Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. на русском и английском языках со всеми последними изменениями и дополнениями (по состоянию на 01 января 2019 г.), а также постатейный авторский комментарий, раскрывающий суть и значение Правил. Также в книге приводятся различные схемы, рисунки и цветные изображения огней и знаков, используемых в МППСС-72.
Издание рассчитано на юристов и адвокатов, специализирующихся в области морского права, капитанов и штурманов транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и др. судов, офицерский состав Военно-Морского Флота, курсантов и студентов морских учебных заведений, а также яхтенных капитанов и судоводителей маломерных судов.

Международное морское право как одна из важнейших отраслей международного права включает в себя как нормы международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами – организациями и гражданами.

В этом смысле можно говорить о существовании международного публичного морского права и международного частного морского права. Такое разделение носит достаточно условный характер, тем не менее, представляется целесообразным с практической точки зрения.

С учетом сказанного архитектоника представленной книги предполагает разделение на три относительно самостоятельных раздела – российское морское право, международное публичное морское право и международное частное морское право. В свою очередь как международное публичное, так и международное частное морское право включают в себя Общую и Особенную части.

Гуцуляк В.Н., Гуцуляк В.В. "Краткий морской словарь-разговорник для яхтенных капитанов"

Гуцуляк В. Н. "Международное морское право (публичное и частное)"

Международное морское право

Данный учебник является наиболее полным курсом по международному морскому праву. Здесь освещены такие вопросы, как понятие, источники, принципы и субъекты международного публичного и частного морского права. Всесторонне раскрыт правовой статус морского судна, его капитана и экипажа, а также международно-правовой режим морских пространств. Большое внимание уделено проблемам правовой охраны морской среды, обеспечения безопасности мореплавания, международно-правового регулирования труда моряков. Представлены основные международные межправительственные и неправительственные морские организации, их структура, функции и задачи.

Рассмотрены современный режим морской перевозки грузов и пассажиров, сущность общей аварии, проблемы спасания на море, столкновения судов, порядок морского страхования и другие вопросы. Книга рассчитана на юристов, студентов юридических и транспортных вузов, курсантов морских учебных заведений.

Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. "Научно-практический комментарий к Федеральному Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

Комментарий к закону о рыболовстве

Данный комментарий содержит постатейное толкование положений Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", вступившего в силу 3 января 2005 г.
Особое внимание уделяется проблеме единообразного понимания и применения основных понятий, содержащихся в законе. В комментарии также дается анализ оборотоспособности водных биоресурсов, особенностей реализации прав на них, распределения квот, их перехода от одного лица к другому. Исследуются предусмотренные законом виды рыболовства, применяемые ограничения, содержание разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, порядок пользования рыбопромысловыми участками и другие сопутствующие вопросы. Приводится судебная и арбитражная практика разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Комментарий рассчитан в первую очередь на практических специалистов - рыбаков, руководителей различного ранга, научных работников, юристов, а также курсантов и студентов учебных заведений рыбопромышленного комплекса.

Гуцуляк В.Н., Гуцуляк В.В. Правила плавания по внутренним водным путям РФ с комментариями. – М.:Центр морского права, 2015. 144 с., ил.


Книга содержит полный официальный текст Правил плавания по внутренним водным путям РФ, а также авторские комментарии, раскрывающие содержание наиболее характерных и принципиальных положений Правил.
Помимо словесных комментариев в книге приведены рисунки, иллюстрирующие огни и знаки, используемые на судах и внутренних водных путях России. В комментариях также приводится сравнительный анализ ряда положений Правил плавания по внутренним водным путям РФ и МППСС-72.
Книга рассчитана в первую очередь на специалистов морского и речного флота — капитанов и штурманов, практикующих юристов, курсантов и студентов учебных заведений морского и речного транспорта.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для подготовки судоводителей маломерных и прогулочных судов.
Авторы книги: Гуцуляк В.Н., доктор юридических наук, профессор, имеющий судоводительское образование и опыт работы на флоте, Гуцуляк В.В. кандидат юридических наук, яхтенный капитан.


Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного моряка, которому были бы не знакомы Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Это один из немногих универсальных международно-правовых актов, участниками которого являются практически все государства мира. Это, если угодно, библия любого современного судоводителя, независимо от того, управляет он супертанкером или небольшой прогулочной яхтой.

Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений в море, принятая в Лондоне 20 октября 1972 г. занимает центральное место в международно-правовой регламентации безопасности мореплавания. В соответствии с ее положениями государства-участники обязались ввести в действие правила и приложения к ней, в целом образующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. ( International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972). В советской, а затем и российской литературе широкое распространение получила соответствующая аббревиатура - МППСС-72. В англоязычной литературе Правила известны под сокращенным названием COLREGS-72, ( от краткого английского наименования Конвенции - Collisions Regulations).


г. Москва, м.Динамо
Петровско-Разумовский проезд, д.15




ВНИМАНИЕ! с 30 декабря 2021г. по 9 января 2022г. офис Центра Морского Права не работает !


Гуцуляк В.Н. МППСС-72 с комментариями. –М., 2019. – с.(220), ил.(25)

Книга содержит официальный текст Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. на русском и английском языках со всеми последними изменениями и дополнениями (по состоянию на 01 января 2019 г.), а также постатейный авторский комментарий, раскрывающий суть и значение Правил. Также в книге приводятся различные схемы, рисунки и цветные изображения огней и знаков, используемых в МППСС-72.
Издание рассчитано на юристов и адвокатов, специализирующихся в области морского права, капитанов и штурманов транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и др. судов, офицерский состав Военно-Морского Флота, курсантов и студентов морских учебных заведений, а также яхтенных капитанов и судоводителей маломерных судов.

Международное морское право как одна из важнейших отраслей международного права включает в себя как нормы международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами – организациями и гражданами.

В этом смысле можно говорить о существовании международного публичного морского права и международного частного морского права. Такое разделение носит достаточно условный характер, тем не менее, представляется целесообразным с практической точки зрения.

С учетом сказанного архитектоника представленной книги предполагает разделение на три относительно самостоятельных раздела – российское морское право, международное публичное морское право и международное частное морское право. В свою очередь как международное публичное, так и международное частное морское право включают в себя Общую и Особенную части.

Гуцуляк В.Н., Гуцуляк В.В. "Краткий морской словарь-разговорник для яхтенных капитанов"

Гуцуляк В. Н. "Международное морское право (публичное и частное)"

Международное морское право

Данный учебник является наиболее полным курсом по международному морскому праву. Здесь освещены такие вопросы, как понятие, источники, принципы и субъекты международного публичного и частного морского права. Всесторонне раскрыт правовой статус морского судна, его капитана и экипажа, а также международно-правовой режим морских пространств. Большое внимание уделено проблемам правовой охраны морской среды, обеспечения безопасности мореплавания, международно-правового регулирования труда моряков. Представлены основные международные межправительственные и неправительственные морские организации, их структура, функции и задачи.

Рассмотрены современный режим морской перевозки грузов и пассажиров, сущность общей аварии, проблемы спасания на море, столкновения судов, порядок морского страхования и другие вопросы. Книга рассчитана на юристов, студентов юридических и транспортных вузов, курсантов морских учебных заведений.

Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. "Научно-практический комментарий к Федеральному Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

Комментарий к закону о рыболовстве

Данный комментарий содержит постатейное толкование положений Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", вступившего в силу 3 января 2005 г.
Особое внимание уделяется проблеме единообразного понимания и применения основных понятий, содержащихся в законе. В комментарии также дается анализ оборотоспособности водных биоресурсов, особенностей реализации прав на них, распределения квот, их перехода от одного лица к другому. Исследуются предусмотренные законом виды рыболовства, применяемые ограничения, содержание разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, порядок пользования рыбопромысловыми участками и другие сопутствующие вопросы. Приводится судебная и арбитражная практика разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Комментарий рассчитан в первую очередь на практических специалистов - рыбаков, руководителей различного ранга, научных работников, юристов, а также курсантов и студентов учебных заведений рыбопромышленного комплекса.

Гуцуляк В.Н., Гуцуляк В.В. Правила плавания по внутренним водным путям РФ с комментариями. – М.:Центр морского права, 2015. 144 с., ил.


Книга содержит полный официальный текст Правил плавания по внутренним водным путям РФ, а также авторские комментарии, раскрывающие содержание наиболее характерных и принципиальных положений Правил.
Помимо словесных комментариев в книге приведены рисунки, иллюстрирующие огни и знаки, используемые на судах и внутренних водных путях России. В комментариях также приводится сравнительный анализ ряда положений Правил плавания по внутренним водным путям РФ и МППСС-72.
Книга рассчитана в первую очередь на специалистов морского и речного флота — капитанов и штурманов, практикующих юристов, курсантов и студентов учебных заведений морского и речного транспорта.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для подготовки судоводителей маломерных и прогулочных судов.
Авторы книги: Гуцуляк В.Н., доктор юридических наук, профессор, имеющий судоводительское образование и опыт работы на флоте, Гуцуляк В.В. кандидат юридических наук, яхтенный капитан.


Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного моряка, которому были бы не знакомы Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Это один из немногих универсальных международно-правовых актов, участниками которого являются практически все государства мира. Это, если угодно, библия любого современного судоводителя, независимо от того, управляет он супертанкером или небольшой прогулочной яхтой.

Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений в море, принятая в Лондоне 20 октября 1972 г. занимает центральное место в международно-правовой регламентации безопасности мореплавания. В соответствии с ее положениями государства-участники обязались ввести в действие правила и приложения к ней, в целом образующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. ( International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972). В советской, а затем и российской литературе широкое распространение получила соответствующая аббревиатура - МППСС-72. В англоязычной литературе Правила известны под сокращенным названием COLREGS-72, ( от краткого английского наименования Конвенции - Collisions Regulations).

Читайте также: