Лишение помещиков права выносить судебные решения в отношении крестьян
Обновлено: 02.05.2024
Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).
История крепостного права* в Российской империи
*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.
Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.
Предпосылки и причины
Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)
Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:
- Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
- Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.
Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.
Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:
- Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
- Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
- Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
- Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.
Как готовили проект реформы?
Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.
1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:
- Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
- Земля продолжала принадлежать помещикам;
- Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
- Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.
1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:
- Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
- Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
- Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
- Устанавливалось переходное состояние.
1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.
Основные идеи:
Результаты:
Земская реформа: особенности проведения
Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.
В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.
Реформа создала такую систему:
- Исполнительные органы: земские управы;
- Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.
3 курии избирателей земских управ и собраний:
- Уездные землевладельцы;
- Городские жители;
- Выборные от сельских обществ.
- Ремонт дорог;
- Содержание тюрем;
- Организация разъездов для чиновников;
- Народное образование, строительство школ;
- Ведение статистики;
- Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
- Попечение местной торговли;
- Взимание налогов на местном уровне;
- Обеспечение продовольствием.
Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.
Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.
В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.
- Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
- Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.
Судебная реформа
Результат:
- Судебная система стала эффективной, независимой;
- Искоренялась коррупция;
- Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
- Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.
Реформа образовательной системы
В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.
Реформы начальной школы:
- Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
- Разрешено основание частных учебных заведений;
- Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.
Реформирование средней школы:
- Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
- Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
- Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
- Появились женские гимназии.
Реформа высшего образования:
- Университеты получили автономию;
- За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
- Женщины получили право получать высшее образование.
Результаты реформы:
- Образование стало доступным;
- Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
- Упорядочена образовательная система.
Финансовая реформа
Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.
- Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
- Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
- Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
- На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
- Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.
Результат:
- Борьба с коррупцией дала результаты;
- Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
- Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.
Военная реформа
Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.
Читайте также: