Кто является автором фрески страшный суд

Обновлено: 18.05.2024

Страшный суд. Микеланджело Буонарроти

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 3 Написать Ответы


Александр Балтин (Гость)

Уравнения решать с набором Черезмерным неизвестных — как? Апокалипсиса текст, в котором Столь сгущён сверхсимволами мрак.

Уравненья тех печатей: вскрыты — Что ж…иди, смотри…Сгущён во тьму Косной матерьяльности и быта Жизни сок. Не много я пойму.

Лагеря и тюрьмы, войны, казни, Чёрная, убитая земля. В свет пути забиты хламом — разве Этого мы появились для?

За другой — печать иная вскрыта, И под пятой каменеет кровь — Праведники, за Христа убиты, В белое оденет их любовь.

За какой печатью осветленье? …звери танков, самолётов лёт, Капли бомб, правителя сверженье. Горькая вода. И горький мёд.

Всадники — столь страшные — промчали, Жили мы, не замечая их. Снятие печати к вертикали Подведёт. Понятен этот стих?

Светозарность вертикали — света В низовой прибавит мир. Терпи. Может быть, постигнешь знаки. Это Станет нужной ясностью тропы.

Atohh (Гость)

Главное лицо в страшном суде безусловно сам судья. Главное в образе судьи это то как он действует, в данном случае главным является жест рукой. Фреска написана Микельанджело только ради жеста судьи. Без этого жеста сама фреска была бы только художественным произведением без масштабного содержания, т. е. простым изведением красок без смысла, коих так много изведено всякими художниками. Жест этот совсем не прост. Народу хочется толковать его как команду начала действия по совершению этого суда. Народ видит в этом жесте мощь, мол одно движение и грандиозное действие по разделению всех миллиардов сделано. Т. е. Христос вроде прораба на стройке, не хватает только устной команды :"Начали". Это толкование ошибочно. Не будет Бог махать рукой кому-то другому, чтобы дать этому другому команду начать страшный суд. Не будет он махать рукой и самому себе – уж это совсем бессмысленно. Не станет такой масштабный человек как Микельанджело делать сцену, где Бог сам себе командует "поехали". Машет рукой он совсем по иной причине. И эта причина есть единственное, что оправдывает наличие такого жеста в принципе. Этот жест означает: "Я оставляю человечество с самим собой наедине. Я отказываюсь его судить. Я машу на него рукой. Живите как хотите. " Примерно так.


На картине есть что-то из этого: церковь, архитектура, святой, символ, культура, древний, духовность, стена, образ, украшение, здание, дизайн, природа, святой, храм.

На картине изображено Второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством, согласно христианской религии. Всего в картине более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были изображены обнажёнными.

Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия.

Между двумя фресками – промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменения в художественном видении Микеланджело.

Этот этап заключался в создании стены капеллы, которая включала в себя укладку толстого слоя кирпичей в верхней части и более тонкого слоя кирпичей в нижней части для создания наклонной поверхности. Наклон стены был признан необходимым для улучшения видимости и предотвращения отложения пыли.

На этом этапе были уничтожены три фрески, написанные на верхней части стены итальянским художником Перуджино, а также два люнета, написанные самим Микеланджело более двадцати лет назад. В результате было создано пространство для росписи одного великого произведения архитектуры.

Микеланджело работал один на протяжении всего проекта, за исключением незначительной помощи при ручной подготовке красок.

Выбор темы

Хотя Страшный суд был традиционным сюжетом для больших церковных фресок, было необычно размещать фреску в восточной части, над алтарем. Традиционное расположение было на западной стене, над главными дверями, в задней части церкви, чтобы каждый прихожанин, выходя из церкви, вспоминал о своей возможной участи. Она могла быть либо нарисована на внутренней стороне, либо изображена в скульптурном тимпане на внешней стороне. Однако ряд позднесредневековых панельных картин, в основном алтарных, были основаны на этом сюжете с похожими композициями, хотя и приспособленными к горизонтальному пространству картины. К ним относятся Бонеский алтарь Рогира ван дер Вейдена, а также работы таких художников, как Фра Анжелико, Ганс Мемлинг и Иероним Босх. Многие аспекты композиции Микеланджело отражают устоявшиеся традиционные западные изображения, но с новым и оригинальным подходом.

В большинстве традиционных версий фигура Христа изображалась в величии примерно в той же позе, что и у Микеланджело, хотя даже больше его, с большей диспропорцией в масштабе по отношению к другим фигурам. Как и здесь, композиции содержали большое количество фигур, разделенных между ангелами и святыми вокруг Христа вверху, а души судимых внизу. Обычно наблюдается сильный контраст между упорядоченными рядами фигур в верхней части и хаотичной и неистовой деятельностью внизу, особенно в правой части, ведущей в ад. Поток душ обычно начинался внизу (слева от зрителя), как здесь, с воскресших душ, поднимающихся из своих могил и движущихся к суду. Некоторые проходят через суд и продолжают движение вверх или влево, чтобы присоединиться к компании на небесах, в то время как другие проходят справа, а затем спускаются вниз к Аду в правом нижнем углу (композиторам было трудно представить Чистилище визуально).

Проклятые души могут быть изображены обнажёнными, как знак их унижения, когда дьяволы уносят их, а иногда и вновь воскресшие души, но ангелы и те, кто находится на небесах, полностью одеты, их одежда является основным ключом к идентификации групп и отдельных людей.

Описание картины

Картина отличается радикальным отходом от традиционных изображений Страшного суда. В частности, общая структура заменяет традиционную схему горизонтальных слоев, изображающих небо, землю и ад, на единое большое пространство. Фигуры сгруппированы в отдельные пластические образования и размещены в изоляции, характерной для страшной пустоты вечности.

В центре работы – изображение Христа, запечатленного в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда. Справа от Христа находится его мать, Vergine Maria (Дева Мария), которая поворачивает голову в жесте покорности: ведь она больше не может вмешиваться в решение, а только ожидать результата Страшного суда.

Вокруг Христа в медленном вращательном движении расположены фигуры, обозначенные как святые и избранники Божьи. Наиболее примечательны Сан Пьетро (Святой Петр), держащий ключи от рая, Сан Лоренцо (Святой Лаврентий) с колосниками, Сан Бартоломео (Святой Варфоломей) с собственной кожей, который обычно признается автопортретом Микеланджело, Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом и Святой Себастьян, стоящий на коленях и держащий стрелы. Многих других, даже некоторых крупных святых, трудно идентифицировать.

Некоторые из главных святых, кажется, показывают Христу свои атрибуты, свидетельства их мученичества. Раньше это интерпретировалось как то, что святые призывают к проклятию тех, кто не послужил делу Христа, но теперь все чаще встречаются другие толкования, в том числе и то, что святые сами не уверены в своей судьбе и в последний момент пытаются напомнить Христу о своих страданиях.

В центре нижней части изображены ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают мертвых звуками длинных труб. Слева воскресшие восстанавливают свои тела, возносясь к небесам, а справа ангелы и демоны борются за то, чтобы проклятые упали в ад.

В центре над Хароном изображена группа ангелов на облаках, семь из которых трубят в трубы (как в Откровении), а другие держат книги, в которых записаны имена спасенных и проклятых. Справа от них находится большая фигура души, которая только что осознала, что она проклята, и кажется парализованной ужасом. Два дьявола тянут его вниз.

На всей картине доминирует человеческая фигура, почти всегда представленная полностью обнажённой. Тела изображены с большой выразительностью и силой.

Принятие и последующие изменения

С самого начала картина была принята неоднозначно, вызвав много похвал, но также и критики на религиозной и художественной почве. Одним из предметов споров было количество обнажённой натуры и мускулистый стиль тел, другим – общая композиция.

Смешение фигур из языческой мифологии с изображениями христианской тематики также вызывало возражения, как и фигуры Харона и Миноса, бескрылые ангелы и очень классифицированное изображение Христа. Безбородые Христы фактически окончательно исчезли из христианского искусства лишь около четырёх веков назад, но фигура Микеланджело была безошибочно аполлонической. Дальнейшие возражения связаны с несоблюдением ссылок на Писание.

Несмотря на эту цензуру, картина не утратила своей сильной выразительной силы. Фактически, сегодня, после недавней реставрации, она все ещё выглядит как одна из самых интенсивных картин в истории искусства.


Фрагмент фрески Джованни да Модены в базилике Сан-Петронио, Болонья. 1410 год © Wikimedia Commons

Книга Еноха была хорошо известна христианам: в Новом Завете есть отсылки к этим текстам.

Так что к моменту, когда писался Новый Завет, в еврейской традиции уже существовал образ Суда.

Если перейти собственно к Евангелиям, мы увидим, что во всех четырех так или иначе о Суде говорится. Наиболее подробно — в Евангелии от Матфея. Во-первых, говорится, что к Суду нельзя подготовиться заблаговременно, но нужно быть готовым всегда. Это выражено в притче о девах мудрых и девах неразумных (Мф. 25:13):

К этому можно добавить удивительное свидетельство, в котором сам Иисус говорит, что и он не знает этого часа. Знает только Отец. Это прежде всего очень важная педагогическая установка: человеку свойственно стремиться узнать будущее, и он прибегает ко всевозможным уловкам для этого. Нам же сказано раз и навсегда: никто не знает, только Отец.

Второе, что важно для будущих изображений, тоже отсылает нас к Евангелию от Матфея (Мф. 25:31–33):

И дальше Иисус говорит о том, что Царство наследует тот, кто напоил Его, одел Его, посетил Его, принял Его, имея в виду под Собой любого из людей.


Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1293 год © Web Gallery of Art

Именно эти два мотива — первое, что изображают христиане в катакомбах Катакомбы — подземные погребальные галереи. От богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведет свое начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.
и на коптских фресках уже в конце IV и в V веке как образ Суда: люди со светильниками — одни понурые, а другие веселые, у одних горит светильник, у других не горит, и Иисус, сидящий в окружении овец и козлищ. Ни ада, ни адских мук, никаких подробностей: просто эти овцы, а эти козы, над этими светит свет, а те уходят во тьму. Множество таких изображений встречаются вплоть до IX века.

По мере того как выросшее на иудейской почве и воспринявшее греческую культуру христианство приходит в языческие страны, в которых очень живы собственные мифологические представления о конце мира, оно постепенно начинает обрастать подробностями того, как именно это будет происходить. То есть инициатива идет снизу. И в этих поисках люди снова обращаются к Писанию. Читая, скажем, Евангелие от Иоанна, они могут быть несколько обескуражены, потому что там в пятой главе (Ин. 5:24–28) сказано так:

То есть человек, допустим, думает: вот будет смерть, потом какие-то испытания, потом Суд. А тут ему говорят: нет, если ты веришь в Иисуса, если Он находится в тебе — ты не приходишь на Суд. Суд произошел уже, нет никакого другого суда, кроме этой жизни, в которой мы встречаем Христа. Тот же Иоанн говорит о том, что лежащие в гробах услышат голос Сына Божьего и восстанут. То есть очевидно, речь идет о том, что Суд касается всех, и с точки зрения встречи с Богом не важно, жив человек или умер. Живой встречает Иисуса при жизни, а мертвого тоже поднимут.

И это людям странно, они не могут этого понять. И вот в V веке христиане хватаются за образ, данный в Апокалипсисе Иоанна Богослова (последние страницы Нового Завета, Откр. 20:11–21:4):

Эту картину Иоанн Богослов рисует в Новом Завете уже в конце I века, но ее не изображают в течение долгого времени. А в конце I и в начале II тысячелетия нашей эры вдруг появляется великое множество этих изображений и в Византии, и в Риме.


Византийская мозаика на западной стене церкви Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Венеция, XII век © Jim Forest / Flickr

Немного позже примерно такие образы Страшного суда приходят на Русь. Так, в Повести временных лет, в части, где Владимир выбирает между хазарской, католической и православной верой, философ показывает ему образ Страшного суда:

И вот на самых ранних фресках у нас — в церкви Спаса на Нередице (1187) и в Успенском соборе во Владимире (1186–1189) — мы уже видим подробные изображения.

Эти источники и становятся уже прообразами для христианских мозаик и фресок: сцена Суда, как правило, изображается на западной стене напротив алтаря. Поскольку люди в первой половине прошлого тысячелетия были в основном неграмотны, они смотрели на эти картины и верили, что так написано в Евангелии.


Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1300 год © Web Gallery of Art

И на их основе, вероятно, позже был выработан канон изображения: Иисус-судья (он обязательно сидит), Богоматерь и Иоанн Креститель, ниже — праведники (справа) и грешники (слева).

Стоглавый собор Стоглавый собор — церковный и земский собор, который проходил в Москве в 1551 году с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. , однако, подчеркивал, что художники, иконописцы не должны изображать ничего, чего кто-либо не видел. В этом смысле со Страшным судом было сложно, поскольку его, естественно, никто не видел, но были видения, в том числе у людей, которым церковь склонна доверять.


Страшный суд. Фрагмент картины Фра Беато Анджелико.
1425–1430 годы © Wikimedia Commons


Страшный суд. Триптих Иеронима Босха. После 1482 года © Wikimedia Commons

Что такое вообще Суд? Это встреча человека с Богом. Это и изображено на всех без исключения картинах — символических, аллегорических или натуралистических, страшных или лубочных.

Анна Шмаина-Великанова — историк раннего иудаизма и христианства, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Занимается формами неритуализированного благочестия в ранней церкви и раннем иудаизме и проблемами современного богословия.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание








Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.










Картины ада

Обычно расположены в нижней трети композиции , выделяются как узнаваемыми образами , так и определенными цветами . Черти часто пишутся однотонно , темными или даже черными красками . Сатана восседает на звере , держа в лапах душу Иуды . Муки грешников могут изображаться в отдельных клеймах . К верхнему ярусу , где находятся первые люди , из пасти зверя поднимается змей – это символическое изображение греха . Вместо него может быть нарисована река огня .

Грешники , которые находятся в огненном потоке , могут представлять разные социальные группы (цари , монахи , знать ). Византийские мастера изображали князя тьмы как старца с неприятным лицом , наполовину одетого . Тело его может быть пепельного цвета . Зверь , на котором он сидит , имеет либо одну , либо две головы , пожирающие грешников .

Описание сюжета

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Основные сцены

Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей – Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Первые люди на земле — Адам и Ева.

Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.

Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.

Жители небес – ангелы со свитком, означающим конец земной истории.

Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.

Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.

Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.

Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.

Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.

Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.

Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.

Изображения рая и ада.

Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

белый заяц (только на русских иконах);

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина – Земля, белый заяц – правда, серый – ложь.

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Популярные сочинения

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Толстого Кавказский пленник
    В своем произведении Лев Николаевич знакомит читателя с двумя главными героями, они офицеры. Проходят службу на Кавказе, здесь другие люди и совершенно иные правила
  • Недоросль — проблематика произведения
    Произведение поднимает тему воспитания и нравственного упадка. Автор знакомит читателя с нездоровой семьёй, в которой главой является женщина. Мужчина не проявляет силу и власть
  • Сочинение на тему Моя любимая басня Крылова
    Басни Крылова очень интересные, поучительные и весёлые. Их содержание актуально и для нашего времени. Данный жанр литературы довольно необычный, поскольку в конце каждой есть мораль

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Богослужебное значение в дореволюционной России

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда — неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов — это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре — изображение самого суда, слева находится рай, а справа — ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Милостивый судья

Иконы Андрея Рублева известны всем , дошло до нас изображение Страшного суда , принадлежащее кисти знаменитого мастера . Это роспись в Успенском соборе г . Владимира . До этой работы русские художники изображали эту сцену пугающей , подобно западным мастерам . На фреске Андрея Рублева нет изображений адских мук , злобных чертей , плачущих грешников . На этой композиции все равны : бедные и богачи , грешники и праведники .
Даже окружавший монаха мир междоусобных войн не повлиял на стремление святого объединить всех людей – хотя бы там , за пределом , откуда нет возврата . К сожалению , большая часть композиции навсегда утеряна . С каждым годом фрески все больше разрушаются . Но и та часть , которая еще видна , показывает желание художника – он хочет , чтобы каждый нашел дорогу ко Христу , самому милостивому Судье .


23:08 / 19 ноября 2015

Страшный суд – суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор. 5:10) и словам (Мф.12:36).

"В изображениях русских художников (Васнецова, Рублева и т. д.) Страшный суд, несмотря на его торжественность и строгость, обнаруживает какие-то смягчающие эту строгость черты, как вера в благость Божию, надежда на прощение". С.М. Алфеев.




Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Страшный суд.
В.М. Васнецов. 1890-е годы. Бумага, акварель, картон.
Дом-музей В. М. Васнецова



Страшный Суд.
В.М. Васнецов. 1904 г.
Картина для храма св. Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный) исполнена по заказу мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, построившего храм.
В нижней части картины (у кромки), в две строки: Виктор Васнецовъ / Москва 1904 г. 21 марта.



Страшный суд.
По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева.
Богородично-Казанский храм в Тольятти



Страшный суд.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА



Страшный суд.
Ф.А. Бруни.


Идеей о всемогуществе Бога проникнута эта роспись Исаакиевского собора. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса. Фото Петербурга



Ангел Страшного суда.
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия



Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30 см



Ангел Страшного cуда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.
Швейцария, коллекция Мерцбахера



Ангел Страшного суда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе



Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1912 г.
Частная коллекция

Читайте также: