Кто вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий

Обновлено: 17.05.2024

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к Ст. 156 ГПК РФ

1. В ст. 156 содержится ряд новелл по сравнению со ст. 145 ГПК 1964 г.:

1) учтено то обстоятельство, что в настоящее время большинство дел в суде первой инстанции рассматривается судьей единолично. В этом случае последний выполняет функции председательствующего;

2) установлено, что председательствующий обязан давать разъяснения относительно своих действий в случае, если участники процесса заявили возражения против этих действий (а если суд коллегиальный — такие разъяснения дает весь состав суда);

3) уточнено, что распоряжения председательствующего обязательны для всех присутствующих в зале судебного заседания.

2. Применяя правила ч. 1 ст. 156, нужно иметь в виду следующее:

а) в заседании районного суда может председательствовать (т.е. осуществлять функции, указанные в ст. 156, 159, 160, 161-165, 171, 172, 176, 177, 179, 189, 193 ГПК, см. коммент. к ним) как председатель этого суда, так и один из профессиональных судей;

б) другие суды (упомянутые в ч. 1 ст. 156) — это в частности:

мировые судьи (в случаях, указанных в ст. 1, 3 Закона о мировых судьях);

суды субъектов Российской Федерации (когда они рассматривают дело в первой инстанции, см. об этом коммент. к ст. 26);

гарнизонный военный суд (ст. 22, 23 Закона о военных судах);

окружной (флотский) военный суд (ст. 14-19 Закона о военных судах), специализированные суды (см. коммент. к ст. 25);

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (см. об этом коммент. к ст. 27);

Военная коллегия Верховного Суда РФ (когда она рассматривает гражданские дела в первой инстанции, ст. 10 Закона о военных судах).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 156 состоит в том, что они регулируют функции председательствующего в судебном заседании. Последний, в частности:

а) руководит судебным заседанием. В этих целях он согласно ГПК:

открывает судебное заседание (см. коммент. к ст. 150);

объявляет состав суда и разъясняет права отвода (см. коммент. к ст. 164);

разъясняет лицам, участвующим в деле, переводчику, свидетелям, экспертам их права и обязанности (см. коммент. к ст. 162, 165);

принимает меры к тому, чтобы допрошенные судом свидетели не общались с недопрошенными (см. коммент. к ст. 163);

докладывает дело и спрашивает, не желают ли стороны кончить его миром (см. коммент. к ст. 172);

выполняет иные действия, направленные на организацию проведения судебного заседания (см., например, коммент. к ст. 159, 163, 176, 177);

б) должен обеспечить полное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела (см. о таких обстоятельствах коммент. к ст. 55, 56);

в) обеспечивает соблюдение прав и обязанностей сторон, и в частности:

разъясняет истцу и ответчику их процессуальные права (см. коммент. к ст. 165);

ставит перед судом вопрос о последствиях неявки одной из сторон (см. коммент. к ст. 167);

разъясняет сторонам последствия отказа от иска, заявления о мировом соглашении (ст. 173);

г) обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса. Этому способствует и гласность судебного заседания (см. об этом коммент. к ст. 10), и состязательность процесса (см. об этом коммент. к ст. 12), и особый порядок в зале (например, что при входе в зал суда все встают, к суду обращаются стоя и т.п., см. коммент. к ст. 158), особый порядок допроса несовершеннолетних свидетелей (см. коммент. к ст. 179) и т.д.;

д) в целях обеспечения процессуальных прав сторон, других лиц, участвующих в деле, и представителей закон:

предоставляет им право возражать против действий председательствующего, заявлять соответствующие ходатайства (см. коммент. к ст. 166);

обязывает заносить такие возражения в протокол (его ведет секретарь судебного заседания, см. о его содержании коммент. к ст. 229);

устанавливает, что вопросы о разрешении возражений против действий председательствующего он решает сам, а при коллегиальном составе суда — весь состав суда, который выносит об этом определения (это вытекает из ст. 166, 224, 225, см. коммент. к ним);

е) устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 156, необходимо обратить внимание на то, что:

а) председательствующий обязан принимать все меры, чтобы обеспечить в судебном заседании порядок, который позволяет:

суду — нормально отправлять функции по всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела;

сторонам, иным участникам процесса — реализовать свои права и исполнить возложенные на них процессуальные обязанности;

б) их следует применять с учетом норм ГПК:

ст. 158 (посвященной правилам поведения в зале суда);

ст. 159 (о мерах, применяемых к нарушителям порядка);

ч. 5 ст. 159, ст. 169 (о том, что при массовом нарушении порядка в зале суд может удалить из него всех граждан, не участвующих в деле, и отложить судебное разбирательство);

ст. 161 (о проверке явки участников процесса);

ст. 163 (об удалении свидетелей из зала суда);

ст. 162, 176 (о предупреждении и привлечении к ответственности переводчика, свидетеля, эксперта);

ряда иных норм ГПК (см., например, коммент. к ст. 184, 189, 197). См. также коммент. к ст. 161-162, 176, 182;

в) о принятии той или иной меры (по обеспечению порядка в зале) суд в необходимых случаях выносит определение (это вытекает из ст. 166).

Альтернативный комментарий к ст.156 ГПК

В статье 156 ГПК РФ закреплено процессуальное положение судьи — председательствующего в судебном заседании.

Законодательные акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства, указаны в статье 1 ГПК РФ, в ней регламентируются права и обязанности председательствующего. При судебном заседании, когда дело рассматривается коллегиально, руководящая роль возлагается на председательствующего. Согласно статье 14 ГПК РФ, дела кассационного и надзорного порядка проводятся судом в составе трех судей, один из которых председательствующий.

Роль председательствующего исключительна, поскольку он и руководит ходом судебного заседания, и самим судейским составом.

Председательствующий наделен следующими полномочиями:

дает возможность участникам процесса обращаться к суду, сидя;

при нарушении порядка или дисциплины делать замечания вплоть до удаления из зала;

знакомить с процессуальными действиями новое лицо, приглашенное в зал заседания;

открывать судебное заседание собственным докладом;

высказывать собственное мнение по делу.

В обязанности председательствующего, согласно статьи 156 ГПК РФ, входит вести судебное заседание согласно законодательному требованию:

открывать судебное заседание, говорить, какое дело подлежит рассмотрению;

объявлять состав суда, сообщить, кто принимает участие в заседании (в лице прокурора, секретарь, представители сторон, эксперты, переводчики и другие лица);
установить всех участников процесса, доверенных, уполномоченных лиц;

при присутствии переводчика объяснить ему его обязанности и предупредить об ответственности, приобщить подписку об ознакомлении к протоколу заседания (согласно статьи 162 ГПК РФ);

разъяснить обязанности экспертов и других специалистов, предупредить о последствиях при даче ложных показаний и сведений;
содействовать принятию мер, исключающих общение опрошенных и не опрошенных свидетелей;

после изложения доклада выяснить, согласен ли истец со своими требованиями, понятны ли требования ответчику, согласны ли участники процесса принять мировое соглашение;

перед началом допроса свидетелей установить их личность и довести до сведения ответственность за дачу неправдивых показаний;

перед опросом свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, разъяснить ему необходимость дать максимально правдивую информацию;

после сбора и исследования всех доказательств предоставить слово прокурору, участвующим в процессе представителям органов самоуправления и другим присутствующим лицам;

согласно статьи 189 ГПК РФ объявлять рассмотрение дела законченным;

не воздерживать при голосовании и голосовать последним;

в устной форме разъяснить участникам судебного заседания решение суда, довести до сведения порядок, сроки обжалования;

заверить протокол судебного заседания, все дополнения и замечания.

При руководстве судебным процессом председательствующий, согласно статьи 156 ГПК РФ, не должен ограничивать действия других судей по выяснению обстоятельств дела и всего, что касается выяснения данных о личности истца и ответчика.

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарии к ст. 156 ГПК РФ

1. Сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел является одним из принципов гражданского процессуального права.

Для советского гражданского процесса был характерен принцип коллегиального рассмотрения дел. В судах первой инстанции он проявлялся в рассмотрении дела профессиональным судьей и народными заседателями. Статья 6 ГПК РСФСР предусматривала: "Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения". Участие в рассмотрении дел народных заседателей (непрофессиональных судей) признавалось проявлением общей направленности государства советского периода на привлечение трудящихся к выполнению государственных функций. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами в кассационном порядке в коллегиальном составе - трех профессиональных судей и в порядке судебного надзора - в составе не менее трех профессиональных судей.

Федеральным законом от 29 мая 1992 г. N 2869-1 было введено преимущество единоличного рассмотрения гражданских дел. В частности, было предусмотрено, что дела рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого.

ГПК РФ 2002 года упразднил с 1 февраля 2003 г. институт народных заседателей в гражданском процессе и внес изменения в действие принципа сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

Из содержания ст. 7 ГПК РФ следует, что для судов первой инстанции приоритетным является рассмотрение дела судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, в составе трех профессиональных судей.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит оснований рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции в коллегиальном составе. До 15 сентября 2015 г. в порядке гражданского судопроизводства судом первой инстанции в коллегиальном порядке на основании ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ рассматривались дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. В настоящее время эти дела отнесены к административному судопроизводству, порядок их рассмотрения и разрешения регламентируется КАС РФ, а не ГПК РФ.

Для последующих стадий рассмотрения дела (апелляционного, кассационного и надзорного производств) ГПК РФ сохранил коллегиальность рассмотрения, за исключением апелляционного производства в районном суде.

Если в гражданском процессе народные заседатели исключены из состава суда, то арбитражный процесс, напротив, пополнился нормами о возможном участии в коллегиальном разрешении дел с участием арбитражных заседателей. Впервые такие нормы появились в АПК РФ 2002 года. Статьей 17 АПК РФ предусмотрена возможность коллегиального рассмотрения некоторых категорий дел в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

2. Председательствующий в судебном заседании судья - это процессуальный руководитель процесса. В судебном заседании председательствующий действует от имени суда.

Особенностью гражданских процессуальных правоотношений является то, что суд является их обязательным субъектом. "Каждое отдельно взятое гражданское процессуальное отношение. есть отношение между судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие по гражданским делам, и лицом, участвующим в процессе судебной деятельности" ; "права и обязанности каждой стороны соответствуют правам и обязанностям суда, и только через суд как связующее звено они находятся в определенном соотношении и соответствии" .

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 51.

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 44.

Из этого следует, что стороны, третьи лица, представители, связанные материальными правоотношениями и самостоятельно определяющие их содержание, в процессе могут взаимодействовать и реализовывать свои процессуальные права, в том числе влияющие на права и обязанности других участников процесса, только посредством обращения к суду. В судебном заседании лицом, выступающим от имени суда как участника гражданских процессуальных правоотношений, является, прежде всего, председательствующий в судебном заседании судья, поскольку именно он от имени суда совершает большинство процессуальных действий.

3. Председательствующим в судебном заседании может быть только судья, то есть лицо, наделенное статусом судьи в установленном законом порядке.

Часть 1 комментируемой статьи в числе лиц, которые могут председательствовать при коллегиальном рассмотрении дела, называет также председателя суда (в районном суде), председателя или заместителя председателя суда (в других судах). Представляется, что упоминание о председателе или заместителе председателя суда в качестве председательствующего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела излишне, поскольку председатель и заместитель председателя суда обладают статусом судьи и, председательствуя в судебном заседании при рассмотрении дела, выполняют не административные функции по руководству судом, а функции судьи, осуществляющего правосудие. В этом смысле они не отличаются по своему правовому положению в процессе от иных судей, входящих в состав суда.

Также неоправданно различие между председательствующим в судебном заседании в районном суде и в иных судах. В частности, заместитель председателя суда не назван в числе лиц, которые могут являться председательствующими в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении гражданского дела в районном суде. Однако ст. 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" предусматривает в структуре районных судов должность заместителя председателя, который обладает статусом судьи и полномочиями по рассмотрению и разрешению дел.

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с допустимостью участия судьи в рассмотрении дел в период нахождения отпуске. Поскольку судья в период нахождения в отпуске не утрачивает правовой статус судьи, препятствия к участию его в отправлении правосудия по гражданским делам отсутствуют.

В то же время назначение судьи в другой суд прекращает его полномочия судьи соответствующего суда и препятствует рассмотрению им дел в качестве судьи этого суда.

4. Комментируемая статья содержит главные направления деятельности председательствующего: 1) руководство судебным заседанием; 2) создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела; 3) устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; 4) обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании.

Все перечисленные функции взаимосвязаны. Руководство процессом - это средство реализации функций создания условий для рассмотрения дела и исследования доказательств, устранения не имеющих отношения к делу обстоятельств и поддержания порядка в судебном заседании. Устранение мешающих делу обстоятельств и поддержание порядка в судебном заседании направлены на создание условий эффективного и целенаправленного рассмотрения дела.

Создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании в широком смысле также являются осуществлением деятельности председательствующего по руководству судебным заседанием.

Как отметил Конституционный Суд РФ, предоставляемые председательствующему ч. 2 ст. 156 ГПК РФ полномочия по осуществлению руководства судебным заседанием, созданию условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранению из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, вытекают из принципов судейского руководства процессом и самостоятельности судебной власти, необходимых для эффективного осуществления правосудия (Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 920-О).

5. Руководство судебным заседанием означает совершение председательствующим процессуальных действий, связанных с обеспечением планомерного организованного последовательного хода судебного заседания.

Судебное заседание - это сложная совокупность множества процессуальных действий, совершаемых большим числом лиц. Круг этих действий, их последовательность строго регламентированы. Соблюдение установленной законом процедуры судебного заседания - это условие законности судебного разбирательства. Решение суда не может быть признано законным, если оно вынесено в судебном заседании, проведенном с существенным нарушением установленной процедуры или вне его. В свою очередь, сложная процедура судебного заседания установлена законом для обеспечения условий наиболее объективного, гласного и эффективного судебного разбирательства.

Работу председательствующего по гражданским делам всегда осложняет то, что в основе судебного разбирательства по гражданским делам лежат противоположные интересы сторон, часто имеют место конфликтные отношения, негативные эмоции. Нередко участники судебных разбирательств пытаются использовать судебное заседание не только для юридического разрешения своего конфликта, но и для оказания эмоционального воздействия на спорящую сторону, выражения своих негативных суждений по вопросам, отдаленно связанным с существом рассматриваемого дела.

Как любое сложное действие с участием множества субъектов, судебное заседание требует организации и руководства. Все участники судебного заседания должны понимать, чьи указания и действия определяют ход процесса. Без руководства ходом процесса судебное заседание по гражданскому делу может перерасти в бытовое эмоциональное разбирательство или затяжное бессистемное изложение своих мнений сторонами спора.

6. Перечисленные в ст. 156 ГПК РФ направления деятельности председательствующего реализуются посредством осуществления процессуальных полномочий председательствующего.

Как лицо, осуществляющее руководство судебным заседанием, председательствующий:

1) открывает судебное заседание (ст. 160);

2) устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161);

3) объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 164);

4) разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы и самоотводы (ч. 1 ст. 164);

5) объявляет рассмотрение дела по существу законченным (ст. 189 ГПК РФ);

6) объявляет об удалении суда в совещательную комнату (ст. 192);

7) объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок обжалования, при наличии особого мнения судьи - объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок и срок ознакомления с особым мнением судьи, при объявлении только резолютивной части решения разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда (ч. 1 и 2 ст. 193);

8) подписывает протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 230), а также рассматривает замечания на протокол судебного заседания (ч. 1 ст. 232);

9) выполняет и иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления деятельности по руководству процессом.

7. Для создания лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела председательствующий:

1) разъясняет процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле (ст. 165), и лицам, содействующим правосудию, предупреждает их об ответственности за ненадлежащее осуществление своих процессуальных обязанностей (ст. 162, 171, 176);

2) разрешает участникам процесса при необходимости давать показания и объяснения сидя (ч. 2 ст. 158);

3) оглашает письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки, а также объяснения в письменной форме, полученные судом в порядке судебного поручения или обеспечения доказательств (ч. 2 ст. 174);

4) производит действия, связанные с организацией допроса свидетеля (ст. 163, ч. 1 и 2 ст. 176, ч. 2 ст. 177, ч. 1 ст. 179 ГПК РФ);

5) выполняет иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления его деятельности.

Например, ст. 181 и 187 ГПК РФ предусматривают оглашение в судебном заседании приобщенных к делу письменных доказательств и заключения эксперта. Несмотря на отсутствие упоминания председательствующего в судебном заседании судьи в текстах статей именно он оглашает письменные доказательства и заключение эксперта.

9. Председательствующий также обеспечивает порядок в судебном заседании. В частности, ГПК РФ наделяет председательствующего следующими полномочиями:

1) объявлять предупреждение лицу, нарушающему порядок в судебном заседании (ч. 1 ст. 159);

2) удалять из зала судебного заседания лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ч. 2 ст. 159).

10. Требования и указания председательствующего обязательны для других участников процесса.

Действия и требования председательствующего должны быть понятны участникам процесса и присутствующим в судебном заседании иным лицам. Все требования председательствующего должны даваться в корректной форме, излагаться ясно и четко, исключать неуважительные высказывания в отношении участников процесса, грубость или повышенную эмоциональность.

В судебном заседании могут возникнуть ситуации, когда лица, участвующие в деле, или иные участники процесса будут не согласны с действиями или требованиями председательствующего.

По всем спорным вопросам действия председательствующего должны быть мотивированы. При несогласии участников процесса с действиями председательствующего он обязан дать разъяснения своих действий. Возражения участников процесса относительно действий председательствующего должны быть занесены в протокол судебного заседания.

Несогласие участников процесса с действиями председательствующего не освобождает их от обязанности исполнять его требования.

Действия председательствующего могут быть оспорены в процессуальном порядке после завершения рассмотрения дела. Например, несогласие стороны с требованием председательствующего удалиться из зала судебного заседания за нарушение порядка в судебном заседании может быть изложено в апелляционной жалобе на решение суда, законность действий председательствующего в этом случае оценивает суд апелляционной инстанции.

Пример: мировым судьей судебного участка N 199 района Кунцево г. Москвы был удовлетворен иск ГУП ДЕЗ района Кунцево города Москвы о взыскании с В. и Т. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. При рассмотрении этого дела в апелляционной инстанции председательствующим по делу был удален из зала судебного заседания слушатель в связи с нарушением порядка в судебном заседании.

Оспаривая в кассационном порядке решение мирового судьи о взыскании задолженности и апелляционного определения об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, ответчики ссылались на нарушение председательствующим по делу принципа гласности гражданского судопроизводства при оглашении апелляционного определения.

Определением судьи Московского городского суда отказано в передаче кассационной жалобы в суд кассационной инстанции. Указано, что применение к нарушителю порядка в судебном заседании положений ст. 159 ГПК РФ, регулирующей правила применения санкций к нарушителю за нарушение порядка в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении судом требований гласности судебного разбирательства, установленных ст. 10 ГПК РФ (см. Определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 4г/6-11859/15).

11. При единоличном рассмотрении дела председательствующий руководит действиями лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, судебных приставов и слушателей. Для всех указанных лиц, находящихся в зале судебного заседания, требования председательствующего являются обязательными.

При коллегиальном рассмотрении дела председательствующий руководит также судьями, входящими в состав суда, но руководящая роль председательствующего в отношении судей проявляется в иной форме и в иных пределах, чем в отношении участников процесса.

ГПК РФ не разъясняет порядка разрешения возможных разногласий между судьями при коллегиальном рассмотрении дела по вопросам, возникающим в ходе судебного заседания, не отнесенным к единоличной компетенции председательствующего. По общему правилу вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, разрешаются коллегиальным составом суда, при этом председательствующий голосует последним (ч. 1 ст. 15 ГПК РФ). В случае если большинством судей будет принято определение, с которым не согласен председательствующий, такое определение будет для него обязательным. Например, если двое судей из участвующих в рассмотрении дела считают необходимым отложить судебное разбирательство ввиду неявки стороны, председательствующий обязан объявить участникам процесса об отложении судебного разбирательства и назначении новой даты судебного заседания, даже если сам с таким определением не согласен.

Большинство процессуальных вопросов разрешается судом путем вынесения протокольных определений без удаления в совещательную комнату. Например, разрешение ходатайства о приобщении к делу доказательств, об оказании содействия в истребовании доказательств, об отложении судебного разбирательства и т.п.

Суд может любой процессуальный вопрос разрешить в совещательной комнате. В этом случае определение по результатам разрешения ходатайства излагается в форме отдельного процессуального акта.

Задайте вопрос юристу:

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Комментарий к ст. 234 КАС РФ

В ч. ч. 1 и 2 ст. 234 КАС РФ вошли следующие правила, которые закреплены в п. 2 ст. 5 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5: рассмотрение дел в заседании ДК ВС России осуществляется коллегиально, в составе трех членов ДК ВС России; в заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель ДК ВС России или кто-либо из членов ДК ВС России. Положение о том, что административные дела, рассматриваемые ДК ВС России, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально, содержится также в п. 6 ч. 2 ст. 29 КАС РФ. Правило о председательствовании в заседании ДК ВС России следует также из общей нормы ч. 5 указанной ст. 29 данного Кодекса, устанавливающей, что при коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Кстати говоря, в ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" устанавливалось, что заседание ДСП считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов ДСП. Кроме того, статья 6 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2, предусматривала специальный порядок избрания председательствующего в заседании ДСП.

В ч. 2 ст. 234 КАС РФ наряду с указанным выше также вошло правило п. 3 ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, о том, что порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании. Но указанный пункт не ограничивался приведенным правилом, в нем также непосредственно предусматривалось следующее: в ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по делу, который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства дела, содержание имеющихся материалов по делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки дела к судебному заседанию; докладчику могут быть заданы вопросы другими членами ДК ВС России; в судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший в ККС представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения), исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.

Наряду с этим указанная ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, содержала следующие правила в отношении судебного заседания ДК ВС России: в подготовительной стадии судебного заседания ДК ВС России устанавливается возможность проведения судебного заседания по рассмотрению дела по существу (п. 1); судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое дело слушается; председательствующий проверяет явку в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря, представителей сторон, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в т.ч. право заявлять отводы (п. 2); при наличии оснований ДК ВС России вправе принять решение об отложении рассмотрения дела (п. 4). Еще ранее правила, подобные тем, которые вошли в ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, содержались в ст. 15 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2.

Часть 3 ст. 234 КАС РФ, предусматривая возможность рассмотрения административного дела в закрытом судебном заседании ДК ВС России, отсылает к положениям ст. 11 данного Кодекса о гласности и открытости судебного разбирательства, а также к иным случаям, предусмотренным федеральным законом. Ранее в ст. 6 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, в рамках соответствующего регулирования непосредственно устанавливалось следующее: разбирательство дел в ДК ВС России открытое (п. 1); закрытое заседание ДК ВС России проводится в случае необходимости сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2); закрытое судебное заседание может быть проведено также по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле, и их представителей (п. 3); о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании ДК ВС России выносит мотивированное определение (п. 4); в открытом заседании присутствующие лица вправе вести записи, в т.ч. с использованием средств аудиозаписи; использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия ДК ВС России (п. 5).

Почти такие же правила о гласности заседаний ДСП еще ранее содержались в ст. 7 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2. Эти правила были закреплены соответственно общим нормам ст. 10 ГПК РФ о гласности судебного разбирательства.

В ч. 4 ст. 234 КАС РФ воспроизведено правило п. 4 ст. 5 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению дела.

Причем там же в отличие от ст. 234 КАС РФ непосредственно устанавливалось, что извещение считается врученным лицу, участвующему в деле, его представителю, если оно доставлено по адресу: 1) места нахождения ВС России, ККС, принявшей оспариваемое решение, - для извещений, адресованных Председателю ВС России, соответствующей ККС; 2) места жительства лица, решение ККС в отношении которого подлежит проверке, - для извещений, адресованных данному лицу; 3) указанному в жалобе (обращении) для целей направления извещений представителю заявителя, сообщенному заинтересованным лицом, - для извещений, адресованных представителям лиц, участвующих в деле. Такие же положения еще ранее устанавливались в п. 5 ст. 5 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Реформа суда присяжных

Президент РФ в послании к Федеральному собранию в 2015 году предложил реформировать институт присяжных заседателей. Реформа вступила в силу с 1 июня 2018 года. Теперь в судах стало больше дел, в которых требуется мнение простых граждан.

Если раньше присяжные заседатели были только в судах уровня субъекта РФ , то теперь они появились и в районных судах.

Количество преступлений, которые могут рассматривать присяжные, увеличилось с нескольких видов до двух десятков. Поэтому суды стали чаще привлекать простых граждан к участию в заседаниях.

Кто такие присяжные

Сначала его должны включить в список кандидатов в присяжные, а потом в специальном порядке призвать в суд для рассмотрения уголовного дела.

На время процесса присяжный заседатель становится судьей от народа. Для этого не нужно юридическое образование: обычный гражданин решает вопрос виновности подсудимого и во время процесса имеет статус судьи. Каждый присяжный принимает присягу — клянется рассматривать дело честно и беспристрастно.

По закону человека могут призвать в суд в качестве присяжного один раз в год в общей сложности на 10 рабочих дней. Это могут быть разрозненные дни: одно заседание в апреле, следующее в июне и так далее. Бывает, что рассмотрение уголовного дела затягивается, тогда присяжных вызывают в суд на все время рассмотрения дела, даже если это больше десяти дней. Например, дело об убийстве Бориса Немцова с момента отбора заседателей до вынесения вердикта длилось 10 месяцев — за это время присяжные заседали 82 раза.

Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ — это областные, краевые или верховные суды республик.

Сколько присяжных заседателей в суде

Количество присяжных заседателей зависит от вида суда, рассматривающего дело. В районных судах и гарнизонных военных судах коллегия присяжных заседателей будет состоять из шести человек, а в судах уровня субъекта — областных, краевых или верховных судах республик — из восьми.

Дела, рассматриваемые судами субъекта, как правило, сложнее, поэтому и количество присяжных в них больше. Например, суды субъекта по первой инстанции рассматривают дела, в которых содержится государственная тайна, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду — пересматривают их решения.

Какие дела рассматривает суд присяжных

Присяжные рассматривают самые разные уголовные дела: от убийства и причинения тяжкого вреда здоровью до пиратства и экологической катастрофы — экоцида.

Кроме уголовных, бывают еще гражданские и административные дела, но в них суд присяжных не участвует.

Как выбирают присяжных заседателей в суд

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

Уведомление. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. Это не значит, что его точно вызовут, — государство просто сообщает, что при необходимости будет рассматривать его в качестве присяжного.

В списке кандидат находится четыре года. Через четыре года он может оказаться в еще одном списке.

Как стать присяжным заседателем

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

Приглашение — это письмо кандидату о том, что суд ждет его тогда-то по такому-то адресу в качестве присяжного. Но вызывают не на заседание, а на проверку: суд и стороны будут решать, может ли кандидат быть беспристрастным и объективным и вершить правосудие. Так создается предварительный список присяжных.

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Дальше формируется коллегия присяжных заседателей. Выбирают двух запасных присяжных: если кто-то из коллегии не сможет прийти в суд, запасной присяжный заменит его.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться

Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.

Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

Отвод также может быть немотивированным: подсудимый, его адвокат и прокурор могут вычеркнуть из списка присяжных по одной фамилии без объяснения причин. Например, стороне защиты присяжный может показаться строгим и принципиальным — это усложнит процесс доказывания невиновности. Это необъективно, но такое право предусмотрено законом.

Требования к присяжным заседателям. Кандидат в присяжные заседатели должен быть дееспособным гражданином РФ старше 25 лет, а также не иметь ограничений, установленных законом. Присяжными заседателями не могут быть:

  1. Лица младше 25 лет.
  2. Люди с непогашенной или неснятой судимостью.
  3. Недееспособные или состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  4. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.
  5. Люди, которые не владеют русским языком и поэтому не могут полноценно участвовать в рассмотрении дела.

Можно ли отказаться быть присяжным

По закону участие в судебном заседании в качестве присяжного — гражданский долг. Но гражданский долг — это не юридическая категория, а моральная. Невыполнение гражданского долга не влечет никакой ответственности.

Даже если кандидат соответствует всем требованиям, установленным для присяжных заседателей, и получил уведомление о включении его в список, при наличии уважительной причины он может отказаться быть присяжным. Например, из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Также можно заявить самоотвод в суде, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Даже если препятствующих обстоятельств нет, человек вправе просто проигнорировать все приглашения в суд и не явиться туда. Суд просто будет направлять приглашения другим гражданам до тех пор, пока не соберется нужное количество присяжных. Государство не может обязать человека стать присяжным или привлечь к ответственности за отказ. Человек сам принимает решение.

Как проходит заседание с участием присяжных

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

До начала рассмотрения дела по существу присяжные заседатели в отдельной комнате открытым голосованием выбирают себе старшину. Он руководит ходом совещания присяжных, через него другие присяжные задают вопросы судье, он же оглашает окончательный вердикт присяжных.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.

Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Эмоциональные решения суда присяжных

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу №33-АПУ17-12сп от 29.06.2017PDF, 1,70 МБ

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Определение по делу № 56-АПУ16-26СП от 26.12.2016PDF, 2,35 МБ

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

Права присяжных заседателей

Во время заседания присяжные вправе:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
  2. Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
  3. Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Как присяжные голосуют

В конце процесса судья письменно формулирует вопросы присяжным, из которых будет ясно, получит подсудимый наказание или нет:

  1. Доказано ли, что деяние имело место?
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Присяжные принимают решение по вопросам в совещательной комнате, где они находятся без иных лиц. Выйти из совещательной комнаты можно только после голосования. Заходить к присяжным тоже никто не может. Но есть исключение. С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Обсуждать дело присяжные могут не более трех часов. Если после этого они не пришли к единому выводу, они переходят к голосованию. Если голоса по какому-то вопросу разделятся поровну, принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Присяжные голосуют открыто и устно, а письменный подсчет голосов ведет старшина присяжных заседателей.

Совещание и голосование присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Как присяжные выносят вердикт

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

В своем вердикте присяжные заседатели могут признать лицо виновным, но заслуживающим снисхождения. Это значит, что судья не сможет назначить пожизненное лишение свободы и не сможет определить размер наказания больше ⅔ максимального срока. Например, по делу об убийстве максимальный срок лишения свободы 15 лет — то есть судья может посадить виновного максимум на 10 лет.

За пределами процесса

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова. По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор.

Гарантии независимости присяжных заседателей

Для того чтобы присяжные заседатели могли быть беспристрастными и объективными, на период осуществления ими правосудия они имеют такие же гарантии неприкосновенности и независимости, как у судей, защиту от давления и противоправного воздействия. Вот в чем эти гарантии выражаются.

Защита присяжных заседателей

Защита трудовых прав. Пока присяжный исполняет свой гражданский долг и участвует в судебных заседаниях, работодатель не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Все потраченное в суде время засчитают в трудовой стаж.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ .

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса. В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний. Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

За воспрепятствование явке присяжного в суд предусмотрен штраф от 500 до 1000 Р , который компетентные органы могут наложить на работодателя.

максимальный штраф для работодателя, который препятствует явке присяжного в суд

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Платят ли присяжным заседателям

Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

В России суд присяжных есть в районных судах и судах субъекта РФ — это краевые, областные, республиканские и равные им суды, — а также в равных им гарнизонных военных судах. Следовательно, существует три вида оклада. На 2021 год оклад районного судьи составляет 24 027 Р , а судьи суда субъекта — от 25 820 до 27 613 Р .

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 546—627 Р . Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Транспортные расходы. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, компенсируются. Для этого нужно обязательно сохранить документальное подтверждение оплаты проезда — билет или чек.

Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ.

Читайте также: