Лица не достигшие совершеннолетия не могут быть представителями в суде логика

Обновлено: 17.04.2024

Студенты МГЮА (М) изучают гражданское право (Р) – большая посылка.

Никитин (S) – студент МГЮА (М) – меньшая посылка.

Никитин (S) изучает гражданское право (Р) – заключение.

Ни один невиновный(М) не должен быть привлечен к уголовной ответственности(Р) – большая посылка

Н. (S) не виновен (М) – меньшая посылка

Значит, Н. (S) не должен быть привлечен к уголовной ответственности (Р) - заключение

Всякая незаконная сделка (М) недействительна (Р) – большая посылка

Данная сделка (S) незаконна (М) – меньшая посылка

Данная сделка (S) является недействительной (Р) – заключение

Упражнение 2

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила нарушены.

Некоторые студенты МГЮА (М-) – заочники. (S-) - I

Заочники (S-) сдали досрочно зачет по логике (Р-) - I

Заключение с необходимостью не следует (из 2-го правила посылок следует, что из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует). Нарушено 2-е правило терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок).

Н. (S+) не может быть представителем в суде. (М+) - Е

Н. (S+) не достиг совершеннолетия (Р+). – Е

Заключение с необходимостью не следует. Нарушено 1-е правило посылок (хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением, из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует).

М. и Н. (S+) материально поддерживают друг друга (М-). - А

М. и Н. (S+) – супруги (Р-) - А

Заключение с необходимостью не следует (из 2-го правила посылок следует, что из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует). Нарушено 2-е правило терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок).

П. (S+) мошенничеством не занимался (М+) - Е

П. (S+) не привлекался к уголовной ответственности (Р+) - Е

Заключение с необходимостью не следует. Нарушено 3-е правило терминов (термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении).

Некоторые военнослужащие (S-) офицеры ВДВ (М+) – I (частное выделяющее суждения)

Некоторые военнослужащие (S-) имеют боевые награды (Р-) – I

Заключение с необходимостью не следует. Нарушено 1-е правило терминов (в силлогизме должно быть только три термина).

Упражнение 3

Николаев (S+) не студент юридического вуза (М+) - Е

Николаев (S+) не изучает логику (Р+) – Е
1-ая фигура – средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката в меньшей посылке.

Заключение с необходимостью не следует, нарушено правило фигуры, согласно которому меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. Так же нарушено 3-е правило терминов, термин не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении.

Соколов (S+) изучает логику (М-) - А

Соколов (S+) – студент юридического вуза (Р-) – А
2-ая фигура – средний термин занимает место предиката в обеих посылках.

Заключение с необходимостью не следует. Нарушено правило фигуры, согласно которому одна из посылок должна быть отрицательным суждением. Так же нарушено 2-е правило терминов, средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

Иванов (S+) адвокат (М-) – А

Иванов (S+) – юрист (Р-) – А
2-ая фигура – средний термин занимает место предиката в обеих посылках.

Заключение следует с необходимостью. Выполняются все правила терминов.

Неосторожное тяжкое телесное повреждение (S+) – преступление (М-) – А

Неосторожное тяжкое телесное повреждение (S+) – является умышленным преступлением (Р-) – А

1-ая фигура – средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката в меньшей посылке.

М. (S+) не уклоняется от уплаты налога (М+) – Е

М. (S+) не привлекается к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ (Р+) – Е

1-ая фигура – средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката в меньшей посылке.

Заключение следует с необходимостью. Выполняются все правила терминов
Упражнение 4

Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях, запишите их в виде схемы.
4.1 Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что они появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды, он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде.

АBCDE - прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы

А – прохождение света

В – шестигранные кристаллы

D – пыль водопада

Е – брызги от ударов веслами по воде.
Метод сходства: АBCDE вызывает d

Вероятно, А является причиной d

Прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы является признаком появления цветов радуги.

1, 2, n – степень изменения обстоятельств

d1 – медленное развитие производительных сил

d2 – быстрое развитие производительных сил

А1 – незначительная плотность населения

А2 – высокая плотность населения

ВС – прочие равные условия
Метод сопутствующих изменений: А1ВС вызывает d1

А2ВС вызывает d2

Вероятно, А является причиной d

ВСD – остальные органы животного

d – животное теряет зрительный рефлекс
Метод различия: АBСD вызывает d

Вероятно, А является причиной d.
Затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.

b – обнаружение спортивного инвентаря

с – непосредственно совершение кражи

X – К.
Метод остатков: АBC вызывает abc

А – подача воздуха,

1, 2, n – степень изменения обстоятельств

d1 – огонь разгорается

d2 – огонь гаснет

А1 – большая подача воздуха в горн

А2 – прекращение подачи воздуха в горн

В – другие процессы

Метод различия и метод сопутствующих изменений (в совокупности):

А1В вызывает d1

А2В вызывает d2

В – не вызывает d

По видимому А является причиной d

Воздух является необходимым условием горения.
Упражнение 5


  • Решение:

  1. Тезис (Т): Н. привлекается к уголовной ответственности.

  2. Аргументы: Н. совершил хищение оружия (а1). Лица, совершившие хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, привлекаются к уголовной ответственности (а2).

  3. Демонстрация (в форме простого категорического силлогизма):

Н. (S) похитил оружие (М) – а1.


  • Решение:

  1. Тезис (Т) Сделка, совершенная гражданином Антоновым, является односторонней.

  2. Аргументы: Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной ст. 154 п. 2 ГК РФ (а1). Гражданин Антонов составил завещание в пользу гражданина Иванова (а2).

  3. Демонстрация (в форме простого категорического силлогизма):

Гражданин Антонов (S) составил завещание (М) – а2.

Схема: Большая посылка: А  Т,

Меньшая посылка: А

Заключение: Т


  • Решение:

  1. Тезис (Т): Если будет снежная зима, могут быть перебои в снабжении района продовольствием.

  2. Аргументы: Если будет снежная зима, то будут заносы на дорогах (а1). Заносы на дорогах создадут трудности для передвижения транспорта (а2). В связи с трудностями передвижения транспорта, могут быть перебои в снабжении района продовольствием (а3).

  3. Демонстрация в форме чисто условного силлогизма:

Заносы на дорогах (r) создадут трудности для передвижения транспорта (m) – а2.

В связи с трудностями передвижения транспорта (m), могут быть перебои в снабжении района продовольствием. (q) – а3.

Если будет снежная зима, могут быть перебои в снабжении района продовольствием.
Схема: a1 (p r) /\ a2 (r m) /\ a3 (m q)

К данным тезисам подберите аргументы, постройте аргументацию, используя индуктивную форму обоснования.

Аргументы: Страны в которых развита экономика и высокий уровень жизни являются высокоразвитыми (а1).

Германия, Франция, Англия являются высокоразвитыми странами (а2).

Аргументация: (в форме неполной индукции)

Из аргументов (а1, а2) следует тезис (Т) –

Аргументы: Сложным называется суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логическими связками (а1).

Различают следующие виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные и эквивалентные (а2).

Аргументация: (в форме полной индукции)

Из аргументов (а1, а2) следует тезис (Т) –

Любой вид сложных суждений состоит из простых суждений, соединенных

Аргументы: Из четырех модусов условно-категорического умозаключения, исчерпывающих все возможные комбинации посылок, достоверные заключения дают два: утверждающий и отрицающий (а1).

Эти модусы подчиняются правилу: утверждение основания ведет к утверждению следствия и отрицание следствия – к отрицанию основания, и называются правильными модусами условно-категорического умозаключения (а2).

Два других модуса, подчиняющиеся правилу: отрицание основания не ведет с необходимостью к отрицанию следствия и утверждение следствия не ведет с необходимостью к утверждению основания, называются неправильными и достоверных заключений не дают (а3).

Аргументация: (в форме неполной индукции)

Из аргументов (а1, а2, а3) следует тезис (Т) –

Некоторые модусы умозаключений из сложных суждений не дают

достоверных выводов.

Аргументы: По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, влияют на здоровье, благополучие и безопасность всего человечества. (а1).

Задание 1. Сравните содержания и объемы следующих понятий:

Планета. Космическое тело.

Ответ: Планета. Космическое тело.

Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент, студент МГУ, студент заочного факультета, студент первого курса заочного факультета МГУ.

Ответ: 3 слева круг.

А – студент, В – студент МГУ, С - студент заочного факультета, D - студент первого курса заочного факультета МГУ.

Задание 3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

Экономист (общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное)

Бухгалтерский учет (общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное)

Задание 4. К понятию подберите перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия; соподчиненные и противоречащие данному понятию:

Высшее учебное заведение.

Городской транспорт: перекрещивающиеся понятия – автомобили, автобусы, водитель; подчиненные понятия – троллейбусы, трамваи, автобаза; подчиняющие понятия – транспорт, средства передвижения, министерство автотранспорта РФ; соподчиненные понятия – междугородний транспорт, международный транспорт (родовое понятие-транспорт); противоречащее понятие – не городской транспорт.

Высшее учебное заведение: перекрещивающиеся понятия – здание в центре города, шестиэтажное здание, преподаватель; подчиненные понятия – декан, факультет, АГУ; подчиняющие понятия – учебное заведение, образовательное учреждение; соподчиненные понятия – театр, магазин (родовое понятие-здания на проспекте Ленина); противоречащее понятие – не высшее учебное заведение.

Задание 5. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:

(А) Управление, (В) управление качеством, (С) управление персоналом, (D) стратегический менеджмент, (E) проведение совещания в организации.

(А) Государство, (В) федеративное государство, (С) монархическое государство, (D) часть государства.

(А) Понятие, (В) абстрактное понятие, (С) общее понятие, (D) единичное понятие.

(А)Минута, (В)час, (С)сутки.

(А) Хозяйственный анализ, (В) экономическая наука, (С) наука.

Задание 6. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения данного понятия: ВЗФЭИ. Ромб.

Обобщение: Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт – заочный институт – институт – высшее учебное заведение

Ограничение: ВЗФЭИ – научно-исследовательский институт

Обобщение: ромб – четырехугольник – многоугольник – геометрическая фигура

Ограничение: ромб – заштрихованный ромб – заштрихованный красным цветом ромб.

Задание 7. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в каком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определения или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите, какие правила нарушены.

Знания делятся на научные, обыденные, вненаучные (деление понятия, вид деления – по видоизменению признака, допущена логическая ошибка под названием потеря основания деления)

Экономика — это производство, распределение и потребление материальных благ (операция определения понятия)

Уголовный кодекс делится на общую и особенную части (операция расчленения целого на части)

Задание 8. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Простое, категорическое, атрибутивное, общеутвердительное суждение.

Экономические преобразования в постсоветской России преобразовали всю страну.

Простое, категорическое, суждение с отношением, общеутвердительное.

Законы физики неизменны.

Простое, категорическое, атрибутивное, общеутвердительное суждение.

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения выступающего, представлено не было.

Простое, категорическое, атрибутивное, общеотрицательное суждение.

Некоторые экономические соглашения не являются выгодными для одной из договаривающихся сторон.

Простое, категорическое, суждение с отношением, частноотрицательное, неопределенное суждение.

Задание 9. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:

Если проверенная контрольная работа по логике не набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания, она может быть возвращена студенту на доработку.

a – контрольная работа по логике набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания

b – контрольная будет возвращена студенту на доработку

Управленческое решение заключается в выборе в качестве главной и реализуемой одной из альтернатив дальнейших действий.

a – управленческое решение

b – выбор в качестве главной одной из альтернатив дальнейших действий

с – выбор в качестве реализуемой одной из альтернатив дальнейших действий

е – контрольная работа проверена

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунктам.

b – договор заключен

a – между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунктам

Задание 10. Определите вид умозаключения, если необходимо, сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения:

Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна (дедуктивное, непосредственное, превращение, верное умозаключение) Некоторые S есть Р →некоторые S есть не Р

Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным (дедуктивное, непосредственное, обращение, неверное умозаключение) Все S есть Р→все Р есть S. А должно быть: Все S есть Р→некоторые Р есть S.

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал (индуктивное, верное умозаключение)

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…

Ответ: Следовательно, гражданин А. не будет привлечен к уголовной ответственности за контрабанду (дедуктивное, категорический силлогизм, ║фигура, верное умозаключение)

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…

Ответ: Следовательно, гражданин П. уже достиг совершеннолетия (дедуктивное, категорический силлогизм, ║фигура,неверное умозаключение)

Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, то есть не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь (дедуктивное, условно-разделительное, дилемма, верное умозаключение).

Задание 11. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений:

Может ли одно лицо быть представителем как истца, так и ответчика? Бегло просмотрел консультант – ответа не нашёл. На форумах этот вопрос обсуждают. Некоторые, говоря что нельзя, ссылаются на принцип состязательности процесса (ст. 9 АПК РФ). Мол, если одно лицо представляет и истца, и ответчика, то о какой состязательности можно говорить?

Прямых норм, запрещающих такую ситуацию, вроде, нет. В судебной практике я, опять же при беглом просмотре, ничего на этот счёт не нашел. Но есть ощущение, что это неправильно. Дело, на мой взгляд, не в состязательности. Признание иска тоже лишает процесс состязательности, но ведь признать иск - совершенно нормально.

Мне кажется, что когда истца и ответчика представляет одно лицо, то можно говорить о злоупотреблении правом (ст. 10 ГК РФ). Потому, что судебная тяжба предполагает наличие спора. Если же стороны доверяют вести в суде свои дела одному и тому же человеку, то это указывает, что вряд ли у сторон в действительности имеется спор.

Как вы считаете, может ли у истца и ответчика быть в суде один и тот же представитель? Кстати, если говорить о том, может ли один и тот же человек представлять интересы истца (или ответчика) и третьего лица, то тут вопросов нет – конечно, да.

Тема возникла ввиду того, что мне в одном деле было бы удобно представлять и истца, и одного из ответчиков, но я не знаю, как на это отреагирует суд.

Позже нашел кое что. Но это не ставит точку в вопросе. Так что можно обсудить.

Рекомендации Научно-консультативного совета при

Арбитражном суде Челябинской области

3.1. Вправе ли арбитражный суд допустить к участию в деле лицо, представляющее одновременно интересы как истца, так и ответчика, либо двух и более лиц, представляющих интересы одной стороны?

Вопрос о возможности допуска в судебное заседание лица, представляющего одновременно интересы как истца, так и ответчика, может быть решен неоднозначно.

Так, согласно одной позиции, данная ситуация является недопустимой.

Отказывая в допуске к участию в судебном заседании одного представителя от двух сторон, арбитражные суды, в частности, указывают, что при этом нарушаются принципы состязательности и равноправия сторон. Поскольку истец и ответчик имеют противоположные процессуальные и материальные интересы, недопустимо совмещение в одном лице и представителя истца, и представителя ответчика. [6]

Согласно другой позиции участие одного представителя как от истца, так и от ответчика, является допустимым. [7] В обоснование данной позиции указано следующее.

Ни ст. 59 АПК РФ, ни ст. 182 ГК РФ не ограничивают субъектов в выборе представителя. Пункт 3 ст. 182 ГК РФ, устанавливающий недопустимость совершения сделки представителем в отношении себя лично либо другого лица, представителем которого он одновременно является, не распространяется на отношения процессуального представительства. [8]

Членами научно-консультативного совета по данному вопросу высказаны следующие письменные мнения.

Челябинским областным судом, профессором кафедры гражданского процесса УрГЮА Загайновой С.К., Арбитражным судом Свердловской области, доцентом кафедры правового обеспечения хозяйственной деятельности ЮУрГУ Камаловым О.А., заведующей кафедрой предпринимательского и коммерческого права ЮУрГУ Кваниной В.В. поддержана позиция о том, что допуск к участию в судебном заседании одного представителя от двух сторон является недопустимым.

В ходе обсуждения вопроса подавляющим большинством членов НКС (в том числе, консультантом отдела анализа и обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Уральского округа Опалевым Р.О., судьей Челябинского областного суда Загвоздиной Л.Ю., советником аппарата полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, доцентом кафедры гражданского процесса УрГЮА Курочкиным С.А., доцентом кафедры гражданского, экологического и земельного права ЧелГУ Талевлиным А.А. и некоторыми другими) высказано мнение об отсутствии процессуальных запретов для отказа в допуске к участию в судебном заседании лица, представляющего одновременно истца и ответчика.

Таким образом, арбитражный суд вправе допустить к участию в деле лицо, представляющее одновременно истца и ответчика, поскольку это не противоречит институту процессуального представительства.

[6] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2002 по делу № А42-6391/01-21. Примечание: указанное постановление принято в период действия АПК РФ от 05.05.1995 г.

[7] Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2004 № Ф04-5231/2004(А46-3286-16).

[8] Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2005 по делу № А60-9949/2004-С4.

Ответ: Неорганическое вещество – понятие общее, нерегистрирующее, разделительное, положительное, конкретное, безотносительное.

Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Ответ: А – еженедельник;

В – периодическое издание;

Дать характеристику (указать вид, правильность) следующих определений, в неправильных указать какое правило нарушено:

Грабеж – преступление против собственности.

Нарушено правило соразмерности, слишком широкое определение.

Ответ: Это определение реальное. В данном понятии слишком широкое определение, значит, нарушено одно из правил определения понятий: определение должно быть соразмерным.

Ответ: Министр – глава министерства.

Ответ: Похищение человека возможно только путем осуществления активных действий.

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределённость субъекта и предиката:

6.8 Большинство подростков отличаются активным поведением.

Ответ: Суждение частноутвердительное (I).

Субъект нераспределен (S), предикат распределен (P).

Определите вид сложных суждений, укажите логическую связку. Запишите суждения в явной логической форме:

Ответ: Суждение эквивалентное (двойной импликации).

Постройте логический квадрат, установите истинность и ложность полученных суждений:

8.8 Большая часть ирландцев говорит на английском языке.

Ответ: 1) Некоторые ирландцы говорят на английском языке (частноутвердительное, истинное).

2) Некоторые ирландцы не говорят на английском языке ( частноотрицательное, ложное либо истинное).

3) Все ирландцы говорят на английском языке (общеутвердительное, истинное либо ложное).

4) Все ирландцы не говорят на английском языке ( общеотрицательное, ложное).

Сделайте вывод путем превращения (если это возможно), составьте схему вывода:

9.8 Некоторые дети непослушны.

Ответ: Некоторые дети непослушны

Некоторые дети послушны

S не является P

Сделайте вывод путем обращения (если это возможно), составьте схему вывода.

10.8 Владимирская область – субъект РФ.

Ответ: Владимирская область является субъектом РФ.

Субъектом РФ является Владимирская область

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Сделайте вывод, определите фигуру и модус силлогизма.

11.8 Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Михалков не может быть представителем в суде.

Ответ: Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде.

Михалков не может быть представителем в суде.

Укажите корректно и некорректно поставленные вопросы. Сформулируйте их предпосылку (базис).

12.8 Был ли И.С.Тургенев не только писателем, но и драматургом?

Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем.

13.8 Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

Ответ: АВ (симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и т.д.), С (кислородное голодание) влияет на d.

АВС 1 влияет на d 1

АВС 2 влияет на d 2

По-видимому, С является причиной d

К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения (простой категорический силлогизм, чисто условное умозаключение, условно-категорическое умозаключение, разделительно-категорическое умозаключение, условно-разделительное умозаключение).

14.8 Пискарев привлекается к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ (грабеж).

Ответ: Все преступники, совершившие грабеж, привлекаются к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ.

Пискарев является преступником

Пискарев привлекается к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ (грабеж).

Тезис доказан, так как соблюдены все правила первой фигуры.

Укажите, требования каких логических законов (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания) нарушены в приведенных примерах. Ответ пояснить.

15.8 Давыдов не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ответ: В данном случае нарушен закон достаточного основания, который гласит: мысль признается истинной, если имеет достаточное основание.

Достаточным основанием признаётся любая другая мысль, уже проверенная и установленная.

В данном случае достаточного основания приведённой мысли, суждения не представлено.

Читайте также: