Кто обладает правом на обращение в конституционный суд рф

Обновлено: 13.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Н. Степанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин С.Н. Степанов оспаривает конституционность статьи 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которой жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан (пункт 1); закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде (пункт 2).

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 26 марта 2020 года N 596-О отказал в принятии к рассмотрению жалоб С.Н. Степанова на нарушение его конституционных прав положением статьи 310 ГК Российской Федерации, поскольку они не отвечали требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

По мнению заявителя, оспариваемая норма допускает отказ в принятии к рассмотрению обращения при условии выполнения гражданином установленных ею формальных требований к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому противоречит статьям 17 (часть 3), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, ее статей 46 - 53, 118, 120, 123, 125, 126 и 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения от 22 декабря 2015 года N 2844-О, от 26 мая 2016 года N 937-О и др.).

Развивая и конкретизируя статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, законодатель в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" установил, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (пункт 3 части первой статьи 3), определив при этом предъявляемые к обращению требования (статьи 96 и 97).

В соответствии с указанными требованиями правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, а в качестве необходимых предпосылок для принятия жалобы к рассмотрению установлены такие критерии, как применение закона в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, а также его связь по содержанию с конституционными правами и свободами гражданина - оспариваемый закон должен их затрагивать.

Следовательно, если оспариваемый закон затрагивает права и свободы граждан, но оснований полагать, что он нарушает конституционные права и свободы заявителя в его конкретном деле, не имеется, жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению и подлежит отклонению, как не отвечающая требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. Тем самым установление Конституционным Судом Российской Федерации того факта, что оспариваемая норма не нарушает права заявителя, является достаточным основанием для признания жалобы недопустимой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1839-О).

Таким образом, статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Сергея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Н. Степанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин С.Н. Степанов оспаривает конституционность статьи 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которой жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан (пункт 1); закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде (пункт 2).

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 26 марта 2020 года N 596-О отказал в принятии к рассмотрению жалоб С.Н. Степанова на нарушение его конституционных прав положением статьи 310 ГК Российской Федерации, поскольку они не отвечали требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

По мнению заявителя, оспариваемая норма допускает отказ в принятии к рассмотрению обращения при условии выполнения гражданином установленных ею формальных требований к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому противоречит статьям 17 (часть 3), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, ее статей 46 - 53, 118, 120, 123, 125, 126 и 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения от 22 декабря 2015 года N 2844-О, от 26 мая 2016 года N 937-О и др.).

Развивая и конкретизируя статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, законодатель в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" установил, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (пункт 3 части первой статьи 3), определив при этом предъявляемые к обращению требования (статьи 96 и 97).

В соответствии с указанными требованиями правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, а в качестве необходимых предпосылок для принятия жалобы к рассмотрению установлены такие критерии, как применение закона в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, а также его связь по содержанию с конституционными правами и свободами гражданина - оспариваемый закон должен их затрагивать.

Следовательно, если оспариваемый закон затрагивает права и свободы граждан, но оснований полагать, что он нарушает конституционные права и свободы заявителя в его конкретном деле, не имеется, жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению и подлежит отклонению, как не отвечающая требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. Тем самым установление Конституционным Судом Российской Федерации того факта, что оспариваемая норма не нарушает права заявителя, является достаточным основанием для признания жалобы недопустимой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1839-О).

Таким образом, статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Сергея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Право на обжалование законов РФ, законов субъекта РФ на соответствие Конституции РФ предусмотрено в статье 125 Конституции РФ и статьях 96-100 ФКЗ. Гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд РФ только с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод федеральным законом и законом субъекта РФ, принятым по предмету совместного ведения федерации и субъекта (вопросы совместного ведения перечислены в статье 72 Конституции РФ).

если считают, что были нарушены их права, гарантированные Конституцией РФ.

Обращаться в Конституционный Суд РФ могут не только граждане. Из содержания статьи 96 ФКЗ следует вывод о том, что правом обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ обладают и объединения граждан. При этом под объединением граждан понимается не только общественная организация, но и коммерческое юридическое лицо. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал право за юридическими лицами обращаться в Конституционный Суд РФ, если нарушены их права именно как юридического лица. Например, в случае если принят закон, усиливающий налоговую ответственность юридического лица (повышены размеры штрафов), и этому закону придается обратная сила, что запрещено статьей 57 Конституции РФ.

Таким образом, правом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают: граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; общественные объединения как имеющие статус юридического лица, так и не имеющие; юридические лица.

Требования, предъявляемые к жалобе гражданина в Конституционный Суд РФ:

В статье 97 ФКЗ сформулированы два требования, которым должна удовлетворять жалоба гражданина (объединения) в Конституционный Суд РФ. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Здесь в качестве примера можно привести одно обращение в Конституционный Суд РФ, когда жалоба была подана не от того лица, чье субъективное право было нарушено.

Суть дела такова. Профсоюз обратился в районный суд с иском в интересах 17 членов профсоюза о взыскании задолженности по заработной тате. Районный суд, придя к выводу, что данное дело следует рассматривать раздельно по каждому из членов профсоюза, в интересах которых подан иск, вынес определение о выделении дел в самостоятельные производства.

Профсоюз, не согласившись с выводом районного суда, подал частную жалобу на данное определение В силу ранее действовавшего ГПК РСФСР (статьи 315) подобное определение суда первой инстанции не подлежало обжалованию в кассационном порядке. При этом Профсоюз исходил из того, что Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, что подразумевает и право гражданина (в том числе и организации) на то, чтобы законность и обоснованность определений судов первой инстанции могли быть проверены вышестоящими судебными инстанциями. Каждый из 17 членов профсоюза, в интересах которых был подан иск. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционного права на судебную защиту статьей 315 ГПК РСФСР, которая не допускала об

жалования в кассационном порядке определения суда о выделении дел в самостоятельные производства.

Секретариат Конституционного суда РФ отказал в принятии индивидуальных жалоб граждан, указав, что в данном случае имеет место нарушение прав не членов профсоюза, обратившихся с жалобой в Конституционный Суд РФ а прав профсоюза, который обратился в районный суд с иском в интересах членов профсоюза.

Что касается второго критерия - закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, - то в качестве подтверждения его исполнения необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение или возможность применения оспариваемого закона в разрешении конкретного дела. Вариантов может быть несколько: гражданское, уголовное или иное дело уже рассмотрено судом (либо только первой, либо и первой, и второй инстанциями), и на руках у гражданина есть судебный акт или акты.

Закон будет считаться примененным в конкретном деле тогда, когда суд в своем решении (определении) или приговоре (постановлении) мотивировал свои выводы ссылкой именно на конкретное положение конкретного закона, конституционность которого оспаривается. Иными словами, в судебном акте имеет место указание на конкретную статью закона. Следовательно, официальным документом в такой ситуации будет копия судебного акта, заверенная синей печатью в канцелярии суда дело еще не рассмотрено, отсутствует окончательный судебный акт по делу. В этой ситуации официальным документом будет либо определение соответствующего суда о принятии дела к производству, либо иной документ, выдаваемый соответствующим судом. При этом часть 2 статьи 96 ФКЗ четко устанавливает правило, согласно которому выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом рассматривающим дело. Однако, из определения суда о принятии дела к производству в совокупности с исковым заявлением, отзывом на иск (если он имеется), иными документами, уже поступившими по данному делу в суд, со всей определенностью должно следовать, что судом будет применен в деле именно этот закон, конституционность которого подвергается сомнению. На наш взгляд доказать этот факт достаточно сложно, но возможно. закон применен иным властным органом при рассмотрении какого-либо дела. Например, налоговая инспекция или фонд соци

ального страхования по результатам осуществления проверки может вынести постановление о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности. Соответственно, в этом случае, доказательством того, чго закон был применен в конкретном деле, будет выступать постановление налоговой инспекции или фонда социального страхования, надлежащим образом заверенное.

Еще раз обратим внимание на обстоятельство, что ФКЗ связывает возможность обращения в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданина или объединения именно с законом.

Из этого следует, что гражданину (объединению) действующим законодательством не предоставлено право оспаривать в Конституционном суде РФ нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ или Правительства, различных министерств, которые также могут нарушать права человека и не соответствовать положениям Конституции РФ.

Проверка конституционности вышеназванных нормативных правовых актов Конституционным судом РФ возможна, но не путем обращения гражданина (организации) с жалобой, а в форме запроса уполномоченных должностных лиц и государственных органов, перечень которых дан в ч 2 статьи 125 Конституции РФ

Таким образом, гражданин (объединения граждан, организация) в случае нарушения прав и свобод Указом Президента или актом иного государственного органа, вправе обратиться в перечисленные в ч. 2 статьи 125 Конституции РФ органы с просьбой об обращении в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом о проверке данного акта на предмет соответствия Конституции РФ Последует или нет в дальнейшем такое обращение, полностью зависит от усмотрения органов и должностных лиц, указанных в ч. 2 статьи 125 Конституции РФ.

В заключение еще раз отметим, что: жалобу в Конституционный Суд может подать как физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и объединения граждан (как имеющие статус юридического лица, так и не имеющие; как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица); может быть обжалован только закон, которым нарушаются конституционные права и свободы (обоснование такого нарушения должно присутствовать в жалобе, хотя окончательное решение о на-

линии или отсутствии нарушения будет принимать только Конституционный Суд); может быть обжалован только закон, а не иной нормативный правовой акт; может быть обжалован только закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле любым правоприменительным органом, не обязательно судебным. Это могут быть таможенные органы, налоговые органы, различные государственные внебюджетные фонды, административные органы, упоминающиеся, например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КОАП РФ).

Вышеперечисленные требования к жалобе в Конституционный Суд РФ должны соблюдаться одновременно, то есть присутствовать в совокупности. Отсутствие или не соблюдение хотя бы одного требования, является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.

Примеры жалоб, которые Конституционный Суд РФ отклоняет и не принимает к рассмотрению.

Типичные причины отказа в принятии жалобы к рассмотрению Конституционного суда РФ следующие: подача жалобы, в которой оспаривается не закон, а иной нормативный акт, например, постановление Правительства РФ, действия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.

Секретариат Конституционного суда РФ правомерно отказал в принятии такой жалобы к рассмотрению на том основании, что гражданам не предоставлено право на обращение в Конституционный Суд РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ Указ Президента РФ. подача жалобы, не связанной с конкретным делом, вопреки требованиям ч. 4 статьи 125 Конституции РФ.

В таких жалобах не ставится вопрос о нарушении или возможности нарушения какого-либо конституционного права или свободы.

По сути, поступает абстрактное обращение, гражданин утверждает о том, что закон не соответствует Конституции РФ. при этом не указывает, что этот закон был применен в отношении него, и в результате были нарушены его права. если в жалобе гражданина все-таки идет речь о проверке конституционности закона, нарушающего, по мнению заявителя, его конституционные нрава и свободы, и примененного в конкретном деле, то Конституционный Суд РФ может отказать в принятии жалобы к производству на том основании, что заяви телем в жалобе ставится вопрос, не разрешенный ни в Конституции РФ, ни в указанном выше ФКЗ, а является прерогативой законодателя.

В качестве примера такого случая можно привести дело по жалобе гражданина В в Конституционный Суд РФ о признании неконституционной части 3 статьи 119 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, предусматривавшей предъявление иска к транспортной организации (перевозчику) только по месту нахождения данной организации, в части нарушения конституционного права на равенство граждан перед законом и судом.

При этом Конституционный Суд РФ исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции РФ решение вопросов об установлении или изменении подсудности тех или иных категорий гражданских дел относится к компетенции законодателя и Конституционному суду не подведомственно.


Может ли сторона, получившая отказ в удовлетворении собственных интересов во всех пройденных судебных инстанциях, обратиться куда-либо для защиты прав и пересмотра вынесенных ранее решений? Да, такая возможность действительно существует - это оформление обращения граждан в Конституционный Суд РФ (КС РФ). Рассмотрим в статье основания для написания такого документа, тонкости его составления, а также некоторые рекомендации, предоставленные опытными юристами-практиками.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Общее понятие

Прежде чем рассматривать тонкости написания обращения в КС, стоит определить общее понятие такого документа, которое представлено в современном законодательстве.

Обращением в Конституционный Суд Российской Федерации является запрос, ходатайство или жалоба, оформленная в письменном виде. Основанием обращения является неудовлетворенность решением, которое было вынесено другими судебными инстанциями РФ. Безусловно, данное дело должно иметь не только юридическое, но еще и конституционное значение, а также оно должно быть подсудным Конституционному Суду РФ.

Поводы к рассмотрению дела в КС

В качестве основного повода к рассмотрению дела в КС выступает наличие обращения в Конституционный Суд граждан, организаций или государственных структур.

Что касается основания для проведения рассмотрения дела, то таковым является неопределенность в конкретном вопросе правового характера, а также в применении норм права. В данной ситуации требуется установление соответствия определенного положения конкретного акта нормативного характера Конституции и законам, действующим на федеральном уровне.

Порядок обращения в Конституционный Суд

Нормативное регулирование

Рассматривая нормативное регулирование подачи обращения гражданами Российской Федерации, стоит отметить то, что такой запрос (жалоба или ходатайство) должен быть подан только в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Актами нормативного характера, которые регулируют отдельные аспекты вопросов, связанных с созданием и подачей обращений в Конституционный Суд РФ, в настоящее время являются:

  • Конституция РФ.
  • ФЗ "О Конституционном Суде".
  • Налоговый кодекс РФ.

В некоторых индивидуальных случаях процесс может быть регламентирован и некоторыми другими актами, в зависимости от того предмета, по отношению к которому создается обращение.

При составлении таких обращений заявители могут ссылаться не только на привычные источники законных норм, но также и на другие акты, в числе которых нередко присутствуют:

  • ссылки на иностранную практику в аналогичных процессах;
  • правовые позиции Конституционного Суда.

Обращения граждан в Конституционный Суд

Субъекты обращения

Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.

К дополнительному числу субъектов подачи подобного обращения следует отнести государственные органы и представителей власти. В ряде таковых находятся:

  • Президент РФ;
  • палаты Федерального Собрания;
  • органы Вооруженных Сил страны;
  • ВАС РФ (Высший Арбитражный Суд);
  • Правительство РФ;
  • органы исполнительной власти отдельных субъектов государства;
  • органы законодательной власти субъектов страны.

Виды обращений

Любое обращение граждан в Конституционный Суд должно оформляться в электронной форме и в точности соответствовать установленным требованиям. Современное конституционное законодательство страны определяется возможность подачи такого документа в трех формах:

Рассмотрим далее более детально особенности, характерные для каждой из них.

Как показывает практика, запрос - это самая распространенная форма обращения в рассматриваемую инстанцию. Стоит отметить, что подавать его могут представители государственных органов, а также депутаты, которые преследуют цель пересмотра определенных дел в строгом соответствии с нормами законодательства и правильностью их применения. Нередко с запросами в Конституционный Суд обращается Арбитражный суд.

Основной целью такого обращения является необходимость получения пояснений относительно той или иной нормы закона, которая имеет непосредственное отношение к рассматриваемому делу. Законодателем определено, что именно обращение в форме запроса необходимо в том случае, если президенту страны выдвигаются обвинения в совершении тяжких преступных деяний, а также в государственной измене.

В тех случаях, когда у органов или отдельных государственных служащих возникают споры относительно определенной компетенции, они могут обратиться в рассматриваемую инстанцию с ходатайством. Что касается обыкновенных граждан страны, их объединений, а также иностранцев, то их обращения должны иметь форму жалобы.

Требования к обращениям

Современное законодательство устанавливает целый ряд требований, которые непременно должны быть соблюдены в процессе написания письменного обращения. Детальный перечень таковых указан в содержании статьи 37 ФЗ "О Конституционном Суде".

В содержании указанной статьи указано, что любое обращение должно быть направлено на электронную почту КС РФ, специально созданную для приема таких документов. Документ должен быть представлен исключительно в электронном виде. При его написании необходимо использовать специальную электронную форму, которая размещена на официальном сайте инстанции.

Если у человека отсутствует возможность заполнения унифицированной формы, то он имеет право подать обращение в привычном для него формате документа, строго соблюдая все установленные требования. Стоит отметить, что такой документ должен обязательно иметь квалифицированную электронную подпись усиленного типа. В рассматриваемой ситуации переписка с заявителем может осуществляться в электронном формате, причем в порядке, обозначенном Регламентом КС.

Из общего числа основных требований, установленных в отношении обращений в рассматриваемую инстанцию, стоит выделить те, что касаются структуры документа. Так, на основании действующих правил в нем обязательно должны присутствовать:

  • орган, в который направляется обращение (в данном случае КС РФ);
  • наименование заявителя (в тех случаях, когда обращение осуществляется через представителя, должны быть указаны и его данные, а также основания представительства);
  • наименование того органа, который издал акт, подлежащий проверке;
  • нормы действующего законодательства, на основании которых осуществляется обращение;
  • источник акта, подлежащего проверке, его номер, дата принятия и публикации;
  • непосредственные данные спорной нормы, подлежащие рассмотрению;
  • позиция, которую отстаивает заявитель по поставленному вопросу, а также ее обоснование, подкрепленное нормами, представленными в актах действующего законодательства;
  • требование заявителя;
  • перечень документов, прилагаемых к поданной жалобе (ходатайству или запросу).

Основным требованием, выдвигаемым к рассматриваемой жалобе, является ее допустимость.

Субъекты обращения в Конституционный Суд

О допустимости жалобы

Любая жалоба, подаваемая на рассмотрение Конституционным Судом, обязательно должна быть допустимой. Обращение считается допустимым лишь в двух случаях:

  • применение определенной нормы закона было осуществлено в суде, что отражено в решении, выдвинутом по делу;
  • рассматриваемый закон в той или иной мере затрагивает свободы и права человека конституционной сфере.

Более того, любой заявитель, желающий подать обращение, должен сделать это в определенные временные пределы - не позднее года после вынесения решения по делу. В том случае, если поданная жалоба хотя бы по одному параметру не соответствует понятию ее допустимости, суд отклонит ее и не станет заниматься рассмотрением.

Какие документы могут прилагаться к обращению

В требованиях, указанных к составлению обращения в Конституционный Суд, указано, что в его содержании могут быть отражены данные относительно документов, выступающих в роли приложений к основному акту. Что может быть отнесено к числу таких приложений? В данный перечень входят:

  • тексты актов, подлежащих проведению оценки на соответствие законодательству;
  • документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины;
  • в том случае, если некоторые документы представлены на любом другом языке, отличном от русского, то к обращению должны быть приложены их нотариально заверенные переводы;
  • в том случае, если лицо подает обращение не лично, а через представителя, в числе дополнений обязательно должна присутствовать доверенность на осуществление данного действия.

В зависимости от индивидуальных ситуаций к рассматриваемым видам актов могут прилагаться показания свидетелей, а также заключения, сделанные экспертами. При наличии таковых лица, сделавшие заключения, могут быть вызваны на заседания, проводимые Конституционным Судом по рассмотрению указанных в обращении вопросов.

Заявителям стоит обратить свое внимание на то, что при подаче обращения в электронной форме все сопроводительные документы должны быть представлены аналогичным образом, в одном файле с основным обращением или запросом.

Обращение в Конституционный Суд РФ

О государственной пошлине

Как отмечает законодатель, рассмотрение обращений в Конституционный Суд проводится только в том случае, если они полностью соответствуют всем установленным требованиям, а также если в числе приложенных документов присутствует подтверждение факта уплаты государственной пошлины.

Что касается особенностей процессов внесения суммы пошлины, ее возврата, а также зачета, то они регламентируются нормами Налогового кодекса. В соответствии с его положениями в настоящее время размер такого сбора составляет 450 рублей. Его оплату можно произвести как через терминалы, так и в кассах российских банков. Стоит отметить, что данная возможность имеется и при посещении портала "Госуслуги".

Если обратить более детальное внимание на размеры государственной пошлины, то Налоговый кодекс предусматривает несколько вариантов ее размеров. Рассмотрим их более детально:

  • для граждан государства и иностранцев - 450 руб.;
  • для организаций - 6 750 руб.;
  • в случае направлении ходатайства или запроса - 6 750 руб.;

В тех случаях, когда обращения подаются в Конституционные Суды субъектов страны, размер госпошлины значительно снижается. Так, он составляет:

  • для физических лиц - 350 руб.;
  • для организаций - 4 500 руб.

Право на обращение в Конституционный Суд

Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения

В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:

  • общественные организации инвалидов;
  • Герои Советского Союза;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды ВОВ.

В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.

Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:

  • Верховный Суд;
  • мировые судьи;
  • Арбитражный суд;
  • суды, отнесенные к общей юрисдикции;
  • органы государственной власти отдельных субъектов страны;
  • федеральные органы власти;
  • органы самоуправления на местах.

Как усилить жалобу: советы юристов

Современная практика реализации гражданами собственного права на обращение в Конституционный Суд РФ показывает, что при подаче жалобы или ходатайства непременно стоит обратить свое внимание на необходимость подчеркнуть ее важность и обоснованность, так как в противном случае суд, как правило, принимает свое решение не в пользу истца.

В рекомендациях юристов-практиков, отмечено то, что для усиления собственной жалобы, кроме строгого соблюдения установленного порядка обращения в рассматриваемую инстанцию, заявителю следовало бы обратить свое внимание на специально разработанные для этого методики, которые являются полностью законными.

Конституционный Суд, рассматривающий обращение, уделяет внимание его обоснованности. Для того чтобы подчеркнуть присутствие таковой заявителю стоит указать в тексте документа ссылки на определенные положения КС, принятые ранее по аналогичным вопросам, а также ЕСПЧ (Судом по правам человека). Также параллельно могут быть предоставлены некоторые ссылки на зарубежную практику судов в решении аналогичных вопросов.

В качестве дополнения и для того чтобы обратить внимание на незаконность оспариваемой нормы некоторые юристы рекомендуют указывать на все противоречащие ей факторы, присутствующие в других законодательных источниках. В числе таковых могут присутствовать как полностью противоречивые, так и неоднозначные положения, вызывающие массу споров. Можно даже отметить противоречие спорной нормы правовым позициям Верховного и Арбитражного судов, а также Европейского суда по правам человека.

Обращение в Конституционный Суд

Для усиления обращения большинство юристов советуют обращать в тексте документа внимание на формализм судов. К сожалению, сегодня в работе всех судебных инстанций на территории Российской Федерации наблюдается излишний формализм. Отдельное внимание также можно уделить присутствующему в оспариваемой норме нарушению баланса интересов и прав. Практика показывает, что в определенных случаях в содержании обращения будет уместно отметить нарушение некоторых прерогатив Конституционного Суда в рассматриваемой норме.

Читайте также: