Кто не должен был судить бояр без суда боярской думы

Обновлено: 25.06.2024

За время своего недолгого регентства Елена Глинская провела целый ряд преобразований, в целом способствовавших дальнейшему укреплению централизованного государства. Происходит сужение податного и судебно­го иммунитета церкви; предпринимаются попытки установить контроль над ростом монастырского землевладения; церквям и монастырям запреща­ется покупать земли у служилых людей.

В 1535 г. проведена денежная реформа (введена единая монетная система; московская и новгородская монеты были уравнены. До реформы в московский рубль входило 200 московских денег, а в новгородский — 216 новгородских. Таким образом, новгородский рубль был в 2,16 раза больше московского).

Боярское правление. Приход к власти Ивана IV.

В 1538 г. Елена Глинская умерла. После ее смерти власть переходила от Шуйских к Вельским, и снова к Шуйским. Большую роль играли на всем про­тяжении периода боярского правления родственники Ивана IV по матери — Глинские.

В марте 1542 г. архиепископ Макарий стал митрополитом. Он оказал большое влияние на Ивана IV, и, до известной степени, предопределил его дальнейшие поступки.

В декабре 1543 Иван IV впервые вынес смертный приговор — Андрею Шуйскому. Но, хотя молодой царь и отстранил от власти Шуйских, пока еще ему не удалось стать реально правителем государства.

Лишь после венчания на царство (16 января 1547 г. в Успенском соборе митрополитом Макарием) и женитьбы (3 февраля 1547 г. на Анастасии Ро­мановне Захарьиной) он стал более или менее самостоятельным.

21 июня 1547 г. в Москве вспыхнул пожар. За два дня город почти пол­ностью выгорел, около 4 тыс. москвичей погибли. В поджоге обвиняли Глинских. Народ

ворвался в Успенский собор и убил Юрия Глинского. Иван IV бежал в село Воробьеве На третий день народ явился к царю, тре­буя выдачи других мнимых виновников пожара. Волнения начались и в других местах (в Пскове, Устюге).

Народные выступления были жестоко подавлены, но они со всей оче­видностью показали, что страна нуждается в преобразованиях.

Первый Земский собор.

Сословно-представительная монархия — это закономерный этап развития феодального государства. Она устанавливалась, как правило, в период преодо­ления феодальной раздробленности и формирования централизованного госу­дарства. Власть монарха опиралась на орган сословного представительства, имевший довольно широкие полномочия (в большинстве стран органы сослов­ного представительства в этот период были высшими законодательными орга­нами власти) и включавший представителей господствующего класса. Вхожде­ние сословий в Земский собор происходило постепенно - сначала формируется Боярская дума, которая станет непременным и постоянным участником всех Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не при­обретало силы. Вторым бессменным участником Земского собора становится Освященный собор — собрание архиепископов и епископов. Во главе Освя­щенного собора стоял митрополит, а с 1589 г. — патриарх. Несмотря на до­вольно сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви во всех своих начинаниях.

На Соборе была оглашена программа реформ.

Избранная Рада.

Цели и задачи проводившихся Избранной Радой преобразований иссле­дователи объясняют по-разному.

Одной из первых задач было изменение системы органов государствен­ной власти. Необходимо было приспособить существующую систему управления к усиливающейся царской власти, сделать ее более мобильной и подконтрольной, с одной стороны, и переориентировать на формирование не по принципу родства и происхождения, а по выбору государя.

Несомненно, что программа Избранной Рады была направлена на оформление прав и привилегий новой группы феодалов — дворянства, по­скольку именно они были более других заинтересованы в усилении царской власти. Неизбежно сокращаются права и привилегии боярства, в особенно­сти связанные с местным управлением. Сокращаются также права и приви­легии духовенства, начинается борьба за сокращение церковного и мона­стырского землевладения. Оформление изменения прав и привилегий отдельных социальных групп феодального класса делало насущной задачу выработки нового общерусского законодательства.

Другая важная задача, стоявшая перед государством — заведение войска. Заведение войска неизбежно требовало больших расходов, поэтому государ­ство вводит новые налоги и подати и пытается упорядочить их взимание. Кроме того, необходимо законодательно регламентировать изменившееся по­ложение податных сословий.

Судебник 1550 г.

Решение о составлении нового Судебника было принято в 1549 г. Ут­вержден Судебник Ивана IV на Земском соборе в 1550 г. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем учтена су­дебная практика.

Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну.

Запрещено продавать в холопы детей боярских; дворяне освобождены от подсудности боярам-наместникам. Была также установлена предельная сумма долга в служилой кабале (15 руб.), а должников запрещалось отда­вать в холопы. Отменялось также правило, по которому поступивший на службу без договора делался холопом.

Введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской админист­рации. Население должно было нести тягло (совокупность натуральных и денежных повинностей).

Новое налогообложение.

Ограничение местничества.

Уложение о службе.

Создание стрелецкого войска.

В 1571 г. М.И. Воротынским был составлен первый военный устав, по­священный организации сторожевой и станичной службы.

Преобразования в системе органов государственной власти.

Были проведены также некоторые преобразования в системе органов государственной власти.

Стоглавый Собор.

Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь.

В январе-мае 1551 г. по инициативе и при участии митрополита Мака­рия и Ивана IV созван Собор русской церкви. Он одобрил принятие Судеб­ника 1550 г. и реформы; унифицировал церковные обряды, создал единый пантеон святых; приняты меры для искоренения безнравственности духо­венства; церкви запрещено ростовщичество; было решено передать в руки царя земли, приобретенные церковью до Собора, а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения.

Реформы Избранной Рады вызывали негативную реакцию боярства. С другой стороны, нарастает конфликт между самой Избранной Радой и Ива­ном Грозным.

В ноябре 1559 г. заболела, а десять месяцев спустя, в 1560 г. умерла Анастасия Романовна. Сильвестр, а затем и Адашев были обвинены в от­равлении царицы и отправлены — один в ссылку в Соловецкий монастырь, другой — в Ливонию воеводой.

В апреле 1564 г., опасаясь преследований Ивана Грозного, бежал в Великое княжество Литовское Андрей Курбский, возглавлявший войска в Ливонии.

3 декабря 1564 г. сам царь неожиданно покидает Москву. Некоторое время проездив по подмосковным селам, Иван, наконец, останавливается около Александрова, откуда 3 января 1565 г. отправляет два послания в столицу. В одном, адресованном митрополиту, он объявляет о своем наме­рении оставить престол из-за измен боярства, в другом, адресованном по­садским людям Москвы, Иван говорит, что на них у него гнева нет.

Во-первых, он получает право судить бояр и налагать на них опалы без суда Боярской Думы.

В-третьих, на Земщину накладывается огромный налог в 100 тысяч руб­лей для заведения опричного войска (первоначально их было около 1000 человек, а в конце существования опричнины — около 5000).

Казнены были и некоторые церковные деятели: в 1568 г. — архиманд­рит Герман, в 1569 г. — митрополит Филипп.

В декабре 1569 г. в Москве убит Владимир Старицкий, уничтожена вся его семья.

Воспользовавшись доносом о намерении новгородцев перейти к Литве и способствовать восхождению на престол Владимира Старицкого, Иван IV с опричниками предпринимает поход на Новгород. За полтора месяца в горо­де замучено и убито от 3 до 10 тысяч человек. По дороге к Новгороду раз­громлено еще несколько городов — Клин, Тверь, Торжок и др.

Вскоре дошла очередь и до самих опричников. В 1570 г. казнены и уби­ты Басмановы, М.Т. Черкасский с семьей, А. Вяземский, И. Висковатый и др. (В то же время некоторые опричники — М. Скуратов, В. Грязной — во­шли в Боярскую думу в качестве думных дворян.)

Фактически, опричнина отменена не была, хотя после 1572 г. террор против боярства ослабевает, некоторым даже возвращены конфискованные земли, а само слово запрещено употреблять.

После смерти старшего сына перед Иваном IV встал вопрос о преемнике. Оставшийся в живых сын Анастасии Федор был слабоумен, а сын Марии На­гой — Дмитрий — слишком мал. Очевидно, Иван создает что-то вроде опе­кунского совета для Федора (но кто в него входил — точно неизвестно).

Согласно официальному жизнеописанию, в самом конце жизни Иван Грозный постригся в иноки и наречен Ионою. 19 марта 1584 г. царь умер.

Место Боярской думы в ряду других государственных учреждений определяется ее отношениями к самодержавной власти. Это не есть учреждение административное или судебное, т. е. высший центральный приказ.

Дума (равно как и земские соборы) есть вспомогательное учреждение при самодержавной власти; эта последняя через нее осуществляла себя в частных явлениях государственной жизни.

Главнейшие моменты в истории Боярской думы Московского государства определяются именно отношениями ее к верховной власти. Можно различать три эпохи в ее истории.

3) В третью эпоху (XVII в.) наступает нормальное отношение Боярской думы к власти царя, т. е. нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой: государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Ко времени борьбы с боярским элементом относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства естественно было ожидать и появления канцелярии при думе. Думным дьякам поручалось заведывание такими текущими делами, которые не могла вести постоянно дума in corpore, – именно делами посольскими, разрядными, поместными и бывшего Казанского царства; эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей: они становились министрами, и каждый по своему ведомству имел право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы они не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков дошло до б, а при Феодоре Алексеевиче – до 15. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизменным и в XVII в.[64]

Получение звания думного человека зависело от производства кого-либо в один из высших чинов волей государя. Но государь в этом случае соображался с породой жалуемого: лица высших преимущественно княжеских фамилий получали прямо звание боярина, минуя низшие чины; менее знатные начинали с окольничества; прочие проходили по низшим ступеням чинов, редко достигая боярства. Лишь в производстве в думные дворяне и думные дьяки воля государя ничем не стеснялась; в думные дьяки производились из дворян, гостей и подьячих. – Акт пожалования в думный чин заключался в словесном объявлении этого во дворце через думного дьяка в присутствии ассистента из думных чинов равного ранга с жалуемым чином (если жалуется боярство или окольничество).

Число членов думы не может быть определено для первой эпохи, когда еще не установилось возведение в чин боярина и, следовательно, назначение в думу. С XVI в. оно становится определеннее; со времени великого князя Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы: от Иоанна III к сыну его перешло 13 бояр, б окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей; сам Василий оставил своему преемнику 20 бояр, 1 казначея, 1 окольничего. При Иоанне Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил сыну 10 бояр, 1 окольничего, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных дворян. Обратное явление произошло при Федоре Иоанновиче, который оставил 18 бояр, 8 окольничих и только 2 думных дворян. Далее общее число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением царствования Михаила Феодоровича): так, при Борисе Годунове было их 30, в Смутное время – 47, при Михаиле Феодоровиче – 19, при Алексее Михайловиче – 59, при Феодоре Алексеевиче – 167.

В постоянных заседаниях думы участвовали далеко не все, имевшие звание думного человека, а лишь те, которые были в то время налицо в Москве (если не были одновременно заняты специальными служебными делами и если не подвергались временной опале). Возможно, полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Иногда к думе присоединялся собор духовенства, когда особенно вопрос касался прав духовенства (см. Ук. кн. ведом, казн., ст. I и XIX); иногда же собор духовенства призываем был к обсуждению государственных вопросов в отдельном заседании.

Права Боярской думы. Дума есть учреждение, не отделимое от царской власти; поэтому, подобно правам этой последней, права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. В законах находим частичное утверждение за актами деятельности думы значения актов высшей власти.

Относительно суда и администрации дума является не одной из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (Ук. 1694 г. в Полн. собр. зак., № 1491). В том и другом случае решения думы имеют силу общего закона (большая часть законов была дана по частным случаям судебной практики, т. е. путем казуистическим). Для ведения текущих судебных дел при думе (как сказано выше) учреждена в XVII в. Расправная палата из членов думы. Дума in corpore является собственно судебным органом только тогда, когда судит в качестве первой инстанции, а именно – своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам; лишь иногда поручаются ей наиболее важные дела по политическим преступлениям. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей (назначение и увольнение городовых воевод, судей в приказах и полковых воевод). Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так как и самые приказы (разрядный и поместный) первоначально были только комиссиями думы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

65. Государственный совет и Государственная дума

65. Государственный совет и Государственная дума По закону, Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами императора. Продолжительность созывов Государственного совета и Государственной думы определяются теми же указами.Государственный

Государственная Дума

Государственная Дума Государственная Дума – это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет (начиная с 2011 г.; до этого депутаты избирались на четыре года).В отличие от Совета Федерации, Госдума формируется

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России С середины 90-х годов внешняя политика украинских лидеров, пришедших к власти при мощной западной поддержке,

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота В Комитет по делам СНГ поступали многочисленные обращения и решения из Крыма и Севастополя.«Российская община г.

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии [1] . Являлась продолжением княжеской думы [источник?] в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Содержание

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян, что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.

Полномочия

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) — время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

том, что мне ни над кем ничего не делати без собору, никакого дурна".

Чье имя должно стоять на месте пропуска?

1) Василий Шуйский 2) Иван Мстиславский

3) Федор Романов 4) Федор Салтыков

Другие вопросы из категории

российских земледельцев и землевладельцев тебе понравились, а какие нет? Объясни свою позицию.

1.Во Франции король Карл10 пытался восстановить старые.
2.Вследствие Июльской революции была устранена династия.
3."Священный союз" был основан с целью.
4.Следствием Июльской монархии стало.
5.Автором договоров "Венской системы" был.
6.В составе "Священного союза" Россия играла роль.

крестьян; 3) Царь не должен был слушать ложных доносов; 4) Царь не мог отнимать имущество у наследственников и родственников осуждённых; 5) Новый царь должен быть избран на Земском соборе

Перечислите обязательства которые взял на себя Михаил Романов, вступая на престол:
А) Не вводить новых законов без согласия Боярской думы и Земского собора
Б) Охранять права русской православной церкви
В) Не объявлять войну по собственному усмотрению
Г) Отдать решение вопроса о престолонаследии после своей кончины в руки Боярской думы и Земского собора

(Правильными могут быть 1-4 ответа или все ответы могут быть не верными)

из этого расказать, одним словом-сожмите этот текст.

Александр III решительно отверг проекты реформ, уволил в отставку Лорис-Меликова и других либералов. 25 апреля 1881 г. был издан Манифест, провозгласивший, что царь будет действовать "с верою в силу и истину самодержавной власти".

В августе 1881 г. для борьбы с революционным движением царь издал "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия". "Положение" подтверждалось каждые три года и просуществовало до свержения монархии.

Губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, высылать нежелательных лиц, закрывать предприятия и учебные заведения, приостанавливать периодические издания.

При министре внутренних дел образовали Особое совещание, которое могло ссылать без суда на 5 лет. По всей России создали отделения по охранению порядка и общественной безопасности с большой агентурой ("охранка").

В 1889 г. в местном управлении вместо мирового суда и мировых посредников ввели земских участковых начальников, которые назначались из дворян министром внутренних дел. Они соединили в своем лице судебную и административную власть над сельским населением, могли назначать и отменять состав волостных судов, отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян аресту, телесным наказаниям.

В 1890 г. началась земская контрреформа. Крестьяне были лишены права непосредственно выбирать гласных: теперь волостной сход избирал только кандидатов в гласные, а утверждал их губернатор. Постановления земских собраний также подлежали утверждению губернатором.

В 1892 г. вышло новое городовое положение, заменившее прежний налоговый ценз имущественным: в губернском городе - от 1 до 3 тыс. рублей. Фактически избирателями остались лишь владельцы промышленных и торговых заведений. Решения думы отныне подлежали утверждеию особым чиновником.

Реакционность курса правительства ярко проявилась в области просвещения. В 1887 г. министр народного просвещения издал циркуляр , по которому было запрещено принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п.". Он получил название "циркуляр о кухаркиных детях". В деревне в противовес земским школам увеличивалось число церковно-приходских школ.

Новый университетский устав лишил советы университетов права выбирать ректоров и профессоров. Были уволены либерально настроенные преподаватели. Началось наступление на женское образование. Был прекращен прием в единственный женский медицинский вуз. Из всех женских высших курсов, существовавших в Петербурге, Москве, Казани и Киеве, сохранились только одни - в Петербурге.

В тяжелое положение была поставлена печать. "Временные правила о печати"(1882 г.) вводили так называемую "карательную цензуру", обязывавшую издания после третьего предупреждения представлять очередные номера в цензуру накануне их выхода. Это повело к прекращению выхода многих изданий. Право закрывать любые издания было предоставлено не только Министерству внутренних дел, но и обер-прокурору Синода.

Контрреформы Александра III вызвали в обществе глубокое недовольство и способствовали обострению социальных противоречий.

Определенные надежды возлагались обществом на нового императора Николая II (1894 - 1917). Однако в первом же публичном выступлении Николай заяявил, что конституционные планы - это лишь "бессмысленные мечтания". Тем самым была ясно выражена его приверженность самодержавию, курсу Александра III.

из этого расказать, одним словом-сожмите этот текст.

Александр III решительно отверг проекты реформ, уволил в отставку Лорис-Меликова и других либералов. 25 апреля 1881 г. был издан Манифест, провозгласивший, что царь будет действовать "с верою в силу и истину самодержавной власти".

В августе 1881 г. для борьбы с революционным движением царь издал "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия". "Положение" подтверждалось каждые три года и просуществовало до свержения монархии.

Губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, высылать нежелательных лиц, закрывать предприятия и учебные заведения, приостанавливать периодические издания.

При министре внутренних дел образовали Особое совещание, которое могло ссылать без суда на 5 лет. По всей России создали отделения по охранению порядка и общественной безопасности с большой агентурой ("охранка").

В 1889 г. в местном управлении вместо мирового суда и мировых посредников ввели земских участковых начальников, которые назначались из дворян министром внутренних дел. Они соединили в своем лице судебную и административную власть над сельским населением, могли назначать и отменять состав волостных судов, отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян аресту, телесным наказаниям.

В 1890 г. началась земская контрреформа. Крестьяне были лишены права непосредственно выбирать гласных: теперь волостной сход избирал только кандидатов в гласные, а утверждал их губернатор. Постановления земских собраний также подлежали утверждению губернатором.

В 1892 г. вышло новое городовое положение, заменившее прежний налоговый ценз имущественным: в губернском городе - от 1 до 3 тыс. рублей. Фактически избирателями остались лишь владельцы промышленных и торговых заведений. Решения думы отныне подлежали утверждеию особым чиновником.

Реакционность курса правительства ярко проявилась в области просвещения. В 1887 г. министр народного просвещения издал циркуляр , по которому было запрещено принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п.". Он получил название "циркуляр о кухаркиных детях". В деревне в противовес земским школам увеличивалось число церковно-приходских школ.

Новый университетский устав лишил советы университетов права выбирать ректоров и профессоров. Были уволены либерально настроенные преподаватели. Началось наступление на женское образование. Был прекращен прием в единственный женский медицинский вуз. Из всех женских высших курсов, существовавших в Петербурге, Москве, Казани и Киеве, сохранились только одни - в Петербурге.

В тяжелое положение была поставлена печать. "Временные правила о печати"(1882 г.) вводили так называемую "карательную цензуру", обязывавшую издания после третьего предупреждения представлять очередные номера в цензуру накануне их выхода. Это повело к прекращению выхода многих изданий. Право закрывать любые издания было предоставлено не только Министерству внутренних дел, но и обер-прокурору Синода.

Контрреформы Александра III вызвали в обществе глубокое недовольство и способствовали обострению социальных противоречий.

Определенные надежды возлагались обществом на нового императора Николая II (1894 - 1917). Однако в первом же публичном выступлении Николай заяявил, что конституционные планы - это лишь "бессмысленные мечтания". Тем самым была ясно выражена его приверженность самодержавию, курсу Александра III.

Вы находитесь на странице вопроса "". не должен был судить бояр без суда Боярской думы, не отнимать вотчин, не налагать опалу без вины, подписав обещание: "Целую крест всей земле на", категории "история". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "история". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Читайте также: